Чем тяжелее были страдания и скорби ближних, тем сильнее возбуждалась к ним любовь святителя Тихона. Самое живое участие он принимал в заключенных по темницам за преступления и долги. Пока Задонск не был городом, свт. Тихон часто ездил в Елец под предлогом посещения друзей своих и под предлогом каких-либо неважных покупок, для того чтобы посещать тамошние богадельни и узников в темнице. Часто он бывал там так скрытно, что и друзья его не знали о его приезде. Подъехав к городу в сумерках, он оставлял свою повозку за рекой Сосной и пешком проходил в темницы. При входе он приветствовал их, как своих детей, садился с ними, каждого расспрашивал о причине его заключения. Испытывая их совесть, сперва утешал, потом увещевал к признанию, к раскаянию, к великодушному терпению своих уз. Уходя, оделял их милостыней, а содержащимся за долги давал выкупные деньги. Посетив богадельни для подаяния, уходил из города. Разносилась весть о его прибытии, знакомые искали видеть его, но он уже был далеко и на дороге останавливался только для перемены лошадей. С 1779 г., когда Задонск сделан был уездным городом, святителю Тихону открылась возможность удовлетворять своему благочестивому участию к несчастным гораздо ближе: ибо тюрьма была сначала помещена в монастыре. Неправедно обвиняемым и притесняемым он давал просительные письма к начальствующим и судиям и ходатайствовал за них. В 1770 г. двое причетников Задонской приходской церкви, родные братья, по наветам и клеветам отданы были вместе в военную службу. После них осталась престарелая мать, жены и девять малолетних детей в их бедных домах, бывших в смежности с монастырским садом. Однажды святитель Тихон, прохаживаясь в небольшой роще, на горе, за монастырем, нашел мать и детей плачущих. Узнав причину их слез, он стал посылать им деньги и хлеб на содержание. Но эта помощь не могла уничтожить скорби о потере для матери сыновей, для жен мужей, для детей отцов. Часто и после сего Тихон слышал вопль сирот и сам терзался сердцем и горько плакал. Наконец, разведав обстоятельно об обвинении и находя его несправедливым, он решился ходатайствовать, хотя и казалось, что было поздно, ибо причетники разосланы уже были в отдаленные полки. Он написал от лица их просьбу в Святейший Синод и послал ее при просительном письме к архиепископу Гавриилу. Вследствие ходатайства святителя Тихона дело было вновь пересмотрено, прежнее решение найдено неправильным, и оба причетника были возвращены к своим местам. И так святитель Тихон имел утешение отереть слезы сирот и избавить от незаслуженного наказания невинных, что составляло для него высочайшее утешение. Он был отцом, защитником, помощником всем бедным и нуждающимся окрест Задонска.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

366 Современные сатанизм и люциферианство уже в этой жизни создают такое отношение к Богу. – Кантовское и Шеллинговское учение о свободе воли, как о самосозидании личности, т. е. как об условном творчестве, у нас в литературе преобразовал и усиленно защищал Архим. Антоний [Храповицкий, ныне Архиеп. Волынский] в своей диссертации: – «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной» («Полн. собр. соч.», Т. 3, Казань, 1900, стр. 489–942, особ. см. V, § 6, стр. 575, 577; IX, § 2, стр. 628–629 и стр. 633–634). 369 А. Папюс, – Философия оккультиста. Пер. В. В. Трояновского, СПб., 1908. – Его же. Практическая магия, Ч. II, СПб., 1912. – Лидбитер , – Астральный план, СПб., 1909. – Ж. Г. Буржа , – Магия, СПб. 1911 и т. д. 370 Гр. М. В. Толстой, – Хранилище моей памяти. М., 1893, книжка вторая, стр. 52, «Редсток». Курсив мой. 371 [Ф. И.] Буслаев, – Изображение Суда по русским подлинникам «Очерки русской нар. слов. и искусства», Т. 2, СПб, 1861, – здесь же и подлинник. – Н. В. Покровский , – Страшный Суд в памятниках визант. и русск. иск., Одесса, 1887. – Его же. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус., М., 1890. 374 Архим. [ныне Архиеп.] Сергий, – Православное учение о спасении, Сергиев Посад, 1895 (есть и более нов. изд.), стр. 171–172. – Точно так же, на вопрос: «Когда человек узнает, что получил отпущение грехов своих?» преп. Исаак Сир . дает такой ответ: «Когда ощутит в душе своей, что совершенно, – от всего сердца, возненавидел грех, и когда явно дает себе направление, противоположное прежнему» ( Исаак Сир ., Слово 18 по рус. пер., и по греч. изд. Феотоки – 84-е. «Творения» изд. 3-е, Сергиев Посад, 1911, стр. 76–77). 376 F. Godet, – Commentaire sur la première Epitre aux Corinthiens, T. I, Paris-Neuchatel. 1886, p. 172. 378 «Слово искра есть души… Дух мой, к вечности спеши», из стихов Георгия, затворника Задонского («Письма в Бозе почивающего затворника Задонск. Богородицк. монастыря Георгия», изд. Порфир. Григоровым, Воронеж, 1860, ч. 1, стр. 182=Леонид Денисов , – Жизнь Георгия, затв. Задонск. Богород. мон., М., 1896, стр. 113). Эти два стиха любил повторять † старец Исидор, стр. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

На обратном пути из Борисоглебского училища, я остановился на короткое время в Ростовском Яковлевском монастыре у о. архим. Поликарпа 1542 , бывшего моего ректора по Владимирской семинарии. Он приняли меня весьма любезно. Пользуясь этими случаем, я посетил прочие Ростовские обители и осмотрел находящийся при соборе здания бывшего здесь архиерейского дома, куда предполагалось перевести Борисоглебское д. училище. По пути из Ростова я заезжал в Переславль и провел несколько дней в Никитском монастыре у моего доброго знакомого, о. архим. Нифонта. 1543 Здесь я нашел старого также —635— 1861 г. знакомого архимандрита Феодора (Бухарева) 1544 , который в феврале этого года, оставив должность члена С.-Петербургского цензурного комитета, поселился в Никитском монастыре, занимаясь литературою. – Это было мое последнее с ним свидание. В Переславле я посетил своего родственника (шурина), священника Введенской церкви Дм. Вас. Царевского и еще раз (и уже в последний) осмотрел знаменитые развалины громадного храма, под названием Гефсимания, – в бывшем Горицком монастыре. Возвратившись в конце июля в академию, я поспешил в Москву для посещения вверенной мне обители и для представления словесного отчета о своей поездке высокопр. митрополиту. 14-го августа писал мне профессор нашей академии Н.И. Субботин из Задонска, где он был очевидцем необычайного торжества – открытия мощей святителя Тихона, епископа Воронежского: «Пользуясь вашим благосклонным позволением просрочить несколько в отлучке на каникулы, я совершил путешествие из Курска в Задонск, откуда и посылаю вашему высокопреподобию новую покорнейшую просьбу о снисхождении ко мне в том случае, если промедление мое будет больше, нежели сколько вы предполагали. Так как путь наш из Курска в Задонск лежал не на Воронеж, то, чтобы удовлетворить желанию – поклониться мощам св. Митрофана, мы намерены отправиться туда из Задонска, числа 16, когда преосв. Сергий предполагает отслужить литургию. Из Воронежа я немедленно отправлюсь в Лавру, и надеюсь, если даст Бог, явиться к своим обязанностям числа 22 или 23.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На означенном докладе Синода Государь Император в 25 же день мая собственноручно написать соизволил: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр». Причем Его Величеству благоугодно было открытие мощей святителя возложить на митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора, совместно с архиепископом Воронежским и Задонским Иосифом, с предоставлением им вызвать для той же цели ближайшего к Воронежу епископа Курского Сергия, а для торжества сего назначить день 13 августа. «Синод возвещает о сем благочестивым сынам Православной Церкви, да купно с ним воздадут славу и благодарение Господу, тако изволившему, и да примут сие явление нового заступника и чудотворца, яко новое небесное благословение на царствование августейшего монарха нашего, подъемлющего неусыпные труды ко благу православного народа Русского и своей царской любовью и попечением объемлющего всех своих верноподданных всякого звания и состояния. Санкт-Петербург». Итак, по воле Промысла Божия, торжественному открытию святых мощей святителя Тихона суждено совершиться в день недельный, в который последовала и кончина его по откровению Божиему. Глава III. Торжественное открытие святых мощей   Радость православных. — Приготовления в обители. — Стремление народа в Задонск. — Приезд митрополита Исидора и других иерархов. — Стечение духовенства в Задонск. — Численность всего народа. — Множество разного рода недужных. — Помещение и содержание народа в Задонске. — Благочестие прибывших. — Усердие к святителю. — Крестный ход в Богородице-Рождественскую церковь к раке святителя. — Начинательная молитва об открытии св. мощей. — Изнесение гробницы святителя на середину церкви и торжественное молебное пение в честь его. — Крестный ход со св. мощами и порядок его. — Торжественное всенощное бдение. — Открытие гробницы со св. мощами. — Многознаменательность и впечатления этой минуты. — Величание свт. Тихона и всенародное Ему поклонение. — Продолжительность бдения. — Литургия 13 августа. — Вход в алтарь со св. мощами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря. В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию.

http://sobory.ru/article/?object=00450

4 августа в Задонск прибыл митрополит Новгородский и С.-Петербургский Исидор. Осмотрев приготовления и разрешив некоторые вопросы относительно церковных приготовлений, он уехал в Воронеж на праздник св. Митрофана. Через несколько дней митрополит Исидор вместе с Воронежским архиепископом Иосифом возвратился в монастырь. Решением Св. Синода определялось участие в торжествах епископа Курского Сергия, но 10 августа в Курск должен был приехать император, и поэтому Преосвященный Сергий как местный епископ по долгу службы обязан был встречать его. В Святейшем Синоде было решено направить на открытие мощей епископа Тамбовского Феофана (Говорова), который и прибыл в Задонск 11 августа утром. К этому времени успел освободиться епископ Сергий и ночью приехал в монастырь 493 . Ко дню открытия св. мощей из разных мест прибыло множество представителей духовенства: архимандритов, протоиереев, иеромонахов, священников. Всего духовных лиц, кроме причетников и послушников, собралось около 300 челове 494 . Торжества начались накануне дня открытия мощей в субботу 12 августа. Божественную литургию в монастырской церкви Рождества Божией Матери совершил епископ Тамбовский Феофан. В этом храме с 1846 г. почивали мощи святителя Тихона. По окончании литургии митрополит Исидор в сослужении трех архиереев и духовенства в той же церкви совершил молебен с водоосвящением перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Тем самым они обращались к Божией Матери с молитвой о ниспослании благословения и благодатной помощи свыше на совершение порученного им дела 495 . В час дня в монастыре и городском соборе начался благовест с перезвоном. По предварительному распоряжению монашествующие собрались в монастырском Владимирском соборе, а белое духовенство – в городском Успенском соборе. В половине второго начался звон во все колокола, и крестный ход из городского собора направился в сторону монастыря. Впереди шли причетники с фонарями, запрестольным крестом и иконой Божией Матери, хоругвями и свечами, за ними шли диаконы с кадилами, священники и протоиереи с иконами. Это благодатное шествие возглавил архимандрит Феодосии, ректор Воронежской семинарии. В крестном ходе принимало участие так много священнослужителей, что, по воспоминаниям одного из участников, когда первая пара подходила к святым воротам монастыря, то последняя – только выходила из собора, образуя живую цепь, длиной не менее километр 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  8. Купеческой дочери Елисеевой. Города Воронежа купеческая дочь Александра Яковлевна Елисеева в молодых летах имела сильную головную боль, нестерпимые истерические припадки и лихорадку с 1829 до 1833 года; врачи от лечения ее отказались, и главный из них советовал ей ехать к Липецким минеральным водам; но она, положившись на Промысел Божий, вознамерилась отправиться к святителю Тихону и, утвердившись в этом намерении сновидением (в котором святитель Тихон восстал из гроба, и когда она припала к ого стопам, благословил ее), отправилась в Задонск в августе 1833 года; там, накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери, 25 августа, отстояв всенощную, а на другой день обедню, исповедалась, приобщалась и по возвращении домой совсем выздоровела. В 1840 году те же припадки ее возвратились; но она снова видела во сне святителя Тихона, восставшего из гроба и покрывшего ей голову красным бархатным воздухом, и вследствие данного обета отправиться в Задонск, получила облегчение; съездив же туда, совершенно исцелилась.   9, 10 и 11. Крестьянок Бурдыниной, Юдиной и Мясоедовой. Задонского уезда, села Репца (ныне Панютина), умершего помещика Кожина крестьянка Евдокия Бурдынина была бесновата 4 месяца и в октябре 1845 г. получила при гробе святителя исцеление. Того же села крестьянка Агафия Юдина 20 лет назад была 4 года сряду больна головой, спиной и грудью с припадками; осенью 1842 года привезена в Задонскую обитель и, пробыв несколько времени при гробе святителя Тихона, освободилась от недуга. Принадлежащего к тому же селу Воскресенского хутора, детей помещика Кожина, крестьянка Феодора Мясоедова, 16 лет назад, была одержима в течение полугода беснованием; весной же, придя в Задонскую обитель, молитвами при гробе святителя Тихона совершенно исцелилась. Все эти три исцеления значатся в записи отца Иринея и подтверждены присяжными показаниями исцелившихся.   12. Монаха Иринарха. Воронежского Митрофанова Благовещенского монастыря монах Иринарх с 1842 года одержим был в течение 2,5 лет лихорадкой с сильными и продолжительными пароксизмами. В августе или сентябре 1844 г. пришло ему на мысль призвать на помощь святителя Тихона, и когда он воззвал: «Святителю Христов Тихоне, хоть бы ты мне помог» в ту же минуту почувствовал в себе перемену, во всем теле сделался жар и проявился пот; пароксизмы лихорадки не возвращались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Так вот, согласно итогам этого освидетельствования, мощи в 1959 году представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированнная кожа и сухожилия. Не тронута тлением осталась кисть левой руки святого и ныне сохраняемая в кафедральном соборе Орловской епархии. Акт освидетельстивования, полностью опровергающий итоги «разоблачительного вскрытия» 1919-го года, был предан огласке. Такого удара воинствующие атеисты снести не могли. И с началом повторных гонений на церковь при Н. С. Хрущеве мощи Задонского Чудотворца вновь оказались в запасниках местного краеведческого музея. Русская Православная Церковь не оставляла попыток вернуть утраченную святыню, но лишь в 1988 году (по случаю 1000-летия крещения Руси) чтимые чудотворные останки переданы были Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда попечением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) мощи святителя Тихона торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью – под своды Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря. Произошло это в день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского, 26 (13 – по старому стилю) августа 1991 года. А накануне, 25 августа, Воронеж попрощался с мощами св. Тихона Задонского, которые с начала лета 1991 пребывали в кафедральном Покровском соборе рядом с усыпальницей святителя Митрофана Воронежского. В Задонск на торжества съехалось около 3 тысяч паломников. Только автобусов типа «Икарус» было более 20. А вместе с горожанами, пришедшими на торжество, общее число побывавших в тот день в Богородицком монастыре превышало 5 тысяч. Улица Коммуны, бывшая Монастырская, по которой двигался к обители крестный ход с мощами, была заполнена народом, желавшим соприкоснуться с таинством возвращения некогда отнятой святыни. Почтили визитом город Задонск митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий и три архиерея: архиепископ Саратовский и Вольский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) и епископ Орловский и Брянский Паисий (Самчук).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

К новоявленному чудотворцу выражалось великое благоговение и великое усердие, и Господь изливал богатые милости через Своего угодника на всех обращавшихся к нему с крепкой верой и теплой молитвой. Как в первый, так и в последующие дни по молитвам святителя многие больные, даже слепые от рождения, глухие, скрюченные, бесноватые и т. д., на глазах у всех получали исцеления Так, например, жительница одной деревни Курской области рассказывала о своем глухонемом 32-летнем сыне. Лишь в 5 лет он научился ходить, причем согнувшись и очень неуверенно. Видел плохо, в основном же глаза были закрыты. Мальчик был неразвит, ничего на знал, не просил есть, хотя бы не кормили его несколько дней, никогда не мог сам перекреститься. Всю свою жизнь сидел, пригнув голову к коленям, и не мог сам приподняться, спал мало и беспокойно. В августе 1861 года сестра глухонемого взяла его с собой в Задонск. С большим трудом они совершали свой путь, так что за день проходили всего около двух километров, и только с помощью посторонних людей им удалось добраться до Задонского монастыря. С первого же раза, когда больного приложили к раке св. мощей, в нем стала заметна перемена к лучшему. Он начал креститься, целовал крест, стал ходить прямее, выражение его лица стало осмысленным. Постепенно поправляясь, он вернулся домой здоровым Другая женщина из Рязанской области с детства совершенно была лишена зрения, но когда ее привели в Задонск и она приложилась к мощам, то стала обоими глазами хорошо видеть Не менее замечательное чудо, укрепляющее веру в Бога и Его угодника святителя Тихона, — исцеление одного крестьянина г. Воронежа. За шесть лет до торжественного прославления святителя Тихона он начал страдать головными болями. Кроме того, он стал плохо видеть правым глазом. По временам он находился в таком болезненном состоянии, что не мог обходиться без посторонней помощи. В день открытия св. мощей он находился в Задонске. Как только он приложился к святым мощам, его боль утихла и зрение полностью восстановилось

http://pravoslavie.ru/36950.html

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину. Особенно он любил помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее отъездов этих он по возможности избегал. Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь. Другой пример: святитель Тихон часто посещал друзей своих, помещиков Бехтеевых. В одно из этих посещений дети их, получив благословение, ушли и только младший, Никандр, остался слушать наставления святителя. Уезжая, святитель благословил его со словами: «Да будет благословение Божие в сем юноше». Через несколько лет Никандр Алексеевич, по воле родителей, поступил на военную службу, но скоро вернулся и объявил, что хочет поступить в монастырь. Родители испугались и, уезжая куда-то, заперли его и велели стеречь. В ту же ночь Никандр Алексеевич бежал, переплыл на лодке Дон и пристал к Задонскому монастырю, бывшему в 12 верстах от родительского дома. На берегу его ждал святитель Тихон. «Я знал, что вы нынешней ночью оставите ваших родителей, — сказал он, — и зашел за о. Митрофаном, чтобы вас встретить». Он поручил его духовному руководству о. Митрофана, и Никандр Алексеевич остался в монастыре навсегда. Но постриг принимать он его не благословил, и Никандр до своей кончины жил в монастыре послушником. Свою долю наследства он раздал бедным, а для своего пропитания он научился ремеслу. Могила его чтилась среди могил тамошних праведников.

http://sedmitza.ru/lib/text/437564/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010