Иоанна Крестителя, в ненастную и дождливую погоду промочила и застудила ноги и почувствовала в них судороги. Так как она сама не могла уже идти, то наняла мужичка, который и привез ее с товаром в квартиру, занимаемую ею у двоюродной сестры в пригородной слободе. В продолжении 6-летней болезни своей она, по причине бедности своей, ничем не лечилась. Священник несколько раз ее исповедовал и приобщал Св. Таин, и однажды пособоровал. Болезнь ее, постепенно усиливаясь во всем теле, дошла до того, что она не могла не только ходить, но даже и лежать на спине, а находилась почти в висячем положении с помощью укрепленного над ее кроватью шеста, за который она держалась попеременно то одной, то другой рукой, и питалась приношениями от двоюродного брата и других. Когда услышала она в июле месяце сего года об открытии мощей святителя Тихона в г. Задонске, то мысленно молилась ему усердно о помиловании ее и дала обет идти в Задонск на поклонение угоднику Божию, как скоро будет иметь облегчение. С того времени она начала вставать с постели и ходить по избе, опираясь на палку. В последних числах месяца июля, она, хотя с большим трудом, отправилась в Задонск, пригласила с собой пятнадцатилетнюю племянницу свою, девицу Надежду Сахарову. В пути, при ежедневном постепенном облегчении, не более, чем за неделю, она пришла в Задонск. В августе 1-го числа, приложившись к надгробию святителя Тихона, она получила совершенное исцеление. О сем объявила она архимандриту Задонского монастыря и осталась, по усердию, до открытия мощей. В сие время она увиделась в Задонском монастыре с купцом Шубиным, который знал о ее болезни и питал ее во время оной, и рассказала ему о своем исцелении. С призванием имени Божия под присягой подтвердили о сем три человека, знающие о ее болезни.   XIX. Тульской губернии, Епифановского уезда, деревни Извольской, Казановки тоже, помещика Льва Львовича Карбоньер временнообязанный крестьянин Климент Онуфриев под присягой показал: три года тому назад, по уборке хлеба в осеннее время (это было в воскресенье), домашние его пошли в поле для сгребания жнивы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

«По молитве Первенствующий Архиерей прикладывался ко святым Мощам, приемля от Святителя Митрофана благословение к своему возвращению. «Оба архиереи вышли из Собора в мантиях, по обычаю, долго благословляя многочисленный народ. «Вседневный колокольный звон продолжал возвещать радость Церкви. XVIII. Описание открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского (из книги: Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца, в двух частям, изд. 7. Спб. 1874, части 2-й стр. 50–72). «4-го Августа прибыл в Задонскую обитель Высокопреосвященный Митрополит Исидор, осмотрел приготовления, разрешить некоторые недоумения относительно церковных приготовлений и отправился 5-го числа в Воронеж к празднику открытия мощей Святителя Митрофана. При гробе Святителя Тихона, день и ночь, непрерывно совершались панихиды, а при находящейся в Задонском монастыре чудотворной иконе Владимирския Божия Матери молебны, по желанию богомольцев. 9-го числа, после вечерни, возвратился Высокопреосвященный Исидор, вместе с Архиепископом Воронежским Иосифом. Присутствовать при открытии мощей назначено было еще Курскому Епископу: но как 10-го (Августа ожидали приезда Государя Императора в Курск, и местный Епископ, по долгу звания, должен был встретить Его Величество, что могло воспрепятствовать благовременному прибытию Преосвященного Сергия в Задонск, то Святейший Синод вызвал Тамбовского Преосвященного Феофана, который и прибыл в Задонск, 11-го числа утром, а в тот же день ночью прибыл и Курский Епископ. Из разных мест прибыли шесть Архимандритов, много Протоиереев, Иеромонахов, Священников и Диаконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли  они не по наряду, а по собственной воле. Начальство оделило только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов; Задонского, Елецкого и Лакейского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии Св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афонской горы и Греки из разных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

4. Государственная крестьянка Домника Макарьева Щербатова села Дмитрашевки Землянского уезда Воронежской губернии не доверяла беснующимся и укоряла их в притворстве. Сорок четыре года она была совершенно здорова, но вот, в 1859 г., за неделю до Рождества Христова, она стала чувствовать чрезвычайную тоску и такое отвращение от хлеба, что даже не могла видеть его, ела же одну соленую селедку. Потом, на Святой неделе, появились припадки беснования, во время которых она кричала и бранила родных: отца, детей, духовного отца, хлеб, хулила все святое и выказывала особенное отвращение к священным предметам; причем была так слаба, что не могла двигать ни рукой, ни ногой. Когда она уже готовилась к смерти от истощения, то призванный для напутствования ее духовник, посоветовал мужу и родным отвезти ее в Задонск. Всю дорогу она старалась вырваться, в одном месте сбросилась с очень высокого моста. Больную привезли в Задонский монастырь перед всенощной. Она была в состоянии беспамятства. Когда ее приложили ко гробу святителя Тихона, она пришла в себя, встала на ноги и в продолжение молитв, которые читались над ней, панихиды и всенощного бдения, простояла без поддержки, с усердием молясь святителю Тихону об избавлении ее от беса, после чего почувствовала большое облегчение, сама вышла из церкви и стала есть хлеб. Беснований с тех пор с ней не было, и здоровье ее стало постепенно поправляться. 5. Государственная крестьянка Феодора Яковлева Кочетова, Задонского уезда, села Дубового, деревни Меланьиной, с 7 октября 1859 г. подвергалась беснованию. Во время припадка у нее появлялась боль в сердце и тяжесть во всей внутренности, отчего она падала и кричала. Иногда она не теряла сознания, однако не могла предохранить себя ни от падений и ушибов, ни от сильного крика. С Вознесения 1860 г. болезнь стала постепенно усиливаться, припадки возобновлялись по два и по три раза в сутки, и что-то влекло больную из избы к колодцам, погребам, и вообще к уединению. Родственники ее, опасаясь, как бы она не сделала себе вреда, вынуждены были привязывать или связывать ее. В июле месяце, связав, ее повезли в Задонск. В продолжение всего пути она старалась освободиться. По прибытии же в Задонск отслужили панихиду по святителю Тихону, и, когда иеромонах читал над ней молитвы, она постепенно стала чувствовать облегчение. А после двухдневного моления при гробе святителя, припадки беснования совершенно оставили ее, и она возвратилась домой, за 24 версты, пешком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

  36. Мещанки Поповой. Задонская мещанка Настасья Васильевна Попова в последних числах апреля месяца прошлого 1860 года сделалась больна приливом крови к сердцу, с сильным колотьем, нестерпимой болью в голове и помрачением зрения; припадки эти сопровождались зевотой и мучительными корчами в руках и ногах. Не употребляя никаких лекарств, больная искала помощи только у святителя Тихона, молясь при гробе его, и по ходатайству угодника Божия скоро получила совершенное исцеление от недуга. Об этом засвидетельствовали под присягой сама Попова и мать ее Клавдия Чуфарова.   37. Помещика Викулина. Задонский помещик, надворный советник Владимир Алексеевич Викулин в детстве был одержим английской болезнью и семи лет от роду не мог еще ходить, несмотря на многие медицинские пособия. Когда его мать, по совету бабушки, решилась ехать с ним из Воронежа, где тогда жила, в Задонск, отслужить там молебен Божией Матери и панихиду по святителе Тихоне, то он начал передвигать ноги; когда же мать поехала одна, он опять перестал ходить и был до тех пор болен, пока мать с ним отправилась в Задонск. Когда его в первый раз прикладывали к надгробию святителя, то лобызая лик его, он воззвал: «Святителю отче Тихоне, дай мне ножки!» Мать неоднократно присутствовала при панихидах святителю. С того времени, не выезжая из Задонска, он начал ходить; ноги его постепенно до того укрепились, что он и в военной службе прослужил одиннадцать лет и до старости не чувствовал боли в ногах. Это показал он под присягой в июне 1860 г.   38. Помещицы Вороновой. Помещица Елецкого уезда, жена секунд-майора, Раиса Васильевна Воронова, многократно получала исцеления в своих болезнях и утешения в скорбях по молитвам святителя Тихона Задонского. Особенно замечательны два следующие случая: 1) В 1812 году была она более месяца до того больна желтой горячкой с совершенным расстройством ног, что сам доктор ее советовал ей обратиться за помощью к святителю Тихону, и когда она, приехав в Задонск, на костылях приведена была в церковь и помолилась пред образом Божией Матери, то уже почувствовала облегчение, а когда приведена была в пещеру, в которой находился гроб святителя, и стала молить его о исцелении, то простояла панихиду без костылей и поддержки других, сама пришла в номер монастырской гостиницы на 2-м этаже и с тех пор совсем укрепилась в здоровье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

«Услышав о скором открытии мощей святого Тихона Задонского,— так говорила Анна Двуреченская о своем исцелении,— я просила у него помощи и дала обет быть в Задонске при самом открытии. Я ничего не помню, как меня отправили из дому, что со мной делалось в дороге, как меня привезли в Задонск, как я прикладывалась к раке святителя Тихона; в продолжение всего этого времени я находилась в бесчувственном состоянии (об этом рассказали мне после)». Можно по этому судить, в каком страдальческом недуге была бесноватая и как сильно и всецело обладал ею дух тьмы! Но при ней в путешествии были ее отец с матерью и родной 26-летний брат Прокопий Степанов. Недостаток ее рассказов они пополнили следующими обстоятельствами. «По ее желанию, мы,— говорил отец,— повезли страждущую в Задонск, дня за четыре до открытия святых мощей. На пути все время она была в бесчувственном состоянии, и в припадках беснования играла песни, прыгала, обнаруживая такую силу, что я с женой и с сыном, будучи в силах, едва могли держать ее на повозке. По прибытии в Задонск, еще до открытия святых мощей, мы с 9 числа августа, ежедневно несколько раз, прикладывали больную к раке святого Тихона, но выносили ее всякий раз назад в бесчувственном состоянии, вне себя, с припадками беснования». Соображение сих обстоятельств со временем исцеления бесноватой приводит невольно к той мысли, что святитель, так сказать, намеренно удерживал целебную Свою силу до дня торжественного открытия святых мощей его, чтобы мы в нетленном теле его, как бы очами, узрели источник, из которого исходит обильный дар чудотворений. Ибо исцеление бесноватой последовало 13 августа, в день открытия святых мощей и во время самого крестного хода с ними. Обстоятельство это так поразительно, что мы решились привести его со всеми подробностями. Во время крестного хода со святыми мощами вокруг монастыря отец бесноватой, мать и брат стояли в толпе народа на монастырском дворе, окружив больную и бдительно наблюдая за ней. В виду их болящая Анна, очнувшись, пришла к сознанию впервые после отправления из своего дома, и, возложив на себя крестное знамение, устремила глаза к мощам святителя, несомым в воздушном пространстве, на значительной высоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

4 августа в Задонск прибыл митрополит Новгородский и С.-Петербургский Исидор. Осмотрев приготовления и разрешив некоторые вопросы относительно церковных приготовлений, он уехал в Воронеж на праздник св. Митрофана. Через несколько дней митрополит Исидор вместе с Воронежским архиепископом Иосифом возвратился в монастырь. Решением Св. Синода определялось участие в торжествах епископа Курского Сергия, но 10 августа в Курск должен был приехать император, и поэтому Преосвященный Сергий как местный епископ по долгу службы обязан был встречать его. В Святейшем Синоде было решено направить на открытие мощей епископа Тамбовского Феофана (Говорова), который и прибыл в Задонск 11 августа утром. К этому времени успел освободиться епископ Сергий и ночью приехал в монастырь Ко дню открытия св. мощей из разных мест прибыло множество представителей духовенства: архимандритов, протоиереев, иеромонахов, священников. Всего духовных лиц, кроме причетников и послушников, собралось около 300 человек Торжества начались накануне дня открытия мощей в субботу 12 августа. Божественную литургию в монастырской церкви Рождества Божией Матери совершил епископ Тамбовский Феофан. В этом храме с 1846 г. почивали мощи святителя Тихона. По окончании литургии митрополит Исидор в сослужении трех архиереев и духовенства в той же церкви совершил молебен с водоосвящением перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы Владимирской. Тем самым они обращались к Божией Матери с молитвой о ниспослании благословения и благодатной помощи свыше на совершение порученного им дела В час дня в монастыре и городском соборе начался благовест с перезвоном. По предварительному распоряжению монашествующие собрались в монастырском Владимирском соборе, а белое духовенство — в городском Успенском соборе. В половине второго начался звон во все колокола, и крестный ход из городского собора направился в сторону монастыря. Впереди шли причетники с фонарями, запрестольным крестом и иконой Божией Матери, хоругвями и свечами, за ними шли диаконы с кадилами, священники и протоиереи с иконами. Это благодатное шествие возглавил архимандрит Феодосии, ректор Воронежской семинарии. В крестном ходе принимало участие так много священнослужителей, что, по воспоминаниям одного из участников, когда первая пара подходила к святым воротам монастыря, то последняя — только выходила из собора, образуя живую цепь, длиной не менее километра

http://pravoslavie.ru/36950.html

Ему же Святитель посылает полтораста рублей. «Их дали два жителя Воронежские для раздачи на милостыню, и просили мене раздать их. Я их тебе посылаю, чтобы ты раздал, а именно так: или сам поезжай в Ливны город и раздай погорелым, самым бедным, или доброму и верному человеку поручи, чтобы раздал, ничего не утаив. Потрудись не отрицайся: будет тебе в пользу души. И никому о том не сказывай, от кого посланы. А чтобы они розданы были погорелым Ливенским бедным: так приказано» 493 . Схимонах Митрофан, нуждаясь в общении со Святителем, просил его приехать к нему в Задонск 494 . Но Святитель призвал его к себе в загородный Троицкий дом. «Ко мне приезжай немедленно, чтобы повидаться, пока с миром сим не распрощаюсь, понеже крайне слаб» 495 . Это было 17 апреля 1767 г. Ушедший на покой в Толшевский монастырь, Святитель не прерывал письменного общения с Митрофаном и другими благочестивыми «приятелями», утешая их в том, что, с удалением на покой, он не может лично беседовать с ними. «Не скорби, что я отлучился от вас. Дух мой всегда с вами неотлучно» 496 . С переселением Святителя в Задонск восстановилось и личное общение его с Митрофаном. Во время же пребывания на кафедре Святитель полюбил благочестие елецких граждан. С тех поре Елец сделался любимым его городом. Особенно ценил он купца Козьму Игнатьевича Студеникина, у которого Святитель и останавливался при посещении Ельца 497 . Отказавшись от кафедры, Святитель мог наконец предаться тому совершенному уединению, о котором мечтал с молодых лет. Он избрал для этого наиболее глухой – Толшевский монастырь, расположенный в дремучем лесу и мало посещаемый богомольцами. И братия монастыря почти исключительно состояла из мужиков. Казалось ему, что и здоровье его восстановится в лесной местности. Но не прошло и года, как Святитель почувствовал, что ему нельзя дольше оставаться в Толшах. Низкая болотистая местность, среди которой расположен этот монастырь, и гнилая вода речки Усмани не укрепляли, а еще более расшатывали его здоровье. А нравы монастырской братии стояли очень не высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

- Говори громче! - Не могу, я и так на весь телеграф ору. Софья Николаевна, у меня к вам есть предложение. До Задонска пять часов езды. Приезжайте! - Когда? - Если сейчас выедете, будете у нас к вечерней трапезе. Матушка Валентина благословила, чтобы вы приехали. - Матушка… благословила… Это что, розыгрыш? Какая матушка, какой монастырь? Ты меня вообще за абсолютную идиотку принимаешь? - О, Господи! Почему, когда врешь, тебе верят, а когда правду… Одним словом, мне есть что вам рассказать. О том, что произошло, о Михаиле Прокофьевиче. Приезжайте. Прокричав адрес монастыря и сказав: “Жду вас”, Юля повесила трубку. В конце концов, она выполнила все, что обещала — себе и Кирееву. Извинилась, передала привет от Михаила, пригласила приехать. Почему-то Селивановой казалось, что Софья не приедет. - Куда мне ехать? — спрашивала сама себя Воронова, продолжая держать в руке телефонную трубку. Но она этого не замечала, как не замечала и того, что разговаривала вслух сама с собой. — Я что, ненормальная? Они, наверное, Киреева не смогли найти и теперь хотят, чтобы я… Но зачем для этого надо ехать в Задонск? Или они перехватят меня на дороге… Господи, какая каша в голове! Надо позвонить Мещерской и посоветоваться… Поскольку мысли в голове Софьи роились подобно встревоженному пчелиному рою, она не договаривала до конца фразы. Наконец ей удалось прийти в себя. Только тут Софья заметила, что лихорадочно листает Атлас автомобильных дорог… Хорошо, что Мещерская оказалась дома. - Славка-черноголовка, привет! Ты можешь спросить у своих мужиков, по какой дороге в Задонск надо ехать? - Что случилось, насмешливая моя? Кстати, как выставка проходит? - После, после, Сонечка. Приеду, все расскажу. Если приеду. - Да ты что?! Жди меня, я сейчас к тебе бегу — все расскажешь, тогда и решим, куда тебе… - Мещерская! Не буди во мне зверя! Я уезжаю сейчас, немедленно. — Но, почувствовав, что на том конце провода обиженно задышали, Воронова сказала так мягко, как только могла в этот момент: — Сонечка, милая моя! Я тебе все расскажу, я еще надоем тебе, вот увидишь, но сейчас я должна ехать. Поверь мне.

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

В марте 1849 года во сне видела себя стоящей у гроба святителя Тихона пред мощами его и слышала женский голос, говорящий ей: «проси святителя и читай ему тропарь: правило веры и образ кротости, — он исцелит тебя и возьми два кувшинчика с водой, стоящий на столике недалеко от гробницы». Взяв один кувшин и начав пить воду, она проснулась и почувствовала чрезвычайное облегчение во всем теле, сама легко могла встать с постели и с того времени ежедневно читает тропарь святителю; болезнь, постепенно уменьшаясь, наконец совсем прекратилась. — Присяжное о сем показание дала исцеленная в мае 1860 года, а в монастырских актах записано сие при самом исцелении, с письменного извещения исцелившей, с удостоверением ее духовного отца и трех благородных лиц.   26. Крестьянина Соловьева. Рясофорный послушник Задонского монастыря Кассиан, прежде именовавшийся Иваном Соловьевым, до поступления в монашество крестьянин Тульской помещицы Ефремовского уезда, сельца Алексеевки, поручицы Анны Михайловны Леонтьевой, 11 января 1851 года был поражен параличем, три года был без памяти, нем, в помешательстве рассудка и не владел правой рукой. Чрез 6 недель от начала болезни владение рукой возвратилось, но немота осталась, и умственные способности расстроились; состояние это доктор признавал неизлечимым. По совету протоиерея Перцова и с благословения бывшего Преосвященного Тульского Димитрия, Соловьев с бабкой своей и другими женщинами отправился на богомолье в Задонск, Воронеж и Киев; 6 июня того же 1851 года прибыл в Задонск и 7 июня, по окончании заутрени, подойдя ко гробу святителя Тихона, взяв из лампады масла и выпив оное, почувствовал потрясение в языке и во всех членах тела, а по отслужении панихиды по святителе, в ту же минуту произнес: «Велия благодать святителя, угодника Божия Тихона!» и постепенно стал без труда говорить, а чрез два дня мог уже ясно и без затруднения читать церковные книги, и с тех пор совсем здоров. Присяжное показание его о том в деле на 96 листе; составленный же 7 июня 1851 года акт об исцелении Соловьева, внесенный в книгу монастыря, подписан самим Соловьевым, тремя находившимися при нем женщинами, задонским городничим Халяпиным, протоиереем Алексеевским, титулярным советником Максимовым и архимандритом Задонского Богородичного монастыря с братией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Тихона при архиепископе Воронежском Антонии В 1845 году в Задонском монастыре был заложен новый обширный собор по проекту архитектора К. Тона. Для возведения этого собора необходимо было сломать прежний ветхий храм. Остался неразобранным только алтарь, под сводом которого покоилось тело святителя Тихона, но в силу аварийного состояния оставшихся стен нельзя было допустить совершение панихиды по требованию многочисленных богомольцев. Настоятель монастыря архимандрит Серафим в докладе Воронежскому архиепископу Антонию от 4 мая 1846 г. предлагал тело Преосвященного Тихона перенести вместе с гробом в другое приличное место. Архиепископ Антоний, несмотря на слабость, в сопровождении архимандрита Симеона, ректора семинарии, отправился в Задонский монастырь. Обращает на себя внимание следующий рассказ, показывающий, что намечавшееся перенесение тела святителя происходило не без Промысла Божия. Не доезжая до Задонска, Преосвященный Антоний вышел из экипажа и спросил архимандрита Симеона: “Знаете ли, зачем мы едем в Задонск?” – “Нет, не знаю”, – отвечал тот. “Святитель Тихон, – сказал архиепископ, – являлся мне во сне и сказал: “Ты не умрешь, пока не вынешь меня из грязи!” Мы едем в Задонск, чтобы исполнить его приказание” 458 . На другой день вечером, лично осмотрев усыпальницу святителя Тихона, архиепископ Антоний приказал настоятелю архимандриту Серафиму, казначею иеромонаху Паисию и ризничему иеромонаху Зосиме войти в усыпальницу, закрыть дверь и разломать надгробие и своды. С большим трудом они сделали это 459 . Нижняя часть свода от сырости обвалилась, и кирпичи лежали на гробе святителя. Когда расчистили камни, увидели, что крышка и боковые доски гроба подверглись гниению, нижняя же цела и крепкая. Тело святителя оказалось нетленным, хотя и было вместе с облачением влажным. Архиерейские одежды также целы, только от времени пожелтели. Подложив под нижнюю целую доску три чистых полотна, св. мощи вынули из склепа на поверхность земли (в самой усыпальнице) 460 . По всей усыпальнице, по свидетельству участников этого первого обретения нетленных мощей святителя Тихона, распространилось сильное благоухание, которое продолжалось целый день после перенесения тела в теплую церков 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010