32. Сына задонского предводителя дворянства Славянова. Задонский уездный предводитель дворянства Гавриил Николаевич и жена его Софья Алексеевна Славяновы свидетельствовали за присягой, что родившийся у них в апреле месяце 1854 г. сын Николай в июне месяце того же года сделался очень беспокоен, лишился сна и день и ночь болезненно кричал. Его лечил опытный Задонский врач Семенкович, но в течение 10 недель все медицинские средства оставались без успеха, напротив, дитя более и более ослабевало. Приведенная почти в отчаяние таким неблагоприятным ходом его болезни мать дитяти решилась прибегнуть к самой надежной помощи святителя Тихона. 14 августа она взяла его и пошла пешком в г. Задонск, отстоящий от их деревни в 20 верстах, и прибыла туда уже поздно после всенощной. Эту ночь ребенок провел так же, как и предшествующие, очень беспокойно. Утром 15 числа г-жа Славянова пришла с ним ко гробу угодника Божия Тихона и, помолившись со всем усердием матери, желающей сохранить своего сына, первенца, положила его на надгробие святителя. Дитя перестало кричать, когда же она взяла его опять на руки, то увидела, что он крепко спит. Сон этот продолжался весь день, а в 12 часу следующего дня у дитяти из уха пошла непрестанно материя. После сего ребенок стал видимо поправляться и скоро выздоровел совершенно.   33. Крестьянского мальчика Голошубова. Пятилетний сын государственного крестьянина Задонского уезда, села Михайловища, Филиппа и жены его Натальи Голошубовых, Василий, был нем, хотя и слышал; родители старались выучить его выговорить: «Господи, помилуй», по не имели в том успеха; когда же в Филиппов пост 1859 года, по совету родных и знакомых, начали молиться святителю Тихону и дали обет прийти в Задонск поклониться угоднику при гробе его, то сын их в то же время стал выговаривать «Господи, помилуй» и говорить все, как должно. Родители исцеленного в июне 1860 г. объявили об этом настоятелю Задонского монастыря, свидетельствуя в истине происшествия всеми родными своими, соседями и духовными лицами села Михайловища и подтвердили это присягой. В присяжном показании заключается только та подробность, что когда после произнесения ими обета идти в Задонск сын их выговорил «Господи, помилуй», то они с сыном пошли в Задонск, и когда там, отслужив молебен Божией матери и панихиду по святителе Тихоне, приложили немого сына к лику угодника Божия, тогда сын их начал говорить все. Что этот сын Голошубовых был нем, а когда родители сводили его в Задонск, чтобы поклониться святителю Тихону, то получил способность говорить и теперь говорит, показали: по священству — местный священник села Михайловища и спрошенные под присягой два соседа Голошубовых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Помолившись в Задонске, и возвращаясь домой, она, отойдя от города три версты, оглянулась на монастырь и горько заплакала, не умея понять, отчего вид города так ее взволновал. Дома она стала работать по прежнему… На 26м году возраста она сильно занемогла истерией, исхудала, и с ней стали случаться внезапные обмороки. В таком состоянии, не желая быть в тягость своим благодетелям, Матрона просила ее совсем отпустить. Те не удерживали ее, и даже ничем не поблагодарили за то, что она пятнадцать лет работала на них, как раба купленная. В одном платье вышла от них Матрона и поселилась у своей сестры, тоже бедной женщины. Болезненные припадки повторялись чаще, иногда она еле одетая бегала по улицам. Три года пробыла она в этом положении, пока, наконец, сестра ее, набожная женщина, не свезла ее в Задонск на могилу св. Тихона. Здесь она получила исцеление. Вернувшись в Елец, она опять просила у Мелании совета, поступить ли ей в монастырь. Но та сказала: — Ступай-ка лучше в Задонск. Там будешь принимать странников, питать сирот! — Как же это так, — думала Матрона, — когда мне самой там негде приютиться. На эту тайную мысль ей Мелания возразила: — Не сомневайся, но веруй. Правда, тебя теперь никто не знает там. Но придет время, тебя узнают и в Москве и за Москвою. Ты заживешь в каменных палатах. Не сомневайся, но молись и веруй! Матрона тихо плакала при этих словах затворницы. Желание сходить в Задонск стало овладевать ею; к этому склоняла ее и пережитая ею болезнь, от которой она там исцелилась, и совет Мелании, и сон, в котором она видела, что святитель Тихон с другим старцем зовут ее в Задонск. Наконец, она собралась туда. Когда она входила теперь в Задонск безвестною странницею, ей было на вид лет 30. Изнуренность, бледность лица, и ветхое рубище говорили и о болезненности и о нищете ее. Но она не стала просить милостыни, а постоянно молилась в пещере, где был похоронен святитель Тихон, чтоб он сжалился над нею и позаботился о ней. Не было у нее убежища, и ей часто приходилось оставаться под открытым небом не только в дневную непогоду, но и в ненастные ночи. Припадки ее, хоть в гораздо более легком виде, повторялись еще с нею, ее подбирали на улице в обмороке, и солдаты отвозили ее в тюрьму.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Вернувшись в Елец, она просила у Меланьи совета, поступить ли ей в монастырь. Но та сказала: «Ступай-ка лучше в Задонск. Там будешь принимать странников, питать сирот!» «Как же это так, — думала Матрона, — когда мне самой негде приютиться?» На эту тайную мысль ей Меланья возразила: — Не сомневайся, но веруй. Правда, тебя теперь никто не знает там. Но придет время, тебя узнают и в Москве, и за Москвою. Ты заживешь в каменных палатах. Не сомневайся, но молись и веруй! — Матрона тихо плакала при этих словах затворницы. Желание сходить в Тихвин стало овладевать ею; к этому склоняла ее и пережитая ею болезнь, от которой она там исцелилась, и совет Мелании, и сон, в котором она видела, что святитель Тихон с другим старцем зовут ее в Задонск. Наконец, она собралась туда. Когда она входила теперь в Задонск безвестною странницею, ей было на вид лет тридцать. Изнуренность, бледность лица и ветхое рубище говорили о болезненности и о нищете ее. Но она не стала просить милостыни, а постоянно молилась в пещере, где был похоронен святитель Тихон, чтоб он сжалился над нею и позаботился о ней. Не было у нее убежища, и ей часто приходилось оставаться под открытым небом не только в дневную непогоду, но и ненастные ночи. Припадки ее, хоть в гораздо более легком виде, повторялись еще с нею, и ее подбирали на улице в обмороке, и отвозили ее в тюрьму. Двое иеромонахов, узнав о положении Матроны, уговорили одну задонскую жительницу приютить ее у себя. И только что у нее оказался более или менее верный кусок хлеба, она стала помогать другим. Возвращаясь из монастыря, она приводила с собою нескольких странников и кормила их тою пищею, которую ей давали с трапезы те иеромонахи, сама же довольствовалась остатками. Кроме того, она брала к себе больных и кормила их. Это тихое доброе дело встретило некоторое сочувствие: ей стали подавать на ее странноприимство, и все больше и больше призревала она народу, так что бедные богомольцы называли ее «матушка кормилица». Тогда та женщина, у которой Матрона Наумовна жила, стала ей завидовать и притеснять ее. Она иногда просто не впускала ее в дом, и тогда приходилось укладывать гостей на дворе, под открытым небом. Матрона не обижалась за себя, но горевала, что ей некуда принять странников.

http://azbyka.ru/fiction/rajskie-cvety-s...

4-го числа августа прибыл в Задонскую обитель Высокопреосвященный митрополит Исидор, осмотрел приготовление, разрешил некоторые недоумения относительно церковных приготовлений и отправился 5-го числа в Воронеж к празднику открытия мощей святителя Митрофана. При гробе святителя Тихона, день и ночь, непрерывно совершались панихиды, а при находящейся в Задонском монастыре чудотворной иконе Владимирской Божией Матери молебны, по желанию богомольцев. 9-го числа, после вечерни, возвратился Высокопр. Исидор, вместе с архиепископом Воронежским Иосифом. Присутствовать при открытии мощей назначено было еще курскому епископу; но так как 10-го числа августа ожидали приезда Государя Императора в Курск, и местный епископ, по долгу звания, должен был встретить Его Величество, что могло воспрепятствовать благовременному прибытию Преосвященного Сергия в Задонск, то Святейший Синод вызвал Тамбовского Преосвященного Феофана, который и прибыл в Задонск 11-го числа утром, а в тот же день ночью прибыл и курский епископ. Из разных мест прибыли шесть архимандритов, много протоиереев, иеромонахов, священников и дьяконов. Духовных лиц собралось до 300 человек, кроме причетников и послушников; прибыли они не по наряду, а по собственной воле. Начальство сделало только распоряжение, чтобы не препятствовать духовенству уездов Задонского, Елецкого и Ливенского, если оно пожелает прибыть в Задонск и присутствовать при открытии св. мощей. Были духовные из Перми, Екатеринославля, Вятки, Саратова, с Афонской горы и греки из разных мест. Всего прибывшего к открытию св. мощей народа насчитывалось до 300 000 человек. Экипажей было 12 600, считая и простые телеги. Большая часть простолюдинов прибыли из дальних мест, шли и ехали с большой поспешностью, в жаркое время, со всеми лишениями, неразлучными с скудными их средствами и трудностями дальнего пути. Город, постоянно вмещавший в себе 7 000 человек, был тесен для принятия посетителей. Простой народ не затруднялся в выборе помещений: привыкший к простой жизни, он еще менее заботился об удобствах ее, когда посвящает себя на молитвенные подвиги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

В следующем 1861 году, чрез неделю после праздника Богоявления Господня, умер ее сын. Это усугубило ужасные, душевные страдания Анастасии. Ей представлялось, что сына отравила неприязненная сила и увлекла его с собой на вечные мучения. В отчаянии, она, изодрав на себе платье, бегала по улицам, уходила иногда в соседние селения и неистово кричала. Домашние вынужденными нашлись держать ее на привязи. Все сподручные меры приняты были к исцелению несчастной, но ничто не помогало; умопомешательство (назовем так это состояние) усиливалось, и болезнь во всех переменах своих продолжалась таким образом — почти целый год. В том же 1861 году, дней за двадцать до праздника Живоначальной Троицы, Анастасия, в крайнем изнеможении сил, уснула и видела сон, будто стоит она у мощей святителя Тихона Задонского и хочет рукой поднять покров, коим покрыты святые мощи его; голос невидимый запрещает ей касаться покрова; святитель же мягкосердно сказал: «Пусть откроет». В тот же момент она проснулась, надежда на один миг озарила ее душу, и она почувствовала желание идти в Задонск к святителю Тихону. Но едва успела заявить о сем матери, как неверие и отчаяние опять овладели ею, и какая-то противная сила непреоборимо отвлекала от исполнения благодатной мысли. Мать же, ухватившись за эту мысль, как за якорь спасения, уверяла потерянную дочь свою, что святитель Тихон непременно возвратит ей христианскую землю, и успела расположить ее, после больших усилий, к путешествию в Задонск. Особенных трудов стоило матери довести ее до Задонска, но и для дочери, по ее болезни, нелегко было это путешествие. Полное отсутствие рассудка, крайнее изнеможение физических сил, одышка и давление в груди невыразимо затрудняли движение болящей. За две недели до праздника Святой Троицы пришли они в Задонск и, не заходя никуда, прямо вошли в церковь, в которой тогда под спудом покоились святые мощи угодника Божия Тихона. Руководимая матерью, больная приблизилась к надгробию, на котором был изображен образ святителя. Лишь только она коснулась к образу устами, в то же мгновение ее озарила было надежда благодатного избавления; но мрачное отчаяние, как бы препираясь, вытеснило это светлое и животворное чувство души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Архиепископ Антоний, видя, что дело прославления Задонского святителя со стороны Святейшего Синода затягивается, решил снова писать доклад и просить о торжественном открытии св. мощей. Предварительно он провел некоторые мероприятия. Учитывая, что тело святителя Тихона было вынуто из сырой и влажной могилы и что при положении в новый гроб одежды также остались влажными, владыка Антоний поручил ректору архимандриту Симеону и настоятелю архимандриту Серафиму, которому как бывшему наместнику Киево-Печерской лавры известно обращение со святыми мощами, привести одеяние в порядок со всей осторожностью и благоговением и составить при этом описание как нетления тела, так и архиерейского облачения 470 . Посылая архимандрита Симеона в Задонск, архиепископ сказал: “Мы с вами дело сделали, но не довершили его; ведь мы оставили святителя Тихона в мокрой ризе. Поезжайте в Задонск… снимите ризу и просушите ее” 471 . Назначенные лица в течение пяти ночей выполняли данное им послушание, но ризу не снимали, а вставляли в рукава и низ саккоса и подризника распорки 472 . Далее архиепископ Антоний распорядился составить описание чудес, совершенных над болящими с призыванием на помощь молитвенного содействия святителя Тихона. Такое описание было составлено архимандритом Симеоном на основании монастырской книги, где фиксировались случаи чудесных исцелений (записи в книгу производились в присутствии свидетелей, удостоверяющих прежнее состояние больного), а также на основании сообщений и писем, присланных в адрес монастыря. Обо всем этом архиепископ подробно сообщил в Святейший Синод 473 . Одновременно с этим докладом архиепископ написал письмо обер-прокурору Протасову Н. А., в котором свидетельствовал архиерейской совестью, что по особому внушению он вменяет себе в обязанность сообщить о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона Задонского и о всеобщем “сладостном и притрепетном желании стекающихся из отдаленных мест в Задонск многочисленных богомольцев да явлен будет пред глазами всех этот великий светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом” 474 . Подписав доклады, владыка Антоний через несколько часов скончался (20 декабря 1846 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Архиепископ Антоний, видя, что дело прославления Задонского святителя со стороны Святейшего Синода затягивается, решил снова писать доклад и просить о торжественном открытии св. мощей. Предварительно он провел некоторые мероприятия. Учитывая, что тело святителя Тихона было вынуто из сырой и влажной могилы и что при положении в новый гроб одежды также остались влажными, владыка Антоний поручил ректору архимандриту Симеону и настоятелю архимандриту Серафиму, которому как бывшему наместнику Киево-Печерской лавры известно обращение со святыми мощами, привести одеяние в порядок со всей осторожностью и благоговением и составить при этом описание как нетления тела, так и архиерейского облачения Посылая архимандрита Симеона в Задонск, архиепископ сказал: “Мы с вами дело сделали, но не довершили его; ведь мы оставили святителя Тихона в мокрой ризе. Поезжайте в Задонск… снимите ризу и просушите ее” Назначенные лица в течение пяти ночей выполняли данное им послушание, но ризу не снимали, а вставляли в рукава и низ саккоса и подризника распорки Далее архиепископ Антоний распорядился составить описание чудес, совершенных над болящими с призыванием на помощь молитвенного содействия святителя Тихона. Такое описание было составлено архимандритом Симеоном на основании монастырской книги, где фиксировались случаи чудесных исцелений (записи в книгу производились в присутствии свидетелей, удостоверяющих прежнее состояние больного), а также на основании сообщений и писем, присланных в адрес монастыря. Обо всем этом архиепископ подробно сообщил в Святейший Синод Одновременно с этим докладом архиепископ написал письмо обер-прокурору Протасову Н.А., в котором свидетельствовал архиерейской совестью, что по особому внушению он вменяет себе в обязанность сообщить о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона Задонского и о всеобщем “сладостном и притрепетном желании стекающихся из отдаленных мест в Задонск многочисленных богомольцев да явлен будет пред глазами всех этот великий светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом” Подписав доклады, владыка Антоний через несколько часов скончался (20 декабря 1846 г.).

http://pravoslavie.ru/36950.html

Осиротев снова, Матрона Наумовна решилась идти в Соловецкий монастырь к преподобным Зосиме и Савватию, и в Киев – поклониться святыням Киевским. С этой мыслью она оставила Задонск. Киев так ей понравился, что она намеревалась уже навсегда поселиться в нем. Но вот, видит в сонном видении весьма благолепную и как бы знакомую уже деву, которая обратилась к ней и кротко сказала: «святителю Тихону не угодно, чтобы ты оставалась здесь; советую тебе идти опять в Задонск и там заниматься своим делом. Тебя там ждут». – «Долго я дивилась видению, – рассказывала Матрона, – но на другой день оно повторилось, и на этот раз, к счастью моему, я узнала, что со мною беседовала во сне великомученица Варвара, потому что она сама назвала себя этим именем, объяснила, что она та самая мученица, к мощам которой прикладывалась я накануне в Михайловском монастыре. Приняв это видение за указание Промысла Божия и возвратившись из Киева в Задонск в свою хижину, она снова стала принимать к себе странных и убогих с той же твердой верой и надеждой на Бога. Но года через два странница неожиданно переменила место своего жительства: один из зажиточных задонских купцов лишился любимого сына и, желая в память его способствовать, сколько возможно, делу благотворения, убедил Матрону Наумовну перейти в его дом, находящийся против монастыря на западной стороне, и, отдав в ее распоряжение весь нижний этаж для приема богомольцев, перенес к себе же на двор келлию ее, куда она всегда уединялась для молитвы после обычных своих трудов. Несколько девиц, посвятивших себя исключительно духовной жизни, соревнуя ее подвигам, поступили к ней в послушание и, таким образом, пристанище убогих и странных не оскудевало в продолжение 15 лет; дела христианского милосердия более и более приводили в известность имя странноприимицы, посвятившей всю себя на служение Богу и ближним. Она не требовала, чтобы кто послужил ей, но сама была готова послужить всем и каждому, и собственным примером учила сестер, собравшихся к ней, послушанию, смирению и кроткому обращению с странными и бедными, посещавшими дом ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тюнино. Богородицко-Тихоновский Тюнинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1867. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая область, Задонский район, село Тюнино. Координаты: 52.41452, 38.92478 Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. От автостанции до монастыря 3,5 км - на городском автобусе или такси. На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ранее других, в окрестностях Задонска, освоенным стало Тюнино - местность, получившая название по имени помещика («служилый человек Ф. Тюнин» 17 век), владельца земли, расположенная в двух километрах от Богородицкого монастыря. Во второй половине XVII века здесь были непроходимые леса. Сюда, в поисках уединения, приходил святитель Тихон. Здесь он расчистил и устроил из родника колодец. Место настолько нравилось ему, что сам он назвал его " святым " : " оно утешает дух мой радостью, точно рай земной " .

http://sobory.ru/article/?object=02075

В 1845 году Его Велико-Герцогское Высочество принц Александр Гессенский прибыл в Задонск под 20-е число апреля в 12 часов ночи. По собственному своему желанию, несмотря на приготовленную для Его Высочества в городе квартиру, изволил остановиться в монастырской гостинице, где имел до утра покой. На другой день Его Высочество посетил монастырь, молился в зимней церкви и пожертвовал на строившийся в то время храм. 1 мая 1820 года генерал-губернатор Балашов посетил обитель Задонскую и молился тут перед иконой Богоматери и в пещере у гроба святителя Тихона. 21 мая 1823 года Его Сиятельство граф канцлер Николай Петрович Румянцев, проездом на Кавказские минеральные воды, был в монастыре, в церкви и на гробе Преосвященного Тихона. В 1861 году Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич Старший дважды посетил сию обитель. Первый раз 14/15 августа в 12 часов ночи пожаловал в монастырь и, войдя в летний монастырский собор, изволил слушать молебен святителю Христову Тихону у его святых мощей; и того же года в октябре месяце Его Высочество во второй раз ознаменовал посещением сию обитель. В том же 1861 году в ноябре месяце в 9 часу вечера посетил сию обитель Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич, проезжая на Кавказ; в теплой церкви Рождества Богородицы изволил слушать молебен святителю Христову Тихону. В 1886 году изволил проехать через Задонск в 12 часов ночи принц А. П. Ольденбургский (в свое имение – Рамонь, Воронежской губернии), но в обители не был по причине позднего времени. В 1891 году, 10 сентября, изволила посетить Задонский монастырь Ее Императорское Высочество Евгения Максимильяновна, принцесса Ольденбургская, слушала краткий молебен и прикладывалась к чудотворной иконе Богоматери Владимирской и к св. мощам угодника Божия святителя Тихона. Также и из посещений высокопреосвященных архипастырей особенно памятны монастырю: Митрополит Иона, Экзарх Грузии, прибыл в 1832 году, 5 июля, в 9-м часу вечера в Задонск, ночевал в монастыре; наутро слушал раннюю литургию, потом панихиду на гробе Преосвященного Тихона; засим посетил Тюнин.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010