При обители существуют церковно-приходская школа и странноприимный дом. Управление игуменское. Таволжанский Казанский монастырь в Новохоперском уезде. Обитель расположена при с. Таволжанке, в 18 верстах от ст. «Раевка» Юго-Восточной жел. дороги. Основана в 1881 году на средства свящ. Голубева, в виде женской общины, которая в 1884 году была переименована в монастырь. Храмов в обители два: во имя Св. Троицы и в честь Казанской иконы Божией Матери. При монастыре существуют церковноприходская школа, богадельня, приют для девочек-сирот духовного звания и странноприимный дом. Управление игуменское. Троицкий Тихоновский монастырь в Задонске. Этот нештатный общежительный монастырь находится в самом город, на Большой Тюнинской улице, в 35 верстах от станции «Дон» и в 40 в. от станции «Елец» Юго-Восточной жел. дороги. Учрежден он был в 80-хъ годах XIX в. под именем странноприимного дома сестер милосердия девицей Матроной Поповой. В 1860 году дом официально был признан под именем «Тихоновского дома сестер милосердия», и поручен ведению епархиального начальства, а в 1880 году переименован в Тихоновскую общину. В 1888 г. община была переименована в монастырь, Храмов два: 1) в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и 2) во имя Св. Троицы. При них два придела; в честь Успения Божией Матери и во имя Всех Святых. При Скорбященском храме устроена особая усыпальница, в которую в 1869 г. были перенесены останки основательницы обители. При монастыре есть школа, рукодельный класс и странноприимный дом. Управляет игуменья. Успенский Лысогорский монастырь в Новохоперском уезде. Основание обители совершилось в 1878 г., при содействии Хионии Пашниной. Сначала здесь учредилась община, а в 1895 г. она была переименована в монастырь. Храм в обители один, в честь Успения Божией Матери. По преданию, он во времена Св. Митрофана был собором в Воронеже, затем находился в с. Красном Логе, откуда переведен сюда в 1878 году. Святынями обители являются две местночтимые иконы: Спасителя и Боголюбской Божией Матери. Управление игуменское. Донская область

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ежегодно в Раифской обители совершатся большое церковное торжество. 31 июля Грузинская икона Богоматери в сопровождении крестного хода переносится в город Свияжск, где образ остается 20 дней. Для приезжающих и паломников в монастыре есть гостиница. Управляет обителью Раифской архимандрит. Ближайшие к монастырю железнодорожные станции – Аташкино и Васильево. Обе эти станции на одинаковом от обители расстоянии – в 8 верстах. Седмиезерная пустынь в Казанском уезде. Общежительная Седмиезерная обитель находится в 17 верстах от Казани, при реке Солонице и озере, образовавшемся от слияния семи небольших озер. Основана пустынь в 1613 году уроженцем Устюга иноком Евфимием. В обители шесть каменных храмов: 1) в четь Вознесения Господня, построенный в 1640 году; 2) в честь Смоленской иконы Богоматери; 3) над бывшими святыми воротами, а ныне домовый храм во имя Св. Андрея Первозванного; 4) внутри колокольни, 6) во имя Всех Святых; 5) во имя преподобного Евфимия Великого и Св. Тихона Задонского . В 1 версте от монастыря, в лесу, на ключе, есть еще церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радости». В соборной церкви находится местночтимый образ Седмиезерной Богоматери, принесенный в обитель основателем ее иноком Евфимием и особенно прославившийся в 1654 году во время чумной эпидемии. Ежегодно в Седмиезерной пустыни совершаются 3 крестных хода: 16 июля – к Скорбященской церкви на источник, 25 июня – в Казань с Седмиезерной иконой Божией Матери и 27 июня – обратно из Казани в монастырь с тем же образом. В пустыни существует церковно-приходская школа, каменный странноприимный дом и две деревянных гостиницы. С 1884 года Седмиезерная пустынь находится под управлением Казанского архиепископа. Троицкий монастырь в Чебоксарах. Необщежитльная Троицкая обитель находится в самом городе Чебоксарах и расположена на правом берегу Волги. Основана в 1566 году. Монастырь здесь основан по тем же побуждениям, как возникла и Михаило-Архангельская обитель, т. е. для оплота христианской веры среди новообращенных инородцев. Сначала здесь была община, разросшаяся в конце XIX века в монастырь, который в настоящее время по своему живописному местоположению представляет красивый вид. В часовне монастыря имеется старинная резная икона Св. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Митрополит Вениамин (Федченков) , позже, анализируя ситуацию в духовных семинариях, писал, что в тех условиях лучшим выходом было применять строгость лишь тогда, когда она действительно была необходима, и покрывать любовью то, что можно было простить 57 . Воспитанники семинарий ценили великодушие и часто исправляли свое поведение. Имеются сведения и о том, каким образом поднимал дисциплину, архимандрит Серафим. По свидетельству архимандрита Пантелеимона, беседуя с учащимися вскоре после вступления должность, архимандрит Серафим обратил внимание на явное издевательство над ним со стороны некоторых распущенных воспитанников. Инспектор в тот же день представил новому ректору список нарушителей порядка и предложил исключить их. Однако, отец Серафим был противником таких мер и подошел к каждому из нарушителей индивидуально, вызывая их по одному, беседуя, и уговаривая исправиться. Такой подход принес свои плоды. Комиссия, направленная с ревизией в Воронежскую духовную семинарию, Великим постом 1915 года, оставила о семинарии самый благоприятный отзыв 58 . Высоко оценил работу архимандрита Серафима и член учебного комитета при Святейшем Синоде Петр Федорович Полянский (впоследствии митрополит и Патриарший Местоблюститель), который называл Воронежскую семинарию одной из лучших в России 59 . Председатель учебного комитета Воронежской епархии, епископ Острогожский Владимир (Шимкович), в связи с улучшением ситуации в семинарии, даже сказал архимандриту Серафиму: «Вы возродили нашу семинарию без каких-либо мер наказания, единственно, благодаря Вашей любви. Вероятно, скоро Вас поставят епископом. Русская Церковь нуждается именно в таких архиереях» 60 . Находясь в Воронеже, архимандрит Серафим ежегодно посещал Задонский монастырь, для поклонения мощам святителя Тихона Задонского . Во время таких поездок, будущий архипастырь всегда посещал и, расположенный там же, Скорбященский женский монастырь 61 . В Воронеже архимандрит Серафим совмещал ректорские обязанности с массой других. Вместе с должностью ректора семинарии, архимандрит получил и должность редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». Кроме того, отец Серафим стал постоянным членом учебного епархиального совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

По прибытии в Воронежскую епархию отец Серафим получил также должность главного редактора «Воронежских епархиальных ведомостей». Помимо официальной части, в газете публиковалась масса статей – против пьянства, сектантства, неверия. В Воронеже будущий архипастырь продолжал жить духовной жизнью. Так, ежегодно он ездил в Задонский монастырь для поклонения мощам святителя Тихона Задонского . Еще одна обитель, которую часто посещал будущий архипастырь, – женский Скорбященский монастырь. Иерарх вспоминал смирение одной из проживавших здесь подвижниц. Это была Лиза, Христа ради юродивая. Архимандрит сам был свидетелем ее благодатных даров, прежде всего исцеления и прозорливости. Владыка Серафим рассказывал, что однажды паломницы, указав на нее, сказали о том, что она прозорлива. Лиза стала ругаться, схватила свою корзинку и побежала жаловаться на крестьянок игумении. Оказалось, что жаловалась она на то, что ее «опозорили» перед архимандритом, сказав о ее духовном даровании. Помощником отца Серафима стал его младший брат Михаил, постриженный в монашество с именем Сергий и в 1916 г. рукоположенный во иеромонаха в Митрофаньевском монастыре. Говоря о деятельности архимандрита Серафима, нельзя обойти вопрос о его отношении к Григорию Распутину. Этот еще не старый человек был сибирским крестьянином, начал странствовать, а затем объявился в Санкт-Петербурге, где приобрел популярность. Распутин вошел в доверие к архимандриту Феофану (Быстрову) , а тот ввел его в царское окружение. Вскоре Распутин познакомился и с семьей самого императора. Умение облегчать страдания больного гемофилией царевича Алексея сразу же сделало императрицу ревностной почитательницей Распутина. В восторге была и часть высшего петербургского общества, всюду искавшего «пророчества» и «чудеса». Но поведение Распутина скоро стало настораживать. Ношение священнического креста, тряска и физическое изнеможение, похожее на экстрасенсорное, во время «сеансов», грубое непослушание архиереям, поддержка имябожнического движения, стремление вращаться среди развращенных петербургских кругов, попытки влиять на государственную деятельность – все это ставило вопрос об истоках духовности этого человека. А имевшие место грехопадения стали к тому же дискредитировать царскую семью. Враги императора воспользовались происходящим, чтобы повести наступление на православную монархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

13 Мария Николаевна Овчинникова, 1890 г. рождения. Дочь Параскевы Иларионовны Овчинниковой, – приходилась о. Иоанну двоюродной сестрой. Насельница Орловского Введенского женского монастыря, приняла монашеский постриг с именем Евгения. После закрытия монастыря проживала в Орле. Скончалась в 1969 г., похоронена вместе с матерью. 14 Епископ Николай ( Никольский Николай Николаевич) родился в 1879 г. Служил псаломщиком в Скорбященской церкви города Ливны. В феврале 1911 г. в кафедральном соборе Орла рукоположен в сан диакона, а вскоре – во священника. Отец Николай Никольский был приписан к Воскресенской церкви в Орле и назначен законоучителем в приходское училище. До 1915 г. служил в сане протоиерея в Воскресенской церкви и являлся делопроизводителем Орловского епархиального училища и постоянным членом епархиального училищного совета. В 1920 г. окончил Петроградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (на последних курсах занятия проходили на квартирах профессоров Академии). 9 октября 1921 г. в Орле хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловской епархии. В 1922 г. был первый раз арестован за агитацию против обновленцев и заключён в Орловскую тюрьму. В 1923 г. осуждён на три года ссылки в город Задонск Воронежской губернии. С ноября 1924 г. проживал в Москве до очередного ареста в ноябре 1925 г. Находился в заключении в Бутырской тюрьме и в 1926 г. сослан в Антониев Краснохолмский монастырь Тверской губернии. В июне 1927 г. освобождён без права проживания в шести главных городах СССР. С сентября 1927 г. – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. В составе Даниловской группы находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . Скончался 4 мая 1928 г. в Москве, похоронен на Даниловском кладбище. 16 Священномученик Серафим (Остроумов Михаил Митрофанович) родился в семье псаломщика 6 ноября 1880 г. в Москве. По окончании Заиконоспасского духовного училища, а затем Московской духовной семинарии в 1900 г. поступил в Московскую Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Еще далее на север, по прямой линии от Тюнинского монастыря, в трех верстах (3,2 км) расстояния от него, в лесной даче, принадлежащей Задонскому Богородицкому монастырю, в прекрасной местности красуется новый, самостоятельный мужской общежительный Тихоновский монастырь 15 , известный в народе более под названием «скита». В «скиту», или Тихоновском монастыре, также есть источник прекрасной воды, который, как удостоверяет предание, вырыл своими руками святитель Тихон, любивший уединяться в эту лесную глушь, когда жил на покое в Задонском монастыре. Все эти иноческие обители прекрасно обстроены. В городе Задонске имеются в настоящее время 7 училищ: одно уездное, одна женская прогимназия, два приходских, одно духовное училище; две церковно-приходских школы: на 30 мальчиков при Задонском Богородицком монастыре и на 30 девочек при Свято-Троицкой Скорбященской женской обители. Последние две школы открыты в 1891 году и содержатся на средства упомянутых монастырей. Есть в городе администрация и присутственные дома: полицейское управление, городская и земская управы, управа по крестьянским и уездным делам и воинское присутствие. По своему населению уезд Задонский есть самый древний. Он граничит с северной и восточной сторон с Тамбовской губернией, на юге – с Воронежским уездом, на западе – с Землянским уездом и Орловской губернией в длину. Землянский уезд образовался в 1779 году с учреждением города, а до того времени села, вошедшие в его состав, принадлежали к уездам городов Ельца, Лебедяни, Белоколодска и Воронежа, подразделяясь двумя станами: Засосенским и Брусиловским. Первоначальными насельниками города Задонска были по преимуществу люди служивые, в обязанности которых лежало делать разъезды по окрестным местам для охранения от татарских набегов. С течением же времени эти люди делались оседлыми и заселялись тут между городами Данковым и Ельцом, составлявшим в то время сторожевую линию 16 . В настоящее время жителей в городе Задонске считается по последней переписи до 10000 обоего пола. II. Причины к основанию Задонской обители (XVII век)

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

существовали ее списки. В монастырской школе хранился образ свт. Тихона Задонского 1788 г., написанный по просьбе Иакова Машонова (копия, выполненная после канонизации святителя, находилась в Скорбященской ц.). Святитель изображен в фелони, митре и омофоре. «На иконе довольно близко воспроизведены некоторые части облачения, в котором был погребен свт. Тихон. Вероятно, художник или сам был очевидцем этого погребения, или пользовался при работе какою-нибудь подробною записью о нем. Только митра на иконе изображена цвета темно-зеленого, с синими финифтяными образками на ней, а значится в описании пунцового цвета. Из других подробностей одежды свт. Тихона на иконе Машонова обращают на себя внимание красноватые туфли, поверх серых чулок. Они напоминают те «коты», в каких ходил святитель. Лицо на иконе не похоже на обычный иконный тип его, ни на известные портретные изображения: черты лица крупнее, волосы на голове и в бороде гуще и пышнее, лицо вообще более полное. Нельзя не отметить сходство с описанием, данным митр. Евгением (Болховитиновым). Руки святителя молитвенно воздеты пред Владимирской иконой Божией Матери, лежащей на аналое. Пред иконой изображен подсвечник с 7 горящими свечами» ( Введенский. 1911. Вып. 10. С. 11-15). Особенности устава Согласно правилам, составленным в 1880 г. епархиальным начальством для новоутвержденной жен. общины, в обитель принимались сестры всех сословий не моложе 20 лет «по предварительном испытании». Насельницы «по очередному назначению начальницею» должны были наблюдать «за чистотою и порядком в странноприимном отделении, за доброкачественностью приготовляемой пищи и за поведением приходящих, доставляя им возможное спокойствие и удобство». Грамотные сестры по очереди читали Свящ. Писание и жития святых «для желающих слушать». Странники принимались в обитель на 3 дня, селились в отдельных помещениях, обеспечивались трапезой (горячее блюдо, каша, хлеб, квас). Имевшие свои средства пользовались бесплатно только помещением, а неимущие получали бесплатное питание.

http://pravenc.ru/text/182469.html

теплый собор... келейную церковь... могильную церковь... нижнюю колодезную церковь» (ГА Воронежской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 141 об.- 142). Для сохранивших верность Святейшему Патриарху свт. Тихону богослужения совершались иеромонахами З. м., не принявшими обновленчество, лишь в Троицком храме Скорбященского мон-ря. Сохранился составленный 1 авг. 1923 г. бывш. благочинным З. м. иером. Пионием список 38 монашествующих обители, состоявших в т. н. рабочей артели. В нем перечислены имена 9 чернорабочих, 7 чел. (включая настоятеля) названы работниками свечного завода, есть сапожник, ложкорез, специалист по ремонту прялок, указан среди прочих и фельдшер. Об остальных, упомянутых в данном списке, в т. ч. и о самом авторе реестра, сказано, что «питаются приношением добрых граждан города Задонска» (ГАЛО. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 111. Л. 471-471 об.). В 1923 г. братию возглавлял архим. Никандр (Стуров). Духовным авторитетом среди братии пользовался бывш. афонский монах 80-летний архим. Тимолай († 1927). Пребывая на покое в З. м., он работал «над созданием труда об отношениях Церкви и государства в послереволюционное время, о страшных годах гонений, пережитых и переживавшихся Церковью» (Там же. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 140). В 1923 г. при храмах З. м. было создано «Тихоновское» религ. об-во, но обновленцы не позволили его членам служить в монастырских храмах (Там же. Ф. Р-76. Оп. 1. Д. 43. Л. 13 об.). Весной 1929 г. братия получила приказание освободить жилые помещения в 2-этажном здании у свечного завода. Тогда архим. Никандр купил для монахов у Задонского горсовета дом на Дворянской ул., к-рый стал последним приютом общины. Братия поддерживала одного из лидеров иосифлянства, еп. Алексия (Буя) . В июне 1929 г., получив письмо от сосланного на Соловки еп. Алексия, архим. Никандр организовал сбор средств для оказания помощи архиерею (Там же. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 24975. Л. 181 об.). В дек. 1929 г. З. м. был официально закрыт (Там же. Л. 180-181), духовенство Задонского иосифлянского округа окормлялось у бывш.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Заболевших богомольцев, за которыми сестры осуществляли уход, расселяли в «особых» комнатах, обеспечивая им «особый» стол ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 193). Покидавшим обитель странникам выдавалось пособие, умершие погребались за счет мон-ря. Сестры также изготавливали ковры, одеяла, шили церковные облачения, повседневную жен. одежду для нужд неимущих странниц, занимались «золотою рисовкою» на шелковых и др. материях, плели кружева. Ежедневные богослужения в З. м. совершались постоянным причтом, определенным для Скорбященской ц. еще в 1872 г.: сначала священником и диаконом, впосл. 2 священниками и диаконом. Материальное положение Община и странноприимный дом существовали на пожертвования частных благотворителей. С 1843 г. общиной, а позже З. м. сдавался в аренду одноэтажный деревянный дом (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 251. Л. 91-93). В 1851 г. в собственности сестер находилась территория площадью ок. 0,5 га, включившая земли 2 пожертвованных земельных участков близ задонского Богородицкого мон-ря. В 1859 г. архиеп. Иосиф докладывал в Синод, что община не имеет «твердой материальной базы», сестры «содержатся... привозимою провизиею от доброхотных дателей»; странноприимный дом имел 1,5 дес. земли с постройками, 4 дес. огородной земли. В 1860 г. помещица Землянского у. Н. Коровкина передала сестрам 50 дес. земли в с. Стегаловка Елецкого у. Орловской губ., а помещица Е. Мальцева купила для странноприимного дома землю с садом ( Правдин. 1901. С. 14-15). С 1863 г. при сельце Матюшкине Задонского у. находился монастырский хутор с кирпичными службами, амбаром, конюшней и ригой (в 1913 построен дом с 8 комнатами и кухней). К 1870 г. от соседних землевладельцев и землепашцев в виде пожертвований З. м. получал до 5 тыс. пудов ржаной муки, до 50 четв. пшена и др. Подобных «непокупных продуктов» хватало на нужды общины и призреваемых ( Никольский. 1911. Вып. 10. С. 192). В пользу странноприимного дома жена ген.-майора Н. Коровкина пожертвовала еще 30 дес. земли; крестьянин И. Печёнкин передал общине права на 10 дес. пахотной земли близ с. Яблонова Задонского у.; елецкая помещица Палицына купила для общины дом с фруктовым садом, в к-ром до 1873 г. проживала начальница общины; по ходатайству игум. Порфирии в 19 верстах от Задонска в пользование мон-ря был отведен участок в 93 дес. 600 кв. саж., на котором построили неск. домов.

http://pravenc.ru/text/182469.html

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1630. Ссылки:   Адрес: Россия, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, 14, Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Координаты: 52.392252, 38.917839 Проезд: Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске. В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек. На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Если вы хотите посетить святые источники, то, не доезжая до монастыря, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».

http://sobory.ru/article/?object=00450

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010