Нового у нас ничего, если не считать печальное событие, имевшее место близ Карачовской станции железной дороги – на сих днях. Ученик 4-го класса Харьковской прогимназии скромный, говорят, и трудолюбивый, не мог добиться удовлетворительного балла по математике и должен был (как пробывший уже 2 года в 4-м классе) увольняться. Такому позору он предпочёл смерть: бросился под поезд... Мне пришлось погребать его. Когда я провожал его в путь всея земли, то слышал позади себя кем-то вполголоса произнесённые слова: „вот и ещё цветок в венок графа Толстого“. Не знаю, какой „Толстой“ 1624 разумелся, но думается, что венок из таких цветов не составит неувядаемой славы бессмертия никому“. 23-го ч. служил я, по случаю храмового праздника, в приходской Владимирской церкви. После обедни, по заведённому обычаю, приглашён был в дом настоятеля, протоиерея Владиславлева, к обеденному столу. Здесь я встретился и познакомился с чиновником особых поручений при Министерстве народного просвещения, Д. Ст. Сов. Александром Никитичем Тихомандрицким 1625 . А. Н-ч сын Тверского священника; высшее образование получил в Педагогическом Институте; был профессором матема- —188— 1880 г. тики в Университете Св. Владимира, в Киеве; затем назначен был на должность Инспектора Педагогического Института при Директоре П.И. Давыдове 1626 . А. Н-ч, посетивши меня, рассказывал мне, между прочим, историю об известном писателе Добролюбове 1627 . Сын священника Нижегородской епархии, воспитанник Педагогического Института – весьма талантливый, едва не оставил он заведения прежде окончания полного в нём курса, вследствие смерти отца, оставившего после себя большое семейство. Остался продолжать науки в Институте лишь, потому что Институтское Начальство приняло живое участие в устройстве его семьи. Ещё в первых числах сего июня, Благочинный Псковских единоверческих церквей, известный редактор журнала „Истина“, свящ. К. Голубев прислал мне при прошении несколько экземпляров изданных им противо-раскольнических книг для рассылки в библиотеки приходов Тверской епархии, заражённых расколом; причём препроводил четыре книги, а именно: 1) О Церкви Божией, Псков 1875 г.; 2) Малый катехизис, 1875 г.; 3) Книгу о Вере, 1877 г.; и ещё какую-то, не помню, – лично для меня. – 22 ч. я уведомил о. Голубева о получении присланных им книг и о сделанном мной распоряжении относительно рассылки этих книг по церковным библиотекам, и при этом послал ему в дар от себя две книги: „Прощание с Полоцкой паствой“ и „Воспоминания о преосвящ. Леониде, архиеп. Ярославском“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новые языки студенты I курса изучали под руководством лекторов: священника Николая Преображенского (английский язык), Василия Лучинина (†) (немецкий язык), экстраординарного профессора священника Евгения Воронцова и и. д. доцента Александра Мишина (французский язык). Сосредоточивая свою деятельность на исполнении прямых обязанностей профессорского звания, наставники Академии занимались в то же время и учено-литературными трудами. Так: Ректор Академии Епископ Феодор напечатал в журнале Мирный Труд статью под заглавием: «К Вопросу о нравственном», вышедшую затем отдельной брошюрой. Ординарный профессор С. С. Глаголев в Богословском Вестнике напечатал статьи: 1) «О Графе Л. Н. Толстом» (1910, 11), 2) «Новое Миропонимание» (1911, 1) и 3) «Взгляд —56— Васманна на происхождение человека» (1911, 4, 5, 7–8, 10). Ординарный профессор А. А. Спасский напечатал в Богословском Вестнике ряд статей под отдельными заглавиями из истории западноевропейского средневековья. Научные труды за 1910–1911 акад. год экстраординарного профессора С. И. Соболевского: 1) «Отношение классической филологии к богословию» (речь, читанная на акте Московской Духовной Академии 1 Окт. 1910 г.) – в 11 Богословского Вестника за 1910 г. 2) Перевод творений Св. Исаака Сирина (исправлен академический перевод 2-го издания). 3) Рецензия на книгу «Илиада. Гомера. Перевод H. М. Минского. Издание второе. СПБ. 1909» в 4 Журнала Министерства Народного Просвещения. 4) Exempla codicum graecorum, litteris minusculis scriptorum. Pars prior: codices Mosquenses. Mosquae. MDCCCCXI. Folio (совместно с проф. Г. Ф. Церетели). Экстраординарный профессор С. И. Смирнов в продолжение 1910–1911 акад. года: 1) Печатал в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских: «Материалы для истории покаянной дисциплины в Древней Руси». 2) По поручению Императорской Академии Наук написал отзыв о книге протоиерея И. И. Кузнецова, «Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, М. 1910», – представленной на соискание Уваровской премии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ныне заблудившиеся народы, познайте пути к потерянному вами и тщетно в суетных мечтаниях искомому благоденствию! Бич Божий поражает Европу так, что его удары раздаются во всех концах Вселенной. Услышите глас наказующего и обратитесь к Нему, дабы Он был и вашим Спасителем. Ныне благословенная Богом Россия, познай твое величие и не воздремли, сохраняя основания, на которых оно воздвигнуто! А ты, который не токмо трудности в деле брани Господней вверяешь Господу, но Ему же кроткой благодарностью возвращаешь и дарованные тебе победы! Ты, который твердостью в правде спас твою державу и благостью в могуществе спасаешь царства других! Возвеселися его силою, и о спасении его возрадуйся! - Мы верим и чаем, что и паки, когда жребий брани прийдет пред лице Его, " помянет Он всю кротость твою " и еще " даст тебе хотение сердца твоего " .     Письма Письма митрополита Филарета (Дроздова) к архиепископу Филарету (Гумелевскому)   Два знаменитых иерарха XIX столетия, два Филарета: митрополит Московский Филарет (Дроздов) и архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) - были в тесной духовной связи друг с другом. Об этом свидетельствуют, в частности, письма московского святителя к своему подопечному: вначале иеромонаху (инспектору Московской духовной академии), потом архимандриту (ректору той же Академии), наконец собрату-архиерею. Из этого издания, вышедшего в свет в 1884 году, мы публикуем три небольших письма, чтобы хоть немного прикоснуться к тайне взаимоотношений двух выдающихся церковных архипастырей и писателей. Для двух новопостригаемых у вас, отец Ректор, я послал чрез Сухаревское подворье к вам две рясы. И о сем вам сказано. Говорил мне издатель журнала министерства (народного) просвещения, что он хочет отнестись к вам и к прот. Голубинскому, с приглашением доставить ему что-либо в его журнал. Я бы советовал принять сие приглашение. Когда соберемся мы издавать свой журнал? Между тем недоверчиво спрашивают, что у нас думают, особенно по философии. Пусть бы что-нибудь прочитали и увидели что мы, по благости Божией, мудрствуем в целомудрии. Скажите сие о.Протоиерею. Мир всем вам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

О. Архимандрита Иеремию особенно поблагодарите за прекрасное его слово, которым он украсил день Св. Николая. В университете Св. Владимира последовали важные перемены. Министерство Народного Просвещения обещается его преобразовать. Дай Бог к лучшему. По крайней мере, попечитель православный. Ежели физик 3 сильно желает поступить туда, – Бог благословит, – а также и в Одессу можно снабдить, буде у нас останется кем заменить. Впрочем, кажется, довольно останется. Дьякона Бобровницкого можете произвести. Я совершенно согласен с мнением Вашим об известной книженке И.Р.Ц. 4 . Но что делать, когда ей ещё до моего сюда приезда сделана такая честь, – другая – изложение символа веры ещё недостаточнее, а также прежде сделана честь. Помолчите, пока самая истина возглаголет, – а возглаголати не умедлит. От всего сердца благословляю издание Ваших назидательных поучений на первую седмицу великого поста. Извольте издавать, как заблагорассудите. Господь Бог да благословит издание журнала Воскресного Чтения и на следующий год. Извольте рассылать объявления. Ожидаю от Вашего Преосвященства бумаги о предположениях Темкина с Вашим мнением: – нужно представить в Св. Синод. Да пожалуйста скажите, надежен ли Темкин в деле обращения евреев ко Христу Спасителю? А между тем, да не стужает, в счет его жалованья прошу выдать ему на мой счет сто рублей с распискою. Посылается к Вам дело о единоверцах Киевских. Нетерпеливые прихожане Ильинской церкви жалуются уже Св. Синоду. Кажется, и Св. Синод не станет отнимать насильно, впрочем пожалуйста потрудитесь, нельзя ли как-нибудь учредить Единоверческую Церковь в Киеве. Филарет М. Киевский. 16 января 1839 г. VIII Так скоро проходит время, что мне уже пришлось приветствовать Вас с наступающим св. Великим Постом. Помолись, возлюбленне, в сии святые дни, между прочим и о моем недостоинстве, да ими же весть судьбами Господь Бог преселит моё пребывание навсегда безотлучно во святой град Киев. Устроение гробниц я оставляю до прибытия моего. Спешить нет надобности – а дело требует всего внимания, должного святым. Очень жаль, что во Флоровском случилось искушение. В Воронеж не увольняйте негодяйку – на что сквернить ими святые места. А пусть или она сама просит об исключении её из духовного звания, – а всего прямее, пусть игуменья представит Вашему П-ву так, как было дело и Вы извольте предать её суду, – ибо она монахиня, и притом базилианка. Не надобно таких щадить.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Обер-прокурором Синода назначается князь П.С. Мещерский, поставленный в прямое подчинение министру духовных дел А.Н. Голицыну. С этого времени изменяется реальный статус обер-прокурора, который становится единоличным представителем Святейшего Синода перед правительством. Преобразование Казанской духовной академии в семинарию (статус академии вновь возвращен в 1842 г.). В университетах начинают создаваться кафедры богословия. Программа С.С. Уварова вводится во всех гимназиях России. Напечатано Четвероевангелие на русском языке. Преобразование Киевской духовной академии. Начало принудительного выселения духоборов в Молочные воды (незаселенная местность близ Мелитополя). Указ об окончательном изгнании иезуитов из России. Начало перевода Нового Завета на русский язык. Обращение 10 тысяч осетин в православие. Основание ректором Петербургской духовной академии архимандритом Григорием (Постниковым) журнала “Христианское чтение”. Императорский указ о закрытии масонских и других тайных обществ. Указ об учреждении миссии для киргизов. Впервые весь текст Нового Завета издан в одной книге на русском языке. Учреждение в каждой епархии попечительства о бедных духовного звания при консисториях. Отбытие на Аляску миссионера свт. Иннокентия (Вениаминова) . Упразднение Министерства духовных дел и народного просвещения. Указ Александра I о необходимости духовной цензуры для всех книг о вере, планирующихся к изданию. Издание “Катехизиса” свт. Филарета (Дроздова) . Подчинение православных церквей в Царстве Польском ведению Св. Синода. Учреждение миссии для обращения самоедов под руководством архимандрита Вениамина Смирнова (к 1830 г. было обращено более 33000 человек). Учреждение Секретного комитета по раскольничьим делам. Окончание печатания на русском языке “Пятикнижия”. По настоянию митрополита Петербургского Серафима (Глаголевского) Николай I упраздняет Российское Библейское общество, заподозренное в попытках подмены православия “всеобщим христианством” и издании протестантско-мистической литературы.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Ординарный профессор А.А. Спасский в Богословском Вестнике поместил две статьи под заглавием: «Эллинизм и христианство». Ординарный профессор М. М. Богословский напечатал: 1) книгу «Земское Самоуправление на русском севере в XVII в.», том второй; 2) статью « В. О. Ключевский , как ученый» в сборнике « В. О. Ключевский . Воспоминания и характеристики», изд. «Научного Слова». Экстраординарный профессор П.П. Соколов напечатал статью: «Проблема бессознательного в психологии» – в Философском Сборнике, изданном Московским Психологическим Обществом по случаю тридцатилетия научно-педагогической деятельности проф. Л.М. Лопатина. Москва. 1912 г. —51— Экстраординарный профессор С.И. Смирнов – 1) В собраниях Императорского Общества Истории и Древностей Российских прочитал два реферата: «Исследование В.О. Ключевского о древнерусских житиях, как историческом источнике» и «Памяти Е.Е. Голубинского ». – Первый реферат издается в Чтениях Общества, второй напечатан в виде некролога в майской книжке Журнала Министерства Народного Просвещения. 2) Продолжал редактировать Жития русских святых для издания Московской Синодальной Типографии. Экстраординарный профессор Д.И. Введенский напечатал: 1) в Богословском Вестнике (1911, 11) статью: «Сокровища Ветхозаветного храма» (по поводу толков печати о поисках сокровищ в подземельях мечети Омара англо-американской экспедицией); 2) в журнале Народное Образование (1911, декабрь) статью: «У живого дела» (К вопросу о преподавании Закона Божия) и, кроме того, несколько статей в различных повременных изданиях. Экстраординарный профессор священник Д. В. Рождественский напечатал в Богословском Вестнике и отдельною брошюрою речь пред защитою магистерской диссертации под заглавием: «Наставления и предречения книги пр. Захарии, касающиеся постов и праздников, как урок нашему времени». Экстраординарный профессор священник В.Н. Страхов в журнале Богословский Вестник (1912, июль-август и сентябрь) закончил печатанием свою пробную лекцию на тему: «Эсхатологическое учение второй главы 2-го послания Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погребен В. В. Болотов на Никольском кладбище Александро–Нев–ской Лавры. Через год и 4 месяца возле него (в одну линию с ним) положен был его учитель, И. Е. Троицкий (t 2 августа 1901 г.). В 1903 г. над могилами их воздвигнут был общий памятник, в ознаменование их близости по духу и личных отношений, соединявших их при жизни. На двух сторонах памятника, кроме изображений святых, имена которых они носили при жизни (преп. Иоанна Ветхопещерника и св. Василия Великого), помещена одна и та же надпись: «Блажени алчущии и жаждущии правды». Открытие памятника (19 апреля) сопровождалось речами доцента А. И. Бриллиантова, ректора Академии еп. Сергия (ныне архиеп. Финляндского) и студента IV курса В. Потапова. Студентами Академии сразу после смерти В. В. Болотова, для сохранения о нем памяти, помещен был портрет его в той аудитории, где он обычно читал в последнее время свои лекции. Возникшее тогда же в среде его друзей и почитателей желание увековечить его образ устройством бюста (для чего тогда сделана была с лица умершего маска), в настоящее время, когда материальные средства для этого оказались достаточными, постановлением Совета 28 января 1910 г. решено привести в исполнение; заказанный академику скульптуры М. А. Чижову бюст из мрамора предположено поставить в актовом зале Академии. Десятилетняя годовщина со дня кончины Василия Васильевича ознаменована была совершением 4 апреля (воскресенье) заупокойной литургии в академическом храме и литии на могиле Василия Васильевича, где произнесены затем речи студентом III курса А. Акимовым и совершавшим богослужение архиепископом Варшавским Николаем. Вечером 5 апреля, в день и час смерти Василия Васильевича, отслужена в академическом храме панихида и потом открыто торжественное собрание в память Василия Васильевича в актовом зале, устроенное Советом Академии. Речи произнесены были проф. И. С. Пальмовым, А. И. Бриллиантовым, И. Е. Евсеевым и Б. А. Тураевым. XV Самим В. В. Болотовым, как было уже выше замечено, составлен был список его статей и заметок, напечатанных в «Церковном Вестни–же» и «Христианском Чтении» от 1880 до 1893 г., с разного рода замечаниями по их поводу; этот список издан в «Христианском Чтении». 1907. Т. I. С. 250–263, и отдельно. В «Венке на могилу проф. В. В. Болотова» в «Церковном Вестнике». 1900. 16. С. 498–500, и отдельно, С. 22–26, напечатан перечень всех вообще его статей, помещенных в академических журналах, составленный проф. А. П. Рождественским независимо от списка самого В. В. Болотова по данным редакции того и другого журнала, но вполне почти совпадающий для указанного времени с этим списком; извлечение из него помещено у М. В. Рубцова в биографическом очерке, с. 64–65. Обзор трудов по истории восточных Церквей дан проф. Б. А. Тураевым в некрологе, напечатанном в «Журнале Министерства Народного Просвещения». 1900. Октябрь. Вполне точная в частностях классификация всех трудов В. В. Болотова по их содержанию едва ли возможна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

[Покойный И. И. Строев в своей статье: «Хронологическое указание материалов отечественной Истории, литературы, правоведения, до начала XVIII столетия», напечатанной в I части Журнала Министерства Народного Просвещения (в февральской книжке 1834 года), говорит, разумея нашу мнимую псалтирь, что по воле митрополита Филиппа 1 «Феодор новокрещённый перевёл с Еврейского Псалтирь», – стр. 162, § 67. Но в двух рукописях бывшей библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, содержащих нашу мнимую псалтирь, нет имени переводчика (см. у архимандрита Варлаама, как нами указано) и откуда берёт его Строев, не указывающий своего источника, остаётся неизвестным. В одной из двух рукописей теперь недостаёт 1 листа мнимой псалтири (см. ibid.): может быть на этом листе и значилось имя переводчика (и возможно, что листа этого нужно искать в рукописях самого Строева, поступивших в древлехранилище Погодина, которое теперь находится в Петербургской Публичной Библиотеке). Что касается до Феодора новокрещённого, то таковой действительно был. В одной из рукописей Ундольского читается «Послание Федора жидовина», которое давно указано А. Е. Викторовым в его «Очерке собрания рукописей В. И. Ундольского», – стр. 41 fin., листы 59–61, но на которое недавно обратил внимание профессор И. И. Соколов , имеющий скоро напечатать его в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских. Автор послания, адресованного к его бывшим единоверцам и содержащего укоры им за непризнание пришедшего Мессии-Спасителя, сообщает о себе, что он обратился из иудейства в православное христианство, будучи в 40-летнем возрасте, при великом князе Василии Васильевиче и при митрополите Ионе. По каким побуждениям усвоен был перевод мнимой псалтири новокрещённому Еврею Феодору, если только Строев, по какой либо ошибке или по какому-нибудь недоразумению не сам усвояет его ему, не совсем для нас ясно.– О еврейском подлиннике мнимой псалтыри см. замечание в Прибавлениях к творчеству святых отцов, XXII, 644, примечание.] [Из других книг, принадлежавших Евреям, которые переведены были на русский язык, чтобы стать достоянием наших Жидовствующих, в настоящее время известны ещё: Логика знаменитого еврейского учёного Моисея Маймонида († 1204), – конечно, та самая, о которой говорит как об одной из книг, имеющихся у Жидовствующих, Геннадий архиепископ новгородский в послании к Иоасафу, бывшему архиепископу ростовскому, и так называемые «Тайная Тайных», представляющие собой многообъемлюще-учительное или руководственное сочинение для государей, написанное будто бы Аристотелем для Александра Великого и переведённое с греческого языка на арабский, а с арабского языка на еврейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После капитуляции Рущука, он первый, во главе депутации от рущукских граждан, имел счастье встретить и приветствовать прочувствованной речью победоносные войска Царя-Освободителя… В 1878 г. Преосвященному Клименту поручено было временное управление Терновской митрополией, и тогда же, по предложению министерства просвещения и церковных дел, он вновь открыл в Петропавловском монастыре у села Лесковец, близ Тернова, духовную семинарию (основанную первоначально в 1874 г. митрополитом Терновским Иларионом), и сам был ее ректором на первое время. Кроме того, на свои средства он предпринял издание духовно-просветительного журнала «Духовен Прочит», который он лично редактировал. В 1884 г. произведены были выборы митрополита в Терновскую епархию, и жребий пал на Преосвященного Климента. В качестве самостоятельного правителя епархии, митрополит Климент проявил необыкновенную силу души и ума. Его доброе и внушительное слово, раздававшееся в храмах, его беспримерная чистота души и деяний, вместе с благотворительностью, быстро снискали ему неограниченную любовь и доверие его паствы. Митрополит Климент принимал в тоже время горячее и живое участие и в государственных делах молодого княжества. Как во время первого учредительного народного собрания в Тернове, так и в последующих событиях, митрополит Климент стоял очень близко к кормилу правления и неоднократно бывал одним из самых видных его членов. Так по окончании освободительной войны 1877–1878 гг. он был послан во главе депутации для поднесения благодарственного адреса Царю-Освободителю, был наместником князя Александра Баттенберга, когда —574— тот объезжал европейские дворы после избрания его в болгарские князья. Затем он два раза был министром-президентом, еще два раза был во главе депутаций к русскому Двору (в 1885 г. к Царю-Миротворцу Александру III в Копенгаген с ходатайством о соединении северной и южной Болгарии, и в 1895 г. к Государю Императору Николаю II для восстановления братских отношений Болгарии с освободительницей – Россией).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После того как составилась легенда, могло случиться и то, чтобы одни из безымянных мощей, находившихся в пещерах, начали слыть и быть принимаемы за мощи Симоновы... (У Кальнофойского в его Тератургиме 1638 года нет ещё Симона Владимирского, а есть обращённый потом в Симона Swiety Symeon Memropolim,Cbяmoй Симеон митрополит! А когда митрополит Евгений, давая в своём Описании Киево-Печерской Лавры списки святых, почивающих в пещерах, читаемые у Кальнофойского, вместо стоящего у последнего под Ближних пещер: «Swiety Symeon Metropolit» ставит: «Св. Симон Епископ Суздальский»: то поступает, конечно, вовсе не похвальным образом). К сноске 1403 . Каша, о приношении которой учениками мастерам по изучению первыми каждой службы говорит архиепископ Геннадий в своём послании, – Акты Истории т. I, стр. 148 col. 1, в Малороссии оставалась до не особенно давнего времени, см. у Н. В. Закревского во второй книге Старосветского бандуриста, в словаре сл. Кашник, стр. 358 fin., и у А. В. Никитенки в его Записках и дневнике, т. I, стр. 20 (у последнего и о частных малорусских школах начала прошлого столетия). К сноске 1426 . Статья г. Д. Абрамовича : «К вопросу об источниках Несторова жития преподобного Феодосия Печерского » – в Известиях Отделения русского языка и словесности Академии Наук 1898 года, выпуск I, 243. Автор считает не подлежащим сомнению, что Нестор, составляя житие преподобного Феодосия, пользовался, как одним из источников, житием Саввы Освященного, принадлежащим Кириллу Скифопольскому , и именно древнеславянским переводом (а не греческим оригиналом) последнего жития (о статье в V1 т. Византийского Временника, отд. II, стр. 230 fin.).– В Чтениях Общества Истории и Древностей Российских 1890г., в кн. II, напечатано архимандритом Леонидом: «Нестора мниха монастыря Печерского слово о пренесении мощей святого преподобного отца нашего Феодосия Печерского ». Но слово это представляет собой поддельное позднейшее усвоение Нестору рассказа летописца (который не есть Нестор) об откопании им, летописцем, мощей преподобного Феодосия по поручению игумена монастыря (читаемого в летописи под 1091годом). К сноске 1429 . Вопросу о житии преподобного Антония посвящена статья г. Шахматова: «Житие Антония и Печерская летопись», напечатанная в 316 части (в Мартовской книжке 1898 года) Журнала Министерства Народного Просвещения, стр. 105–149. (Со взглядами автора или с его представлением дела мы со своей стороны не согласны. Но речь идёт о предмете тёмном и спорном, дающем место разным предположениям и нескольким ответам на вопрос). К сноске 1430 . Одна из позднейших редакций житий св. Леонтия Ростовского напечатана А. А. Титовым в IV книге Чтений Общества Истории и Древностей Российских 1893 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010