С радостью и благодарностью начальству услышали русские весть о присылке в парижскую церковь диакона. Не зная еще, кто именно будет назначен, осмеливаюсь сообщить Вашему Пву желание здешних русских видеть в диаконе, кроме внутренних достоинств, особенно правильную структуру и приятно-образованный голос. В благодарность за внутреннее устройство церкви русские выражают желание заняться внешностью церкви. Искренно благодарю Ваше Пво за милостивую память обо мне. 23 октября я получил экземпляры журнала министерства народного просвещения. Постараюсь моими трудами благодарить за благосклонное внимание. 26 октября (7 ноября) 1846 г.» На это письмо прот. Васильев получил от К.Сербиновича следующий ответ: «В следствие письма вашего от 26 окт./7 нояб. считаю не излишним препроводить к вам копию с отзыва, сообщенного начальством священнику Де Ст Альбану через посредство нашего Министерства Иностранных Дел. Этот отзыв примите к собственному вашему сведению, отнюдь не показывая его Де Ст Альбану, как и первый, но можете говорить ему о содержании его (когда ему будет через миссию словесно объявлен) и руководствоваться оным в дальнейших с этим священником сношениях. Очень прискорбно слышать о раздоре его с Тирьоном; всячески старайтесь внушить обоим, что они вредят не столько друг другу, сколько каждый сам себе и своему делу. Пусть посмотрят, ссорятся ли в римской церкви приверженцы латинского обряда с унитами? Напротив, того они дружно стараются идти к одной цели разным путем, потому что у людей с различным образованием и потребности различны. Пусть обратятся и к христианской древности: там также, бывало, различие в обрядах, которое не мешало единству в догматах. Искренно благодарю вас за все сообщаемые вами теперь и в прежних письмах подробности и прошу продолжения. К какому восточному Епископу обратился викарий парижского клира, а также и иные? Началось ли богослуженье у Ст Альбана и с каким успехом? Кого он еще принял в общение? Какого держатся напева, и пр. пр. Словом, сообщайте все более или менее достойное внимания.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

  Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа//Русский вестник. 1903. 3 (март). С. 198–199.   Комаров А.Ф. Народная школа. Руководство для учащих в начальных училищах. СПб., 1906. С. 36; Н-чев С. О преподавателях Закона Божия//Донские епархиальные ведомости. 1911. 10. С. 220–222.   Записки сельского священника: Быт и нужды православного духовенства. СПб.: Издание исторического журнала «Русская старина», 1882. С. 136-145.   Отчёт о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Камышинского уезда в 1902–1903 учебном году. Камышин, [Б.г.]. С. 11.   Звягинцев Е. Из хроники народного образования [Уездные земские собрания очередной сессии 1910 года]//Вестник воспитания. 1910. 9 (декабрь). С. 124–127.   Звягинцев Е. Губернские земские собрания очередной сессии 1912 года//Вестник воспитания. 1913. 3 (март). С. 116.   С.У. [Уманец С.И.] На северо-западной окраине (из записок русского чиновника)//Исторический вестник. 1908. 10. С. 132–133.   Русская школа. 1911. 5–6. С. 132.   Чириков Е. Провинциальные картинки//Современный мир. 1914. 1 (январь). С. 247.   Ла-шев М., учитель. О наказании учащихся//Русская школа. 1909. 5–6 (май-июнь). С. 107.   Попов В. Народное образование в Шадринском уезде, Пермской губернии, до открытия в ней земских учреждений (К истории народного образования в России//Русская школа. 1892. 5–6 (май-июнь). С. 45–46.   Церковно-приходская летопись [Покровская церковь слободы Даниловской Усть-Медведицкого округа (1896–1908 Ф. 113. Оп. 1. Д. 36. Л. 5–6; Синельников С.П. Церковно-приходские летописи конца XIX – начала XX в. в Госархиве Волгоградской области//Отечественные архивы. 2005. 4. С. 66.   юбилей прот. Д.П. Соколова]//Исторический вестник. 1908. 1. С. 365–367.   Д.П.С. [Соколов Д.П., прот.] О преподавании Закона Божия (По поводу нового распределения учебных предметов по классам в гимназиях и прогимназиях С.-Петербургского учебного округа, введённого в виде опыта в 1866/67 учебном году)//Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Ч. 137 (CXXXVII). С. 171–183.

http://bogoslov.ru/article/1667342

4-го ч., при отношении министра народного просвещения, графа Д. А. Толстого от 15-го марта за 3472, получен был мною экземпляр изданной министерством народного просвещения «Сравнительной карты высших и средних учебных заведений сего Министерства за 1855 и 1880 г.г. Из этой карты усматривается, что всех учебных заведений высших и средних в России было: в 1855 г.–87 в 1880 г.–624 Разность – 537. Огромная разность!... За такой интересный дар я не замедлил выразить г. Министру свою искреннюю благодарность. 8-го ч. был у меня Ревизор И. Кл. Зинченко и между прочим рассказывал историю о наследстве 120,000 р., оставшихся по смерти Настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Феофана (в сент. 1871 г.). Об этом наследстве был спор между монастырскою братиею и наследниками умершего. В этом – спорном деле принимали горячее, но не бескорыстное участие Товарищ Обер-прокурора Св. Синода Юрий Вас. Толстой, Прокурор Московской Синодальной Конторы Потемкин и Обер-Секретарь Синодский Крыжин. 15-го ч. писал я Ректору Московской д. академии, протоиерею С. К. Смирнову, в ответ на его письмо от 30-го января: «Получив вторую книжку вашего ученого журнала, принялся прежде всего читать продолжение Евангельской истории покойного А. В-ча 234 . С душевным удовольствием повторяю по печатной книге то, что некогда слышал из уст приснопамятного наставника, но что, – признаться должен, – давно изгладилось из памяти. На досуге, которого имею впрочем очень мало, постараюсь прочитать и прочие ученые статьи, помещенные в книжке. По газетам видно, что утвержден наконец Устав вашего академического общества вспомоществования бедным студентам. Поздравляю Вас и прошу иметь меня в виду, как одного из членов этого благодетельного общества. Предположение Лавры о перенесении на летнее время в Успенский собор мощей преп. Сергия, кажется, не есть что-либо новое. Мне помнится, что и в прежнее время была подобная мысль, но почему не осуществилась, не знаю. P.S. На днях получил я огромный том ученого труда Евг. Евсигнееев. Голубинского 235 (Истории Русской церкви 1 я половина 1-го тома). Прочитав несколько страниц я почудился его отважной критике. Хотел бы сличить его воззрения на некоторые исторические факты с воззрениями его предшественников (Филарета и Макария) на этом поприще, но не знаю, удастся ли мне это».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Пётр (младший), старец греческой обители Каракал на Афоне, упоминается в письме 1967 г. Пётр (старший), старец греческой обители Каракал на Афоне, упоминается в письме 1967 г. как уже покойный. Петров Фёдор Николаевич (1876–1973), выпускник медицинского факультета Киевского университета, советский государственный деятель, председатель ВОКС в 1929–1933 гг., в 1927–1939 гг. – заместитель главного редактора, в 1939–1949 гг. – директор издательства «Большая советская энциклопедия», затем член Главной редакции этого издательства. Пимен (Извеков Семён Михайлович, 1910–1990), Святейший Патриарх Московский и всея Руси в 1971–1990 гг., в 1961–1963 гг. – митрополит Ленинградский и Ладожский, в 1963–1971 гг. – Крутицкий и Коломенский. Питирим (Нечаев Константин Владимирович, 1935–2003), архимандрит, инспектор Московской Духовной Академии и семинарии в 1959–1962 гг., в 1962–1994 гг. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», впоследствии епископ (1963), архиепископ (1971), митрополит Волоколамский и Юрьевский, священноигумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Помяловский Иван Васильевич (1845 – 1906), русский филолог и археолог, доктор наук (1873), профессор римской словесности в Санкт-Петербургском университете (с 1873 г.), декан историко-филологического факультета (1887 г.), член Совета министра народного просвещения и учебных комитетов Министерства народного просвещения при Святейшем Синоде и член-корреспондент Академии наук, автор перевода «Жития преподобного Афанасия Афонского », изданного в Петербурге в 1895 г. Рейнгардт Наталья Георгиевна (род. 1929), родилась и живёт в Бельгии, в 1950 г. основала в Брюсселе Русский любительский театр и с тех пор бессменно руководит этим коллективом, в 1954–1956 гг. была переводчицей в бельгийском посольстве в Москве, в 1956–2004 гг. – псаломщица в храме свт. Николая Чудотворца в Брюсселе. Репников Николай Иванович (1862–1940), русский археолог, известный своими исследованиями древностей северо-запада России и Крыма. Романидис Иоанн (1927–2001), протоиерей, профессор догматического богословия Салоникского, Афинского, Гарвардского университетов, родился в Греции, образование получил в США в семинарии св. Креста в Бостоне, Йельском университете, Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, Свято-Сергиевском институте в Париже, стоял у истоков возвращения современного греческого богословия к святоотеческим корням и в этом смысле считался продолжателем о. Георгия Флоровского , который был его учителем в Гарвардском университете.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

173 В сороковых годах Киреевский делал попытку получить кафедру философии в Московском университете (тогда курс философии ограничивался преподаванием логики), но неудачно. 175 Первая была написана в 1840 году – «О направлении и методах первоначального образования народа». Записка 1854 года напечатана в журнале «Православное Обозрение» 1860 г., февраль, под заглавием «О нужде преподавания церковно-славянского языка в уездных училищах». (И. В-ч с 1839 года состоял почетным смотрителем Белевского уездного училища). Киреевский в этой записке доказывает необходимость для нас поставить дело народного обучения на церковную почву. Старое обучение «у дьячка» имеет преимущество перед школьным, так как оно приучает к чтению священных книг и к пониманию богослужения и, будучи основано на «коренных убеждениях веры и вековых обычаях нравственности», вводит обучаемого в церковь . Этого не может сделать школа «при всем катехизическом изучении закона Божьего», потому что «вся сущность религиозного знания заключается не в догматике, не в символе, а в живом сочувствии с духовною жизнью церкви». Школа только тогда будет давать образование, соответствующее коренным основам русской жизни, когда в ней будет отведено соответствующее место церковно-славянскому языку, и следовательно знакомству со священными и богослужебными книгами. 178 Из цитированного письма к Погодину, 20-го февраля 1855 г, в Москве была получена весть о восшествии на русский престол императора Александра II-ro. «В тот же вечер – рассказывает Кошелев – после присяги Хомяков, И. Киреевский и еще несколько приятелей собрались у нас и мы с надеждами выпили за здоровье нового императора и от души пожелали, чтобы в его царствование совершилось освобождение крепостных людей» (Кошелев. Записки, стр. 82). 179 В министерстве народного просвещения затруднялись разрешить издание журнала, тем более, что славянофилы далеко не обнажили желания отказаться от своих мнений, признанных цензурою вредными. Когда Хомяков был в Петербурге, министр Норов жаловался ему: «Киреевский мне писал и вообразите он просит разрешения и в то же время объявляет, что он нисколько не хочет изменить своего взгляда и образа действий и выражений». Журнал был разрешен главным образом благодаря родству издателя (Кошелева) с Норовым. Барсуков, XIV, стр. 326.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Высказали свои суждения о покойном и другие его почитатели. И. И. Срезневский вскоре после смерти Горского прочел лекцию о нем 379 . Т. И. Филиппов на заседании Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения 23 октября 1875 года произнес речь, посвященную памяти Горского. В ней он приводит недлинный перечень дел Горского и дает краткую, но верную характеристику его как ученого руководителя и христианина. Речь была напечатана в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1875 год, потом в 182-й книге «Журнала Министерства народного просвещения» и затем вошла в сборник Т. И. Филиппова 380 . В конце 1875 года Н. П. Гиляров-Платонов поместил краткую заметку о Горском в «Современных известиях», перепечатанную потом во 2-м томе его сочинений 381 . Граф Д. Н. Толстой опубликовал в «Русском архиве» за 1875 год в форме письма краткую биографию и характеристику Горского, а архимандрит Григорий в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских» напечатал несколько замечаний к биографии Горского, касающихся его рукоположения в священника 382 . Все эти данные, особенно сообщения С. К. Смирнова, слово архимандрита Михаила и речь Т. И. Филиппова, послужили материалом для других биографий. Во многих духовных и светских журналах в первые месяцы после смерти ученого появился целый ряд его некрологов. Печать спешки (понятной в тех условиях) лежит на этих обобщающих, оценочных статьях. Авторы неизбежно должны были пользоваться узкой и, конечно же, очень несовершенной документальной базой. Плюсом работ являются живые впечатления от общения с Горским и от участия в обсуждении его личности и его деятельности в академической среде того времени. Некрологи о Горском поместили: «Донские епархиальные ведомости», «Минские епархиальные ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости», «Тульские епархиальные ведомости», «Ярославские епархиальные ведомости», «Волынские епархиальные ведомости», журнал «Духовная беседа» 383 . Биографии Горского были помещены в ежемесячных духовных журналах: «Странник», «Душеполезное чтение», «Православное обозрение» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Журнал «Радость христианина» имеет своею целью общедоступными разнообразными статьями, по руководству хранителей Священного Предания, преимущественно первых веков христианства, способствовать правильному жизненному усвоению истин Божественного Откровения сердцем и ограждению Священного текста Библии от всевозможных произвольных толкований, породивших печальные явления в обществе». Журнал, прекрасно оформленный, состоял из следующих отделов: I. Из Творений святых От-цев и Учителей Церкви; II. Из трудов представителей Церкви последнего времени; III. Памятники церковного Богослужения (как выражение и выяснение Божественного Откровения); IV. Учение Библии (истолковательное чтение текста. Библейские очерки); V. Духовные стремления в светском обществе (как отражение Библейских начал и учения Церкви в жизни общества и произведениях светских писателей): VI. Различные проявления благодатного действия Слова Божия; VII. Известия и заметки. Журнал издавался с приложением, отдельные материалы выходили в виде брошюр, в издании принимали участие митрополит Московский Сергий, епископ Орловский Никанор, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев , председатель Общества распространения Священного Писания в России Н.А. Астафьев , профессора Московской Духовной Академии. Журнал «Радость христианина» был рекомендован Министерством народного просвещения «для фундаментальных и ученических библиотек средних учебных заведений как издание, ознакомление с которым юношества крайне желательно и полезно». В 1868–1869 годах Андрей Григорьевич был сотрудником издававшегося в Пскове противораскольнического журнала «Истина», с 1874 года являлся членом Общества любителей духовного просвещения, Общества распространения Священного Писания в России, членом-учредителем Отдела публичных Богословских чтений, председателем Московского Общества законоучителей, членом Комиссии по устройству публичных народных чтений в Москве. В приветственном адресе, направленном А.Г. Полотебнову по случаю двадцатипятилетия его служения в должности законоучителя, говорилось: «Продолжительное служение Ваше на поприще обучения юношества истинам святой Православной веры и правилам христианской нравственности, труды Ваши по истолкованию первоисточника нашего вероучения – Божественного Откровения, Ваша издательская деятельность, направленная к уяснению внутреннего сокровенного действия Слова Божия на душу человеческую, снискали Вам почетную известность».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1294. Так заповедали действовать и действовали св. Апостолы. Три лета, говорит св. апостол Павел пресвитерам ефесским, «нощь и день не престаях, уча со слезами единаго комождо вас» (Деян. 20. 31) [ Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас]. 1295. Епископ, рукополагая пресвитера, в молитве своей читает между прочим следующее: «Сего, егоже благоволил еси проручествоватися от мене в непорочном жительстве и неклонной вере, благоволи подъяти великую сию благодать Святаго Твоего Духа…», — ясно выражается этими словами духовное происхождение, рождение пресвитера от Епископа посредством рукоположения (см. чин хиротонии). 1296.  Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19. 6). 1297. «Великое зло — неведение, — сказал св. Иоанн Златоуст; — неведение не ведает своего неведения. Неведение, полагая делать добро, делает зло». 1298. Слово 89. Здесь разумеется ревность материальная, душевная; она уличает сама себя в материальности производимым его разгорячением крови. Духовная ревность всегда верна Закону Божию и чужда разгорячения. 1299. Наместник Кавказский, князь А. И. Барятинский, лично просил епископа Иоанникия о перемене настоятеля Успенской церкви протоиерея Братановского лицом более благонадежным и поручил Начальнику губернии донести ему, когда это требование будет исполнено Епископом. 1300. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 234–235. 1301. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 241 об.-242 об. Данная резолюция наложена Епископом на журнале семинарского правления вскоре по прибытии в Кавказскую епархию. 1302. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 242 об.-244. Князь Александр Иванович Барятинский (1814–1879), генерал-фельдмаршал, Наместник Кавказа (1859–1862). 1303. РГИА. Ф. 1661. Оп. 1. Дело 1098. Л. 1–2. Сербинович Константин Сергеевич (1797–1874), директор Канцелярии Обер-прокурора Св. Синода, редактор «Журнала Министерства народного просвещения» (1833–1856). 1304. ОР РНБ. Ф.1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 240. К. Г. Попандопуло — капитан первого ранга, герой обороны Севастополя, скончавшийся в Ставрополе в 1858 г. Желая почтить подвиги почившего, свт. Игнатий совершил заупокойную литургию и отпевание в своей Крестовой церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1865 Писательница, урожд. Кубе. Сконч. в 1868 г. Муж ее, известный писатель–археолог и беллетрист, действ. стат. сов. Александр Фомич Вельтман сконч. в 1870 г. 1867 Статья и была напечатана в этом журнале за 1862 г. ч. XXI. стр. 165 и дал. под заглавием: «О первоначальном народном обучении». 1868 Под заглавием: «О положении духовенства в отношении к народному образованию». См. Прав. Обозр. за 1862 г. т. VII, 1, стр. 1–9. 1870 Речь о переводе св. Писания на русский язык, начатом в 1858 г. и не раз упомянутом выше. Действительно, к Пасхе 1862 г. и вышел из печати первым изданием весь Новый Завет в новом русском переводе. 1871 Срав. об этом подробнее в Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета т. V, стран. 182–186 (Москва, 1887), в «Письме митроп. Филарета к Московскому генерал-губернатору П.А. Тучкову». Здесь (стр. 185) можно видеть и ссылку на журнал Светочь. 1872 Иаков Кротков с 1855 по 1870 г. архим. Данил. мон. в Москве, потом еписк. Муром. в 1884: г. ув. на покой в Моск. Донск. монаст. Ок. 1 дек. 1885 г. 1876 Толкование воскресных чтений из Апостола. На греч. яз., Москва, 1805 г.; в русском переводе. Москва, 1809. 1881 «Вашего» в том смысле, что А.В. Горский, по рукоположении в сан священства, причислен был к Московскому Архангельскому собору. 1882 Университетов, средних и низших учебных заведений ведомства министерства Народного просвещения Комиссия, делавшая эти «замечания», состояла из архим. Саввы и профессоров И.С. Делицына, А.В. Горского и В.Д. Кудрявцева. 1885 Статья А.В. Горского. Напечатана была в Прибавл. к Твор. Св. Отцов за 1862 г. ч. XXI, стр. 133 и дал. 1886 Сем. Серг. Владимирскому, после прот. ц. Смолен. Бож. М. († в 1888), заведовавшему изданием академического журнала в Москве. 1891 Как видно из одного, выше приведенного письма о. архим. Игнатия, разумеется оставление монастырских и церковных имуществ в ведении Св. Синода согласно мнению митроп. Филарета. 1895 А.Н. Муравьев писал крайне неразборчиво, на что жаловался и митрополит Филарет, бывший с ним в переписке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Инок Зиновий Отенский . Сказание известно, что есть София Премудрость Божия. – Вестник Общества древнерусского искусства. Вып. 1, 1874. 2 . Сказание о Святой Софии Царьградской. – Памятники древней письменности и искусства. Вып. 78, СПб., 1889. 3 . Красносельцев Н. Ф. Типик Церкви Святой Софии в Константинополе (IX в.). Одесса, 1892. 4 . Виленский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Святой Софии Царьградской. Одесса, 1900. 5 . Айналов Д. В. Примечания к тексту книги «Паломник» Антония Новгородского. – Журнал Министерства народного просвещения, 1906, июнь. 6 . [Инок Евфимий.] Вопросы и ответы из Русской иконописи XVII в. – Вестник Общества древнерусского искусства. Вып. 1, 1874. 7 . Айналов Д., Редина Е. Киево-Софийский собор. СПб., 1889. 8 . Кондаков Н. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886. 9 . Павлов А. Историческое описание святыни Новгородской. СПб., 1847. 10 . В. Р-в (Рудаков В. Е.) София. Энциклопедический словарь. Изд. Брокгауз и Ефрон. СПб., 1900. 11 . Соловьев П., протоиерей. Новгородский Софийский собор. Записки Археологического общества. Т. 2. СПб., 1865. 12 . П. Л-в (протоиерей Лебединцев П. Г.). София Премудрость Божия в иконографии Севера и Юга России. Киевская старина, 1884, декабрь. 13 . Митрополит Евгений (Болховитинов) . Описание Киевософийского собора и киевской иерархии. Киев, 1825. 14 . Пальмов И. Н. Святая София Константинопольская. Оттиски из журнала «Светильник», 1915, 5–8. 15 . Никольский А. София Премудрость Божия. СПб., 1905. 16 . Толстой М. Иконы Софии Премудрости Божией. – Душеполезное чтение, 1890, 4. 17 . Афанасьев А. София Премудрость Божия в христианской иконографии. – ЖМП, 1982, 8, с. 72–78. 21 Об антифонах праздника Успения, употребляющихся в Константинопольской и Элладской Церквах, смотри: Журнал Московской Патриархии, 1983, 6; с. 64–68. Там же приведены антифоны на праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; в Неделю 1-ю Великого Поста, Торжество Православия; в Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010