Предалтарный иконостас возобновлен в 1863 году. В первом ярусе иконостаса местных икон четыре, - на правой стороне царских врат: 1) икона Вседержителя, 2) за южной дверью икона Владимирской Божией Матери, вставленная в середину большой иконы, на которой вверху написан образ Сретения Господня. По левую сторону царских врат: 1) храмовая, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, 2) Икона Божией Матери Живоносного Источника. В Благовещенском храме иконостас одноярусный, местных икон девять. По правую сторону царских врат: 1) икона Спасителя с молящимися вологодскими чудотворцами, 2) икона Рождества Пресвятой Богородицы, 3) икона Успения Божией Матери, 4) икона Николая Мирликийского и 5) в завороте у окна икона преподобного Кирилла Новоезерского и Феодосия Тотемского, чудотворцев. По левую сторону царских врат: 6) иона Благовещения Пресвятой Богородицы. На северных пономарских дверях изображение архидиакона Стефана, 7) икона Рождества Христова, 8) икона Богоявления Господня и 9) в завороте у окна икона святой мученицы Параскевы. В Предтеченском приделе иконостас одноярусный, устроенный в 1846 году. В ризнице замечательных по древности предметов нет. Степановский И.К. Сямский Богородице-Рождественский монастырь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. С. 73-74. С сайта Церковная история Вологодского края Сямский Богородице-Рождественский монастырь, общежительный, в 65 верстах от города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою; эта святая икона явилась в 1524 году и названа по месту явления в Вологодской губернии, в селе Отводном, Сямской волости, жители которой устроили обитель, где храмовою иконой и была поставлена явленная икона; святая икона изображает Рождество Богородицы; празднество ей совершается 8-го сентября. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Сямский Богородице-Рождественский монастырь Монастырь возник в 1524 году, когда парализованному крестьянину Ивану Родионову явилась Пресвятая Богородица и исцелила его. После этого чуда прихожанами Покровской Сямской церкви построен монастырь в Сяме. Монастырская церковь освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1525 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Преподобнаго отца нашего Исидора Пилусиотскаго Аще несть поста, бывает служба праздника и святаго Исидора. Аще ли есть пост, точию святаго. На Господи, воззвах: стихиры праздника 3 и святаго 3. Стихиры праздника , глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Закон, иже в Писании,/исполняя, Человеколюбец/в церковь ныне приносится,/и Сего приемлет старыми руками Симеон старец, –/ныне отпущаеши мя, – вопия, –/ко оному блаженству,/видех бо Тя днесь, плотию мертвенною обложенаго,/животом господствующа/и смертию владычествующа. Свет во откровение языков/явился еси, Господи,/на облаце седя легце,/Солнце Правды,/закона сеновное исполняя, Симеон взываше:/из истления мя разреши,/яко видех Тя днесь. Недр Родителя не отлучься Божеством,/воплощься, якоже изволил еси,/объятиями держим Приснодевы,/на руки подался еси Богоприимца Симеона/рукою Твоею держай всяческая,/темже ныне отпущаеши мя,/радостно взываше,/в мире раба Твоего,/яко видех Тя, Владыко. Ины стихиры святаго, глас тойже. Подобен: Яко добля: Видении и деяньми к Богу возвышаяся,/житие, всемудре, совершил еси,/видения восхождение деяние водрузив,/и мудре желаемых возлюбил еси последнее,/егоже быв желания внутрь,/удостоился еси блаженнаго ныне конца/и трисолнечнаго сияния. Наводнением благодати/и одожденьми словес твоих/напояеши вся Богомудрыя,/к горнейшей мудрости чаши уста твоя положь,/яко от источника богатно ты почерпл еси/и раздал еси всюду лучи учений,/посылая, и уча, и наказуя досточудне. Воздержанием мудрование плотское умертвил еси,/в живоносную мертвость одеявся,/и, душевное устроение/разширив, преподобне, яве,/вместительное дарований Духа совершил еси,/и приятелище был еси Богодохновенных учений/и премудрости сущия паче ума пребывание. Слава, и ныне, праздника, глас 2. Германово: Днесь Симеон на руки Господа славы подъемлет,/Егоже под мраком первее Моисей виде,/на горе Синайстей скрижали дающа ему./Сей есть, Иже во пророцех глаголяй и закона Творец./Сей есть, Егоже Давид возвещает, Иже всем страшный,/имеяй велию и богатую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пречистое. Церковь Троицы Живоначальной на Аристовом погосте. Успенская церковь на Аристовом погосте Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим данным, на этом месте по благословению митрополита Петра (XIV в.) был построен деревянный женский Пречистенский монастырь, отсюда название деревни Пречистое. В XVII веке, во время нашествия поляков, последней игуменье этого монастыря - Евдокии удалось скрыться, а обитель была сожжена. Именем этой игуменьи названо селение Авдотьино. Троицкий храм в Аристовом Погосте был построен на средства прихожан в 1822 году в стиле классицизма. Колокольня была достроена в 1830 году. Это время и считается датой окончания строительства храма. В этом же году прошло первое богослужение. Со дня основания до настоящего времени в храме богослужения не прекращались. В церкви есть еще два придела - Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы. Здесь хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери (XVI в.). 16 апреля 1999 г. в день прославления иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Троицком храме замироточили иконы: преподобного Серафима Саровского, Иверская икона Божией Матери, Пророка Божия Илии и Воскресения Христова. По преданию, здесь с XIV в. по благословению свт.Петра Митрополита был основан Пречистенский женский монастырь, разоренный в Смутное время и давший название селу. Документально церковь впервые упоминается в писцовых книгах с начала XVII в. " Церковь Успения на Аристовом погосте в Кошелевом стану на реке Вздериноге " . Существующая каменная церковь Живоначальной Троицы с приделами Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1822-1830-х гг. на средства прихожан. Храм в стиле позднего классицизма состоит из ротонды с боковыми двухколонными портиками дорического ордера, большой полуциркульной алтарной апсиды, трапезной со скругленными углами и трехъярусной, с полуярусом, колокольни. В советское время церковь не закрывалась. Имеется чтимый образ Казанской Божией Матери, написанный в XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=06012

Пятое Евангелие Слово к читателю В структуре библейского космоса, а значит, и в сакральной географии всего христианского человечества Иерусалим занимает особое, исключительное место. Это – «пуп земли», источник «силовых линий», пронизывающих и определяющих различные сферы духовности, творчества, культуры. Конечно, на современных географических картах Святой Град не изображается, как на средневековых, геометрическим центром «круга земного». Но в духовных координатах христианина средоточный пункт мировой истории по- прежнему там – у святынь Голгофы и Живоносного Гроба. Эта земля нам не чужая. Культура народов нашей страны исконно связана с древним наследием Святой Земли, Ближнего Востока. Русская, как и другие славянские культуры, – культура библейская. Вся система ценностных ориентаций, весь менталитет русского православного человека основаны на Новом Завете. «С востока Свет» – для России это верно не только в высшем смысле – в философии, литературе, художественной традиции; библеизмом проникнуты и самые глубокие пласты народного сознания и самовыражения. Во всем мире русского человека зовут библейским именем Иван (Иоанн). В праздник Богоявления каждая из российских рек становится Иорданью. Богослужебные сосуды для перенесения Святых Таин называли в старину сионами и иерусалимами. Вслед за Крещением Руси, когда славянская душа после долгой языческой дремы только-только пробуждалась к христианской жизни, вошли в нее впервые и навсегда – вместе с Евангелием, молитвой и иконой – далекие и с детства всем нам близкие слова и названия: Земля Обетованная, Иерусалим, Вифлеем. Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской Православной Церкви. Древнейшее упоминание этнонима Рус историки находят в одной из антиохийских хроник. Первый митрополит, крестивший Русь с князем Владимиром Красным Солнышком, был, по киево-печерскому преданию, святой Михаил Сирин, т.е. сириец по происхождению. XII век – особое время в истории. Эпоха крестовых походов радикально раздвинула духовный, политический и географический кругозор народов, открыв впервые людям христианской Европы – в том числе Руси – древневосточную колыбель цивилизации, Палестину, Евразию, целый мир Востока. Мы чаще и отчетливей вспоминаем – и совершенно справедливо – негативную сторону крестоносной эпопеи, но не всегда сознаем плодотворное значение того духовного порыва, который стоял за рыцарскими приключениями и географическими открытиями. Двухвековая «битва за Иерусалим» позволила европейцу, оказавшемуся вдруг на ближневосточном перекрестке религий, эпох, цивилизаций, оглянуться, задуматься и познать не Азию – самого себя, неизведанные глубины собственной духовности, веры, поэзии. Без этого открытия Западом Востока невозможны были бы ни трубадуры, ни готика, ни Данте с его головокружительной космологией Рая и Ада, ни Сорбонна с культом «арабского» Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 35  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Кавказская Голгофа Жизнеописание настоятеля слепцовского храма отца Петра Сухоносова, мученически погибшего от рук террористов в Чечне в 1999 году. К читателю В новое тысячелетие Русь Православная вошла, осеняемая благодатным покровом святых Царских мучеников и сотен новомучеников и исповедников Российских, причисленных к лику святых. Мы твердо верим в то, что в небесном сонме русского воинства Христова есть имя еще одного страдальца, свершившего великий подвиг исповедничества на самом исходе двадцатого столетия – протоиерея Петра Сухоносова. Свершившего этот подвиг не в зловещие 30е годы яростного богоборчества, а уже в наше время, немногим более десяти лет назад – великопостной весной 1999 года, за три недели до Пасхи Христовой. Выкраденный похитителями прямо из алтаря святого храма, где он прослужил настоятелем почти сорок лет своей смиренной праведной жизни, брошенный в холодное мрачное подземелье, Батюшка был замучен там зверскими пытками и голодом. Оттуда он и ушел в бессмертие. Несмотря на годы, что отделяют нас от этой страшной трагедии, имя отца Петра не только не забыто, но уже прославлено благодарной памятью многих православных христиан, которых Господь милостиво сподобил близко знать и общаться с этим мужественным пастырем, принявшим смерть за веру Христову от рук новоявленных агарян-христоненавистников. Вся многострадальная жизнь отца Петра была необычайно скромной и тихой. Наверное, поэтому мы так мало знаем о ней. А между тем она достойна того, чтобы о ней знали все православные люди, жаждущие припасть к чистому источнику веры, любви и милосердия. Жизнь и пастырство отца Петра Сухоносова – именно такой живоносный источник, благодатная сила которого вовсе не иссякла, но, напротив, многократно умножилась после святой мученической кончины: об этом могут свидетельствовать все, кто духовно окормлялся у Батюшки и был под его духовным попечительством. Два издания книги «Кавказская Голгофа», состоявшиеся в Черкасской епархии Украинской Православной Церкви по благословению и при активном участии Высокопреосвященного Софрония – ныне митрополита Черкасского и Каневского, а затем еще одно – уже по благословению ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – до сих пор не могут удовлетворить желание широкого круга боголюбивых читателей близко познакомиться с жизнью и подвигами страдальца. Мы получаем много писем из разных концов бескрайней матушки-Руси и даже зарубежья с просьбами выслать жизнеописание праведника и мученика нашего смутного времени – протоиерея Петра Сухоносова. Будем надеяться, что эту благородную миссию хотя бы в некоторой мере выполнит еще одно издание востребованной читателями книги, дополненное новыми документальными материалами и воспоминаниями.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskaya-gol...

Разделы портала «Азбука веры» для малого четырехголосного смешанного хора От составителя Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, во время которой совершается Таинство Святого Причащения. Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста , чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров). В Служебнике, при изложении чина литургии святого Иоанна Златоуста, читаем: Егда, же в•идитъ дi•akohъ стщ•енника простир•ающа р’уц%, ни прикас•ающася стт•ому хл%бу, во вэже сотвор•ити свят•ое boзhoш•ehie, возглаш•аетъ: В•онмемъ. Стщ•енникъ же, вознос)я стт•ый хл%б, возглаш•аетъ: Стткая стткымъ. Л•икъ: КЕд•инъ сттъ, нэд•инъ гсдь, сл•аву бтга н0тц)а, нам•инь. КИ по•ютъ л•ицы дн)е, кил)и cmm•arw. Киноник, за которым в русской богослужебной практике закрепилось русифицированное название «причастен», таким образом, является неотъемлемой частью любой литургии. Устав даёт четкие указания, в какой день какой причастен надлежит исполнять. С течением времени, однако, жанр этот пришел в упадок. Пожалуй, первую попытку его возрождения и систематизации предпринял в 1998 году Е.Кустовский (см. Е. Кустовский. «Причастный Стихъ». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. Настоящий сборник является своеобразным дополняющим продолжением сборника Е. Кустовского. В отличие от последнего, он ориентирован главным образом на приходские храмы, музыкальная стилистика которых основана на произведениях композиторов XVII–XIX веков. Составитель надеется, что этот сборник поможет регентам, путём введения в репертуар своего хора собранных здесь причастнов, соблюсти формальную полноту и стилистическую целостность музыкальной составляющей Божественной литургии.

http://azbyka.ru/sobranie-prichastnov-po...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 14 Августа, Канон предпразднства Глас 5 Песнь 1 Ирмос: Коня и всадника в море Чермное/сокрушаяй брани мышцею высокою/Христос истрясе, Израиля же спасе,/победную песнь поюща.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Гробу, Деву приемшу, приступим, вернии,/благовония божественна прияти тщащеся:/в сем бо излился Мироположницы дыхающее благовоние, души благоухающее.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Взятся Сион из горы, Сион одушевленный,/и почи во граде Гефсимании, яко одушевлен,/Бога Безсмертнаго приемши, в недрех нетленных почити.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Трубы возшумевше Богоносных мужей,/воззовите вельми апостольская уста:/Силы, возмите врата, приимите Царицу в лучшая.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Смерть како подъят, Живота присносущнаго яве рождшую паче естества, Всенепорочную?/Но, сию отринув,/Владыка престави Тя к приятию Небесному.  Песнь 3 Ирмос: Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим/и повесивый неодержимо тяготеющую/на недвижимем, Христе, камени заповедей Твоих,/Церковь Твою утверди, Едине Блаже и Человеколюбче.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Песни надгробныя ныне возслем Чистей, Зиждителя Богородительнице,/и со Безплотными воинствы одр живоносный окружим, радующеся,/яко престол Божественный Святый.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Лежащу и простерту видяще, очи смежащу,/живоподательный, Божественный и присный источник,/приидите, верными сердцы слезы точаще,/прикоснемся Сея нетленному телеси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Божественное и благородное Божие жилище, седалище воистинну/и град одушевлен всех Царя воистинну,/подаждь всех согрешений наших памятию Твоею оставление/и от бед спаси.  Седален, глас 4 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Девы отроковицы, предвоспойте,/матери, похвалите,/и вси воспойте песнь происходную, успение Девы и Матере Господни/песньми богокрасными предсовершающе божественне:/преставляется бо славно к Небесным. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-predp...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» И.Г. Минералова, иерей Михаил Потокин, Александра Оболонкова Детская религиозная литература " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > И.Г. Минералова, иерей Михаил Потокин, Александра Оболонкова Детская религиозная литература В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) – А чтобы такое для ребенка взять почитать? – на самом деле, этот вопрос не так уж и часто звучит в магазинах православной литературы и церковных лавках. Все мы знаем, что выбор книги должен быть обдуманным. Многие помнят наставление святителя Игнатия Брянчанинова о том, что прежде, чем взяться за чтение, нужно разобрать «благоразумно и осторожно, кто писатель и что он пишет», чтобы не «исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями». Поэтому, наверное, и идем в «проверенные», как считаем, места, и с легкостью берем любое приглянувшееся издание. Мы стараемся покупать для ребенка «православную литературу», которая его плохому уж точно не научит, но так ли все просто? Все ли книги, относимые к разряду «православной литературы», одинаково полезны? И что должен знать родитель, стоя возле полки с детскими книжками в православном магазине? Попробуем разобраться, а за помощью обратимся к сотрудникам церковных лавок и православных библиотек, доктору филологических наук, профессору кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков МПГУ Ирине Георгиевне Минераловой и клирику храма иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыне иерею Михаилу Потокину. Внешнее «Если ребенок выбирает сам, – рассказывает продавец книжной лавки одного из крупных московских храмов Ксения, – то он бросается на красивые иллюстрированные книжки, и ему абсолютно все равно, кто написал, Шарль Перро или монах Лазарь». Не только дети, но и взрослые в первую очередь обращают внимание на внешний вид книги. Если книга яркая, если ее приятно держать в руках, то выбор будет в ее пользу, замечают продавцы.

http://azbyka.ru/deti/detskaya-religiozn...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Григорий Геронимус " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 3  голоса:  5.0 из  5) Священник Григорий Геронимус для «Азбуки супружества» Священник Григорий Геронимус родился в 1982 году в семье священника. В 1998 году окончил школу, в 2000 поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ныне ПСТГУ). Окончил его в 2005 году. В этом же году рукоположен в диаконы. Служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне , в 2007 году командирован в женский монастырь. В августе 2011 года, еще в сане диакона, назначен настоятелем строящегося храма Всемилостивого Спаса в Митино. В декабре 2011 года рукоположен в священники. Женат, отец шести сыновей. – Отец Григорий, ваш отец, протоиерей Александр Геронимус, перед тем как стать священником, уволился из научного института и устроился в храм сторожем. – Это было до моего рождения. Я родился в 1982 году, а отец был рукоположен в 1979. Все события, которые связаны с крещением моих родителей, их воцерковлением, и насколько это в то время было против шерсти, я знаю только по рассказам. Мои старшие братья помнят многое из того, что предшествовало пути отца к священству (в частности, его увольнение из научного института), а я уже родился и рос в семье священника. – Но период, когда он служил в Белгородской области, а мама со всеми вами жила в Москве, и то он изредка выбирался в Москву, то вы к нему, вы помните? – Конечно. Всё мое детство так прошло. Даже немножко помню время, когда отец служил в Старом Осколе, но это отрывочные воспоминания – мне было четыре года, когда его перевели оттуда в село Малакеево Белгородской области, где он прослужил до 1993 года. Мы жили с мамой, а когда отец приезжал домой, это был праздник. Он ехал каким-то сложным путем, на перекладных, чтобы приехать домой не в семь утра, а в пять, и эти два часа пробыть с мамой. А потом приходили люди, и, хотя физически отец был дома, ни мама, ни мы его особенно не видели, но всё равно радовались его присутствию. Это сейчас в Москве много храмов и священников, а тогда у верующих редко бывала возможность прийти к священнику, исповедоваться, о чем-то с ним посоветоваться, и люди очень ценили моменты, когда такая возможность появлялась. Многие люди приходили к отцу для того, чтобы исповедоваться и молиться прямо дома.

http://azbyka.ru/semya/my-dva-rebenka-iz...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Вот моя деревня На улице грохот, скрежет, вой: с Измайловского проспекта с мясом сдирают трамвайные пути, а мы сидим в Свято-Троицком Измайловском соборе, в кабинете у протодиакона Сергия Шалберова, рассматриваем фотографии, на которых родная деревня отца Сергия, и такой тишиной, таким покоем веет от этих снимков… Вот деревенский крестный ход: идут бабушки гуськом по лесу, лица праздничные, просветленные… Вот молебен у святого источника: и батюшка, и прихожанки погружены в тихую молитву… — У нас в Шапках вообще-то три источника, — поясняет отец диакон. — Этот — самый дальний. Его и коренные шапкинцы очень любят, и приезжие… Целебный! Я сам был свидетелем исцелений, и не раз. Моему соседу врачи напророчили смерть через два-три года — мол, все, безнадежен… А он живет да живет, ничего не пьет, кроме шапкинской водички, и на здоровье не жалуется. И ездят к нам за этой водой, ездят, и конца-краю нет — и это хорошо, да только кто горожанам объяснит, что нужно следить за порядком? Столько мусора оставляют после себя эти, с позволения сказать, паломники, что один из источников уже почти загублен. Надо бы часовенку там поставить, чтобы хоть совесть в людях заговорила: все-таки место святое, Богом дарованное, вода дивная, целебная. Тут не мусорить надо, а Господа славить за такой дар! А вообще-то я очень доволен тем, что в Петербурге знают о наших источниках: пусть прикоснутся к нашей святыне. Православная вера — такой же живоносный источник, к ней тоже надо припадать в духовной жажде — и исцеления не замедлят. — А откуда такое название — Шапки? Как услышишь его, так улыбнешься невольно… — А это от местности. Холмистая такая местность: гряда холмов тянется от Мги до Любани — они у нас, как шапки, возвышаются. Вот, между прочим, любопытный факт: по документам мы одно время назывались селом Покровским — по главному нашему храму. Но не прижилось это название: Шапки — и только!

http://azbyka.ru/parkhomenko/vot-moya-de...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010