Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ расположен за к-польской городской стеной напротив Силиврийских ворот в мест. Балыклы; возник на месте целительного источника. Принадлежит К-польскому Патриархату. История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в. Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении мон-ря. 1-е упоминание «Ж. И.» м. в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной К-поля в месте, именуемом Пиги (Πηγ - источник), имп. Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм ( Procop. De aedificiis. I 3). Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для ц. Св. Софии К-польской материалы ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259). Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (PG. 147. Col. 72-77). Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в К-поль, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, к-рый попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февр. 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана. Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на К-польском Соборе 536 г. присутстовал пресв. Зинон, названный игуменом мон-ря Пресв. Богородицы в Пиги ( Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930).

http://pravenc.ru/text/182279.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения домового храма в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» 04.03.2010 176 4 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), сообщает Патриархия.ру. У главного корпуса университета Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали ректор НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханов, члены Ученого совета, преподаватели и студенты вуза, представители Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», священнослужители. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения домового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, расположенного в главном корпусе МИФИ. Его Святейшеству сослужили: секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве , благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков; благочинный Даниловского округа протоиерей Олег Воробьев; руководитель референтуры Московской Патриархии, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно протоиерей Олег Корытко; настоятель домового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно протоиерей Александр Петров. На богослужении присутствовали ректор НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханов, члены Ученого совета вуза, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, московские священнослужители — выпускники МИФИ, преподаватели и студенты университета, представители Госкорпорации «Росатом», в том числе заместитель генерального директора В.В.Ратников, и благотворители, участвующие в создании домового храма. По совершении чина освящения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал протоиерей Олег Корытко. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил собравшихся с освящением университетского храма. В дар православной общине МИФИ Святейший Патриарх передал список Казанской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/4/svy...

Ивойлово. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1625 г. в селе уже была церковь Николая Чудотворца с приделами святого Даниила Столпника и Дмитрия Солунского. В писцовых книгах того времени указано: " церковь стоит без пения " , то есть за отсутствием священника богослужения не проводились. Село принадлежало Спасо-Яковлевскому монастырю, который в 1651 г. передал его во временное владение князю Пронскому с условием построить здесь церковь, поселить крестьян и расчистить землю (вероятно, село запустело после войны с Польшей в 1634 г.) Новая деревянная церковь была построена 1678 г. В 1699 г. селом владели князь Иван Петрович Пронский и Александр Иванович Львов. Возможно было обновление деревянного храма в 1781 г. как следует из дела о постройке каменной церкви. Ныне существующий каменный храм построен в 1874 г. по проекту архитектора Владислава Осиповича Грудзина. В деле о строительстве в селе Ивойлове Рузского уезда новой каменной церкви читаем: В январе 1854 г. было подано прошение причта и прихожан церкви Воскресенской села Ивойлова митрополиту Филарету о том, что: " В селе Ивойлове церковь деревянного здания однопрестольная во имя Воскресения Христова, хотя и крепка, но невместительна. Посему прихожане желают строить каменную в то же имя Воскресения Христова с приделами Божия Матери Живоносного источника и Пророка Божия Илии " . Однако согласно клировым ведомостям за 1916 г., церковь " построена в 1860 г. тщанием прихожан. Каменная, крытая железом с такой же колокольней. Престолов три: в память обновления храма Воскресения Христова, во имя Божия Матери Живоносного Источника, во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. " В приходе были деревни: Щелканово, Шилово, Веино, Пупки, Немирово, Самошкино, сельцо Притыкино. В архиве сохранилось письмо Московской палаты государственных имуществ в Московскую духовную консисторию от 28 января 1854 г. в нем говорится, что для постройки новой каменной церкви, для сохранения ныне существующей деревянной, крестьяне села Ивойлова, не желая построить церковь в отдаленном от селения месте, предположили предоставить под постройку принадлежащую им землю… " . Строительство новой церкви намечалось по плану, составленному архитектором Бурениным.

http://sobory.ru/article/?object=11272

Липецк. Успенский Липецкий монастырь. Карта и ближайшие объекты История Успенского мужского монастыря (Паройской пустыни) началась в 17 столетии. Это был единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города и оставивший заметный след в истории, культуре и духовной жизни города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII вв. В начале 18 столетия неподалеку от обители располагались Липецкие железоделательные заводы, основанные Петром I. Этот Российский император неоднократно посещал пустынь и выделял жалование на нужды обители. Благодаря Петру I монастырь благоустраивался и даже процветал, особенно после слияния с двумя другими небольшими обителями, когда к Паройской пустыни был приписан монастырский сад, мельница и луг. В царствование Екатерины II, проводившей политику сокращения иноческих обителей, Паройская пустынь была закрыта по ее указу в 1764 году. В этот период среди монастырских построек был каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая Чудотворца, построенный в 17 веке, деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», деревянная колокольня, настоятельская и братская кельи. Монастырь находился на берегу Петровского пруда, ныне уже не существующего. В 1804 году Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму г. Липецка. В 19 веке несколько благочестивых и состоятельных жителей города Липецка подали прошение о восстановлении мужской монашеской обители, но не получили такого разрешения. К началу 20 века храмовая библиотека насчитывала 140 томов. Среди редких богослужебных книг выделялось Евангелие 1694 года в переплете из синего бархата и серебра. К наиболее чтимым святыням храма относились чудотворные иконы Параскевы Пятницы и икона Божией Матери «Донская», а также древний кипарисовый крест с частицами мощей преподобной Евфросинии. Особо же почиталась верующими икона Божией Матери «Живоносный Источник». Известны многие случаи, когда по молитвам у чудотворного образа совершались чудеса исцеления от разных недугов.

http://sobory.ru/article/?object=30783

На конференции в Сарове обсудили итоги археологических раскопок, проводившихся в Саровской пустыни в 2017-2018 годах 1 апреля 2019 г. 11:37 30 марта 2019 года в городе Сарове Нижегородской области, в Доме ученых Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), состоялась конференция, посвященная итогам археологических раскопок, проводившихся в 2017-2018 годах на участке восстановления храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» на территории Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни. Участниками конференции стали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов, министр культуры Нижегородской области Надежда Преподобная, и.о. руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Радий Илькаев, глава Сарова Александр Тихонов, и.о. главы администрации Сарова Виктор Иванов, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров, сотрудники Института археологии РАН, РФЯЦ-ВНИИЭФ, нижегородские историки, духовенство Нижегородской епархии , представители прессы. Перед началом встречи ее участники возложили цветы к памятнику академику Юлию Харитону — одному из крупнейших отечественных физиков ХХ века, являвшемуся на протяжении десятилетий научным руководителем РФЯЦ-ВНИИЭФ. В фойе Дома ученых участники конференции смогли ознакомиться с артефактами, найденными во время раскопок на месте храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Открыл конференцию Глеб Никитин. Он поприветствовал собравшихся и пожелал участникам встречи плодотворной работы. «Я всегда трепетно относился к истории, — сказал губернатор. — Только традиция, которая идет из глубины веков, способна помочь противостоять вызовам современности».

http://patriarchia.ru/db/text/5402587.ht...

Ново-Савиновский район. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " в Савиново (первая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты К числу остатков времён, давно минувших, принадлежит древняя церковь в селе Савиново. Церковь эта деревянная, весьма небольшая, оставленная ныне, потому что теперь есть новая, в которой совершается Богослужение. Тем более замечательно это здание, что выстроено из дерева, крытое также деревянными досками и оставленное теперь почти безо всякого призора, оно сохранилось почти во всей целости; ещё не обветшал совершенно. Над ним склоняют свои ветви густые вязы и хранять его от бурь и непогод. Окрест разсеяно несколько надгробных камней, глубоко впавших в землю и обросших мхами и лишаями. С наружной стороны, вокруг алтаря, пять тонких фигурных столбов образуют род портика. В алтаре сделаны три небольшие окна. Они, как кажется, были без рам и задвигались изнутри. Вместо решёток вделаны большие, острые шипы. Крыльца и двери-нет. Внутренность церкви также не потерпела никаких повреждений; при большой внимательности без сомнения сохранилась бы вся... Иконостас состоял из весьма немногих образов; но из них не осталось ни одно, кроме двух довольно больших икон Святых пророков Гедеона и Елисея, которые, впрочем, находились у клиросов. Над царскими вратами уцелели три круглых образа: распятие - в средине; по сторонам - снятие со креста и погребение. На косяках также находятся шесть круглых образов: лики и надписи стёрлись и узнать трудно, каких святых они изображали; только на одном можно разобрать: Григорий. Шесть мест для икон Благовещения и Евангелистов на царских вратах совершенно пустые. Царские врата были обложены разукрашенной слюдою; следы различных красок и довольно яркой позолоты сохранились и доселе во многих местах. Под местным образом Спасителя красною краскою, заметно новейшей против краски царских врат и всего иконостаса, сделано изображение креста. Внизу на самых царских дверях сделана резная надпись вязью: " ... при благоверном государе царе и великим князе Михаиле (на одной половине) Федоровиче всея Руси, при благоверном (на другой половине) " .

http://sobory.ru/article/?object=38956

Разделы портала «Азбука веры» Почти 300 лет назад при церкви святой Марии в английском городке Нотингем открылась первая в мире воскресная школа. С тех пор эта форма педагогического воспитания через постижение христианских истин вместе с обучением светским наукам широко распространилась по всему свету. «Прихожанин» решил обсудить эту тему с теми, кто посвятил воскресной школе много сил и времени. Какой сегодня должна быть воскресная школа? Какие цели и задачи стоят перед педагогами? С какими трудностями порой сталкиваются воскресные школы в России? Наши собеседники – заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Александр Вячеславович Боженов (10 лет работы в семейной воскресной школе при Даниловом монастыре) и семейный психолог Ирина Николаевна Мошкова, которая работала директором семейной воскресной школы «Живоносный источник» в Царицыне более двадцати лет. «Прихожанин»: Ирина Николаевна, Александр Вячеславович, как я понимаю, вы давно занимаетесь воскресными школами. Что, с вашей точки зрения, в них поменялось с течением времени? Ирина Мошкова: Моя работа в семейной воскресной школе началась в 1995 году – в приходском храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне. До этого я много лет занималась семейной психотерапией. В 90е годы понятие «воскресная школа» предполагало лишь занятия с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте дети уже умеют читать, и им можно рассказывать о Боге, о Церкви и церковных праздниках. Вот с этого мы и начинали. Но со временем поняли: чтобы дети научились молиться, осознанно пришли в храм, участвовали в церковной жизни, одних только наших занятий недостаточно, – для этого необходима поддержка родителей. Если они рядом с ребенком, тогда и он быстро приобщается к вере. А если родители находятся «за бортом», то и ребенок мало что может усвоить. Вот тогда мы и стали принимать в свою школу не только детей, но и их родителей. Напомню: это были 90е годы, невероятно сложный период в жизни нашего государства, когда вся страна с муками переползала на рельсы рыночной экономики, когда зашатались традиционные устои и российская семья оказалась под угрозой. В эти годы детей в нашу воскресную школу нередко приводили бабушки, потому что родители либо страдали алкоголизмом, либо сидели в тюрьме, либо лечились от психических заболеваний, не выдержав стресса рыночной экономики.

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-postro...

IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8 Сентября) Стихиры на Господи воззвах, гл. 6: 1. Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе. 2. Этот день Господа, радуйтесь, народы, ибо вместилище света и свиток Слова жизни произошел из чрева. И Она, прообразованная в скинии дверью с востока, родившись, ожидает входа Иерея великого; Она – единственная и во вселенную вводящая одного только Христа для спасения наших душ. 3. Сегодня бесплодная Анна рождает Богоотроковицу, из всех родов предызбранную в жилище Царю всех и Создателю Христу Богу, во исполнение Божия промышления, по которому мы, земнородные, воссозданы и обновлены от тления для жизни нескончаемой. Слава и ныне: Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе.. Стихиры на литии Начало нашего спасения, люди, сегодня совершилось, ибо от древних родов рождается Матерь и Дева, и приемница Бога происходит от неплодной; цвет от Иессея и жезл от корня его произрос. Да веселится Адам праотец и Ева в радости да ликует; вот она сама, по Божию промышлению созданная из ребра Адамова, торжественно прославляет и дочь свою и внучку: родилась мне, говорит она, Избавительница, через которую я освобожусь от уз ада. Да радуется Давид, ударяя в гусли, и да благословит Бога, ибо Дева происходит от чрева бесплодной для спасения наших душ. Слава и ныне. гл. 8: В благознаменитый день праздника нашего возвестим духовно, ибо сегодня от семени Давидова рождается Матерь жизни, разгоняющая тьму. Она – восстановление Адама и Евы освобождение, нетления источник и отмена тлению; через Нее мы обожествились и от смерти избавились. Воскликнем же Ей мы, верные, вместе с Гавриилом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, через Тебя подающий нам великую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

  разделы   рассылка  распечатать Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: " Свет Живоносного Гроба Господня должен сиять в наших глазах, в наших делах, в нашей жизни " Источник:  Сайт Архиерейского собора 2008 Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион в интервью соборному сайту www.sobor2008.ru рассказал об ожиданиях, которые возлагают на грядущий Архиерейский Собор иерархи, духовенство и паства Зарубежной Церкви, дал оценку году, минувшему после подписания Акта о каноническом общении, а также высказался по ряду вопросов внутрицерковной жизни. – Ваше Высокопреосвященство, участие архиереев Зарубежной Церкви после подписания Акта о каноническом общении в работе Архиерейского Собора с одной стороны естественно, но, с другой стороны, совершенно ново – какие ожидания Вы возлагаете на грядущий Собор? – Мы, конечно, не имеем представления о том, как проходят Архиерейские Соборы в Москве. У нас бывало около тридцати архипастырей в епископате Русской Зарубежной Церкви, так что мы работали в более семейной атмосфере. В Москве – около 200 Преосвященных [епископов]. Я думаю, что мои собратья-архипастыри с большим вниманием и интересом будут слушать выступления участников Архиерейского Собора, несущих свое служение в России и в странах ближнего зарубежья, ведь мы хотим ознакомиться с их опытом, с их радостями и проблемами. На совещании Преосвященных членов Архиерейского Синода с делегацией Московского Патриархата, участвовавшей в торжествах настолования моего недостоинства на первоиерарший престол Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Корсунский Иннокентий сказал, что голос заграничных архипастырей очень важен, при этом он подчеркнул, что наши архипастыри смогут влить свежую струю в атмосферу предстоящего Церковного Собора. Какие у нас ожидания? Мы надеемся, что грядущий Собор торжественно провозгласит свое " Вонмем " перед всем миром, подтверждая приверженность всей Поместной Русской Православной Церкви чистоте Православной Веры и святоотеческого предания. Мы молимся, чтобы этот Собор воодушевил людей, в Отечестве и в рассеянии сущих, чтобы он дал здоровую и трезвую оценку многим современным проблемам в жизни общества.

http://religare.ru/2_55273.html

Воспоминания и духовные стихи Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину 1039 I. Вступление. Одесса. Константинополь. Афонские подворья и иноки их. Св. София. Храм св. Ирины и музей. Успенская церковь (Скоропослушницы). Греческие клирики. Отношение восточных людей к лицам духовного звания. Живоносный Источник. Порядок благословения. Влахернский храм. Св. Феодор Студит и бывший его монастырь. Патриархия. Хранение св. мощей. Вселенский престол (кафедра св. Иоанна Златоуста ). Повешенный в 1821 г. янычарами Патриарх Григорий V. Особенности богослужебного чина в греческой церкви. На мою долю выпал жребий быть современником в Москве различного рода событий общественной и церковной жизни, носивших часто радостный, но безпокойный характер. В мае 1913 г. пришлось участвовать в празднествах прославления святителя Ермогена, после которого в начале июня, по возвращении от одной всенощной, у меня вдруг явилась мысль съездить в Палестину, куда давно порывалось сердце. О своем намерении я сообщил преподавателю Московской Духовной семинарии, одному студенту и двум боголюбивым чадам. Все они изъявили готовность отправиться со мною в путешествие. Через два дня, заручившись благословением угодника Божия Алексия, мы были уже на Брянском вокзале. Немногие из моих друзей узнали о нашем паломничестве, но и те посчитали долгом проводить нас. Отъезд сопровождался благопожеланиями и слезами. О Палестина! О град святый Иерусалим! Что-то высокое, восхитительное переживаешь, когда слушаешь рассказы о Св. Земле. На душе делается легко, отрадно, и сам начинаешь стремиться туда. Забываются и трудность пути, и слабость здоровья, и обязанности службы, и семейное положение, и материальная необезпеченность, – словом, все то, что часто действительно служит препятствием к осуществлению указанного благочестивого желания. Двумя побуждениями, однако, руководствуются люди, направляясь во Св. Землю. Одни едут, чтобы покаяться и помолиться у самого Гроба Господня, где дарована нам вечная жизнь и Царствие Небесное, другие – лишь обозреть достопримечательности. Отсюда и настроение получается различное. Первые возвращаются домой с сильным религиозным воодушевлением, с глубоким, неизгладимым впечатлением; вторые, заметив там небрежное отношение греков к святыне, уничиженное состояние ее от турок, начинают говорить: «Лучше не видеть поругания христианской веры, дабы не смущаться и не разочаровываться!..» Но мы все же считаем каждого, съездившего в Палестину, счастливым, потому что таковой удостоился припадать к Голгофе, лобызать Живоносный Гроб Господень, омываться в струях Иорданских и ходить, где ступали Пречистые ноги Сладчайшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010