При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Слово к читателю Дорогие братья и сестры! Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути - пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве. Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые. Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам. Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде. Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы,настоятель храмов иконы Божией Матери " Живоносный Источник " в Царицынои Рождества Богородицы в Крылатском От издателей Дорогие читатели! Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) - монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1450...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь Эстония, д. Куремяэ, Ида-Вирумаа. Есть предание, что однажды утром неподалеку от живоносного источника эстонский пастух увидел на горе знатную Госпожу в прекрасном лучезарном одеянии. Но когда он стал приближаться к горе, видение скрылось. Эстонец вернулся к стаду, и видение снова показалось на горе. Так повторялось несколько раз. Возвратившись домой, пастух рассказал о видении жителям деревни. Некоторые из них на другой день рано утром отправились к горе и тоже увидели недалеко от источника некую прекрасную Жену в светлом лучезарном одеянии. Но как только они приближались, видение исчезало. И на третий день повторилось то же. Тогда они взошли на гору, и на том месте, где являлась знатная Госпожа, нашли старинный образ… Поскольку они были лютеранами, то не могли понять, что изображено на иконе. Эстонцы отдали образ проходившим на барщину в ближайшую мызу русским православным крестьянам из деревни Яамы и рассказали, как нашли его. Православные сразу поняли, что это образ Успения Божией Матери. «Пюхтица» от эстонского Pühitsetud – «святое место». Получив небесный дар – чудотворную икону, благочестивые православные жители Пюхтицкого края в XVI b. построили на нижнем уступе святой Богородицкой Горы часовню для явленного образа. Это явление Божией Матери запечатлено и в особой иконе, именуемой «Пюхтицкая». Богоматерь на иконах обычно пишется в небесной славе, на Пюхтицкой иконе Царица Небесная изображена стоящей на земле. В неспокойные, трудные времена местные жители оберегали Пюхтицкую святыню, восстанавливали разрушаемую часовню. Ради безопасности святую икону хранили и в Нарве, а когда была построена церковь в селе Сыренец, Успенскую часовню приписали к ней, и чудотворную икону перенесли туда. По перенесении иконы православное население Пюхтицкого края постановило ежегодно, 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, совершать крестный ход с чудотворной иконой на Святую Богородицкую Гору, к часовне.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Свобода. Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь. Курская Коренная пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год основания:1597. Ссылки:   Адрес: Россия, Курская область, пос. Свобода, ул. Советская, 11 Координаты: 51.97253, 36.31297 Проезд: Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добраться до Курской Коренной пустыни можно из Курска — или на электричке до станции Свобода, или с Северного автовокзала города до поселка Свобода. Время в пути — около одного часа. Если вы хотите в тот же день вернуться в Курск, будьте внимательны: из Свободы последний автобус уходит довольно рано, в седьмом часу вечера. На автомобиле из Курска следует выезжать по ул. Дубровинского. До монастыря от города — около тридцати километров. Поворот к нему следует искать сразу после села Долгого. Коренная пустынь находится несколько в стороне от дороги, поэтому рассчитывать на то, что она будет заметна с трассы, не стоит. Изменить описание объекта Андрей Агафонов 1 января 1902 Коренная пустынь с восточной стороны. На переднем плане - храм «Живоносного Источника» Матери Божией над колодцем со святым источником. Построен на средства великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева в 1713 г. Разрушен в 1933 г. Не уцелели и каменные сходы к кладезной церкви Елена Григорьева ?? Карта и ближайшие объекты В 1295-м году некий Рыльский охотник на берегу Тускари у корней большого вяза нашёл икону Божьей Матери, лежавшую ликом вниз. Как только охотник поднял икону, там где она лежала, тут же потекла вода источника. Здесь выстроили часовню. Икона хранилась в часовне и охраняла её. Крымские татары не раз пытались поджечь часовню, но та не загоралась.

http://sobory.ru/article/?object=02500

[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Смоленск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Духовной семинарии. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Стоит на высоком холме над Днепром, почти примыкая изнутри к крепостной стене, которая здесь резко меняет направление с северного на северо-западное. Занимает важное место в панораме Смоленска, открывающейся из его северной части. Построена на средства священника В. Брянцова в 1789-94 гг. из кирпича, заменив более древнюю деревянную, и оштукатурена; цоколь и крыльцо колокольни сложены из белого камня и гранита. В послевоенные годы вплотную к алтарю и к южному фасаду колокольни пристроены двухэтажные здания, искажающие композицию церкви в стиле раннего классицизма. Невысокий двусветный четверик завершен восьмилотковым куполом с очень маленькой главкой на восьмигранном световом барабане. Прямоугольный алтарь уже четверика и равен по ширине удлиненной трапезной, связывающей храм с колокольней. Ее объем доминирует в композиции. Шлемовидное покрытие стройного восьмерика звона - позднейшее. Фасады четверика и высокого основания колокольни завершены треугольными фронтонами. В лаконичных фасадах ритмично чередуются высокие окна и узкие пилястры. Высокие арочные окна четверика и прямоугольные трапезной имеют одинаковые ленточные наличники, над окнами четверика высоко подняты сандрики. Над северным и южным входами в храм сохранились зонты на металлических кронштейнах. Внутри купол четверика опирается на тройные ступенчатые тромпы. Перекрытия в трапезной и алтаре плоские. Сохранились фрагменты масляной росписи кон. 19 в. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, " Наука " , 2001 г. Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в 1789-1799 годах по проекту архитектора М.Н. Слепнева на средства священника В. Брянцова (Брянцева). Источник: сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии Покровская церковь на Покровской улице; до 1746 г. на этой улице стоял деревянный храм, сгоревший в этом году. На место его из Троицкого монастыря был перенесен тоже деревянный храм. Теперь существующий каменный построен в 1794 г. и тогда же открыт придел во имя Живоносного Источника. В пятницу на пасхальной неделе из Покровской церкви совершается крестный ход к колодцу на Зеленом ручье, как полагают, в память того, что здесь, возле дома г. Тихонова, стояла древняя церковь, имевшая какую-то связь с теперешнею Покровскою.

http://sobory.ru/article/?object=01020

272. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (Говорено в Троицкой Лавре июля 5-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1852 г. и в собр. 1861 г.) 1852 год Помянеши Господа Бога твоего ( Bmop. VIII. 18 ). Благоговейно творя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, мы исполняем заповедь Апостола: «поминайте наставники ваша» ( Ebp. XIII. 7 ). Сия Апостольская заповедь приводит мне на память заповедь Пророческую: «помянеши Господа Бога твоего». И это не по одному подобословию, но по причине более существенной. Благочестно творимая память святых есть отрасль, которой корнем должно быть благоговейное памятование о Боге, так как и благодать святых есть отрасль от живоносного корня Божией силы, или луч от источного света Божия. Чтобы отрасль могла зеленеть, цвести и приносить плод, для сего потребен живой корень. Так, чтобы творимая о святых память была благотворна, для сего надобно, чтобы живое памятование о Боге всаждено было в сердце. Итак, мы не уклонимся от предмета настоящего празднования, но еще послужим оному, если войдем в некоторые размышления о заповеди: «помянеши Господа Бога твоего». Сию заповедь предложил народу Божию Пророк Моисей, в великом поучении, которое произнес к нему в конце своего пророческого и законодательнаго служения, и вписал в книгу Второзакония. «Слыши израилю» ( Втор. 6:4 ), – говорил Пророк, ты прошел достопамятное поприще четыредесятилетнего странствования под непосредственным руководством Божиим; идет время, в которое ты должен будешь оправдать данное тебе руководство тем, чтобы уметь руководствовать и самому себя. В земле обетованной «не с нищетою снеси хлеб твой» ( Bmop. VIII. 9 ) «и ясти будеши и насытишися» ( Bmop. VIII. 10 ): как воспользуешься ты настоящим благополучием? «Помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой» ( Bmop. VIII. 2 ), опасности, сквозь которые ты прошел, трудности, которые преодолел, чудеса, которых был свидетелем и предметом: какое употребление сделаешь ты из сих воспоминаний прошедшего? – Указую тебе путь правды и спасения: вспомни Бога, виновника всех сих благ. «Помянеши Господа Бога твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

88. Отклики с неба Бог привел меня еще раз поклониться святителю Тихону Задонскому и всея России чудотворцу. 32 года тому назад я был здесь, еще послушником; составляя свои «Троицкие Листки», я нередко мысленно беседовал с угодником Божиим, извлекая соты духовные из его воистину медоточивых писаний и всегда при воспоминании его святого имени миром и тишиною веяло на мое сердце. Благодарение угоднику Божию: я не только помолился у его нетленных мощей, но и литургию совершил, и сподобился слышать много утешительного о том, как он и ныне чудодействует. Достопочтенный отец архимандрит, настоятель его обители, поведал мне, что особенно много было смиренных богомольцев этим летом: одних барашков привели до тысячи «в жертву обители», много ржи, пшеницы, овса нанесли, и все это – в благодарность святителю Божию за его милости верующим душам. «Спросите, – говорил он, – и каждый приносящий что-нибудь расскажет вам из дел милости чудотворца. Кто получил исцеление, кто – помощь в житейских делах, которой усердно просил у угодника Божия, давая обещание поклониться ему, принести ему посильную жертву в простоте сердца». На пятидесятилетии прославления мощей святителя, 13 августа и в ближайшие дни было, говорят, до ста тысяч богомольцев здесь. Наплыв богомольцев замечается и в других обителях: и в Киеве, Сарове, и в нашей Сергиевой Лавре. Сердцу верится, что Православная Русь, в ее лучших представителях, в этих смиренных сердцем, в простоте верующих простецах, стосковалась по своим заветным святыням, как бы очнулась от тяжкого кошмара, который переживала эти смутные годы, и спешит паки к живоносным источникам, которые искони питали ее жаждущее сердце. О, если бы эти волны народные увлекли с собою и тех, которые мнятся стоять выше простецов, считают себя вершителями судеб народных, руководителями государственной и общественной жизни! Если бы и эти люди смирились сердцем и слились бы в простоте веры с этими добрыми душами, от них позаимствовали бы ту теплоту, ту непосредственность детской веры, какими жива народная русская душа! Ведь тогда наша Русь стала бы снова могучею, славною исполнительницею воли Божией в исторических судьбах народов земных, тогда не страшны были ей никакие козни врагов непримиримых, тогда – наоборот: к ней стали бы и другие народы обращаться как к носительнице Божией правды, с упованием взирали бы на нее слабые, с уважением – сильные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

II. Юрьев монастырь После многих лет обитель Юрьевская приняла меня опять под гостеприимную сень свою. Это было в осенний вечер, в час воскресной всенощной; она совершалась в подземной церкви Похвалы Богоматери, там, где погребен обновитель Юрьева, который некогда с любовью принимал меня в мирных стенах его. Такое воспоминание располагало к молитве. – Благообразна была и пещерная церковь , устроенная по подобию древних катакомб, но великолепно украшенная! – Мрамором устлан помост ее, по мраморным сводам рассыпаны золотые звезды; бронзовый иконостас исполнен весь славою Божией Матери; ибо Она изображена повсюду в многознаменательных символах – то в виде Неопалимой Купины, какая некогда явилась Моисею в пустыне, но обнесенная звездообразным венцом ангельских сил; то с олицетворенною похвалою неба и земли вокруг Нее, с ликами земных ангелов и небесных человеков; то Радостью всех скорбящих или Одигитриею, путеводительницею странных; то неизреченною на языке человеческом, по благодати, Ее исполняющей, или Живоносным источником исцелений, как проявила Себя в Царьграде, или как на Афонской горе, в необъятном пламени Своей славы, или венчаемою от всея Троицы, как приятелище нестерпимого Божества. Все гласит о Ней внутри сего священного подземелья, где никогда не умолкает в честь Ее чтение акафиста. Особенно хорошо устройство этой церкви тем, что, по древнему чину, жертвенник находится в стороне и совершенно отделен от алтаря; таким образом и женщины могут свободно приступать к нему для приношений, а между тем святой алтарь огражден от суеты, неизбежной при сближении жертвенника с престолом. Напротив северной двери алтаря открывается с южной стороны тайная дверь в гробовой покой архимандрита Фотия; одна лампада освещает его сумрак. Распятый Господь и по сторонам Его Божия Матерь и возлюбленный ученик написаны во весь рост на восточной стене; к подножию спасительного креста Христова прислонен мраморный гроб, огненный среброкованым покровом с крестным на нем изваянием, и на нем стоит златая икона Знамения Богоматери, сродная Великому Новгороду, отколе распространилось по всей России празднование сего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I. Описание всех монастырских зданий Всход в окружность монастыря с озера. – Монастырская площадка. – Общее обозрение монастырских зданий. – Внутренний четыреугольник монастыря. – Здания внутреннего четыреугольника. – Архитектура монастырских зданий. – Подробное обозрение их. На обширном темени огромной гранитной скалы, на левой стороне Монастырского пролива расстилается белокаменное здание монастыря со многими возвышающимися над ним, серебристыми куполами. На площадку монастыря ведет из-под скалы гранитная лестница, имеющая семьдесят ступеней, сделанная при о. игумене Вениамине. Левую сторону площадки по обрыву окаймляет небольшая деревянная решетка с каменными столбами; направо же возвышается каменная небеленая гостиница. Средину площадки почти против святых ворот занимает мраморно-гранитная часовня, воздвигнутая в память посещения монастыря Государем Императором Александром Николаевичем. Здание монастыря состоит из двух четыреугольников, заключённых один в другом. Вход в монастырь с южной стороны открывают святые ворота; над ними высится купол церкви св. Апостол Петра и Павла; против святых ворот во внутреннем четыреугольнике расположены другия ворота, служащия входом во внутренний широкий монастырский двор. На правой стороне этого двора – соборный храм Преображения Господня и под ним – церковь преподобных Серия и Германа, Валаамских и всея Россия чудотворцев. По углам видны куполы церкви Успения Пресвятой Богородицы и бывшей Никольской; на левой против собора небольшое крытое выступившее крыльцо ведет к кельям настоятеля; против ворот – одноэтажный флигель занят общею монастырскою трапезою; над самыми вратами – аптека; в прочих местах ризница и кельи братий. Это мы обозрели внутренний четыреугольник монастырского здания. Во внешнем четыреугольнике от святых ворот на запад помещаются во втором этаже кельи „Царския”, получившая свое название от пребывания в них Государя Императора Александра I и ныне царствующего Государя Императора Александра Николаевича с Августейшим Его семейством во время посещения Ими Валаама; далее – кельи наместника и монастырский архив; против святых ворот на северной стороне в одноэтажном флигеле помещается братская больница; среди этого флигеля, возвысившийся купол покрывает двухэтажную больничную церковь – Живоначальной Троицы и Живоносного Источника Пресвятой Девы Богородицы; в прочих местах расположены: канцелярия, просфорная, библиотека и разные мастерские. Все здания монастыря возникли, как мы видели, при прежних настоятелях, и в том же виде, но в улучшенном положении сохраняются по настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила В 1819 году, 16-го июля, посетил Валаамский монастырь высокопреосвященный Михаил, митрополит Новгородский и С. – Петербургский. Он прибыл в обитель на трех лодках в сопровождении Выборгского собора протоиерея Лошневского, Валаамского иеромонаха Макария, управлявшего монастырскими ловлями на реке Кюмени, двух иеродиаконов Александро-Невской лавры, четырёх певчих, келейника и прочих духовных и светских лиц. На пристани, под горою, при колокольном звоне, встретили владыку настоятель с братиею в облачениях, с хоругвями и крестом. Осенив своим благословением братию, архипастырь шествовал в собор, где, по кратком молитвословии, с амвона, с крестом в руках, говорил братии приветственную речь; потом вся братия прикладывались ко кресту. Из собора святитель отправился в храм Преподобных, потом в келию настоятеля. На другой день, 17-го числа, после ранней литургии, отправленной в церкви св. Апостол Петра и Павла, владыка посетил пещеру схимонаха Никона и пустынные кельи. Вечером, по его желанию, отправлено было всенощное бдение во храме Преподобных; архипастырь сам выходил на литию и на величание и всех помазывал освященным елеем. 18-го числа со славою шествовал он в собор для совершения поздней литургии; во время служения благословил настоятелю палицу и двух рясофорных посвятил в стихарь; по литургии с амвона говорил проповедь и трапезовал с братиею в общей трапезе. Вечером посетил скит. 19-го числа архипастырь, по случаю погребения Братского духовника иеромонаха Игнатия, слушал литургию во храме Живоносного Источника, и по отпевании, проводил старца до могилы. Потом осматривал церкви, новую больницу, рухольную, библиотеку, ризницу, посетил кельи многих братий и просматривал монастырский устав; 20-го числа архипастырь служил литургию в соборе и, по литургии, говорил проповедь; потом, простясь с братиею, отправился в Сердоболь. II. Государь император Александр на Валааме 91 В августе 1819 года на Валааме разнеслось известие о путешествии Его Величества Александра и к 10 числу ожидали прибытия его в город Сердоболь из Архангельска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010