Родители, после потери сына, сначала гневаются на св. Николая, а потом обращаются к нему с молитвою. Агрик приходит в церковь, Местную свечу поставляет Пред святителя Миколу Чудотворца, «служит честные молебны» и, упав пред его иконою, просит свободить сына «из великия неволи». Св. Николай спасает сына. Василий чудесно был перенесён к своему отцу. Родители, увидев сына, удивляются его возвращению. Сын выясняет, как это всё могло случиться. Не тень моя вам показалася, А сам я вам здесь явился. Знать, по Божьему всё повелению, По святителя Николы-свет молению, По вашему по великому благословению Пред лицом стоял я, Пред князем пред Тамерой, В руцех держал вина скляницу, пойло, Во правой руке чару золотую, Находила на меня Божья воля, Подымало же меня святым духом, Невидимо меня у князя не стало, Стоял же я у вас на подворье, Никого же я пред собою не узрел, Только видел я святителя Миколу» 378 . Чудо святителя Николая с Васильем показывает, что он может помогать даже в таких случаях, когда помощь, по-видимому, немыслима. Народ рисует св. Николая чрезвычайно сильным угодником и, как мы уже говорили, необыкновенно милостивым. Мы уже раньше говорили, что по народному представлению «всё в мире творится Божьим судом», всё совершается «по Божьему велению», только нужно чьё-нибудь моление. А Николай Угодник – усердный молитвенник перед Богом за людей. «Попроси Николу, а он Спасу скажет». Выходя из той мысли, что нет основания «молиться тому святому, который не милует», народ наш почти при всяких затруднительных обстоятельствах наряду с Иисусом Христом и Божьей Матерью обращается к св. Николаю. «Лучше брани: Никола с нами. На поле Никола – общий Бог», – характеризует народ пословицей своё сочувствие к угоднику. И нужно сказать: народ наш положительно уверен, что «нет за нас поборника супротив Николы». «Никола в море спасает, Никола мужику воз подымает» 379 . Малорусские старцы поют о св. Николае между прочим следующий стих; Ой хто, хто Миколая любит, Ой хто, хто Миколаю служит, Тому святой Миколае На всякий час помогае 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились в памятниках народного творчества и другие изречения: «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор!», «Позывала Никольщина барщину в гости пировать, а того Никольщина и не ведала, что на барщину царем от Бога навек заказ положен!» День, посвященный Церковью памяти св. угодника Божия, ведающего «все воды и все броды», был днем первого хлебного торга. «Цены на хлеб строит никольский торг», «Никольский обоз для боярской казны дороже золота!», «У доброго мужика и на Никольщину торг стоит!». Длинная цепь подобных хозяйственных поговорок замыкалась наиболее точной из них: «Никольский торг всему указ». В крестьянском быту Николин день был сроком для разного рода сделок, платежей, хозяйственных договоров. На ярмарках складывались цены на хлеб и др. продукты. На посиделки девушки пряжи не брали, надевали праздничные наряды да хороводы с песнями веселыми водили. В Поморье Никола Зимний был рубежом между осенней и зимней путиной. Заканчивался лов семги, наваги, камбалы, трески. Рыбаки возвращались домой. А после Николы уходили на морской зверобойный промысел. Начинался и последний лов сельди. С Николы Зимнего молодежь начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, готовить маски для ряженых. С Николы Зимнего начиналось сватовство; те, кто думал жениться или женить, служили молебен. А. Коринфский Никола Можайский Икона свт. Николая Чудотворца, в основу сюжета которой легло народное предание о чудесном избавлении г. Можайска от вражеского разорения. В XIII в., когда татаро-монголы подступили к г. Можайску, над городскими стенами было видение св. Николая. В одной руке Он держал меч, а в другой – изображение крепостного храма. Напуганные этим знамением, враги бежали. В благодарность за спасение горожане изготовили деревянную резную статую Николая Чудотворца с мечом и макетом храма в руках. Позже таким святителя стали изображать на иконах. Образ «Николы Можайского» почитался на Руси как защитник русских городов от вражеских вторжений. Резные статуи «Николы Можайского» почитались русским народом наравне с иконами. Наибольшее распространение они получили в северных областях России. Мастера-резчики, чьи имена за редким исключением остались неизвестными, изготавливали их чаще всего из липы или иногда сосны и березы, используя топор и ножи разной формы. Затем иконописцы покрывали готовую статую левкасом, расписывали ее темперой и золотили как икону. Никола «ратный»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приходские священники прибегали к невероятным трюкам, чтобы увернуться от надзора властей над их приходской деятельностью. Так как область болгарских коммунистов зависела от поддержки их московских хозяев, отношение коммунистической власти к Болгарской Православной Церкви находилось под знаком отношения советской власти в СССР к религии и к Русской Православной Церкви. Если во времена И. В. Сталина, да и то в определенный исторический отрывок (1941–1953 гг.), большевистская власть имела некоторое благосклонное отношение к Русской Православной Церкви, то и болгарские коммунисты считались с этим и, по крайней мере, старались проводить свой террор над ней более скрытно. Когда в 1956 г. с благоволения H. С. Хрущева к власти пришел Тодор Живков, он, чтобы демонстрировать свою верность вассала и свое верноподаничество, среди других проявлений этого подчеркнуто усилил давление и гонение на Церковь . Преследовалась всякая религия и идеалистическое мировоззрение, но так как Православие и Болгарская Православная Церковь в Болгарии являются господствующими, то основной удар всегда обрушивался на нее. С 1957 до середины 70-х годов с большей или меньшей интенсивностью в печати проводились атеистические кампании. В 1960–63 гг. прокатилась кампания по закрытию церквей и монастырей. В 1961 г. власти замахнулись на болгарскую национальную святыню – Рыльский монастырь. Монастырь национализировали, его объявили национальным музеем, монахов выселили. В Рыльском монастыре воцарилась мерзость запустения. В 1962 г. была изъята Синодальная типография в Софии и ее помещения, а также и помещение синодального книжного магазина в центре Софии, которые находились в партере Духовной академии, были превращены в ресторан. Власти грозились закрыть так же Бачковский и Троянский монастыри. В 1959 г. был взорван Покровский девический монастырь в гор. Габрово. To и дело в печати обсуждалось закрытие или разрушение храмов св. Александра Невского и св. великомученицы Недели в Софии. С 1962 г. до конца коммунистического режима в 1989 г. проводились пропагандистские атеистические шествия и милицейские акции во время Страстной недели и на Пасху, сопровождающиеся кощунствами, насилиями, арестами и репрессивными приговорами. (Димитър Димитров, Съветска България през три британски мандата 1956–1963, BBC, Лондон, 1994. Эти действия властей были отражены и в ежедневной болгарской печати, например, газета «Вечерни новини», 27.IV.1967 г.) Однако эти акции коммунистических властей выявили Божие всемогущество. Сильнее проявлялась Божия благодать в Церкви и это ясно чувствовалось в богослужении. В результате гонений и запретов среди интеллигенции и людей среднего поколения, дотоле равнодушных к религии, как и главным образом среди молодежи, вспыхнул интерес к религии и влечение к Церкви. Болгарская Православная Церковь обрела новое пополнение молодым поколением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Ну, раз так, – говорит Живков, – как же Вы предлагаете объединить народ?» Отвечаю: «Церковь всегда ратовала за объединение народа и сейчас ратует, и в будущем будет ратовать, но привлекая к себе других, а не принимая принципы чуждой ей идеологии». Таков был мой разговор с ним. – Как Вы относились к Живкову? Вас обвиняют в том, что Вы пользовались его поддержкой. – Моя первая встреча с Тодором Живковым была представительской, в качестве новоизбранного Патриарха. В то время Советом министров было принято решение о полном уничтожении церкви Святого Спаса в центре в Софии. Перед тем как войти к Живкову, я сказал Кючукову, что подниму вопрос об этой церкви. Он пытался меня разубедить: мол, уже принято решение Совета министров. И все же после протокольного разговора с Живковым я заговорил о приговоренной к сносу церкви, о том, что она является памятником средневековья, почитаемым верующими, и что её необходимо сохранить. Он ответил: «Возможно, и было решение Совета министров, но если было неправильно доложено, тогда неверно и решение об уничтожении. Этот вопрос будет решен». И вопрос о сохранении храма тогда был решен положительно. Хотя, к сожалению, и сегодня эта церковь еще находится в таком состоянии, что её нельзя использовать для совершения в ней богослужений. С Живковым я имел четыре официальных встречи. На одной из них я поставил вопрос о сохранении церкви св. Иоанна Рильского в Пернике, которую хотели разрушить, так как рядом строился дом для партийной организации. На последней встрече, состоявшейся в 1989 г., я попросил о возвращении Духовной семинарии из Черепишского монастыря в Софию. Никаких личных контактов с Живковым я никогда не имел. – Господь говорил, что нет человека, который был бы без греха. Имеет ли грехи Болгарский Патриарх? – Можно ли сказать, что не грешил, что не имею грехов?! Этого не только совесть не может позволить сказать, но это будет противоречить словам Святого Писания, что нет человека, который прожил бы день и не согрешил. Грехи, конечно, я совершал, как и все люди, но никогда не шел на компромиссы во вред Церкви, и даже не позволял себе думать, что могу это допустить. Читайте также: Руси Русев: Трудно будет привыкнуть к отсутствию Патриарха Максима в духовной жизни Болгарии

http://pravmir.ru/patriarx-bolgarskij-ma...

Подготовка к выборам началась после кончины патриарха Кирилла 7 марта 1971 года. 13 марта митрополит Максим был избран местоблюстителем патриаршего престола. 19 мая архиереи назначили дату выборов – 4 июля. Вся каноническая процедура созыва, организации и проведения собора была соблюдена. Собор начался в синодальной часовне Св. Царя Бориса, выборы прошли в Синодальной палате. В соборе участвовали все архиереи, по 7 представителей из каждой епархии (трое клириков и четверо мирян, из Софийской епархии два раза больше), по одному представителю ставропигиальных монастырей и духовных училищ. Присутствовали также представитель Отечественного фронта, председатель Комитета по делам Болгарской православной церкви, члены Болгарской академии наук и Верховного суда. Политбюро ЦК БКП решило поддержать (а не выдвинуть и избрать!) кандидатуру митрополита Максима. Этим вопросом занимался шеф Комиссии по церковным делам Михаил Кючуков. Поддержал его и молодой министр обороны Добри Джуров – земляк владыки Максима и воспитанник Семинарии. Тодор Живков тоже имел хорошие отношения с новым патриархом и выполнил его просьбу о восстановлении Духовной семинарии в Черепишском монастыре и о сохранении церкви Св. Спаса в Софии, которую Совет Министров постановил разрушить. После наступления демократии Святейший с монашеским стоицизмом вытерпел нападки раскольников и части политической элиты и кротко вразумлял их. Патриарх всегда был против использования Церкви в политических целях. Он следует напутствию, данному 54 года тому назад патриархом Кириллом: “На этом пути нет места для отдыха. Никто не имеет права сказать себе: вот здесь немного отдохну, или там остановлюсь при наступлении сумерек и снова тронусь в дорогу с рассветом. Нужно идти все время – и днем, и ночью, и зимой, и летом, и здоровым и больным…” Патриарх идет по этому пути уже 85 года – с тех пор, как облачился в рясу монаха. Он признает: “Ошибки, может быть, допускал, но компромиссы во вред Церкви – никогда. Выбирал то, что полезно для Церкви, а не для моего блага”.

http://pravoslavie.ru/57224.html

Ким Ир Сен, последний сталинистский «великий вождь» последнего сталинистского государства и к тому же «солнце нации» и «любимый и чтимый отец», послал спецсамолет в Пекин, чтобы доставить оттуда своего квазиколлегу Сан Мен Муна. Тот, будучи и сам, собственно говоря, «любимым и чтимым истинным отцом», ждал с женой и свитой разрешения на въезд в Северную Корею. Председатель северокорейского «Комитета помощи землякам за рубежом» Юн Ки Бок чествовал Муна как «широко известного на родине и за рубежом человека, всегда радеющего о судьбах нации и о воссоединении Кореи» 232 . (Понятно, что «дорогой и горячо любимый вождь» в очередной раз блефовал. К этому времени его коллеги в Восточной Европе уже потерпели фиаско: в Румынии был расстрелян Чаушеску, в Болгарии Живков сидел под домашним арестом, а Хонеккер позорно бежал из объединенной Германии на советском военном самолете. Так что о воссоединении Кореи не могло быть и речи). В начале 2003 года « Церковь Объединения» объявила о создании собственной политической партии, избирательной платформой которой станет «мир и объединение Корейского полуострова». Новая организация получила название «Партия Господа, мира, объединения и дома». Как сообщалось в заявлении, принятом ее создателями, члены движения будут добиваться создания единого корейского государства, «распространяя Слово Божье и вселяя в души людей помыслы о мире». 233 Но Мун упорно продвигал объединительные проекты. Так, он «решил построить межконтинентальную систему скоростных шоссейных дорог, которая... свяжет между собой многие страны мира. По обе стороны от шоссе будет находиться километровая нейтральная зона, и гражданам любой страны будет гарантирован беспрепятственный проезд». На острове Кюсю даже было начато строительство тоннеля, который соединит Японию с Кореей. Обсуждались планы строительства участков шоссе, которые пройдут по территории Китайской Народной Республики 234 . В октябре 1988 года был выпущен первый номер газеты «Ежедневные всемирные новости» («Sae Gae llbo»). Это вторая по объему корейская газета, ее издание финансируется ЦО. Для размещения редакции газеты был приобретен участок земли вблизи реки Хан 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

– Вы говорите, что атеистический режим не отвергал Церковь, но хотел ее обессилить. Я, однако, вспоминаю свои школьные годы, что 24 мая Вы были на трибуне мавзолея (Георгия Димитрова – прим. пер.) вместе с Тодором Живковым (бывший генсек ЦК БКП – прим. пер.). Не было ли это сотрудничеством Церкви с коммунистическим режимом? – Я был и ближе с Тодором Живковым (смеется). Конечно, сотрудничества Церкви и личного моего сотрудничества с гражданской властью для проведения ее мероприятий никогда не было. И если иногда и было некоторое сходство со стороны Церкви и государства в добрых начинаниях, то Церковь принимала подобающее ее положению участие. По вопросу мира в мире Церковь принимала участие, но в такой степени и в такой форме, что это было участие Церкви как Церкви со своими Евангельскими принципами в пользе мира на земле. У меня всегда и над всем были интересы Церкви, даже и при исполнении своих гражданских обязанностей. В этом отношении я не делал никаких компромиссов. У меня были очень тяжелые переживания, но я их переносил, прежде всего, в собственном огорчении. И мое присутствие на трибуне было не по моему желанию, а как исполнение моих гражданских обязанностей. Один раз при встрече с Живковым он потребовал от меня, чтобы поместные архиереи стали и председателями организаций Отечественного фронта (ОФ). Архиерейские наместники тоже должны были возглавить местные организации ОФ. Я ему ответил, что это ни в коем случае нельзя допустить, потому что БКП атеистическая партия. Нельзя допустить, чтобы архиерей стал председателем организации ОФ, потому что эта организация руководствуется коммунистической партией. Живков сказал: «Ну да, так-то оно так, но сделайте все необходимое, чтобы было объединение народа». Я ему ответил: «Церковь всегда ратовала за объединение народа и сейчас ратует и в будущем будет ратовать, но путем привлечения других к себе, а не будет принимать чуждые ее идеологии принципы». Вот такой вот у нас был разговор. – Каковы были Ваши отношения с Живковым? Вас обвиняют в том, что Вы пользовались его поддержкой?

http://pravoslavie.ru/4592.html

Вообще, по словам Марина, в Болгарии никогда не было такой борьбы с религией, как в СССР. На то, что человек — пускай даже член партии — ходит в церковь, власти смотрели совершенно спокойно. Даже Тодор Живков, генеральный секретарь Болгарской компартии, регулярно ходил в храм. Не было атеистической пропаганды в учебных заведениях, с 1975 года не стало милицейских патрулей, препятствующих детям и молодежи на Пасху приходить в храм. Запрещалось лишь публично исповедовать свою веру. «Православным ты мог быть только дома и только с друзьями», — поясняет Марин. Вообще, такое либеральное отношение к Православию он объясняет тем, что в глазах всего болгарского народа Православная Церковь отождествлялась с национальной идентичностью — национальной идентичностью народа, 550 лет пребывавшего под турецким владычеством. Болгарские коммунисты, на словах исповедуя марксизм, на деле не решались бороться с возрождающимся национальным самосознанием. Зарисовка из жизни   «У меня было около двухсот верующих друзей в Болгарии, — говорит Марин, — и примерно у 80-90 процентов из них дома было Священное Писание. Выходила и церковная пресса (два журнала и одна газета), просто ее нельзя было купить в светских магазинах — она распространялась только в храмах и стоила довольно дорого». Сейчас, по его словам, в Болгарии выходит 18 православных журналов. Православие по-фински В Финляндии, говорит Марин, около 7-8 процентов населения — православные. Право­славная Церковь (автономия в составе Константинопольского Патриархата), равно как и гораздо большая по численности Лютеранская, обладают статусом государственной Церкви. Верующие люди платят церковный налог — 1% от общего дохода, и эти деньги перечисляются той Церкви, к которой они себя причисляют. «Большинство наших православных священников, — рассказывает Марин, — финны, но есть и русские. Служба чаще всего ведется по-фински, но иногда, особенно русские священники, служат и на церковнославянском». Помимо объединяющего всех богослужения, община занимается и благотворительностью.

http://foma.ru/sobiratel-mirov.html

Т. II. М., 1840. С. 144 109 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 76 110 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30 111 Георгий Кедрин – византийский историк конца XI или начала XII века, автор Σνοψις στορι ν (Обозрение Истории) 112 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 117 113 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 102 114 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 104 115 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 106. Одно из творений свт. Димитрия направлено непосредственно на утверждение и раскрытие этого православного догмата – «Двенадцать статей, иже уверяют сомнящихся, или неверство имущих человеков о пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, многие образы показующи»//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 130–134 116 Свт. Димитрий испытывал глубокое благоговение перед Св. Дарами. Примечателен следующий случай из его жизни. В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа свт. Димитрию, причащался. При этом он замочил усы Св. Тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 449 117 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 113 118 Хотя, безусловно, основными источниками богословия свт. Димитрия, кроме Св. Писания и богослужебных книг, являются восточные и западные Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По свидетельству пр.Василия, к концу 1839 года почти все священники епархии выдали подписки в том, что они присоединяются к православной церкви 1149 . Только некоторые, ранее бывшие за штатом или теперь по старости вышедшие за штат, держались унии, желая в ней закончить дни свои. Да высланные из епархии в великороссийские монастыри продолжали упорствовать. По словам свящ.Зах.Марковского, их страшило «торжественное с клятвой отречение от догматов западной церкви» 1150 , которое они должны были произнести при переходе в православие. Однако, и они понемногу начали сдаваться. Зах.Марковский, бывший Чашницкий протопресвитер, в феврале 1839 г. сосланный в Курскую губернию 1151 , сдался первым. Тоска по родине и семерым детям, усиливпиаяся после смерти жены, умершей вскоре после его ссылки, сломили его упорство, и он в марте 1839 г. заявил пр.Курскому Илиодору о своей готовности принять православие 1152 . Марковский убеждал и Пия Перебилло, который также находился в мрачной задумчивости «от скорби и разлуки с детьми», перейти в православие, но тот отказался. В ноябре 1839 г. раскаялись и были возвращены в епархию, бывшие в Тригурском монастыре, священники Иос.Маковецкий и Иоанн Лаппо 1153 , а в декабре И.Обух, находившийся в Черниговской губернии 1154 . В начале 1840 г. раскаялся и Пий Перебилло, которому, как хорошо аттестованному настоятелем монастыря, в 1839 г. пр.Илиодор разрешил перейти из Обоянского монастыря в Курскую обитель 1155 . Тоска по семье и родине заставила и его сдаться. Рассказывают, что, стоя на пасхальном богослужении, когда мысли его невольно были обращены к находившейся вдали от него семье, Перебилло услышал пение концерта «Слыши, дщи, и виждь»... Под влиянием священной песни еще сильнее нахлынули воспоминания о доме, о семье покинутой, и Перебилло решил положить конец своим испытаниям, в тот же день он заявил о своем согласии присоединиться к православной церкви 1156 , а вскоре затем «с радостью отправился восвояси» 1157 . Раскаялись затем и оба Лосские, Хруцкий Игн. и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010