«Не выходи, нехристь, на мою сторону!» – кричал Николай Федору. «А ты не смей ходить на мою!» – возражал Федор. «Я убью тебя здесь и раздавлю!» – «А я тебя, как щуку, утоплю в реке!» – отвечал тем же Федор. «Ты нехристь и бусурман! Уйди с моего моста!» – угрожал Николай. «А ты уйди с моей реки! Ты – фарисей и саддукей!» – вторил ему Федор. Новгородцы с обеих сторон реки собирались кучками и смотрели на юродивых. Им было стыдно за свою вековую вражду. Те и другие – христиане. И вот надо же биться до крови, до убийства! Они мало-помалу осознавали свой грех , пока, наконец, не бросили эту вековую затею. Николай часто прогонял Федора, бросая в него кочанами капусты, за что и прозван был юродивый «Никола Кочанов». БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛА ПСКОВСКИЙ Городу Пскову угрожало полное истребление. За какую-то вину Иван Грозный решил отомстить псковчанам. Он в сопровождении своих верных опричников приехал в Псков и начал было расправу. Случайно зайдя в келью юродивого Николая (Салоса), Иван Грозный был удивлен тем, что юродивый положил перед царем кусок сырого мяса. «Ешь, государь, – сказал Никола, – мясо вкусное!» – «Я – христианин, – возразил Грозный, – и не ем мяса в Великий пост ». «Ты пьешь человеческую кровь, – смело сказал ему юродивый. – Оставь наш город и не трогай его». «Я караю изменников!» – гневно крикнул царь. – «А тебя Бог покарает, как убийцу», – ответил Никола. Грозный вскочил, метнул своими огненными глазами и вышел из кельи. На другой день он уехал в Москву, не причинив никому вреда. Псковитяне плакали от радости, благодарили Бога, прославляли своего заступника, юродивого Николу Салоса. БЛАЖЕННЫЙ ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ С ранней юности он оставил родителей лишив себя на всю жизнь крова и всякого земного утешения. Зиму и лето блаженный ходил едва прикрытый, перенося холод и насмешки праздной толпы. Среди городского шума он был углублен в молитву и не отвечал на оскорбления и грубость. Глубоко и болезненно святой переживал народное заблуждение и часто плакал ночами, валяясь в стужу на церковной паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 декабря 2023: Николай Чудотворец 26 мин., 17.12.2018 Содержание Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы. В чем помогает Николай Чудотворец Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово. Житие (биография) Николая Чудотворца Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Не существует человеческой славы, как не существует человеческой силы. Твои есть и сила, и слава, Отче наш. Если мы не получим их от Тебя, у нас их не будет, и мы завянем и понесемся по воле ветра, как сухие листья, упавшие с дерева. Мы счастливы, что называемся Твоими детьми. Нет большей чести на земле и на небе, чем эта честь. Возьми от нас наши царства, нашу силу и нашу славу. Все, что мы когда-то называли своим, лежит в развалинах. Возьми у нас то, что с самого начала принадлежало Тебе. Вся история наша была глупой попыткой создать наше царство, нашу силу и нашу славу. Скорей заверши нашу старую историю, где мы боролись, чтобы стать хозяевами в Твоем доме, и начни новую историю, где мы будем стараться стать слугами в доме, который принадлежит Тебе. Поистине лучше и славнее быть слугой в Твоем Царстве, чем самым главным царем в нашем царстве. Поэтому сделай нас, Отче, слугами Твоего Царства, Твоей силы и Твоей славы во всех поколениях и во веки веков. Аминь !   Святитель Николай Сербский Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов — самая крупная фигура в сербской духовной жизни XX столетия, да и не только XX. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя. Никола родился в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец Драгомир привил сыну любовь к письму. Мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) с малолетства водила Николу в ближний монастырь Челие (Келлии) на службы и к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре. Затем он учился в гимназии в г. Валево. Позже Никола поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Затем он учится в Берне на старокатолическом факультете. Тема его доктората была «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Затем — философский факультет в Оксфорде. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола неожиданно тяжело заболел. В больнице он дал себе слово, что если выздоровеет, то целиком посвятит себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. Вскоре Никола чудесным образом исцелился и немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг, став из Николы Николаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Лучше всего дух Феодосиевского общежития выразился в истории Николы Святоши, которая вошла в Печерский патерик. Никола Святоша – это князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук великого князя Ярослава. В 1106 году он вступил в число братии Печерского монастыря. О его аскетическом житии Патерик повествует особенно торжественным слогом. Исполненный смирения, Никола Святоша не чурался монастырских работ, которые выполняет простой послушник: вначале он три года проработал на кухне, откуда выходил только в храм на богослужение, затем еще три года был монастырским привратником, потом прислуживал другим монахам в трапезной. Лишь после многолетнего трудового послушания он, по благословению игумена, выстроил себе маленькую келью. Современники рассказывали, что Святоша никогда не оставался в ней без дела: в руках у него постоянно была какая-нибудь работа; он сам себе соткал монашескую рясу из особо грубой пряжи. Иисусова молитва («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго») не сходила с его уст – в русскую агиографию Никола Святоша вошел как первый делатель непрестанной Иисусовой молитвы. 56 лет подвизался он в монастыре и преставился в 1142/45 г. Его брат, князь Изяслав Давыдович, возложением на себя рубашки Николы Святоши исцелился от тяжелого недуга. При вступлении в Печерский монастырь Никола все свое княжеское достояние раздал нищим . Житие св. Феодосия дает нам множество примеров того, как велико было уважение к нему и в монастыре, и в Киеве. В своей борьбе за воплощение в жизнь христианского идеала он не делал различия между великими и малыми, между богатыми и бедными. Дух социальной справедливости и внутреннего единства людей в тех условиях способствовал христианизации общества. Особенно убедительно должна была действовать на общество христианская стойкость игумена, проявившаяся во время тяжелой и длительной ссоры со Святославом, который, попирая справедливость, изгнал из Киева своего старшего брата, великого князя Изяслава. Печерский монастырь и его братия оказались в немилости у своевольного князя; Великий Никон во второй раз покинул монастырь и на несколько лет ушел в Тмутаракань, в основанную им прежде обитель. Лишь Феодосий не выказал страха и убедил князя в его неправоте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

30 ноября/13 декабря. Служил литургию в храме Софии Премудрости Божией на Софийке, у Пушечного двора. 3/16 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Берсеневке. В Верхних Садовниках («Никола Берсеневки») и всенощную в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Столешниках. 5/18 декабря. Служил всенощную в Донском монастыре. 6/19 декабря. День памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца («Никола Зимний»). Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. 10/23 декабря. Служил литургию в храме Харитона Исповедника в Огородниках. 12/25 декабря. День памяти святителя Спиридона Тримифунтского. Служил литургию в храме Спиридона на Спиридоньевке («на Козьем болоте»). 17/30 декабря. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Покровском, у Покровского моста («Никола Покровский») и вечерню в Покровской общине сестер милосердия. 19 декабря/1 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Голутвине. 24 декабря/6 января. Рождественский сочельник. Служил литургию и освящал миро в Введенском храме в Барашах. Служил всенощную в Донском монастыре. 25 декабря/7 января. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил раннюю литургию в Донском монастыре. 29 декабря/11 января. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской. 31 декабря/13 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Толмачах («Никола Толмачи») и всенощную в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 1924 год 1/14 января. День памяти святителя Василия Кесарийского. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. Об этом богослужении Н. П. Окунев оставил следующую запись в своем дневнике: «Было не менее 5000 человек, да столько же не вошло в храм за переполнением его. И что примечательно: трещал морозище, градусов 16, а ведь не все же 10 000 живут поблизости от храма. Многие, значит, пришли или приехали издалека. Теперь попусту не разъездишься... Не испугал “обманутых несбывшимися политическими надеждами мирян” и циркуляр Крыленко, согласно с которым такое почитание находящегося под судом “гражданина Беллавина” является “деянием, уголовно наказуемым”. И благодаря Бога, сего “гражданина” священнослужители и поющие величали “Великим Господином нашим Святейшим Патриархом Московским и всея России”».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Все нас благословляют, плывут над нами. Я вижу взмокшие головы, ясные лысины на солнце, напруженные шеи, взирающие глаза, в натуге, — в мольбе как будто. Кланюшка шепчет: – Барышник с Конной, ревнутель очень… А это, Чудотворцев Черниговских несет, рыжая борода… Иван Михайлыч, овсом торгует… а во, проходит, золотая-тяжелая, Михаил-Архангел, в Овчинниках… Никола-Чудотворец, в Пупышах… Никита-Мученик, с Пятницкой… Воскресения в Кадашах… Никола в Толмачах… несет старик, а сила-ач… это паркетчик Бабушкин, два пуда весу… А эта при французах еще была, горела — не сгорела, Преображения на Болвановке… Троицы в Лужниках, Катерины-Мученицы, с Ордынки… Никола Заяицкий, купец его первой гильдии несет, дышит-то как, рот разинул… по фамилии Карнеев, рогожами торгует на Ильинке, новый иконостас иждивением своим поставил… А вот, Климента-Папы-Римского, бархатная хоругвь, та серебром вручную, малиновая-то, с колосиками… А во, гляди-ка, твой Иван-Богослов, замечательного писания, иконописец Пантюхов, знакомый мой… А вот, чернена по серебру, — Крещение Господне… Похвалы Пресвятыя Богородицы… Ильи-Обыденного… Николы в Гусятниках… Пятницы-Параскевы, редкостная хоругвь, с Бориса Годунова… а рядышком, черная-то хоругвь… темное серебро в каменьях… страшная хоругвь эта, каменья с убиенных посняты, дар Малюты Скуратова, церкви Николы на Берсеновке, триста годов ей, много показнил народу безвинного… несет ее… ох, гляди, не под силу… смокнул весь… ах, ревнутель, литейный мастер Овчинников, боец на «стенках»… силищи непомерной… изнемогает-то… а ласковый-то какой… хорошо его знаю… сердешного голубя… вместе с ним плачем на акафистах… Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными… Кланюшка дергает меня за руку, губы его трясутся, и слезы в его глазах: – На конике-то белом… смотри-смотри… — Георгий-Победоносец, что в Яндове… Никола Голутвинский… Косьма-Дамиан… Вознесения на Серпуховке… Воскресение Словущего, в Монетчиках… Гляди, гляди… кремлевские начинают надвигаться!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М. А. Чернышевой. Княжна Чернышева († 1919) завещала Русской Церкви свой дом. В апреле 1932 года в нем была освящена вновь устроенная церковь . Вторая мировая война привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава союзнических войск. Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «ново-эмигрантов», численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства. Кроме русских прихожан церковь окормляет сербов, коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви в приходе состояли и греки. Настоятель храма протоиерей Михаил Осоргин окормляет еще церковь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского в Париже, а также домовую церковь Святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция). Римская церковь святителя Николая состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже. Во главе стоит архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата. Михаил Талалай, г. Рим Никола Вешний «Никола Вешний», праздник которого 9 (22) мая празднуется также торжественно в Русской Церкви, как и зимний Никола. Кто знает, что этот день, майский, связан с перенесением мощей святителя Николая с Востока на Запад, кто нет, но уже никого не смущает, что мощи святителя Николая теперь пребывают в лоне Западной, римско-католической церкви. Все верующие относятся к этому, как к Промыслу Божию, как к событию, радостному для всех. Перенесение мощей произошло в 1087 году. «Сказание» о перенесении святых мощей, помещенное в наших Четьих-Минеях и Прологах, восходит к концу XI века, как и служба 9 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Русское простолюдье возлюбило святителя Николая уже и за то, что Христов угодник «прославился великой ревностью к истинной вере, и по преданию, участвовал в I Вселенском Соборе, где с великой духовной страстью защищал Православие от ереси «собаки» Арии, (которого в сердцах заушил... ударил в ухо. - А.Б.). Прославился святой и как великий угодник Божий - отчего русские величают его еще и Никола Угодник. Исполнен был Божией благодати творить благие чудеса: так, усмирил морские волны, готовые потопить корабль с путниками, воскрешал умерших, снабжал хлебом голодных, спасал утопающих на водах, избавлял невинно осужденных от смерти, помогал нуждающимся и скорбящим». (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя). Сельские жители уверились, что Никола угодник - крестьянский святой, ибо Никола любит мужика, что Никола чудотворец бродит по Святой Руси в мужичьем обличии, - вот почему: Всем святым по сапогам, а Николе боле, что ходит доле. Знаменитый народовед Сергей Максимов в Зарайском уезде, Рязанской губернии записал крестьянскую легенду о хождении святого Николая с неким Касьяном; и легенду ту художественно воплотил я в повести «Красная роса»: «...Про Касьяна я тебе чо скажу: в досельны годы святой был - Касьян Немилостивый. Но это в народе удумали - Немилостивый, а так, конечно, святой... И вот наши деревенски и баяли про его: дескать, Касьян глянеть - цветок вянеть. Глаз у него, мол, урочливый. Которы дак Касьяна и за святого не почитали: дескать, к нечистой силе прилип, с анчуткой беспятым спознался, прости их, Господи, - дед Любим горячо перекрестился.- Тьфу, удумають же всяку холеру... Что за народ?! Да... Но баяли: дескать, брел Касьян напару с Миколой Чудотворцем. Глядять, на дороге мужик мается: телегу увязил в грязи по самы ступицы. Кобылешка из силов выбилась, мужик чуть пуп не сорвал, а воз ни взадь, ни впередь. А тут святые под­ходять... Но чо, мужик и просить Христом Богом: мол, подсобите, люди добры... «Не могу, - это Касьян-то баить, - райску ризу испачкаю. Как я потом в рай ворочусь, Господу Богу на глаза покажусь?!» Микола же Чудотворец - мужик простой - уперся плечом в телегу, поднатужился, да и выпихнул воз на сухое... Дале сказать, пришли они в рай. У Миколы вся риза в грязи извожена. Бог увидал тако дело и спрашиват - все наперед знат, но спрашиват:

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старо-католическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората — «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат — «Философия Беркли» — он защищает уже во Франции на французском языке. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай. В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт–Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно–литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

III. Помня все это, потщимся известно наше звание и избрание творити; сия бо творяще, не имамы согрешити николиже (2 Пет. 1, 10). (Составлено по Четьи Минеям и поучениям прот. Иванова). Поучение 2-е. Блаж. Никола Христа ради юродивый (Пост в связи с другими делами благочестия) I. Блaжehhый Никола Христа ради юродивый, память коего ныне, достиг Царства Небесного путем юродства. Св. Никола жил в г. Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «Не трогай нас, прохожий, – сказал он ему, – ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаж. Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «Ты делаешь хуже, ты питаешься кровью человеческой; забывая не только пост, но и Бога». II. Из последних слов блаж. Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост… Поэтому ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия. а)  Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возмнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестной смертью Сына Божия, за нас подъятою. Поэтому, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией, и о своих грехах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010