Старая Никола. Храмовый комплекс погоста Старая Никола. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Погост Старая Никола Координаты: 56.4896, 40.9772 Проезд:От райцентра Камешково на север через с. Эдемское по указателю " пос. им. Горького " асфальтированная дорога 20 км. Далее из пос. Горького от ткацкой фабрики восточный выезд через д. Щекино на с. Погост Старая Никола. Указателей нет, спрашивать у местных жителей как проехать на кладбище. Дорога с щебеночным покрытием в плохом состоянии 2 км. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Погост Старая Никола находится в тихом и удалённом месте с живописной природой, на окраине Владимирской области, рядом с Ивановской областью. Парный ансамбль холодной Никольской и теплой Казанской иконы Божией Матери церквей сложился к началу XIXb. Никольская церковь ныне действующая, в удовлетворительном состоянии. Близрасположенная церковь Казанской иконы Божией Матери с колокольней значительной частью уже находится в руинированном состоянии. Основные разрушения коснулись основного объема, другие части имеют ветхую кладку. Погост Старая Никола находится в Камешковском районе, тихом и удалённом месте с живописной природой, на окраине Владимирской области, рядом с Ивановской областью. Входит в состав Вахромеевского муниципального образования. Погост расположен в 2 км на север от центра поселения посёлка Имени Горького и в 17 км на север от райцентра Камешково. «Староникольский погост, при колодцах, находится от уездного города (Ковровский уезд) в 23 верстах, а от губернского в 60 верстах». Численность населения: в 1859 г. – 32 чел.; в 1905 г. – 25 чел. В старинных письменных документах XVI, XVII и XVIII столетий этот погост значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря, который имел «жалованныя царския грамоты» на право владения им от Иоанна Грозного, Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Михаила Феодоровича Романова, от 1623 года.

http://sobory.ru/article/?object=02516

Когда, в коем годе и кем сей монастырь устроен, хотя точного доказательства не обретено; однако, по общему преданию и согласному старожилых в слободке той по преемническому от отцов, дедов и прадедов сообщению, утверждается, что монастырь Перервинский прежде назывался Никола Старый. Сие наименование открывает обильное о древности сего монастыря рассуждение. Наименование Николы Старого, Перервинским монастырём, когда последовало, хотя точно не видно; но в грамоте Царя Михаила Фёдоровича уже он именован Перервинским. А как по сему полагается несумнительно, что он уже прежде сим наименованием означаем был; то, по вероятности, основательно можно утвердить, что перемену прежнего наименования Николы Старого, на название Перервинским, должно относить ко времени после Царя Ивана Васильевича, по причине прервавшегося прежнего возле монастыря течения Москвы реки, как выше показано. Теперь приступим к именованию сего монастыря, Никола Старый. В Российских летописцах часто поминается монастырь близ Москвы Никола Старый; в 1569 году Филипп Митрополит сослан от Царя Ивана Васильевича в монастырь близ Москвы к Николе Старому (да ещё поминается о том, кажется, в трёх местах). Настоит вопрос: какой сей был монастырь, Никола Старый? Нет никакого близ Москвы монастыря, который бы назывался Никола Старый: да и чтобы когда был, а после уничтожен, ни предания, ни следов никаких нет. Состоит не в близости, но в 15 вёрстах от Москвы монастырь; что на Угреше: но Угрешский монастырь точно по летописцам известно, когда и кем основан и наименованы монастырь Николы, что на Угреше, и везде в летописцах под сим наименованием поминается; а не Никола Старый. Находится в Истории et cet., – что Митрополит Киприан пришёл к Николе Старому, и там облачившись, шёл пеш в Успенский собор: но под сим именем никак не должно разуметь Перервинского монастыря: ибо тот Никола Старый не назван монастырём, но просто Николаем Старым, а должно разуметь близ Кремля стоящую приходскую церковь , которая называлась Старый Никола 183 . Отсюда весьма удобно было Митрополиту в Кремль пешу шествовать. Да и в явное сего доказательство, и ныне ещё близ Кремля находится церковь Николая Чудотворца, что на старом Ваганькове (не Алганькове ли?). Почему и должно полагать сию церковь в Москве, названною Николою Старым, а не Перервинский монастырь. О древности Перервинского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Народное название дня перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, 9/22 мая. Один из важнейших праздников в русской деревне, считался мужским праздником. От Николы Вешнего оставалось 12 утренников (заморозков). Шел средний посев яровых, а овес должен был быть уже отсеян; лошадей выгоняли в поле, совершая молебен с водосвятием. Парни в первый раз ехали в ночное и пировали у костров всю ночь. С Николы Вешнего заказывали луга, втыкая на межах ветки. Никола Вешний – покровитель лошадей, охраняет их от волков и медведей, дарует табунам здоровье, поэтому этот день был праздником конюхов. Лошадей выгоняли в ночное на пастбище. С этого дня начинается купание – Никола Вешний выступает здесь как властитель над водной стихией. Никола Зарайский Икона святого Николая Чудотворца. Согласно преданию, в 1224 служителю Корсунского храма, греку Евстафию было видение свт. Николая, который повелел ему взять его икону из храма и вместе с супругой Феодосией и сыном Астафием идти в Рязань: «Там хочу пребывать, и чудеса творить и место то прославить». Евстафий с семьей следовал по маршруту, указанному Николаем Чудотворцем, – по Черному морю, р. Днепру, через Кесь (латвийский г. Цесис), по Балтийскому морю в Великий Новгород, где сделал остановку. В 1225 Евстафий отправился в рязанские земли. Здесь, в сельце Красном на р. Осетр его почетно встретил князь Феодор Юрьевич. На месте встречи святыни он построил церковь в честь Николы Корсунского. Икона свт. Николая стала венчальным образом князя Феодора и княгини Евпраксии. В 1237 князь погиб в сражении с монгольским войском хана Батыя. Когда Евпраксия узнала о смерти мужа, она вместе с малолетним сыном Иоанном выбросилась из окна высокого терема или, как говорили на Руси, «заразилась». В память о трагической гибели княжеской четы городок Красный назвали «Зарайск», а венчальный образ княжеской четы «Николой Зарайским». Никола Зимний (Никола Холодный, Николин день) Народное название дня свт. Николая Чудотворца, 6/19 дек. Зимний Никола вел с собой никольские морозы. Об этом времени крестьяне говорили: «Подошел бы Никола, а уж зима на санках приедет за ним!», «Привезли зиму на санках до Николы – вот тебе и жданная оттепель!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. А.А. Маркова Жизнеописание Детство Святитель Николай Сербский родился 23 декабря 1880 года в селе Лелич близ города Вальева. Родители его, Драгомир и Катерина Велимировичи, были крестьянами. Никола – старший из девяти детей крестьянского семейства Велимировичей и единственный, доживший до совершеннолетия. Несмотря на бедность и выпавшие на долю семьи испытания, старшие Велимировичи отличались крепкой верой и искренним благочестием. В этом же духе воспитывали они и своего сына Николу. Одним из самых ярких воспоминаний раннего детства будущего святителя стал монастырь в Челие, куда мать водила его на богомолье. Подобно другим крестьянским детям, Никола с раннего детства помогал родителям в хозяйственных делах. Впоследствии он вспоминал: «Когда я был пастырем овец, уже тогда я был священником Твоим...» Когда Никола немного подрос, Драгомир Велимирович, будучи сам грамотным, отвел сына в монастырскую школу в Челие, дабы Никола выучился там начальной грамоте. Драгомир надеялся, что сын сможет читать Священное Писание и официальные документы, будет знать четыре действия арифметики и основы катехизиса. Однако неожиданно Никола не только сразу же втянулся в учебу, но и стал одним из лучших учеников. Он проявлял необыкновенное рвение к учебе. По воспоминаниям его соучеников, когда все они в свободное от уроков время стремились как-либо развеяться и развлечься, Никола Велимирович уходил в уединенные места, чтобы иметь возможность почитать в тишине. Усердие и способности подростка не укрылись от его преподавателей. Один из них, Михаил Ступаревич, встретился с родителями Николы и убедил их в том, что их сыну необходимо продолжить образование. В хозяйстве небогатых крестьян Велимировичей каждая пара рук была на счету, но, несмотря на это, они отправили сына учиться в гимназию в Валеве. Денег хватало только на оплату обучения. Чтобы содержать себя во время учебы в гимназии, Николе пришлось в свободное от учебы время работать прислугой в домах состоятельных горожан. Также как и в монастырской школе в Челие, Никола Велимирович стал лучшим учеником гимназии в Валево. Никола проучился там шесть лет, а по окончании курса встал вопрос, куда двигаться дальше, поскольку даже с гимназическим образованием возвращение в родную деревню к крестьянскому труду было бессмысленным. Юность

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В 1968 г. под давлением коммунистической власти Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль в своем богослужении. С тех пор новостильная язва разъедает богослужебный Устав и церковный чин и за 30 лет новостилия Болгарская Православная Церковь рухнула богослужебно. Богослужение безобразно сокращалось, продолжает сокращаться и превратилось в кощунственное издевательство. В 1971 г. умер Патриарх Кирилл. На его место был избран Патриарх Максим, который уже 30 лет предстоятельствует Болгарскую Православную Церковь в трудных условиях коммунистического режима и в бурные времена т. наз. «демократии» или лучше сказать – демонократии. С выбором Патриарха Максима усилилось давление властей на Церковь . Агенты Госбезопасности (Държавна сигурност) нагло разгуливали по административным канцеляриям и кабинетам Церкви. В храмах и в кабинетах Митрополитов и Архиереев монтировалась подслушивающая техника. С 1974 г. власти предприняли новую кампанию против Болгарской Православной Церкви, внедряя так называемые «новые гражданские ритуалы», чтобы воспрепятствовать крещениям, венчаниям и отпеваниям в церкви. По стране прокатилась волна уничтожения старых кладбищ и кладбищенских церквей. В гор. Русе в центре города взорвали храм Всех святых (1978 г.). Патриарх Максим воспринял тактику незаметного и гибкого сопротивления, всячески поддерживая у властей уверенность, что они являются хозяевами положения. Однако, когда в провинции на некоторых местах началось разрушение храмов, в своей Софийской епархии храмы он успел спасти. B 1975 г. Т. Живков вместе со своей дочерью Людмилой Живковой посетил с официальным визитом Италию и встретился с римским папой Павлом VI. Возможно, что Т. Живков усмотрел в католицизме для себя и для своего личного режима некоторую возможность для установления контактов с Западом помимо СССР. Через свою агентуру в св. Синоде – Митрополитов Пимена, Панкратия и Каллиника, коммунистические власти попытались провести идею об унии с католической церковью. Патриарх Максим сумел пресечь эту опасность (1979 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2024 году Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса. Обратите внимание на другие материалы сайта «Правмир»: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-19-d...

Никола Угодник в старом овчинном тулупе, в больших дырявых валенках. За плечами котомка, в руках посох. Сергий Радонежский в монашеской ряске. На голове скуфейка, белая от снега, на ногах лапти. Серафим Саровский в белой ватной свитке, идет сгорбившись, в русских сапогах, опираясь на палочку… Развеваются от ветра седые бороды. Снег глаза слепит. Холодно святым старцам в одинокой морозной тьме. — Ай да мороз греховодник, ай да шутник старый! — весело приговаривает Никола Угодник и, чтобы согреться, бьет мужицкими рукавицами по захолодевшему от мороза полушубку, а сам поспешает резвой стариковской походкой, только знай шуршат валенки. — Угодил нам, старикам, морозец, нечего сказать… Такой неугомонный, утиши его. Господи, такой неугомонный! — смеется Серафим и тоже бежит вприпрыжку, не отставая от резвого Николы, гулко только стучат сапоги его по звонкой морозной дорожке. — Это что еще! — тихо улыбается Сергий. — А вот в лето 1347, вот морозно было. Ужасти… — Вьюжит. Не заблудиться бы в поле, — говорит Серафим. — Не заблудимся, отцы! — добро отвечает Никола. — Я все дороги русские знаю. Скоро дойдем до леса Китежского, а там в церковке Господь сподобит и заутреню отслужить. Подбавьте шагу, отцы!… — Резвый угодник! — тихо улыбаясь, говорит Сергий, придерживая его за рукав. — Старательный! Сам из чужих краев, а возлюбил землю русскую превыше всех. За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно? — За что полюбил? — отвечает Никола, глядя в очи Сергия. — Дитя она — Русь!… Цвет тихий, благоуханный… Кроткая дума Господня… дитя Его любимое… Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветикам? Русь — это кроткая дума Господня. — Хорошо ты сказал, Никола, про Русь, — тихо прошептал Серафим. — На колени, радости мои, стать хочется перед нею и молиться, как честному образу! — А как же, отцы святые, — робко спросил Сергий, — годы крови 1917, 1918 и 1919? Почто русский народ кровью себя обагрил? — Покается! — убежденно ответил Никола Угодник.

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

– Надо возвращаться, – сказал я. – Мы не туда идем. Крикнули отцу Николе. Он остановился. Когда мы подошли, отец Никола и сам уже не сомневался, что мы заблудились. Причем заблудились буквально в трех соснах. Ведь дорога из Пантелеимонова монастыря в Дафни одна, сбиться с нее невозможно, она протоптана двести лет назад, и по ней каждый день ходят паломники. Вид у нашего проводника был растерянный и виноватый. Все понимали, что случилось какое-то наваждение. Тем более было странно, что это случилось с человеком, который прожил здесь чуть ли не половину своей сознательной жизни и мог ходить по этим тропам с закрытыми глазами. Алексей то и дело смахивал с лица пот и молчал. Я плохо скрывал свою досаду, граничащую с раздражением. «Отмахали столько вверх, в гору, по жаре. И всё напрасно. Тоже мне, монах-агиорит. 30 лет живет здесь, а в дорогах путается», – думал я. Не прошло и минуты, как мне стало ужасно стыдно и за эти мысли, и за раздражение. Отец Никола, подобрав под себя ноги, сел на землю с каким-то странным видом. По его сухому лицу катились большие капли пота. Мне показалось, что ему плохо, и я испугался. – Всё нормально, – сказал отец Никола, глядя не на меня, а куда-то вперед. Но вид монаха всё больше и больше внушал беспокойство. Взгляд его сделался напряженным. Было такое впечатление, что он смотрел сквозь деревья, не видя их, вообще не видя ничего. Он смотрел как-то отстраненно, будто не понимая, что рядом мы, его спутники. Отец Никола словно оцепенел. – Идите, идите, я вас догоню, – вдруг сказал он. – Идите! В ту секунду мы поняли только то, что отец Никола хочет быть один. Но мы не решались оставить его и лишь отошли недалеко, ожидая, что будет дальше. Отец Никола по-прежнему неподвижно сидел на земле с застывшим, отсутствующим взглядом. Мы с Алексеем переглянулись, не понимая, что делать. Молчание и напряжение висели в воздухе. Неожиданно монах вскочил как ошпаренный: – Так, – сказал он резко, будто за этим должно было последовать «слушай мою команду!». – Нет благословения идти в Дафни! Нет благословения! Назад, скорее назад в монастырь!

http://pravoslavie.ru/1251.html

Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция Икона из Свято-Духова монастыря. Cepeд.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб. Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Koh.XV — haч.XVI в. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г. Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб. Никола Можайский. XVII в. Русский Север Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва О Николае Чудотворце на «Правмире»: Фильмы о Николае Чудотворце Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Святой Николай Чудотворец» Православие. Молитва. Акафист Святителю Николаю Беседы с батюшкой. Принесение мощей свт. Николая Азы православия. Николай Чудотворец Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-chud...

В XVII веке Звенигородский уезд состоял всего из трех станов: Окологородного или Городского, Угожского (ныне в Верейском уезде) и Тростенского (ныне весь в Рузском уезде). Погосты и села Звенигородского уезда По Писцовым книгам XVI и XVII столетий, по Переписной книге 1678 года, по Ландратской книге 1715 года и по книгам Патриаршего Казенного приказа 1627 и 1715 годов. I. По писцовой книге 7101 (1593) года, письма и меры Меньшего Волынского и подъячего Посника Степанова: 1) Погост, а в нем церковь Покров Святей Богородицы. 3 2) Сельцо Стаболово Богдана Стрельникова сына Стаболова, и в нем церковь Никола Чудотворец 4 . 3) На царя и великого князя земле на волостной погост, а в нем церковь Введение Пречистые 5 . 4) Савина Сторожевского монастыря на реке на Москве село Игнатьевское, а в нем церковь Никола Чудотворец 6 . 5) Никиты Михайлова сына Нечаева село Насоновское, а в нем церковь Троица Живоначальная. 7 6) Князя Василья Семеновича Фуникова пол-села Никольского 8 , а в полу-селе на князь-Васильеве земле церковь Никола Чудотворец, а стежанье и сооруженье церковное – княжь Васильево.... Федора Федорова сына Нагова приданое пол-села Никольского, а в ней церковь теплая Христова мученица Парасковея Пятница. 7) Княгини Аксиньи княжь-Дмитриевы Семеновича Фуникова, да детей ее князя Григорья, да князя Семена село Покровское на речке на Руденке, а в нем церковь Покров Пресвятой Богородицы 9 . 8) – Княжь Ивана Ивановича Пронского село Васильевское на речке на Сетуне, а в нем церковь Дмитрей Селунский 10 . 9) Ивана Петрова сына Голохвастова сельцо Никольское, а в нем церковь Никола Чудотворец 11 . 10) Ивана да Третьяка Степановых детей Хвощинского сельцо Богородцкое, а в нем церковь Рожество Пречистой, да Никола Чудотворец теплая церковь 12 . 11) Погост на Москве реке, а в нем церковь Никола Чудотворец 13 . 12) Чудовского монастыря село Петровское, а в нем церковь Петр и Павел 14 . 13) Чудовского монастыря село Сурмино, а в нем церковь Благовещение святей Богородицы 15 . 14) Савы Сторожевского монастыря сельцо Луцино, а в нем церковь Никола Чудотворец 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010