Лит.: Токарев С. А. История русской этнографии. М., 1966. Никифоры-Панкраты Народное название дня прп. Панкратия Печерского (XIII в.) и мч. Никифора (260 г.), 9/22 февр. В этот день у крестьян было принято проверять свое хозяйство, особенно запасы в амбарах. Считалось, что родившийся в этот день будет трудолюбивым. Никодим Печерский (Никодим, Спиридон, Праздник охотников, Юровая) Народное название дня прпп. Спиридона и Никодима Киево-Печерских (XII в.), 31 окт./13 нояб. На Никодима перед Кузьминками у русских существовал обычай собираться всей семьей и молиться св. Никодиму, чтобы сохранил крепость матице. Матица считалась в избе священным предметом. Кто в дорогу собирался, обязательно за матицу перед тем держался, потому что считалось, что матицей дом держится. «Нельзя ее забывать – она что мать родная, потому матицей и зовется». Никодима почитали как хранителя дома от огня, бед и несчастий. По преданию, Никодим Печерский затушил пожар в монастыре, набрав воды в свою власяницу. С тех пор ему и поклонялись в этот день, прося защитить от огня. В разных местах этот день отмечался по-своему: где-то это был праздник рыболовов и охотников, где-то устраивали проводы осени, где-то этот день (а в некоторых местах – накануне) назывался Юровой. Никола Великорецкий Чудотворная Великорецкая икона Николая Чудотворца была обретена в 1383, когда Вятские земли осваивались православными верующими, преимущественно новгородцами. Местные племена вотяков и черемисов – язычники – нередко нападали на переселенцев. Согласно Сказанию, спасаясь от них, колонисты бежали на р. Великая (неподалеку от Хлынова), где в лесной чаще «святой образ оставиша». Вскоре «благоговейный муж» Семен Агалаков увидел дивный свет в лесу, напоминавший множество горящих свечей. Пробравшись сквозь заросли, он обнаружил у источника икону свт. Николая. Семен спрятал образ дома, и никому о нем не рассказывал. Однажды его односельчанину, больному и обездвиженному Иоанну, во сне явился св. Николай, который поведал ему о своей чудотворной иконе и повелел к ней приложиться, чтобы исцелиться от недуга. Когда Иоанн исполнил наказ святителя и поправился, весть о святыне распространилась в окрестностях, и поселяне построили на месте обретения святыни церковь . Вскоре, чтобы уберечь образ от язычников, жители Хлынова, в ту пору главного города Вятской земли, испросили у митрополита Московского Пимена разрешения перенести икону св. Николая в свой город, пообещав ежегодно возвращать святыню на р. Великая. Так было положено начало многовековой русской традиции – Великорецкого крестного хода. Никола вешний (Никола Теплый, Никола Травный)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне­вается. Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии.

http://sobory.ru/article/?object=03395

1758 Герстелъ Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, с. 76–77. 1760 Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 68. 1761 Riant R. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Vol. 1–2. Genevae, 1887; Лопарев X. M. Книга Паломник. Сказание мест Святых во Царьграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 году//ППС. Т. XVII, вып. 3. СПб., 1899, с. LXXXV–CIII. 1762 Пятницкий Ю. А. Обзор поствизантийских памятников в России (по данным архивных и печатных источников)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXIII. Л., 1991, с. 60. 1763 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 197. 1764 Grabar A. Le thème du gisant dans Part byzantin//Cahiers archéologiques 29 (1980–1981), р. 143–156. Это наблюдение, высказанное А. Грабаром, приводится в статье: Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 69–70. 1765 Памятник имеет значительную библиографию: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Т. I. М., 1995, 92. Среди научных исследований скульптуры необходимо отметить: А. В. Рындина. Балканские аспекты в исследовании статуи «Никола Можайский»//Искусство Византии и древней Руси. К столетию со дня рождения А. Н. Грабара. Международный симпозиум. 24–26 сентября 1996 г., Москва/Тез. докл. СПб., 1996, с. 53–55; она же. Скульптурная икона «Никола Можайский» XIV века. О месте образа в символическом пространстве храма//Иконостас, происхождение, символика. Ме- ждунар. симпозиум. 4–6 июня 1996 г., Москва/Тез. докл. М., 1996, с. 44–47. 1766 Это, прежде всего, иконы в собрании Третьяковской Галереи. Икона «Никола Можайский, с житием», первой четверти XVI в. (атрибуция Н. В. Розановой ) из церкви села Воинова Владимирской области; 105x79; инв. ДР 387 – Ростово-Суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967, 91, ил. 74. Икона «Никола Можайский» середины XVI в. (атрибуция Л. В. Ковтыревой) из Троице-Сергиевой лавры, которая до последнего времени связывалась с именем князя Ивана Андреевича Можайского; 29x20; инв. 17295 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI–XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. I. 259. Икона «Никола Можайский» XVI в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, по преданию, благословение преподобного Сергия Радонежского при крещении родоначальника семьи Воейко Войтеговича; 33,3x26; инв. 5025 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков. Он первый из князей  принял постриг (1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги. Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Он часто посещал его, и в его словах прп. Никола ясно распознал мысли братьев. «Советую тебе, как и научающим тебя, — говорил он ему тогда, — заботиться больше о себе самом. Разве ты не советуешь больным воздержание? Если никто из князей не шел этим путем, я буду первым, по примеру Царя Небесного».  Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и преподобный исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе высказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, — ответил преподобный. — Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься, Через 3 месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года.  Когда же он скончался (14 окт. 1143), то огромная огорченная толпа собралась на  его погребение. Более всех плакали его братья. Игумен подарил старшему из них, Изяславу, крест его, подушку и скамейку, на которой он молился. Когда же князя Изяслава разбил паралич и он лишился языка, послали в монастырь за святой водой. Но настоятель приказал сначала облить этой святой водой гробницу прп. Феодосия и с нею вместе послать власяницу прп. Николы. Когда посланец подходил к городу, больной пришел в себя и проговорил.- «Идите все за город навстречу преподобным Феодосию и Николе!» Когда же посланец вошел, он воскликнул: «Никола, Никола Святоша!» Его напоили святой водой, облекли во власяницу, и он исцелился. С тех пор в боях он стал носить эту власяницу на кольчуге. Однажды он впал в грех и не посмел надеть власяницу. В этом бою он был убит. Погребли его, по его завещанию, во власянице прп. Николы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Быть может, часовня была построена при первом храме. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая, каждый русский храм благословлен такой иконой по молитвам Святителя. Настоятель церкви святого Александра Невского г. Пскова протоиерей Олег Тэор, газета «Правило веры», 5 за 1999 г. Когда мы говорим, что не было города без храма, посвященного святителю Николаю, то нельзя не сказать о том, что не было дома, где бы не висела икона Святителя. Были они оплечными (т. е. изображался лик Святителя и чуть только плечи показаны), полуфигурными, где Святитель изображен с Евангелием. Были в рост иконы, с Евангелием и с мечом (так называемый Никола Можайский), где Святитель другой рукой держит храм как символ города, которому покровительствует. Образ Николы Можайского был написан по видению, которое жители Можайска приняли как обещание помощи в XIV веке. Очень распространены были изображения святителя Николая «с житием», т. е. с различным числом клейм, изображающих события его жизни. Названия икон часто включают место явления или особого почитания Святителя. Так, «Никола Великорецкий» назван по месту обретения его иконы и установления знаменитых крестных ходов из г. Вятки на реку Великую. Изображают иногда святителя Николая и в рост. Есть изображения его в рост как епископа, с клеймами и без них, а есть и несколько необычное – с мечом и храмом. Мы привыкли к такому определению: Никола милостивый. Да, он милостив и спешит на помощь, но меч в его руке – для врагов. Может Никола и грозно взглянуть на каждого, кто забывает, что «суд без милости не сотворшему милости». Изображение святителя Николая с мечом, по преданию, было вдохновлено видением жителям г. Можайска, которые умоляли спасти их город «от нашествия иноплеменных» и увидели над городом Святителя, держащего меч и храм, как символ защиты этого города, а вместе с ним и любого, кто просит его помощи, от всех врагов, видимых и невидимых. Меч остановит врагов, тогда и храм будет цел. Если же на храм поднимут руки не пришельцы-завоеватели, а свои сограждане, от Бога отвернувшиеся, меч Святителя будет обращен на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Эх, Никола-чудотворец, Никола зимний! Не тебе ли, святой угодник Божий, любимец народный, отзывчивый на всякое горе, молился заключенный Павел Груздев, стоят по колено в уральском снегу? Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает, Никола из всякой беды выручает... Никольские морозы – предшественники рождественских, а следом идут крещенские, сретенские, по названию праздников... Но для заключенного номер такой-то– «к примеру, скажем, 513-й,– пояснял отец Павел, – там, в лагере, имен и фамилий не было», – никаких праздников, тем более православных, отныне не существовало. «В самый канун Рождества, – вспоминал батюшка, – обращаюсь к начальнику и говорю: «Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, за то я в другой день три нормы дам. Ведь человек я верующий, христианин». – Ладно, – отвечает, – благословлю. Позвал еще одного охранника, такого, как сам, а может, и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю сколько и за бараком на земле лежал. Пришел в себя, как-то, как-то ползком добрался до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следующий день в барак: – Не подох еще? С трудом рот-то открыл: – Нет, – говорю, – еще живой, гражданин начальник. – Погоди, – отвечает. – Подохнешь. Было это как раз в день Рождества Христова». В вышине небесной много звезд горит. Но одна из них ярче всех блестит. То звезда Младенца и Царя царей, Он положен в ясли Матерью своей. И волхвы с востока за звездой идут, И дары с любовью Господу несут. Братья, поспешимте Господа принять, Поспешим с любовью хлеб и соль подать... Рождество было одним из самых любимых праздников о. Павла – лагерник или монах, он всегда оставался в душе ребенком. «Ибо Ты, Господи, утаил ecu сие от премудрых и разумных и открыл младенцам...» Однажды в суровую лагерную зиму 1942 года случилось с ним настоящее чудо. Уголовники лишили его обеда – единственного пайка в тот день: «Только, – говорит, – баланды получил, несу – подножку подставили, упал. А под веничком был у меня спрятан кусочек хлебца – маленький такой, с пол-ладони – столько давали хлебца в день. Украли его! А есть хочется! Что же делать? Пошел в лес – был у меня пропуск, как у бесконвойного – а снегу по колено. Может, думаю, каких ягод в лесу найду, рябины или еще чего. И смотрю – поляна. Снега нет, ни одной снежинки. И стоят белые грибы рядами. Развел костер, грибы на палку сырую нанизал, обжаривал и ел, и наелся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

И остатки праздничного настроения сразу исчезли — его сменили обычные будничные дела и заботы. Василий Никифоров-Волгин. Заутреня Святителей под Новый год Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский . Стелется поземка, звенит от мороза сугробное поле. Завевает въюжина. Мороз леденит одинокую снежную землю. Николай Угодник в старом овчинном тулупе, в больших дырявых валенках. За плечами котомка, в руках посох. Сергий Радонежский в монашеской рясе. На голове скуфейка, белая от снега, на ногах лапти. Серафим Саровский в белой ватной свитке, идет сгорбившись, в русских сапогах, опираясь на палочку… Развеваются от ветра седые бороды. Снег глаза слепит. Холодно святым старцам в одинокой морозной тьме. Ай да мороз, греховодник, ай да шутник старый!- весело приговаривает Никола Угодник и, чтобы согреться, бьет мужицкими рукавицами по захолодевшему от мороза полушубку, а сам поспешает резвой стариковской походкой, только знай, шуршат валенки. Угодил нам, старикам морозец, нечего сказать… Такой неугомонный, утиши его, Господи, такой неугомонный!- смеется Серафим и тоже бежит вприпрыжку, не отставая от резвого Николы, гулко только стучат сапоги его по звонкой морозной дорожке. Это что еще!- тихо улыбается Сергий. - А вот в лето 1347,вот морозно было. Ужасти… Вьюжит. Не заблудиться бы в поле,- говорит Серафим. Не заблудимся, отцы!- добро отвечает Никола. — Я все дороги русские знаю. Скоро дойдем до леса Китежского, а там, в церковке Господь сподобит и заутреню отслужить. Подбавьте шагу, отцы!… Резвый угодник!- тихо улыбаясь, говорит Сергий, придерживая его за рукав. Старательный! Сам из других краев, а возлюбил землю русскую превыше всех. За что, Никола полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него усердно? За что полюбил?-отвечает Никола, глядя в очи Сергия.- Дитя она- Русь!.. Цвет тихий, благоуханный…Кроткая дума Господня…дитя Его любимое…Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветикам? Русь- это кроткая дума Господня.

http://azbyka.ru/deti/sbornik-rozhdestve...

3 мая. ПРАВМИР. 19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля/3 мая (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре. Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии, в селе Лелич. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской душе. Позднее отец отвел Николу в тот же монастырь учиться грамоте. Уже в раннем детстве в мальчике проявились незаурядные способности и усердие к учебе. Во время учебы в гимназии он был одним из лучших учеников. Вместе с тем ему приходилось самостоятельно заботиться о хлебе насущном. Параллельно с учебой он, как и многие его сверстники, прислуживал в домах горожан. По окончании 6-го класса гимназии Никола хотел сначала поступить в Военную академию, но медицинская комиссия признала его не годным для офицерской службы. Тогда он подал документы и был принят в Белградскую семинарию. Здесь Никола быстро выделился своими успехами в учебе. Во время учебы он читал не только учебную литературу, но познакомился и со многими классическими произведениями, принадлежащими к сокровищнице мировой литературы. Своими ораторскими способностями и даром слова Никола удивлял учеников и преподавателей семинарии. Во время учебы он принимал участие в издании газеты «Христианский благовестник», где публиковал свои статьи. Вместе с тем в семинарские годы Никола терпел крайнюю нужду и лишения, следствием которых стал физический недуг, от которого он страдал на протяжении нескольких лет.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Катехизис изд. 1828 г. в ответе на вопрос: „Что есть Катехизис?“ утверждал понятие нравственное, „как краткое учение о благочестии христианском“, а Катехизис изд. 1839 года в ответе на тот же вопрос выдвигает уже наперед понятие догматико-теоретическое как „наставление в православной вере христианской“, являющейся условием для благочестия. Катехизис изд. 1828 года понятие о присутствии Христа в евхаристии определяет путем термина, преложение („хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову»), а Катехизис 1839 года, после слова „прелагаются“, вводит еще выражение „или: пресуществляются“ с обстоятельным далее пояснением термина „пресуществление“. Катехизис изд. 1828 г. определяет церковь , как „соединенное множество верующих“, а Катехизис изд. 1839 года – как „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами“. Катехизис изд. 1828 года основание для собрания вселенских соборов видят единственно в примере Апостольского собора в Иерусалиме, а Катехизис изд. 1839 года – помимо этого – в важности церкви с ее определениями, откуда вселенский собор представляется лишь способом для изречения определений вселенской церкви. Отдел о церкви в Катехизисе 1839 года изложен вообще подробнее, чем в Катехизисе 1828 года, поскольку здесь выпуклее выражены понятия о видимости церкви, учение об Иисусе Христе, как единой главе церкви, о согласии единства церкви с существованием многих поместных церквей, о кафолической церкви, как единственной спасительнице душ, о церковной иерархии, или священноначалии, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения,... о праздниках,... о соравенстве Св. Синода с святейшими православными патриархами. В редакции 1839 года Катехизис продолжает существовать до настоящего времени. Внешняя история образования Катехизиса объяснение свое находит в двух, главным образом, факторах: а) в правительственно-административном, б) в литературно-общественном, так или иначе влиявших на образование Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010