Итак, при трех лютеранских храмах, опять стало два прихода – старый и новый и, кроме того, существовала по–прежнему одна реформатская церковь и община. При увеличившимся благосостоянии общин каждая из них к концу века имела каменный храм. Старая лютеранская община первая построила каменную церковь (в 1684 г.). Наиболее пожертвований сделали при этом гамбургские купцы, принадлежавшие к той же общине 106 . В 18 столетии эта церковь подвергалась частым пожарам, и потому наружный вид, размеры, внутреннее устройство ее остались неизвестны. Около 1690 года доктора, переводчики, купцы и ремесленники, принадлежавшие ко второй лютеранской общине, испросили у царя Петра Алексеевича позволение сломать обветшавшую деревянную их церковь и на месте ее построить новую каменную, а для предотвращения пререканий и споров выдать им жалованную грамоту 107 . Наконец, в 1695 г. и реформатская община построила у себя каменную церковь . Задумав стройку, община отправила двух депутатов в Голландию в надежде получить богатый сбор от всех штатов или сословий. Но бургомистр Амстердама Николай Витзен вместо денежных пожертвований от города дал им свой герб с надписью: «Labor omnia vincit» и приказал им, по возвращении в Москву поставить его на дверях церковной паперти. В самой реформатской общине на Москве было немало зажиточных членов, но они также очень нещедры были на пожертвования 108 . Но чего не могла добиться община ни от своих членов, ни от заграничных единоверцев, то с избытком получила от щедрот русского царя. Неизвестный автор изданной в 1717 г. книги «Religion der Moscoviter oder ausführliche Beschreibung ihrer Glauben, Sitten, Gebräuche und Ceremonien» говорит, что «ныне царствующий Петр Алексеевич, дозволив реформатам перестроить церковь , приказал отпустить им камни и кирпичи 109 ; а Грот и Далтон полагают, что Петр совершенно на свой счет построил кирку и что к этому, вероятно, расположили его, известные своим влиянием на него придворный переводчик Григори, сын пастора Григори, и гоффрейлина Монс: для последней Петр еще прежде построил близ кирки деревянный дом, где она обыкновенно останавливалась (с вечера субботы до полудня воскресенья) когда приезжала в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Итак, и до Петра Великого все князья и цари наши не только предоставляли протестантам право внутреннего самоуправления и полную богослужебную свободу, но и ласкали, жаловали их и обеспечивали им полное материальное довольство. С внешней стороны эта веротерпимость была очень благосклонная и щедрая, заслуживавшая полного одобрения беспристрастных иностранцев, а в русских возбуждавшая даже ропот и жалобы 129 . Но по внутреннему характеру, по мотивам и целям своим, веротерпимость в древней Руси была не совсем чиста и искренняя. Для возможно полной и правильной оценки ее необходимо некоторое разъяснение. Главными мотивами этой веротерпимости были расчеты политики, выгоды государственного образования, которые Россия хотела извлечь из призыва и водворения у себя иностранцев, так чтобы и им, и нам было хорошо. Большей частью веротерпимость эта была, так сказать, выговоренная, условленная, законтрактованная, так как содействие в развитии культуры оказывалось нам иностранцами не иначе, как под условием религиозного и гражданского покровительства их в России. Любопытно, как тонко и осторожно, но вместе твердо и решительно высказано это условие в письме курфюрста саксонского Иоанна Георга к царю Алексею Михайловичу, написанном в 1668 г. по поводу отправления в Россию (с пастором Григори) известных техников. «Нам весьма приятно, что Ваше Величество оказывает благорасположение к германско-евангелической церкви в России и милостиво соизволяет на построение нашего жертвенника и алтаря. И мы надеемся, что Ваша Светлость постоянно будет оказывать всещедрое покровительство и любовь этим рассеянным по обширнейшим Вашим владениям последователям вашего исповедания и в особенности возвращающемуся под скипетр Ваш пастору Иоанну Готфриду Григори, что, конечно, послужит не менее к возвеличению славного правления Вашего, как и к строению государства и к распространению славы Божией даже до последних земель, среди отдаленнейших племен и времен. Ради самого Бога и Его святейшего имени, мы еще и еще поручаем неизменной Вашей любви и покровительству ото общество, которое возносит искренние мольбы о здравии и благополучии Вашего Величества и мужественно сражается за алтари и жертвенники Ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор. Преподобный Никола Святоша (Святослав ) Преподобный Никола Святоша (Святослав) , в Крещении Панкратий, был сыном Черниговского князя Давида Святославича. По воле своих родителей он женился и в 1097 году стал Луцким князем, но вскоре вернулся в Чернигов. Дочь его впоследствии была замужем за святым князем Всеволодом-Гавриилом (†1138; память 11 февраля). Не по душе были миролюбивому князю постоянные споры между русскими князьями, доходившие нередко до пролития крови. Оставив семью, он принял постриг 17 февраля 1106 года в Киево-Печерском монастыре. Святой инок-князь усердно трудился на поварне, был привратником, прислуживал при братской трапезе. Святой Никола любил читать книги. Любовью к послушаниям и безропотностью их исполнения он день снискал себе уважение всей братии. Преподобный Никола, возрастая духовно, с благословения игумена принял на себя тридцатилетний подвиг молчания, чтобы в постоянном делании Иисусовой молитвы устремиться к совершенству. Согласно преданию, преподобный построил на свои средства церковь во имя святителя Николая. Над монастырскими вратами он построил храм во Имя Святой Троицы. Преподобный обладал даром прозорливости и врачевания разных болезней. Он предсказал время кончины своему бывшему врачу Петру. Благоверный князь иногда оставлял келлию и шел в мир со словом любви. Так, в 1142 году преподобный Никола по просьбе князя Всеволода Олеговича (1139–1146) примирил Черниговских князей. 14 октября 1143 года блаженный Никола Святоша отошел в вечную жизнь, к Господу Иисусу Христу. Весь Киев собрался на погребение блаженного старца. Честные останки его были положены в пещере преподобного Антония. 14-й день Преподобная Параскева Сербская Преподобная Параскева Сербская жила в XI веке. Родилась она в Сербии в селении Епиват. Родители святой были людьми благочестивыми, неуклонно исполнявшими все заповеди Божии и известные своими благотворениями и милостынями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Росткине храм камен Царь Константин, приделы два: Дмитрий Великомученик да Илья Пророк. На Яневе храм камен Царь Константин, 2 придела: Дмитрий Великомученик и Илья Пророк. На Яневе храм камен, 40 Мученик, а у него два придела: Покров Богородицы да три Отроки, Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп. На Щеркове храм камен ФЕОДОР СТРАТИЛАТ, у него два придела: Феодор Тирон да Игнатий Священномученик. На Розваже храм камен Преображенье Христово да придел Василий Кесарийский. На Розваже ж монастырь мужской, а в нем храм камен Никола Чудотворец; трапеза древяна, а в ней храм Благовестие Богородицы, да придел Антип Священномученик; на воротах храм древян Варлаам Преподобный. На Козмодемьяне храм камен КОЗМА и ДАМЬЯН, да два придела: Покров Богородицы да Екатерина Мученица. Другой храм камен Савва Освященный да придел Собор Иоанна Крестителя. На Холопье храм камен, Козма и Дамьян, да 3 придела: Преображенье Христово, Никола Чудотворец, Екатерина Мученица. На Боркове храм камен Георгий Мученик, да трапеза древяна, а в ней храм Рождество Христово. На Яковле улице три храмы каменны: ЯКОВ АПОСТОЛ, а придел Покров Богородица; храм НИКОЛА Чудотворец, храм ПАНТЕЛЕЙМОН Мученик, а в нем Чудотворец Никола Кочанов лежит. На Дославе храм камен МИНА Великомученик, да храм древян, Преподобная Мария Магдалина. В городе Земляном, на Лукинской, Лука Апостол, камен. На Здвиженской Воздвиженье Честного Креста, камен. На Рядетине Троица, камен. На Новинке: Василий Парийский древян Василий Кесарийский камен, Образ Нерукотворен камен, Введенье Богородицы камен, Иоанна Усекновение, да Никола Чудотворец, каменны – Архистратиг Γαвриил, камен. Монастырь девич Варварин, а в нем храмы: Варвара, да все Святые, каменны. На Волосове храм ВЛАСИЙ, камен. На Добрыне храм Иаков Апостол, камен. Монастырь девич на ДЕСЯТИНЕ – храм Успение Богородицы, камен. В Козмодемьянском Заполье храм древян Пречистой Богородицы Успенье. В Чудинцовском Заполье монастырь мужской, а в нём храм камен, Никола Чудотворец; трапеза каменная, а в ней храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Тихо и проникновенно струится голос старика священника в темном храме, освещенном только семью свечами. Больше в ящике не нашлось. Служит один священник, без дьячка. Его нет в причте. На коленях перед древним образом Св. Николая Чудотворца стоит только один молящийся. Дата этой панихиды – 9 мая 1952 г. – день тезоименитства Царя-Мученика. Место – русский храм Св. Николая в г. Бари, в Италии, близ мироточивых мощей Чудотворца . Священник – отец Андрей Копецкий . Молящийся – автор этих строк. Не счесть храмов, воздвигнутых на Руси в честь и прославление Святителя, духовный облик которого глубоко врос в душу русского народа, не только в его религиозное сознание, но и в основу его бытовой, повседневной морали. Никола Милостивый, Никола Земли Русской Заступник, Никола страждущих Утешитель, Никола на водах Спаситель – вот в честь кого возросли по всей Руси бесчисленные храмы Никол Можайских, Зарайских, Дворищенских, Хвалынских, Лиленских, Великорецких… Самый древний из них – храм Николы Мокрого – воздвигнут в Киеве в XI веке не князьями, нет, а бедными рыбаками, чудесно спасенными Святителем. Есть и русский Никола Барийский на берегу блистательной Адриатики, но о нем мало кто знает. Его воздвиг отдавший свою жизнь за русский народ его последний Государь. Странным, трудно понимаемым чувством трепещут сердца увидевших этот храм русских людей. Тут и грусть, и тихая радость, и скорбь униженного, и гордость вознесенным, и тоска бездомного, и успокоение обретшего свой дом… Родные, близкие, свои, скромные главки храма высятся меж темных вершин кипарисов, и, кажется, что не кипарисы это, а вековые ели заповедного бора. И меж ними – тихая пустынь, приют молельников за Землю Русскую, за ее страдников и мучеников, за ее ратников и пахарей, за вся и за всех, живот свой за нее положивших. Проектировавший этот храм, академик Щусев глубоко чувствовал религиозный строй русской души и умел выразить его направленность и характер в архитектурных формах . Веяние исконной, нерушимой Руси – Суздальской, Белозерской, Углицкой – охватывает пришедшего уже в воротах, таких, какие охраняли от суетного мира скитские пустынные старцы, тихие стражи святынь русской души.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

— К вечерне зовут! Завтра воскресенье. Нам же надо в церкви быть, а мы за маслом… Это же бес всё организовал,  — скороговоркой бормотал отец Никола, и в моем сознании блеснула искра догадки. — Какое ещё масло?! – продолжал причитать отец Никола. — Я старый дурак! Наука мне будет! Да и вам тоже. Учитесь. Смотрите, как бес всё складно устроил: мол, маслица мне для лампадок нужно. Под благовидным предлогом бес отправил нас в Дафни. И когда??? В момент вечерней службы перед воскресеньем! А можно ее пропустить? Нельзя! Скорее назад, еще успеем! Мы с Алексеем онемели от потрясения. Как куклы-марионетки, мы машинально переставляли ноги с камня на камень, поспевая за отцом Николой. До нас, наконец, дошло, что мы стали свидетелями мистического происшествия — того, как монах, образно выражаясь, разговаривал «по духовному телефону»: сидя на земле, отец Никола молился Богу, вопрошая Его о вразумлении. Мы увидели, как близок Господь и как скоро Он отвечает на просьбы  по-детски смиренных. И именно в этот момент мне стало ясно, что отца Николу в этой жизни вообще ничто не заботило, у него не было никаких желаний — кроме одного: знать волю Божию и исполнять её. Между тем, отец Никола продолжал для нас с Алексеем раскладывать ситуацию по полочкам, объясняя, что и почему произошло с ним и с нами. — Как я мог выйти из монастыря и пойти в Дафни без благословения игумена? Не спросил благословения — вот бес с нами и сыграл злую шутку. Но вы не переживайте. Вам этот поход за маслом, хоть мы ничего и не купили, зачтется. У вас было доброе произволение. Вы пот пролили ради того, чтобы перед святыми иконами лампадки горели. А я — дурак старый. Вот как бес  работает. Всегда просите благословения у игумена, у духовника на любое дело. Тогда вам посылается благодать Святого Духа, и всё, что делаете, будет благословлено. И бесы тогда бессильны. Мы слушали, жадно, как губка впитывая слова монаха, и боялись что-либо пропустить или не понять. — Я недавно просился обратно в монастырь, — продолжал отец Никола рассказывать на ходу. – Просился, чтобы меня освободили от послушания жить в далекой келье. Мне трудно там. А игумен сказал: «Сиди на месте». А я не послушался и снова просился. Так в результате я упал и ногу сломал. Хромал долго. Еле зажило. Отец игумен сказал, что это было попущено мне для вразумления, чтобы выполнял смиренно своё послушание.

http://pravmir.ru/otec-nikola/

Развеваются от ветра седые бороды. Снег глаза слепит. Холодно святым старцам в одинокой морозной тьме. – Ай, да мороз, греховодник, ай, да шутник старый! – весело приговаривает Никола Угодник, – и чтобы согреться, бьет мужицкими рукавицами по захолодевшему от мороза полушубку, а сам поспешает резвой стариковской походкой, только, знай, шуршат валенки. – Угодил нам, старикам, морозец, нечего сказать… Такой неугомонный, утиши его, Господи, такой неугомонный! – смеется Серафим, и тоже бежит вприпрыжку, не отставая от резвого Николы, гулко только стучат сапоги его по звонкой морозной дорожке. – Это что еще! – тихо улыбается Сергий, – а вот, в лето 1347, вот морозно было. Ужасти… – Вьюжит. Не заблудиться бы в поле? – говорит Серафим. – Не заблудимся, отцы! – бодро отвечает Никола. – Я все дороги русские знаю. Скоро дойдем до леса Китежского, а там в церковке Господь сподобит и Заутреню отслужить. Подбавьте шагу, отцы!.. – Резвый угодник! – тихо улыбаясь, говорит Сергий, придерживая его за рукав. – Старательный! Сам из чужих краев, а возлюбил землю русскую превыше всех. За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемненный, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно? – За что полюбил? – отвечает Никола, глядя в очи Сергия. Дитя она – Русь!.. Цвет тихий, благоуханный… Кроткая дума Господня… дитя Его любимое… Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветиком? Русь – это кроткая дума Господня. – Хорошо ты сказал, Никола, про Русь, – тихо прошептал Серафим. – На колени, радости мои, стать хочется перед нею и молиться, как честному образу! – А как же, отцы Святые, – робко спросил Сергий, – годы крови 1917, 1918 и 1919? Почто русский народ кровью себя обагрил? – Покается! – убежденно ответил Никола Угодник. – Спасется! – твердо сказал Серафим. – Будем молиться! – прошептал Сергий. Дошли до маленькой, покрытой снегом, лесной церковки. Затеплили перед темными образами свечи, и стали служить Заутреню. За стенами церкви гудел снежный Китежский лес. Пела вьюга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Св. Николай Чудотворец представлялся в воображении русского народа то в образе «доброго деда» (Никола-милосливый), то в виде сурового старца; то облик его отличался богатырской поступью, напоминающей «походочку» Миколы Селяниновича, сына Матери-Сырой-Земли. Ему приписывалась не только власть над морями, не только защита хлебородных полей, но и мн. др. «Кому на ком жениться, тот в того и родится», – говорила старая русская пословица. «Всякая невеста – своему жениху невестится», «Суженого конем не объедешь», или «Сужено-ряжено – не объедешь в кузове» и т. д. Николу-милосливого наделяли силой «связывать судьбу суженых». Существовал обычай служить после свадебного сговора молебствие Николе-угоднику о благополучии брачующихся. «Смерть да жена – Богом суждена». Вместе с Ильей-пророком и Михаилом-архангелом русские приписывали св. Николаю Чудотворцу участие в перевозе душ христианских через реки огненные, отделяющие пределы земные от мира загробного. Среди благоуханного рая, под густым навесом «племенитого лавра», распустившего во все стороны света белого свои ветви золотые с листьями серебряными, «на святом ложе», усыпанном пестрыми цветами духовитыми, лежит-почивает «святой отец Никола». Приходит к нему, говорит сказание, Илья-громовый. «Вставай, Никола, пойдем в лес, построим корабли и давай перевозить души с того света на этот!» Уделив св. Николаю Чудотворцу обширное место в области своих сказаний, окружив его имя вереницею обычаев и поверий и создав о нем множество пословиц, поговорок и всяких речений, русский народ не забыл о нем и в своих заговорах. Вот один из них: «Завяжи, Господи, колдуну и колдунье, ведуну и ведунье уста и язык на раба Божия (имярек) зла не мыслити. Михайло-архангел, Гавриил-архангел, Никола-милостив! Сниидите с небес и снесите ключи и замкните колдуну и колдунье, ведуну и ведунье и упырю накрепко и твердо. И сойдет Никола-милостив, и снесет железа и поставит от земли до небес, и запрет тремя ключами позолоченными, и те ключи бросит в окиян-море; в окиян-море лежит камень алатырь: тебе бы, камню, не отложаться, а вам, ключам, не выплывать по мое слово!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основные народные приметы этого месяца, по В. И. Далю, были таковы: 1. Св. прор. Наума. Наума Грамотника. Батюшка Наум, наведи на ум! В этот день начинают учить детей грамоте; 4. Вмц. Варвары. Варварин день. Варварины морозы. Трещит Варуха, береги нос да ухо! Варвара заварит, Сава засалит, Никола загвоздит. Варвара ночи урвала, украла, день приточила; 5. в этот день празднуются св. Иоанн Дамаскин учитель церкви и св. Геннадинй Новгородский , борец с ересью жидовствующих; 5. Прп. Саввы Освященного (Савва Зимний). Савин день. Сава стелет, гвозди острит, засалит; 6. Свт. Николая, Чудотворца Мирликийского. Никола Зимний, морозный. Два Николы: один травный, другой морозный; или: один с травой, другой с зимой. Никола зимний лошадь на двор загонит, а летний откормит. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий мостит, Никола гвоздит. Никольские морозы. Зима на Николу заметает – дороги не бывает. Хвались зимой по Николе! Красна Никольшина пивом да пирогами. Никольскую брагу пьют, а за похмелье бьют. Никола строит цену на хлеб. Благому Чудотворцу два праздника в год, а Касьяну Немилостивому – в четыре года один. Всем богам по сапогам, а Николе боле, за тем, что ходит доле, а это потому, что от Холмогор до Колы тридцать три Николы; 9. Зачатие прав. Анны (см.: Анна Зимняя). На Зачатие Анны беременным бабам пост. На Зачатие волки сходятся, а после Крещенья разбегаются; 12. Прп. Спиридона, еп. Тримифунтского. Спиридона Солнцеворота. Солнце на лето, а зима на мороз. Полагают, что в этот день медведь повернется на другой бок и корова на солнце нагреет один бок. С Солнцеворота дня прибудет хоть на воробьиный скок. Кормят кур гречихой из правого рукава, чтоб раньше неслись они. Спиридонов день, подымайся вверх! – приговаривают садовники, встряхивая яблоки; 24. Мц. Евгении (см.: Сочельник Рождественский). В этот день с вечера поют коляду; 25. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святки. На Святки Христа славят с вертепами, со звездой, гадают, колядуют. Темные Святки – молочные коровы, светлые – ноские куры. Небо звездисто – к гороху, метель – пчелы роиться будут, иней – к урожаю хлеба, путь хорош – к урожаю гречи. На Рождество не надевай чистой рубахи, а то жди неурожая. На Святой рубаха хоть плохонька да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова: суровую и можно обновить. Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий (к Святой) да пост Малый-лакомка (Успенский). Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещенье, Воскресенье (Светлое) и Иваново рожденье; 26. Собор Пресвятой Богородицы. Бабьи каши; 30. Мц. Анисии. Анисьи Желудочницы: в этот день гадают по свиной печени о зиме; 31. Прп. Мелании Римляныни. Меланки. Щедрый вечер, Васильев вечер. Свинку да боровка для Васильева вечерка. Авсень. Таусень. Гадания. Васильева ночь звездиста – лето ягодисто. Под Василья ведьмы крадут месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желающий объявлял и записывал, записывались и все желающие быть братчиками на следующий год с указанием новых пожертвований. После того все снова вставали и пели величание святителю, продолжали обед и после него расходились по домам. 7 декабря опять собирались к литургии, совершавшейся за здравие братчика, а после вечерни причт и братчики сходились в дом старого очередного; здесь совершался молебен перед иконою святителя, которая затем переносилась уже в дом нового очередного. На этом празднество заканчивалось. В течение этого времени всегда много собиралось приношений с членов братства. Так как все это шло на нужды церкви, то братчина являлась сильным подспорьем приходского церковного храма. Да и мало ли еще откровенных свидетельств и чистосердечных проявлений любви и благоговения русского народа к святителю?! Все их очень трудно собрать. Вот подблюдная песня в честь святителя. О нем поют:   «Еще ходит Никола по погребу, Слава! Еще ищет Никола неполного, Слава! Что неполного, непокрытого, Слава! Еще хочет Никола дополнити, Слава! Да кому мы спели, тому добро, Слава! Кому явится, тому сбудется, Слава! Скоро сбудется, не минуется, Слава!»   Вот в песне девица укоряет добра молодца, что   «Божился добрый молодец, ротился, А всякими неправдами заклинался, Порукою давал мне Спасов образ, Образ и еще святителя Николы Чудотворца– Не пить бы пива пьяного, До пьяна зелена вина не пить», И не сдержал своей клятвы.   «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает» – поговорка о благодетельном значении Чудотворца для русского простолюдина. Поэтому вошло в поговорку, что православный русский человек ни одного важного шага не делал без молитвы святителю. Вот, например, молитвенная поговорка малороссийская: «Иду я з хаты, за мною Иисус Христос и Божия Мати; Мыколай на порози – помога мени в дорози». Заметьте – «це говорят не только тоди, як идут показываться з кем нэ будь, а и тоди, як идут куды в дорогу». «Лучше брани: Никола с нами», – поговорка против сердитого и гневающегося.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010