Дети могут, конечно, в игрушки играть. Но даже и для «будущего» инока очень это несерьёзно. Помню, кажется, у Лермонтова: «Не множеством картин старинных мастеров…». Настоящая книга, настоящая икона — как дрожди неиждиваемые, век она бродит, мысли родит и надмевает тебя. 5 Декабря Зимний завтра Никола. Так по белым снегам его и прокатывает Русь-та. Краше его, света, мало, а прославить соборно некуда сходить. Да ещё и радения мало… В Кленниках у Мечёва Сергия , бывало… Я вот толкую: «древние» святые да «новые» святые. Ближе-де новые. А в народной вере вопроса о древности или современности того или другого святого не существует. На шкунах в море кого грызут? Многих грызут, а Николу первого. Не плесневеет этот хлеб. Цвет сей не теряет благоухания. Чудное дело: знать, хороший хозяин заботится! Он жил на далёком юге. Жил много веков назад. И тут вот какое дивное дело: Русь его присвоила, на Руси Никола — «скорый помощник». «Никола — скоропомогательное имя». Монастыри, храмы, деревни, корабли — сколько их, посвященных святому Николе. Русь (как и греки) не сделала из св. Николая ёлочного деда, как в Америке. Как он есть, таким Николу имеет Святая Русь. Живший в Малой Азии в Мирах Ликийских в IV веке, живёт уж много веков на Русском Севере. «От Колмогор до Колы тридцать три Николы» — церкви Николины. Монастырь Николы Корельского на Двине, Никола Веркольский на реке Пинеге. В каком доме не было его лика пречестного? И много ли ликов краше, любимее лика Николы Милостивого?.. А в храмах сияние свеч, тёмный измождённый лик с высоким челом, взгляд, проникающий в душу… Малоазиатский грек, живший в IV веке. Но кто более жив, чтим и любим, чем он?? Кто не знает его? Про кого больше рассказов и легенд?! Жизнь святителя Николая на Руси — разительный пример тому, что счисление веков — IV, V… XX — важно только для учебников. А в церкви «древность» и современность сливаются. Могут не знать и «новых чудотворцев», канонизированных в XIX веке, а «древний» Никола живёт и чудотворит в народе. На Пинеге «вырезной» Никола ежегодно снашивает сапоги. «Поглядишь: подмёточки все уж сношены… Он ходит».

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Аминь! Санта-Клаус В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще — на Рождество Христово. У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса — история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах. У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное — он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь. Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери. Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха. Никола Зимний, Никола Осенний, Никола Вешний, «Никола Мокрый» 19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия — Никола Зимний и Никола Осенний. Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним , называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

ИС: В связи с этим наши зрители задают нам вопрос: «Стоит ли в детях поддерживать веру – ну, в России нету понятия Санта Клаус, а вот в Деда Мороза — как Вы считаете»? АИ: Ну, мне кажется, что какой-то элемент сказки всегда должен быть в детстве. И если детей воспитывать только на программе «Время» или даже на программе «Церковь и мир», то я боюсь, что дети будут лишены очень существенных элементов такого подлинно человеческого воспитания. Сказка является неотъемлемой частью детства. И поэтому элемент фантазии всегда должен присутствовать, и с возрастом дети прекрасно понимают, какой персонаж реальный, а какой персонаж сказочный. ИС: Некоторые православные люди боятся — как правило это наверное все-таки неофиты -но тем не менее с таким вопросом мы тоже сталкиваемся: не перепутают ли дети веру в Деда Мороза, которого нет, с верой в То, во Что верит Церковь, и Что на самом деле есть? АИ: Вы знаете, ведь перепутать могут и взрослые. Ведь известно, что на Руси существовало и сейчас существуют два праздника: «Никола зимний» и «Никола летний». 19 декабря празднуется «Никола зимний». А в мае празднуется «Никола летний!. Так вот, когда на иконах святитель Николай изображен в митре, то есть, в шапке, то говорили: вот это «Никола зимний». А когда он без шапки – это «Никола летний». Но это же такие народные представления. А что же нам беспокоиться, если у детей будут какие-то такие представления, которые со временем у них просто отпадут? ИС: Наша зрительница Полина задает вопрос такой о святителе Николае: «В каких случаях надо молиться этому святому? Когда он поможет скорее других»? АИ: Мне кажется, святителю Николаю можно молиться во всех случаях. Я, по крайней мере, много раз обращался к нему в самых разных ситуациях и получал помощь. Я могу привести такой простой пример. Мое священническое служение начиналось в очень бедных регионах Литвы, где у меня было 4 прихода, которые практически не были связаны между собой никаким транспортным сообщением. Конечно, тогда не было ни своей машины, ни даже своей телеги с лошадью, чтобы добраться. И для того, чтобы доехать из одного прихода на другой и совершить литургию, надо было километров 70 или пройти пешком, или голосовать, чтобы останавливались машины. И вот идешь, бывало, идешь, одна машина проезжает, другая, третья, пятая, десятая — никто не останавливается. Тогда начинаешь молиться святителю Николаю. И обязательно остановится какая-то машина. Конечно, можно сказать, что это все совпадение. Но это было столько раз и столь разных ситуациях, что я уже никогда бы не сказал, что это было просто совпадение. Ну и  были и случаи, когда святитель Николай реально спасал от опасности, может быть, даже спасал от смерти.

http://pravmir.ru/cerkov-i-mir-o-svyatit...

Чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. По преданию, благодаря этой иконе жителям с. Устинка Курской губ. (ныне эти места относятся к Белгородской обл.) было даровано избавление от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой свт. Николая. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Никола святоша, Черниговский, Печерский (ск. 1143), первый русский князь, принявший монашество, сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским). Не по душе миролюбцу были постоянные ссоры русских князей. В февр. 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение 30 лет. Он стяжал дар прозорливости и врачевания. Память прп. Николе отмечается 14/27 окт., 28 сент./11 окт. и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого поста. Никола студеный (волчий сват, Новоезерские морозы) Народное название дня прп. Николая, исповедника, игумена Студийского (ок. 868), 4/17 февр. Редкий год на Руси в этот день не бывало морозов. Считалось, что морозы новоезерские – самые крепкие. Крестьяне говорили, что в этот день Никола Студийский и Кирилл Новоезерский (праздновался в этот же день) морозы на Руси ставят. В это время происходили звериные свадьбы, поэтому в народе Николу Студеного называли волчьим сватом. Николай Кочанов (Николай Кочанский, Кочанов день)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эх, Никола-чудотворец, Никола зимний! Не тебе ли, святой угодник Божий, любимец народный, отзывчивый на всякое горе, молился заключенный Павел Груздев, стоя по колено в уральском снегу? Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает, Никола из всякой беды выручает. Никольские морозы — предшественники рождественских, а следом идут крещенские, сретенские, по названию праздников… Но для заключенного номер такой-то — “к примеру, скажем, 513й, — пояснял отец Павел, — там, в лагере, имен и фамилий не было”, — никаких праздников, тем более православных, отныне не существовало. “В самый канун Рождества, — вспоминал батюшка, — обращаюсь к начальнику и говорю: “Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, за то я в другой день три нормы дам. Ведь человек я верующий, христианин”. — Ладно, — отвечает, — благословлю. Позвал еще одного охранника, такого, как сам, а может, и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю сколько и за бараком на земле лежал. Пришел в себя, как-то, как-то ползком добрался до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следующий день в барак: “Не подох еще?” С трудом рот-то открыл: “Нет, — говорю, — еще живой, гражданин начальник”. “Погоди, — отвечает. — Подохнешь”. Было это как раз в день Рождества Христова”. В вышине небесной много звезд горит. Но одна из них ярче всех блестит. То звезда Младенца и Царя царей, Он положен в ясли Матерью своей… Не по молитвам ли святителя Николая, рождественского чудотворца, однажды случилось с Павлом Груздевым настоящее чудо? Это было в первую суровую лагерную зиму 1941–42 года. Уголовники лишили его обеда — единственного пайка в тот день: “Только, — говорит, — баланды получил, несу — подножку подставили, упал. А под веничком был у меня спрятан кусочек хлебца — маленький такой, с пол-ладони — столько давали хлебца в день. Украли его! А есть хочется! Что же делать? Пошел в лес — был у меня пропуск, как у бесконвойного — а снегу по колено. Может, думаю, каких ягод в лесу найду, рябины или еще чего. И смотрю — поляна. Снега нет, ни одной снежинки. И стоят белые грибы рядами. Развел костер, грибы на палку сырую нанизал, обжаривал и ел, и наелся”. " И с неба огонь сходил на это домишко "

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об      урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овес»; «На Егорья мороз – под кустом овес»; «На Егорья мороз – гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весной, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным (см.: Никола Вешний, Никола Зимний). Так, напр., крестьяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апр./6 мая, 3/16 нояб., 10/23 нояб. и 26 нояб./9дек. Герасим Болдинский Преподобный (1490 – 1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, 13 лет от роду поступил в Свято-Троице-Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима – он желал безмолвия и одиночества. В 26 лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо, по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца снискало уважение, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще 4 монастыря. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая. Герасим грачевник Народное название дня прп. Герасима, 4/17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В иконографии святителя выделяют различные иконы. Например, «Никола Отвратный» – иконографический извод изображения св. Николая Чудотворца, широко распространившийся в XVIII веке в России. Чаще всего изображение святителя на таких иконах оплечное с направленностью взгляда в сторону. Нижняя линия изображения часто обрезает до половины Евангелие и благословляющую руку. Нередко такая икона окружалась клеймами. Образ святителя «Никола Мокрый» получил свое необычное название благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой свт. Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Нередко Николай Чудотворец изображается на иконах с мечом в правой руке и церковью или городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах святитель почитается как защитник христианских городов и христианской веры, в целом. Существуют два условных обозначения одного из типов иконографических образов свт. Николая: Никола «вешний», который изображается на иконах с непокрытой головой, и Никола «зимний», изображающийся в епископской митре. Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит три праздника св. Николаю, у каждого из которых своя гимнография. 19 декабря (нов. ст.) вспоминают день смерти св. Николая, 22 мая (нов. ст.) совершается празднование перенесения мощей Николая Чудотворца в город Бари, а на 11 августа (нов. ст.) приходится Рождество святителя. Точное время установления празднования Рождества св. Николая на Руси неизвестно. В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества свт. Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени. В 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил по желанию настоятелей храмов и прихожан возобновить празднование Рождества святителя.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Анатоль стал горячо убеждать их, что сумеет. И тут они его спросили, приходилось ли ему когда-нибудь делать такие вещи и насколько успешно? Не догадываясь о западне, Анатоль признался, что был такой случай, когда ему заплатили за ложное свидетельство против Эмиля, которого в результате отправили на каторгу. Услышав все, что им было нужно, друзья отправились к Эмилю и все ему рассказали. Наутро Эмиль подал жалобу в суд. Анатоля судили и отправили на каторгу. Так неминуемая кара Божия настигла клеветника и восстановила доброе имя порядочного человека. А вот еще пример, как сам лжесвидетель признался в своем преступлении. Притча об оклеветанной девушке В одном городке жили два парня, два приятеля, Георгий и Никола. Оба были не женаты. И оба влюбились в одну девушку, дочь бедного ремесленника, у которого было семеро дочерей, и все незамужние. Самую старшую звали Флора. Вот на эту Флору и заглядывались оба друга. Но Георгий оказался более быстрым. Он посватался к Флоре и попросил приятеля быть шафером. Николу обуяла такая зависть, что он решил во что бы то ни стало помешать их свадьбе. И он начал отговаривать Георгия жениться на Флоре, ибо, по его словам, она была непорядочной девушкой и гуляла со многими. Слова друга поразили Георгия, как нож острый, и он стал уверять Николу, что этого не может быть. Тогда Никола сказал, что сам имел связь с Флорой. Георгий поверил другу, отправился к ее родителям и отказался от женитьбы. Скоро об этом знал весь город. Позорное пятно пало на всю семью. Сестры стали упрекать Флору. А она, в отчаянии, не имея возможности оправдаться, бросилась в море и утонула. Примерно через год Никола зашел в церковь в Великий Четверг и услышал, как священник зовет прихожан к причастию. " Но пусть не подходят к Чаше воры, лжецы, клятвопреступники и те, кто замарал честь невинной девушки. Лучше бы им принять в себя огонь, чем Кровь чистого и невинного Иисуса Христа " , - закончил он. Услышав такие слова, Никола задрожал, как осиновый лист. Тотчас после службы он попросил священника его исповедать, что священник и сделал. Никола признался во всем и спросил, что ему делать, чтобы спастись от укоров нечистой совести, которая грызла его, как голодная львица. Священник посоветовал ему, если он действительно стыдится своего греха и боится наказания, рассказать о своем проступке во всеуслышание, через газету.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Юродивый – это и шут, и гениальный художник, владеющий языком образов, и рвань подзаборная, полной своей нищетой, в том числе нищетой духовной, взыскавшая всю полноту правды... Павел Груздев знавал в Мологе одного юродивого – по рассказам отца, Александра Ивановича – имя ему было Лешинька, Алексей Клюкин. В Новгороде в XIV веке жили блаженный Феодор Юродивый и Никола Кочанов, о них о. Павел пишет: «Блаженный Феодор жил на Торговой стороне, а Никола на Софийской, и они друг друга не допускали на свою сторону ___ середина Великого моста была рубежом их владений. Слупилось однажды, что Феодор был приглашен в гости на Софийскую сторону. Никола, узнав об этом, стал его прогонять. Феодор побежал, перед ним был Волхов, но это его не смутило, и он побежал по воде, как посуху. Никола последовал за ним и на середине реки бросил ему вдогонку кочан капусты, подобранный им во время преследования на огороде, отсюда и прозвище его – Никола Кочанов». В другом месте батюшка поясняет, что юродивые мнимо враждовали друг с другом, чтобы показать жителям Новгорода всю нелепость их ссор и вражды между Торговой стороной и Софийской. Оба блаженных умерли в одном году – 1392-м, и были похоронены каждый на своей стороне. Блаженный Феодор был погребен в особой часовне за алтарем древней церкви великомученика Георгия Победоносца «в Торгу в кожевенном ряду». «Святые мощи Феодора, Христа ради юродивого, находятся под спудом, над коим поставлена рака с рельефным изображением святого, – описывает отец Павел. – Колокольня при храме новая, она построена в 1912 году. В церкви древние иконы – великомученика Георгия и Успения Божией Матери». «Печатной службы блаженному Феодору нет, но в церкви Георгия Победоносца была рукописная», – вспоминает батюшка. «На месте погребения юродивого Николая Кочаного, умершего 27 июля 1392 года – он был погребен в ограде ныне несуществующего Яковлевского собора, – пишет о. Павел, – была выстроена церковь св. великомученика и целителя Пантелеимона, обыкновенно именуемая Николо-Кочановской в память святого. Пантелеимоновская церковь была сожжена шведами в 1611 году и возобновлена в 1626 г., а затем, в 1857 г.. В этой церкви находились две древнейшие иконы блаженного Николы Кочаного, на одной он изображен в боярском одеянии, а на другой – юродствующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Двадцать восьмой день. Блаженный Никола, Христа ради юродивый. (Пост в связи с другими делами благочестия). I. Блаженный Никола Христа-ради юродивый, память коего ныне, достиг царства небесного путем юродства. Св. Никола жил в городе Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «не трогай нас, прохожий, сказал он ему, ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаженный Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «ты делаешь хуже, ты питаешься кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога». II. Из последних слов блаженного Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост... Посему ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия. а) Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестною смертию Сына Божия, за нас подъятою. Посему, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией и о своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010