Последний настоятель Покровского-Паисиева Угличского монастыря был архимандрит Власий, при нем монастырь прекратил свое существование. Блаженный Феодор юродивый жил на Торговой стороне, а Никола на Софийской, и они друг друга не допускали на свою сторону – середина Великого моста был рубеж их владений. Случилось однажды, что Феодор был приглашен в гости на Торговую сторону. Никола, узнав об этом, стал его прогонять. Феодор побежал, пред ним был Волхов, но это его не смутило, и он побежал по воде, как по суху. Никола последовал за ним и на середине реки бросил ему вдогонку кочан капусты, подобранный им во время преследования на огороде, отсюда и прозвище его «Никола Кочанов». Он помер 1392 году, на месте его погребения была выстроена Пантелеимоновская церковь , сожженная шведами в 1611 году и возобновленная 1626 году, а затем в 1857 г. В этой церкви находились две древнейшие иконы блаженного Николы Кочанова. На одной он изображен в боярском одеянии, а на другой – юродствующим. К церкви относились две часовни. Первая над могилою матери юродивого – праведной Иулиании, в ограде церкви, и вторая на прежней Дослани улице, на месте, где жили родители преподобнаго Варлаама Хутынского, в коей несколько древних икон и деревянных изваяний, в ее иконостасе, древняя плита с Распятием, с предстоящими Херувимами и поясным изображением преп. Варлаама Хутынского, извлеченная из колодца, рядом находящегося и по преданию выкопанного родителями преп. Варлаама. Блаженный Феодор погребен в часовне при церкви великомученика Георгия «в Торгу в кожевенном ряду». Церковь построена в 1131 году, в память взятия Юрьева Ливонского, но колокольня новая. Она построена в 1912 г. В церкви древние иконы, вел. Георгия и Успения Божией Матери. Блаженный Феодор похоронен в 1392 г. Знаменский собор Построен 1355 году и перестроен 1688 и 1689 годах, а расписан в 1702 г. артелью костромских иконописцев Бахматова. Свод крыльца расписан изображениями из Апокалипсиса, на стенах собора 76 картин, изображающих апостольские деяния и их кончины. Главная святыня собора – икона Знамения Божией Матери, прославившаяся 1169 г. Под левым глазом Богородицы видно пятно от суздальской стрелы, размер иконы – 51,2 х 52 сантиметра. Под образом на особой доске изображение древнего Новгорода, осаждаемого суздальцами. На обратной стороне иконы изображение апостола Петра и мученицы Наталии, а на полях – св. Климента, св. Николая и мучениц Екатерины и Евдокии. В соборе древние иконы. Это – на правом столбе Успение Божией Матери и на левом столбе образ Еммануила, на южной стене Введение во храм Божией Матери. В Казанском приделе икона Нерукотворенного Спаса. В приделе святителя Алексия направо от Царских врат икона Спасителя, на левой стороне – икона святителя Алексия. Колокольня построена 16 веке, на колокольне имеется «Набатный колокол» с особым заунывным тоном. В стене колокольни – вкладной крест. Ограда образуется одноэтажным каменным корпусом, сооруженным 1710 году для больницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

На иконах до второй половины XVII века святой Николай называется Николою. – Интересно рассуждает протопопа Аввакума Петрова по поводу замены наименования святителя НиколыНиколаем. «Не токмо святые книги изменили, – говорит протопоп Аввакум, перечисляя заблуждения никониан, но и ризы, и мирские обычаи, и вещи, и пословицы, и имена преложили: глаголют бо Христа Исуса – Иисусом, а Николу чудотворца – Николаем, той бо Николай при апостолах еретик бысть, а великий чудотворец Никола бысть при царе Константине. Еще же прилагати нарицают Иванна именем женским, пишущие без титла Анною... Малое бо се слово велику ересь содевает». Кирилл святой пишет: «Посмотри же, любимиче, на просодии, и на запятые, и точки 9 ... Толико суть стало с ними Никола чудотворец терпеть, а мы немощни: хотя бы одному кобелю голову ту назад рожею заворотил, да пускай бы по Москве той так и походил» 10 . В соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде на иконе св. Николая чудотворца Можайского, прекрасно исполненной царскими иконописцами XVII в., представлены след. «деяния»: Рождество св. Николы, его Крещение. Мать и отец приводят его к монаху учиться. Поставление святого в диаконы. Поставление св. Николы чудотворца во епископа. Св. Никола, совершающий литургию, Св. Никола избавил трёх мужей от темницы... Явился царю Константину во сне... Избавил беса из кладезя... Избавил трёх мужей от меча... Избавил беснующегося человека... Избавил раба Димитрия от потопа... Избавил Агрикова сына от сарацин. Преставление св. Николы чудотворца, и принесение мощей св. Николы чудотворца от Мира в Бари-Град. На иконе из церковно-археологического музея Общ. Люб. Дух. Просв. Св. Николай чудотворец представлен во весь рост, в крещатой фелони и омофоре, десница благословляющая, в шуйце Евангелие. Вверху, на облаках, – поясное изображение Спасителя, десницею благословляющего, в шуйце держащего Евангелие. В противоположной стороне – в круге, усеянном звездами, Богоматерь с омофором в обоих руках. – Венцы на Спасителе, Богоматери и Николае серебряные, с эмалью и драгоценными камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Этот прием позволял иконописцам уплотнить смысловое значение произведений, представить на небольшом иконном поле картину «всеохватности» Божественного домостроительства. Напоминая части монументальных стенных росписей, они, благодаря своей архитектоничности, «собрали» в себе и их литургическое пространство, и их литургическое время. Таким образом, все части изображения становятся зримыми воплощениями мысленных образов богослужебного действия. Так, «Сошествие во ад» из Острова основной своей композицией как будто воспроизводит изображение конхи апсиды, а ее нижний регистр с 11-ю святыми – святительский чин алтаря и росписи нижней части столпов. Частью монументальной стены воспринимается небольшая «Четырехчастная икона», в которой, как и на поверхности фресковой живописи, не совпадают разгранки клейм. Росписью небольшой ниши или аркосолия с деисусным чином над ним кажутся иконы Псковского музея и собрания Н.П. Лихачева. Состав святых на всех рассматриваемых иконах довольно устойчив. Попытки исследователей объяснить их подбор посвящением храмов или патрональными заказами, на наш взгляд, не раскрывают замысла произведений. А поскольку именно он определяет идейную программу всех икон, обусловившую их художественное и иконографическое своеобразие, попытаемся рассмотреть образы представленных здесь святых в едином контексте с центральным изображением. Из пяти интересующих нас икон лишь на одной (ГТГ) отсутствует дополнительный ряд святых. На двух он представлен в виде деисусного чина (Лихачев, Псковский музей), а на других – рядом святых. На «Четырехчастной иконе» под «Сошествием во ад» в отдельном клейме изображены Варвара, Никола и Ульяна; на иконе из Острова в нижнем регистре: мученицы Екатерина, Анастасия, святые Фотий, Никола, Василий Великий , Иоанн Милостивый (?), Иоанн Златоуст , Григорий Богослов , мученики Никита, Варвара, Параскева. На иконе из собрания Н.П.Лихачева в центре деисусного чина представлен Никола, слева от него – Богоматерь, архангел Михаил, Дмитрий Солунский и Параскева Пятница, справа – великомученик Георгий, архангел Гавриил, Илья, Козьма, Варвара. На аналогичной иконе из Пскова в центре также Никола, слева от него мученики Никита, Козьма, Варвара, святой Власий, архангел Михаил, справа – Варлаам (Хутынский?), мученики Дамиан и Ульяна, святой Нифонт, Параскева Пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Более того, возведенный в обители первоначальный храм, замененный в XV в. каменным, некоторые из исследователей считают едва ли не первым памятником, посвященным победе на Куликовом поле. В подтверждение этого зачастую приводится икона Николы с клеймами из Николо-Угрешского монастыря, которую часть специалистов датирует 80-ми годами XIV в., а другие относят к первой половине XV в. Попытку разобраться в этом вопросе предприняла З. П. Морозова, проделавшая искусствоведческий анализ сохранившейся в фондах Государственного исторического музея прориси иконы «Явление Николы на древе князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой». Она выяснила, что почитание Николы как защитника Руси от врагов начинается с XIII в. Именно к этому времени относится возникновение таких иконографических типов, как «Никола Зарайский», «Никола Можайский». «Очевидно, в силу того что первый русский иконографический извод оказался исторически связан с борьбой против монголо-татарских орд, и в последующее время к Николе стали обращаться за помощью против монголо-татарской опасности», – пишет З. П. Морозова. При этом она отметила одну важную особенность: «Обращает на себя внимание такая деталь: со второй половины XVI в. все чаще фигурируют не местные типы Николы – «Зарайский», «Можайский», «Великорецкий», а «Святитель» и «Чудотворец» Никола. Объясняется это, вероятно, тем, что при создании митрополитом Макарием общерусского свода святых, святитель и чудотворец Никола занимает в нем одно из почетных мест, выступая радетелем за интересы всего Русского государства». В итоге исследовательница пришла к выводу, что данная икона возникла лишь в XVII в., когда в контексте эпохи после Смутного времени по-новому осмыслялись и воплощались в иконописи образы героического прошлого, связанного с событиями Куликовской битвы 912 . Этот вывод З. П. Морозовой дает определенные основания полагать, что и само предание о начале Николо-Угрешского монастыря является плодом позднейшего времени. Определенный интерес для выяснения этого вопроса представляет тот факт, что в составе троицкого сборника 746, в работе над которым принимал угрешский игумен Иона, содержится «Житие» Сергия Радонежского, точнее, его первая Пахомиевская редакция.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И доплыл до моря Варяжского, и далее пошел в Немецкую область в город Кесь, и не долго пробыл в нем. И пошел оттуда сухим путем, и пришел в Великий Новгород к великому князю Ярославу Всеволодовичу и к сыну его князю Александру и пробыл там много дней. Великий чудотворец стал там великие чудеса творить. И жена Астафия Феодосия возлюбила Великий Новгород, и не захотела сопровождать чудотворный образ, и скрылась от мужа своего. И тотчас расслабли все члены и все тело ее, и стала как мертвая, и неподвижной,– только дыхание в груди ее было. И некие сказали Астафию, что жена его при смерти. Астафий услышал, что жена его при смерти, и припал к чудотворному образу, и говорил со слезами: «Великий чудотворец Никола, прости рабу свою, согрешившую пред тобой, как одна из безумных жен». И тотчас же была исцелена. Астафий немедленно взял чудотворный образ Николы, отправился в путь свой с великою радостью и славою, собираясь дойти до желаемого места. И через много дней дошел до Рязанской земли и стал думать: «О великий чудотворец Никола, вот земля Рязанская, куда хочу добраться и покой обрести!» И согрешил Астафий в мыслях своих,– забыл о прежнем обещании в видении чудотворца и чудеса его. Ибо Бог творит чудеса с помощью угодника своего сколько пожелает. Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе всемилостивого и человеколюбивого владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного, и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все нас благословляют, плывут над нами. Я вижу взмокшие головы, ясные лысины на солнце, напруженные шеи, взирающие глаза, в натуге, — в мольбе как будто. Кланюшка шепчет: — Барышник с Конной, ревнутель очень… А это, Чудотворцев Черниговских несет, рыжая борода… Иван Михайлыч, овсом торгует… а во, проходит, золотая-тяжелая, Михаил-Архангел, в Овчинниках… Никола-Чудотворец, в Пупышах… Никита-Мученик, с Пятницкой… Воскресения в Кадашах… Никола в Толмачах… несет старик, а сила-ач… это паркетчик Бабушкин, два пуда весу… А эта при французах еще была, горела — не сгорела, Преображения на Болвановке… Троицы в Лужниках, Катерины-Мученицы, с Ордынки… Никола Заяицкий, купец его первой гильдии несет, дышит-то как, рот разинул… по фамилии Карнеев, рогожами торгует на Ильинке, новый иконостас иждивением своим поставил… А вот, Климента-Папы-Римского, бархатная хоругвь, та серебром вручную, малиновая-то, с колосиками… А во, гляди-ка, твой Иван-Богослов, замечательного писания, иконописец Пантюхов, знакомый мой… А вот, чернена по серебру, — Крещение Господне… Похвалы Пресвятыя Богородицы… Ильи-Обыденного… Николы в Гусятниках… Пятницы-Параскевы, редкостная хоругвь, с Бориса Годунова… а рядышком, черная-то хоругвь… темное серебро в каменьях… страшная хоругвь эта, каменья с убиенных посняты, дар Малюты Скуратова, церкви Николы на Берсеновке, триста годов ей, много показнил народу безвинного… несет ее… ох, гляди, не под силу… смокнул весь… ах, ревнутель, литейный мастер Овчинников, боец на «стенках»… силищи непомерной… изнемогает-то… а ласковый-то какой… хорошо его знаю… сердешного голубя… вместе с ним плачем на акафистах… Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными… Кланюшка дергает меня за руку, губы его трясутся, и слезы в его глазах: — На конике-то белом… смотри-смотри… — Георгий— Победоносец, что в Яндове… Никола Голутвинский… Косьма-Дамиан… Вознесения на Серпуховке… Воскресение Словущего, в Монетчиках… Гляди, гляди… кремлевские начинают надвигаться!..

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/2...

Чудеса Николы Мирликийского Подготовка текста и комментарии И. И. Макеевой, перевод Л. В. Соколовой Николай Мирликийский – великий христианский святой. Его почитают католики, православные и даже мусульмане. Культ Николая Мирликийского, пришедший на Русь после принятия христианства, получил здесь широкое распространение. В основном он был известен на севере восточнославянской территории; на юге ему соответствовал культ св. Георгия. По народным представлениям, Никола, как обычно называли его на Руси, именно народный святой, прежде всего крестьянский, добрый угодник, защитник, «милостивый» в отличие, например, от Ильи. Весьма торжественное празднование Николина дня бывает два раза в году: Никола зимний отмечается 6 декабря по старому стилю, в день преставления; Никола вешний – 9 мая, в день прибытия мощей святого в город Бари. Культ Николы зимнего был известен всему христианскому миру. Праздник Николы вешнего, не признанный Византией, но поддержанный Римом, был установлен на Руси в честь перенесения в 1087 г. мощей святого разбойниками-купцами из Мир в южноиталийский город Бари. Там сначала они были положены в церкви св. Евстафия, а позднее – в специально построенном во имя св. Николая соборе. С Николиным днем в разных местах были связаны различные народные обряды и обычаи. Например, запрещение купаться до этого праздника. В Бессарабии Никола зимний – день денежных счетов и наймов; в Белоруссии на Николу вешнего происходил первый выгон лошадей в ночное; в Харьковской области 4, 5, 6 декабря, в «Николины святки», варили кутью и узвар, чтобы на будущий год был урожай плодов и ячменя. С Николой был связан и свадебный обряд; его чествовали в случаях эпидемии в деревне, он упоминается в заговорах, причем предназначенных для лечения любой болезни. Особо следует сказать о его роли покровителя мореплавателей. О жизни Николая, архиепископа Мирликийского, известно немного. По преданию, он жил в IV в. Существуют разные версии жития этого святого, есть по меньшей мере три варианта его биографии, один из которых сильно отличается от двух других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот образ погиб при одном из разгромов Киева, но церковь стояла и хранила свое имя Николы Мокрого до наших дней. Сохранилась ли она теперь, при разгроме Киева – не знаю . Никола Угрешский, Никола Можайский, Никола Белевский, Тихвинский, Устюжский… Сколько храмов его имени воздвигнуто на Святой Руси? И каждый из них хранит не одно, но множество преданий о совершенных Святителем чудесах. Современный человек с размельченной, затертой, как монета, душой, иссушенной и обескровленной всевозможными «измами», утратил силу для живого представления о чуде, хотя жадно рвется к нему, тоскует о нем. Не случайно же в атеистическом Париже – десять тысяч всевозможных «чудотворцев», «ясновидящих» и гадателей… Это парадоксально, но наиболее яркие проявления веры в чудо Господне мне приходилось видеть теперь в СССР. Там эта вера еще живет в людских сердцах. Быть может потому, что именно там, в безысходности социалистического быта, творящиеся и в наши дни чудеса заметнее, ярче, чем в тусклой, сытной обывательщине Запада. Восприятие духовного образа святого Николая Мирликийского религиозным сознанием русского народа глубоко уходит в историю. Его корни близки ко времени освобождения честных мощей Святителя из плена захвативших Ликийские Миры сарацин – к одиннадцатому веку. Празднование дня их прибытия в город Бари было установлено киевским митрополитом Ефремом, возглавлявшим русскую Церковь с 1089 по 1098 г., следовательно, всего через десять-пятнадцать лет после совершения этого благочестивого дела, чрезвычайно быстро в условиях передвижения и связи того времени. В молитвословном песнопении Православной Церкви это событие запечатлено словами: «Радуется светлый град Барийский и с ним вся вселенная ликует». Характерно и то, что празднование этого события 9 мая на Руси было всецерковным, в Италии же оно лишь местное, Барийское, а греческою Православною Церковью этот день совершенно непочитаем. Но и эта дата еще не исток восприятия Русью духовного облика Мирликийского Чудотворца. Из четырех дошедших до нас записей очевидцев перенесения мощей в город Бари (где они находятся и по сей день) три написаны по-латыни и одно по-русски, примерно, тем же языком, как и слово о полку Игореве. Подписи нет.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Заключение, имевшееся ещё в греческом оригинале, и сохранявшееся во всех рукописных текстах и в публикации 1640 г., во втором и третьем изданиях было заменено новой концовкой, посвященной Петру. В ней сказано, что после пострижения он жил на Афоне: Петръ/же во вс дни даже и до своего в добр и/блгочтн поживе. и в гор ао/ньсти дивенъ бысть хвал же и стымъ/и великимъ цемъ возда, симео/н и никол мирском, сла/вщи стю трц ца/и сна и стаго дха, нн/и прно и в вки вкмъ (Николино житие. 1641. Л. роа об.). Поэтому в колонтитуле второго издания 1150 этот текст назван чюдо стаго николы о петр аонстмъ (л. р об.– ри). Переработка текста привела к тому, что кое-где изменилось содержание чуда. В рукописных источниках и в первом издании «Николина жития» Пётр молится святому Николе, а тот просит о помощи Симеона Богоприимца (Николино житие. 1640. Л. не об.– Во втором и третьем изданиях Пётр сам молится св. Симеону: мжь/же тои рекомыи петръ паче себе на млтв вдад, и прилжно же и бгоноснаго ца симеона на помощь непрестанно при/ыва (Николино житие. 1641. Л. ри). Значительный по объёму исходный рукописный текст уменьшен за счёт исключения деталей, и более краткого изложения чуда. Сокращены некоторые эпизоды, и переработаны смежные с ними части текста, где речь идёт о Петре. По сравнению с рукописной традицией сокращён большой эпизод, подробно повествующий о раскаянии Петра, который какое-то время назад, будучи захвачен в плен, обещал постричься в монахи, если будет освобождён, но не сдержал своего обещания и поэтому опять оказался в плену. Изъят фрагмент, в котором святой Никола прежде, чем отвести Петра в Рим, предлагает ему набрать в дорогу фруктов. Переработан следующий за ним эпизод, в котором излагались обстоятельства появления святителя Николая с воеводой Петром в Риме у папы Римского: Стыи же никола гла с/нн петре ибавлетъ т гдь го/дник свимъ симеономъ прпбны,/и мною рабо свои. ид прочее с мир//к в римъ же/речетъ ти послшаи и не/абываи своего, да не/в горша бды впадеши. же/ца, никола и симеонъ гласта/петр, и на пть свободны сте/иведоста и потомъ неви/дими бы ста . И в томъ же/час стыи никола вис и патри/арх великаго рима (Николино житие. 1641. Л. р–р об.). В новой редакции акцент сделан на явлении Николая Мирликийского папе Римскому, а появление Петра в соборе изложено хотя и многословно, но содержательно более скупо: Петръ же стыхъ и великихъ цъ/немедленыма стопама рима дости/же, и по слчаю во врем паче же подобаетъ рещ,//и бжественаго промысла црковь вниде. радостными же/слезами омыва лиц, и припада/молс стымъ аплмъ петр/и павл, и великимъ цемъ никол/и симеон. же... (Николино житие. 1641. Л. ро–ро об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

… Мы буквально вбежали в монастырь, колокол добивал последние удары перед началом вечерни. Нас с Алексеем не покидало досадное чувство. Мы рассуждали, что, как бы то ни было, масла мы не купили, а оно все равно нужно. И решили просто отдать деньги отцу Николе. — Нет-нет, — монах замахал руками, будто прогоняя пчелу. – Не возьму. Отдайте отцу игумену. Если он возьмет, то передаст мне, сколько сочтет нужным. И отец Никола растаял в темном коридоре, где была его келья. Через пять минут мы снова встретились с ним уже в церкви. Монашеская мантия скрывала старый изношенный подрясник и заштопанные дырки на штанах. Мантия и клобук придавали отцу Николе совершенно другой, строгий вид. Впрочем, из-под мантии торчали все те же рваные сандалии с проволокой вместо застежек. После службы мы с Алексеем подошли к отцу игумену, протянули деньги и хотели было объяснить, что к чему. Но, не дав нам сказать и пары слов, игумен тут же с широкой добродушной улыбкой по-старчески проскрипел: — А-а, для отца Николы, на маслице. Хорошо, хорошо. Храни вас Бог, — и взял наши деньги. Откуда отец игумен узнал, что мы собирались дать ему деньги на масло для отца Николы? Отец Никола никак не мог успеть предупредить игумена. Но тот день вообще был полон загадок, и мы  перестали удивляться. На следующий день нас ждал отъезд с Афона. Мы снова встретились с отцом Николой, чтобы попрощаться. С какой тревогой он провожал нас в мир! Будто отпускал неразумных детей в лес, в котором за каждым деревом сидит хищный зверь. —  Будьте внимательны и осторожны, — говорил он нам на дорогу. — Вы на Афоне получили благодать. Будьте осторожны, потому что бесы будут стараться  отомстить. Мы задумались, перебирая в мыслях, чего конкретно надо бояться. Неожиданно отец Никола обратился лично к Алексею: — А тебе надо срочно ехать в Дивеево. Запомни, вот вернешься с Афона и поезжай в Дивеево. Алексей напрягся и, не моргая, смотрел на монаха. А я почувствовал внутри какую-то детскую обиду. «Мы вместе с Алексеем ходили в этот поход за маслом, — думал я, — а напутствие дают только ему».

http://pravmir.ru/otec-nikola/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010