Основные народные приметы этого месяца, по В.      И. Далю, были таковы: 1. Св. бессрр. Космы и Дамиана. Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Кузьму и Демьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьму и Демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8-го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве – через год мороз; 8. Собор Архистратига Михаила и пр. бесплотных Небесных Сил. Михайлов день. Михайловские заморозки. День Архистратига с полумостом. С Михайла зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михайла, в то и Никола. С Михайла зима морозы кует; 9. Прп. Матроны. Матренин день (см.: Матрена Настовница). С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сент.) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях – к морозам, туман – к оттепелям; 11 Прп. Феодора Студита . Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12 Иоанна Милостивого (см.: Иван Милостивый). Дождь на Милостивого – оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа (см.: Филипповки). Иней на Филиппа – урожай на овес; 15. Мч. Гурия (Гурьев день). Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея. На Матвея (Матвеев день) земля потеет, преет; 17. Св. Григория Неокесарийского (см.: Встреча Сивера). Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман, такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Введенье – леденье. Введенье ломает леденье. Введенье пришло – зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины. Катерины Женодавицы. Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе. Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного. Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха – хорошая зима, коли шумна – морозы, бури и вьюги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь Елена 2010/12/19, 14:19:05 О,Святитель Отче Никола Преславный Чудотворец! Сотвори чудо, я верю, что это возможно! Услышь мою молитву, помоги мне, р.Б. Елене справиться с одиночеством, болезнями… Устала всё время быть одна - хочу любить и быть любимой!!! Святителю Никола, припадаю к твоим Святым стопам! Умоли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Владычицу Богородицу о прощении всех грехов вольных и невольных мною содеянных и о даровании мне достойного мужа и отца моим детям. Даруй благие обстояния во исполнение желаний моих! Сохрани меня р.Б. Елену, отроковицу Юлию, р.Б. Олега, р.Б. Нину от всех бед, смертоносной язвы и смерти. Заступник наш и молитвенник о нас многогрешных, дай мне душевного покоя, научи терпению! Вразуми детей моих о почтении и уважении меня, как матери. Помоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, чтобы мне найти высокооплачиваемую работу. Прошу, помоги мне получить работу, отведи от меня грех отчаяния. Я всегда буду прославлять Имя Твое, Господа Бога нашего, Богородицу Пресвятую Деву Марию! Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь Елена 2010/12/19, 14:12:03 Николай Чудотворец, заступник и спаситель.Моли Бога о выздоровлении раба Божьего Евгения.Моли Господа Бога о прощении нам наших грехов..Ныне и присно и во веки веков.Аминь. 2010/12/19, 14:02:06 О, Святитель Отче Никола Преславный Чудотворец ! Услышь мою молитву, помоги мне, р.Б. Елене справиться с одиночеством, болезнями… Устала всё время быть одна - хочу любить и быть любимой!!! Святителю Никола, припадаю к твоим Святым стопам! Умоли Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятую Владычицу Богородицу о прощении всех грехов вольных и невольных мною содеянных и о даровании мне достойного мужа и отца моим детям. Даруй благие обстояния во исполнение желаний моих! Сохрани меня р.Б. Елену, отроковицу Юлию, р.Б. Олега, р.Б. Нину от всех бед, смертоносной язвы и смерти. Заступник наш и молитвенник о нас многогрешных, дай мне душевного покоя, научи терпению! Вразуми детей моих о почтении и уважении меня, как матери. Помоли Господа Бога нашего Иисуса Христа, чтобы мне найти высокооплачиваемую работу. Прошу, помоги мне получить работу, отведи от меня грех отчаяния. Я всегда буду прославлять Имя Твое, Господа Бога нашего, Богородицу Пресвятую Деву Марию! Сотвори чудо, я верю, что это возможно! Во имя Отца и Сына и Святого духа! Аминь

http://isihazm.ru/1/?id=490&c_pid=92

Славный сибирский народовед Фирс Болонев писал: «Инородцы Сибири - эвенки, буряты, якуты, принявшие крещение, будучи связаны в основном с русским крестьянством, также из христианских святых особенно отличали Николу-угодника. Так, в Забайкалье было записано такое предание: «М. А. Лукьянова (...) из с. Фомичева рассказывала: «Один бурят тонул в Чикое и обратился: «Святитель Христов, русский Никола, вынеси меня». И он вынес. И еще троих стариков из нашей деревни спас - лодка перевернулась, а они с Божьей помощью спаслись». На Николу Зимнего ( 19 декабря ) - во всех русских храмах величавый, величальный молебен, а тем паче в Никольских; и в сей же день поселяне справляли никольщину - застолья родственников, соседей с пивом, брагой из зерна нового урожая, с закусками в складчину. Крестьяне говаривали: «Для кума Никольщина бражку варит, для кумы пирожок печет; на Никольщину зови друга, зови ворога - оба друзья будут; Никольскую брагу пьют, а за Никольское похмелье бьют (наказывали тех, кто гулял после Никольщины)». С днем святого Николая Угодника (Зимнего) связано изрядно крестьянских примет; вот лишь избранные: Никола Зимний лошадь на двор загонит, а Никола Вешний (22 мая) откормит; Какой день в Николу Зимнего, такой и в Николу Вешнего; Перед Николой иней - овсы будут щедрый; иней на Николу - к хлебороду; Что Михаил Архангел закует, то Никола раскует - оттепели. С еще большим торжеством праздновали крестьяне день Николы Вешнего (22 мая) : в иных российских уездах сей праздник считался съезжим, - к сельскому храму съезжались крестьяне из ближних деревень, и после величавого молебна, посвященного Николаю Чудотворцу, совершались крестные ходы к рекам и озерам, где совершалось водосвятие, и на хлебные поля. Рекруту, уходящему на службу ратную, вешали на шею медный образок с изображением. О сем дне крестьяне так рассуждали: Два Николы: один с травой, другой с зимой; До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи, не тужи; Сена достает у дурня до Юрья (6 мая по н. ст.), у разумного - до Николы;

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/21/...

Этот образ погиб при одном из разгромов Киева, но церковь стояла и хранила свое имя Николы Мокрого до наших дней. Сохранилась ли она теперь, при разгроме Киева – не знаю. Никола Угрешский, Никола Можайский, Никола Белевский, Тихвинский, Устюжский. Сколько храмов его имени воздвигнуто на Святой Руси? И каждый из них хранит не одно, но множество преданий о совершенных Святителем чудесах. Современный человек с размельченной, затертой, как монета, душой, иссушенной и обескровленной всевозможными «измами», утратил силу для живого представления о чуде, хотя жадно рвется к нему, тоскует о нем. Не случайно же в атеистическом Париже – десять тысяч всевозможных «чудотворцев», «ясновидящих» и гадателей. Это парадоксально, но наиболее яркие проявления веры в чудо Господне мне приходилось видеть теперь в СССР. Там эта вера еще живет в людских сердцах. Быть может потому, что именно там, в безысходности социалистического быта, творящиеся и в наши дни чудеса заметнее, ярче, чем в тусклой, сытной обывательщине Запада. Из книги «Никола Русский. Италия без Колизея» Глава 17. Рождество Христово (7 января) Ночь тиха. По тверди зыбкой… Афанасий Фет Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи Матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, – Вот пропели петухи – И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник, – И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран: С ней несут цари Востока Злато, смирну и ливан. То были времена чудес… Лев Мей То были времена чудес, Сбывалися слова пророка: Сходили ангелы с небес, Звезда катилась от Востока, Мир искупленья ожидал – И в бедных яслях Вифлеема, Под песнь хвалебную Эдема, Младенец дивный воссиял, И загремел по Палестине Глас вопиющего в пустыне… Объяснение праздника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Святая, Богом благословенная ночь опустилась над Вифлеемом. Спали мирным сном жители Вифлеема и народ, пришедший на перепись. Дремали пастухи вифлеемские у спящих стад своих, звезды небесные мерцали тихим светом, – как всегда, а между тем такой ночи не было никогда и никогда не будет от создания мира, ибо в вертепе, в загоне для скота, Пречистая Дева Мария родила нам Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Синяя Никола. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Святого Николая Чудотворца в селе Синяя Никола построен в 1901 году из красного кирпича на месте деревянной церкви (1773). С западной стороны к храму пристроена трапезная, трёхчастный притвор с двухъярусной высокой шатровой колокольней. Ведутся восстановительные работы. Деревянная однопрестольная церковь построена в 1773 году помещицей Анной Степановной Румянцевой на высоком берегу реки Синей. Возле церкви через реку построили временный деревянный мост. В плане церковь напоминала корабль. Капитально церковь отремонтирована в 1859 году частично на церковные средства, частично на средства церковного старосты купца С.П. Утретского. Колокольня также была деревянной, построена в связи с церковью, на ней было пять колоколов. Первый колокол весил 28 п. 29 ф., на нем была надпись: «Зделан сей колокол Псковской епархии в Николаевскую церковь при Сини реки тщанием тоеже церкви прихожанина майора Румянцева: 1777 году мая 1 дня. Лил колокол Псковской мастер Пентелей Артемьев». Второй колокол весил 13 п., надпись на нем была следующей: «1733 г. к церкви Николы Синского устья реки». Третий колокол весил 10 п., на нем была надпись «Божию милостию лил сей колокол псковитин посадской человек Фома Котельников в церковь Николы Чудотворца на реке на Сине Большой губы по обещанию новгородского помещика Стефана Иванова сына Хвостова». Четвёртый колокол весил 1 п., пятый – 35 ф., оба эти колокола надписей не имели. В церкви находилась местночтимая икона Святителя и Чудотворца Николая. С давних времен ежегодно 15 (28) сентября монахами Святогорского монастыря совершались богослужения в погосте и в некоторых окрестных селениях, 17 (30) октября в погост Синяя Никола приносилась икона Божией Матери из Псково-Печерского монастыря. Рядом с церковью находилось кладбище, другое кладбище находилось в полуверсте от храма. Кроме них, в приходе было еще пять кладбищ. В конце XIX – начале XX века отмечалось, что «храм пришел в ветхость», с разрешения епархиального начальства началось строительство новой, кирпичной церкви. В 1901 г. строительство завершилось. Как и её предшественница деревянная, новая церковь была однопрестольной. Колокольню построили также из кирпича, в связи с церковью, на нее перенесли все пять колоколов с деревянной колокольни. В начале XX века в приходе было шесть деревянных часовен, издавна построенных прихожанами на кладбищах, к 1914 г. их осталось только три.

http://sobory.ru/article/?object=12681

Незаметно для себя заснул. Проснулся от того, что мальчик, сын хозяина, будил его. Он принес чайник с молоком и звал его домой. Костер давно погас. Кусты помяты. Мишка, конечно же, ходил вокруг. И помет подтверждал это. Отец Зиновий, удивляясь, рассказал хозяину. Тот, охотник и знаток повадок животных, только посмеялся: «Со страху привиделось!» Он сказал, что медведи, правда, здесь есть, но не бурые, а гималайские. Уж они-то не уступят своей берлоги, даже если это будет стоить им жизни. Чтобы доказать это, предложил днем пойти на это место и убедиться. Поли и нашли все таким, как рассказывал отец Зиновий. Охотник уже не смеялся, а помолчав, сказал: «Это, отец Зиновий, тебя Николай Угодник спас. Сколько я знаю, это единственный случай, когда медведь ушел, не тронув обидчика». На пепелище Совсем краткое и запоминающееся воспоминание об иконе святителя Николая и о нем самом в словах деда Софрона из «Дорожного посоха» Никифорова-Волгина: «Тут икона святителя Николая стояла (дед привел внука на место сожженной церкви). В одной ручке Угодник церковочку держал, а в другой – меч. И, бывало, что попросишь у него, он всегда подаст тебе! До-об-рый Угодник, послушливый да зовкий!» С улыбкой В недавно ожившем храме, посвященном святителю Николаю, в Замоскворечье (собственно, Святителю посвящен правый придел, но издавна, с XVII века, все называют этот храм Никольским), висела икона Святители в местном ряду. Внешне, особенно при поверхностном знакомстве, икона эта ничем не выделялась. Поясное изображение Святителя с Евангелием, каких много. Однажды одна москвичка подошла к этому образу с просьбой: «Помоги, святителю отче Николае…» На душе было тяжело. Постояла, не глядя, около образа… Собираясь уходить уже, подняла глаза на икону. Святитель будто улыбался. Ей показалось, что этой улыбкой он призывает быть мужественной, терпеть свои трудности более стойко и не расслабляться от саможаления, ведь многим действительно трудно, куда труднее… «И правда: многим труднее, – подумалось ей. – А у меня что? Пустяки… Но какой странный образ! Есть Никола Милостивый – добрый, приветливый; есть Никола строгий, собранный очень внимательный. Есть Никола такой серьезный почти грозный, а этот улыбается! Такой улыбчивый редко встречается…»

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

С одной женщиной-режиссером был такой случай. Она православная, что, заметим, для режиссеров редкость. Снимала она на Алтае, близ Белухи, фильм. Съемки велись с вертолета. Вдруг мотор в нем заглох, стали падать. Конечно, у вертолета есть способность лопастями тормозить падение, как-то планировать и смягчать приземление. Но это когда внизу поле, хотя бы лес, а тут — горы, скалы, пропасти. Женщина закричала (позже вспоминала, что совершенно внезапно для себя): «Отче Николай, спаси, погибаем!» И опять же совершенно чудесным образом вертолет перенесло через пропасть и усадило на снегу огромной поляны. Вера, в ней все дело. Но скажи нашей верующей бабушке, что святитель Николай не русский, а грек, она, пожалуй, и обидится. Как это так может быть — Николай Чудотворец да не русский? Быть не может. Не может, и все тут. Ведь наш святитель Никола-зимний в полушубочке, в валенках, усы и борода в инее, глаза добрые, ласковые. Но и строгие. Вспомним известный рассказ о том, как он спас вора от погони. Вор бежал и взмолился святителю: «Спаси!» Святитель указал на шкуру, содранную с дохлой лошади. В нее завернулся вор, погоня не заметила. Но святитель спас вора еще раз, уже окончательно. «Смердит тебе мертвечина, в которой ты был? Так вот, так же мерзка твоя молитва пред Господом из твоих уст. Иди отмойся и впредь не воруй». Исправился вор. Представляет себе народ Николая-вешнего в зипуне, в легких лапоточках. В народе говорят: «Егорий с водой, Никола с травой», «Сена у дурня до Юрья, а у разумного до Николы», «До Святого Николы не сей гречки, не стриги овечки», «На Николу зима с гвоздем ходит», «На Николу иней — к урожаю», «Никольский торг цены стоит», «Никола-зимний лошадь на двор загонит, а Никола-вешний лошадь откормит»… «Побеждающий народ» Святость подвижников благочестия возрастает благодаря набожности семей, из которых они происходят. Родители святителя, богобоязненные христиане Феофан и Нонна, были весьма зажиточны. Но кто сказал, что богатство — порок? Да, оно порок и тяжкий грех, когда его копят на слезах и обмане, когда «над златом чахнут», но если человек богатеет честными трудами, а богатство употребляет на добрые дела, тогда оно во спасение. Родители Николая очень много помогали бедным, но одно было горько для них: они были бездетными. Наконец, по их горячим молитвам. Господь даровал им сына, названного при крещении Николаем, что значило по-гречески «побеждающий народ». По преданию, при крещении младенец простоял в купели три часа. Далее в житии говорится о той строгой, подвижнической жизни, которую святитель вел от младенчества до глубокой старости.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

В сочетании с белыми одеяниями, вкраплениями синих тонов и голубых лессировок икона представляет собой яркий живописный рассказ, изложенный в архитектурных декорациях стройных пропорций языком изящной пластики, размеренных движений, уравновешивающих любое проявление напряжения (движения дровосека в сцене «Посечение древа», утопающего Димитрия или палача в «Спасении 3 мужей»). Пропорции архитектуры в клеймах указывают на повторение поздневизант. образцов, с преобладанием узких базиликального вида зданий и легких кивориев на чрезмерно вытянутых колонках, близких к аналогичным формам в памятниках московской и среднерус. живописи нач. XVI в. Насыщенностью цветовой гаммы с преобладанием холодных тонов (травянисто-зеленого, алого, синего или розово-сиреневого) образ близок к иконе из Коломны, которая, по письменным данным зарайского цикла (2 коломенским эпизодам), была создана также в 1513 г. (средник не сохр., ныне в ГТГ). Лит.: Бочарников С. И. Зарайские достопамятности. Рязань, 1866; Лихачёв Д. С. Повести о Николе Заразском//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 257-406; он же. Повесть о Николе Заразском//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 332-337; Поппэ А. К начальной истории культа св. Николы Заразского//Essays in Honor of A. A. Zimin. Columbus, 1985. P. 289-304; Клосс Б. М. История создания Повести о Николе Заразском//Зарайск: Сб. ст. М., 2002. Вып. 1: Ист. реалии и легенды. С. 114-177; Добродомов И. Т. Никола Корсунский - Заразский - Зараский - Зарайский (в связи с историей топонима Зарайск)//«Правило веры и образ кротости»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии/Ред.: А. В. Бугаевский. М., 2004. С. 182-196; Гладышева Е. В. К вопросу об иконографии Николы Зарайского//Иконы Рус. Севера: Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье/Ред.-сост.: Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 122-140; Нечаева Т. Н. Свт. Николай Мирликийский (Никола Зарайский), с житием//Иконы XIII-XVI вв. в собр. ЦМиАР. М., 2007. Кат. 35. С. 228-235. тавМ. А. Маханько Можайская (Никола Можайский, Никола Ратный) икона деревянная икона-статуя, а также распространенная иконография резной деревянной скульптуры, к-рая изображает святителя в полный рост в позе оранта - с поднятыми вверх и отведенными в стороны руками. В правой руке он держит меч, в левой - условно представленный город в виде крепости с храмом. Облачение святительское: стихарь с епитрахилью и палицей, фелонь с омофором. Наименование «Можайский» возникло по месту происхождения древнейшего чтимого образа из Никольского собора г. Можайска Московской обл. (ныне в ГТГ), время его создания исследователи определяют по-разному: 20-е гг. XIV в. ( Некрасов. 1937. С. 203); кон. XIV в. ( Федорова и др. 1981. С. 288); 1409 г. ( Мокеев. 1992. С. 42-43). Фигура выполнена из цельного куска дерева, детали - из отдельных частей; ее размер: 182×98 см (фигура); 200×98 см (фигура с мечом). Статуя расписана темперными красками на клеевой основе без левкаса.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Очнувшись, цесарь призвал своего управляющего и сказал ему: «Возвести судье, что я видел». Так же и судья послал управляющего своего, то же сказав. И повелел цесарь предстать перед ним воеводам из темницы. И когда пришли воеводы из темницы, сказал он им: «Какими кореньями действуя, послали вы нам такие сны?» Они же молчали. А когда второй раз их спросил, Непотиан ответил: «Владыка самодержец! Мы корения не знаем и ничего такого не совершили против твоего Величества. Если же мы такие, на горшие муки да преданы будем». Тогда цесарь сказал им: «Знаете ли вы некоего Николу?» Они же, услышав имя святого Николы, словно едиными устами так воскликнули, говоря со слезами: «Господи Боже святого Николы, послушай нас! И как спас ты трех мужей, которые в Ликии осуждены были неправедно, так и нас спаси, осужденных несправедливо, святой Никола!» Цесарь же сказал им: «Поведайте мне, кто этот Никола». И Непотиан рассказал ему обо всем, что сотворил святой Никола и так спас готовившихся умереть безвинно. И тогда цесарь сказал им: «Не я сохраняю вам жизнь, а святой Никола, которого вы призывали. Идите и постригитесь у него». И дал он им сосуды церковные, и Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями, и послал их в Ликию. И постриглись они там, и давали нищим много золота в памятные дни. И совершали они это многие годы, славя Бога, творящего великие и дивные чудеса, как и писано: «Дивен Бог во святых своих». Слава ему и власть с единородным его Сыном и Пресвятым и Животворящим Духом ныне и всегда и в бесконечные веки веков. Аминь. Чудо второе святого и великого отца и архиерея Божия чудотворца Николы, жившего в Мирах Ликийских. Господи, благослови! Подобает нам Божие писание вам проповедовать, благоверные, вспомнив тот пророческий голос, изрекший: «Воистину чуден Бог, и милость его – в святых его, волю свою всем явил», – как и ныне людям были чудотворца Николы, жившего в наше время. Человек некий, именем Дмитрий, живший в Константине граде, имел веру в святого Николу и большую надежду на него. И взяв для пречистого и преславного праздника святого Николы свечи, масло и все, что необходимо для праздника, поплыл он вместе с другими на неболылом корабле от славного града Константина к иному граду, именуемому Анфурат, ибо была в том граде церковь святого. Каждый год ходил туда этот благоверный муж к святому Николе, праздновал память святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из книги «Крест на Красном обрыве». М., 1996 г. «Святитель Николай точно есть!» В 1941 году мать провожала Диму Розова, которому едва исполнилось 18 лет, на фронт. Она благословила сына иконочкой святителя Николая, с которой он не расставался. Осенью катер, на котором служил Дима, подорвался на мине. Дима очнулся в ледяной воде. Нигде ничего не видно, никаких обломков судна, одна вода. Дима окоченел в воде, одежда промокла, сапоги тянули как свинцовые. Начались судороги. Теряя сознание, Дима вспомнил о матери и позвал на помощь святителя Николая. Очнулся он на берегу. Всё та же промокшая одежда на нем, сапоги, полные воды... Но как он здесь оказался? Ему бы, потерявшему сознание, окоченевшему, в тяжелой от воды одежде только на дне морском быть... Дима выжил. Много лет спустя, рассказывая об этом своему другу-художнику Л. М. Рыжову, он говорил: «Есть ли Бог – не знаю, а что святитель Николай точно есть – это уж я знаю». Еще бы не знать ему, вопреки всему спасенному от верной гибели в холодных водах Балтики поздней осенью первого года Великой Отечественной войны. «Николо-Шартомский благовест-ник» 6 за 1999 г. Никола-хлебный Этот рассказ пришел к нам из Питера, записан писателем Николаем Коняевым и опубликован в 1 «Руси Державной » за 2000 год. «Как войдешь в храм – справа, на стене, образ Николая Чудотворца. Лика почти не различить – буровато-коричневой темнотою запеклись краски! – но глаза смотрят ясно, живо и очень добро... И меня сразу потянуло к этому образу. Что-то простое, надежное и необходимое было в нем, как в куске хлеба. – Так это и есть Никола-хлебный,– пояснила мне монахиня. – Никола-хлебный? – удивился я.– Первый раз такое название иконы слышу. – И мы не слышали, пока икону не принесли,– сказала матушка и выдвинула вделанный в киот ящичек для свечей. – Смотрите. В ящичке лежали узкие полоски бумаги. Вся моя родня долгие, бесконечно долгие годы жила по хлебным карточкам, столько разговоров, преданий я слышал, но сами карточки не видел ни разу в жизни. В чердачном хламе попадались порой неиспользованные билеты в кино, талоны на мануфактуру, даже вышедшие из употребления мелкие денежные купюры, но карточки на хлеб – никогда. Первый раз в жизни видел я их...

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010