О рапорте иеромонаха Филарета Учрежденный Собор докладывал 26 июня 1839 года Его Высокопреосвященству, которым 2 июля 1839 г. положена следующая резолюция: «Собору: 1) объяснить, объявлена ли иеромонаху Филарету резолюция 9 июля прошедшего года и почему при деле нет в том его подписки. 2) Объяснить надлежащею справкой, подлинно ли назначенная ему сумма выдана ему не вполне и есть ли в получении её его расписка и где? 3) По какому случаю иеромонах Филарет находился в мае в Москве, кем уволен, на какой срок и в срок ли возвратился? 4) Подтверждается привести в порядок сие дело, которое представлено без начала, без нумерации листов и описи, и частью не связанное.» Вследствие сего Учрежденный Собор по журналу от 5 июля 1839 г. доложил Его Высокопреосвященству, что резолюция его от 9 июля иеромонаху Филарету объявлена, деньги, в количестве тысячи руб., по курсу выданы ему 22 июля 1838 г. под его расписку в приходорасходной книге. После сего 12 июля 1839 года иеромонах Филарет просил Учрежденный Собор – по крайней его надобности для устройства сиротских дел родных двух сестер девиц и престарелой его матери позволить ему отлучиться в Москву на 21 день, на каковой срок и выдан ему того же 12 июля билет 30 . 23 декабря 1839 г. Его Высокопреосвященство в определении своем, присланном в Московскую Консисторию, изволил предписать: «Как до сведения моего дошло, что Лаврский иеромонах Филарет проживает немалое время в Москве в светском доме в самовольной отлучке, то Консистории: 1) употребить деятельные меры – отыскать его и допросить в своем присутствии и допрос его представить. 2) Затем отправить его в Лавру немедленно за присмотром, если не откроется важных причин продолжить пребывания его в Москве. 3) Если откроется необходимость продлить его пребывание в Москве, то поместить его до решения в монастырь под непрерывный надзор, чтобы он с мирскими людьми без нужды не обращался и не занимался делами, до монашествующего не принадлежащими». 2 января 1840 г. эконом Сухаревского подворья иеромонах Феоктист довел до сведения Консистории, что иеромонах Филарет отправился в Лавру 24 декабря 1839 г. на нанятых им лошадях, и Консистория донесла об этом Его Высокопреосвященству, постановив считать дело оконченным. На этом донесении последовала такая резолюция от 14 января 1840 г. «Консистории с прописанием сего протокола отнестись в Учрежденный Собор, чтобы он, взяв от иеромонаха Филарета надлежащее объяснение о проживании его в Москве, представил мне со своим мнением незамедлительно, к чему побуждает особенно то, что на иеромонаха сего падало подозрение в Москве в распространении неосновательных и вредных слухов», что со стороны Консистории и исполнено 24 января 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) , Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» ( Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса. В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» ( Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Пожар Зимнего Дворца, этого величественнейшего в Европе здания, построенного еще дочерью Петра Великого императрицею Елисаветою, вмещавшего в себе несметные сокровища вещественные, а что дороже всех сокровищ, всю августейшую фамилию, начиная с самого царя, конечно был весьма прискорбным не только в жизни августейшего семейства, но и всей России событием. Однако, благодаря мудрой распорядительности государя императора и его августейшего брата, великого князя Михаила Павловича, как августейшие малолетние дети были отвезены в Аничков Дворец заблаговременно, так и почти все сокровища Дворца, равно как и примыкавшее к последнему здание Эрмитажа, были спасены от пожара, истребившего Дворец. В 1838 году, по воле императора, начались энергичные работы по возобновлению Зимнего Дворца. Государь сказал, что в будущем 1839 году он будет праздновать Пасху в новом Зимнем Дворце, и воля его должна была быть исполнена. Между тем как сам государь император значительную часть лета 1838 года, а государь наследник даже и все лето, и осень 1838, и зиму 1838–1839 годов, провели заграницею и, между тем, как в конце 1838 года обряд обручения великой княжны Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским происходил во временной походной церкви, устроенной в Эрмитаже, в Петербурге, тысячи человек трудились над восстановлением Зимнего Дворца, и воля императора была своевременно исполнена. В начале 1839 года дворец, как феникс, возник из пепла в прежнем и даже в большем по сравнению с прежним величии. «Государь император исполнил царское слово, писал из Петербурга от 29 марта 1839 года своему викарию (Виталию Щепетеву) Филарет, изреченное вскоре после бедственного приключения с дворцом. Он возобновлен лучше прежнего, и Пасха празднована в большом придворном соборе, подлежавшем общей с дворцом участи». 877 И в виду всего, происшедшего в 1837–1839 годах относительно царского семейства, когда император в конце лета 1839 года был в Москве на маневрах, имевших особенное, своего рода историческое, значение в виду воспоминаний о 1812 годе, связанных с бывшими тогда церковно-государственными празднествами на полях Бородинских и в виду заложения храма Христа Спасителя на новом месте, Филарет встретил государя в Успенском соборе 4 сентября следующею речью: «Благочестивейший государь! С благоговением слышал твой древлепрестольный град, как ты, воздавая честь подвигам рода минувшего, в то же время поучал подвигам род настоящий и грядущий, как освящать славу благочестием, как чуждую неги жизнь воинского стана услаждал для воинов твоим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Бакалавры: архим. Серафим, 1823 г. Иером. Гавриил. 1824–1825 г. Иером. Иннокентий Борисов , инспектор академии, 1825–1830 г. Находившийся экономом при покойном патриархе Константинопольском Григории, Константин Икономос, по Высочайшему повелению Его Императорского Величества блаженной памяти Государя Николая Павловича, 1825 г., с жалованьем по 2000 р. из Государственного казначейства. Преосв. Никанор, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии 1827–1831 г. Архим. Антоний, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827 г. Протоиереи: Т. А. Вещезеров, 1827 г. И. А. Грацианский, 1827–1829 г. Бакалавры: священник И. Иванов , 1827 –1848 г. Иером. Исидор Никольский , 1827–1830 г. Архим. Нафанаил Павловский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827–1830 г. Архимандриты: Владимир, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1829–1830 г. Макарий, ректор С.-Петербургской семинарии, 1830–1838 г. Иером. Иосиф Позднышев, инспектор академии, 1830 г. Экстраорд. профессор академии С. И. Райковский, 1830 г. Бакалавр, иером. Платон Городецкий , 1830 г. Священник Н. Д. Колоколов, 1831 г. Иером. Николай, инспектор семинарии, 1830–1831 г. Преосв. Смарагд, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1833 г. Протоиереи: И. С. Добронравин, 1833–1838 г. В. Б. Бажанов, 1833 г. Преосв. Венедикт, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1834 г. Обер-священник армии и флотов В. Н. Кутневич, 1834 г. Бакалавр, иером. Климент Мажаров, 1835–1839 г. Архим. Афанасий Соколов, ректор С.-Петербургской семинарии, 1838 г. Бакалавры: иером. Иоасаф Покровский, 1838 г. Иером. Евсевий Ильинский , 1838–1839 г. Архим. Филофей Успенский, инспектор академии, 1839–1842. Священники: А. И. Райковский, 1839 г. К. Делекторский, 1839–1842 г. М. Н. Богословский, 1839 г. А. И. Окунев, 1841–1851 г. Архимандриты: Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии, 1841–1848 г. Аввакум Честной, 1842 г. Бакалавр иером. Иоанн Соколов , 1848 г. Архим. Христофор Еммаусский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1848–1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Справа на среднике снизу вверх идет вышитая в одну строку пряденым серебром сложной тесной вязью вкладная надпись: лта ,зрпз=1678] ма въ и (д)нь во бтель архс(т)ратига михала в чюдо(в) мнтрь при павле келери аврааме палицыне при казначе старце з братиею да(л) сию плащаницу вкладу гость иванъ гурьевъ ра(ди) вчного помновени зт своего гот федора шорина и жены его а свое(и) д(т)щери параскеви (и) и(х) детеи (и)ван(и)а матроны 838 . На широких каймах светло-зеленого атласа в кругах, соединенных фигурными балясинами (верхняя и нижняя каймы) или маленькими кружками с отходящими цветами (боковые каймы) вышито двадцать восемь святых, обращенных в три четверти к центру каждой каймы, головами к среднику. В углах вышиты, в соответствии с символами евангелистов на среднике, сидящие на скамьях пишущие евангелисты с надписями их имен: внизу слева – Иоанн ( ап(с)лъ справа – Матфей ( ап(с)лъ ма(т)еи), в правом верхнем углу – Марк ( ап(с)лъ ма(р)ко), в левом – Лука ( ап(с)лъ лука). В остальных кругах – поясные святые. На нижней кайме (слева направо) пророки – Аввакум ( пр(о)ркъ ав(в)аку(м)), Илья ( пр(о)ркъ илиа), Моисей ( пр(о)ркъ моисеи), Давид ( црь давы(д)), Соломон ( црь солома(н)), Исайя ( пр(о)ркъ исаи), Даниил ( пр(о)ркъ дани(л)), Иезекииль ( пр(о)ркъ езекеилъ). На верхней кайме справа налево апостолы – Филипп ( ап(с)лъ или(п)), Варфоломей ( ап(с)лъ ва(р)олом(и)), Андрей ( ап(с)лъ андри), Петр ( ап(с)лъ петръ), Павел ( ап(с)лъ паве(л)), Яков ( ап(с)лъ ико(в)), Иуда ( ап(с)лъ июда), Симон ( ап(с)лъ сима(н)). На левой кайме – вселенские святители (сверху вниз) – Иоанн Златоуст ( аги() иоан), Василий Великий ( аги() василии), Григорий Великий ( аги() григори), Николай Мирликийский ( аги() никола(е)). На правой кайме – русские митрополиты (сверху вниз) – Иона ( аги() Петр ( аги() петръ), Алексей ( аги() алекс(и)), Филипп ( аги() илип). Личное шито шелком песочного цвета плотным швом «в раскол» со светло-коричневыми оттенениями (по щекам, полосы от бровей и глаз, сходящиеся на висках, под глазами, на переносице, по носу, над губами и на подбородке, по телу Христа).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В углах средника в секторах неба – символы евангелистов в виде шестикрылых голов ангела, орла, тельца и льва. На фоне над гробом около жен пряденой золотной нитью вязью вышита надпись: положение во гробъ//г(с)да нашего хр(с)та. Так же выполнены надписи около персонажей на нашитых поверх фона и шитья полосках синего атласа: мр у мари, мара, иоанъ, иосиъ, никодимъ, аггли г(с)дни. Справа на среднике снизу вверх идут три узкие строки вкладной надписи, шитой золотной пряденой нитью: ,лд сн плащеница построена во битель стую пребражени спсова прп(д)бны(х) бгоносныхъ оцъ нших зосимы чюдотворцовъ тщанием и трудами столника ивана иваовича болшого бутурлина жена ево акилина//петровна а строилъ плащеницу на москв прошениемъ и радниемъ иеромонахъ матеи при фирсе 891 . К среднику пришиты две широкие каймы. На внутренней верхней кайме по зеленому атласу вышиты в центре в восьмилепестковой розетке на фоне остроугольного ромба восседающий на престоле Саваоф с разведенными в сторону благословляющими руками с надписью г(с)дь саваоъ, слева и справа, в круглых перекрещивающихся клеймах со свечниками между ними и надписями, – поясные фигуры пророков в трехчетвертном повороте к центру: Давид ( црь двдъ) и Соломон ( црь соломо(н)ъ); Моисей ( (пр моисеи) и Исайя ( пр Илия ( пр и Иеремия ( пр Аввакум ( пр авва//кум) и Даниил ( пр дани(л)); Иоанн Предтеча ( пре(д)те//ча) и князь Владимир ( к влади//ми//ръ) и мученица Акилина ( м(ч) акили//на). У князя Владимира и мученицы Акилины в руках кресты, у остальных – свитки. На других сторонах этих кайм по зеленому атласу вышиты такие же клейма с полуфигурами святителей. На левой кайме: Иаков Брат Божий ( //аги(с) бра(т) бжи), Василий Великий ( //аги(с) васили вели//ки), Иоанн Златоуст ( //аги(с) златоу(ст)), митрополит Петр ( //аги(с) пе(т)ръ ми(т)рополи(т)), митрополит Иона ( //аги(с) На правой кайме: Лазарь друг Божий ( //аги(с) лазо//рь дру(г) бжи), Григорий Богослов ( //аги(с) григори//бгсловъ), Николай Мирликийский ( //аги(с) никола), митрополит Алексий ( //аги(с) алееи), митрополит Филипп ( //аги(с) или(п)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

226 Стефановский Александр Николаевич (1869–1927), прот. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия (1895), настоятель московских храмов во имя свт. Стефана Пермского при 1-й мужской гимназии (1903), Святой Живоначальной Троицы в Троицкой слободе (1909), свв. Адриана и Наталии в Мещанской слободе (1923); епархиальный духовник. 227 Ср. размышления героя рассказа «Отец Яков»: «Большое это дело – смерть... большое, таинственное дело... Тут Бога и узришь... И смиришься, и возрадуешься... Вся жизнь по-иному представится. Всё житейское отпадает. Большое, святое дело» (Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901–1917). М., 2008. С. 540–541). 228 Проповедь 31 августа 1927 г. в храме «Никола Большой Крест» за всенощной после похорон матери. 229 Димитрий (Любимов; 1857–1935), архиеп. – окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, кандидат богословия (1882), иерей (1886), протоиерей (1903), епископ Гдовский, викарий Ленинградской епархии (1925), прекратил каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским) 26 декабря 1927 г., скончался в тюрьме. Прославлен в лике святых РПЦЗ (1981). 230 Киселёв Николай Николаевич (1904-?) – с 1921 г. в Москве посещал лекции о. Павла Флоренского, надеялся принять сан священника, в 1922 г. выслан в Чимкент, где познакомился с о. Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном; алтарник в храме «Никола Большой Крест», в 1927 г. осуждён на 3 года концлагеря, затем получил 3 года ссылки и снова 3 года концлагеря. Скончался от опухоли мозга. 231 Новосёлов Михаил Александрович (1864–1938), мч. – окончил Московский университет (1886), последователь учения Л. Н. Толстого (до 1892), издатель «Религиозно-философской библиотеки» (1902–1917), активный участник движения иосифлян. 232 Никодим (Меркулов Николай Кузьмич; 1875-?), иером. – диакон в московском храме «Никола Большой Крест» (1920-е), иерей (май 1928), выслан на 3 года в Северный край (1929). 233 Троицкий Александр Федорович (1887–1937), свящ. – до 1921 г. настоятель храмов в с. Костычи Сызранского у. и с. Кадыковка Симбирской губ., затем служил в московских храмах, в т. ч. Крестовоздвиженском на Воздвиженке и «Никола Большой Крест» (3 месяца), выслан на 3 года в Северный край (1929), приговорен к 10 годам ИТЛ (1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Никола родился в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец Драгомир привил сыну любовь к письму. Мать Катерина (впоследствии монахиня Екатерина) с малолетства водила Николу в ближний монастырь Челие (Келлии) на службы и к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре. Затем он учился в гимназии в г. Валево. Позже Никола поступил в Белградскую семинарию, где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. Затем он учится в Берне на старокатолическом факультете. Тема его доктората была «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви». Затем — философский факультет в Оксфорде. Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола неожиданно тяжело заболел. В больнице он дал себе слово, что если выздоровеет, то целиком посвятит себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. Вскоре Никола чудесным образом исцелился и немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг, став из Николы Николаем. После принятия священства иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) выхлопотал для него бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. Возвратясь из России, отец Николай начал публиковать свои литературные труды — «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша». Во время Первой мировой войны отца Николая посылают в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. В 1920 году отец Николай был рукоположен во епископа Охридского. Здесь, в Охриде, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилие» и другие. Православное народное движение, распространившееся стараниями Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, родившим большое число монахов и монахинь, подвижников, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

(1892), серебряный бюст-реликварий святого (XVII в.), а также цепи, в которые, по преданию, сарацины заковали Конона де Решикура. В 1950 г. храм в Сен-Никола-де-Пор получил статус малой базилики. Благодаря известности святилища Сен-Никола-де-Пор в XVI-XVIII вв. Н. почитали как покровителя Лотарингии. В 1571 г. выходцам из этого региона была предоставлена капелла во имя Н. во франц. ц. св. Людовика (Сан-Луиджи-деи-Франчези) в Риме; в 1587 г. было основано братство во имя Н. и Екатерины. Однако из-за напряженных отношений между Францией и герц-ством Лотарингия в 1623 г. папа Григорий XV даровал лотарингской общине ц. Сан-Никола-ин-Агоне, известную с XII в., на месте к-рой к 1636 г. была построена небольшая ц. Сан-Никола-деи-Лоренези (подробнее см.: Roze F. Les Lorrains et le culte de St. Nicolas à Rome: L " église Saint-Nicolas-des-Lorrains//Ibid. P. 437-452). Ист.: BHL, N 6104-6221q; Шляпкин И. А. Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к зап. источникам. СПб., 1881; Bohnstedt K. K. R. Vie S. Nicholas, altfranzösisches Gedicht. Erlangen, 1897; Codice diplomatico barese/Ed. G. B. Nitto de Rossi, F. Nitti di Vito. Bari, 1897-1971. 19 vol.; Bodel J. Le Jeu de S. Nicolas/Éd. A. Jeanroy. P., 1925; Albrecht O. Four Latin Plays of St. Nicholas from the 12th Cent. Fleury Play Book. Phil., 1935; Corsi P. La «Vita» di S. Nicola e un codice della versione di Giovanni Diacono//Nicolaus: Riv. di teologia ecumenico-patristica. Bari, 1979. Vol. 7. P. 359-380; idem. La traslazione di S. Nicola: Le fonti. Bari, 1988; Cioffari G. La leggenda di Kiev: La traslazione delle reliquie di S. Nicola nel racconto di un annalista russo contemporaneo. Bari, 1980; Scognamiglio R. Niceforo Greco: Il rapimento del corpo di S. Nicola. Bari, 1980; Bux N. La liturgia di S. Nicola: Testi medievali e moderni. Bari, 1986. Лит.: Beatillo A. Historia della vita, miracoli, traslazione e gloria dell " illustrissimo confessore di Cristo S. Nicolò arcivescovo di Mira e patrono della città di Bari.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

35) Новодевичья монастыря село Кубенское 37 , а дано по душе князя Ивана Ивановича Кубенского; церковь Леонтей Чудотворец Ростовский, да придел Рожество Ивана Предтечи, да три Святителя. Да к тому же селу погост, а в нем церковь Архистратиг Михаил. 36) Григория Леонтьева сына Рукина, да Кирила Бухтеярова, да Кузьмы Малютина Рукина село Марьино, а в нем церковь Никола Чудотворец 38 . 37) Троицы Сергиева монастыря села Андреевского (что было Подклетное село) погост, а в погосте церковь Бориса и Глеба древяна клецки, а в ней образы и свечи и книги и все церковное строение приходских людей 39 . 38) Троицы же Сергиева монастыря вотчина, что пожаловал Государь Царь и Великий Князь Федор Иванович всея Руссии Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею... а дал в 7094 (1586) году маия в 16 день, по отце своем Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии, а в иноцех Ионе, для вечного поминовения, из дворцовых сел в Звенигородском уезде село Кляпово на реке на Сетуне 40 , а в нем церковь Никола Чудотворец, а в церкви образы и книги и свечи и на колокольне колокола и все церковной строение мирское, того же села Кляпова. II. По писцовой книге 7132 (1624) и 7133 (1625) годов, письма и меры князя Ивана Леонтиевича Шаховского, да подъячего Ивана Волкова, и по книге Патриаршего Казенного приказа 1627 года. а) В городском стану: 1) За стольники, за Борисом, да за Глебом, да за Иваном Морозовыми, в поместья по Государеве грамоте 128 (1620) году село Иславское на реке на Москве 41 , а в нем церковь во имя Нерукотворенного образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клецки, да великого мученика Георгия; а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение помещиков. С церкви дани 2 деньги, в корм и московский проезд гривна. 2) За дьяком за Венедиктом Михайловым, да за Туленином за Голахтюном Матвеевым сыном Маховым сельцо Супонево 42 без жеребья, а в нем место церковное Живоначальные Троицы, да Никола Чудотворца. 3) За подъячим за Панкратьем за Бабакиным, в поместьи по Государеве грамоте и по выписи со отдельных книг Звенигородского осадного головы Кураки Неронова 131 (1623) году, жеребий в сельце Никольском в Фуникове 43 , а в селе на опчей земле церковь Никола Чудотворец, стоит без пенья; за Степаном Семеновым сыном Мокринским пол-села Никольского, Фуникова тож, что было преж сего за Федором Федоровым сыном Нагово, а в нем место церковное Христовы мученицы Прасковеи нареченные Пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010