П.Т. Лютов Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту К ст.9. «В те дни» – в то время, когда Иоанн начал проповедовать о грядущем Мессии, см. ст. 7 и 8. Назарет – незначительный городок в Галилее ( Ин.1:46 и см. ниже, прим. к ст. 14), скрытый среди холмов, в стороне от главных путей сообщения, на расстоянии одного дня пути от Средиземного моря и на таком же, приблизительно, от Капернаума и Тивериадского озера, в трех днях пути от Иерусалима. На его месте теперь арабский городок, Эн-Назира, с 7 500 жителей. «В Иордане». Точное место крещения Господня неизвестно. Преданием указываются места неподалеку от Иерихона, в нижней части течения Иордана. К ст. 10. «Духа, как голубя». Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем ( Ин.1:32 ). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (ср. Пс.67:14–15 ; Песн.2:12–14 ) и вестник спасения и примирения человека с Богом ( Быт.8:11 ). К ст. 11. «Ты Сын Мой возлюбленный». По указанию некоторых, ссылающихся на св. Афанасия Великого , в слове «возлюбленный» (греч. γαπιτδς заключается и понятие «единственный». Термин «возлюбленный» в евангелиях употребляется только по отношению ко Христу (в притчах Мк.12:6 , Лк.20:13 , – к лицу, Его изображающему), как выражение Его исключительного отношения к Богу-Отцу, богосыновства в особенном смысле. В ев. от Иоанна этому соответствует термин «единородный». В иудейских неканонических книгах, напр., «Завещании XII патриархов», «Вознесении Исаии» и др., термин «Сын возлюбленный» встречается в качестве именования Мессии. «В котором Μοе благоволение» в греч. тексте употреблена глагольная форма, как и в нашем славянском («о нем же благоволих»). Ср. Ис.42:1 ; Лк.12:32 ... Греческий глагол, стоящий здесь (εδοκω) означает иметь расположение к кому-нибудь или чему-нибудь, находит удовлетворение в ком-нибудь или в чем-ниб., любить кого-ниб. что-ниб. К ст. 12. «В пустыню», какую именно – ближайшим образом не указано. По-видимому, в другие места той же «пустыни», о которой говорилось в ст.4 (см. примеч. к 1:4). Предание указывает гору так наз. «Сорокадневную», арабск. Джебел-Курунтуд, к западу от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Паки Церковь Христова о полученной ею над врагами святыя нашея веры победе торжествует; паки ересь низлагается, и паки православие победу восприемлет! Какую духовную радость должно иметь воспоминающим сего дни Христианам Богоносных оных Отцев, кои, столь Божественною ревностию на толиких соборах и вселенских и поместных, благочестие утвердили? Но как бы теже самые богоносные Отцы опечалились, когда б они то благочестие, о коем столько против еретиков трудились, так между православными презираемо увидели? Ах, и есть ли б было можно возвратиться вам опять в мир, Апостоли Христовы, Учители церковные, Богодухновенные уста Святого Духа, проповедать паки веру верным, научить паки православию православных; не воевать уже со врагами веры, но огласить еще детей веры: потому что вера Христова не от еретического уже злохуления и злочестия, но от Христианского неучения и порока воюема есть. Вера святейшая, вера Христова! единожды якоже солнце между облаками языческого заблуждения поднявшая, якоже шипок, между многосплетенными терниями ересей процветшая, между ратованиями Еллинских гонений, непобедимо восторжествовавшая: ныне, как ты находишься помраченною, увядшею, попранною в жительстве Христианском? где было тебе наипаче как в разумении твоей истины, так и в деянии твоей святости, и торжествовать, и процветать, и сиять больше подлежало? Равви, Божественнейший Учителю, с небесе сошедший, и такой вере нас научивший! мы исповедуем, и с нелестным Израильтянином Нафанаилом веруем, что Ты еси Сын Божий, Ты ecu Царь Израилев: но      не разумеем того, что исповедуем; не живем так, как веруем. Мы содержим Святую Твою веру, от Божественного крещения нами восприятую; но в разумении веры, мы слепы: в делопроизводстве веры, мертвы: да и что мы сегодни православие празднуем, то из православия не иное что, как токмо едино именование себе имеем. Сие-то, что самою есть истиною, возбуждает меня, возлюблении, поговорить о содержимой нами Христианами по сегодняшний день, вере. А притом я доказать хочу, что такая вера зело есть несовершенна: потому, что она недостаточна как в разумении, так и в делопроизвождении. Недостаточна она в разумении потому, что мы не знаем того, во что веруем: недостаточна в делопроизводстве потому, что мы так не живем, как веруем. Единородный Сын, и Слово Божие, Премудрость и Сила, Иисус Христос , Который Начальником есть и Учителем веры нашея: как многократно прежде, так наипаче ныне, да подает ревность сердцу моему, свет уму моему, силу слова языку моему, ко учинению мне дела Благовестникова. Божественная Его благодать, единожды устнами святых Его Апостолов, неверных людей православными, нечестивых Святыми учинившая, да учинит и сегодни устнами моими грешными, Христианов, добрыми Христианами, совершенными Христианами; добрыми воисповедании и в житии: совершенными в разумении и делопроизвождении! Часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Поучения на различные воскресные дни и похвальные слова на богородичные праздники 22. Слово на Благовещение Богоматери Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышнего наречется. ( Лк.1:31,32 ) Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового: ничтоже ново под солнцем ( Еккл.1:10 ). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы и еще не было подобного ему; другое восходит на вершины Божественной благодати и подобного ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы и оба вполне божественны. Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его ( Лк.1:31,32 ). Об этом новом чуде, или лучше об этих двух чудесах, одном о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились. I Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать сюда на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: радуйся, благодатная, и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Материю Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус ( Лк.1:31 ). Вначале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Св. Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему ( Лк.1:38 ), – и тотчас сошел на Нее Св. Дух, боголепно приготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, – учит Афанасий Великий (в сл. на Благ.), – чтобы запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога, и образовала зачинаемого Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Пояснения к цитатам из отцов церкви Глава 1. Введение. На подступах к изучению христианского богословия Отцы церкви и авторитет Библии Доктрина и христианская жизнь в протестантской церкви Теозис как связующее звено между Богом и человеком Божественная жизнь как жизнь Троицы Жизнь в Троице и христианская вера Заключение Глава 2. Сущность христианства. Отношения Сына с Отцом Ин.13–17: Иисус о самом главном Христианская любовь и любовь Христова Послушание Христианская любовь и любовь между Отцом и Сыном Христианская любовь и вечная любовь между Отцом и Сыном Заключение Глава 3. Кратко о Троице. От отношений Отца с Сыном к Троице и обратно Отправной пункт для изучения Троицы Учение о Троице у Отцов церкви Попытка постичь учение о Троице Любовь, единство и неповторимость христианства Заключение Глава 4. Жизнь по замыслу Бога. Отображение отношений между Отцом и Сыном Святой Дух, образ Божий и появление человечества Жизнь в Троице тогда и сейчас Заключение Глава 5. Жизнь по замыслу человека. Утрата приобщения к сыновним отношениям с Отцом Грех и его реалии Грехопадение Искушение и гордыня Человечество после грехопадения Бессилие человека Заключение Глава 6. Обетование. Приготовление мира к пришествию Сына божьего Толкование Библии тогда и сейчас Патристические и современные толкования Ветхого Завета Толкование Ветхого Завета Иринеем Оценка патристических толкований Ветхого Завета Связь между Заветами Заключение Глава 7 Воплощение. Единственный Сын становится сыном единородным Бог посылает Сына Воплощенный Сын Изложение учения о Христе Жизнь Христа Глава 8 Искупление. Божий дар Сыновних отношений с Отцом Смерть Христа и искупление Смерть Христа как определение любви Смерть Христа как смерть смерти Разве мог Бог умереть? Как Бог мог умереть? Воскресение Христа как наше воскресение Заключение Глава 9. Путь к вере. Приобщение к Сыновним отношениям с Отцом Смерть, воскресение и вера Святой Дух и наше приобщение к Сыну Участие Бога и человека в процессе обращения Новые отношения с Богом Заключение Глава 10. Путь веры. Новый взгляд на отражение отношений Отца и Сына Оправдание, освящение и приобщение Отражение взаимоотношений Отца и Сына в падшем мире Предвосхищение конца истории Предвосхищение конца истории Заключение Приложение. Рекомендации по чтению четырех отцов церкви Ириней Лионский Афанасий Великий Августин Гиппонский Кирилл Александрийский  

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Праздники «Дает Себя (Христос) познать тем, кто приемлет Его верой и любовью, кто ум свой готов покорить откровению Свыше, а волю свою – воле Божией». Архиепископ Иоанн Премудрость созда Себе дом Слово на Рождество Пресвятой Богородицы «Яко возвеличишася дела Твоя Господи! Вся Премудростию сотворил еси!» ( Пс. 103:24 ), возглашал еще древле Псалмопевец. Что же есть та премудрость (или по-гречески София), Которой сотворено все? В другом псалме говорится – «Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). А святой Евангелист Иоанн Богослов возглашает: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Иоан. 1, 1–3 ). Премудрость Божия или Слово Божие, Которым все сотворено Богом, не есть только отвлеченное понятие свойства Божиего. Тот же Евангелист дальше говорит: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Иоан. 1, 14 ). Итак, Слово, через которое все сотворено есть Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также «Премудростию Божиею», как говорит в послании своем апостол Павел – «Иудеи знамения просят и Еллины премудрости ищут, мы же проповедуем Христа распята... Божию силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1, 22–24 ). Сын Божий называется Словом и Премудростию Божией потому, что Бог Отец все творит через Своего Сына. Таким образом, через Сына Божиего Своими делами вещает Отец, и через Него проявилась «многоразличная премудрость Божия» ( Ефес. 3,10 ). Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Мы ныне видим мир уже в греховном его состоянии, уже утратившим свою первоначальную доброту, но и поврежденный грехом, как дивен мир и отражает премудрость Творца. Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, все движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Ничто не нарушает их течение, все происходит согласно, не препятствуя одно другому. Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Псалом 135 Пс.135:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его. Пс.135:2 . Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его. Пс.135:3 . Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом одного содержания с предыдущим: ибо призывает всех вообще, а особенно Израильтян, к прославлению Божией милости. По сей причине в каждом стихе повторяет слова: яко в век милость Его, дабы показать, что все дела Божия, относящияся то к творению, то к промыслу, то ко избавлению, проистекли из источника Божией милости. В сих первых стихах прославляется триипостасный Бог от внутренних свойств Его, а в следующих – от внешних дел. В первом стихе полагается имя, свойственное лицу Отца, яко источнику бытия сообщающему Свое существо Сыну чрез рождение, а Духу Святому чрез исхождение. Во втором стихе полагается имя, свойственное лицу Сына, Который нарицается Богом богов, потому что есть боги сотворенные, яко-то: Ангели и человеки, которые нарицаются сынами Божиими по благодати, как сказано в другом псалме: Аз рех, бози есте, и сынови Вышняго вси ( Пс. 91:6 ). Сын Божий единородный есть Бог богов: ибо есть Сын по существу единосущный, а прочие по усыновлению. Той есть Бог от Бога, а сии суть боги сотворенные и потому толико ниже Сына Бога, колико тварь ниже Творца. В третьем стихе полагается имя, свойственное Духу Святому, Котораго Господство основано на свойстве свободныя воли. Ибо Тот есть прямо Господь, кто творит, еже хощет, а тот есть раб, коего воля подвержена воле другаго. Дух же Святый есть Господь самовластный и свободный, по оному: идеже Дух Господень, ту свобода ( 2Кор. 3:17 ). И паки: Дух, идеже хощет, дышет ( Ин. 3:8 ). И, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Пс.135:4 . Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его. Пророк, во-первых, начинает здесь хвалить Бога вообще от великих и чудных дел Его, которыя един токмо Он соделать мог, каковы, например, суть дела творения. Ибо в других делах употребил Бог служение ангелов или других тварей: в сих же единую токмо милость, которая все творит не по нужде или по долгу, но по единой благости и милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) VII. Иисус Христос – Сын Божий, Спаситель Единородный Сын Божий, Одно из Лиц (или Ипостасей) Пресвятой Троицы, принял человеческую природу во времени силою Святого Духа в лоне Девы Марии. Так Он смог принести удовлетворение за наши грехи Своим послушанием даже до смерти на Кресте, принеся Искупительную Жертву, и, в силу своих заслуг, через Святого Духа включить нас в Свою Богочеловеческую жизнь во славу Отца, дабы Тот стал «все во всем». Значение для нашего спасения Божественной тайны Искупления человека объясняет твердость, с которой Церковь , Его Невеста, придерживается того, что Бог открыл ей об этом. Разве не в этом тайна ее собственного существования? Учение о Христе, истинном Боге (что отрицали евреи) и истинном человеке (что отрицали язычники), – вот два основных столпа христологии, на которые опирается истина Ипостасного соединения: во Христе Божественная природа и природа человеческая соединяются в одном Божественном Лице. Сущность или чисто человеческая личность во Христе были бы несовместимы с этим единством (что отрицали сторонники Нестория). Поэтому Христу, Сыну Божию по природе, не может добавиться Усыновление по благодати (что отрицали сторонники адопцианства). Обе природы остаются различными, не сливаясь (вопреки утверждениям монофизитов), оставаясь сами собой в своем единстве. Следовательно, Христос обладает истинно человеческим разумом (вопреки Аполлинарию), истинно человеческой душой (вопреки Арию), человеческой волей и человеческим действием, которые ему свойственны (вопреки утверждениям сторонников монофилизма и моноэнергизма). Но различие – это не разграничение: Его человеческая природа подлинно и действительно свойственна Божественной Личности Слова Божия. Именно на этом зиждутся абсолютные безошибочность и непогрешимость Христа даже в Его человеческой жизни и отсутствие в Нем какого бы то ни было неведения. Так, будучи поставлен Посредником между Богом и людьми, Он, Новый Адам, смог скрепить Своею Кровью Новый Завет , воздающий славу Богу в вышних и мир людям доброй воли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Разделы портала «Азбука веры» Догмат о Пресвятой Троице является одним из самых таинственных догматов Церкви. Бог беспределен в Своем совершенстве, а человеческий разум ограничен. Из Божественного Откровения известно, что Бог, будучи абсолютно единым по сущности, — троичен в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Них — Бог, однако все Они — не три Бога, но один. Несмотря на то, что постичь это положение во всей полноте (для человека) невозможно, в какой-то мере понять его всё же и можно, и нужно. Для частичного уяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы прибегали к различным аналогиям, используя примеры из области бытия тварного мира. Одна из наиболее известных аналогий: солнце, свет, тепло. Как солнце не мыслится без рождаемого им света и исходящего от него тепла, так и в Единотроичном Боге различаем Бога Отца, рождающего Сына, Самого Сына и исходящего от Отца Святого Духа. Эта аналогия имеет некоторое основание в Священном Писании, так как Бог сопоставляется в нём со светом ( Ис.60:20 ), именуется Светом ( Ин.1:8 ), Отцом светов ( Иак.1:17 ), аллегорически обозначается как Солнце правды ( Мал.4:2 ). Пример солнца и луча в качестве аналогии рождения Богом Отцом Единородного Сына использовал святой Дионисий Александрийский . Как свет не мыслится без сияния, а сияние света без самого света, полагал он, так и Отец не мыслится без Сына, а Сын без Отца. Вот его слова: «Всегда есть Христос, как Слово, Премудрость и Сила… Как сияние вечного Света, конечно, и Сам он вечен. Если всегда существует свет, то, очевидно, всегда существует и сияние. О существовании самого света мы заключаем потому, что существует сияние, и свет не может быть не светящим… Если есть солнце, то есть и луч, есть и день; если нет ничего подобного, то трудно сказать, что есть и солнце… Бог же есть вечный Свет, не начинался и никогда не прекратится. Следовательно пред Ним и с Ним находится (πρκειται κα σνεστιν ατ) и вечное Сияние, безначальное, всегда рождающееся и проявляющее Его. Это Сияние и есть премудрость, Которая говорит: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время» 1 .

http://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-tro...

Разделы портала «Азбука веры» Книга о Пресвятой Богородице Часть 1. Невеста Бога: учение Церкви о Богоматери «Богородица» — в этом имени содержится вся тайна спасения человека от греха и вечной смерти. Богородица родила Иисуса Христа — не просто человека, но Одного из Святой Троицы, Единородного Сына Божия. В личности Иисуса Христа нераздельно соединились природа Божественная и природа человеческая. В этом соединении спасена человеческая природа: грех и смерть, вошедшие в нее после грехопадения, сгинули от прикосновения Божества. Через Боговоплощение человек вновь обретает утраченное единство с Богом. Христос — родоначальник нового человечества. В Священном Писании он именуется Вторым Адамом. Как от первого Адама, падшего, люди наследуют грех, так, рождаясь посредством Таинств Церкви от Второго Адама, Богочеловека Иисуса Христа, человек наследует Его качества: святость и бессмертие, становится сыном Божиим по благодати. Мария, зачав и родив Бога, хотя вместе и человека, стала в прямом смысле Божией Матерью. Конечно, Она родила не Божество, не Божественную природу саму по себе, которая не имеет начала, бесконечна и беспредельна. Мария дала Богу человеческую природу, и Сын Божий стал Сыном Человеческим. Не новая личность родилась от Девы Марии, но Предвечный Сын Божий стал человеком. Иисус Христос — истинный Бог: всемогущий, всезнающий, всесвятой. И он истинный человек во всем, кроме греха, поскольку Он имел человеческие тело и душу, принимал пищу, уставал, радовался, плакал, умер на Кресте и воскрес. Боговоплощение — таинство, парадокс, не подвластный человеческому разуму, чудо соединения несоединимого — Бога и человека. Оно непостижимо, поскольку является действием непостижимого, всемогущего Бога. Человек может только поверить в Боговоплощение, чтобы затем в самом себе увидеть плоды этого таинства. Условия для Своего воплощения Господь начал готовить сразу после грехопадения первозданных людей, Адама и Евы, когда они, нарушив заповедь Божию, потеряли благодать Святого Духа, стали смертными и оказались вне рая. Творец обещал им, что смерть не будет вечно царствовать над человечеством и спасение придет через семя жены, которое сотрет главу змея, то есть Родившийся от женщины разрушит власть дьявола и греха.

http://azbyka.ru/carica-moya-preblagaya

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ. «Се, иду… еже сотворити волю Твою, Боже!»  – так изрек в Предвечном Совете Божием Единородный Сын Божий, Слово Божие, Бог-Еммануил (Псалом 39, 7–9; Евр. 10, 5–9 ). Ибо «не терпел» Вседержитель-Господь, «милосердия ради милости Своея, зрети от диавола мучима рода человеча», а потому, как благодарно взывает Ему Церковь , «пришел еси, и спасл еси нас» (Молитва на Великое Освящение воды). И вот совершилась  «велия благочестия тайна – Бог явися во плоти»   ( 1Тимоф. 3, 16 ). «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины»  ( Иоан. 1, 14 ). Как же, при каких обстоятельствах, произошло это великое и дивное событие? Не в роскошных царских чертогах, не в пышности, богатстве и знатности явился на земле Вочеловечившийся Сын Божий, а в убогом вертепе и, вместо детской колыбели, положен был в яслях. Всю жизнь Свою на земле Он провел,  «не имя, где главы подклонити»   ( Матф. 8, 20 ). И преследуемый постоянной злобой книжников и фарисеев, Он, оставленный даже Своими ближайшими учениками, был предан позорной смерти, будучи пригвожден ко кресту. Он «Себе умалил«, как учит св. Апостол:  «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя»  ( Филип. 2, 7–8 ). Уже самое вочеловечение и пришествие в мир Воплотившегося Сына Божия, как мы видим, было запечатлено глубочайшим  смирением,  какое только можно себе представить. Ибо  «Что хуждше вертепа? Что же смиреншее пелен?.. в нихже просия Божества Твоего богатство»..,  как умиленно поет св. Церковь в день Рождества Христова (Vnakou по 3-й песни канона). Вот почему великий подвижник первых веков христианства преп. Исаак Сирианин характеризуя смирение, как высочайшую христианскую добродетель, так выразительно и образно о ней говорит: «Смиренномудрие есть риза Божества, в которую облеклось Вочеловечившееся Слово и чрез него беседовало с нами»  (Слово 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010