Бог Всеправедный: Он в высшей степени справедлив. Каждый человек раньше или позже получит то, что он заслужил. Бог Всеблаженный, Он пребывает в вечном блаженстве и дает радость и блаженство любящим Его. В первом члене Символа веры Бог назван Вседержителем, потому что Он все существующее содержит в Своей силе и Своей воле. Слова «Творца небу и земли, видимым и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом, видимый мир и невидимый (или духовный, к которому принадлежат бесплотные духи- ангелы). Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой – Троица единосущная и нераздельная. Это единство Трех, бесконечно любящих Друг Друга Лиц. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог-Отец не рождается, не происходит от другого лица ; Сын Божий рождается от Бога Отца ; Дух Святой исходит от Бога-Отца . Все Три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собой: Бог-Отец есть истинный Бог, и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица это не три Бога, но единое Божество, единый Бог. Единство Святой Троицы − это тайна, непостижимая для человеческого ума. Мы веруем в нее, потому что так научил нас верить Господь Иисус Христос, Сын Божий. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: « Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Ду ха» (Мф.28:19). Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть единственный Сын Бога-Отца, рожденный из существа Отца. Как свет рождается от света, так от истинного Бога-Отца рождается истинный Бог-Сын. Сын Божий имеет ту же Божественную сущность, что и Бог-Отец (как говорит Символ веры, Сын «единосущен Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: « Я и Отец – одно » (Ин.10:30). Бог-Сын родился от Бога Отца прежде всех веков, то есть до начала времени – изначально. Как Бог-Отец вечно существует, так вечно существует и Сын Божий, и вечно существует Дух Святой.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Гл. 8. И так не два Бога, потому что не два Отца; и ипостась Слова не уничтожается, потому что нет никакого примешения божества Сына к Отцу. Сын не иного существа с Отцем, но единосущен Отцу, Он не может быть иного существа с родившим, Он и не тождесущен, но единосущен. Но опять мы не говорим, что Он не один и тот же по существу с Отцом. Ибо по божеству и по существу Сын тот же со Отцом, а не иной сравнительно с Отцом, и не от иной ипостаси, но точно Сын Отца по существу и по ипостаси, и по истине. Но Отец не есть Сын, и Сын не есть Отец, но Сын, истинно от Отца рожденный. Посему и не два Бога, и не два Сына, и не два Духа Святых, но едино Божество Троица единосущная, Отец, Сын и Св. Дух. Когда ты скажешь: единосущная, это не означает смешения. Ибо единосущное не означает одного, и не разделяет существа истинного Сына относительно Отца и не отчуждает ипостась для сохранения единосущия. Ибо не два начала проповедует божественное слово, но одно начало. Соберутся, говорит, дом Иудин и дом Израилев и поставят себе власть едину ( Ос.1:11 ). И так проповедующий два начала проповедует двух богов, и отрицающий Слово и ипостась Его обнаруживает Иудейство. Ибо Маркион допускает два начала, или лучше три, противные одно другому. Новые же Иудеи, эти Самосатяне, уничтожают ипостась Слова, почему и они оказываются Господоубийцами и с отрицанием Бога отрицаются спасения от Господа нашего. Итак, начало одно, и Сын от него точный образ, естеством отображающий своего Отца и сходный с Ним во всех отношениях, потому что Он Бог от Бога, и Сын от Отца, Бог истинный от Бога истинного, и свет от света, едино божество и едино достоинство. Почему и говорит: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт.1:26 ), а не по твоему образу, дабы не было разделения; и не по моему образу, дабы не обнаружить неподобия и неравенства: но по образу нашему; и сказано: сотворим, дабы Отец не был чужд того, что произошло от Него, ни Единородный не был чужд творчества. Но Отец творит вместе с Сыном и Сын, им же вся быша, есть Творец вместе с Отцом, и потому что Сын рожден от Него, Он есть един Бог совершенный, от совершенного Отца, и един совершенный Отец совершенного Сына, имеющего образ Отчего совершенства, образ Бога невидимого, не подобие образа, не образ образа, не несходный, но образ Отца, дабы показать поистине непреложность рождения от безначального и вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Рождение Сына Божия есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ), т. е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писания употребляется безразлично – и то, что Бог изрек Слово, которое есть Сын, и то, что Бог изрекает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рождается от Отца. Впрочем, чтобы это, непостижимое для нас, вечное рождение Сына выражать ближе к нашим обыкновенным понятиям, гораздо лучше говорить, что Сын родился от Отца предвечно, нежели, – что Сын вечно рождается: ибо что рождается, то еще не родилось, а Сын рожден. Сын родился от Отца, но не отделился от Него, т. е. родился неразлучно Наконец, должно помнить, что Сын родился от Отца, но не отделился от Него, или что тоже, родился неразлучно. Потому и называется сущим в лоне Отчем ( Ин.1:18 ), во Отце пребывающим ( Ин.10:38 ). «Как огонь и происходящий от него свет, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – существуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня, и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда существуя в Нем. Только свет, который рождается от огня, не отделяясь от него, и который всегда в нем пребывает, не имеет собственной самостоятельности без огня (потому что свет естественное качество огня); напротив, единородный Сын Божий, неотдельно и неразлучно от Отца рожденный и всегда в Нем пребывающий, имеет свою Ипостась, отличную от Ипостаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20–21; снес. гл. 13, стр. 46). Цитаты о Сыне Божием «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

http://azbyka.ru/syn-bozhij

1) когда Он исцелил человека, слепого от рождения ( Ин.9:35–37 ); 2) перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:4 ); 3) когда Он беседовал с иудеями, обвинявшими Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим ( Ин.10:36 ); 4) когда Он стоял как подсудимый перед еврейским первосвященником ( Лк.22:70 ). 177. Что сказал Господь Иисус Христос прозревшему слепому? Прозревшего слепого Господь Иисус Христос спросил: «Ты веруешь в Сына Божия?», на что исцеленный ответил вопросом: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» На это Господь Иисус Христос сказал: «И видел Ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший же сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему. 178. По какому поводу Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, стоя на суде перед еврейским первосвященником? Перед еврейским первосвященником Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, когда в синедрионе собрались старейшины иудеев и книжники и с криком спрашивали Его: «Итак, Ты Сын Божий?», на что Иисус ответил: «Вы говорите, что Я». 179. Называл ли Господь Иисус Христос Себя также Единородным Сыном Божиим? Господь Иисус Христос называл Себя также Единородным Сыном Божиим в разговоре с тайным учеником Своим Никодимом ( Ин.3:16–18 ). 180. Что значит – «Единородный Сын Божий»? Название «Единородный Сын Божий» значит, что Господь Иисус Христос – единый и истинный Сын Божий, имеющий одинаковое естество с Богом Отцом. 181. Говорил ли Господь Иисус Христос о Себе, что Он был прежде сотворения мира? Господь Иисус Христос говорил, что Он был прежде сотворения мира на Последней Вечере словами, обращенными к Небесному Отцу: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин.17:5 ). 182. Какими еще словами открыл Господь Иисус Христос, что Он от вечности? Что Господь Иисус Христос от вечности, Он открыл это еще словами: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ). 183. Говорил ли Господь Иисус Христос, что у Него такое же естество, как у Бога Отца?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1. Поистине " когда умножился грех, стала преизобиловать благодать " (Рим. 5:20). Это выражает блаженный Павел и здесь, в начале послания к Евреям. Так как они, вероятно, были огорчены и изнурены бедствиями и, судя по этим обстоятельствам, считали себя ниже всех других (людей), то (апостол) внушает, что они получили гораздо большую и превосходнейшую благодать, и таким образом ободряет слушателей самым началом речи. Потому и говорить: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне " . Почему он не противопоставляет пророкам самого себя? Он был тем больше их, чем больше было вверено ему, - однако он не делает этого. Почему же? Во-первых, потому, что он не хотел говорить о себе что-нибудь великое; во-вторых, потому, что слушатели еще не были совершенными; и в-третьих, потому, что он желал более возвысить их и показать великое превосходство (нового завета пред ветхим). Он как бы так говорит: что великого в том, что (Бог) посылал к отцам нашим пророков? К нам Он послал самого Сына своего единородного. Хорошо он начал речь словами: многократно и многообразно, выражая, что и сами пророки не видели Бога, а Сын видел. Выражения: многократно и многообразно значат: различно. " Я " , - говорит (Бог), - " умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. " (Ос. 12:10). Таким образом, превосходство (нового завета пред ветхим) не только в том, что к тем были посылаемы пророки, а к нам Сын, но и в том, что никто из них не видел Бога, а Сын единородный видел. Впрочем (апостол) не тотчас высказывает это, но объясняет в дальнейших словах, когда говорит об (Его) человечестве: " Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой " ; и: " седи одесную Меня " (Евр. 1:5,13)? И заметь великую его мудрость: он наперед доказывает это превосходство пророчествами, а потом, когда сделал такую истину несомненною, сам объясняет, что тем Бог глаголал чрез пророков, а нам чрез Единородного. Если же тем (Бог говорил) и чрез ангелов, - ведь и ангелы беседовали с иудеями, - то и в этом мы имеем преимущество, так как с нами говорил Владыка, а с теми рабы, - потому что и ангелы и пророки - равно рабы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1602...

В Евангелии находится много изречений, в которых Спаситель называет Себя Сыном Божиим. Так, в беседе с Никодимом Он говорил: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Здесь Иисус Христос прямо называет Себя единородным Сыном Божиим. Особенно же ясно Иисус Христос указал на Свое божество во время суда над Собою. Первосвященник, как известно, вопросил тогда Господа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» И Господь ответил на это, что Он есть действительно Христос, Сын Божий. За это свидетельство первосвященник и старейшины иудейские осудили Спасителя на смерть как богохульника. Так Спаситель ту истину, что Он есть обетованный пророками Христос и Сын Божий, подтвердил Своею смертью. Подобно Богу Отцу и Дух Святой свидетельствует, что Иисус Христос есть истинный Бог. Об этом говорит апостол в следующих словах: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Значит, если святые апостолы свидетельствовали, что Иисус Христос есть истинный Бог, то это свидетельство производил в них Дух Святой, как и обетовал им Спаситель в словах: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Так Духом Святым и апостол Петр проповедовал о Христе, что «Он есть Сын Бога живого», и апостол Павел говорил, что во Христе обитает вся полнота божества телесно, и апостол Иоанн свидетельствовал, что Иисус Христос есть истинный Бог и жизнь вечная. Точно так же и ныне вся православная христианская церковь уже более 1900 лет утверждается в этом исповедании и будет держаться его вечно, ибо исповедание это производится в душах всех верующих Духом Святым. После всего сказанного становится понятно, как нечестиво учил некогда лжеучитель Арий, который утверждал, что Иисус Христос не есть истинный Бог, что Он не рожден из существа Бога Отца, а сотворен, и как истинно исповедание православной церкви, которая осудила Ария и во втором члене символа веры изложила веру «во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век… Имже вся быша».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В кратких словах св. Иоанн указывает на все земное служение Господа Иисуса Христа спасению рода человеческого. И мы видели: как бы так говорит: мы видели, как Иисус проповедал евангелие; совершал великие чудеса – исцелял больных, воскрешал мертвых, повелевал ветрам; как Он был свят и праведен, как пострадал от иудеев, был распят и умер на кресте; как Бог Отец свидетельствовал о Нем во время Его крещения на Иордане, на Фаворе, во время крестных Его страданий; как Иисус воскрес из мертвых, по воскресении являлся Своим ученикам и поучал их, и во славе вознесся на небо; мы видели славу Его, как Единородного от Отца, и свидетельствуем, что Отец послал Сына, Спасителя миру. Свидетельствуем, как очевидцы великого служения единородного Сына Божия спасению человеков. 15 . Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Так Богослов возводит мысли читателей к началу и основанию истинного совершенства и истинного счастья человеческого. Эту истину Сам Господ Спаситель раскрыл так: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). По учению Апостола, тот имеет истинную жизнь в Боге, в тесном единении с Ним, кто знает и исповедует, словами и делами, ту великую истину, что Иисус, Спаситель мира, есть единородный Сын Божий, посланный от Бога Отца на землю для спасения человеков. Это ведение и исповедание питают в человеке истинную любовь к Богу и человека соединяют с Богом. Чрез ведение и исповедание Бога Отца и Сына Его – Спасителя мира, человек душу свою открывает пред Богом, как источником света и всякого совершенства, и Бог, от полноты Своей благости, проливает в открытую пред Ним душу, как удобный сосуд, свет и силу Своей спасительной благодати. 16 . И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Что прежде сказал Апостол вообще, то теперь прилагает к себе и другим Апостолам, как несомненным свидетелям того, как Сын Божий совершил на земле искупление человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Все чрез Него начало быть. Все чрез Него начало быть. Не считай, говорит, Слово разливающимся в воздухе и исчезающим, но почитай Творцом всего умопредставляемого и чувственного. Но ариане опять с настойчивостью говорят: «как мы выражаемся, что дверь сделана пилою, хотя она тут орудие, а другой двигал орудием — мастер, так и Сыном все получило бытие, не так, будто Он Сам Творец, но орудие, подобно как там пила, а Творец есть Бог и Отец, и Он употребляет Сына как орудие. Посему Сын есть творение, на то созданное, чтобы Им все получило бытие, подобно как пила устрояется для того, чтобы ею производить плотнические работы». Так твердит лукавый сонм Ария. — Что же нам сказать им просто и прямо? Если Отец, как вы говорите, на то создал Сына, чтобы иметь Его орудием к совершению твари, то Сын честью будет ниже твари. Ибо как в том случае, когда бывает орудием пила, устрояемое ею честнее ее, так как пила сделана для изделий, а не они для пилы; так и тварь будет честнее Единородного, ибо для нее, как они говорят, создал Его Отец, как будто бы Бог и не произвел из Себя Единородного, если бы не имел намерения сотворить все. Что безумнее сих речей? — Для чего же, говорят, евангелист не сказал: это Слово сотворило все, но употребил такой предлог: «чрез»? Чтобы ты не помыслил, что Сын не рожден, безначален и противен Богу, для сего и сказал Он, что Отец все сотворил Словом. Ибо представь себе, что какой-нибудь царь, имея сына и намереваясь построить город, устройство его вверил сыну. Как тот, кто говорит, что город построен сыном царя, сына царева не низводит в раба, но показывает, что этот сын и отца имеет, и не один только, так и здесь евангелист, сказав, что все сотворено Сыном, показал, что Отец, так сказать, употребил Его посредником к сотворению, не как меньшего, но напротив, как равносильного и как могущего выполнить столь великое поручение. Скажу тебе и то, что если тебя смущает предлог «чрез» и ты желаешь найти в Писании какое-нибудь место, говорящее, что Само Слово сотворило все, то послушай Давида: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук» (Пс.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

вышая (соответственно понятию о Божестве) значение этого примера. Поэтому совершенно безупречно и без всякого унижения должно понимать изречение, что берет нечто от Единородного Дух Его: исходя чрез Него природно, как собственный Его, Он вместе со всем, что имеет совершеннейшим образом, называется приемлющим принадлежащее Ему (Сыну) ( Ин.16:14 ). 4–6. Дух хотя и есть собственный Дух Бога и Отца, нисколько не менее есть и собственный Дух Самого Сына, не как другой и отличный или отдельно в Каждом мыслимый и существующий, но так как Сын есть от Отца и в Отце по природе, будучи истинным плодом сущности Его, то и усвояет Себе по природе собственный Дух Отца, изливаемый (χεμενον) от Отца и подаваемый твари чрез Сына, не как служебный в каком бы то ни было отношении, или мыслимый в подчинении, но как изникающий из самой сущности (ξ ατς προκπτον τς οσας) Бога Отца и изливаемый на достойных принять Его чрез Слово Единосущное... Дух Отца является Духом Сына и Отца... и Сын дает Его как собственный Дух, но причине тожества сущности с Отцом... В Слове и через Слово (разумеется Сын) освящает и исходит Дух (ν κα δι’ ο τ γιζον εστι τε κα πρεισι πνεμα) ( Ин.17:18–19 ). 91 – 92. – Дух, будучи дыханием жизни, что вдунул Бог в лице человека при его творении ( Быт.2:7 ), не оставляет человеческую душу чуждою или лишенною божественной природы, так как она образована по образу Творца т.е. через Духа стала сообразною Образу Отца, т.е. Сыну, ибо чистым образом сущности Единородного является Дух, – таким образом все через Сына возводится к Отцу Его через Духа ib. 93 – Не другой отличный от Сына есть Дух Его, именно в отношении сущности, как и в Нем существующий и чрез Него исходящий ib. 102. Сын есть чистый образ (εκν κραιφνς) Отца, а природное подобие (μοωσις φυσικ) Сына есть Дух Его, поэтому, преобразуя как бы в Себя Самого человеческие души (через единение с ними), Он (Дух) начертывает в них божественный образ и отпечатлевает отражение Верховной Сущности ( Ин.17:20–21 ) 105. Откровение тайны Христовой людям совершается через Святого Духа, посланного от Отца во имя Сына, ибо как Христос (Сам) в нас Дух Его. А как Он есть Дух Христа и ум Его (1Кор.2:16), – не другое что отличное от Него, по отношению конечно природного тожества, хотя и представляется и существует особо (δως), то Он знает все, что в Нем (Христе), согласно (1Кор.2:11),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь говорится об Иоанне Предтече Христовом, который послан был приготовить людей к принятию Спасителя. Некоторые из современников считали Иоанна за Христа Спасителя. Здесь говорится, что он был только предтечею Спасителя, а не был Светом, т. е. Спасителем. «Свет», т. е. Сын Божий, просветитель и спаситель. Иоанн был послан «свидетельствовать о Свете», т. е. возвещать о Христовом пришествии и своею проповедью приготовлять людей к принятию Христа. Как понимать дальнейшие слова нынешнего Евангелия : «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотенья плоти, ни от хотенья мужа, но от Бога родились»? «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца!» Здесь говорится об Иисусе Христе. «Был Свет истинный», т. е. Иисус Христос – просветитель и спаситель мира, а не Иоанн. «Мир Его не познал», т. е. люди забыли Бога, Своего Творца. «Пришел к своим, но свои Его не приняли». «Свои» – это народ еврейский, в котором родился Сын Божий, сшедший с Неба для спасения людей. И Евреи не приняли Его, а еще распяли на кресте. «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделываться чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». «Соделываться чадами Божиими» – значит быть в близком отношении к Богу подобно детям к отцу, быть под особенным Его попечением, иметь свободный доступ к Нему и наследовать Царство Небесное. Рождение от Бога – это рождение в Таинстве святого Крещения, когда человек по вере в Спасителя очищается от грехов и получает право на вечное спасение. Когда Сын Божий стал плотью, родившись на земле от Пресвятой Девы Марии как человек, и обитал с нами, полный благодати и истины, то мы, – говорит Апостол, – видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иисус Христос имел славу, как Единородный Сын Божий. Слава эта во время земной Его жизни обнаруживалась в необычайной мудрости и святости, в воскресении из мертвых и вознесении на Небо. Иисус Христос был «полон благодати и истины», т. е. Он был преисполнен благодатными дарами Святаго Духа, делами любви и милосердия к людям. И от начала мира не было такого высокого, светлого и спасительного учения, какое возвестил Он людям. Он принес им истинное учение о Боге и спасении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010