«Приидите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся…» Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – так именуется великий праздник, который мы, православные христиане, чествуем 14-го сентября по нашему православному календарю. Но не только христиане, а и «вси языцы», то есть  все народы  призываются к поклонению благословенному древу Креста Господня. Почему же «все народы»? Что это? Фанатизм какой-то, как скажут современные умники, усиленно пропагандирующие сейчас равноправие всех религий. Нет! Не причем тут «фанатизм». Это – всего лишь  живая вера  в то, что Сын Божий Единородный, распявшись на кресте за нас, «искупил ны от клятвы законныя» – «избавил праотца нашего Адама от первородный клятвы» и тем спас происшедший от Адама весь род человеческий  от греха, проклятия и смерти. Разве не чувствуют не уверовавшие всем сердцем во Христа-Спасителя люди, как мучительно тяготеет над нами это тяжкое-претяжкое иго греха, проклятия и смерти?! Сколько страшного, чудовищного порою, зла в мире только оттого, что не все люди на земле стали истинными христианами, а особенно еще от того, что многие, приняв на себя имя «христиан», лицемерно носят это имя, отнюдь не являясь христианами  на самом деле! Сын Божий Единородный воплотился – Христос пришел на землю – для того, чтобы Своею смертью на кресте искупить  все человечество – всех людей,  а не только какую-то малую часть из них, предоставляя остальным погибать. Христианство, конечно, Христианство Истинное, предназначено Самим Творцом и Промыслителем нашим Богом для того, чтобы заменить собою все религии, бывшие до него, как единая Истинная, Богооткровенная Религия Креста. Как же можно, после этого, считать нормальным существование  наравне  с христианством других религий? Как можно говорить, что «Бог у всех Один»? Что же? разве Бог  разделился?  – Одним послал Христа, а другим нет? Абсурдность таких суждений, столь ныне модных, совершенно очевидна. И все же многие их повторяют, несмотря ни на что. Отчего это?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово в неделю святых отцов I Вселенского Собора. Как получить жизнь вечную ПРАВОСЛАВИE.RU ПРОПОВЕДИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА КАК ПОЛУЧИТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ Се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Ин. 17,3 Священническая должность моя побуждает меня в нынешний воскресный день побеседовать с вами о весьма важных предметах, которые необходимо нужно знать всем нам для благоугождения Богу и спасения душ наших. Ныне святая Церковь вспоминает святых отцов Первого Никейского Вселенского Собора, утвердивших истинное учение о Божестве Сына Божия, или о единосущии Сына Божия с Богом Отцом, против еретика Ария и его единомышленников, которые ложно учили, что Сын Божий не единого существа с Богом Отцом и якобы не Бог истинный, а сам сотворен Богом Отцом. Они, богохульники, хотели в самом корне и основании поколебать христианскую веру, ибо если бы допустить, что Иисус Христос не единосущный Сын Божий и не Бог истинный, то наше искупление и спасение было бы мечтой, мы были бы окаяннее всех человеков, ибо все были бы во грехах, без очищения и освящения, не имели бы надежды на воскресение из мертвых и на вечный живот. Святые отцы доказали всю нелепость этого еретического учения, ибо в самом деле невозможно было кому-либо, кроме единородного и единосущного Сына Божия, обновить растлевшее естество человеческое и очистить безмерные грехи его и никто другой, кроме единородного Сына Божия, не мог принести себя в жертву завесь мир и взять на себя грехи его. Еретики хотели чрез свое нечестивое учение отнять у людей надежду, прибежище, утешение, очищение, освящение, их силу и их славу, чем был и есть для всех верующих Господь Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/otco...

Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Читая службы Великой Субботы Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. 13 апреля, 2012 Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Приснопамятный Иосиф уготованный себе гроб оставляет Учителю и Господу. И мы вместе с благообразным старцем-учеником проследуем от камня помазания до святой Кувуклии — с этих пор святейшего места во вселенной. Будем петь достойное погребальное Удостоившему нас совершить великое священнодействие — предать земле Тело Создателя. Начинаем утреню и вновь слышим — теперь уже во второй части шестопсалмия — Христово свидетельство: Живот Мой аду приближися… положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней… посадил Мя есть в темных, яко мертвыя века . По мирной ектении слышим уже предвещающее победу Того, “в Ком мы все Бог Господь, и явися нам… Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества . И поются похвалы с 118-м псалмом. Совершенно ясно, что слова псалма по преимуществу относятся ко Христу, Единому неложно могущему сказать: “Раб Твой есмь Аз”. Похвальные же песни — о всём пережитом Господом, а с Ним и Матерью Божией, Иосифом, возлюбленным Иоанном. Оставим слушающих собственным духовным слухом внимать благоговейному плачу Церкви, переходящему к концу похвал в тихую пока, но уже несомненную радость победы. И вот оно, долгожданное свидетельство воскресения: Ангельский собор удивися . И далее канон Великой Субботы — Волною морскою , — водворяющий священный покой в предвидении немеркнущей славы Распятого, Умершего и Воскресшего: Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен . Последний гимн канона — полное торжество Христовой победы: Да радуется тварь… враг бо пленися ад… Адама со Евою избавляю… и в третий день воскресну .

http://pravmir.ru/chitaya-sluzhby-veliko...

198. Слово в день Преображения Господня (Говорено в Спасо-Вифанском монастыре августа 6-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1846 г. и в собрании 1848 г.) 1845 год Приидите любящие учение истины: любовь ваша ныне награждается и удовлетворяется совершеннейшим учением высочайшей Истины. Приидите и маловнимательные к учению, или недовольные несовершенством и недостоинством преподающих оное; возбудите ваше внимание: ныне можете слышать Учителя, Котораго достоинство безпримерно, и, конечно, так же превосходно должно быть и учение. От Фавора слышна проповедь не учителя церковнаго, не Апостола, не Пророка, даже не Ангела, но самого Бога Отца. «Се глас из облака, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Матф. 17:5 ). Учители церковные различают два вида спасительнаго учения: догматы и заповеди. Догмат есть Богом открытая истина, которой мы должны веровать для нашего спасения. Заповедь есть Богом данное повеление или правило, которое мы должны исполнять для нашего спасения. Сей самый состав учения представляет и небесная Фаворская проповедь. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих»: вот догмат! «Того послушайте»: вот заповедь! О догмате была проповедь Божественная еще прежде, на Иордане. И там был глас с небесе глаголя: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Mamф. III. 17 ). То была проповедь к первому проповеднику Новаго Завета, Иоанну Крестителю; и едва ли не один он в то время достаточно ее выразумел. Начинал он и сам проповедывать слышанное с неба, когда говорил о Иисусе: «Грядый свыше над всеми есть» ( Uh. III. 31 ), и еще: «Отец любит Сына, и вся даде в руце Его» ( Uh. III. 35 ): но проповедь Иоанна вскоре прекратилась, с его свободою и жизнию. Посему благопотребно то было для утверждения веры и благотворно для нашего неведения и маловерия, что догмат о Единородном Сыне Божием вновь проповедан с неба на Фаворе трем первейшим из Апостолов, как трем, по закону, достаточным свидетелям, уготовляемым во вселенские проповедники веры. Ибо, хотя им в то же время и было заповедано «никомуже поведати видения» Фаворскаго, «дондеже Сын человеческий из мертвых воскреснет» ( Mamф. XVII. 9 ): но, по миновании предела сего запрещения, они имели сие видение одною из непоколебимых опор своего свидетельствования о Божестве, силе и Славе Иисуса Христа, как о сем пишет Апостол Петр в своем предсмертном послании: «сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже Аз благоизволих! И сей глас мы слышахом с небесе сшедш, с Ним суще на горе святей» ( 2Петр. 1:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Беседа XXVIΙΙ. О втором члене символа веры. О втором лице Св. Троицы Сыне Божием И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. В нынешнюю беседу, братие, продолжим объяснение второго члена символа веры . В этом члене Господь Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным. Этим названием обозначается то, что Иисус Христос есть один только Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, потому есть единаго существа с Богом Отцем; и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые также называются сынами Божиими, но только не по существу, как Иисус Христос, а по благодати, т. е. по милости Божией. Наименование Иисуса Христа единородным взято в символ веры из Свящ. Писания. Евангелист Иоанн Богослов говорит: «Бога не видал никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). – Во втором члене символа веры о Сыне Божием сказано: Иже от Отца рожденнаго. Этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Все три Лица Святой Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, как вы знаете, совершенно равного Божеского достоинства, но между ними есть различие: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Словами Иже от Отца рожденнаго и указывается на личное свойство Сына Божия, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. В символе веры сказано еще, что Он рожден прежде всех век. Это сказано для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было, так как Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. – В символе веры сказано: Света от Света. Этими словами несколько изъясняется для нас непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света происходит свет видимый во всей вселенной: но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 20-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 23-я по Пятидесятнице Понедельник Лк, 52 зач., 10, 22—24 Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Нам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа. Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом — совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Это то, что мы слышим в Евангелии от Иоанна среди Пасхи: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И это то, что мы слышим в праздник Крещения Господня и Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ин. 10, 30). И «видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14, 9). Он пришел в мир, чтобы явить нам Бога. Здесь — сердце нашей веры. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5). «Спасение тех, кто не уверовал во Христа, — говорит святитель Феофан Затворник, — тайна Божия». И вера Церкви — в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь «за многих». Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далек от того, чтобы быть просто первым — по отношению ко второму и третьему. Он — «Первый и Последний» (Откр. 21, 6). Он — все.

http://moral.ru/20/

Слово III на Рождество Господне Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Вам, возлюбленные, хорошо известны и всегда были у вас на слуху обстоятельства, относящиеся к нынешнему празднику, но так же как неповрежденным очам этот видимый свет доставляет [великое] чувственное удовольствие, так и чистым сердцам приносит вечную радость Рождество Спасителя, которое мы никогда не должны обходить молчанием, хотя его и невозможно достойным образом изъяснить. Ведь мы верим, что слова [пророка] Рождество Его кто изъяснит? (Ис 53:8) 2 относятся не к тому таинству, в котором Сын совечен Отцу, но скорее к этому рождеству, когда Слово стало плотию (Ин 1:14). Итак, Бог и Сын Божий, равный Отцу и имеющий ту же самую природу от Отца и со Отцем, Творец и Господь вселенной, присутствующий всюду целиком и все целиком превосходящий, в чреде времен, которые идут по предначертанному Им плану, выбрал для Себя этот день, в который Сам родился от блаженной Марии во спасение мира при полном сохранении целомудрия Родившей, девственность Которой настолько же не пострадала от рождения, насколько не была осквернена зачатием. [Это произошло], чтобы исполнилось, как говорит Евангелист, реченное Господом чрез пророка Исайю: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф 1:22–23). Это чудесное рождение от святой Девы произвело на свет в одном Лице истинную человеческую и истинно Божественную природу, ибо обе сущности сохранили свои свойства не так, чтобы в них могло появиться различие лиц, и тварь была воспринята в единство со своим Творцом не так, чтобы Он был обитателем, а она обиталищем, но так, что одна природа теснейшим образом соединилась (misceretur) 3 с другой. И хотя одна — та, которая была воспринята, а другая — Та, Которая восприняла, различие обеих [природ] сошлось в такое единство, что Один и Тот же есть Сын, называя Себя меньшим Отца согласно тому, что Он есть истинный Человек, одновременно исповедует Себя равным Отцу согласно тому, что Он есть истинный Бог. И этого единства, в котором тварь соединилась с Творцом, не может разглядеть своим умственным взором ослепленная арианская ересь. Она не верит, что Единородный [Сын] Божий обладает единой со Отцем славой и сущностью, и воображает себе, что Божество Сына умаляется от того, что должно относиться к образу раба (Флп 2:7) , который в Нем не принадлежит отдельному или иному лицу, как показал это Сам Сын Божий, сказав от одного и того же [лица]: Отец Мой более Меня (Ин 14:28) , и: Я и Отец — одно (Ин 10:30).

http://pravmir.ru/slovo-iii-na-rozhdestv...

     Ступенями Великого Поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность! Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное - учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том - для чего нам дана жизнь. А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что все время должны бежать, сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический внешний. Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20,31). Крестная Жертва - это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва - это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12,27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5,8). Крестная Жертва - это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях - все человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? - вопрошает святитель Иоанн Златоуст. - Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

http://pravoslavie.ru/102046.html

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010