Первый образ Бога Отца есть Сын Божий. Об этом так пишет св. апостол Павел: Он (Сын Божий), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (Филин. 2, 6), и еще: Он есть сияние славы и образ ипостаси Его (то есть, Отца. Евр. 1, 3). Св. Василий Великий говорит, что " здесь подражательно есть образ, сие там естественно есть Сын " [ 1 ]. Этот не созданный, но рожденный образ Бога Отца, Единородный Сын Божий, невидим для чувственных очей человека. Но, конечно, Ангелы Божии, которые всегда видят на небесах лицо Отца небесного (Мф. 18, 10), видят и образ Отца - лицо Сына. Для нас важно то, что сам Бог Отец есть виновник первого вечного образа своего в лице Сына и что в самой Троице есть образ.Но вот невидимый образ Бога Отца, Сын Божий, воплотившись на земле, сделался видимым образом Бога невидимого (2 Кор. 4, 4; Колос. 1, 15). Об этом говорит и св. евангелист Иоанн: Бога не видал никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Иоан. 1, 18). Об этом свидетельствует сам Иисус Христос. Когда апостол Филипп на тайной вечери сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, - Господь отвечал ему: столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп. Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя, Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела (Иоан. 14, 8-10). Итак Иисус Христос есть образ Бога невидимого, во-первых, через учение свое, и во-вторых, через дела и по преимуществу чудеса. Когда мы видим Его на иконах исцеляющего больных, изгоняющего демонов, воскрешающего мертвых или воскресением победившего смерть, то через это видим и Бога Отца, совершившего такие дела через Иисуса Христа. И кто из христиан дерзнет утверждать, что поклоняющийся Сыну Божию во плоти служит твари вместо Творца, как апостол говорит об язычниках? Этого не дерзали говорить и иконоборцы. Богохульно назвать служителем твари того, кто поклоняется образу Бога невидимого - Сыну Божию во плоти, перед именем Которого, по тому же апостолу, преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Филип.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Провозвестники Божественного откровения . Такими провозвестниками откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; они приняли и проповедали людям начатки этого откровения; в полноте же и совершенстве принес на землю откровение Божие воплощенный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , и распространил его по вселенной через Своих учеников и апостолов. Апостол Павел в начале своего послания к Евреям говорит: Многочастне и мгогообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори ( Евр.1:1–2 ). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил 7 . Евангелист Иоанн пишет в Евангелии, что Христос сообщил людям полное познание о Троичном в лицах Боге, насколько оно может быть доступно ограниченному человеческому уму: Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил 8 . Сам Иисус Христос говорит: Никтоже знает Сына токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ). Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть 9 . О непостижимых для ума истинах веры, которые открыты Богом св. апостолам и чрез них проповеданы всему миру, ап. Павел пишет: Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и глубины Божия ( 1Кор.2:7,8,10 ). Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал. А нам Бог открыл это Духом Святым, ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Сверхъестественное и естественное откровение; недостаточность последнего . Откровение Божие, сообщенное людям чрез патриархов, пророков и принесенное на землю в полноте и совершенстве Сыном Божиим, называется сверхъестественным. Кроме того, Бог , от сотворения мира и доныне, давал и дает познание о Себе и чрез видимый мир, где как в открытой книге люди могут читать о Боге – своем Творце и Промыслителе, а также чрез богоподобную душу человека (его ум, волю и чувство). Такой способ Богопознания называется откровением естественным; но познание Бога из рассматривания видимой природы и сотворенных Богом вещей бывает несовершенно и недостаточно, так как без сверхъестественного откровения оно не может дать высоких и чистых представлений о Божестве и существенных свойствах Его; поэтому естественное Богопознание может служить только приготовлением к вере, или некоторым пособием к познанию Бога из того откровения, какое Сам Бог дал людям.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смотрим 4-ю главу. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить нас, находящихся под законом, дабы нам получить усыновление». И вот это усыновление даёт нам возможность обращаться к Богу как Отцу. Вот он дальше и говорит, что через это усыновление, «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». Раб не мог к господину своему обратиться со словами: «Авва, отче». Это мог сделать только законный сын. И вот мы были в состоянии таких рабов, что и к Богу-то обратиться не могли, как нужно обращаться: «Отче!». Вот теперь поймёте всё значение молитвы «Отче наш». «Молитесь же так» ( Мф. 6:9 ). Нет такой молитвы в Ветхом Завете. Нет, потому что там другие были имена. А вот имя «Отче» указывает на такую близость, которую мы утратили. «Боже отцов моих», «Боже отцов моих» (см. Исх. 3:13 ; Дан. 2:23 ). Вот заменители всё были. Стыжусь воззреть на небо, стыжусь призывать имя Твое (ср. Езд. 9:6 ). А уж об Отце и говорить не приходилось. И вдруг из уст Христовых даётся нам молитва: «Отче». Вот эту мысль и раскрывает Апостол Павел. Кто дал нам такую возможность? Господь, искупив нас от греха и от проклятья, которое над нами тяготело с момента грехопадения. И вот: а если ты не раб, но сын (вот ты и обращаешься теперь к Богу), «то и наследник Божий через Иисуса Христа». Вот это Слово Превечное, – Иоанн Богослов говорит, – «стало плотию (14-й стих смотрите) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» ( Ин. 1:14 ). Заметьте – не природу Его видели, а «видели славу». Тот ореол, в котором Бог живёт. Иоанн Златоуст скажет: смотрите, Апостол Иаков что говорит: «Бог во свете живет неприступном». Если Его свет, в котором Он обитает, называется «неприступным», то что же по своей природе представляет из Себя Бог? И сказать невозможно. Поэтому говорит: «Мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». И 18-й стих, если сразу перейти: «Бога не видел никто никогда [по Его природе], Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Вот это недро Отчее – это ведь только аналогия. Как младенец «в недре» – во чреве матери, так и Христос, представляется, как бы вышел из чрева Отчего. Но мы с вами не должны делать никакие сравнения, никакие аналогии придумывать, чтобы представить, как же произошло это рождение прежде всех век у Отца и Сына. Афанасий Великий снимает всю напряжённость вопроса одним словом: «О том знают только родивший Отец и рожденный Сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Это свидетельство Бог Отец повторил и во время Преображения на горе Фаворе ( Лк. 9:35 ). В Евангелии есть много изречений, в которых Спаситель называет Себя Сыном Божиим. Так, в беседе с Никодимом Иисус Христос прямо называет Себя единородным Сыном Божиим : «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (единственного), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Сын Божий и по Своим свойствам, и по Своим делам во всем подобен Богу Отцу и есть истинный Бог . Он, как и Его небесный Отец, вечен, т. е. не имеет ни начала, ни конца, Он есть, был и будет. Он всемогущ, вездесущ и всеведущ. Как на земле обыкновенно все живые существа имеют существо подобное своим родителям , так и Сын Божий, как рожденный от Бога Отца, имеет одно и то же существо, сущность, и потому называется Единосущным своему Небесному Отцу. Как от солнца рождается свет, видимый по всей вселенной, так рождается и Сын Божий от Бога Отца. Об этом подобии Иисуса Христа и говорится в Символе Веры в словах: «иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Иисус Христос Вседержитель. С иконы Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, иконописца середины 17 в. Симона Ушакова. С его работ начался решительный поворот иконописи к западному искусству. У ног Спасителя двое святых, имена которых, вероятно, носили заказчики иконы. Ангелы несут орудия страданий Христа Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть». Эти слова Евангелия читаются за литургией в Пасхальную ночь. Здесь под Словом разумеется единородный Сын Божий и потому эти слова иначе могут быть выражены так; в начале был единородный Сын Божий и единородный Сын Божий был у Бога и был Сам Бог. Он был в начале у Бога. Все произошло через Единородного Сына Божия и без Него ничего не было, что есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Бога никтоже виде нигдеже; единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» ( Ин.1:18 ). «Бога не видел никто никогда, единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». «Мы знаем, что мы от Бога... Знаем также, что сын пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного...» ( 1Ин.5:19–20 ). «...никто же знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и Емуже аще волит Сын открыта» ( Мф.11. 27 ). О Боге мы узнаем из Божественного Откровения, но есть мир, окружающий нас, есть наш разум, есть наша деятельность в этом мире. Спрашивается, неужели у нас нет других способов узнавать что-нибудь о Боге, кроме как из самого Откровения. Конечно, такие способы есть, и не зря ап. Павел в Послании Римлянам говорит о том, что «язычники неизвинительные», и указывает, что, видя Творение, нельзя не воздать славу Творцу. Ведь убеждаться в том, что есть Творец, можно и из естественного Богопознания. Если сверхъестественное Богопознание идет через Откровение, то естественное, возможное только при наличии сверхъестественного, – через наблюдение окружающего мира и нас самих. Наше знание о Боге дает нам возможность достойно чтить Его. Цитата из «Катихизиса»: «Человек может познавать Бога из рассматривания сотворенных от Бога вещей, но сие познание бывает несовершенно и недостаточно и может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию Бога из Его Откровения». «Невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» ( Рим.1:20 ), т. е. через творения мы можем судить о силах и Божестве Творца. Из речи ап. Павла в Афинском ареопаге: «Сотворил же есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному, уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне осяжут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегожда нас суща. О Нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян.17:26–28 ). Перевод: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем...» То, что Бог недалеко от нас, – это совершенно ясно, потому что действительно благодаря Ему мы с вами существуем, благодаря Ему мы направляемся и чувствуем благие цели, благодаря Ему многое совершается в нашей жизни. В этом отношении Бог близок. Но близость Бога не означает, что мы Его можем познать, а познавать мы Его обязаны и что-то можем из факта близости Бога нам узнавать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В другой раз Иисус Христос говорил иудеям: «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам». Но Бог Отец возлюбил Своего Единородного Сына от вечности, еще прежде основания мира. Следовательно, от вечности же Он показал Ему и все дела Свои. Посему истинно то, что Сын Божий принимал участие в деле творения мира. Истина эта имеет для себя ясное подтверждение в слове Божием. Так, апостол Павел в Послании к колоссянам, сказав, что Бог Отец ввел нас в царство возлюбленного Сына Своего, говорит затем о Сыне: «который есть Образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано». Из первого члена символа веры мы узнали, что все сотворено Богом Отцом. Теперь же изречение это научает нас, что Бог Отец все, что есть на небесах и на земле, сотворил через Сына Своего. На небесах находятся святые Ангелы, которые по различным степеням своего достоинства разделяются на несколько чинов, как то: престолы, начальства, господства, власти и прочие. На земле же обитают люди, животные, растения и прочие. И все эти творения призваны к бытию Богом Отцом чрез Сына Своего. Что в сотворении человека, например, участвовал и Сын Божий, этому уже научили нас слова, сказанные Богом Отцом перед его сотворением: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Мы уже замечали, что с этими словами Бог Отец обращался к Лицам, равным Себе, именно к единородному Сыну Своему и к Святому Духу. Точно так же в Послании к евреям говорится, что Бог Отец сотворил весь мир через Сына Своего. Изречение это читается так: «Бог – в последние дни сии говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез Которого и века сотворил». Той же высокою истиной, что Иисус Христос есть истинный Бог, и что Бог Отец чрез Него сотворил весь мир, и евангелист Иоанн начинает свое Евангелие, говоря: «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Здесь под Словом разумеется единородный Сын Божий, и потому слова эти иначе могут быть выражены так: в начале был единородный Сын Божий и единородный Сын Божий был у Бога и был Сам Бог. Он был в начале у Бога. Все произошло через Единородного Сына Божия и без Него ничего не было, что есть. Так, сотворение мира есть великое и непостижимое дело Божие, которое Бог Отец сотворил чрез Сына Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ибо так возлюбил Богмир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Опираясь на откровение, данное людям прообразно в Ветхом Завете и прямо – через Иисуса Христа, христианство учит, что Бог един в трех Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе (см. Мф.28:19 и мн. др.). См. также Антропоморфизмы в Библии, Благодать, Боговоплощение, Богочеловек, Космологический аргумент, Логос, Монотеизм, Обожение, Онтологический аргумент, Теизм, Телеологический аргумент, Трансцендентность, Троица. Боговоплощение – приход Христа во плоти на землю: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Предвечный Сын Божий, Бог Слово, пребывающий вечно с Отцом и Духом Святым, воспринял человеческую природу от Девы Марии (см. Ин.1:1–5:14 ), чтобы искупить и спасти человечество и примирить его с Богом. Став человеком, Иисус Христос жил на земле в определенном месте и в определенный момент истории – в I в. нашей эры в Иудее, бывшей тогда римской провинцией, в царствование императоров Августа и Тиверия и при управлении римского наместника Понтия Пилата. Сын Божий, бесконечный в Своей божественной природе, добровольно принял ограничения Своей человеческой природы, из-за которых испытывал голод, жажду, усталость, страдания и в конце концов был осужден на смерть и умер на кресте. Боговоплощение стоит в основе христианской веры: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога ( 1Ин.4:3 ). Воплощенный Сын Божий искупил Своими страданиями и крестной смертью род человеческий и Своим воскресением из мертвых даровал ему победу над смертью и вечную жизнь в Царстве Божием. Богочеловек – воплощенный Сын Божий, Спаситель, Мессия – Иисус Христос. По учению Церкви, Христос есть Божественное Лицо, обладающее в полноте двумя природами: божественной природой от Бога Отца и человеческой природой от Девы Марии. Таким образом, Сын Божий вечно сочетает две природы в Своей Божественной Ипостаси. Писание говорит об этом так: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ); «... Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Как же, — ведь (Сын) не творит, если не видит (Отца) творящим? Чьим делом хочешь ты считать солнце? Отца? Где же солнце Сына? Или Сына? Где же солнце Отца, на которое взирая, Сын сотворил другое такое же? И как устоит следующее изречение: и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3)? Если все — чрез Него, то в какое время могло бы произойти это разделение? Видишь ли, каковы мысли еретиков, как они запутывают сами себя, как ложь обличает сама себя? Вот, приведши их толкование, я показал, как оно опровергается само собою. Но я с удовольствием предложил бы им и такой вопрос: кто принял нашу плоть и вошел в девическую утробу? Скажи: Отец, или Сын? Не всякому ли известно, что Единородный Сын Божий? Так и Павел говорит: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп.2:5-7). И еще: Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону (Гал.4:4). И все Писание, как ветхозаветное, так и новозаветное, исполнено таких свидетельств, и сами дела возвещают, что воплотился Единородный, а не Отец. Итак, видев ли Отца воплотившимся, Сын воплотился? По-видимому, Он не воплотился бы, если бы не видел Отца воплотившимся, потому что Он не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего . Когда же Он мог бы видеть Отца сделавшим это? Ты не в состоянии сказать. Между тем не подумай, что это событие маловажное. Воплощение Единородного, снисхождение Его есть главизна нашего спасения. Прежде, нежели Он сделался человеком, господствовало зло, глубочайшая ночь покрывала все, везде были жертвенники и идольские капища, смрад, дым и потоки крови не только овец и волов, но и людей, — потому что приносили в жертву сыновей своих и дочерей своих бесам (Пс.105:37); и это делал такой народ, который имел пророков, получил закон, удостаивался созерцать Бога и был воспитан столь многими чудесами. Если же эти люди были таковы, то представь, в каком были состоянии прочие части вселенной, где люди были приводимы в неистовство бесами, предавались порокам, раболепствовали всем страстям, служили лесам, поклонялись камням, горам, холмам, лесистым долинам, деревьям, озерам, источникам и рекам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Преподобный Исаак Сирин учит, что даже в аду Господь не оставляет людей Своею любовью. Он говорит, что муки ада – это бичевание любви. Как это понять? Бичевание любви – это означает, что именно невостребованная Любовь , не услышанная нами любовь будет причинять нам вечные страдания. Итак, Господь на престоле, Сидящий на престоле, и сказано: «и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису…» ( Откр.4:3 ). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «В этом видении он говорит об Отце и поэтому не придает ему, как прежде говоря о Сыне, телесного образа, но уподобляет Его и сравнивает Его с драгоценными камнями. Яспис – камень зеленого цвета и означает Божественное естество, вечно цветущее, живоносное и питающее всех, ибо всякое семя от Него произращает траву, почему и страшно для противников». Итак, Сидящий видом подобен камню яспису, этому драгоценному камню зеленоватого цвета, который излучает радость весны. Бог Отец есть причина всего. Все существует из Него. Бог Отец безначальный, Он не имеет начала, нет никакой причины Его существования. Он самодостаточен. Сын вечно рождается от Отца. Дух Святой вечно исходит от Отца. Особенность Сына – это Его вечное рождение от Отца. Особенность Святаго Духа – это вечное исхождение от Отца. Отец Сам безначален. И вот эта неопределенность того, что есть Отец, раскрывается в словах: «видом был подобен камню яспису» . О Сыне Божьем сказано: «… Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Вот Сын, Он воплотился, не Отец воплотился, а Сын воплотился. Смотрите, что сказано в Евангелии от Иоанна, здесь есть такие слова – 1 глава, 18 стих: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Бога никто не видел никогда, вот почему в Откровении Сидящий на престоле Бог Отец видом подобен камню яспису. Вот эта неопределенность – камень яспис – это тайна непостижимости Бога, Которого мы можем постигать постольку, поскльку Он Сам открывает Себя нам в Сыне Своем. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(19) Сын от Девы спрашивал учеников своих, говоря: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого! (Мф. 16ел.). И когда одни отвечали одно, другие другое и высказывали догадку, что Он один из пророков, Он, не одобрив их, потому что они отвечали неверно, снова спрашивал: а вы, более других сведущие, за кого почитаете Меня? Тогда наилучший Петр, первоверховная глава апостолов, видя перед собой не чистое и бесплотное Слово, и не просто богоносного человека, но Сына Божия и Бога по природе, по природе ставшего Человеком, Который, однако, и в том, и в другом был одним Христом, говорит: Ты Христос, Сын Бога Живаго ( Ин. 16:16 ). Не сказал «Христос», без определенного члена 70 , но «Тот Самый Христос», чаемый, прорицаемый, и не ограничился этим, но прибавил: Сын Бога Живаго. Не сказал «сын», но «Сын», единородный, один, предвечный, и услышал [в ответ]: Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не кровь и плоть открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16:17 ). Ибо никто не знает Сына, кроме Отца ( Мф. 11:27 ). (20) И ученики, поразившись Божественному знамению хождения по воде, говорили: истинно Ты Сын Божий ( Мф. 14:33 ). Но если Он неподлинный и усыновленный, то не «истинно». Итак, предъявите обвинение блаженным ученикам. (21) Если одна природа Святой Троицы, и одно действие, и все в Ней общее, кроме ипостасей, а Бог Слово соединился с плотью, одушевленной разумной и мыслящей душею, отношением и действием, а не ипостасно, то ничуть не менее соединились с нею и Отец, и Дух Святой. Если же равно и одинаково соединение с плотью у Отца, и Сына, и Святого Духа, то пусть рожденный от Девы называется Отец, и Сын, и Дух Святой. Ибо почему такое выделение, чтобы Он назывался только Словом и Сыном Божиим? Если же только Сын имел с ним соединение по отношению к действию, то Сын будет инодействен относительно Отца и Духа Святого, что нелепо. Если же соединение произошло по ипостаси, ничего нелепого из этого не проистекает – ведь Сын иноипостасен по отношению к Отцу. (22) Блаженный Павел говорит: Один Бог Отец, из которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все ( 1Кор. 8:6 ). Почему же Иисус Христос ставится непосредственно за Отцом, и между Ними никого нет? Тогда куда же мы поставим Единородного, возведя на Его место человека, и притом, как вы говорите, Им управляемого и ради Него почитаемого? Если скажете, что, как Иисус родился в Вифлееме, но был наречен Назореем из-за поселения в Назарете, так и Бог Слово назван Человеком из-за вселения в человека, то значит, Он не стал ни плотью, ни Человеком, и неправильно было бы именовать Его не Человеком, но «плотским» и «человеческим», также как и «Назарейским» – ведь Христос не зовется Назаретом, но Назарейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010