2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Часть третья. Раздел II. О Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому [К Оглавлению] 1. Содержание учения о Боге Спасителе Бог, будучи премудр и всеблаг, после грехопадения не оставил человека на безвозвратную гибель, но предопределил спасти его от осуждения. Совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти, т. е. Искупление со всеми его предварительными действиями и со всеми его последствиями, называется Божественным домостроительством (греч. " oikonomia " — искусство управления домом, правила управления домом). Слово имеет библейское происхождение, встречается, в частности, в Еф. 1, 10; 3, 2-9 и в Кол. 1, 25. Тайна Божественного домостроительства во всей полноте для человеческого сознания недоступна, но Слово Божие открывает нам ее в той мере, в которой это для нас необходимо и спасительно. По Своей любви к человеку Бог от вечности благоволил избрать чрезвычайное средство спасения падшего человека через Единородного Своего Сына и Животворящего Духа Святого. Обетование в этом было дано прародителям сразу же после грехопадения в словах о семени жены, которое сотрет главу змия (Быт. 3, 15). В течение многих веков Бог приготовлял людей к принятию Искупителя. И когда пришла полнота времен, Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единстве Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершает дело Искупления человеческого рода от осуждения на вечную смерть, сообщая тем самым людям возможность бьгть чадами Божиими и наследниками Его Царства. Святый Дух, в свою очередь, Своею силою прилагает и усвояет людям спасительные плоды Искупления, совершенного Сыном Божиим. Для этой цели основана Церковь, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства, в первую очередь таинства. Завершение тайны домостроительства последует во Второе Пришествие Христово, после кончины мира и всеобщего воскресения мертвых. 2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

(II Всел. 7; Трул. 1, 75; Гангр. 21; Лаод. 7, 8; Карф. 2; Василия Вел. 1). Мы привели это правило, придерживаясь текста Афинской Синтагмы. Этот текст одинаков с текстом у Беверегия, тогда как в других, особенно новейших печатных изданиях, текст этот несколько иной. Так, в обоих русских синодальных изданиях (1843 и 1862 гг.), в издании Bruns (1839 г.) и в издании Pitra после ереси евномиан, упоминаются ереси аномеев и ариан, и в этих же изданиях, после слов о Никейском символе, текст гласит: " и да предается анафеме всякая ересь, и именно: ересь евномиан, аномеев, ариан или евдоксиан, полуариан " ... Мы сейчас увидим, что это прибавление нисколько не меняет общего смысла правила. Этим правилом отцы Константинопольского Собора дополняют свой символ веры, изложенный ими на соборе, и предают анафеме все ереси, особенно же упомянутые в правиле. На первом месте предается анафеме ересь евномиан, До половины IV века при рассмотрении учения о Св. Троице исключительное внимание обращалось на отношение второго Лица Св. Троицы к первому Лицу. Вопрос об отношении третьего Лица к первому и второму, Духа Святаго к Отцу и Сыну, не выдвигался. Ариане в своем учении не касались этого вопроса, так что Никейский Собор не имел особого повода говорить в своем символе о Св. Духе больше, чем: εοε ε ε ο ο. Но с течением времени арианство, стоя на отрицательной точке зрения в учении о Сыне, не могло уклониться и от вопроса о Св. Духе. Отрицая единосущность Сына с Отцем, необходимо было коснуться и вопроса об отношении Св. Духа к Отцу и Сыну. Мысль о некоем существе, являющемся посредником между Богом и миром, могла еще иметь в себе хоть некоторую тень возможности, как это учили о Сыне; но определить место Св. Духа среди Лиц Св. Троицы, отрицая Его божество, нельзя было иначе, как считая Св. Духа еще более подчиненным членом Св. Троицы, чем Сын. Это и объявил Евномий, епископ кизикский около 360 г., провозгласивший, что Дух Святый по порядку и по своей природе является третьим, что Он сотворен по воле Отца и при участии Сына и должен быть почитаем на третьем месте, как самый первый и величайший среди сотворенных и притом как единственный, которого Единородный сотворил таким образом; но он не есть Бог и не имеет в себе силы творить От этого Евномия получили свое имя еретики евномиане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1313...

   2. Владыка Христос, Единородный Сын Божий, по Своей воле, — не по необходимости, — восшед на Крест, и распростертием Своих рук защитив всякую тварь, и посрамив все невидимыя и лукавыя силы Страстью Своего Тела, изволил, чтобы Его святая Плоть вкусила тридневную смерть ради спасения всей природы, дабы в силу ея (Своей смерти) даровать Воскресение умершему человеческому роду; и, вот, склонив святую Свою главу, Он велел смерти, как служанке, приступить к Его Плоти; и немедленно же, точно рабыня, пришла смерть, служа Владычнему повелению и, приняв Тело, которое получило повеление взять, она задержала Его (в своей области). И, вот, в то время, как Его Тело, страшное для Херувимов и трепетное для Серафимов, удерживалось смертью, какь это пожелал Господь Тела, а Душа Спасителя приняла на себя проповедь благовествования душам (бывшим в аду) их искупление, — и никоим образом Божественная Его природа не отделилась от Его человеческой природы после соединения их (в Его Воплощении), но и на небесахь было и в гробу безстрастно пребывало, сохраняя нетленным Свое одеяние (т. е. воспринятую Им плоть), потому что таким образом совершалось дело Домостроительства, — тогда Иосиф, некий знатный и богатый муж, носящий имя по Аримафеи, ставший учеником Распятаго, приступил к Пилату, моля его и говоря: «Сию просьбу я приношу тебе об Умершем, оклеветанном врагами; во время же Страданий Его, покинутом друзьями. Я молю о Мертвом, не имевшем ни золота, ни серебра, ни войск, ни споборников, ни копьеносцевь, никого — за исключением лишь бедной Матери, Которая была богата тем, что имела Его Сыном. Я приношу моление о Мертвом, добровольно приявшем смерть: потому что если бы Он не пожелал, Он бы не умер. Итак, пусть уже Он будет снят с Креста, Он, Который отнюдь ни вь чем не имел вины, благодеяние же оказывал безчисленному множеству людей. Окажи мне милость, больше которой и не можешь оказать; милость окажи мне, которая меня, приемлющаго ее, делаеть блаженным. Даруй мне Животворящаго Сего Мертваго, дабы, прияв Его, я предал Его земле. Даруй мне треблаженное Тело, которое, увидев умершим, тварь восплакала. Даруй мне треблаженное Тело, которое, видя бездыханным, храм разорвал свою завесу. Даруй мне Тело, по причине котораго камни раскололись, своим расщеплением выражая свою скорбь. Я облобызаю язвы святых рук, которыми были исцелены язвы моей души. Осяжу оное пречистое ребро, из котораго истекли таинственная Кровь и Вода возрождения. Пусть мои руки похоронят Того, Кто имееть разорвать узы смерти. Пусть грешные пальцы позаботятся о Совершителе всякой правды и наставления. Прикоснусь к безгрешной плоти, к которой всякий с верою прикасающийся — треблажен. Предпошлю в гробницу Того, Кто имеет отверсть могилы умершим. Я проведу для усопших Источник Воскресения. И для держимых в аду я зажгу светильник Воскресения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3051...

Благоговейнейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага. Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрания, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один - за то, что притеснял увечных и бедных, другой - за то, что обнажил меч на свою мать, а третий - за то, что через свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелает самому злому врагу. Но о таких людях я не стану говорить много, дабы мои слова не переступили ту меру, какую указал Господь и учитель, а также и отцы. Нельзя никому избежать невежественной дерзости злых людей, какой бы кто ни избрал образ жизни. Они, у которых уста полны клятвы и горечи (Пс.35:4; 13:4), дадут ответ Судии всех. А я обращусь опять к тому, что более всего прилично мне: и теперь тебе, как брату в Господе, напоминаю, чтобы ты в поучительных словах своих со всякою внимательностью предлагал народу учение веры и имел в мыслях, что соблазнить и единого из меньших, верующих во Христа, заслуживает непощадный гнев Бога. И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины? Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями. Так святой и великий Собор изрек, что единородный Сын Бога Отца, родившийся от существа Его, Бог истинный от Бога истинного, свет от света, которым Отец все сотворил, сошел с небес, воплотился и вочеловечился, страдал, воскрес в третий день и восшел на небеса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/654/...

Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Якорь нашей надежды Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя» (ст. 13–14). Этими словами апостол Павел напоминает нам о том, как Господь Самим Собой поклялся Аврааму, что от него произойдет праведный Исаак (Аврааму в то время было сто лет, а его супруге Сарре — девяносто). Авраам принес в жертву Богу единородного возлюбленного сына, про которого и дано было ему обетование (см. Евр. 11:17–19) , — принес не на деле, но внутренне, своим произволением, и он на самом деле заклал бы Исаака, если бы его не остановил ангел Божий. После этого Бог обещал, что от Авраама произойдет великий народ. Мы видим это сбывшимся сейчас, а в то время Авраам был странником в земле обетованной и тогда казалось немыслимым, что от него произойдет израильский богоизбранный народ, от одного человека — миллионы. Это сбылось, потому что по вере Авраам стал отцом многих народов, а вернее — единого народа, нового Израиля, то есть всех православно верующих, где бы они ни жили и на каком бы языке ни говорили. Ведь язык — не только звучание слов, но и единство понятий, единое отношение к действительности. И это единое евангельское отношение к действительности через Откровение дано всем людям, исповедующим Христа, на каких бы языках они ни говорили. Апостол Павел, желая уверить нас в том, что если Господь что-то обещал, то это обязательно исполнится, приводит нам этот пример, чтобы и мы, подобно Аврааму, ждали исполнения обетования. Если Бог клялся Самим Собою, значит, клятвы Своей не нарушит, потому что нет большего, чем Он мог бы поклясться. Не думайте, что Авраам увидел исполнение только того обещания, что от него родится Исаак. Если бы мы, подобно саддукеям, не верили в загробную жизнь, то, конечно, могли бы сказать, что Авраам не знал всего того, что происходило после его смерти. Но Спаситель говорил про него: «Отец ваш рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (см. Ин 8:56 ). Эти слова возмутили иудеев, а нас должны исполнить веры. Совершенно ясно, что Авраам возрадовался духом, оттого что увидел исполнение обетования: от Авраама произошел богоизбранный народ, а в этом народе, от семени его, воплотился Сын Божий, от Которого произошел уже новый Израиль, народ христианский.

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

Бог сокрытый и явленный Митрополит Каллист (Уэр) о том, что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? 30 апреля, 2015 Митрополит Каллист (Уэр) о том, что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Предлагаем вашему вниманию перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра) «Бог сокрытый и явленный: апофатический метод и различие между сущностью и энергией», опубликованную в журнале Eastern Churches Review в 1975 году. Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Прежде чем начать дискуссию о Божественных откровениях, необходимо рассмотреть не только такие аспекты, как значение Священного Писания и его место в Священном Предании, но и ответить на следующие основополагающие вопросы: что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Насколько его внутренняя природа открыта человеку? Каким образом Он познаваем для человеческого разума и как Он навсегда остается непостижимым? В основе учения Православной церкви о Боге всегда лежала антиномия. То, что апостол Павел сказал о христианах, можно также отнести, правда, в несколько другом ракурсе, и к самому Богу: Он «неведом, но хорошо известен» (2 Кор 6:9). Бог есть «Нечто Совершенно Другое», что находится над творением и за его пределами, Он трансцендентен и недостижим. Но в то же время благодаря Своему созидательному откровению, этот же Бог имманентен миру и понятен человеку – говоря словами Николая Кавасилы, «более наша часть, чем руки и ноги, и более необходим для нас, чем сердце». Этот парадокс лежит в основе любого христианского опыта: Бог есть mysterium tremendum ( лат., букв. «таинство, вызывающее трепет» — Прим. пер.), но человек призван встретить Его лицом к лицу; Бог непостижим, но святые имели с Ним личностное общение. Эвелин Андерхил выразила это в своей книге «Вероисповедание» фразой «близость, но несхожесть Бога». Этот парадокс Бога скрытого, но в то же время явленного ясно показан в Новом Завете. В Соборном Послании Иоанн Богослов, с одной стороны, говорит, что «Бога никто никогда не видел» (1Ин 4:12), а с другой – что «мы… увидим Его как Он есть» (1Ин 3:2). Эти два утверждения апостол объединяет в одно предложение, когда говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отцем, Он явил» (1Ин 1:18).

http://pravmir.ru/bog-sokryityiy-i-yavle...

Второе послание к клиру и народу города Константинополя Епископ Лев и святой собор, который составился в городе Риме, клиру, достопочтенным мужам и народу, находящемуся в Константинополе. Хотя великая скорбь поражает нас, при воспоминании того, что сделано в Ефесе на соборе священников, потому что, как поведает единогласная молва и как подтверждает самое положение дел, там не было соблюдено ни правило справедливости, ни благочестие веры: впрочем мы радуемся за ревность вашего благочестия и в возгласах святого народа, образцы которых дошли до нас, похваляем общее усердие всех вас; ибо у добрых сынов пребывает и живет справедливая любовь к своему наилучшему отцу; и вы не допустите, чтобы с какой либо стороны было повреждено просвещение кафолического учения. Без всякого сомнения, как открыл вам Дух Святый, те приобщаются заблуждению манихеев, которые отрицают, что единородный Сын Божий воспринял истинного человека нашего естества и все Его телесные действия хотят принимать за призрак одного подобия. Дабы вы не имели сочувствия этому нечестию в ком бы то ни было, мы отправили уже к вашей любви, чрез сына моего Епифания и Дионисия — нотариусов римской церкви, увещательные послания, в которых мы охотно представили вам требуемое вами утверждение, дабы вы не сомневались, будто мы отказываем вам в нашей отеческой заботливости, и что мы всеми мерами стараемся о том, чтобы, при содействии милосердного Бога, низложить все соблазны, которые произведены людьми нечестивыми и безразсудными. И пусть не дерзает обольщать себя своею священническою почестию тот, кто побежден нечестием мысли, достойной проклятия. Ибо, ежели неведение едва терпимо в простых людях: то во сколько раз более оно является незаслуживающим ни извинения, ни снисхождения в тех, которые начальствуют, особенно же, когда они начинают защищать вымыслы превратных мнений и вовлекают в единомыслие с собою, или обманом, или ласковостию, некоторых неразсудительных? Такого рода люди отвергаются от святых членов тела Христова, и кафолическая свобода не должна допустить, чтобы на нее возложено было иго неверных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3585...

Говорить о Духе Святом значит говорить о Боге, потому что и Дух Бог. А Бога никто никогда не видел (Ин.1:18), и видеть никто не может (1Тим.6:16), говорят Иоанн и Павел, достигшие высоты богословия и верные охранители его. Следовательно, и говорить нельзя ничего никому от себя о Святом Духе, Боге недоведомом, недоступном не этим только чувственным очам, а и мысленным и разумным. Потому что если любящим Бога приготовлены блага, которых не только изречь невозможно, но совершенного понятия о коих нельзя достигнуть или представить или вместить ни очам, ни ушам, ни сердцу, то есть уму, высшей силе души (1Кор.2:9, 2Кор.12:4); ибо что сердце в теле, то ум в душе, так как то и другое есть охранение и начало жизни, свойственной телу и душе; то тем более высшее всех возможных благ Благо, Бог, скроется в мраке (Пс.17:12) непостижимости, как уже сказано и блаженным Давидом. Совсем никто ничего не скажет от себя о Боге, или Отце, или Сыне, или о Духе, или сказавши так ни в чем не заслужит доверия. А сами богословы говорили о Боге, и мы, слышавшие от них и принявшие, говорим несомненно только то, что единородный Сын, сущий в недре Отчем, быв с нами самолично нам явил (Ин.1:18); а к сему и то, чему после Него пришедший Утешитель, Дух истины, научил пророков в древности, а потом и апостолов, и сих наставил, по предречению Самого единородного Сына, на всякую истину (Ин.14:26; 16:13). Посему и ныне должно говорить о Всесвятом Духе, как и многими иными прежде нас и нами часто высказано, не от чрева своего вещая, не басням каким вымышленным и убеждению мудрости человеческой, недостойно Духа, последуя, а только отверзая уста и притом данные нам от Иисуса Слова (Лк.21:15), и чрез Него исполнившись Духа Божия, ничего больше не станем говорить, как, услышав, скажем с Пророком (Пс.84:9), что сказал нам Господь Бог чрез Евангельскую проповедь, апостольские вещания и научения, соборные и отеческие учения и постановления для утверждения благочестия и ниспровержения нечестия, которое вдруг возмутило сердца латинян против Духа, а лучше против всецелого Божества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/574/...

ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие есть радостная весть о СПАСЕНИИ человека от ГРЕХА, ПРОКЛЯТИЯ и СМЕРТИ Евангелие есть с самаго имени всерадостная весть; оно проповедует всему миру Христа Спасителя мира, Который пришел взыскати и спасти погибшаго. Слышите, вси грешники погибшие, слышите сладчайший глас Евангелия! оно вопиет всем нам: «прииде Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго». Страшно нам быть во грехах пред Богом: Евангелие проповедует, что грехи нам отпущаются имени ради Христова, и что Христос есть наше оправдание пред Богом. В Тебе, Спасе мой, Иисусе Сыне Божий оправдаются: Ты моя правда и освящение. Страшно нам быть во гневе у Бога: Евангелие проповедует, что Христос нас примирил Богу, и пришед благовестил всем мир, дальним и ближним. Страшна нам клятва законная, ибо вси мы грешники; она и временному и вечному наказанию грешника подвергает: Евангелие проповедует, что «Христос искупил нас от клятвы законной, быв по нас клятва». Страшна нам смерть: Евангелие проповедует, что Христос есть наше воскресение и живот. Страшна нам геенна и ад: Евангелие проповедует, что Христос избавил нас от ада и всего того бедствия (5:216) (также, 3:18, см. РАДОСТЬ , 785). Вся сила Евангелия вкратце: Бог послал Сына для спасения человека Видишь здесь всю святаго Евангелия Христова силу вкратце: Бог возлюбил мир, которым прогневан был, огорчен; послал Сына Своего в мир не судити миру, прогневавшему и огорчившему Бога Создателя своего, но спасти. Се есть Евангелие!... (5:82). Что есть Евангелие Под именем Евангелия разумеется вси милостивыя и радостныя Его нам обещания, или уже исполнившиися, как-то: о пришествии Христа Сына Божия, Который уже пришел и великое спасения нашего дело совершил, – или еще исполнитися имеющиеся, как-то: общее воскресение и живот вечный верующим во Христа. Евангелия вся сила и сокращение означается от Христа в сих словах: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ) (2:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010