И, наконец, последнее, все собою увенчивающее, все обнимающее откровение: этот Господь, этот Христос, Которого послал Бог в мир, как Свою любовь и Свое спасение, – есть Сын Божий Единородный. Я нарочно говорю – откровение. Ибо все остальные слова: Господь, Христос, Помазанник – мы находим в истории спасения, они все еще могут быть ограничены человеческим, тварным. Но явить во Христе Сына Своего Единородного может только Бог, только Отец. И в день, когда Иисус Христос приходит креститься у Иоанна Предтечи, в смиренном послушании Богу, Бог открывает эту тайну нам: И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане. И когда выходил из воды, увидал Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:9–11 ). Тут кончается спор. Ибо не с кем спорить. Здесь тайна, а о тайне не спорят, ее открывает нам Бог. Он не нуждается ни в «утверждении», ни в оправдании. Вся история мира, история спасения вела к этому Божественному Откровению, к этому дару любви и света, и всякий, кто от света, приемлет их. Христос есть Сын Божий, Христос есть Бог. И мы верим в это, потому что мы верим Отцу и верим Христу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Символ веры прибавляет: «в Сына Божия Единородного». Это значит, что Христос – Сын Божий не в том общем смысле, в каком все люди, поскольку сотворены они Богом, могут быть названы детьми Божьими, а в смысле единственном и исключительном слова единородный, т.е. единственный, один, – не сотворенный, а рожденный от Отца прежде всех век. Так учил Христос о Себе, и эту веру мы принимаем от Него. Мы верим Ему. И в этой вере Бог перестает быть отвлеченной идеей. Он раскрывается как Отец Сына своего единородного, потому что Он вечная Любовь к Сыну, вечная радость о Нем, вечная Ему самоотдача: Отец любит Сына, – говорит Христос, – и все отдал Ему ( Ин.3:35 ). Также и Сын: вечная любовь, послушание, вечная самоотдача любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

И, наконец, последнее, всё собою увенчивающее, всё обнимающее откровение: Этот Господь, Этот Христос, Которого послал Бог в мир как Свою любовь и Свое спасение, есть Сын Божий Единородный. Я нарочно говорю: откровение. Ибо все остальные слова: Господь, Христос, Помазанник – мы находим в истории спасения, они всё еще могут быть ограничены человеческим, тварным. Но явить во Христе Сына Своего Единородного может только Бог, только Отец. И в день, когда Иисус Христос приходит креститься у Иоанна Предтечи, в смиренном послушании Богу, Бог открывает эту тайну нам: И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна во Иордане, и когда выходил из воды, увидал Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тут кончается спор. Ибо не с кем спорить. Здесь тайна, а о тайне не спорят, ее открывает нам Бог . Он не нуждается ни в «утверждении», ни в оправдании. Вся история мира, история спасения вела к этому Божественному Откровению, к этому дару любви и света, и всякий, кто от света, приемлет их. Христос есть Сын Божий, Христос есть Бог. И мы верим в это, потому что мы верим Отцу и верим Христу. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Символ веры прибавляет: «в Сына Божия Единородного». Это значит, что Христос – Сын Божий не в том общем смысле, в каком все люди, поскольку сотворены они Богом, могут быть названы детьми Божьими, а в смысле единственном и исключительном слова «единородный», то есть единственный, один, – не сотворенный, а рожденный от Отца прежде всех век. Так учил Христос о Себе, и эту веру мы принимаем от Него. Мы верим Ему. И в этой вере Бог перестает быть отвлеченной идеей. Он раскрывается как Отец Сына Своего Единородного, потому что Он – вечная Любовь к Сыну, вечная радость о Нём, вечная Ему самоотдача: «Отец любит Сына, – говорит Христос, – и всё отдал Ему…» Также и Сын: вечная любовь, послушание, вечная самоотдача любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

равный Отцу в всех божеских совершенствах, как истинный Бог по существу Своему едино с Богом Отцем. Сей единородный Сын Божий в начале был у Бога, и по воле Отца все через Него сотворено, как благовествует Богослов: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу; вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:1, 3 ). Единородный Сын Божий, от вечности предопределенный быть Спасителем мира, в определенное время пришел в мир, восприняв наше человеческое естество со всеми его немощами, кроме греха, и совершил спасение человеков, – пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, а потом воскрес, вознесся на небо и ниспослал от Отца Всесвятаго Духа Утешителя в день пятидесятницы и всегда ходатайствует о людях перед Богом Отцем, усвояя Свои искупительные заслуги всем истинно верующим в Него, к их освящению и спасению. Единородный Сын Божий Иисус Христос, по обетованию Своему, благодатно всегда пребывает в устроенной Им на земле церкви и есть единая верховная Глава её, с которой все истинные христиане тесно и неразрывно соединяются, как ветви с лозой, как члены тела со своей главой. Единородный Сын Божий Иисус Христос, по данной Ему от Отца власти, при скончании мира приидет судить живых и мертвых; и тогда, совершив праведный суд над всеми, воздаст каждому по делам, яже с телом содела, или блага, или зла ( 2Кор. 5:10 ), и одни, за добрые дела, получат вечное блаженство, а другие, за пороки и беззакония, будут ввергнуты в огонь вечный, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов ( Мф. 25:30 ). Говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и слова: «Святаго Духа» обращают нашу мысль к третьему Лицу Святой Троицы. Дух Святый – от Отца предвечно исходящий и единосущный Богу Отцу и Сыну, истинный Бог – в начале, вместе с Отцем и Сыном, творил сей мир, как сказано в книге Бытия: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт. 1:2 ), и у псалмопевца: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их ( Псал. 32:6 ). Дух Святый, везде сый и вся исполняяй, по воле Отца, промышляет о всем мире и в особенности о человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

будут мне нужны при объяснении 3-го члена Символа веры . Почему Спаситель называется единородным Сыном Божиим? Что открыл нам Бог о времени рождения Спасителя? Как говорит об этом 2-ой член Символа веры ? Назовите мне божественные свойства Сына Божия, указанные во 2-м члене? Итак, вы знаете, что Сын Божий пребывал вечно с Богом Отцом и Богом Духом Святым. И вот вечный единородный Сын Божий пришел на землю, чтобы Своей Пречистой Кровию омыть наши грехи. Сын Божий и до Рождества Своего был на земле и повсюду, но был, как Бог, невидим. А в праздник Рождества Христова мы вспоминаем, как Бог Сын родился на земле от Св. Девы Марии, родился как человек. Вспомните, что сказал архангел Гавриил Деве Марии, когда пришел возвестить Ей благую весть. Он сказал: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами... Ты родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус... Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... тем же и рождаемое Свято наречется Сыном Божиим. Архангел Гавриил сказал Деве Марии, что от Духа Святого и от Неё Девы Марии родится (как человек) Сын Божий. Для чего сошел Сын Болий на землю? Мы знаем, что Сын Божий вездесущ; отчего же мы говорим, что Он сошел на землю? От кого родился Спаситель на земле? Из Евангелия видно, что Иисус Христос, как человек, чувствовал и голод, и жажду, и усталость. Он страдал на кресте и умер как страдал и умер бы всякий человек. Но вместе с тем Спаситель был и Богом. Он страдал и умер, но через три дня, как Бог, воскрес; когда Он беседовал с окружающими, то видел все их помышления. Не можете ли вы сами указать мне несколько примеров из Евангелия, из которых видно, что Иисус Христос на земле был не только человеком, но и Богом? Мы веруем, что единородный Сын Божий для нашего спасения сошел на землю, т. е. родился на земле, как человек, от Святого Духа и Девы Марии, и сделался истинным человеком, не переставая быть Богом. Для чего сошел с неба единородный Сын Божий? Как понимать слова: сошел с неба? От кого родился Сын Божий, как человек? Веруя, что Иисус Христос – истинный Бог и вместе с тем подлинно человек, как мы Его называем? Это третий член Символа веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6. Поэтому, веруй во Иисуса Христа, Сына Бога Живаго, и Сына Единородного, по сказанному в Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:16 ). И еще «верующий в Него не судится» (18), «но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5, 24); «а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан. 3:36 ); потому что не уверовал в Сына Божия Единородного (18). О Нем-то свидетельствуя, Иоанн сказал: «и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Иоан. 1:14 ). Трепещущие демоны говорили: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус» ( Лук. 4:34 ), «Сыне Бога Всевышнего» (Марк. 5, 7)? 7. Поэтому, Рожденный от Отца есть Божий Сын по естеству, а не по присвоению. «Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (7 Иоан. 5:1 ); а уничижающий Рожденного наносит оскорбление Рождшему. Когда же слышишь о рождающем Боге, не унижайся до понятий плотских, и не предполагай рождения телесного, чтобы не впасть в нечестие. Бог – Дух, и рождение духовно. От тел всегда и рождаются тела, и рождающим телам потребно посредство времени; в рождении же Сына от Отца не посредствует время. Здесь рождаемое рождается несовершенным, а Сын Божий родился совершенным. Что Он теперь, тоже и в начале, родившись безначально. Мы, родившись из младенческого неведения, переходим в состояние разумности. Рождение твое, человек, несовершенно, по мере преспеяния бывает и приобретение. Не так представляй себе рождение Сына Божия, и Рождшего не обвиняй в немощи. Ибо, если родил несовершенного, и Сын со временем приобрел совершенство, то Рождшего обвиняешь в немощи. Как скоро время даровало что-либо впоследствии, то, по словам твоим, не даровал сего Родитель в начале. 8. Поэтому не полагай, что рождение Сына Божия есть человеческое, и Отец родил Его, как Авраам Исаака. Ибо Авраам родил Исаака, но родил его, не каким сам восхотел, а каким даровал Иный. Когда же рождает Бог Отец, нет места ни неведению, ни рассуждению. Сказать, что не знал Он Рождаемого – величайшее нечестие; и сказать, что долгое время рассуждал и впоследствии соделался Он Отцом – столь же нечестиво. Бог не был прежде бесчаден, и не впоследствии, со временем, стал Отцом, но всегда имеет Сына, родив Его не как человек рождает человека, но как ведомо Ему Одному, прежде всех веков Рождшему истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Через Свое Божественное Слово Божественный Ум раскрывает Себя человечеству. «Когда Бог Всемогущий сотворил человечество Своим собственным Словом, Он увидел, что они, вследствие ограниченности своей природы, не могли иметь знание своего Творца, Невещественного и Несотворенного, – говорит св. Афанасий Великий . – Он сжалился над ними и не оставил их без познания Себя, чтобы их существование не оказалось бесцельным. Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше, чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей, и почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию. Почему? Просто, чтобы через этот дар Богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью» 20 . Божественное Слово является Сыном и Богом Воплощенным – Иисусом Христом: У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор. 8:6 ), ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол. 2:9 ). Божественное Слово именуется в Священном Писании Единородным Сыном (греч. ο μονογενησ υιοσ) Божьим: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. ( Ин. 3:16 ); И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ); Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:18 ). Само наименование «единородный сын» употребляется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Слово «единородный» (греч. monogenesis) состоит из двух частей monos – «один, единичный» и genos – отпрыск, потомок (отсюда genesis – «рождение»), что вместе говорит о единственном в своём роде, уникальном и неповторимом рождении и родстве. Это прекрасно разъясняет св. Кирилл Иерусалимский : «Теперь, когда ты слышишь, Сына , не разумей Сына усыновленного, но естественного, Сына Единородного, Который не имеет у Себя другого брата. Единородным Он называется потому, что по Божественному достоинству и рождению от Отца не имеет брата… Итак, Он есть Сын Божий по естеству, не по усыновлению, рожденный от Отца» 21 .

http://azbyka.ru/uchenie-o-svyatoj-troic...

Впрочем, интерпретация о. Дмитрия скорее решает вопрос о правильном чтении. Нас же интересует не столько этот вопрос, ответ на который, похоже, навсегда останется открытым, ведь с эпохи Карла Лахмана библеистику интересует не столько поиск утраченного оригинала, сколько история бытования текста Священного Писания. А в данном случае важна не столько история этого библейского разночтения, сколько рецепция одного из вариантов. Поэтому решение в пользу более позднего, но зато более церковного типа текста, для нас не существенно. Следует признать, что чтение Единородный Бог в текстах, принадлежащих апостолу Иоанну, и в целом в корпусе Нового Завета представляет собой гапакс , т. е. единичный случай, исключение. Само прилагательное Единородный встречается неоднократно с двумя основными значениями: 1) в значении «единственный (unicus) сын/единственная дочь» — у Луки трижды; в Послании к евреям — в отношении Исаака, единородного сына Авраама (Евр 11. 17); 2) «единородный (unigenitus)» применительно к Иисусу Христу встречается только у Иоанна. Такова особенность христологического словаря четвертого евангелиста. Всего мест у Иоанна пять. Причем в двух случаях наблюдается двойное употребление этого прилагательного в двух важных перикопах — в первой и третьей главах Евангелия от Иоанна — и в Первом послании Иоанна: 1) Ин 1. 14–18: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( δξαν ς μονογενος παρ πατρς ). Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Бог/Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (μονογενς θες ν ες τν κλπον το πατρς κενος ξηγσατο); 2) Ин 3. 16–18: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (στε τν υν τν μονογεν δωκεν), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (τι μ πεπστευκεν ες τ νομα το μονογενος υο το θεο);

http://bogoslov.ru/article/6194793

Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в Евангелии, что Он – Сын Божий, и Бог – Его Отец. Так Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному ( Ин. 9: 35 ), в продолжительных беседах с иудеями, и на суде в дому первосвященника ( Мф. 26: 63 ), и везде именует Бога Отцем Своим. Святые апостолы, еще до воскресения Иисуса Христа, исповедывали Его Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16: 16 ), Нафанаил: «Ты еси Сын Божий», и все ученики совокупно: «воистину Божий Сын еси» ( Мф. 14, 33 ). Так они исповедывали и учили о Христе и по вознесении Его на небо. Апостол Иоанн Богослов пишет: «сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин. 3: 23 ); «иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Боге» ( Ин. 4: 15 ); «вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( Ин. 5: 20 ). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся Православная Христианская Церковь , исповедуя Его истинным Сыном Божиим. Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» ( Ин. 3: 16 ); «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Ин. 1: 14 ). И апостол Павел пишет: «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемого от жены» ( Гал. 4: 4 ). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин. 1: 12 ); «возлюбленнии, ныне чада Божия есьмы» ( 1Иоан. 3, 2 ); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати. «Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе «( Гал. 3: 26 ), говорит апостол Павел. По естеству же единый истинный и Единородный Сын Бога Отца есть Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

В чем же это? В том, говорит, что Бог предал за нас, неблагодарных, своего Сына Единородного, истинного, возлюбленного, и нас, обремененных бесчисленными грехами и изнуренных таким бременем преступлений, не только избавил от грехов, но и сделал праведными, не заповедав нам ничего трудного, тяжкого или невыносимого, но, потребовав от нас только веры, сделал праведными и святыми, объявил сынами Божиими, поставил наследниками царства и сонаслед­никами Единородного, обещал воскресение, нетление тел, жизнь с ангелами, превышающую всякое слово и разумение, пребыва­ние на небесах и собеседование с Ним самим, и оттуда уже излил благодать Святого Духа, освободил нас от власти диавола и избавил нас от бесов, ослабил грех, уничто­жил проклятие, сокрушил врата ада, отверз рай, послал не ангела и не архангела, но самого Единородного для спасения нашего, как говорит Он через пророка: «не ходатай, не ангел, но Сам Господь спас их» (Ис.63:9). Не блистательнее ли это бесчисленных венцов, что мы освящены, оправданы, и притом верою и чрез нисшествие с небес Единородного Сына Божия для нас, что Отец за нас предал возлюбленного Своего что мы получили Духа Святого, и притом со всею легкостью удостоились неизреченной благодати и дара? Итак, сказав это и объяснив все в кратких словах, апостол опять обратил речь к надежде. Сказав: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати» , он присово­купил: «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1—2). Таким образом, он сказал и о совершившемся, и о будущем: то, что мы оправданы, что Сын заклан за нас, что чрез Него мы приведены к Отцу, получили благодать и дар, избавились от грехов, имеем мир с Богом и сделались причастниками Святого Духа, есть уже совершившееся; а к будущему относится та неизреченная слава, о которой он и говорит в прибавлен­ных словах: «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» .    Так не о том только он говорит, что было и будет, но и то самое, что между людьми считается прискорбным, именно: суди­лища, заключение, смерть, угрозы, голод, пытки, сковороды, печи, разграбление, войны, осады, сражения, возмущения, состязания, — и это он поставляет в число даров и благодеяний; потому что не о том только, что выше сказано, должно радоваться и вос­хищаться, но и этим нужно хвалиться, как говорит он: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол.1:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3314...

В чем же это? В том, говорит, что Бог предал за нас, неблагодарных, Своего Сына Единородного, истинного, возлюбленного, и нас, обремененных бесчисленными грехами и изнуренных таким бременем преступлений, не только избавил от грехов, но и сделал праведными, не заповедав нам ничего трудного, тяжкого или невыносимого, но, потребовав от нас только веры, сделал праведными и святыми, объявил сынами Божиими, поставил наследниками Царства и сонаследниками Единородного, обещал воскресение, нетление тел, жизнь с Ангелами, превышающую всякое слово и разумение, пребывание на небесах и собеседование с Ним Самим, и оттуда уже излил благодать Святого Духа, освободил нас от власти дьявола и избавил нас от бесов, ослабил грех, уничтожил проклятие, сокрушил врата ада, отверз Рай, послал не Ангела и не Архангела, но Самого Единородного для спасения нашего, как говорит Он через пророка: «Не ходатай, не Ангел, но Сам Господь спас их» ( Ис.63:9 ). Не блистательнее ли это бесчисленных венцов, что мы освящены, оправданы, и притом верою и через нисшествие с небес Единородного Сына Божия для нас, что Отец за нас предал возлюбленного Своего, что мы получили Духа Святого, и притом со всей легкостью удостоились неизреченной благодати и дара? Итак, сказав это и объяснив все в кратких словах, апостол опять обратил речь к надежде. Сказав: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати», он присовокупил: «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). Таким образом, он сказал и о совершившемся, и о будущем: то, что мы оправданы, что Сын заклан за нас, что через Него мы приведены к Отцу, получили благодать и дар, избавились от грехов, имеем мир с Богом и сделались причастниками Святого Духа, есть уже совершившееся; а к будущему относится та неизреченная слава, о которой он и говорит в прибавленных словах: «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Так, не о том только он говорит, что было и будет, но и то самое, что между людьми считается прискорбным, именно: судилища, заключение, смерть, угрозы, голод, пытки, сковороды, печи, разграбление, войны, осады, сражения, возмущения, состязания – и это он поставляет в число даров и благодеяний; потому что не о том только, что выше сказано, должно радоваться и восхищаться, но и этим нужно хвалиться, как говорит он: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» ( Кол.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010