Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода. Первыми отложились петроградцы – епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специальное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря отложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей. Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). В разное время прервали общение с митрополитом Сергием: митроп. Казанский Кирилл, архиеп. Пахомий, епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и другие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания. 14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в частности, говорилось: 1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления... 2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания... 3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по следующим соображениям: а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства – своими радостями и успехами, а все неудачи – своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Церковь вынуждена бывает подчиниться , но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С своей стороны не нахожу достаточно сильных слов, чтобы умолять Вас сохранить общение с нами, потерпев ещё немного нашим немощам, пока не выяснится с определённостью, куда мы хотим вести церковный корабль: к сравнительно ли сносному существованию в данных условиях или к гибели; стремимся ли мы к утверждению веры или жертвуем ею ради личного благополучия. Разорвать общение всегда можно, если будут к тому несомненные основания, но разрывать общение и разламывать Тело Церковное по причинам воображаемым и ещё только ожидаемым и предполагаемым, подумайте, какой это рискованный и ответственный шаг и к каким последствиям это может повести для Церкви и для самого учиняющего. Митрополит Иосиф [Петровых] и епископ Евгений [Кобранов] имеют причины быть недовольными мною. Повинуясь служебному долгу, я не поколебался по отношению к ним применить правило: не Церковь для архиереев, а архиереи для Церкви. И вот своё недовольство мною они отмщают на Церкви, поддерживая и учиняя разделение. Архиепископ Серафим [Самойлович], будучи Заместителем, имел возможность воспользоваться плодами моих (в ноябре 1926 г.) переговоров с властями, но не воспользовался; и, передав мне управление, теперь негодует, что я не последовал его примеру и не стал своими же руками разрушать все то, чего с таким трудом добивались мои предшественники и я. Но мы c Вами подошли уже к той черте, у которой все земные ценности и всякие земные счёты теряют свою абсолютную значимость, и остаётся только одно: дать добрый ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага Святой Церкви прошу Вас и молю: не переходите на сторону наших врагов, которых у нашего дела и без того много. Останьтесь с нами и своим авторитетным именем и своим мудрым советом поддержите наши усилия над устроением церковных дел и тем остановите и начинания других, стремящихся к разделению. Поверьте, что ни веры святой мы не предаём, ни от свободы церковной мы не отрекаемся и не намерены отрекаться. Мы только не закрываем глаза на ту обстановку, среди которой нам приходится действовать, и полагаем, что, как бы ни связывала нас эта обстановка, мы не можем оправдать ею своей бездеятельности: мы должны действовать и сделать то, что можем в данных условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

СМИРНОВ Константин Иларионович, 1863 г. рождения, адмссыльный, бывший митрополит, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность. КОБРАНОВ Евгений Яковлевич, 1892 г. рождения, адмссыльный, бывший епископ, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность. ПЕТРОВЫХ Иосиф Семенович, 1872 г. рождения, бывший митрополит, неоднократно судимый за контрреволюционную деятельность, которые обвиняются в том, что, являясь руководителями контрреволюционной повстанческой организации церковников, в задачу которых было поставлено свержение советской власти, установление монархического строя, организовывали контрреволюционные ячейки и вырабатывали методы повстанческой деятельности. За что 19 ноября 1937 года были осуждены к высшей мере наказания – расстрелу. Решение тройки от 19/XI-37 г. было 20/XI-37 г. приведено в исполнение. На допросах, на предварительном следствии обвиняемые СМИРНОВ, КОБРАНОВ и ПЕТРОВЫХ виновными себя признали 694 . Контрреволюционная их деятельность подтверждается приложенными к делу протоколами допросов по другим делам ХОЛМАГОРОВА и ПОЗДЕЕВСКОГО 695 , а также показаниями допрошенных свидетелей по делу ЧИЖОВА-КОКОВЦЕВА А. М. и ПОСПЕЛОВА А. А. Рассматривая изложенное выше и принимая во внимание, что привлечение к уголовной ответственности за контрреволюционные преступления СМИРНОВА К. И., ПЕТРОВЫХ И. С. и КОБРАНО- ВА Е. Я. правильно, и решение тройки УНКВД Южно-Казахстанской области от 19/XI-37 г. в отношении их вполне обосновано. Исходя из изложенного ПОЛАГАЛ БЫ: решение тройки УНКВД от 19/XI-37 г. считать правильным, к пересмотру данного дела оснований не имеется. Пом. Прокурора Южно-Казахстанской области по спеццелам Младший советник юстиции/РОГАНОВ/» 696 Впрочем, «избирательность» реабилитационных процессов 50-х годов в отношении церковнослужителей объясняется довольно просто. Хрущевское правление, ставшее временем «оттепели» в общественно-государственных отношениях, оказалось периодом «заморозков» в отношениях государственно-церковных. С именем Хрущева в церковной истории связаны гонения на Православную Церковь , закрытие и уничтожение тысяч храмов. Так, в начале 1959 года было 13372 действующих храма, а в 1966 году – 7523, число клириков РПЦ за эти годы сократилось с 12099 до 7347 человек, число монастырей с 63-х до 18-ти (причем, только два монастыря находилось на территории Российской Федерации, большинство же сохранялось на Украине), число насельников снизилось в четыре раза.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Согласен, что перемещение часто удар, но не по Церкви, а по личным чувствам самого епископа и паствы, но, понимая чрезвычайность положения и усилия многих разорвать церковное тело тем или иным путем, и епископ и паства должны пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного " . Что касается обвинения митрополита Сергия в устранении молений за сущих в темницах, то в ответе делегации Петроградской епархии он сказал: " Устранено не моление за сущих в темницах и пленении (в ектении оно осталось), а только то место, которым о.о. (отцы) протодиаконы в угоду известным настроениям иногда злоупотребляли, превращая молитвенное возглашение в демонстрацию; ведь у нас литургия верных совершается не при закрытых дверях, как в древности, а публично и потому подлежит правилам о публичных собраниях " Сегодня трудно себе представить, какому уровню цинизма власти ему приходилось противостоять... 6 февраля 1928 года с письмом к владыке Сергию обратился митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский); кроме него поставили свои подписи архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), архиепископ Ростовский Евгений (Кобранов), митрополит Иосиф, бывший тогда в Ярославле, и архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Архиереи осудили Заместителя Местоблюстителя за неоправданное перемещение епископов, часто вопреки желанию их и паствы, и заявили о своем отделении от него Владыка Сергий дважды писал митрополиту Агафангелу, умоляя его не делать этого, так как даже административный разрыв с ним равносилен расколу. Ответа не последовало. И только после предания Синодом митрополита Иосифа церковному суду с запрещением в священнослужении митрополит Ярославский Агафангел со своими викариями заявили, что не порывают молитвенного общения с Заместителем Местоблюстителя, раскол не учиняют, но отказываются выполнять те распоряжения митрополита Сергия, которые смущают их совесть. Постановлением от 30 мая 1928 года Синод признал это заявление удовлетворительным и снял запрет с епископа Евгения и архиепископа Варлаама.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

Согласен, что перемещение часто удар, но не по Церкви, а по личным чувствам самого епископа и паствы, но, понимая чрезвычайность положения и усилия многих разорвать церковное тело тем или иным путем, и епископ и паства должны пожертвовать своими личными чувствами во имя блага общецерковного”. Что касается обвинения митрополита Сергия в устранении молений за сущих в темницах, то в ответе делегации Петроградской епархии он сказал: “Устранено не моление за сущих в темницах и пленении (в ектении оно осталось), а только то место, которым о.о. (отцы) протодиаконы в угоду известным настроениям иногда злоупотребляли, превращая молитвенное возглашение в демонстрацию; ведь у нас литургия верных совершается не при закрытых дверях, как в древности, а публично и потому подлежит правилам о публичных собраниях” . Сегодня трудно себе представить, какому уровню цинизма власти ему приходилось противостоять… 6 февраля 1928 года с письмом к владыке Сергию обратился митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский); кроме него поставили свои подписи архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), архиепископ Ростовский Евгений (Кобранов), митрополит Иосиф, бывший тогда в Ярославле, и архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Архиереи осудили Заместителя Местоблюстителя за неоправданное перемещение епископов, часто вопреки желанию их и паствы, и заявили о своем отделении от него. Владыка Сергий дважды писал митрополиту Агафангелу, умоляя его не делать этого, так как даже административный разрыв с ним равносилен расколу. Ответа не последовало. И только после предания Синодом митрополита Иосифа церковному суду с запрещением в священнослужении митрополит Ярославский Агафангел со своими викариями заявили, что не порывают молитвенного общения с Заместителем Местоблюстителя, раскол не учиняют, но отказываются выполнять те распоряжения митрополита Сергия, которые смущают их совесть. Постановлением от 30 мая 1928 года Синод признал это заявление удовлетворительным и снял запрет с епископа Евгения и архиепископа Варлаама.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

Сортавала, 1993, стр. 251. 144  Известные в Самиздате и опубликованные «Письма к друзьям» (20 писем) имеют искажения и лакуны. Всего этих писем было около 20 (см. 2МН. П. 1). 145  Сообщение о. Петра Первушина (2НА. П. 3, стр. 659–651). Поставление хотя и было тайным, но сведения о нём просочились даже в эмиграцию. См.: Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. стр. 121–122: «Новосёлов стал епископом и погиб в период репрессий». 149  Движение «непоминающих», то есть не поминающих митр. Сергия во время богослужения, было неоднородно. Крайней оппозицией «сергианцам» были «даниловцы» и «андреевцы». 150  Когда к 1923 г. обновленцы контролировали Петроград почти полностью, только «андреевцы» смогли поставить туда своего епископа, а 19 ноября 1923 г. насельник Данилова монастыря архим. Григорий (Лебедев) был поставлен во еп. Шлиссельбургского, и 30 декабря 1925 г. постриженный в Даниловом монастыре Димитрий (Любимов) стал еп. Гдовским. Возглавлял «иосифлян» митр. Иосиф (Петровых) , Среди «иосифлян» были архиереи: еп. Гдовский Димитрий (Любимов), еп. Шлиссельбургский Григорий (Лебедев), еп. Копорский Сергий (Дружинин), еп. Никольский Иерофей (Афоник), еп. Каргопольский Василий (Дохтуров), еп. Воронежский Алексий (Буй), еп. Ижевский Стефан (Бех), еп. Серпуховский Максим (Жижленко), еп. Бугурусланский Стефан (Расторгуев), еп. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , еп. Ростовский Евгений (Кобранов), еп. Ингерманландский Роман (Руперт), еп. Донской Иннокентий (Донской), еп. Вытегорский Модест (Васильков) и ещё 26 архиереев. 154  Депутация была у митр. Сергия около ноября-декабря 1927 г. Тогда, не без участия Новосёлова, в Патриархии разразился скандал. См. «Отчёт депутации» (2НА. П. 3, стр. 662–673). 162  Полное название учебного заведения звучало так: «Богословские курсы 3-х ступеней». Они имели богатое преемство: «Новосёловский кружок», Даниловская академия, нелегальная СПб Д.А., которую патронировал схиеп. Макарий (Васильев, † 1944 г.) и где преподавали о. Феодор Андреев, С.А. Аскольдов и др. К 1960 г. форма Курсов изменилась. До 1960-х гг. ими руководил игумен Сергий (Гумилевский), а после его смерти в 1965 г. А.С. барон фон дер Шульц († 1982) стал старостой общины. По существу, долгое время курсы были пастырские («повышение квалификации»). С 1961 трёхступенчатая форма содержала в себе возможность подросткам с 12 лет (1 ступень) знакомиться с основами вероучения. Преподаватели приезжали из разных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Составлено по: Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997)//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769; Епархии Русской Православной Церкви//Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/ martyrs1.htm?ans#work; Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 957–996; Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона… С. 910–956. Епархии и епископат России к 29 июля 1927 года Епархии Епархиальные преосвященные АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская Антоний (Быстров), архиеп. АСТРАХАНСКАЯ и Царевская Викариатство: Енотаевское Иннокентий (Ястребов), архиеп. Стефан (Гнедовский), еп. БИЙСКО-Алтайская Викариатство: Рубцовское Иннокентий (Соколов), архиеп. (удалён из еп.) Никита (Прибытков), еп. БРЯНСКАЯ Агапит (Борзаковский), еп. (неопред.) Великоустюжская и Усть-Вымская Иринарх (Синеоков-Андреевский), еп. (ссылк.) ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская Викариатства: Вязниковское Иваново-Вознесенское Ковровское Мстерское Муромское Переславское Суздальское Юрьево-Польское Николай (Добронравов), архиеп. (закл.) Нифонт(Фомин), еп. Августин (Беляев), еп. (ссылк.) Афанасий (Сахаров), еп. (закл.) Амвросий (Сосновцев), еп. (ссылк.?) Евгений (Кобранов), еп. (удалён из еп.) Леонид (Антощенко), еп. Вдовствующая с июля 1927 г. Вдовствующая с 1921(?) г. ВОЛОГОДСКАЯ и Тотемская Викариатства: Вельское Никольское Сильвестр (Братановский), архиеп. Николай (Караулов), еп. Иерофей (Афонин/Афоник), еп. ВОРОНЕЖСКАЯ и Задонская Викариатства: Богучарское Бутурлиновское Новохоперское Уразовское Петр (Зверев), архиеп. (закл.) Вдовствующая с 1925 г. Митрофан (Поликарпов), еп. Павел (Крылов), еп. (неопред.) Вдовствующая ВЯТСКАЯ и Слободская Викариатства:

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Так от митрополита Сергия формально отделился один из Местоблюстителей. Это было еще более серьезно, тем более, что среди подписантов были и другие выдающиеся иерархи – в будущем канонизованный священномученик архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), архиепископ Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). Показательно, что в этот же день архиепископ Серафим (Самойлович) пишет письмо митрополиту Сергию. Оно написано в несколько иной тональности, но говорит о том же самом: «Проявите мужество, сознайтесь в своей роковой ошибке и, если невозможно Вам издать новую декларацию, то для блага мира церковного передайте власть и права заместительства другому. Я имею право писать Вам эти строки и делать это предложение, ибо многие теперь укоряют меня, что я поспешно и безоговорочно передал Вам права заместительства». Кстати сказать, Серафим Самойлович, как и Иосиф Петровых тоже был заместителем Патриашего Местоблюстителя. Но им в голову не приходило заявить себя возглавителем Церкви. Каковы же были действия митрополита Сергия в этой ситуации? Он попытался сначала вступить в переговоры с митрополитом Агафангелом. А потом издал указ, по которому обязывал митрополита Агафангела в месячный срок предоставить ему заявление о том, что он сохраняет ему лояльность. В противном случае предполагалось уволить митрополита Агафангела от управления Ярославской епархией на покой и передать его каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния и решения дела судом архиереев. Теперь уже опять-таки, как и в прошлой ситуации, заместитель Местоблюстителя готов был запретить в священнослужении Местоблюстителя. Митрополит Агафангел, который уже находился на грани своей кончины, 10 мая издал следующий документ: «Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны , в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упразднена в 1931 г. 1927 Николай Пирский Рославльская Основана в 1920 г. Именование – по г. Рославль (Смоленская губерния). Смоленское викариатство. Упразднена в 1935 г. 13(26)09.1920 03.1927 28.04(11.05)1928 11(24)05.1928 08.1931 1931 (?) 20.06(03.07)1935 29.06(12.07)1943 09.1943 Россошанская Основана в 1928 (?) г. Именование – по г. Россошь (Воронежская область). Воронежское викариатство. Упразднена в 1930 г. 1928 31.07(13.08)1930 Памфил Лясковский Россошанская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Россошь (Воронежская область). Воронежское викариатство. Упразднена в 1935 г. 03.1924 Алексий Щербаков 10(23)04.1933 19.09(02.10)1935 Ростовская Упразднена в 1935 г. В древности Ростов Великий – кафедральный город и крупнейший центр Ростово-Суздальско-Ярославской церковной области, утратившей впоследствии свое значение в связи с возвышением Ярославля, куда в 1788 г. и была перенесена древняя Ростовская кафедра (см. Ярославская). 02(15)02.1920 04(17)03.1924 (1926) 14(27)07.1925 17(30)07.1925 18.09(01.10)1927 20.10(02.11)1927 Иннокентий Летяев 01(14)12.1927 22.10(04.11)1928 Стефан Гнедовский 17(30)05.1928 09(22)11.1933 Евгений Кобранов, паки 09(22)11.1933 17(30)11.1935 Ростовская, обн. Основана в 1929 г. Именование – по г. Ростов (Ярославская область). Ярославское викариатство. Упразднена в 1934 г. 19.06(02.07)1929 Иоанн Смирнов III 08.1934 Софония Яскевич Ростовская-на-Дону Основана 19–24.05.1919 (Собором в Ставрополе). Выделена из Екатеринославской епархии). Именовалась: Ростовская и Таганрогская (1919, 1943 г.); с 11(24)02.1948 – Ростовская и Новочеркасская; с 26.01(08.02)1954 – Ростовская и Каменская; с 13(26)12.1957 – Ростовская и Новочеркасская, паки. Викарные кафедры: Каменская, Таганрогская. 05.1919 1925 (06(19)06.1925?) 25.10(07.11)1921 14(27)10.1927 20.04(03.05)1934 04(17)11.1931 09(22)11.1933 09(22)11.1933 01.1936 01.1936 01(14))03.1936 12(25)07.1942 в/у Феодор Рафальский 28.07(10.08).1943 01(14)04.1946 Елевферий Воронцов 01(14)04.1946 17(30)10.1947 Серафим II Шарапов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

являлся одним из активных руководителей к.-р. центра к.-р. организации церковников. Организовал и осуществлял руководство к-р. деятельностью к.-р. ячеек в г. Чимкенте, ст. Манкент, гор. Кзыл-Орде, пос. Ленинском, члены которой НКВД репрессированы, частью осуждены. Завербовал в к.-р. организацию адм. ссыльного быв. капитана 2 ранга царского флота – шпиона ПЕСТОВА, через которого проводил к.-р. работу на производстве среди рабочих химфармзавода. Вырабатывал и научно обосновывал вопросы к.-р. деятельности, которые после этого шли на утверждение СМИРНОВА К. В момент ареста КОБРАНОВА – в его квартире вместе с ним была арестована приехавшая из Москвы член к.-р. организации КОТОВА, которой КОБРАНОВЫМ было дано задание о развертывании среди работниц фабрики к.-р. деятельности. Допрошенные в качестве обвиняемых ПЕТРОВЫХ Иосиф, КОБРАНОВ Евгений – себя виновными признали полностью, а СМИРНОВ Кирилл – частично, но полностью изобличается показаниями членов к.-р. организации КОБРАНОВА, ПЕТРОВЫХ и ПОЗДЕЕВСКИМ. На основании изложенного следственное дело 4488 считать законченным, виновность СМИРНОВА К., ПЕТРОВЫХ, КОБРАНОВА – доказанной и для судебного разбирательства дело их направить в Тройку при Ю/К Обл. Управлении НКВД. ОПЕР. УПОЛН. IV ОТД. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ (КОСТИН) «СОГЛАСЕН» НАЧАЛЬНИК IV ОТД. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ (КОСТЕНКО) 699 Алленов А. И. Патриарший избранник//Город Тамбов в прошлом, настоя-­ щем и будущем. Тезисы докладов краеведческой конференции. 26 апреля 1996 г. Тамбов, 1996; Святитель Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский//Православная беседа, 1992, 4–5 – С. 24–25; Священномученик Кирилл, митропо­лит Казанский//Тамбовский патерик. Православные святые и подвижники бла­гочестия Тамбовского края/Сост. Алленов А. Н., Бочаров А. С., Лёвин О. Ю.– Тамбов, 1999 – Кн. 1 – С. 52–55. 700 Акты Святейшего Патриарха Тихона... – С. 866–867; История Русской Православной Церкви от восстановления Патриаршества до наших дней. 1917–1970.– Спб.: Воскресение, 1997. Т. 1. – С. 214–217; Осипова И. И. Новые материа­лы о преследованиях за веру в Советской России//Церковно-исторический вестник. – 1999 – 2–3 – С. 179

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010