Арестован в ночь на 19 дек. 1923 г. по обвинению в «антисоветской агитации под религиозным флагом», помещен в Бутырскую тюрьму. Арестованного Е. провожало много прихожан, собравшихся около его дома. Прихожане пытались вступиться за Е. и направили в адрес ОГПУ коллективное ходатайство, в к-ром сообщалось, что «гражданин Кобранов получил известность и любовь простого народа, так как он учил нас не только крестить лоб, но и отличать зло от добра». На следствии Е. категорически отвергал предъявленные ему обвинения, заявил, что «если вселенская Христова вера сама по себе с точки зрения юридических норм Российской Республики контрреволюционна и исповедь ее есть антисоветская агитация, то мне оправдываться не приходится, как священнику». 28 марта 1924 г. приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам как «социально-опасный элемент» к 2 годам ссылки в Хиву. Затем местом ссылки был назначен Полторацк (Ашхабад). Занимался в ссылке научными исследованиями. 23 янв. 1926 г. совещанием при Коллегии ОГПУ дело Е. было пересмотрено, он был досрочно освобожден. Вернулся в Москву, служил в ц. Троицы в Кожевниках. 27 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Муромского, назначен викарием Владимирской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Н. Новгороде, возглавил Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Сохранилось свидетельство, что после хиротонии Е. заявил митр. Сергию о желании вернуться в Москву, предполагая заниматься там научной работой в области востоковедения. После увещеваний митр. Сергия, что нарушение архиерейской присяги грозит Е. лишением сана, одумался и отбыл в Муром (Акты свт. Тихона. С. 785). Осенью того же года находился в Москве, активно участвовал в попытке выборов Патриарха путем тайного сбора подписей архиереев, хотя и удивился смелости митр. Сергия, к-рый, не дожидаясь урегулирования отношений с властями, «решился... дать движение такому делу». Высказался за кандидатуру Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова) , составил по историческим образцам проекты обращения архиереев к избранному Патриарху и обращений буд. Патриарха к пастве и к К-польскому Патриарху. 22 дек. арестован ОГПУ, вскоре освобожден без права выезда из города. 15 сент. 1927 г. назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии, но, видимо, к месту назначения не выехал. 14 дек. назначен епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. Проживал в Ростове. Много проповедовал, в т. ч. в поездках по сельским приходам, читал лекции о вере для детей и взрослых, организовал при ростовском соборе детский хор, которым руководил. Создал бесплатную столовую для бедных, сестричество для оказания помощи неимущим, объявил сбор пожертвований на постройку храма и благотворительной столовой в с. Горинском Мологского у.

http://pravenc.ru/text/186981.html

В происшедшем весной-летом 1926 г. споре митрополитов Агафангела и Сергия (Страгородского) о Местоблюстительстве Патриаршего Престола В. поддержал митр. Агафангела, но активных действий не предпринимал. 13 июля 1927 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием В. был возведен в сан архиепископа и назначен на Пермскую кафедру, к месту назначения не поехал, 24 нояб. того же года уволен на покой. В кон. дек. 1927 г. митр. Сергий по представлению митр. Агафангела вновь назначил В. временно управляющим Любимским вик-ством. 6 февр. 1928 г. в составе группы ярославских архиереев во главе с митр. Агафангелом В. подписал обращение к митр. Сергию, в к-ром говорилось об отделении ярославских архиереев от митр. Сергия и учрежденного при нем Временного Патриаршего Свящ. Синода с сохранением подчинения находившемуся в заключении Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) . 11 апр. 1928 г. митр. Сергий и Временный Священный Синод отстранили В. от управления Любимским вик-ством и временно запретили в священнослужении с требованием в месячный срок подать письменное отречение от обращения 6 февр. В. запрещению не подчинился. Вскоре, как впосл. свидетельствовал В., ярославские епископы поняли, что, хотя «обращение его [митр. Сергия.- Авт.] вводит в заблуждение верующих, но... открытая борьба приведет к разгрому. В данных исторических условиях... раскол, вызванный нашим обращением, ведет к ослаблению Церкви». 10 мая 1928 г. митр. Агафангел, В. и викарный Ростовский еп. Евгений (Кобранов) направили письмо митр. Сергию с разъяснением своей позиции: «Мы... не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием... Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религ. совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». В Ярославской епархии вплоть до кончины митр. Агафангела богослужебное поминовение митр. Сергия и прошения на ектеньях о властях не совершались. 30 мая 1928 г. запрещение в священнослужении с В. было снято.

http://pravenc.ru/text/154207.html

В это же время митрополит Сергий пытался добиться у властей легализации органов церковного управления. 10 июня 1926 г. он подал в НКВД прошение о регистрации органов церковного управления . Как условие легализации власти выдвигали опубликование декларации, которая удовлетворила бы требования ГПУ. Эти требования, как было показано выше, предъявлялись уже митрополиту Петру. Вместе с прошением митрополит Сергий подал проект декларации, посвященной вопросу отношений государства и Церкви. Эта декларация, написанная, несомненно, самим митрополитом Сергием, хотя и является вынужденным документом, однако резко отличается от Декларации июня 1927 г. Последний документ появился при следующих обстоятельствах. 12 декабря 1926 г. митрополит Сергий был арестован ГПУ и, по его распоряжению, церковное управление перешло к архиепископу Серафиму (Самойловичу). Формальным поводом для ареста послужила попытка избрания Патриарха путем письменных опросов архиереев. В архиве ФСБ имеется следственное дело Р-31639, по которому, кроме митрополита Сергия проходили: епископ Афанасий (Сахаров), епископ Павлин (Крошечкин), архиепископ Иосиф (Петровых), архиепископ Корнилий (Соболев), епископ Евгений (Кобранов), епископ Гигорий (Козлов). Названные епископы характеризовались как «черносотенная группировка церковников, ведущих за собой всю церковь» . Обращает на себя внимание ответ, данный митрополитом Сергием в анкете при протоколе допроса. На вопрос об отношении к советской власти он ответил: «Одинаково подчиняюсь как Сов[етской] власти, как и всякой другой, напр[имер] царской, или подчинился бы и демократической власти, если бы она была при том добросовестной» . Это высказывание, в отличие от Декларации 1927 г. выражает истинное отношение митрополита Сергия к власти. Митрополит Сергий обвинялся по статье 58 п.6 УК СССР, которая предусматривала наказание от 5 лет до высшей меры. Протоколы допросов митрополита Сергия датированы декабрем 1926 – январем 1927 гг. Несмотря на всю тяжесть обвинения, 2 апреля 1927 г.

http://pravoslavie.ru/57503.html

Митр. Сергий – Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, учитывая незаконные притязания митр.Агафангела на местоблюстительство, предупредил его об опасном шаге, предпринятом им и, опираясь на собор более 25 православных епископов, предупредил его, что если он (митр. Агафангел) не откажется от своих притязаний и не даст распоряжения по епархии о поминовении Патриаршего Местоблюстителя Петра, то он, митр. Сергий, вынужден будет предать его суду епископов и устранить от управления епархией. Тогда митр.Агафангел II/24 мая телеграммой ответил митр. Сергию: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений. Распоряжение о поминовении Митрополита сделаю, т.к. предполагаю ради мира церковного отказаться от местоблюстительства»· Однако, получив 18/31 мая письмо от митр. Петра, в котором последний просил его принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя, он I июня принял канцелярию, уведомил об этом и митр. Сергия, но 8 июня митр. Агафангел и по состоянию своего здоровья и ради церковного мира решительно отказался от Местоблюстительства о чем поставил в известность митрополита Петра и митрополита Сергия.Расхождение во взглядах между митр.Агафангелом и митр. Сергием проявилось в резкой форме после издания последним декларации от 16/29.VII.1927 г., в которой Ярославская группа духовенства усмотрела отступление от канонов Православной Церкви. В этом с митр.Агафангелом были согласны три его викария – архп.Угличский Серафим (Самойлович), архп.б.Пермский Варлаам (Ряшенцев) , временно управлявший Любимским викариатством и еп.Ростовский Евгений (Кобранов), а также временно проживавший в Ростове митр. Иосиф (Петровых) . Они совместно составили и отправили митр. Сергию «акт отхода» – послание от 24.I (6.II.).1928 года. Перечислив в нем все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии. Здесь были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих. Весной нынешнего года с разрешения государственных органов власти в Лисьей балке был сооружен монумент новомученикам Церкви Русской и благоустроена территория. 3 мая митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил освящение памятника. В этот же день митрополит Александр посетил храмы главного кафедрального города Чимкентской епархии. Владыка митрополит побывал в храме в честь Казанской иконы Божией Матери, где поклонился чтимому Казанскому образу Царицы Небесной, в молитвенной комнате поселка «Птицефабрика», освященной во имя преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских, и в храме во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка. Архипастырь пообщался с настоятелями, духовенством и приходским активом. В городской администрации состоялась встреча главы Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с акимом мегаполиса Муратом Дуйсенбековичем Айтеновым. Во встрече приняли участие: наместник главы Казахстанского митрополичьего округа в Чимкентской епархии иеромонах Хрисанф (Коноплев) и руководитель управления по делам религий А.А. Туякбаев. После обмена приветствиями аким Чимкента рассказал митрополиту Александру о жизни города республиканского значения и поделился планами по социально-экономическому развитию мегаполиса и повышению качества жизни горожан.

http://patriarchia.ru/db/text/5914106.ht...

Священномученик Николай родился в 1893 году в селе Благовещенье Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 году окончил Смоленскую духовную семинарию, а затем три курса юридического факультета Варшавского университета. В 1918 году жил в Крыму, где был иподиаконом у епархиального архиерея. В 1920 рукоположен во диакона к Крестовой церкви в Симферополе, в 1921-м – во священника и служил в Покровском храме в селе Колги Мелитопольского уезда Запорожской губернии. В 1922 году он выехал в Москву и поступил священником в Новоспасский монастырь, где его брат, архимандрит Евгений (Кобранов), был наместником. В 1925 году отец Николай возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Кожевниках, находившегося в то время в плачевном состоянии. Там он создал живой приход, часто служил, проповедовал, устраивал богословские беседы, на которые приглашал авторитетных профессоров. В храм по его просьбе приносились из других храмов чудотворные иконы Богоматери и святого мученика Трифона. Постоянно собирались пожертвования на ремонт храма. Такая активная работа батюшки вызвала недовольство властей. 28 октября 1929 года отец Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Через месяц его приговорили к трем годам заключения в концлагере на Соловках. По окончании срока он был отправлен на три года в ссылку в Казахстан, откуда вернулся в 1935 году. После возвращения поселился в деревне Кукарино Можайского района. Бывая в Москве, встречался с монахинями закрытых монастырей, иногда совершал на квартире богослужения. 27 апреля 1936 года снова был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму. Ему поставили в вину домашние богослужения и обвинили в организации нелегального монастыря. 16 мая 1936 года отец Николай подал заявление в прокуратуру по надзору за органами НКВД, в котором объявил бессрочную голодовку «для обретения внутреннего равновесия в условиях крайнего насилия». Администрация тюрьмы пригласила известных профессоров, освидетельствовавших священника на предмет его психического здоровья.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-140...

Тучкова в АРК о политике в отношении обновленчества 6 . На обновленческом соборе секретный сотрудник ГПУ “митрополит Сибирский” Петр Блинов провел решение о назначении Александра Введенского “архиепископом Крутицким” в обход необходимых процедур 7 . Управление Московской епархией после устранения Антонина (Грановского) в июне 1923 г. перешло в руки Введенского, он также входил в состав обновленческого Высшего церковного совета. В начале августа 1923 г. он вошел в состав обновленческого “священного синода” в качестве второго заместителя председателя, возглавил в “синоде” административный и просветительский отделы и миссионерский совет 8 . Его диспуты и выступления организовывались шестым отделением Секретного отдела ГПУ с санкции Антирелигиозной комиссии. Так, 22 мая 1923 г. АРК на своем заседании заслушала вынесенный ее секретарем Е. А. Тучковым вопрос “О допущении Введенского лектором в одно из уч[ебных] заведений” и приняла решение: “Направить Введенского в ГУС, предложив использовать на общих основаниях” 9 . 31 июля 1923 г. владыка Иларион должен был выступить на диспуте с Введенским в Большом зале консерватории. Однако прибыть на этот диспут архиепископ Иларион не смог, или, что более вероятно, не был допущен. В сообщении сотрудника ГПУ, присутствовавшего на этом диспуте, говорится: «Публики приблизительно до 1.500 человек. ИЛЛАРИОН на диспут не явился, прислав выступить вместо себя гражданина ПОТОЦКОГО; шум, стук и крики не давали ВВЕДЕНСКОМУ говорить. Выступивший архимандрит Евгений (Кобранов) умилялся таким “крепко-спаянным поведением публики”, что доказывает, по его мнению то, что церковь Тихона живая, а не мертвая и что это дает ему ЕВГЕНИЮ силы пострадать за нее даже до крови. Выступать, однако, он не стал, т. к. по его словам патриарх выступления ему не разрешил. ВВЕДЕНСКОМУ удалось очень недолго говорить о ТИХОНЕ, его раскаянии, отношении к нему эмиграции теперь ПОТОЦКИЙ говорил об узурпации обновленцами власти у заключенного патриарха, о неправильности снятия сана с него; в заключение спрашивает, много ли верующих пожелает молиться с вами» 10 .

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Лазутин. Верующие исполнили тропарь, кондак и величание новомученикам и исповедникам Чимкентским. Митрополит Александр поздравил сослужащее духовенство и мирян с праздником Собора новомучеников Чимкентских и обратился к ним со словом поучения. Г.Г. Сосновский передал в дар главному храму г. Чимкента новонаписанную икону Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Затем была совершена лития по приснопамятному архиепископу Елевферию (Козорезу) , погребенному у алтаря собора. В завершение духовенство и верующие пропели «Вечную память». К месту погребения были возложены цветы. После богослужения митрополит Александр обратился к верующим со словом, в котором с благодарностью вспомнил труды приснопамятного владыки. В этот же день владыка Александр совершил молитву в Лисьей балке близ Чимкента — на месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в ХХ столетии. Главу Казахстанского митрополичьего округа сопровождали епископ Чимкентский и Туркестанский Хрисанф, епископ Уральский и Атырауский Вианор, протоиерей Валерий Захаров, протоиерей Евгений Воробьев, протоиерей Анатолий Абакук, протодиакон Роман Головин, протодиакон Алексий Горобченко, протодиакон Владимир Сыровацкий, Г.Г. Сосновский, духовенство Чимкентской епархии. Собравшиеся пропели величание новомученикам и исповедникам, в земле Казахстанской просиявшим. Были молитвенно помянуты «архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне, в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь Христову пострадавшие и в месте сем неправедно умученные и убиенные». Лисья балка стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии. Здесь были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/6078026.ht...

В июне 1935 г. Н. был отправлен в ссылку, к-рую отбывал в с. Ленинском (ныне Казыгурт) Южно-Казахстанской обл. Он общался с др. репрессированными священнослужителями, трижды приезжал к митр. сщмч. Кириллу (Смирнову) , также сосланному в Казахстан, организовал хоровой кружок, писал роман. 23 июня 1937 г. Н. арестовали и заключили в тюрьму г. Чимкента. В тот же день были арестованы еще 19 чел. по следственному делу об организации «контрреволюционного центра церковников». К осени 1937 г. по этому делу были арестованы 64 чел., в т. ч. митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых) , еп. Евгений (Кобранов) , архиеп. сщмч. Алексий (Орлов) , схиархим. прмч. Елевферий (Печенников) , прот. сщмч. Владимир Смирнов , иером. прмч. Иоанн (Лаба) , иером. прмч. Иларион (Цуриков) и его брат мон. Иоанн, игум. прмц. Ева (Павлова) , мон. прмц. Евдокия (Перевозникова) , мон. прмц. Мария (Рыкова) . Н. был обвинен в руководстве контрреволюционной орг-цией церковников из числа ссыльного духовенства в Каракатском р-не и с. Ленинском, в «агитации пораженческого характера, написании контрреволюционного романа». Виновным себя не признал и отказался отвечать на вопросы следователя. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской обл. от 4 нояб. 1938 г. и похоронен в общей могиле в Лисьей балке близ Чимкента. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Южно-Казахстанской обл. Д. 02455. Лит.: Смирнова М. Д. Сщмч. Николай Толгский//Календарь храма Благовещения Пресв. Богородицы. М., 2011. 11. С. 1-8; Толгская Н. В. Имена в «Noмuhahiu»: О священническом роде Толгских. М., 2011. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/Толгская.html

«Вечная память» была провозглашена Святейшему Патриарху Пимену . 3 мая 2021 года  исполнился 31 год со дня его преставления ко Господу. Митрополит Александр отметил, что Лисья балка — место священное для последователей всех традиционных конфессий Казахстана, поскольку здесь приняли смерть от рук палачей люди, принадлежащие к разным религиям. Наряду с православными священнослужителями и мирянами в общих могилах Лисьего оврага погребены репрессированные духовные руководители и последователи ислама, католицизма, лютеранства, иудаизма, буддизма. Владыка Александр произнес слова признательности в адрес руководства города Чимкента за предоставление официального разрешения со стороны государственных органов власти на установку монумента и благоустройство вокруг него территории. Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения тысяч православных христиан. Среди них — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии . Здесь были расстреляны духовный писатель митрополит Петроградский Иосиф (Петровых), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев), епископ Ростовский Евгений (Кобранов), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), наместник Смоленского Троицкого монастыря схиархимандрит Елевферий (Печенников), настоятельница Пензенского Свято-Троицкого монастыря игумения Ева (Павлова), благочинный Сретенского округа Москвы, выдающийся проповедник и просветитель протоиерей Николай Толгский, сподвижник Святейшего Патриарха Тихона протоиерей Владимир Смирнов, духовные окормители тайного монашества иеромонахи Иоанн (Лаба) и Иларион (Цуриков), депутат III Государственной Думы Российской империи от Томской губернии священник Василий Климов и бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5805956.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010