Исправляющий должность доцента по кафедре догматического богословия, кандидат богословия, Титулярный Советник Александр Михайлович Туберовский. Исправляющий должность доцента по 2-й кафедре патрологии, кандидат богословия, иеромонах Пантелеимон (Успенский) . Исправляющий должность доцента по кафедре систематической философии и логики, кандидат богословия, Коллежский Секретарь Феодор Константинович Андреев. Лектор французского языка, кандидат богословия, Коллежский Советник Александр Константинович Мищин. Библиотекарь, действительный студент Академии, Коллежский Советник Константин Михайлович Попов. Помощник инспектора и исп. об. помощника секретаря Совета и Правления Академии кандидат богословия, Надворный Советник Валентин Дмитриевич Металлов. Помощник инспектора, кандидат богословия, иеромонах Иоасаф (Шишковский). Помощник библиотекаря, кандидат богословия, иеромонах Игнатий (Садковский) . Врач, Коллежский Советник Аркадий Владимирович Танин. —17— Эконом, Губернский Секретарь Леонид Степанович Ряшенцев. Почетный блюститель Академии по хозяйственной части, инспектор народных училищ Александровского уезда, Владимирской губернии, кандидат юридических наук, Василий Дмитриевич Попов. Церковный староста Покровской академической церкви, личный почетный гражданин Сергий Семенович Макаров. Профессорские стипендиаты, кандидаты богословия: выпуска 1916 года – Евгений Яковлевич Кобранов и Борис Иванович Иванов; выпуска 1917 года – Николай Александрович Соловьев, Сергей Александрович Муравьев, и Николай Александрович Гусев. Члены Совета Академии: Сверхштатный экстраординарный профессор Илья Михайлович Громогласов. Сверхштатный экстраординарный профессор Александр Иванович Покровский. Доцент Академии сверх штата Дмитрий Григорьевич Коновалов. Исполняющие, по вольному найму, обязанности: а) врача: врач, Действительный Статский Советник Антон Антонович Радкевич; б) секретаря Совета и Правления Академии: Коллежский Советник Николай Дмитриевич Всехсвятский; в) эконома Академии: священник Константин Павлович Любомудров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Испрашивая Ваших молитв и всею душою желая вместе с Вами единым сердцем и устами прославить Воскресшего Господа, остаюсь Вашего преосвященства покорнейший слуга и брат о Христе. Митрополит Сергий. 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Письмо митрополита Новгородского Арсения [Стадницкого] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] о своей непричастности к иосифлянскому расколу «...Всякий слух, который мало-мальски говорил о каком-либо архиерее, что он недоволен распоряжениями митрополита Сергия, использовался иосифлянскими вождями в своих целях. Так, например, узнав от кого-то, что митрополит Новгородский Арсений недоволен кое-какими действиями митрополита Сергия, распространили о нем молву, что и он состоит в числе оппозиционеров. Для опровержения этих слухов митрополит Арсений [Стадницкий] написал митрополиту Сергию специальное письмо, в котором ясно указал на то, что он никому не давал никаких полномочий вписывать его имя в число оппозиционеров, хотя и мог иметь по неосведомлённости кое-какие недовольства на некоторые поступки Заместителя, и что действия митрополита Агафангела, митрополита Иосифа [Петровых], епископа Димитрия [Любимова] и иже с ними он отнюдь не одобряет...» [в изложении] 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 1928. “К характеристике митрополита Сергия” (брошюра). Автор неизвестен. (Нижний Новгород) Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы 76. Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали: доклад, прилагаемый при сем, Преосвященного митрополита Тверского, с представлением проекта деяния Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода и постановления о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Вотской и Воронежской епархиях, виновниками коих являются – митрополит бывший Ленинградский Иосиф [Петровых] и викарии Ленинградской епархии – Преосвященные Димитрий [Любимов] Гдовский и Сергий [Дружинин] Копорский, Ярославский митрополит Агафангел [Преображенский] и его викарии Угличский архиепископ Серафим [Самойлович], Ростовский епископ Евгений [Кобранов], Преосвященные бывший Шадринский Виктор [Островидов], бывший Никольский Иерофей [Афоник] и временно управляющий Воронежской епархией епископ Уразовский Алексий [Буй].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Конец 1926 – начало 1927 г. для Патриаршей Церкви в России особенно сложный период. Митрополит Сергий хотя и готов был пойти на уступки советской власти ради легализации Московской Патриархии, прислушивался к голосам православных архиереев, среди которых тогда возобладало стремление решить проблему неустойчивого положения высшего церковного управления путем тайного избрания нового Патриарха Московского и всея России. Заместитель Местоблюстителя дал согласие на проведение опроса архиереев о допустимости выбирать Патриарха голосами одних епископов и о возможных кандидатах. Инициаторы тайных выборов рассчитывали поставить власть перед фактом появления Патриарха в Русской Церкви, причем надеялись получить его признание со стороны других Поместных Церквей. Так, епископ Евгений (Кобранов) показал затем на допросе, что ему предлагалось «написать по историческим образцам» обращение будущего Всероссийского Патриарха к Востоку: «Я согласился в 2 месяца написать с текстом греческим и русским обращение к вост[очным] патриархам» 406 . Конечно, этот план был весьма авантюрным, и даже в случае его успеха трудно представить, что Фанар признал бы тогда новоизбранного Московского Патриарха. До избрания, однако, дело не дошло: затея была вскрыта ОГПУ и обернулась новыми массовыми арестами православных епископов в СССР, в том числе и Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия 407 . В результате исполнять обязанности Заместителя с 29 декабря 1926 г. по 7 апреля 1927 г. довелось архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу). Все эти проблемы Русской Церкви мало трогали фанариотов, о чем можно судить по их официальному печатному органу «Ортодоксия». Так, в двустраничном обзоре церковных дел в России за первые месяцы 1927 г. более половины редакционного материала было посвящено скончавшемуся тогда лжемитрополиту Антонину (Грановскому). «Митрополит» (в греческом обзоре – без кавычек) именовался «новым Лютером Российской Церкви», подробно описывались перипетии его взаимоотношений с обновленческим «Синодом» (тоже без кавычек – Ιερ Σνοδος).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. Достоевского: «Преступление и наказание»; священник Беляев Николай : «Старообрядческая белокриницкая иерархия пред судом вселенской церкви»; Васильевский Александр: «Иннокентий, архиепископ Херсонский, как проповедник»; Верхоустинский Дмитрий: «Молоканство в его истории и современном состоянии»; Виноградов Сергей: «Имманентная критика гуманистического мировоззрения в трудах С. Н. Булгакова»; иеромонах Павел (Волков): «Жития святых, как основа для построения гносеологии»; священник Воронцов Вениамин: «Учение ветхозаветного Слова Божия о страданиях человеческих (книга Иова)»; священник Ворончев Александр: «О трудах Преосвященного Феофана Затворника по изъяснению Нового Завета»; Давидов Феодор: «Еп. Иеремия Нижегородский. Его личность и богословские (нравственно-аскетические) труды»; священник Дмитриев Василий: «Перевод и анализ сочинения св. Кирилла Александрийского : Περ τ ορϑς πστεως τς ες τν Κριον μν ησον Χριστν»; Добров Владимир: «Религиозно-этические взгляды К. Н. Леонтьева »; священник Дудровин Димитрий: «Идеологический анализ Книги Зогар»; Жданов Леонид: «Идея церкви в русском богословии»; Заболотский Павел: «Ветхозаветный закон и новозаветная правда (Содержание пятой главы евангелия по Матфею)»; Иваницкий Владимир: «Жизнь и литературная деятельность пр. Максима Грека »; Иванов Борис: «Землевладение и хозяйство Кирилло-Белозерского монастыря в XVI–XVII вв.»; Истомин Дмитрий: «Царские иконописцы —64— XVII века»; Кириченко Василий: «Владимир Святой»; Кобранов Евгений: «Философия Оригена »; иеромонах Павлин (Крошечкин): «О духовной жизни (Учение Св. Писания и святоотеческое)»; священник Ляде Серафим: «Свящ. Писание, как единственный источник и критерий христианской истины, в богословской доктрине М. Лютера»; Меморский Алексей: «Догматическая система св. Григория Богослова »; Металлов Валентин: «Преп. Максим Грек и его миросозерцание»; Молчанов Николай: «Религиозно-нравственное и политическое состояние евреев во время Судей»; Мытарев Николай: «Учение о свободе воли в системе Шеллинга»; Некрасов Михаил: «Библейские женщины»; Никольский Виктор: «Халдея и Египет в патриархальный период»; Новосельский Владимир: «Владимир Соловьев, как поэт»; иеромонах Матфей (Олейник): «Приемы святоотеческой полемики против ересей в их приложении к современной борьбе с сектантством»; Орлов Антоний: «А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Назревающие церковные расколы, угроза ярославской пастве обуяться религиозными смятениями – все это окончательно сокрушило здоровье владыки. Два года прошло, как окончилась ссылка митрополита-исповедника, но оказалось, что трудности тюремного заключения и ссылки переносимы легче, чем те внутренние скорби, которые обрушились на него теперь, глубоко раня душу и сердце. По правде сказать, он от самого своего освобождения из Пермской тюрьмы весной 1926 года не знал отдохновения и покоя. Угрозы расколов и смятений, опасение послужить им каким-либо своим действием или словом, сделать что-либо к соблазну верующих – это ощущалось тяжелее, чем гонения от безбожников за имя Христово и ссылка. А возраст уже таков, что не будет времени исправлять ошибки. Не будь горячей настойчивости архиереев, не будь вроде бы достоверных сведений, что в других епархиях царит церковная смута и многие отделяются от митрополита Сергия, митрополит Агафангел вряд ли подписал бы какой-либо документ, касающийся вопросов церковной политики. На именины митрополита Агафангела 5 февраля съехались поздравить владыку викарные архиереи – архиепископы Серафим (Самойлович), Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), приезжали поздравить священники и миряне. На следующий день митрополит передал своему секретарю протоиерею Димитрию Смирнову декларацию об отделении от митрополита Сергия и попросил, чтобы тот отнес один экземпляр в местное ТПУ, а другие раздал благочинным . После того как ярославская декларация была предана огласке, с митрополитом случился новый сердечный приступ, а затем сердечные приступы не оставляли его до самой кончины. Митрополит Сергий, получив документ об отходе от него Ярославской епархии, был чрезвычайно обеспокоен этим обстоятельством. Ширилось церковное движение, которое, как он считал, не имеет положительной перспективы. Девятнадцатый век не вернется, советская власть будет еще долго править страной. Все старые общественные движения, боровшиеся с нею, выдохлись, а она так поставила дело воспитания молодежи, что совершенно отделила ее от Православной Церкви. У Церкви не осталось никакой возможности воспитывать детей. Через десяток-другой лет вырастет поколение, для которого Православная Церковь с ее церковно-славянским языком, древним богослужением будет выглядеть музейной реликвией. Отход митрополита Агафангела только умножал общее смятение. На этом фоне агенты советской власти будут делать все, чтобы углублять и укреплять расколы .

http://fond.ru/foto/981/Agafangel/

Николай Гермогенович Ладыгин (1882 – после 1935 гг.), протоиерей, кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1919–1933 гг. настоятель Троице-Петровского собора. Иван Кириллович Кьяндский (1871–1941 гг.), протоиерей, кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии, в то времянастоятель Иоанно-Предтеченской церкви на Выборгской стороне. Борис Николаевич Окунев (1897–1961 гг.), профессор, выдающийся механик и баллистик; прихожанин и певчий ( ?) хора Николо-Богоявленского собора. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 2. СПб., 2012. С. 408–409). Сильвестр (Братановский; 1871–1932 гг.). Евгений (Кобранов; 1891– 1937 гг.), сщмч. Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 90—91). Сергей Владимирович Страхов, сын протоиерея В. Н. Страхова. Александр Александрович Голосов, митрофорный протоиерей, кандидат богословия Казанской духовной академии. По состоянию на 1928 г. настоятель московской церкви Св. Трифона в Напрудной слободе. В 1927 г. подал в Совет Высших Богословских курсов на соискание степени магистра богословия двухтомник «Церковная жизнь на Руси в половине XVII века и изображение ее в записках Павла Алеппского», но получил отрицательный отзыв А. А. Дмитриевского и отказ в допуске к публичной защите ( Акишин С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда//Труди 2012. 17. С. 254, 267). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 91). Владимир Константинович Лозина-Лозинский (1885—1937 гг.), сщмч., протоиерей. При уходе в Казанский собор о. Николайпередал ему настоятельство в университетской церкви ( Александрова-Чукова Л. К. Богословский институт в Петрограде… С. 251—329). Виктор (Островидов; 1875–1934 гг.), священноисповедник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Об архиепископе Алексии мне известно, о чем мне говорил и митрополит Сергий, что действительно он впал в обновленчество, именно, когда оно ещё только появилось; но был недолго в нем, скоро осознал свою ошибку и, управляя Петроградской епархией, потом так круто повернул вправо, в такую решительную оппозицию стал обновленчеству, что последнее постаралось отправить его в ссылку в Сибирь, где он, заглаживая свою бывшую ошибку, пробыл 3 года, и о жизни своей в ссылке в разговоре со мною он вспоминал с большим благодушием, как о некотором, скажу от себя, церковном подвиге, ибо он оставил там немало духовного добра тем, среди которых жил, просвещая их христианским учением. И другой иерарх, быть может, бывший в беглопоповстве и не иерархом – не знаю, – несомненно, возвращаясь в спасительную Церковь , принёс надлежащее покаяние. Разве глубокое покаяние и подвиги не изглаживают прошлые ошибки и не просветляют лики некогда падших? Разве падение апостола Петра и восстановление его в апостольстве Христом как-либо помрачило лик апостольский, как Апостолов Христовых? А ведь он так превознесён Христом, что между ним и апостолом Павлом Христос как бы поделил для проповеди всю вселенную: Петру среди обрезанных, а Павлу среди необрезанных ( Гал.2:7–8 ). Если ярославскими иерархами забыто это по времени отдалённое, но по существу и своей благодатной яркости долженствующее всегда быть близким к нашему сознанию церковное событие, то не надлежало бы им забывать совсем к нам близкого и имеющего непосредственное отношение к некоторым из этих иерархов факта. Заместитель митрополит Сергий, тоже был когда-то в живоцерковничестве. А через глубокое, по своей силе напоминавшее практику первенствующей Церкви покаяние, Святейший Патриарх его, оставившего все, кроме положения простого послушника, облёк опять в достоинство митрополита, со всеми прежними отличиями, и Местоблюститель митрополит Пётр вверил ему своё заместительство. А ведь от этого Первоиерарха, председателя Патриаршего Священного Синода, получили хиротонию – епископ Ростовский Евгений [Кобранов], заместительство – архиепископ Серафим [Самойлович], Петроградскую епархию и титул митрополита – архиепископ Иосиф [Петровых]. Надлежало бы им, прежде чем составлять и подписывать своё постановление о противоканоничности церковных действий митрополита Сергия, вывести из указанных фактов неизбежные и всякому понятные выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он верит, что показания против него выбиты силой, хотя тот же протодиакон Иван Середа являлся секретным сотрудником ГПУ, а об архиепископе Борисе (Шипулине) Владыке Луке известно, что во время предыдущих арестов тот своими ложными показаниями погубил немало невинных людей. Впоследствии и протодиакон, и Преосвященный Борис передавали записки в камеру епископа Луки, где писали, что их показания вынужденны и искажены и на суде они от них откажутся. Но суда не последовало, и Особое совещание осудило епископа Луку к ссылке на пять лет в Красноярский край. Подписавшие же ложные обвинения архиепископ Борис, протодиакон Иван Середа, протоиерей Михаил Андреев и епископ Евгений (Кобранов) были приговорены к расстрелу, а архимандрит Валентин — к десяти годам лагерей. ТРЕТЬЯ ССЫЛКА. ВОЙНА И вот — третья ссылка. На этот раз в районный центр Большая Мурта в ста десяти километрах от Красноярска. В марте 1940 года ссыльный Войно-Ясенецкий, епископ, хирург с мировым именем, живет и работает в районной больнице, что называется, за белье и питание. Церковь в Большой Мурте взорвали еще в тридцать шестом году, и Владыка ходил молиться в рощу, расположенную на окраине поселка. Здесь, в маленькой больнице, он много оперирует и продолжает работу над «Очерками гнойной хирургии». Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. Он пришел к руководству райцентра и предложил свой опыт, знание и мастерство для лечения воинов Советской армии. В это время в Красноярске организовывался огромный госпиталь. С фронта уже шли эшелоны с ранеными. В октябре сорок первого епископ Лука назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Он с головой погружается в многотрудную и напряженную хирургическую работу. Самые тяжелые операции, осложненные обширными нагноениями, приходится делать прославленному хирургу. Раненые офицеры и солдаты очень любили своего доктора. Когда профессор делал утренний обход, они радостно приветствовали его.

http://pravmir.ru/svyatitel-xirurg-episk...

Он отказывается от всех своих притязаний, все бросает и уезжает в свою епархию – в Ярославль, доживать свои дни. Похоже ли все это на правду – исследовать здесь не собираемся, а предпочитаем отнести (с большой долей вероятности) все это за счёт тех же магических «обстоятельств времени», о которых упомянули несколько выше... Однако, по воле всеустрояющего Провидения, удалившемуся от общецерковных дел митрополиту Агафангелу суждено было ещё один раз приковать к себе всеобщее внимание церковного общества в связи с нарождением ряда раскольнических течений, вызванных к жизни недовольством той или иной стороной деятельности митрополита Сергия [Страгородского] на посту Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в конце 20-х гг. 24 января (6 февраля) 1928 г. возглавленная митрополитом Агафангелом группа архиереев Ярославской церковной области направляет в адрес Заместителя своё «Обращение» об административном отмежевании от него и его Временного Патриаршего Священного Синода в связи с их совместной деятельностью, вызывающей «смущение, осуждение и ропот» в среде некоторой части епископата, клира и достаточно широких кругов благочестивых мирян. «Обращение» подписывают; митрополит Ярославский Агафангел, архиепископ Угличский Серафим [Самойлович], бывший Ростовский митрополит Иосиф [Петровых], временно управляющий Любимским викариатством архиепископ Варлаам [Ряшенцев] и епископ Ростовский Евгений [Кобранов]. Возникает новый раскол, именуемый «Ярославской оппозицией». Идеологическая концепция этого нового раскола довольно многообразна и довольно расплывчата, а потому с трудом поддаётся чёткой формулировке. Некоторыми из побудительных мотивов к отмежеванию от Заместителя были следующие, оговорённые в документах, касающихся этой оппозиции: в одном месте читаем: «...митрополита Агафангела смущает возношение имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя за богослужением и большое количество запрещений в священнослужении архиереев, так редко или почти не встречавшееся на Руси...»; в другом: «...распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны ...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Он считает, что необходимо иерархам-беженцам создать «для себя центральный орган церковного управления, достаточно авторитетный, чтобы разрешать все недоразумения и разногласия... Если такого органа, общепризнанного всею эмиграцией, создать, по-видимому, нельзя, то уж лучше покориться воле Божией...» и подчиниться местной православной власти. «В неправославных странах можно организовать самостоятельные общины или церкви» 235 . После убийства митрополита Вениамина Петроградская, а теперь Ленинградская кафедра вдовствовала уже более четырех лет. Те архипастыри, которым предлагалось занять этот престол, отказывались стать преемниками священномученика, и епархия управлялась викарными архиереями. Наконец, в августе 1926 г. митрополит Сергий по просьбе питерской паствы назначил на кафедру архиепископа Ростовского Иосифа с возведением его в сан митрополита. 29 августа митрополит Иосиф прибыл в Ленинград. В покои к нему пришли верующие, которые хотели бы видеть митрополитом епископа Алексия (Симанского), и просили владыку Иосифа или отказаться от назначения, или сделать своим ближайшим помощником по управлению епархией епископа Алексия. Но митрополит отверг эти ходатайства. В своем кафедральном городе митрополит Иосиф пробыл всего два дня, отслужив лишь всенощную и литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Первая за многие годы служба митрополита привлекла в собор множество богомольцев. На другой день, 31 августа, владыка выехал в Ростов для завершения дел, связанных с переездом, но вернуться в свою епархию ему не пришлось – въезд в Ленинград митрополиту был запрещен. Управлять своей паствой он мог лишь из Ростова Великого через викариев, но тогда это было участью почти всех российских епархий. В 1926 г. было совершено несравненно больше архиерейских хиротоний, чем их совершалось за год в предреволюционную пору. Сонм архипастырей пополнился 21 епископом, среди новохиротонисанных владык были Аркадий (Остальский) , Синезий (Зарубин), Макарий (Звездов), Евгений (Кобранов).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010