Помощник библиотекаря Академии иеромонах Игнатий (Садковский) , с 30-го ноября 1917 года принятый в число братии Московского Данилова монастыря, с 1-го января 1918 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им в Академии должности указом Святейшего Синода от 7 (20) апреля 1918 года за 897. Постановлением Совета Академии от 18 января 1918 года исполнение обязанностей по должности помощника библиотекаря, впредь до замещения оной штатным чиновником, поручено работавшей в библиотеке из платы по вольному найму Ольге Николаевне Поповой, с выдачею ей вознаграждения в размере штатного оклада содержания по должности помощника библиотекаря Академии. Врач Академии Аркадий Владимирович Танин, бывший на действительной военной службе, после демобилизации армии возвратился в Академию и с 1-го марта (н. ст.) 1918 года вступил в отправление своих обязанностей по должности, Временно исполнявший таковые обязанности врач Антон Антонович Радкевич с того же 1-го марта (н. ст.) 1918 года освобожден от них. Эконом Академии Леонид Степанович Ряшенцев, также бывший на действительной военной службе, после демобилизации —4— армии был задержан на оной и, согласно его прошению, указом Высшего Церковного Управления от 23 июля (5 августа) 1918 года за 709 уволен от занимаемой в Академии должности (с 1 мая [н. ст.] 1918 года). Из сверхштатных профессорских стипендиатов Академии один – Евгений Яковлевич Кобранов – принял священный сан, без вступления в брак, и рукоположен: 21 января 1918 года в сан диакона, а 28 января того же года – в сан священника. По окончании 1917–1918 стипендиатского года все профессорские стипендиаты Академии, как штатные (Николай Александрович Соловьев и Сергей Александрович Муравьев), так и сверхштатные (священник Евгений Яковлевич Кобранов, Борис Иванович Иванов и Николай Александрович Гусев) обращены в ведение Высшего Церковного Управления. Вместо них на 1918–1919 учебный год Советом оставлены при Академии в звании профессорских стипендиатов окончившие в отчетном году курс по первому разряду кандидаты богословия: Николай Николаевич Соколов и иеромонах – Вассиан (Пятницкий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

" Вопрос: А что ответил Вам Иосиф Петровых ? Ответ: Он ответил, что считает меня единственным законным руководителем Церкви и только. На это письмо я ему ничего не ответил. Вопрос: Какой ответ получили от остальных? Ответ: Прокопий Титов ответил, что принципиально считает разрешение вопроса в положительном смысле возможным, но окончательное его решение принадлежит Собору. Такой же почти ответ был получен и от других. Вопрос: Почему же Вы не ответили Дамаскину сразу же лично сами, а стали собирать мнения к.-р. епископата, находящегося в ссылке? Ответ: Свое мнение я написал – что принципиально не возражаю. Лично мне необходимо было иметь мнение епископата по этому вопросу как руководителю, для того, чтобы в будущем безошибочно разрешить этот вопрос. Вопрос: Значит, этот вопрос Вы разрешали как руководитель нелегальной церковной организации? Ответ: Я разрешал его как обыватель. Вопрос: Следствием установлено, что после смерти Петра Крутицкого Ваши единомышленники перед Вами ставили вопрос о преемственности местоблюстительства. Назовите, на кого они указывали. Ответ: Они называли меня как единственного и законного местоблюстителя, что свидетельствовало и завещание б[ывшего] патриарха 682 Тихона. Вопрос: Кто к Вам обращался по этому вопросу? Ответ: По этому вопросу ко мне обращался епископ Макарий (?) Барнаульский, который просил сообщить ему, что если Петр умер, то я разрешил бы ему считать меня местоблюстителем. Об этом же писал и Евгений Кобранов, что он считает меня главой Церкви и поминает мое имя, он также писал о том, что если мы не решим, то другие решат. Вопрос: Дайте показания о враче и больных, которые упоминаются в изъятом у Вас при обыске письме от Кобранова. Ответ: В этом письме Кобранов говорит о священнике Серафиме Кириллове, который меня посетил в Яны-Кургане в 1935 году. До этого просил он меня, чтобы я ему сообщил адрес этого священника, что я и выполнил, а потому уже он писал мне, что якобы ему передал своих верующих, называя их больными. Вопрос: Откуда было известно Кобранову о Кириллове?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павлин (Крошечкин) (Там же. С. 70), в 1921 г. наместником был определен архим. Евгений (Кобранов; впосл. епископ) (Там же. С. 99). В сент. 1921 г. архим. Евгений был арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки в Архангельск, но был досрочно освобожден. В ответ на выпущенное 19 февр. 1922 г. патриаршее разрешение жертвовать на нужды голодающих церковные предметы, не имеющие богослужебного употребления, братство добровольно сдало в марте-апр. 1922 г. ценности общим весом 38 пудов 37 фунтов 82 золотника (свыше 637,96 кг; при описании особо отмечена жемчужная риза весом 2 фунта 77 золотников (свыше 1,1 кг) с 1582 алмазами) (Там же. С. 100). В периодической печати эта добровольная сдача была представлена как изъятие церковных ценностей. 18 сент. 1922 г. архим. Евгений от имени братства обратился в Музейный отдел Главнауки с просьбой перенести в Никольский храм иконостас из усыпальницы (разрешение дано в 1923). В дек. 1923 г. архим. Евгений был арестован по ордеру ГПУ за антисоветскую агитацию, 28 марта 1924 г. осужден и выслан в Ср. Азию сроком на 2 года (Там же. С. 103, 106). В нач. 1926 г. Никольский храм был закрыт, после чего церковная жизнь прекратилась там на неск. десятилетий. Вернувшийся из ссылки архим. Евгений был вынужден продолжить служение в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках, куда крестным ходом была перенесена главная святыня Н. П. м.- Нерукотворный образ Спасителя (Там же. С. 73). Со 2-й пол. 20-х гг. XX в. на территории Н. П. м. действовал специальный жен. исправительный дом, затем филиал Таганской тюрьмы. В 1929-1930 гг. в Покровской ц. была размещена часть Исторического архива Московского губ. архивного бюро (ныне Отдел хранения документов до 1917 г. ЦГА Москвы) и находилась там до переезда в новое здание архива на Профсоюзной ул. в сер. 70-х гг. XX в. В 1931 г. была неузнаваемо искажена усыпальница Шереметевых - Знаменская ц., в к-рой было сделано перекрытие между 1-м и 2-м этажами, уничтожены винтовые лестницы, ведущие от усыпальницы к алтарным дверям.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Кстати, заместитель патриаршего местоблюстителя при встрече с епископом Павлином «поставил условие sine qua non 462 – получить отзыв митрополита Петра Крутицкого» 463 . Характерно, что митрополит Сергий не взял на себя ответственность известить о предстоящих мероприятиях митрополита Петра, хотя, вероятно, был обязан это сделать. Однако можно с полной уверенностью утверждать, что до декабря 1926 года (времени ареста инициаторов и основных участников выборов) томящийся в тюремном заключении митрополит Петр извещен не был. Впрочем, и времени на его извещение у инициаторов выборов не оставалось. Помимо мнения соловецких епископов-исповедников о митрополите Кирилле как наиболее достойном кандидате в патриархи, епископ Павлин привез митрополиту Сергию и «Соловецкую декларацию» (так нарек владыка Афанасий (Сахаров) , передавший этот документ епископу Павлину при их встрече, майское 1926 года послание соловецких епископов). Эту декларацию митрополит Сергий оставил у себя, а когда епископ Павлин собирался уезжать, вернул ему, сказав, что «читать ему это документ некогда было» 464 . С полученным от митрополита Сергия обращением епископ Павлин стал объезжать архиереев, собирая их решения, кои запечатывались в пакеты самими иерархами. В этом деле владыке Павлину помогали игумен Таврион (Батозский) и двое мирян – Иван Алексеевич Кувшинов и его сын Иван Иванович Кувшинов, бывшие купцы, проживавшие на Швивой горке в Москве. Полагают, что был еще четвертый помощник, имя которого осталось неизвестным 465 . Сам владыка Павлин посетил епископа Астраханского Фаддея (Успенского) , который написал свое мнение и «высказался утвердительно», епископа Бийского Иннокентия (Соколова), епископа Бронницкого Иоанна (Василевского). Митрополит Иосиф (Петровых) , по свидетельству епископа Евгения (Кобранова), «подал было голос за Сергия, но потом сказал последнему: «Владыка, Вы все равно не пройдете», – и подал за Кирилла» 466 . Епископ Евгений (Кобранов) написал, что митрополита Кирилла считает достойным избрания в патриархи, и «это единственный выход для спасения Церкви в случае неуспеха легализации». На вопрос епископа Павлина, бывали ли ранее в истории Церкви выборы патриарха одними только епископами, владыка Евгений припомнил только избрание патриарха Константинопольского Максима 467 на III Вселенском Соборе. При этом владыка Евгений выразил свое удивление, что митрополит Сергий «при его уме и дипломатичности решился одновременно с работами по легализации Церкви, не дожидаясь результатов, дать движение такому делу». Епископ Евгений согласился по просьбе владыки Павлина составить в течение двух месяцев по историческим образцам обращение будущего патриарха к пастве, Константинопольскому патриарху (с греческим вариантом) и обращение епископов к митрополиту Кириллу, чтобы он согласился принять патриаршество 468 . Последнее явно указывает на неосведомленность митрополита Кирилла о предпринятых тайных выборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В тот же день, 19 декабря был второй раз допрошен епископ Павлин (Крошечкин). Среди прочего, следователя интересовала «политическая» подоплека выборов. «Почему это избрание Кирилла, – спрашивал следователь у арестованного епископа, – Вы проводили в такой тайне, беря слово не говорить никому и т. д. – Потому, что это дело касается только Церкви и делалось в частном порядке, – отвечал епископ Павлин. – По Вашему мнению, Церковь в целом должна следить за политической благонадежностью своих членов? – Не должна, – отвечал епископ, – потому что она преследует религиозные цели, и если ее член подходит к ней с религиозной точки зрения, ей нет дела до его политической физиономии. Последнее является личным делом каждого, и дело государства иметь дело с его политической деятельностью». Но подобный ответ не удовлетворил следователя, пытавшегося вернуть разговор на тему «церковной конспирации»: «Почему Вы считали нужным дело, «чисто церковное», делать в такой глубокой тайне? – Я считал, что дело будет лучше, если я его сохраню от всех в тайне, кроме епископов. – А почему Вы хотели, чтобы совсем никто, кроме епископов, об избрании Кирилла не знал? – Я считал – так будет лучше, пусть после бы лучше узнали. – Вам известно, что выдвинутый Вами кандидат в патриархи подвергался репрессиям за антисоветскую деятельность? – спросил следователь, настаивая на «политической» подоплеке выборов. – Я не знаю, за что он был наказан, – был ответ епископа Павлина» 479 . 22 декабря в Москве был арестован епископ Евгений (Кобранов), проживавший по адресу: Крестьянская площадь, д. 8, кв. 9. В Москве епископ Евгений стал известен активной поддержкой идеи выборов патриарха. Некоторые не подозревали даже, что его активность как-либо связана с деятельностью епископа Павлина. Тотчас после ареста владыка Евгений был допрошен (в деле сохранился только один протокол допроса) 480 . «Что касается моих претензий попасть в число инициаторов движения за выборы патриарха, то они основывались на следующем: во время моего посвящения в епископы (март 1926 года), даже немного раньше, я, желая улучшить отношения мои с митрополитом Сергием, предложил во время обеда тост «за будущего патриарха, подобного Тихону», подразумевая личные мои отношения с патриархом Тихоном. Тогда Сергий отвечал: если ты говоришь обо мне, то я согласен. Если за другого, то нет» 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитриан, монах Сретенского монастыря в Москве. Добров Сергей А., обновленческий архидиакон, член обновленческого «Священного Синода». Добронравов Георгий Иванович (1863–1933), протоиерей, обновленческий «митрополит», профессор кафедры основного богословия Московского университета. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, «хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии». В 1925 г. назначен ректором Московской богословской обновленческой академии, «архиепископ». С 1929 г. «митрополит Ореховский, Московской области». С 1930 г. «митрополит Тульский и Белевский». Доненко Н. прот. Доронкин, протоиерей. Досифей (Забела; † 1544), епископ. Был настоятелем Киево-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой Лавры. В 1508 г. хиротонисан во епископа Сарайского (Сарского) и Подонского на Крутицы. Доссон Е. Я., обновленец. Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), русский писатель. Дулов Николай Николаевич (1885–1937), бывший священник. В 1920 г. рукоположен во иерея, служил в Москве. В 1922 г. арестован, сослан в Зырянский край. В 1925 г. вернулся в Москву, овдовел, имея пятерых детей. В 1929 г. арестован, приговорен к 5 годам заключения. Отбывал срок заключения в Соловецком лагере. В 1930 г. году привлечен по делу «Всесоюзной организации ИПЦ». Находясь под следствием, исполнял поручения ОГПУ. В 1931 г. снял с себя сан, женился второй раз и поступил на государственную службу. Расстрелян. Евгений (Зернов Семен Алексеевич; 1877–1937), священномученик, митрополит. В 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1914 г. епископ Приамурский и Благовещенский. В 1923 г. арестован в Благовещенске. С 1923 г. архиепископ. В 1924–1929 гг. в заключении и ссылках. С 1931 г. архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии. С 1934 г. митрополит Горьковский. В 1935 г. арестован. Расстрелян. Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич; 1892–1937), епископ. До хиротонии арестовывался в 1921 и 1923 г. В 1924–1926 гг. в ссылке в г. Хиве. В 1926 г. хиротонисан во епископа Муромского; с 1927 г. епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Арестован в 1928 г., сослан в Казахстан. С 1931 г. проживал в Вологде. В 1935 г. арестован, сослан в Казахстан в г. Чимкент. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

62 Епископ Евгений (Кобранов Евгений Яковлевич, 1892–1937) – с декабря 1927 года епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии; в 1928 году арестован; расстрелян вместе с митрополитом Иосифом. 65 Речь прежде всего идет о письмах митрополита Кирилла митрополиту Сергию от 15 мая и 12 ноября 1929 года (см.: Акты... С. 637–­641, 651–657). 66 Многоточие в тексте. Восстановить пропущенное слово по точному тексту Ярославской декларации невозможно в силу его значительного расхождения с текстом, воспроизводимым митрополитом Иосифом. 67 Священномученик архиепископ Серафим (Самойлович Семен Николаевич, 1882–1937) – в 1920 году хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии; с 1924 года – архиепископ; в декабре 1926 – апреле 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя; 17 февраля 1928 года арестован и сослан в Буйнический монастырь под Могилевым; 20 января 1929 года обратился с новым посланием, обличающим митрополита Сергия; 2 марта 1929 года вновь арестован; приговорен к трем годам заключения в лагере; расстрелян. 68 Епископ Алексий (Буй Семен Васильевич, 1892–1937) – с февраля 1927 года временно управляющий Воронежской епархией; 22 января 1928 года отделился от митрополита Сергия; 7 марта 1929 года арестован; приговорен к расстрелу с заменой на десять лет заключения в лагере; расстрелян. 70 Священник Николай Николаевич Дулов (1885-?) – с 1929 года священник Крестовоздвиженского храма в Москве; 28 октября 1929 года арестован; приговорен к пяти годам заключения условно, освобожден. 71 Священник Василий Павлович Перепелкин (1880-?) с июня 1928 года благочинный иосифлянских приходов на Кубани и Ставрополье; 25 января 1929 года арестован; приговорен к трем годам ссылки в Северный край. 72 Митрополит Евлогий ( Георгиевский Василий Семенович, 1868­1946) – с 1921 года временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе; в 1930 года вступил в конфликт с митрополитом Сергием; перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 73 Священник Василий Филиппович Подгорный (1892–1937) – с 1922 года священник; руководитель общин так называемых «стефановцев» (именовавшихся так по имени Стефана Подгорного); 16 октября 1930 года арестован; приговорен к десяти годам заключения в лагере; расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

В Карагандинском лагере был приговорён к расстрелу. 1937 г., 20 сентября – расстрелян. ЕВГЕНИЙ (Кобранов Евгений Яковлевич), епископ Ростовский. 1891 г. – родился в Смоленской губ. 1912 г. – окончил Смоленскую духовную семинарию. 1916 г. – окончил Московскую Духовную Академию (первым: профессорский стипендиат). 1917 г. – священник в церкви Девяти мучеников у Горбатого моста (Москва), магистр богословия. 1921 г. – пострижен в мантию в Новоспасском монастыре (Москва); наместник, впоследствии настоятель того же монастыря; архимандрит. 1926 г., 27 марта – хиротонисан во епископа Муромского. 1927 г. – епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Участвовал в «ярославской оппозиции» митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1933 г., 22 ноября – епархией не управлял. 1937 г., октябрь – расстрелян в Чимкентской тюрьме, где находился одновременно с митрополитом Кириллом [Смирновым] и митрополитом Иосифом [Петровых]. ЕВЛОГИЙ ( Георгиевский Василий Семенович), митрополит, Экзарх Западной Европы. 1868 г., 10 апреля – родился в Тульской губ., в семье священника. 1882 г. – окончил Белёвское духовное училище. 1888 г. – окончил Тульскую духовную семинарию. 1892 г. – окончил Московскую Духовную Академию. 1895 г. – монах, иеромонах. Инспектор духовной семинарии во Владимире. 1896–1902 гг. – архимандрит, ректор Холмской духовной семинарии (близко познакомился с будущим Патриархом Тихоном, тогда – архимандритом в Холмщине). 1903–1905 гг. – епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. 1905 г. – епископ Холмский и Люблинский. 1912 г. – архиепископ. 1914 г., май – архиепископ Волынский и Житомирский. 1917–1918 гг. – участник Собора Российской Православной Церкви, Председатель Отдела богослужения, проповедничества и церковного искусства. 1918 г., 4 декабря – арестован в Киеве C. В. Петлюрой, вывезен в Польшу, затем в Австрию и Румынию. 1919 г., сентябрь – по требованию стран Антанты был освобождён и вернулся в Новороссийск. Работал в Высшем церковном управлении в Новочеркасске и Екатеринославе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Вопрос: Следствием установлено, что после смерти Петра Крутицкого Ваши единомышленники перед Вами ставили вопрос о преемственности ме- стоблюстительства. Назовите, на кого они указывали. Ответ: Они называли меня как единственного и законного местоблюстителя, что свидетельствовало и завещание б[ывшего] патриарха Тихона. Вопрос: Кто к Вам обращался по этому вопросу? Ответ: По этому вопросу ко мне обращался епископ Макарий (?) Барнаульский, который просил сообщить ему, что если Петр умер, то я разрешил бы ему считать меня местоблюстителем. Об этом же писал и Евгений Кобранов, что он считает меня главой Церкви и поминает мое имя. Он также писал о том, что если мы не решим, то другие решат» 1415 . Упомянутый епископ Евгений – в прошлом участник ярославской оппозиции Заместителю – приложил также усилия (и небезуспешно) для признания митрополита Кирилла главой Русской Церкви со стороны митрополита Иосифа (Петровых) – главы самой массовой ветви «правой» оппозиции, так называемого «иосифлянства». В показаниях епископа Евгения от 29 июля 1937 г. говорилось: «В мае 1937 г. я высказал Петровых свое мнение, в связи со слухами о смерти Петра Крутицкого, что необходимо идти на все уступки Кириллу Смирнову, который должен возглавить церковь , т. к. на главенство в церкви Петровых тоже имел перспективы, тем более свое течение со значительным количеством последователей, но в интересах общей задачи к[онтр]р[еволюционной] организации эти перспективы его были отложены, и он с той же оказией, через которую я его спрашивал, мне ответил, что он со мною вполне согласен и будет подчиняться воле и указаниям Смирнова Кирилла, которого он считает главою церкви» 1416 . Видно, что в «слухи о смерти Петра Крутицкого», вслед за митрополитом Сергием и его последователями в основном поверили в 1937 г. и русские зарубежные иерархи, и митрополит Иосиф, и митрополит Кирилл. Многолетнее безвестное отсутствие Патриаршего Местоблюстителя подготовило почву для относительно легкого принятия известия о его кончине, хотя источник этого известия был весьма туманен. Впрочем, как выше было показано, были и те, кто слухам не поверил. И правы были именно они. Большую часть 1937 г. митрополит Петр был еще жив и по-прежнему находился в заключении в Верхнеуральской тюрьме особого назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010