Как может показаться из материалов следственного дела, епископ Павлин объезжал епископов сам, однако существует целый ряд свидетельств, что он это делал не один. «Были заготовлены необходимые бюллетени и найдены молодые люди – посыльные, которые парами объезжали епископов. Один из них являлся к епископу, а затем отмеченный им бюллетень отдавал другому, чтобы легче было его сохранить в случае ареста того, кто являлся к епископу и мог быть замечен агентом ОГПУ. В дополнение к общепринятой версии один из тех посыльных, впоследствии игумен Иоанн (Котляревский), свидетельствовал, что в бюллетенях была не одна кандидатура митрополита Кирилла, а три, причем третьим кандидатом в Патриархи стоял митрополит Сергий» 1064 . В числе посыльных называются также игумен Таврион (Батозский) , Кувшиновы Иван Алексеевич (отец) и Иван Иванович (сын) 1065 . Выше уже приводилось свидетельство Г. А. Косткевича о том, что священник Николай Пискановский, собирая подписи епископов, объезжал Юго-Восток СССР и Поволжье. О попытках епископа Павлина дополнительно привлечь людей для поездок свидетельствовал на допросе епископ Евгений (Кобранов), сообщив, что тот у него «просил 40 рублей денег и сестру надежную, для посылки в Туркестан». В ответ епископ Евгений, по его собственным словам, «сестру дать отказался, в деньгах тоже, обещал достать бесплатный билет, для промедления» 1066 . Епископ Павлин, однако, предпочитал действовать немедля, поэтому вся история с «тайными выборами» пронеслась стремительно и закончилась также быстро, как и началась. 8 декабря 1926 г. епископ Павлин был арестован в Москве. Согласно протоколу, при аресте у него были изъяты «список епископов православной церкви 1926 г., обращение митрополита Сергия о избрании митрополита Кирилла, [...] три письма, разбросанные списки епископов 7 листов, молитва рукописная, заявление Павлина к митрополиту Сергию» 1067 . Эти документы могли бы, вероятно, многое прояснить в истории попытки тайных выборов, но из архивно-следственного дела они были изъяты и к исследователям до сих пор не попали. На следующий день после ареста епископ Павлин начал давать показания (достаточно обстоятельные, как можно заметить), вслед за чем в Нижний Новгород было послано с Лубянки распоряжение срочно арестовать митрополита Сергия и доставить в Москву. 14 декабря Заместитель был уже во Внутренней тюрьме ОГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Настоящее решение наше остаётся в силе впредь или до сознания Вами неправильности Ваших руководственных действий и мероприятий и открытого раскаяния в Ваших заблуждениях, или до возвращения к власти Высокопреосвященного митрополита Петра. Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский. Серафим [Самойлович], архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель. Архиепископ Варлаам [Ряшенцев] (бывший Пермский), временно управляющий Любимским викариатством. Смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. 1928 г. 6 февраля. 1. Церковные ведомости. 1928. 7/8 2. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 3. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Резолюция митрополита Иосифа [Петровых] о согласии его возглавлять движение отложившихся Петроградской епархии 199 Митрополит Ярославский Агафангел с прочими епископами Ярославской церковной области отделились также от митрополита Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении вверенными им паствами, к чему я присоединил свой голос. По сему благому примеру нахожу благовременным открыто благословить подобное же правильное отделение части Ленинградского духовенства со своими паствами. Согласен на просьбу возглавить это движение своим духовным руководством и молитвенным общением и попечением; готов не отказать в том же и другим, желающим последовать доброму решению ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранит всех нас в единомыслии и святой твёрдости духа в переживаемом Церковью новом испытании. М[итрополит] И[осиф]. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Обращение митрополита Иосифа [Петровых] к ленинградским викариям, пастырям и верующим Ленинграда, в коем он объявляет себя Ленинградским митрополитом 200 Архипастыри Ярославской церковной области – Агафангел, митрополит Ярославский, Серафим, архиепископ Угличский, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, архиепископ Варлаам, бывший Псковский Управляющий Дашедовским викариатством Ярославской епархии и Преосвященный Евгений, епископ Ростовский – особым актом объявили о своём отделении от митрополита Сергия и о самостоятельном отныне управлении вверенными им от Бога паствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Упоминавшийся выше как последователь идеи «примирения» митрополита Сергия и «непоминающих» епископ Евгений (Кобранов) с 1935 года проживал в Чимкенте. Очень скоро он наладил письменную связь с митрополитом Кириллом, хотя сам оставался среди тех, кто имел церковное общение с митрополитом Сергием 643 . С митрополитом Кириллом епископ Евгений познакомился в 1920 году, когда оба иерарха находились в заключении в Таганской тюрьме. В 1935 году они вновь встретились, теперь уже в камере Алма-Атинской тюрьмы 644 . Три дня общения выявили как разногласие между двумя архиереями в их оценке возможностей изменения церковной ситуации к лучшему, так и общность их взглядов на положение Церкви в СССР, что лишний раз свидетельствует о несправедливости мнения некоторых исследователей, приписывавших митрополиту Кириллу и митрополиту Петру полный разрыв в общении с иерархией, остававшейся в церковном общении с заместителем патриаршего местоблюстителя. Известие о смерти митрополита Петра привело к возобновлению переписки между митрополитом Иосифом (Петровых) , архиепископом Прокопием (Титовым), находившемся тогда в Кара-Калпакии в г. Туркуль, и архиепископом Серафимом (Самойловичем) 645 . Ссыльные иерархи высказались за то, чтобы главой Русской Православной Церкви признать митрополита Кирилла как последнего из оставшихся в живых кандидата в местоблюстители патриаршего престола, на которого указывали в своих завещательных распоряжениях и Святейший Патриарх Тихон, и митрополит Петр Крутицкий. С этим решением согласился и митрополит Иосиф, хотя именно он являлся возглавителем движения, имеющего наибольшее число последователей. Все это происходило в первые месяцы 1937 года. Сохранившиеся несколько писем из переписки митрополита Кирилла с другими архиереями свидетельствуют о том, что интересы и заботы ссыльной иерархии не изменились. Более всего русских иерархов занимала судьба Церкви, церковная действительность, вопросы церковно-канонические и литургические, и уж менее всего заботила владык их собственная судьба. Для митрополита Кирилла смыслом жизни по-прежнему оставалось исповедническое жертвенное служение, какое церковное большинство оценит только спустя многие десятилетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1178 Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. «Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи». Изд. Московской Патриархии. 1948. С.98. 1179 «...В Бозе почивший Патриарх Сергий оставил нам завет «самоотверженно трудиться над очищением церковной ограды от всяких нестроений, накопившихся в ней по нашему нерадению». К этому же обязуюсь и я призвать всех чад нашей Православной Церкви, наипаче же преосвященных архипастырей и приходских пастырей. Им все ведомы современные нестроения в церковной жизни, ведомо и повеление Апостола о внимании прежде всего себе, а затем и всему стаду». Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. «Слова и речи...». Москва. 1948 г. С.111. 1181 Правила Св. Церкви повелевают, что в случае крайней нужды крещение может быть совершено и вне храма и даже мирянами. 1182 Циркуляр Его Святейшества за 1917 не вводит регистрацию крестин, а лишь обязывает священников подчиняться уже существующей практике. 1186 Согласно Православной традиции, община может избирать ставленника (кандидата), причём Епископу принадлежит право утверждения или отвода его кандидатуры, но никоим образом не может избрать самого священника. Предоставление общине права избирать священника и «оплачивать его содержание» (см. пункт «д» ), узаконивает антиевангельское превращение пастыря в наемника. 1188 Вопиющим тому примером может служить кощунственное захоронение Св. прославленных мощей Святителя Феодосия Черниговского, совершенное епископом Игнатием по требованию местного уполномоченного 1191 Документ, распространялся в списках. Сохранился в машинописи в домашнем архиве М.Б. Данилушкина. 1192 Три публикуемых ниже документа поступили в редакцию уже после того, как была свёрстана книга, но в силу их идейной важности, редакция сочла необходимым поместить эти письма в отдельное " Дополнение». Данные материалы предоставлены доктором исторических наук М.В. Шкаровским. Публикуются впервые. 1195 Возможно, имеется в виду находившийся в ссылке вместе с митр. Кириллом (Смирновым) и митр. Иосифом (Петровых) епископ Ростовский, викарий Ярославский Евгений (Кобранов), расстрелянный 22 Ноября 1937–го года в Чимкентской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

149 Мазырин А. Священномученик Митрополит Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церковной оппозиции. Круг его ближайших последователей//Богословский сборник. Вып. 11. М.: ПСТБИ, 2003. С. 370. 150 «Это есть скорбь для Церкви, но не смерть ее…» Из материалов следственного дела священномученика митрополита Кирилла Казанского/Публикация, вступление и примечания Н. Кривошеевой, А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 337–338; Архив УФСБ по Кемеровской обл. Д. П-17429. Л. 32–42 об. 151 То есть когда не будет Синода, что вскоре и произошло, когда из шести членов Синода, избранных Собором, к 1921 году в России на свободе остался только один. 152 Группа епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) после ареста митрополита Петра заявила о создании Временного Высшего Церковного Совета и провозгласила его высшим органом церковной власти. 153 Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943//Сост. М. И. Губонин. М.: ПСТБИ: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. С. 467. 154 Письмо митрополита Сергия от 11 мая 1926 года управляющему Московской епархией//Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 467–469. 157 «Святитель Агафангел был старейшим архиереем Русской Церкви, ревностным и мудрым архипастырем. Общение Владыки-старца с митрополитом Сергием, ставшим на вершине власти, вызывало у митрополита Агафангела тревогу о будущем Церкви, вверенной окормлению Заместителя Местоблюстителя: появились основания для недоверия. Возможно, это обстоятельство и заставляло митрополита Агафангела некоторое время настаивать на передаче ему прав Местоблюстителя. «Вы полагаете, в этом будет благо для Церкви, если я откажусь? – спросил он у посланца от украинских епископов. – Вспомните мое слово, что это не ко благу Церкви " ». (Ради мира церковного… Кн. 2. С. 217). 158 Своеобразное свидетельство о том, что митрополит Сергий никого другого, кроме себя, Патриархом видеть не хотел, дошло до нас из материалов следственного дела епископа Евгения (Кобранова). На допросе 22 декабря 1926 года он показал, как, «желая улучшить отношения с митрополитом Сергием, предложил во время обеда тост «за будущего патриарха, подобного Тихону«». Далее епископ Евгений утверждал, что «тогда Сергий ответил: «Если ты говоришь обо мне, то я согласен. Если за другого, то нет»» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639. Л. 92.; Цит. по: Мазырин А. Священномученик митрополит Кирилл//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 372).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

22 Соболевский Алексей Иванович (26.12.1857–24.05.1929) – российский и советский лингвист, палеограф, историк литературы, славист, член Императорской академии наук. 23 Соболевский Сергей Иванович (13.08.1864–6.05.1963) – российский и советский филолог-классик, переводчик, преподаватель, профессор Московского университета, с 1928 г. член-корреспондент АН СССР. 24 Евсевий (Рождественский) (22.12.1886–5.11.1937) – в 1918 г. иеромонах, выпускник Казанской духовной академии, профессорский стипендиат; духовно окормлялся у старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова) (как и архиепископ Феодор (Поздеевский)) . С декабря 1917 г. – насельник московского Данилова монастыря; впоследствии архиепископ Шадринский, викарий Свердловской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 25 Евгений (Кобранов) (21.01.1891–19.11.1937) – выпускник МДА 1916 г. (со степенью кандидата богословия), оставлен профессорским стипендиатом; с конца 1917 г. священник церкви Девяти мучеников Кизических в Москве; с 1927 г. епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Прославлен в лике святых новомучеников Русской Православной Церковью Заграницей (1981 г.). 26 Имеется в виду так называемое «декретное время», которое вводилось в России постановлениями Совнаркома начиная с мая 1918 г. Зимой 1918/1919 г. «новое» время опережало местное солнечное время на час (стрелки часов были переведены на час вперед). 29 А. Д. Беляев проживал в доме настоятеля Вознесенской церкви Сергиева Посада протоиерея Николая Соколова на Рыбной улице, как раз против Пятницкой площади, располагавшейся у стен Лавры, где был городской базар (запись 25 сентября 1916 г.). 30 Возможно, Бобров Алексей Александрович (1844– ум. после 1919) – протоиерей, духовный писатель, благочинный города Мурома (1905–1919), знакомый А. Д. Беляева , приезжавший к нему из Мурома в августе 1917 г. Судьба его, начиная с 1919 г., неизвестна (по архивным данным в марте 1919 г. ушел на покой). Не исключено, что он мог переехать в Сергиев Посад.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

254 Ростовский епископ Евгений (Кобранов), Угличский архиепископ Серафим (Самойлович), бывший Пермский Варлаам (Ряшенцев) . Правда, в отношении двух последних запрещение в священнослужении касалось только Ярославской и Московской епархий. 257 «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год/Mip Бoжiй. 2003. 1 (9). С. 44. 258 «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года/Публ. О. В. Косик//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 302–329. 262 Эта брошюра, написанная в 1928 году, возможно, протоиереем Феодором Андреевым и Михаилом Новоселовым , входит в машинописный сборник «Дело митрополита Сергия: документы к церковным событиям 1927–1928 гг.» (Китеж). Один экземпляр этого сборника был отправлен за границу и попал к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), в 1940 году передан им в Русский зарубежный исторический архив в Праге. В настоящее время хранится в Государственном архиве Российской Федерации, в фонде митрополита Евлогия (ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1). Второй экземпляр сборника «был изъят при аресте и найден в одном из следственных дел членов церковной общины, не поминавшей митрополита Сергия (ЦА ФСБ РФ. Д. Н-18691). Он – точное повторение первого, как машинописная закладка одной и той же перепечатки». (Косик О. В. Сборник «Дело митрополита Сергия» и участие в нем мученика Михаила Новоселова //Вестник ПСТГУ. Сер. II. 2009. Вып. II: 2 (31). С. 79). 263 «Беседа двух друзей» – к защите отложившихся//Дело митрополита Сергия//ГА РФ. Ф. 5919. Оп. 1. Д. 1. Л. 156–156 об. 265 «Совершенно секретно. Срочно. Лично Тов. Тучкову. И не только ему»: Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публикация, вступление и примечания А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 336. 267 Он добирался до Моденского монастыря пешком лесными дорогами от Весьегонска, так как в поезде на Рыбинск, откуда намеревался ехать по Мологе, узнал, что река обмелела и пароходы не ходят.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

30 .08(12.09).1943–02(15).05.1944: Сергий Страгородский 02(15).05.1944–22.01(04.02).1945: Алексий Симанский в. у. 22 .01(04.02).1945–04(17).04.1970: Алексий Симанский Московский и всея России Патриархат (обн.) 21 .11 (04.12).1941–12.1941: Александр Введенский 1 Мотовилихинская (обн.) 09(22).05.1924–: Феофан Брюханов Мстерская 1918(?)–1926(?): Амвросий Сосновцев 1927–: Иов Рогожин Мстиславская 13(26).01.1913–1922: Варлаам Ряшенцев Мукачевская и Ужгородская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Нестор Сидорук, в. у. 11(24).10.1945–21.05 (03.06).1948: Нестор Сидориук Муромская 15(28).07.1912–01.1919: Митрофан Загорский 05 .1919–10.1922: Серафим Руженцев 17(30).09.1923–03(16).01.1924: Григорий Козырев 1924–1926: 14(27).03.1926–02(15).09.1927: Евгений Кобранов 02(15) .09.1927–02.1933: Макарий Звездов 29 .04(12.05).1933–20.04(03.05).1934: Николай Муравьёв-Уральский 20 .04(03.05).1934–01(14).05.1934: Иоанн Широков 01(14).05.1934–12(25).11.1935: Амвросий Смирнов 12(25).11.1935–10(23).10.1937: Симеон Михайлов Муромская (обн.) 24 .04(07.05).1924–17(30).09.1924: Алексий Покровский 23 .11(06.12).1924–02.1925: Рафаил Прозоровский 1925–1934: 1934–: Александр Гладышев Мюнхенская (заруб.) 1929–1938: Серафим Лядэ Александр Ловчий Ηарвская 20 .03(02.04).1914–1919: Геннадий Туберозов 1919–1924: 10 .1924–1926: Сергий Дружинин 1924–12(25)(?).08.1929: Евсевий Гроздов 1929–1933: 1933–1933: Иоанн Булин 1933–1937: 20 .09(03.10).1937–03.1945: Павел Дмитриевский Нарвская (нос.) 1927–1930: Сергий Дружинин Нежинская 22 .03(02.04).1944–04.1945: Борис Вик Неженская (обн.) 05 .1928–10.1928: Павел Циприанович Нежинская (укр.) Николай Шарай Нерехтская 17(30).09.1917–1919: Севастиан Вести Нерехтская (обн.) 16(29).06.1924–02(15).10.1925: Андрей Смирнов Нерчинская 1922–1923: Софроний Старков, в. у. Нерчинская (обн.) 01(14).10.1923–02(15).09.1926: Александр Спасский Нижегородская см. Горьковская Нижегородской Слободы Пётр Нижне-Камская (обн.) 1935–1936: Михаил Вяткин, в. у. Нижне-Ломовская 29 .11(12.12).1923–1927: Филипп Перов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4 января 1933 год. Беседа с Жуковым и Семеновым на его квартире. Семенов говорил, что «…жить стало тяжело, холодно и голодно, а помощи нет ни от родных, ни от начальства и конца не предвидится. Ждали мы амнистии в октябрь-ские дни – и ничего, погибать приходится здесь». Жуков, перебивая его, говорит: «Мы жили с тобой в России хорошо, а теперь надо пожить и худо, надо терпеть. Иоанн Зла-тоуст тоже терпел, а вернули со ссылки и помер при храме. Может и нам приведет Бог видеть храм и Россию, надо молиться. Видно, Господь наказал нас за наши грехи, вот и потерпи без ропота». 7 января 1933 год. Зашел к Жукову часа в 4, после работы. Там был и Семенов. Пили чай. Шел раз-говор о трудной жизни в Казахстане, что мало выдают хлеба, нет угля – все ворчал Се-менов. Жуков уговаривал, говорил, что «…надо терпеть, видно, так угодно Богу, или мы много согрешили, что Бог, любя нас, наказал, чтобы мы крепче веровали в Него. А то [ведь] верующие совсем забыли Бога, а теперь будут крепче молиться и вспомнят Его». Во время разговора узнал, что они исповедовались и приобщились рано утром 7 января. «Надо, – говорил Жуков, – вести разговор о божественном после причастия, и забыть про мирское». И начали о жизни святых вести разговор: как святые прощали обиды и любили врагов своих, и молились о них, так и нам надо поступать. А Бог, видя наши молитвы, простит нас, и увидим опять свою Родину». Пели божественные песни и после благодарственной молитвы стали расходиться. В Казахстан, как на окраину Советского Союза, расположенную далеко от цен-тра Церковного управления и духовной жизни России, ссылали самых авторитет-ных представителей церковной иерархии и лучшую часть духовенства, тем самым, отстраняя их от участия в решении насущных церковных вопросов, отлучая от управления своими епархиями, и окормляемой паствы. На окраине Южно-Казахстанской области, под городом Чимкентом, в поселке Яны-Курган отбывал свою последнюю ссылку выдающийся иерарх Русской Пра-вославной Церкви ХХ столетия митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). В не-скольких десятках километрах, в городе Мирзояне (ныне город Тараз) находился в ссылке митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). В Чимкенте в это время от-бывал ссылку епископ Ростовский Евгений (Кобранов). Все три иерарха были аре-стованы и расстреляны 20 ноября 1937 года близ г. Чимкента, в местности, назы-ваемой Лисья балка. С ними были расстреляны отбывавшие ссылку в Южно-Казахстанской области священники, монахини и миряне, 8 из которых причислены на Юбилейном Архиерейском соборе к лику святых новомучеников и исповедни-ков Российских.

http://pravicon.com/info-2623

6 . Преосвященные – Ярославский митрополит Агафангел [Преображенский], Угличский архиепископ Серафим [Самойлович], бывший Пермский архиепископ Варлаам [Ряшенцев], викарий Ярославской епархии епископ Ростовский Евгений [Кобранов], бывший Гдовский епископ Димитрий [Любимов], Копорский Сергий [Дружинин], Шадринский епископ Виктор [Островидов], Никольский епископ Иерофей [Афоник] и епископ Алексий [Буй], заявившие, что они отделяются от митрополита Сергия как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, отказываются признавать за ним и за Временным Патриаршим Синодом право на высшее управление Церковью, как отделившиеся без достаточных причин, учинили раскол, порвавшие благодатный союз с Матерью Церковью Христовой, – подлежат церковному суду и должному наказанию. 13-е правило Константинопольского Двукратного Собора определяет: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям зазрев своего епископа прежде соборного исследования и рассуждения и совершенного осуждения его, дерзнёт отступити от общения с ним и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию, – таковый да лишится всякие священнические чести». 14-е правило: «Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборного рассмотрения отступит от общения с ним и не будет возносити имя его по обычаю, в Божественном тайнодействии, – о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще только обличён будет, яко отступил от своего митрополита и совершил раскол». 15-м правилом «Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, если пресвитер, или епископ, или митрополит отступит от своего Патриарха под предлогом некоторых обвинений, прежде соборного оглашения и совершенного осуждения учинят раскол». В одном только случае правило не осуждает отступивших – если последние прекратили общение «с предстоятелем ради некия ереси, осужденной св. Соборами или отцами (когда т. е. он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви), таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010