Особенно проявилось это расхождение после издания митрополитом Сергием Декларации от 16(29) июля 1927 года, которую ярославское духовенство во главе с митрополитом Агафангелом категорически не приняло, усмотрев в ней отступление от канонов Православной Церкви. Владыка Агафангел и три его викария – архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), архиепископ Варлаам (Ряшенцев) , в чьем ведении находился временно Любимский уезд, и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в то время в Ростове Великом митрополит Петроградский Иосиф (Петровых) совместно составили и отправили митрополиту Сергию послание от 24 января/6 февраля 1928 г., в котором заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью ». Срочно созванная внеочередная сессия Священного Синода 14(27) марта 1928 г. издала постановление о лишении кафедр и запрещении в служении всех епископов митрополита Иосифа и всех трех викариев Ярославской епархии. К владыке Агафангелу, пользующемуся огромным церковным авторитетом, был направлен для переговоров архиепископ Вятский Павел. Владыка отрицал обвинение в расколе. 10 мая ярославские епископы еще раз подтвердили в разъяснении митрополиту Сергию, что молитвенного общения с ним не прерывают, раскола не учиняли и не учиняют, но распоряжения его как «смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны , в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем». «Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, к миру церковному», – заключали свое послание ярославские иерархи. Дальнейшая их судьба следующая. «Архиепископу Серафиму Угличскому одновременно с запрещением в священнослужении был предложен митрополичий белый клобук и любая епархия, только прими назначение от митрополита Сергия и его Синода, но он ответил, что предпочитает страдать за Церковь и был сослан в Могилев, в его окрестности», – это из книги «Новые мученики Российские» заграничного издания 1949 года. Позднее архиепископ Серафим был арестован и расстрелян 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Особое значение имели публичные лекции и диспуты, в которых принимал участие владыка. Опыт такой деятельности он накопил еще в 1920–1922 гг., когда проводил диспуты, в том числе и с наркомом просвещения А.В.Луначарским. На каждой публичной лекции или диспуте, где принимал участие святитель Иларион, находились два или три сотрудника ГПУ, отчеты которых сохранились в следственном деле владыки Илариона и дают представления об этих событиях. Наиболее важными были диспуты архиепископа Илариона с женатым «архиепископом Крутицким» Александром Введенским . Его диспуты и выступления организовывались 6 отделением Секретного отдела ГПУ с санкции Антирелигиозной комиссии (АРК). Так, 22 мая 1923 г. АРК на своем заседании заслушала вынесенный ее секретарем Е.А.Тучковым вопрос «О допущении Введенского лектором в одно из уч[ебных] заведений» и принял решение: «Направить Введенского в ГУС, предложив использовать на общих основаниях» 38 . 31 июля владыка Иларион должен был выступить на диспуте с Введенским в Большом зале Консерватории. Однако, прибыть на этот диспут архиепископ Иларион не смог, или, что более вероятно, не был допущен. Это позволило Введенскому усилить свое влияние. В сводке ГПУ с 1 по 14 августа 1923 г. говорилось: « Диспуты ВВЕДЕНСКОГО проходят удовлетворительно, число выступающих Тихоновцев и обструкции – уменьшаются» 39 . В этих условиях архиепископ Иларион должен был противостоять Введенскому. В сообщении сотрудника ГПУ, присутствовавшего на диспуте, который, тем не менее, был проведен, говорится: «Публики приблизительно 1.500 человек. ИЛАРИОН на диспут не явился, прислав выступить вместо себя гражданина ПОТОЦКОГО; шум, стук и крики не давали ВВЕДЕНСКОМУ говорить. Выступивший архимандрит Евгений (Кобранов) умилялся таким «крепко-спаянным поведением публики», что доказывает, по его мнению то, что церковь Тихона живая, а не мертвая и что это дает ему Евгению силы пострадать за нее даже до крови. Выступать, однако, он не стал, т. к. по его словам, патриарх выступления ему не разрешил» 40 . Слова настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Евгения (Кобранова) о запрещении ему Патриархом Тихоном выступать на диспуте, очевидно, подразумевали то, что право выступать на диспутах с обновленцами было дано Патриархом только епископу Илариону или его представителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Особое значение имели публичные лекции и диспуты, в которых принимал участие владыка. Опыт такой деятельности он накопил ещё в 1920–1922 гг., когда проводил диспуты, в том числе и с наркомом просвещения А.В. Луначарским. На каждой публичной лекции или диспуте, где принимал участие святитель Иларион, находились два или три сотрудника ГПУ, отчёты которых сохранились в следственном деле владыки Илариона и дают представление об этих событиях. Наиболее важными были диспуты архиепископа Илариона с женатым «архиепископом Крутицким» Александром Введенским . Его диспуты и выступления организовывались 6 отделением Секретного отдела ГПУ с санкции Антирелигиозной комиссии (АРК). Так, 22 мая 1923 г. АРК на своём заседании заслушала вынесенный её секретарём Е.А. Тучковым вопрос «О допущении Введенского лектором в одно из уч[ебных] заведе- —351— ний» и приняла решение: «Направить Введенского в ГУС, предложив использовать на общих основаниях» 1086 . 31 июля владыка Иларион должен был выступить на диспуте с Введенским в Большом зале Консерватории. Однако прибыть на этот диспут архиепископ Иларион не смог, или, что более вероятно, не был допущен. Это позволило Введенскому усилить своё влияние. В сводке ГПУ с 1 по 14 августа 1923 г. говорилось: «Диспуты ВВЕДЕНСКОГО проходят удовлетворительно, число выступающих Тихоновцев и обструкции – уменьшаются» 1087 . В этих условиях архиепископ Иларион должен был противостоять Введенскому. В сообщении сотрудника ГПУ, присутствовавшего на диспуте, который, тем не менее, был проведён, говорится: «Публики приблизительно до 1.500 человек. ИЛАРИОН на диспут не явился, прислав выступить вместо себя гражданина ПОТОЦКОГО; шум, стук и крики не давали ВВЕДЕНСКОМУ говорить. Выступивший архимандрит Евгений (Кобранов) умилялся таким „крепко-спаянным поведением публики“, что доказывает, по его мнению то, что церковь Тихона живая, а не мёртвая и что это даёт ему ЕВГЕНИЮ силы пострадать за неё даже до крови. Выступать, однако, он не стал, т. к. по его словам патриарх выступления ему не разрешил» 1088 . Слова настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Евгения (Кобранова) о запрещении ему Патриархом Тихоном выступать на диспуте, очевидно, подразумевали то, что право выступать на диспутах с обновленцами было дано Патриархом только архиепископу Илариону или его представителям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отношение К. к сообщениям о кончине митр. Петра характеризует его иносказательная фраза из письма Ираиде Тиховой : «А потеря места Петей, конечно, является тяжелым испытанием для семьи, но это, может, и лучше объединит родных» (Архив ПСТГУ. Письмо к Ираиде Тиховой от 27 янв. 1937). Со стороны российских оппонентов митр. Сергия с нач. 1937 г. к К. стали поступать обращения по вопросу о местоблюстительстве. В янв. 1937 г. к нему обратился митр. Иосиф (Петровых), который засвидетельствовал, что считает К. единственным законным руководителем Церкви. Установление общения митр. Иосифа с К. было важным событием в процессе консолидации оппозиции митр. Сергию. В марте того же года К. писал знакомому иеромонаху: «С митрополитом Иосифом я нахожусь в братском общении, благодарно оценивая то, что именно с его благословения был высказан от Петроградской епархии первый протест против затеи митрополита Сергия и дано было всем предостережение в грядущей опасности». Провозглашение митр. Сергия патриаршим местоблюстителем К. в том же письме оценивал как происшествия, к-рые «окончательно выявили обновленческую природу сергианства». В то же время К. по-прежнему отвергал «крайности в отношениях к сергианству» (такие, как перекрещивание крещеных), оценивая их как «ревность не по разуму». Под «сергианством» К. понимал систему взглядов и управленческих решений митр. Сергия и его единомышленников и последовательно отделял отрицательное отношение к нему от вопроса о благодатности совершаемых «сергианами» священнодействий. Заметную активность в вопросе о местоблюстительстве проявил в 1937 г. еп. Евгений (Кобранов). В его показаниях от 29 июля 1937 г. говорилось: «В мае 1937 г. я высказал Петровых свое мнение, в связи со слухами о смерти Петра Крутицкого, что необходимо идти на все уступки Кириллу Смирнову, который должен возглавить церковь... и он с той же оказией, через которую я его спрашивал, мне ответил, что он со мною вполне согласен и будет подчиняться воле и указаниям Смирнова Кирилла, которого он считает главою церкви» (цит. по: Мазырин. 2006. С. 184). На вопрос, кого единомышленники К. указывали преемником местоблюстителя, он, согласно протоколу допроса, ответил: «Они называли меня как единственного и законного местоблюстителя, что свидетельствовало и завещание патриарха Тихона» (цит. по: Журавский. 2004. С. 366). К. не объявлял во всеуслышание о своем вступлении в исполнение обязанностей временного главы Русской Церкви. Как в 1930 г., считая себя законным Казанским митрополитом, К. никого из казанцев не желал принуждать к подчинению себе, так и в 1937 г., осознавая себя единственным законным кандидатом на должность местоблюстителя, он не собирался оказывать на кого-либо давление с целью признания его в этом качестве.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Отсылая читателей к этому изданию, отметим только, что со ссылкой на свидетельство монахинь того времени, утверждается, что архиеп. Варфоломею общение с католиками было поручено (или разрешено ?) Святейшим Патриархом Тихоном. Также заметим, что опубликованная автобиография охватывает только детские и юношеские годы будущего иерарха. Монахиня Игнатия, духовная дочь о. Агафона, ничего не знала о существовании католической общинки в Петровском монастыре. 23 20 мая – у митр. Мануила, очевидно, ошибочно. От проректорства в Академии он был освобожден 21 апр. 1920 г.(ст.ст.?). 24 Протоиерей Виктор Шаповальников, (служивший когда-то в храме близ ст. Удельная Казан. ж.д., потом – в Озерах) был посошником у Илариона в Архангельске, и уверял автора, что это имело место в 1927–28 гг. Может быть, Иларион был там дважды? 26 См. Амвросий, епископ Готфский (ИПХ). Соборы Катакомбной Церкви. – ж. " Русское Православие» (Всероссийский Вестник ИПХ), N 3 (7),1997. 27 Известный церковно-обществ. деятель, издатель «Религиозно-философ. библиотеки» Мих. Ал-др. Новоселов, погибший в Ярославском изоляторе в 1938 г. 30 См.: протопр. М. Польский , цит. соч. т. II. с. 1–18; «Акты», с. 865. Согласно Чимкентским документам, обыск и арест митр. Кирилла был проведен 23 июня 1937 г., а у Иосифа (Петровых) – 7 июля, когда у него среди прочего было изъято, якобы, 7 тысяч рублей на подпольную деятельность, после чего его поместили в КПЗ. Всего было арестовано 64 человека. Следствие выявляло лиц подпольной, нелегальной Церкви, главой которой считался митр. Кирилл, его заместителем – митр. Иосиф, а идеологом арестованный там же и на день позже расстрелянный архиеп. Евгений Кобранов. В делах фигурировал и протокол допроса архиеп. Феодора Поздеевского , неясно, правда, где и когда проведенного. В нем есть признание, что он направлял в Киржач для подпольной церковной деятельности ряд лиц, в т.ч. архим. Серафима Климкова. Упоминается среди деятелей ИПЦ и еп. Игнатий Садковский . 31 В аттестате от Воронежской семинарии указано 26 июня, а в копии метрик – 20 июля, что более достоверно; в «Актах» же почему-то стоит 28 июня ! 32 Архиеп. Иоанн (Снычев) сообщает, что якобы еще в 1897 г. он стал делопроизводителем в Синоде, а епископом стал 25 апреля 1920, Губонин же называет 25 сентября. В «Актах» указано, что он стал членом Учебного Комитета в 1906 г. Все эти данные требуют проверки. 33 Согласно Краснову-Левитину, он за несколько месяцев до этого принял сан иерея, а месяца за два – монашеский постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Курский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода епископ Сергий [Гришин] Серпуховский. [Печать Московской Патриархии] Архив составителя Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! В разъяснение нашей декларации от 6-го февраля [н. ст.] с. г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства находим нужным сказать следующее: 1 . Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2 . Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3 . Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4 . Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5 . Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем. 6 . Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущённую религиозную совесть. Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному. Испрашивая Ваших святительских молитв, с совершенным почтением и истинною о Христе любовию остаёмся Вашего Высокопреосвященства покорные слуги Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский. Архиепископ Варлаам [Ряшенцев], управляющий Любимским викариатством. 10 мая 1928 г. г. Ярославль. Смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Получив это письмо, митрополит Сергий пишет Ярославскому митрополиту еще одно послание, в котором в очередной раз спокойно и терпеливо объясняет все перипетии сложившихся обстоятельств, указывая, что «объявить себя состоящим в послушании первому епископу и в то же время административно порвать с Заместителем, которого первый епископ поставил, значило противоречить самому себе. Приемляй аще кого послю, Мене приемлет ( Ин. 13. 20 ) и наоборот; это общий закон, не допускающий исключения. Разрыв же общения со мною раньше приговора Собора из-за каких-либо неправильных административных распоряжений, тем более без фактической проверки, на основании народной молвы, искусственно муссируемой, канонически будет определяться как раскол, со всеми указанными в церковных канонах последствиями для учинителей его». Митрополит Сергий с особой радостью приветствовал готовность владыки Агафангела пересмотреть заявление от 6 февраля и просил не ставить возвращение в Ярославль архиепископа Угличского Серафима непременным условием преодоления разногласий. «Нельзя же решение вопроса такой общецерковной важности ставить в зависимость от обстоятельств второстепенных и более или менее случайных» 272 . Митрополит Агафангел и его викарии, архиепископ Варлаам (Ряшенцев) и епископ Евгений (Кобранов), не замедлили с ответом Заместителю Местоблюстителя: «В разъяснение нашей декларации от 6 февраля сего года и в дополнение к письмам митрополита Агафангела находим нужным сказать следующее: 1) Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2) Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3) Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4) Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5) Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны , в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Последний документ появился при следующих обстоятельствах. 12 декабря 1926 г. митрополит Сергий был арестован ОГПУ и, по его распоряжению, церковное управление перешло к архиепископу Серафиму (Самойловичу). Формальным поводом для ареста послужила попытка избрания Патриарха путем письменных опросов архиереев. В архиве ФСБ имеется следственное дело Р-31639, по которому, кроме митрополита Сергия, проходили: епископ Афанасий (Сахаров) , епископ Павлин (Крошечкин), архиепископ Иосиф (Петровых) , архиепископ Корнилий (Соболев), епископ Евгений (Кобранов), епископ Григорий (Козлов). Названные епископы характеризовались как «черносотенная группировка церковников, ведущих за собой всю церковь » 728 . Обращает на себя внимание ответ, данный митрополитом Сергием в анкете при протоколе допроса. На вопрос об отношении к советской власти он ответил: «Одинаково подчиняюсь как Советской] власти, так и всякой другой, напр[имер] царской, —290— или подчинился бы и демократической власти, если бы она была при том добросовестной» 729 . Это высказывание, в отличие от «Декларации» 1927 г., выражает истинное отношение митрополита Сергия к власти. Митрополит Сергий обвинялся по статье 58 п. 6 УК СССР, которая предусматривала наказание от 5 лет до высшей меры. Протоколы допросов митрополита Сергия датированы декабрем 1926январем 1927 гг. Несмотря на всю тяжесть обвинения, 2 апреля 1927 г. принимается решение об освобождении митрополита Сергия из-под стражи 730 . Положение митрополита Сергия во время заключения можно сравнить с положением Патриарха во время его нахождения в той же Внутренней тюрьме ОГПУ в апрелеиюне 1923 г. Освобождение Патриарха тогда было обусловлено написанием им заявления в Верховный суд и послания верующим, которых требовали от него власти. Положение Церкви во время заключения митрополита Сергия было еще более угрожающим, чем в 1923 г. Церковь стояла на грани окончательного раскола и уничтожения. ОГПУ приложило все усилия, чтобы заставить митрополита Сергия подписать этот документ. Ведь еще в июне 1926 г. Е. Тучков в докладе «Церковники» писал о том, что митрополит Сергий находится в безусловном подчинении у «черносотенцев» 731 . Митрополит Сергий вынужден был подписать предложенный ему в ОГПУ текст декларации, только после этого власти обещали ему освобождение и легализацию органов церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимая, однако, во внимание многолетнюю и полезную службу Церкви Божией Преосвященного митрополита Агафангела и его болезненное состояние, в третий и последний раз обратиться к митрополиту Агафангелу с братским призывом: во имя блага Св. Церкви оказать должное послушание и подчинение законной Высшей Церковной Власти и в месячный срок, со дня подписания настоящего определения, дать письменный ответ, отказывается ли он от своего заявления от 24 января (6 февраля) 1928 г. и остаётся ли в каноническом послушании Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и в единении с ним и с единомышленными ему епископами. Если же, паче чаяния, в указанный срок от митрополита Агафангела ответа не последует или получится ответ, что он остаётся в прежнем упорстве и расколе, то, на основании 34-го правила Святых Апостолов, 6-го правила Второго Вселенского Собора, 1-го правила Василия Великого и 14–15-го правил Двукратного Собора, – уволить митрополита Агафангела от управления Ярославской епархией на покой и предать его каноническому суду православных архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев”. Постановили: 1 . С сожалением отмечая, что письменное заявление Преосвященных – митрополита Ярославского Агафангела, архиепископа бывшего Пермского Варлаама [Ряшенцева] и епископа Ростовского Евгения [Кобранова] от 10 мая 1928 г. не обнаруживает с желательною определённостью их сознания размеров и пагубности произведённого ими церковного соблазна; пятый же пункт заявления и совершенно отнимает надежду на устранение произведённого соблазна, учитывая, однако, с другой стороны, поспешность, с какою писалось это заявление; в особенности же имея в виду совершенно определенные устные дополнения к письменному заявлению, сделанные названными Преосвященными в беседе с членом Священного Синода Преосвященным архиепископом Рязанским и протоиереем Воробьёвым – признать, что Преосвященные – митрополит Ярославский Агафангел [Преображенский], архиепископ бывший Пермский Варлаам [Ряшенцев] и епископ Ростовский Евгений [Кобранов] вышеуказанным своим письменным заявлением выразили:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Происходящее контролировалось ОГПУ, стремившимся к максимальному разделению Церкви. 15 декабря 1927 г. Е.Тучков писал в секретном донесении: «Мы повлияем на Сергия, чтобы он запретил в служении некоторых оппозиционных епископов, а Ерушевич после этого пусть запретит некоторых попов». Действительно, митрополит Сергий запретил в священнослужении епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина), а епископ Николай (Ярушевич) – священников, выступивших против курса заместителя местоблюстителя. Петроградская паства оказалась разделенной. Помимо иосифлянской общины существовали приходы, сохранившие подчинение митрополиту Сергию. Лидером этих приходов стали викарные епископы Николай (Ярушевич) и Николай (Клементьев). Некоторые викарные епископы, – Колпинский Серафим (Протопопов) и Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) – формально не разорвали отношений с Синодом, но митрополита Сергия на службах не поминали. В начале 1928 г. епископ Серафим (Протопопов) примирился с Временным Синодом. Хотя митрополит Иосиф считался лидером антисергиевского движения, на местах оно было самостоятельным. Так, московская оппозиция возглавлялась епископом Максимом (Жижиленко), украинская – епископом Макарием (Кармазиным). В Воронеже признанным лидером иосифлянского движения был епископ Алексий (Буй), в Вятке – епископ Виктор (Островидов). Ярославская оппозиция Действия митрополита Сергия вызвали и другие протесты. Единомыслие с митрополитом Иосифом (Петровых) выразили митрополит Агафангел (Преображенский) и его викарии – архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Евгений (Кобранов) и архиепископ Варлаам (Ряшенцев) . 6 февраля 1928 г. архипастыри обратились к заместителю местоблюстителя с посланием, к которому присоединился и митрополит Иосиф (Петровых) . В письме осуждалось бесцельное перемещение епископов и назначение викариев без ведома правящих архиереев. Авторы послания заявляли, что прекращают административное подчинение митрополиту Сергию, оставаясь в подчинении патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) . Молитвенное общение с заместителем местоблюстителя также сохранялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010