Весной 1919 г. во епископа Муромского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). На время его управления М. в. пришлось вскрытие мощей святых князей Константина, Михаила и Феодора в Благовещенском мон-ре и изъятие церковных ценностей . За оказание противодействия властям еп. Серафим подвергся аресту и заключению, был освобожден в окт. 1922 г. Вскоре перешел в обновленчество . С сент. 1923 по янв. 1924 г. М. в. управлял викарий Омской епархии Петропавловский еп. Григорий (Козырев) . 27 марта 1926 г. во епископа Муромского был рукоположен архим. Евгений (Кобранов) . Его архиерейскую хиротонию в Н. Новгороде возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 15 сент. 1927 г. еп. Евгений был назначен еп. Балашовским, викарием Саратовской епархии, а на его место переведен Великолуцкий еп. Макарий (Звёздов) . В 1928 или 1931 г. он был возведен в сан архиепископа. В 1928-1930 гг. временно управлял Владимирской и Воронежской епархиями. В нач. 1933 г. назначен архиепископом Ирбитским, викарием Свердловской епархии. В 1929 г. Муром становится центром Муромского окр. Нижегородского (с 1932 Горьковского) края, в к-рый были объединены 9 районов: Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Ляховский, Муромский, Павловский и Фоминский. С 1933 г. в связи с приведением церковно-адм. деления в соответствие с государственным Муром вошел в состав Горьковской епархии. Епископам Муромским, викариям Горьковской епархии, было предписано управлять церковной жизнью районов Горьковского края, ранее входивших в упраздненный в 1930 г. Муромский окр. 12 мая 1933 г. на Муромскую кафедру назначен викарий Ярославской епархии Рыбинский еп. Николай (Муравьёв-Уральский; впосл. архиепископ), известный врач-отоларинголог. В 1934 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за участие в «монархической группе «Англикане»». В 1934-1937 гг. М. в. возглавляли еп. Иоанн (Широков) , архиеп. Амвросий (Смирнов) и еп. Симеон (Михайлов). В 1937 г. М. в. Горьковской епархии прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

М. в. Владимирской епархии возобновлено решением Синода от 16 марта 2012 г., еп. Муромским был назначен наместник владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Нил (Сычёв). Архиерейская хиротония состоялась 2 мая 2012 г. Решением Синода от 16 июля 2013 г. образована самостоятельная Муромская и Вязниковская епархия Владимирской митрополии РПЦ. М. в. прекратило существование. Известны обновленческие Муромские «епископы» раскольничьей Владимирской епархии: Серафим (Руженцев; 1922-1924), Алексий Покровский (1924) и Рафаил Прозоровский (1924-1925). Архиереи Андрей (Поспелов; 7 апр.- 30 мая 1868); Иаков (Кротков; 18 янв. 1870 - 28 янв. 1884); Аркадий (Филонов; 22 дек. 1885 - 30 сент. 1887); Александр (Богданов; 12 февр. 1889 - 23 марта 1892); Тихон (Клитин; 26 апр. 1892 - 30 нояб. 1895); Платон (Грузов; 21 янв. 1896 - 27 февр. 1904); Никон (Рождественский; 14 марта - 8 нояб. 1904); сщмч. Александр (Трапицын; 12 дек. 1904 - 23 нояб. 1907); Евгений (Мерцалов; 16 дек. 1907 - 14 июня 1912); Митрофан (Загорский; 15 июля 1912-1918); Серафим (Руженцев; весна 1919 - окт. 1922); Григорий (Козырев; 14 сент. 1923 - 16 янв. 1924, в. у.), еп. Петропавловский; Евгений (Кобранов; 27 марта 1926 - 15 сент. 1927); Макарий (Звёздов; 15 сент. (17 окт.?) 1927 - нач. 1933); Николай (Муравьёв-Уральский; 12 мая 1933 - 3 мая 1934); Иоанн (Широков; 3 - 14 мая 1934); Амвросий (Смирнов; 14 мая 1934 - 25 нояб. 1935); Симеон (Михайлов; 25 нояб. 1935 - 23 окт. 1937); Нил (Сычёв; 2 мая 2012 - 16 июля 2013). Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 34. Л. 2; Арх. Муромской епархии: Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси от 16.08.2013. У-01/163; Арх. муромского Благовещенского мон-ря: Никита (Добронравов), иером. История Спасского Муромского мон-ря. Маш. Ист.: Епарх. изв. Предложение Его Высокопреосвященства Владимирской Духовной Консистории от 15 янв. 1908 г. за 257//Владимирские ЕВ. Офиц. отд. 1908. 5. С. 9-11; Епарх. изв. О перенесении местопребывания Муромских викарных епископов из Спасского мон-ря в Благовещенский мон-рь//Владимирские ЕВ. Офиц. отд. 1918. 19/20, нояб.-дек. С. 135; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2012. 4. С. 11.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

Весной того же года по поручению митр. Сергия П. неск. раз посещал в Ярославле митр. Агафангела (Преображенского), к-рый в февр. 1928 г. из-за неприятия «Декларации» 1927 г. и нового церковного курса (на лояльность к советским властям) отделился со своими викариями «в порядке административного управления» от Московской Патриархии, сохранив молитвенное общение с митр. Сергием. Личные отношения, установившиеся между П. и митр. Агафангелом во время их совместного пребывания в нарымской ссылке, видимо, помогли преодолеть церковное разделение в Ярославской епархии. 10 мая митр. Агафангел и его викарии Любимский архиеп. Варлаам (Ряшенцев) и Ростовский еп. Евгений (Кобранов) направили митр. Сергию письмо, в котором сообщили о признании его адм. власти. После кончины митр. Агафангела 16 окт. того же года П. был направлен в Ярославль, чтобы возглавить отпевание почившего архиерея и провести его похороны. С 17 окт. 1928 г. являлся временно управляющим Ярославской епархией. 3 февр. (по др. данным, 6 февр.) 1929 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с предоставлением права ношения креста на клобуке. Время управления П. Ярославской епархией пришлось на период жестоких гонений на Церковь, было закрыто большинство храмов, духовенство подвергалось массовым репрессиям. 21 авг. 1937 г. П. арестован в Ярославле по обвинению в «организационной контрреволюционной деятельности», в т. ч.- в создании в Ярославской обл. «антисоветских повстанческо-диверсионных групп». Вместе с митрополитом были арестованы 258 священнослужителей и мирян. До весны 1938 г. П. отказывался признавать себя виновным. Сохранились свидетельства о применении к нему многодневных пыток, после к-рых он подписал на допросах протоколы с признательными показаниями против себя и др. лиц. 6 окт. 1938 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила П. к высшей мере наказания. Расстрелян в тот же день на полигоне близ дер. Селифонтово и похоронен там же в безвестной могиле. Ныне на этом месте обустроено мемориальное кладбище в память о жертвах репрессий.

http://pravenc.ru/text/2578477.html

из Углича: " Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям - епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви " . [Там же, с. 490]Архиепископ Серафим просит собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставляет все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.В марте 1927 г. архиепископ Серафим был вызван Е.А.Тучковым в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич.Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права.За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный состав ими Синода. [Воспоминания М.Н.Ярославского - " Надежда. Душеполезное чтение. Базель, 1994, вып. 18, с. 164-181.]Издание " Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти " (26 (29) июля 1927 г.) внесло в церковную жизнь разделения. Болезненное отношение оно вызвало и в Ярославской епархии. Митрополит Агафангел, архиепископ Серафим, митрополит Иосиф, архиепископ Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия.

http://pravicon.com/info-3348

Настоящее решение наше остается в силе впредь или до сознания Вами неправильности Ваших руководственных действий и мероприятий и открытого раскаяния в Ваших заблуждениях, или до возвращения к власти Высокопреосвященного митрополита Петра. Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский. Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Митрополит Иосиф (Петровых) , третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) , бывший Пермский, временно управляющий Любимским викариатством. Смиренный Евгений (Кобранов), епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. 1928 г(ода) 6 февраля " 409 . Резолюция митрополита Иосифа «Митрополит Ярославский Агафангел с прочими епископами Ярославской церковной области отделились также от митрополита Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении вверенными им паствами, к чему я присоединил свой голос. По сему благому примеру нахожу благовременным открыто благословить подобное же правильное отделение части Ленинградского духовенства со своими паствами. Согласен на просьбу возглавить это движение своим духовным руководством и молитвенным общением и попечением; готов не отказать в том же другим, желающим последовать доброму решению ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранить всех нас в единомыслии и святой твердости духа в переживаемом Церковью новом испытании. М(итрополит) И(осиф) " 410 . Указ митрополита Иосифа о возведении в сан архиепископа епископа Димитрия Гдовского «Божиею благодатию Смиренный Митрополит Иосиф 3-ий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместителей Призвав всеусердно благословение Божие и молитвенное содействие, благоизволение Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона и Его Преемника Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополита Петра, призвавшего и мое недостоинство к участию в продолжении Апостольской преемственности и служения, – нахожу благовременным и неотложно необходимым и достойным делом, чтобы почтен был Заслуживший просимого:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Но среди их духовных оппонентов были не менее выдающиеся иерархи – митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский), архиепископ Варлаам (Ряшенцев), архиепископ Серафим (Самойлович). Они тоже прославлены Церковью в лике святых. Позиция по отношению к церковной политике разводила их по разные стороны баррикад в те беспрецедентно тяжелые времена, но в вечности их объединило мученичество за Христа. Так, 20 ноября 1937 года в Чимкенте были расстреляны и погребены в одной братской могиле последователи трех противоборствующих направлений в церковной жизни – митрополит Иосиф (Петровых), митрополит Кирилл (Смирнов) и " сергианский " епископ Евгений (Кобранов). Митрополит Сергий (Страгородский) не причислен Церковью к лику святых. Но судить его с позиций нашего времени, а тем более кидать в него камнями я не собираюсь. Мой духовник отец Иоанн (Крестьянкин) рассказывал мне о своем видении (одном из трех, которые были у него за 96 лет жизни), которое коренным образом повлияло на его судьбу. Будучи еще мирянином, в начале тридцатых годов он находился в оппозиции к митрополиту Сергию. И вот видение: Елоховский собор, все ждут митрополита Сергия. Плотная толпа в храме, и в ней – будущий отец Иоанн, тогдашний Иван Михайлович Крестьянкин, стоит, понимая, что мимо него сейчас пройдет в алтарь митрополит. И действительно, митрополита встречают в дверях, и вдруг, проходя мимо, он останавливается рядом с отцом Иоанном и тихо говорит ему: " Я знаю, ты меня очень осуждаешь. Но знай: я каюсь " . Митрополит входит в алтарь и на этом видение заканчивается. Для отца Иоанна это было и необычайное потрясение, и переосмысление многого. – Мой вопрос не в оценке конкретно митрополита Сергия (Страгородского), а в оценке сергианства как явления. Мы, светские люди, понимаем, что сергианство – это сотрудничество и поддержка Церковью власти и государства. – Не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Давайте как-то поконкретней. Вот у нас, например, есть сотрудничество – детский дом. Его субсидируем и мы, и местные власти.

http://religare.ru/2_114221.html

По постановлению тройки НКВД по Южно-Казахстанской области в ночь с 20 на 21 ноября были расстреляны митрополиты Кирилл и Иосиф, а также епископ Евгений (Кобранов), некоторое время в 1927– 1928 гг. находившийся в ярославской оппозиции, потом примирившийся с Патриархией и занимавший Ростовскую кафедру до ссылки в Казахстан в 1933 г. В этом же году друзья и почитатели епископа Серафима (Звездинского) , принадлежавшего к мечевской группировке, получили письмо, извещавшее о том, что по постановлению тройки НКВД по Дальнему Востоку он был осужден на 10 лет лишения свободы без права переписки, что означало расстрел. Из архиереев правой оппозиции под удар попал епископ Афанасий (Сахаров) , находившийся тогда в заключении, и, по не вполне достоверным сведениям, епископ Арсений (Жадановский) . Несравненно больше жертв понес епископат, состоявший в каноническом послушании патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. В ноябре 1937 г. был арестован находившийся на покое и живший в маленьком доме на станции Удельной под Москвой один из самых видных церковных деятелей XX в. митрополит Серафим (Чичагов) . Постановлением ОСО УНКВД тяжело больной и почти неподвижный старец был приговорен к смертной казни и расстрелян 11 декабря, останки священномученика Серафима захоронены в Бутове. В Казани арестовали и расстреляли правящего архиерея архиепископа Венедикта (Плотникова), уже ранее приговоренного к смертной казни по делу священномученика Вениамина, но потом помилованного. 25 июля 1937 г. в Нижнем был арестован правящий митрополит Феофан (Туляков). В тюрьме владыку подвергли жестоким пыткам, а 21 сентября особой тройкой областного управления НКВД он был приговорен к расстрелу и 4 октября казнен. Затем арестовали и викарного архиепископа Богородского Александра (Похвалинского) вместе с 13 священниками и диаконами приходских церквей. Тройкой НКВД все арестованные были осуждены на смертную казнь и 11 декабря расстреляны. Арестованы, а потом приговорены были к смертной казни викарий Нижегородской епархии епископ Ветлужский Неофит (Коробов) и проживавший на покое престарелый епископ Фостирий (Максимовский), все духовенство Ветлуги и множество мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Руководитель области поздравил архиепископа Елевферия с 25-летием учреждения Чимкентской епархии, пожелав владыке и священнослужителям дальнейшей плодотворной деятельности на благо всех жителей Южного Казахстана. Митрополит Александр пригласил акима области посетить Успенский собор и Духовно-культурный центр имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане, в котором открыт Музей новомучеников и исповедников Казахстанских. На память о встрече, прошедшей в теплой и дружеской атмосфере, стороны обменялись памятными сувенирами. Мероприятие освещалось государственными и региональными средствами массовой информации. После встречи с акимом митрополит Александр и участники торжеств, посвященных 25-летию учреждения Чимкентской епархии, совершили литию на месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в «Лисьей балке». У мемориала погибшим была вознесена молитва по всем «архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь нашу пострадавшим, и в месте сем неправедно умученным и убиенным». Печально известная Лисья балка близ Чимкента стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них — митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Здесь также были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), множество священнослужителей, монахов, монахинь и верующих мирян. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru за темою Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4655628...

Духовенство и миряне пропели вечную память. К месту погребения были возложены цветы. Также глава Православной Церкви Казахстана освятил новопостроенное здание Дома милосердия Чимкентской епархии на территории Казанского храма. По благословению архиепископа Чимкентского и Таразского Елевферия в 2019 году на территории Казанского храма г. Чимкента было начато строительство социально-благотворительного центра для бездомных. Дом милосердия возведен на средства благотворителей, трудами настоятеля Казанского храма протоиерея Олега Соловьева. На данный момент в новопостроенном здании центра проживают 10 человек, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Митрополит Александр вознес молитву в Лисьей балке — месте казни страдальцев за веру Христову, политзаключенных и репрессированных в ХХ столетии. Предстоятеля Православной Церкви Казахстана сопровождали архимандрит Хрисанф (Коноплев), архимандрит Вениамин (Рудый), протоиерей Евгений Воробьев, протоиерей Александр Могилевский, протодиакон Роман Головин, клирики епархии. Митрополит Александр и собравшиеся пропели величание новомученикам и исповедникам, на земле Казахстанской просиявшим. Были молитвенно помянуты «архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне в земле Казахстанской в годину лютых гонений за правду Божию, Церковь Христову пострадавшие, и в месте сем неправедно умученные и убиенные». Печально известная на весь мир Лисья балка, близ Чимкента, стала местом расстрела и последнего упокоения для тысяч православных христиан. Среди них митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), один из видных деятелей Российского Православия начала ХХ века. О его духовном величии свидетельствует то обстоятельство, что в 1908 году святой Иоанн Кронштадский перед смертью просил, чтобы его отпевал именно епископ Кирилл, тогда викарий Санкт-Петербургской епархии. Здесь были расстреляны митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Алексий (Орлов), епископ Евгений (Кобранов), бесчисленное множество священнослужителей, монахов, монахинь и простых верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/5978584.ht...

31 июля 1923 г. владыка Иларион должен был выступить на диспуте с Введенским в Большом зале консерватории. Однако прибыть на этот диспут архиепископ Иларион не смог, или, что более вероятно, не был допущен. В сообщении сотрудника ГПУ, присутствовавшего на этом диспуте говорится: «Публики приблизительно до 1.500 человек. ИЛЛАРИОН на диспут не явился, прислав выступить вместо себя гражданина ПОТОЦКОГО; шум, стук и крики не давали ВВЕДЕНСКОМУ говорить. Выступивший архимандрит Евгений (Кобранов) умилялся таким «крепко-спаянным поведением публики, что доказывает, по его мнению то, что церковь Тихона живая, а не мертвая и что это дает ему ЕВГЕНИЮ силы пострадать за нее даже до крови. Выступать, однако, он не стал, т.к. по его словам патриарх выступления ему не разрешил. ВВЕДЕНСКОМУ удалось очень недолго говорить о ТИХОНЕ, его раскаянии, отношении к нему эмиграции теперь…ПОТОЦКИЙ говорил об узурпации обновленцами власти у заключенного патриарха, о неправильности снятия сана с него; в заключение спрашивает, много ли верующих пожелает молиться с вами» . Слова настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Евгения (Кобранова) о запрещении ему Патриархом Тихоном выступать на диспуте, очевидно, подразумевали то, что право выступать на диспутах с обновленцами было дано Патриархом только архиепископу Илариону или его представителям. Однако, как отмечалось, архиепископ Иларион не получил возможности участвовать в диспуте с Введенским 31 июля, это позволило Введенскому усилить свое влияние. В сводке ГПУ с 1 по 14 августа 1923 г. говорилось: «Диспуты ВВЕДЕНСКОГО проходят удовлетворительно, число выступающих Тихоновцев и обструкции – уменьшаются» . В этих условиях архиепископ Иларион должен был противостоять Введенскому. 17 августа 1923 г. в Политехническом музее состоялось публичное выступление архиепископа Илариона на тему «Тихоновцы и обновленцы», в котором он осудил все обновленческие группы как раскольничьи и антиканонические, кроме того, он осудил решение обновленческого собора 1923 г. о снятии сана с Патриарха Тихона. В докладе сотрудника ГПУ говорилось:

http://pravoslavie.ru/5824.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010