Но кто застрахован?   Отец Феодорит, оставь пророчества насчёт других и обрати внимание на самого себя....     Я упомянул о взглядах великого современного православного богослова и исповедника (а не просто «благочестивого учёного», как оценивает его твоё великоумие) отца Иустина (Поповича), просто желая предоставить пример благоразумного отношения. Ты возражаешь против этого примера, приводя следующее высказывание: «Всякий говорящий что-либо против установленного, хотя бы он постился, жил в чистоте, был прозорливцем, творил знамения и чудеса, является волком в овечьей шкуре ирасхищающим овец»! Эти слова применительно к кому-нибудь другому были бы, пожалуй, вполне уместны, но когда речь идёт об Иустине (Поповиче), то... ты уж слишком далеко заходишь, дорогой отец Феодорит! Итак, Иустин (Попович) — волк, расхищающий овец? Бог да обуздает тебя, потому что неизвестно ещё, до чего ты можешь дойти... Но в любом случае будет неплохо, если ты узнаешь, что у святых отцов встречаются не только вышеприведённые или же подобные этим высказывания (об удалении из среды пастырей, искажающих вероучение), но и другие, такие как, например, следующие слова святителя Афанасия Великого: «Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто богоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечён ли он в овечью шкуру, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — Бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием, то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный» (Св. Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея Св. Афанасий Великий. Творения. Т. 4. М., 1994. С. 437 [Ρ27, 1381А])     Другие переводы с новогречесого Епифания Феодоропулоса на нашем портале: Епифаний Феодоропулос. Православие Любовь и Истина Епифаний Феодоропулос. Православие и Католичество Епифаний Феодоропулос   Благодать и суд

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=759

Когда человек находит этот свет внутри себя самого и понимает, что для него наиболее органично, он увидит и те препятствия, которые мешают этому свету пробиться. И тогда он начнет прорываться сквозь все то, что закрывает сияние в нем этого света. Но все это очень больно, потому что это не какой-то абстрактный колодец, а очень конкретный колодец внутри живого, чувственного, эмоционального человеческого сердца. В моих отношениях с будущей супругой тоже был долгий период неопределенности. При том, что уже во время первого знакомства возникло ощущение, что между нами устанавливается какая-то связь, формально она достаточно долгое время ни в чем не выражалась. Но уже сейчас я прекрасно понимаю, что это было связано только с одним обстоятельством: в тот момент я еще не понимал, чего хочу от жизни. А вот когда в мою жизнь пришла определенность, мы очень быстро поженились. Только в состоянии определенности и внутренней борьбы с тем, что мешает раскрыться в нас этой Божественной задумке, человек начинает ответственно и горячо молиться. А пока человек не найдет себя, он будет блуждать. И будут, возможно, безумные, истошные крики, обращенные к Небу: «Господи, я ведь так прошу, почему ты мне этого не даешь?!» Но Господь знает, что если выполнит то, о чем мы так кричим, то просто навредит нам. А Он не хочет нам испортить жизнь, Он просто ждет, пока мы вырастем, повзрослеем, перестанем кричать, и нам будет достаточно один раз шепотом сказать: «Господи, я на самом деле хочу этого. Я понимаю, что это будет больно, но я готов (или готова) пойти даже на это. Я понимаю, что я могу ошибиться, но я все равно хочу и прошу Тебя: укажи, подскажи, помоги встретиться». И я не сомневаюсь, что тогда Господь все управит. Один очень известный греческий старец архимандрит Епифаний (Феодоропулос) категорически отказывался отвечать молодым людям, приходящим к нему с вопросами о том, как им поступить: жениться, уйти в монахи или жить в миру одинокими. И это при том, что старец был явно одарен прозорливостью — но здесь он принципиально не давал советов и благословений. Почему? Он говорил, что есть в жизни человека вопросы, по которым он должен сам принять решение.

http://foma.ru/muzh-v-meshke.html

Ребенок утрачивает желание даже что-либо слышать о православной вере. Вот он — обратный эффект благочестивого воспитания!  В итоге «проигрывают» и родители, и духовники. А причина проста. Горячо верующие родители следуют зову буйного сердца, а не тихому голосу разума. Дело обречено на провал уже тогда, когда чрезмерная ревность и активность берут верх над ровной последовательностью. А в итоге, к сожалению, молодая душа надолго — если не навсегда — оказывается в изоляции от спасительного учения Церкви. Лучший рецепт воспитания детей в вере, повторю слова святых отцов и подвижников, — это молитва. Рецепт несложный. Но именно он может изменить ход неотвратимых, казалось бы, событий и разрушить стереотипы, даже когда речь идет о трудном подрастающем поколении.  Господь, Всемогущий и Всемилостивый наш Отец, премудро знает, когда и как вмешаться в ситуацию, чтобы умягчить сердца и привлечь души. Особенно когда речь идет о душах молодых, не сформировавшихся, неокрепших и потерянных в метаниях. Тот, Кто из камня может сотворить хлеб, может и озарить светом любого, заповедав ангелам Своим хранить его на всех путях (Пс.90:11). Архимандрит Епифаний Феодоропулос, греческий старец, любил повторять приходившим к нему за советом родителям: «Говорите не детям о Боге, а Богу — о детях!» Очень мудрый совет. В то время, когда неокрепшая юная душа только вступает на путь духовной жизни, очень важно молиться за нее, чтобы Господь Сам направил твоего ребенка в нужную сторону. И хорошо, когда это происходит постепенно — в соответствии с индивидуальными особенностями личности, вдумчиво и не спеша. Любой родитель может подать записку с именем своего ребенка на Литургии. Это не трудно. Во время проскомидии за каждое имя вынимается частица, которая затем помещается священником в Святую Чашу. Можно заказать сорокоуст — и тогда сорок дней Церковь будет молиться за твое дитя. В некоторых храмах каждую неделю служатся молебны, поются акафисты — и в это время священник также молится «о здравии». Можно жертвовать на храм — деньгами, вином, мукой или маслом, — и такая жертва тоже будет сродни молитве за детей; можно подавать милостыню.

http://pravmir.ru/vyros-v-hrame-a-teper-...

«Эллинохристианская культура» и Василий Великий Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Досточтимый г-н директор! Передо мной лежит текст уважаемого и дорогого моего учителя г-на Панайотиса И. Брациотиса , посвященный защите и прославлению «эллинохристианской культуры» (см. газету «Эллинохристианское воспитание» за март-апрель 1958 г.). Мое смирение, конечно, не обладает и одной тысячной эрудиции г-на профессора и многих других поборников сочетания эллинизма и христианства и слияния эллинских и христианских элементов в некое новое творение («эллинохристианскую культуру»), но это не означает, что я не могу иметь недоумений [на этот счет]. К сожалению, несмотря на все доброе желание, с которым я изучал и изучаю периодически появляющиеся тексты последователей этой теории, я не смог убедиться, что действительно произошло (или что даже было бы возможным) таковое сочетание и слияние. Между эллинизмом и христианством не сродство и сочетание, но пропасти и бездны Как мое смирение, так и многие другие видят между эллинизмом и христианством не сродство и сочетание, но пропасти и бездны. Второе, как мы полагаем, есть отрицание и осуждение сущности первого. Христианство с эллинизмом имеет почти столько же общего, сколько оно имеет общего со всеми народами. И это потому, что некоторые элементы христианства (как, например, богопочитание) являются общечеловеческими. Какое действительное сродство помимо этого мы можем найти между ними? Какой конкретный элемент (существенный, разумеется) христианство приняло от эллинизма? И по какой причине не самодостаточно понятие «христианство», когда христианство имеет в себе и из себя все здравые и хорошие элементы эллинизма (которых ничтожно мало), но вместе с тем имеет и бесконечно многие иные, божественнейшие и превосходнейшие, о которых эллинизм не мог и помыслить? Да простят мне это высказывание, но я считаю, что синтез эллинских и христианских элементов может произойти только через духовную алхимию. Такой синтез кажется мне странным и незаконным, а лучше сказать: такое сочетание кажется противоестественным. Если мы заблуждаемся, то пусть нас вразумят.

http://pravoslavie.ru/119874.html

– Мне 40 лет, а я еще не женился! – Ну, не огорчайся! – сказал старец Паисий. – Вот мне уже 70, а я еще тоже не женился! Он говорил это и смеялся. То есть не смотри на это так. Вопрос не в возрасте и не в том, что пришел твой черед и сейчас что-то должно произойти, а в том, чтобы стараться наладить свой внутренний мир. Об этом случае я слышал от Лимасольского митрополита Афанасия в одной из его бесед; не знаю, сам ли он это слышал, он же был лично знаком со старцем Паисием. Хорошее дело – примириться с Богом, потому что так уладится и твой вопрос. – Но вы скажите мне, чтобы я сделал что-нибудь практическое! Чтобы ходил, смотрел, действовал! Смотри, я тебе не запрещаю, я не сказал, чтобы ты заперся у себя в доме и ждал, чтобы всё само собой решилось, или чтобы дар свалился с небес, дар семьи, и человек твоей жизни сошел с небес. И это может случиться. Если у тебя имеются такая святость и дерзновение, тогда и это будет. Отец Епифаний (Феодоропулос) говорит: «Если бы у нас было столько живой веры в Христа, настоящей живой веры и любви, то мы говорили бы: “Господи, я пойду исповедуюсь, а потом причащусь, помолюсь, выйду из дома, и первый человек, которого я встречу, и станет тем, с кем я создам семью!”» Сказать тебе что-то? Не делай этого, не делай, потому что ты можешь разочароваться и разочаровать других. Я имею в виду – ты этого не делай, но если какой-нибудь святой человек это сделает, он достигнет успеха. А знаешь почему? Потому что если бы Христос видел, что твое сердце всецело отдано Ему, что ты доверил Ему всё, знаешь, что сказал бы Господь? «Это Мое создание живет для Меня, живет Мною и ждет от Меня всего. Он всё доверил Мне. Вот, сейчас он выходит, чтобы встретить человека своей жизни. Не буду же Я разочаровывать его, потому что, если разочарую, вера в нем поколеблется, и он скажет: “Где же мой Бог? Господи, Ты что, не существуешь?”». Это мое послушание Христу. Святой Иоанн Лествичник называет послушание спящим хождением. Иными словами – «Господи, я вверяю себя Тебе и иду по пути этой жизни с закрытыми глазами, я сплю и иду. Я иду, т.е. действую, активен, но в то же время сплю, т.е. затихаю, сплю спокойно, я хожу и сплю».

http://pravoslavie.ru/106187.html

Батюшка, не поняв сразу, с кем говорит, слушал очень внимательно, но постепенно стал догадываться, в чем тут дело. Он совершенно убедился в справедливости своих подозрений, когда мать в пылу лицемерного благочестия, осеняя себя большим крестным знамением и кланяясь, произнесла: Святой… (тут она назвала святого, имя которого носил молодой человек) сжалился надо мной. У него великая Благодать! Вчера он явился мне во сне и сказал: «Иди в храм Трех Святителей. Там служит священник по имени Епифаний». Это Вы, не так ли? – Да, – серьезно ответил батюшка. – Отец Епифаний – святой человек, – сказал мне тот, кто явился во сне. – Ведь это Вы отец Епифаний, я не ошиблась? – Да, я, – подтвердил батюшка. Тут женщина положила ему земной поклон. – Отец Епифаний поможет тебе найти хорошего человека и выдать замуж твою дочь, чтобы избавить ее от мужа, от этого дикаря. Так мне сказал святой… Снова земной поклон. Тогда батюшка снял свою епитрахиль и сказал: – Посмотри, у меня на лбу ничего не написано? – Нет, – несколько смутившись, ответила женщина. – Посмотри, не написано ли там «дурак»? – Нет, – с испугом ответила она. – Так вот. Я не дурак. Слушай меня, женщина. Пойди и скажи своей дочери, чтобы она вернулась к своему мужу. – Но он ее начнет бить. Он изобьет ее до полусмерти! – Это ничего. А теперь ступай отсюда. Не стоит говорить, что женщина ушла, красная от стыда… Брак и безбрачие во Христе – Геронда, сейчас многие умаляют безбрачие во Христе, считая его ниже христианского супружества. – Чадо мое, я не знаю и никогда не слышал, чтобы кто-то из великой любви к Богу стал искать себе невесту. Человек, уязвленный любовью ко Христу, стремится в горы, пещеры, пустыни. Конечно, и женатый христианин, как дитя Божие, если он любит Бога и хранит Его заповеди, получит за это великую награду. Однако сильная любовь к Богу не удовлетворяется этим. Она требует, чтобы человек полностью посвятил себя Ему. Выбор – брак или безбрачие Кто-то из духовных чад отца Епифания не знал, какую жизнь, одинокую или семейную, ему избрать и спросил об этом у батюшки.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однако если бы он мне сказал: «Вы знаете, Геронда, я принимаю пост таким, каким его установила Церковь , но мне трудно так строго соблюдать пост, и я пощусь как могу», то я ответил бы ему: «Твое усердие принимается, дитя мое. Насколько это в твоих силах, старайся приблизиться к такому посту, каким его установила Церковь ». Но разве можно говорить: «Я не принимаю пост»? Кто ты такой, чтобы так говорить? Прислушайся к тому, что я тебе сказал!» Подобный же ответ отец Епифаний дал на исповеди одному человеку, который заявил, что он старается исполнять главнейшие установления нашей веры, пост же считает чем-то маловажным и поэтому не соблюдает его. – Скажи мне, ты пришел сюда в качестве кающегося грешника или в качестве законодателя? – спросил батюшка. – Если верно первое, то ты не можешь признавать пост за нечто второстепенное, а если второе, тогда ты не ученик Христа и я не могу прочитать над тобой разрешительную молитву. Серьезный проступок Успенским постом 1967 года, – вспоминают супруги, духовные чада батюшки, – мы гостили у родственников и, следуя заведенным у них обычаям, не постились. Считая свое поведение естественным, мы как бы простили сами себя, и когда спустя время пришли на исповедь к батюшке, то ничего не сказали ему об этом. Отец Епифаний прочитал разрешительную молитву, и мы стали обсуждать волнующие нас вопросы. В ходе беседы батюшка узнал, что мы не постились. Лучше нам было провалиться сквозь землю, чем услышать строгие слова Старца: – Вы думаете, что, умолчав о столь тяжком грехе, вы исповедались? Постовой тест Когда люди рассказывали отцу Епифанию о своей болезни и о том, что врач не рекомендует постную пищу, он всегда, не вдаваясь в скрупулезное исследование недуга, делал послабления, вплоть до полного упразднения поста. Некоторые упрекали его в чрезмерной мягкости. Кто-то однажды сказал батюшке: – Согласно святым отцам Церкви, духовник, учитывая состояние здоровья больного, только тогда может освободить его от поста, когда тот немощен и даже в случае пожара не сможет самостоятельно выбраться из огня. Отменять пост можно только тяжелобольным.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

1891. С. 424)). 92-я глава в рукописи Ath. Karakal. 189 имеет следующее завершение: «…ντεθεν γπη σου φορτοις περφυσι κντροις τετρωμνους… [лакуна обозначена в рукописи в отличие от греч. издания; обозначена она и в слав. рукописном переводе] ποκαθιστ τος κατ τιν σε ρντας πνοιαν. Εντεθεν…» (Fol. 371). Судя по всему, дальнейший текст был сочтен переписчиком безнадежно испорченным, поэтому он не стал его воспроизводить. Вероятно, в распоряжении издателей греч. «Добротолюбия» была и др. копия этих «92 глав», поскольку в их сборнике находится продолжение 92-й главы, хотя и с лакунами. 1) Издания и современные переводы «Глав». Текст «219 глав» остается неизданным. Издание греч. текста готовится в наст. время О. А. Родионовым. Текст «92 глав» издан в составе греч. «Добротолюбия» (Θιλοκαλα. Ενετσιν, 1782. Σ. 1113-1159; перепечатано в: PG. 147. Col. 833-942; см. также 3-е и последующие переизд. греч. «Добротолюбия»: Θιλοκαλα. Τ. 5. Σ. 4-59; ср.: ИАБ, 6. 1569). Слав. перевод, основанный на рукописях, содержавших перевод прп. Паисия (Величковского): Добротолюбие, или Словеса и главизны священнаго трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец: В 4 ч. Тутаев, 2000 [репр. с изд. 1901]. С. 955-1034 [Ч. 4. Л. 101-140 об.]. То же. Т. 2. М., 2001. С. 481-572 [Ч. 4. Л. 112-157 об.]. Для репринтного воспроизведения ч. 3-4 использовано одно из более ранних изданий слав. «Добротолюбия», вероятно 1857 г. В т. 1 ошибочно указано, что все 4 части воспроизведены по изданию 1901 г. Имеется рус. перевод Н. А. Леонтьева, издававшийся под ред. А. Ф. Лосева и А. Г. Дунаева (см.: ИАБ, 6. 1570). Текст «115 глав» издается в составе греч. «Добротолюбия» («Филокалии») начиная со 2-го афинского изд. 1893 г., подготовленного П. Дзелатисом (Το γιωττου κα οιδμου Καλλστου Πατριρχου Τ λλεποντα κεφλαια. 1991). Текст изданных Дзелатисом «115 глав» весьма неисправен. Епифаний Феодоропулос , готовивший в 1950-1960 гг. для афинского изд-ва «Астир» новое, 3-е 5-томное издание «Филокалии», попытался в отдельных случаях предложить свои чтения, однако и эти конъектуры оказались не слишком удачными, поскольку исправления не были основаны на рукописных свидетельствах: редактору не было известно ни одного манускрипта, содержащего этот памятник.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Аминь. С глубочайшим уважением, Источник: «И ТРИС ИЕРАРХЕ», декабрь 1965 года. Любовь и истина (письмо к Вселенскому патриарху) Под девизом: «Любовь без пределов и границ» (патриаршее Рождественское послание 1968 года) Святейшему Вселенскому патриарху Афинагору, Константинополь Святейший отче! «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего...» ( Пс. 150:1 ), поэтому со страхом решаюсь обратиться к Вам – Божиим Промыслом, – первому епископу Православной Церкви 22 . Поверьте: я делаю это не напоказ, но единственно ради успокоения своей совести, с непреодолимой силой вынуждающей меня поступить так, как поступил царь Давид: «И глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся» ( Пс. 118:46 ). Мне, конечно, не известно, достигнет ли мой немощный глас Вашего слуха. Ибо знаю, что гласы «трубы, свирели же и гусли, самвики же и псалтири и согласия, и всякаго рода мусикийска...» ( Дан. 3:5 ), звучащие вокруг Вас, заглушают любой, более слабый звук. Но, как бы то ни было, добро Вам знать, что утверждённые в отеческом предании священнослужители и миряне не только зазвучат диссонансом в оркестре, которым дирижируете Вы (словно у Вас нет другого дела); но и «златому образу» ненавистного экуменизма, поставленному Вами на поле Деире, не поклонятся, пещь ли разжжется седмерицею «наффою и смолою, и изгребьми и хврастием» ( Дан. 3:46 ) или же уготовится ров львиный 23 . Ваше Святейшество! Поводом для написания настоящего обращения послужило недавнее письмо одного монашеского братства Святой Горы, в котором говорилось о невозможности поминовения Вашего имени 24 и испрашивался совет у моего недостоинства о том, как же должно поступить. Но если бы это письмо было единственным! Почти ежедневно нас, «традиционных» священнослужителей, следующих Церковному Преданию, осаждают устными и письменными мольбами, призывая к категорическим решениям. Ежедневно мы становимся свидетелями тревоги многих благочестивых душ. Ежедневно мы изо всех сил стараемся бороться со страшнейшими соблазнами, вызванными Вашими заявлениями или поступками.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

И, однако, Невеста Господня не умерла. Церковь Христова не исчезла. Израненная и окровавленная, как и Её Основатель, но вечно живая и непобедимая, Она продолжает Свой путь сквозь века, просвещая, согревая, оживотворяя, спасая. Она не умрёт, даже если сдвинется со своего места или упразднится Вселенский престол 19 . Никто из православных не желает перемещения или упразднения Вселенского престола. Да не будет сего! Но ни один из них не пожертвует ради него «йотой единой или единой чертой» (ср.: Мф. 5:18 ) православной веры. Сражайтесь за Вселенский престол изо всех сил. Вы не просто имеете на это право, но и обязаны укреплять его, насколько Вам это возможно. Жертвуйте ради него чем угодно: деньгами, недвижимостью, честью, славой, драгоценными предметами, диаконами, пресвитерами, епископами, даже самим патриархом Афинагором! 20 Одно лишь удержите, одно сохраните, одним не жертвуйте – Православной верой! Вселенский престол имеет ценность и приносит пользу только тогда, когда он излучает по всей земле невечерний свет Православия. Маяки полезны только тогда, когда они светят мореплавателям, чтобы те могли уклониться от рифов. Когда же их свет гаснет, тогда они не только бесполезны, но и опасны, поскольку сами превращаются в рифы... Ваше Святейшество! Вы зашли уже слишком далеко. Ваши стопы касаются потоков Рубикона 21 . Терпение тысяч благочестивых душ: священнослужителей и мирян – непрерывно истощается. Ради Господней любви, поверните назад! Не надо производить в Церкви расколы и разделения. Пытаясь закрывать глаза на разногласия, Вы добьётесь одного – разорвёте единое и вызовете появление трещин на почве, доныне твёрдой и монолитной. Осознайте это и опомнитесь! Но, увы! Вами проделан уже немалый путь. Уже «к вечеру есть, и приклонился есть день» ( Лк. 24:29 ). Как Вы разглядите зияющие бездны, куда скоро заведёт Вас тропа, по которой Вы шествуете? О, если бы, если бы Тот, Кто некогда остановил солнце над Гаваоном и луну над долиной Елонской, повторил чудо и ещё раз продлил бы протяжённость дня, усилил бы его свет и отверз бы Ваши очи, чтобы Вы узрели, уразумели, возвратились.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010