Календарь-2019 Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века/сост. М. Р. Винарова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2018. — 384 с. : ил.      В новом календаре на 2019 год издательства Сретенского монастыря «Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века» собраны рассказы о святых и подвижниках благочестия Элладской Церкви, святых Крита, Кикладских и других греческих островов, Святой Горы Афон, поучительные истории из их жизни, свидетельствующие о непрекращающемся действии и чудесах Промысла Божьего в жизни человека в наши дни. День за днем мы будем читать жития и духовные наставления преподобных Паисия Святогорца, Порфирия Кавсокаливита, Амфилохия (Макриса) и других греческих святых. Беседы и советы известных современных проповедников: митрополитов Лимасольского Афанасия и Месогейского и Лавреотикийского Николая, архимандритов Германа Ставровуниота, Епифания (Феодоропулоса) и Андрея (Конаноса) и многих других греческих отцов принесут читателям немалую духовную пользу, утешат скорбящих и вразумят недоумевающих. «Надежда на Бога — это наилучшая страховка для человека. Самоуверенность — это наш наибольший и наихудший враг, который безжалостно и неожиданно для нас разоряет нас и оставляет в жалком положении под открытым небом». «Неразумен человек, ищущий человеческой справедливости, и еще неразумнее тот, кто не забывает обид, причиненных ему другими людьми, и добра, которое он сделал для других». (Преподобный Паисий Святогорец) «Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете Его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь». (Преподобный Амфилохий (Макрис)) «Нет большего проявления непочтительности и неблагочестивости, чем разговоры внутри храма. Всем этим руководит и движет сатана, чтобы не дать человеку получить пользу и услышать слово Божие». (Преподобный Анфим Хиосский)

http://pravoslavie.ru/113758.html

Наверное, у каждой женщины в жизни наступает период, когда она понимает, что нет никаких душевных сил идти дальше по выбранному пути, множество сомнений одолевают душу, на первый план выступает личный эгоизм и начинается ропот на своё бытие. А в голове одна и та же мысль: «Как я, бедненькая, устала!» Однажды я пришла к духовнику в весьма плачевном состоянии духа. После моей пафосной речи о том, как труден крест материнства, батюшка молча удалился в другую комнату и вернулся с книгой (Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) «Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты» — прим. автора) в руках. «Хочешь, я тебе кое-что прочту?» — «Ну вот, — подумала я, — так хотелось элементарного человеческого понимания, а придётся выслушивать богословскую лекцию о смирении…» Но с первых строк почувствовала, как ком в горле предательски не даёт дышать, а затем в комнате наступила тишина, которую ни за что не отважилась бы нарушить… Описанная в этой книге история происходила во время Второй мировой войны в Германии. Автора, знаменитого врача-хирурга, посетила молодая женщина. У неё было двое маленьких детей, и в тот момент она была на четвёртом месяце беременности. Её супруг-врач был мобилизован и отправлен на фронт. После осмотра этой женщины хирург объявил ей горькую правду — двусторонний рак груди. Гормоны беременности, необходимые для развития ребёнка, сейчас становились смертоносными для здоровья матери. Врач поставил её перед нелёгким выбором: или она, или дитя… Она не вздрогнула, не заплакала, а только гневно ответила: «Нет! Никогда! Ребёнок принадлежит только мне и мужу! Я никогда не дам своего согласия на то, чтобы у меня его отняли. Он — наследство для моего мужа. Мне совершенно безразлично, что будет со мной. Я вас прошу: сохраните мне жизнь, пока не родится ребёнок! Умоляю!» Никогда, за многие годы врачебной практики, этому врачу не приходилось встречать ничего подобного. Потрясённый, он пожал ей руку. Два дня спустя она легла в клинику, и началась долгая и упорная борьба за её жизнь.

http://pravoslavie.ru/37835.html

(Окончание. Начало см.: Крест себялюбия и крест любви ) Итак, отречься от себя и взять свой крест – это состояние, которое кажется мучением, а на самом деле парадоксальным образом является великим благословением. Здесь Христос словно говорит тебе: – Возьми крест этот свободно, понеси его с радостью, ради любви, и следуй за Мною . И наоборот: в несении креста своего эгоизма сокрыто много боли. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее…» (Лк. 9, 24). Кто хочет спасти себя, то есть свою душу, тот погубит крест. И речь тут не о том понятии, которое мы часто употребляем: «спасение души». Господь словно говорит нам, что кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее: – А кто потеряет себя не просто так, а ради Меня и Евангелия, кто погубит себя ради слов, которые Я вам говорю, тот будет спасен. Кто хочет сам обрести внутреннюю полноту, тот, вместо того чтобы найти, потеряет ее Кто готов потерять себя (а не погубить себя наркотиками, пищей и возлияниями ради утоления собственных похотей и желаний), тот получит вечную жизнь: «Христос взошел на Крест, потому что любит меня. Дай-ка и я взойду на крест – мой маленький крест, ведь я тоже хочу любить. И как только сделаю это, спасусь». Это абсурдная логика Евангелия, которую мы видим осуществленной в жизни святых. Здесь я не могу не вспомнить несколько имен. Например, отца Епифания (Феодоропулоса) – человека, обладавшего данными для того, чтобы быть не только преподавателем, но и ректором университета, и имевшего возможность стать не только епископом, но и архиепископом. И хотя он обладал такими качествами, и многие побуждали его пойти в этом направлении, он отвечал: – Нет! Я хочу служить людям! И денег получать не хочу! Он не получал священнической зарплаты, а то малое, что ему давали, раздавал, чтобы оставаться целиком преданным Божией любви. Работал редактором в одном издательском доме, получал по 50 драхм , чтобы можно было жить аскетом в центре Афин, на площади Омония. Это был благодатный, святой человек… Знайте, что он был кристально чистым человеком. Помню, говорю ему как-то:

http://pravoslavie.ru/126850.html

Предисловие переводчика Предлагаем перевод текста, представляющего собой, на наш взгляд, шедевр греческой христианской письменности XX века. Автор этого текста, блаженной памяти архимандрит Епифаний (Феодоропулос), сегодня уже достаточно известен в России своими книгами и статьями. Однако настоящий текст представляет нечто особенное. Это не просто одно из многочисленнейших сочинений о. Епифания на важные духовные и церковные темы. Это исповедь его души, в которой он сам излагает свой священнический путь. Будучи уверен, что текст никогда не будет опубликован, о. Епифаний повествует о таких сторонах своей праведной жизни, о которых прежде знали лишь самые близкие из его духовных чад. Святостью геронды Епифания дышат эти строки. Уверены, что вдумчивый читатель, будь он клирик, служитель Церкви или простой мирянин, найдет для себя немалое духовное назидание на страницах «Исповеди». Нельзя не согласиться со словами издателя текста архимандрита Афанасия, сказанными ими о. Епифанию: «Этот текст принадлежит святоотеческой литературе… он должен стать достоянием всех православных». К чему с Божией помощью и приступаем. Это исповедь его души, в которой он сам излагает свой священнический путь Помимо примечаний издателя, мы добавили к тексту свои примечания, разъясняющие различные реалии, которые могут быть непонятны русскоязычному читателю, а также особенности перевода. Примечания издателя обозначены аббревиатурой Изд., а переводчика – Перев. В тексте также сохранены особенности авторской орфографии. Источник : Γροντος πιφανου . Θεοδωροπολου «Περ ποφυγς τς ρχιερωσνης…», ρχιμανδρτου π. θανασου Γ. Παπασταρου: Προλογικ, Βιογραφικν, στορικν, πμετρον. θνα: θως, 2010 (Β’ κδοσις). Σ. 21–53. Монах Софроний (Вишняк) О. Епифаний в последние годы жизни Введение Часто у духовных чад приснопамятного о. Епифания (Феодоропулоса), а также у просто связанных с ним людей и читателей его вдохновенных сочинений рождалось недоумение: «Почему такая светлая и одареннейшая личность не приняла, но, напротив, решительно отказалась послужить Православной Церкви Христовой в епископском сане? Почему он по своему желанию остался простым священником, хотя мог бы как митрополит иметь больше возможностей влиять на жизненно важные вопросы, касающиеся нынешнего положения греческого Православия и верного народа Божия?». Такие и подобные им вопросы занимали и меня с самого начала моего знакомства с о. Епифанием, и я неоднократно предлагал их ему, и всегда получал умиротворяющий ответ, что-де в свое время и когда Бог благоволит, мой помысел об этом деле успокоится.

http://pravoslavie.ru/157694.html

Статуя «бога» Кроноса, пожирающего своих детей. Дворец Нимфенбург. Мюнхен, Германия Предисловие переводчика Имя блаженной памяти архимандрита Епифания (Феодоропулоса) сегодня, к счастью, не нуждается в представлении русскому читателю. Духовник, богослов, канонист, церковный писатель – эти стандартные эпитеты не способны отразить и исчерпать той огромной духовной значимости, которую и по сей день имеет личность отца Епифания (которого часто называют Василием Великим XX века), прежде всего, для Элладской Православной Церкви, но также и для всего Православия. При знакомстве с наследием отца Епифания наше внимание привлек ряд статей, посвященных теме «эллинохристианского синтеза». Не касаясь сейчас вопроса о взаимодействии христианства и эллинизма в общем (породившего огромную литературу), остановимся на одном важном и, как нам представляется, актуальном аспекте, который этот вопрос приобретает в свете последних событий. А именно: нам кажется, что статьи отца Епифания могут пролить свет на образ мыслей греческих иерархов в межцерковных отношениях. Так, Константинопольский патриарх Варфоломей в контексте украинского вопроса заявил, что «наши братья славяне не могут терпеть первенства Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». Оставляя в стороне несправедливость данного упрека по существу, заметим, что этнофилетическое представление о «первенстве нашей нации в Православии», несомненно, имеет те же корни, что и у авторов концепции «эллинохристианской культуры», а учитывая время написания статьи отца Епифания, вполне вероятно и прямое влияние данной концепции на старшее поколение греческой иерархии. И здесь важно понять, что подобные идеи являются не общим местом в грекоязычных Поместных Церквях (как это часто представляется), но богословским и историческим искажением, с которым полемизировали лучшие представители греческого Православия, такие как отец Епифаний. Публикуем перевод первой статьи из цикла об «эллинохристианских синтезах», с Божией помощью надеясь впоследствии перевести и остальные на эту важную тему. Оригинал текста помещен в издании: πιφνιος (Θεοδωρπουλος), ρχιμ. ρθρα, Μελται–πιστολα. Τ. 1. θναι, 1986 (κδοσις Β).

http://pravoslavie.ru/119874.html

«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках» Беседа с монахом Софронием (Вишняком) Иерей Александр Овчинников Беседа преподавателя МДА иерея Александра Овчинникова с монахом Софронием (Вишняком), переводчиком книги архимандрита Епифания (Феодоропулоса) «Эллинохристианский синтез» и отцы Церкви», о темной стороне язычества, теории синтезов, соотношении человеческой культуры и Божественного Откровения и опасности смешения национальной гордости с вопросами веры. Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) – Отец Софроний, расскажите об истории создании книги «Эллинохристианский синтез и отцы Церкви». – Книга – перевод цикла статей архимандрита Епифания (Феодоропулоса) об «эллинохристианской культуре» – началась с моего знакомства с творчеством этого замечательного писателя, уже достаточно известного в России благодаря переводам трудов «Масонство в свете истины» и «Две крайности: экуменизм и зилотство». Но у архимандрита Епифания богатое письменное наследие, и все его сочинения достойны того, чтобы их читать. Это человек, каждое слово которого имеет вес. При чтении практически любой его статьи возникает желание перевести её на русский язык, чтобы и русский читатель мог приобщиться этой мудрости. Если говорить собственно об «Эллинохристианском синтезе», то, когда мне впервые попались на глаза статьи о. Епифания на эту тему, как раз были в разгаре дискуссии вокруг действий Константинопольского Патриархата на Украине в 2018-м году. Мне тогда показалось, что статьи о. Епифания могли бы помочь понять образ мыслей греческих иерархов в межцерковных отношениях. Я сделал переводы первых двух статей, которые были опубликованы на портале pravoslavie.ru . В комментариях под этими статьями развернулась значимая и во многом показательная дискуссия, за которой я с интересом следил. Следует заметить, что многие расхожие аргументы в пользу «внешней мудрости», представленные в этих комментариях, опровергаются о. Епифанием в последующих статьях цикла (которые вошли в книгу, но на тот момент были неизвестны читателям портала). Например, вырванные из контекста слова святителя Григория Богослова: «Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго». Таким образом, публикации на pravoslavie.ru побудили меня к дальнейшей работе над переводом.

http://pravoslavie.ru/155478.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Совесть народа и епископы         Феодоропулос Совесть народа и епископы     Е пифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru Переврд иером. Агафангела (Публикуется впервые)         Ты пишешь, что «отец Епифаний, затрагивая церковные вопросы, оказывается, считает, что Цер­ковь — это только епископы!»; тогда как, по твоим словам, «всё в Церкви выносится на суд совести народа, который и есть страж и хранитель Право­славия». Я не буду заниматься подробным разбором этого твоего мнения, чтобы не начинать новой темы и не удлинять письмо. Ограничусь лишь двумя за­мечаниями:       Первое. Я нигде и никогда не говорил, что Цер­ковь — «это только епископы». Я говорил только то, что епископы - это генералы. Итак, если мы призна­ём епископов Элладской Церкви православными (в чём лично я твёрдо убеждён), то нельзя запре­щать их и поднимать восстание против них. Если же мы считаем их предателями, то заявим публично об этом и потом станем сами решать, как нам следует поступить. Это и только это было мною написано.     Второе. Ты утверждаешь, что «всё в Церкви выно­сится на суд совести народа (а к кому относится клир? — авт.), который и есть страж и хранитель православия». И что же из этого следует, дорогой отец Феодорит? То, что твой дерзкий поступок — вы­ход из Элладской Церкви — получает оправдание? Всё это выглядело бы иначе, если бы ты говорил, что «поступил так потому, что так подсказала совесть».   Зачем ты ищешь себе поддержки в «совести народа»? «Совесть» какого «народа» подтолкнула тебя к совер­шению этого поступка? Совесть твоих единомышлен­ников? Но разве у нас, отец Феодорит, нет «наро­да»?.. Разве нет около нас множества верующих душ, работающих «со страхом и трепетом» над своим спасением? Разве только епископы составляют Эл-ладскую Церковь? Разве в ней нет «народа»?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=239

Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) был известен как «пастырь покаяния»: основной формой его служения было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах. В 1976 году старец основал мужской исихастиарий Благодатной Богородицы. Отец Епифаний – церковный писатель и богослов, автор множества статей и книг, переведенных в том числе и на русский язык. Предлагаем нашим читателем подборку суждений и наставлений старца Епифания на актуальные для нас сегодня темы. Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Я хочу, чтобы те, кто находится рядом со мной, чувствовали простор, а не тесноту. Я никого не зову. Никого не держу. Никого не гоню. Кто хочет, приходит, кто хочет, остается, кто хочет, уходит. Я никого не считаю своим приверженцем или последователем. Самый прекрасный миг в течение дня – после повечерия, когда я преклоняю колена и говорю: «Братья и отцы, простите меня, грешного, и святой Бог да простит вас». Полгода в исповедальне добавляет столько же знания и опыта, сколько четырехгодичное обучение в университете. На вопрос, испытывает ли он чувство некоей ущербности, видя, как более молодые и менее способные архимандриты становятся архиереями, отец Епифаний отвечал: – Чадо! Почему я должен испытывать это чувство? Чего мне не хватает? Короны на голове? Я никогда не завидовал подобным вещам, да мне это и не подходит. У меня нет недостатка ни в чем. Я священник и совершаю Таинства. Благословляю хлеб и вино, и они становятся Телом и Кровью Христовой. Читаю разрешительную молитву над верующим, и изглаживаются его грехи. Сочетаю мужчину и женщину в новую жизнь. Делаю всё. Единственное, чего не делаю, – не рукополагаю. Но это преимущество, а не недостаток. Знали бы вы, какова ответственность епископов и как они будут давать отчет за совершаемые ими рукоположения! И знаете что еще? Я чувствую, что даже то, что я священник, – уже много для меня! Приходите в церковь рано. Мы совершаем утреню для верных, а не для стасидий . Божественное Причащение является по преимуществу Таинством веры. В Крещении у нас вода, хотя и освященная, но всё же вода. В Елеосвящении у нас масло, конечно, освященное, но масло. В Божественном Причащении мы видим хлеб, вкушаем хлеб, но это не хлеб. Это Плоть. Видим вино, вкушаем вино, но это не вино. Это Кровь. Это по преимуществу Таинство веры, потому что наши чувства испытывают вызов.

http://pravoslavie.ru/130387.html

Рождественский пост: между голодом и чревоугодием Как соблюдать пост современному работающему человеку? Какие блюда считать постными? Какие послабления разумны Рождественским постом? Статья врача анестезиолога-реаниматолога, практикующего врача скорой помощи иеродиакона Феодорита Сеньчукова. 30 ноября, 2010 Как соблюдать пост современному работающему человеку? Какие блюда считать постными? Какие послабления разумны Рождественским постом? Статья врача анестезиолога-реаниматолога, практикующего врача скорой помощи иеродиакона Феодорита Сеньчукова. Рождественский пост , также называемый в народе Филипповым (так как начинается он на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа) длится с 28 ноября н.с. до 6 января н.с.  — Рождественского Сочельника , т.е. 40 дней. Установлен рождественский пост Церковью достаточно поздно, но в ряду других многодневных постов занимает свое важное место. Рождественский пост считается довольно мягким — в нем много дней, имеющих разрешение на рыбу, и, поэтому, иногда можно слышать недоумение: «Зачем вообще нужен рождественский пост — ограничений полно, а аскезы никакой. Вот Великий Пост — это да…». Правда, чаще всего, рассуждающие так и в Великий Пост находят причины, чтобы его не соблюдать, ну а уж Рождественский пост — и подавно, благо тут еще и Новый Год подворачивается. Поэтому, сначала попытаемся разобраться — а зачем вообще нужен пост? Зачем? Христос в пустыне. И. Н. Крамской Согласно общему святоотеческому мнению, пост был установлен еще в Раю. Само предписание не вкушать от Древа познания Добра и Зла являлось установлением первого поста. Постился Моисей, постился пророк Илия , всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча , постился и Сам Спаситель. И теперь при монашеском постриге постригаемый говорит: «Постнического жития желаю». Какова же роль поста для христианина? Одна из первых целей поста, лежащая на поверхности — это жертва Богу. Мы отказываемся от определенных видов и количества пищи, ради того, чтобы засвидетельствовать свою любовь и преданность Богу. Предполагается, что излишки — продуктов ли, средств — пойдут на милостыню. Современный греческий старец Епифаний Феодоропулос говорит о том, что имеются еще две цели поста: подвиг для тела (воздержание) и подвиг для души — послушание Матери-Церкви. На телесном подвиге — аскезе — следует остановиться особо.

http://pravmir.ru/post-mezhdu-golodom-i-...

Элладская Древние митрополии, составляющие ныне ядро Элладской Церкви, вошли в юрисдикцию Константинопольской Церкви в IX веке, что вполне соответствовало их давним духовным связям. Территория современной Греции была завоевана Османской империей в XIV— XV вв., и ее греческое население в полной мере познало на себе тяжесть турецкого гнета. С обретением Грецией политической независимости начался процесс оформления автокефального бытия национальной Церкви. Окончательна автокефалия Элладской Церкви была провозглашена Собором Константинопольской Церкви с участием Иерусалимского патриарха Кирилла в 1850 году. Варвара Каширина Современная греческая провинция Фракия – регион на севере страны, который давно вызывает беспокойство. Бедность, безработица и демографические проблемы ведут к уменьшению христианского населения в этой области Греции и ослаблению его позиций. При этом политики соседней Турции используют существующие проблемы в своих интересах. Положение христианского населения западной Фракии особенно заботит Элладскую Православную Церковь. На одном из недавних заседаний Священного Синода даже обсуждался вопрос специальных выплат на каждого третьего ребенка, родившегося здесь. В этом году кажется, что на праздник Рождества падает тень печали, тревоги, скептицизма и разочарования людей в курсе нашей страны и всего мира. Старшее поколение испытывает тревогу, а младшее – негодование, чувствуя, что сегодняшняя неопределенность угрожает их будущему. Когда бедность усугубляется, святость человеческой личности теряет ценность и мыслится как оцифрованная производственная единица – без уважения к уникальности бытия и свободе, дарованной Богом; когда городские кварталы превращаются в безжизненное гетто разнородного страждущего народа, тогда атмосфера Рождества отравляется отчаянием, окружающим нас. Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай Диакон Георгий Максимов Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), Архиепископ Афинский и всей Эллады Хризостом I (Пападопулос), архиепископ Афинский и всей Эллады Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) Святитель Нектарий Эгинский Дионисий, митрополит Трикальский и Стагон Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос) Димитрий Целенгидис

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010