Скачать epub pdf Предисловие Статьи, вошедшие в этот сборник, первоначально были опубликованы в афинской церковной газете «Ортодоксос типос» («Православная печать»). Тогда эти статьи вызвали в церковной, да и в светской общественности Греции отклик, превзошедший всякие ожидания. Автор – о. архимандрит Епифаний Феодоропулос – был завален письмами от клириков и мирян с просьбами и предложениями опубликовать свои статьи отдельной брошюрой, которую всегда можно было бы иметь под рукой. Некоторые (в том числе и архиереи Элладской Церкви) даже предлагали осуществить издание за свой счет. Впервые брошюра была издана в Афинах в 1992 году. Однако и в наши дни она ничуть не устарела, так как вопросы, рассматриваемые в ней, продолжают волновать совесть как церковных, так и не церковных людей как в Греции, так и в нашей стране. В русское издание вошли статьи, касающиеся двух тем: добрачных связей и абортов. О.Епифаний говорит со своим читателем простым, понятным языком, приводит примеры из повседневной жизни, ссылается на Священное Писание и отцов Церкви. Автор в точности следует учению Православной Церкви, ни на волос не отклоняясь от святоотеческого Предания, в то же время открыто и безбоязненно вступает в дискуссию с современным внецерковным миром, не боясь говорить с этим миром на его языке. Надеемся, что русское издание статей о.Епифания поможет заблуждающимся обратиться на путь истины, колеблющимся и сомневающимся – утвердиться на этом пути, а держащимся церковного учения – низлагать лукавые хитросплетения врагов истины. Брак – это святое Таинство, не оскверняй его внебрачными связями До брака и после брака, или о «смешных» вещах Господин главный редактор! Некий известный богослов, преподаватель института, путешествующий сейчас по Кипру, в одной из публичных бесед высказал, помимо прочего, такие мысли: «Брак не является Таинством в том смысле, что занятие любовью за пять минут до свадьбы – грех , а спустя пять минут оно вполне законно. Это смешно!» Слова «это смешно!» он повторил трижды! И продолжил:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Предисловие переводчика Перед вами перевод цикла статей, посвящённых проблеме «эллинохристианского синтеза». Автор их – выдающийся греческий духовник и писатель архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (1930–1989). Отец Епифаний, почитаемый в Греции как старец, – духовная личность огромного масштаба, крайне одарённый, образованнейший и глубоко церковный человек, а также плодовитый писатель, с которым мало кто может сравниться по верности церковному Преданию, богословским познаниям, ясности и точности выражения мыслей, остроумию и неопровержимости аргументации. Всё это заставило современников называть о. Епифания « Василием Великим XX века» – эпитетом, с которым, надеемся, согласится и наш читатель после прочтения этой и других книг дорогого геронды. Цикл статей «Об эллинохристианских синтезах» был опубликован о. Епифанием на страницах периодического издания «Три святителя» (Ο Τρες ερρχαι) в начале его священнического пути, в 1958–1962 гг., в качестве полемики с популярной в то время теорией об «эллинохристианской культуре». Суть этой теории заключается в том, что в раннехристианскую эпоху греко-античные («эллинские») и христианские элементы сочетались, смешались, соединились, образовав некую новую реальность, «эллинохристианскую культуру» 1 , а сам факт этого сочетания получил название «эллинохристианского синтеза», причём его основоположниками, «невестоводителями» и «мистагогами» (тайноводцами) были названы святые Отцы Церкви. Немногими краткими, но неопровержимыми аргументами и ссылками на святых Отцов, тех самых «тайноводцев», о. Епифаний показывает всю несостоятельность этой теории. Сегодня в определённых кругах христиан-интеллектуалов и богословов считается необходимым синтезировать элементы православного богословия и светской внешней культуры, чтобы сделать слово Церкви более слышимым и убедительным. Существует отдельное богословское направление – контекстуальное богословие, главный принцип которого заключается в том, что современное богословие должно выражаться в терминах конкретной культурной среды и конкретного времени, то есть в современном культурном и социально-политическом контексте. Считается, например, что православное богословие не может формулироваться вне экуменических рамок. Этот принцип проникает и в чисто богословские вопросы, когда, например, западный персонализм претендует на центральное место в православной триадологии. Ещё одна распространённая сегодня тенденция – некритически принимать все современные естественно-научные теории, пытаясь перетолковать в их ключе священные тексты Церкви. Всё это выдаётся за синтез современной культуры и христианского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ О ПОСЛУШАНИИ Недоверие к себе и спасение Если мы хотим спастись, никогда не будем доверять себе. Послушание и логика На службе у послушания должно находиться сердце, а не логика. Не думайте: «Отец Епифаний сказал так, но имел в виду совсем иное, или же он сказал неверно». Рассуждая так, вы даете в себе место лукавому. Добродетель послушания только тогда имеет цену, когда мы ради нее делаем нечто противоречащее нашей логике. Если же послушание отвечает нашим собственным намерениям, то это уже будет не послушание, а согласие. И в этом случае было бы странно, если бы кто-нибудь проявил непослушание. Послушание христианское и коммунистическое – Геронда, чем отличается послушание коммуниста своей партии от послушания христианина своему духовнику? – Послушание христианина несет ему освобождение от страстей. Предоставь Богу руководить тобой Совет одному юноше, который самоуверенно составил план своей помощи Церкви и хотел знать, есть ли воля Божия на то, чтобы осуществить его: – Дитя мое, не доверяй своей логике. Предоставь Богу руководить тобой. Если человек стремится исполнить волю Божию, то Бог найдет возможность открыть ему Свою волю. Бог не имеет в нас нужды. Он заботится о Своей Церкви и может из камней сделать людей, которые поведут Его народ. Умиление и послушание Некий послушник, преуспев в послушании отцу Епифанию, часто испытывал на молитве сильное умиление. Оно не покидало его даже в пути, когда он творил Иисусову молитву. Однажды по действию диавола он проявил непослушание батюшке и отправился на Святую Гору Афон, чтобы узнать, кто был прав в том, что произошло. Естественно, умиления на молитве он уже не испытывал. На Святой Горе Старец, разумеется, указал на его ошибку, посоветовав ему вернуться назад и попросить прощения у отца Епифания. По дороге послушник говорил себе: – Приду, поклонюсь батюшке и попрошу у него прощения за те переживания, которые я ему причинил. И прежде чем он осуществил это намерение, Господь посетил его на пути и вновь даровал утраченное умиление. Посмертное послушание

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Епифаний Феодоропулос Не на сан обращай внимание, а постарайся узнать дела его...     Епифаний Феодоропулос       Не на сан обращай   внимание, а  постарайся   узнать дела его     Брат, если видишь, что имеет кто богоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечён ли он в овечью шкуру, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли...     Публикуется впервые Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – один из знаменитых проповедников и апологетов Элладской Православной Церкви ХХ века. Епифаний Феодоропулос интересен как величайший богослов Элладской Церкви и вообще как человек. Обратите внимание, насколько благородно он ведет полемику.  - Гора Афон     Ты пишешь, что я «примиренческий против­ник и, безусловно, моим следующим шагом будет продажа (выделено нами —   Гора Афон ) отстаиваемых мною сегодня ценностей ради некоторого внимания сильных мира сего».   Я не знал, что приняв мона­шеский постриг, ты получил и дар пророчества (или, по крайней мере, прозорливости). Иначе как бы ты предугадал с такой точностью мой следую­щий шаг?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=35&iid=7...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Епифаний Феодоропулос Письмо зилоту Епифаний Феодоропулос  Письмо зилоту Публикуется впервые     Е пифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru     Афины, 22 июля 1971 года Его Преподобию, монаху Никодиму из братства иеромонаха отца Ефрема, что в Провате, близ Кариеса, на Святой Горе.       Любезнейший мой отец Никодим, всегда радуйся о Христе Иисусе, Господе нашем!   Месяц назад я получил твоё письмо. Из-за страшной занятости запаздывал с ответом на него, за что прошу у тебя прощения. Отвечаю кратко, ос­тавляя за собой полное право ещё раз вернуться к нашей теме в том случае, если ты пожелаешь что-то уточнить...   В первую очередь, дорогой отец Никодим, дол­жен тебе поведать одну горькую истину, которая, вероятно, тебе самому покажется парадоксальной и вызовет большое удивление. До настоящего момен­та я уклонялся, из соображений икономии, выра­жать свою позицию или же выражал её весьма прикровенно. Но теперь, когда дела зашли так далеко, что отдельные личности, имеющие, к не­счастью, пугливое сознание, присоединяясь к ста­ростльникам, становятся жертвами наглой пропа­ганды, направленной против Церкви, настало время сказать правду без околичностей и ничего не утаивая.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=34&iid=1...

СЕМЕЙНАЯ И БЕЗБРАЧНАЯ ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ ДО БРАКА Только бегство Отцы говорят: «Во всех битвах выигрывает нападающий. Только в брани с плотью победу одерживает тот, кто обратился в бегство». Битва до гроба Юноше, который имел сильную плотскую брань и с уверенностью утверждал, что после женитьбы она непременно должна закончиться, отец Епифаний сказал: – Чадо мое, от плотской брани не спасает ни брак, ни безбрачие, ни многоженство. От нее избавляет лишь смерть. Женитьба только уменьшает эту брань. Поэтому мы до гроба не должны ослаблять бдительности. Итак, с сегодняшнего дня и ты, испрашивая себе помощи у Бога, вступи на поприще этого подвига. «Таблетки воздержания» Другому юноше, который утверждал, что молодому человеку невозможно сохранить себя в чистоте, батюшка сказал: – Ответь мне на один вопрос: «Как ты думаешь, мы, безбрачные клирики, ходим по женщинам или принимаем таблетки, подавляющие половой инстинкт?» И, заметив недоумение на лице собеседника, продолжил: – Послушай, дитя мое. «Таблетки», которые мы употребляем против плотской брани, – это молитва , пост, бдение, исповедь, причастие… Вот что хранит в чистоте как нас, так и всю безбрачную молодежь. Испробуй этот рецепт, и ты увидишь, что воздержание вполне достижимо. Сами по себе мы и на секунду не смогли бы сохранить себя в чистоте, но при содействии Благодати Божией все становится легкодостижимым. Смысл исповеди Как-то раз, – рассказал некто из духовных чад Старца, – я привел к батюшке на исповедь своего знакомого. Из исповедальни он вышел сильно разочарованным. Больше я сюда не приду, – заявил он мне. – Почему? – Сейчас я тебе объясню, – ответил знакомый. – Когда я сказал батюшке, что у меня бывают связи с женщинами, он спросил, сколько мне лет. Я ответил: «Двадцать пять». Тогда он спросил, заметил ли я, как пролетели эти годы. «Нет», – ответил я. «Пройдут еще двадцать пять, а может быть, и еще двадцать пять лет, – продолжил отец Епифаний, – и ты не заметишь, как подойдет смерть. Когда же ты предстанешь пред Христом, Он скажет тебе: «Я пришел на землю и был распят за тебя. А что ты для Меня сделал? Ты сделал свое тело, храм Святого Духа, членами блудницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

От издателей Дорогие читатели! С особой духовной радостью Издательский Дом «Святая Гора» предлагает вашему благочестивому вниманию русский перевод книги видного греческого пастыря и богослова архимандрита Епифания Феодропулоса (1930–1986) «Добрачные отношения. Гражданский брак. Аборты». Книга представляет собой сборник богословских и церковно- публицистических статей. Незадолго до кончины отца Епифания, в 1986 году, в Афинах вышло в свет первое греческое издание настоящей книги, в которую автор включил свои работы, написанные с 1976 по 1986 год и объединенные общей тематикой. Сборник состоит из трех частей. Первая часть посвящена отношению Православной Церкви к плотским отношениям вне брака, то есть к блуду и прелюбодеянию. Поводом для написания первой статьи послужило мнение известного греческого богослова-модерниста и его последователей о допустимости плотских связей между мужчиной и женщиной до благословения Церковью их брачного союза. Основываясь на глубоком знании Священного Писания ,святоотеческой Традиции и Канонического Права, отец Епифаний подвергает неправое мнение строгой богословской критике. Автор убедительно доказывает, что Церковь всегда относилась к блуду как к одному из тягчайших преступлений против христианской нравственности, а также то, что эта позиция Церкви остается однозначной и неизменной во все времена. Достойна особого читательского внимания статья «Безбрачие и девство», в которой автор делает замечательный этимологический анализ слова " блуд» и анализирует новозаветное учение о грехах против целомудрия. Вторая часть посвящена проблеме так называемого гражданского брака, дискуссия о котором развернулась в греческих церковно- общественных кругах в начале 80-х годов XX века в связи с решением греческого правительства о признании за гражданским браком юридической силы (ранее в Греции юридически признавался лишь брак церковный). Официальное отношение Элладской Православной Церкви было выражено в ее синодальном решении от 20 января 1982 года, согласно которому «заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний веры». Размышления отца Епифания на эту тему можно назвать богословским комментарием к официальному решению греческих ве иерархов. На наш взгляд, оценки отца Епифания будут весьма интересны и полезны и для русского читателя. Несмотря на то, что в Русской и Элладской Церквах проблема гражданского брака имеет неодинаковый исторический контекст, ее богословская и церковно-каноническая суть остается единой. Для современной Русской Православной Церкви этот вопрос встает особенно остро в связи с участившимися в последние годы модернистскими попытками " ревизии « православного богословия брака и супружеских отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Скачать epub pdf Письмо в журнал «Афонские диалоги» (θωνικο Διλογοι) Афины, 15 сентября 1980 г. Дорогие братья! Несколько месяцев назад я был в одном монастыре, находящемся вдалеке от Афин. Случилось, что в тот же день туда прибыла небольшая группа экскурсантов из Афин. Все они были благочестивыми учеными, некоторые безбрачными и молодыми, а некоторые и главами семейств. В трапезе, после чтения, начался разговор, в ходе которого один из паломников предложил вопрос: «Каково приношение монашества страждущему обществу? Не было бы лучше, если бы монахи находились, в качестве безбрачных клириков или проповедников-мирян, в миру и осуществляли дело миссии?». Игумен обратился к моему смирению и попросил меня ответить на поставленный вопрос. Это мое слово на трапезе, хотя импровизированное и сказанное без всякого приготовления, по моему скромному мнению несет в себе некое дополнение к статье «Православное монашество и миссия», недавно опубликованной в вашем журнале (апрель-июнь). Посылаю его вам как оно есть, и если вы также сочтете, что оно содержит нечто «лучшее молчания», опубликуйте его. С любовью о Господе архимандрит Епифаний Клирики, труждающиеся в миру, осуществляют в высшей степени важное дело, которое никому не позволительно принижать и презирать. Они – орудия благодати, «служители Христовы и домостроители Таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). Они продолжают в веках дело святых апостолов. Они проповедуют Христа Распятого и Воскресшего, учат покаянию и оставлению грехов «о имени Его». Посредством учения и совершения святых Таинств они ведут множество людей в невечернее Царство Божие. «Без них нет Церкви», согласно святому Игнатию Богоносцу (Тралл. 3:1). Но если непозволительно принижать миссию и дело служащих в миру клириков (а также ревнителей и носителей благодатных дарований из числа мирян), так же непозволительно принижать миссию и дело монахов. Церковь незаблудно водится Духом Святым. Если бы монашество было чем-то лишним и бесполезным, если бы оно было состоянием без сущности и смысла, оно не стало бы институтом в Церкви, им не занимались бы святые Вселенские и Поместные Соборы, о нем не писали бы великие и богоносные отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

ИЗ ЖИЗНИ ОТЦА ЕПИФАНИЯ МИРЯНИН «Неужели я потерял Рай?» Очень часто, когда будущий батюшка был еще совсем маленьким, тетя Александра брала его с собой на работу и, чтобы он не мешал, усаживала на стул. – Этеокли, – говорила она ему, – не качайся, чтобы Боженька тебя любил. Тот какое-то время оставался неподвижным, но потом начинал чувствовать, что больше так высидеть не в силах. – Ты должен сидеть тихонько, – говорила тетя, – чтобы Христос тебя забрал в Рай . – Я сейчас немного качнулся, неужели я потерял Рай ? – взволнованно спросил малыш. – Еще немного, и можешь потерять его, – ответила она. – Будь очень внимателен. Так мало-помалу Этеоклис приучался любить Рай . Духовные корни Батюшка говорил нам: – Аскетическое благочестие простого народа, которое я видел, живя рядом с бабушкой, с тетей Александрой, и очень прочные монашеские традиции Мессинии дали мне глубоко православное воспитание. С детских лет каждый вечер при свете керосиновой лампы или луны, так как во время оккупации нельзя было включать свет, я читал Повечерие. Помню следующий случай: четырехлетним ребенком родители взяли меня на службу в один из близлежащих монастырей. По дороге я надкусил сорванную травинку, и весь рот у меня наполнился горечью. Как только мы пришли в монастырь, я побежал к крану сполоснуть рот. Один монах заметил это и подозвал меня к себе: – Что ты там делаешь? – Я сполоснул рот, потому что чувствовал горечь. – Будь внимателен, теперь тебе нельзя брать антидор, – твердо сказал монах. Так глубоко аскетична была в то время жизнь простых монахов, простых людей. Это оказало на меня очень большое влияние. Батюшка часто говорил: – Своим становлением я обязан, во-первых, Богу, а во-вторых, тете Александре. Он хотел убеждать Когда Этеоклис был маленький, – рассказывала нам тетя Александра, – он молился такими словами: – Христе мой, дай мне силы убеждать людей веровать Тебе и идти за Тобой, а хороший голос, чтобы петь, мне не нужен! Любовь к рясе Тетя Александра однажды сказала своему знакомому о батюшке:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Предисловие «От уст твоих сужду ти, лукавый рабе» ( Лк. 19,22 ) Пишущий эти строки никогда до сего дня не имел мысли писать полемической книги против масонов. Но издание масонской организацией Греции сборника официальных документов «Элладская Церковь и масонство», где утверждается, что масонство – это не особая религия, а безобидное общество (утверждение, оскорбляющее совесть всякого православного христианина, тем более клирика), а также настойчивые просьбы некоторых наших друзей подвигли нас дать ответ. Если бы в этой книге греческие масоны откровенно заявляли: «Господа, мы не христиане!» или «Господа, христианство нам безразлично!», то оставили бы нам мало простора для критики. Однако так греческие масоны не захотели сказать. Наоборот, они называют себя «верными чадами Церкви» и подданными Владыки Христа. Доказывая это, они пишут: «...в знак уважения и преданности Элладской Церкви, верными чадами которой являются практически все члены Греческой масонской организации...» (5-я страница названной книги; то же самое можно прочитать и на страницах 31 и 66); на странице 33 мы читаем: «Принадлежащие к Православной Церкви масоны, и это совокупность практически всех членов Греческой масонской организации, последуют религии отцов, исповедуя Символ веры , как он составлен Вселенскими Соборами, являя во всём к ней (Церкви) исключительное уважение и любовь, а также глубочайшее почтение к её установлениям»; на странице 72 можно прочитать: «Верят (греческие масоны), что непогрешимость принадлежит только Богу, что Христос есть Истина», и, наконец, на странице 74 находится заявление масонов о том, что они «открытые и верные сторонники Православия» 1 . Когда греческие масоны, с одной стороны, делают такие заявления, а с другой – своей верой, словами и делами оскорбляют, прямо или косвенно, Господа Иисуса Христа, хулят и отрицаются Его, совесть всякого честного человека возмущается подобной непоследовательностью и лицемерием, если не сказать хуже. Масоны, конечно же, имеют право думать, что им угодно относительно Христа и Церкви. Они даже имеют право создавать религии (или, если они предпочитают такое название, общества, противные христианству), бороться всеми возможными силами против христианской веры, но они не имеют никакого права декларировать веру и преданность Тому, Кого они самим фактом существования масонской организации уничижают, хулят и отрицаются. Потому что масонство – не просто общество, как утверждают сами масоны, но религия, которой уничижается и упраздняется Христос (что мы и будем доказывать в настоящей работе). Ещё мы будем разоблачать ложность и несостоятельность многих утверждений масонства: например, что оно имеет философский уклон, что оно прогрессивно, что защищает всякого угнетённого, что считает высшим благом свободу мысли и совести и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010