Ваше Святейшество! С некоторого времени полнота Православной Церкви (сознательно верующая полнота) с великой болью наблюдает за очень опасными для веры действиями первого епископа Православия. Ваше отношение (и Ваших представителей) к папе и папизму повергает истинных чад Православной Церкви в невыразимую скорбь и является страшным для них душевным испытанием. Вы переписываетесь с папой по полному церковному чину, будто мы живем в V веке по P. X. 14 Ради встречи с ним Вы принимаете на себя труд далёких путешествий. Вы нежно обнимаетесь и братски лобызаетесь с ним. Вы называете его «первым епископом христианства», а себя – вторым, после него. Urbi et orbi Вы провозглашаете, что «ни одно различие не разделяет две Церкви». Вы молитесь с папскими представителями и ведёте себя с ними так же, как с православными епископами. Вы снимаете многовековые отлучения, которые, если даже и были наложены под влиянием событий беспрецедентной остроты как мера противостояния им, тем не менее, не выразили ничего, кроме соборного мнения непорочного и богоносного Православия, и явились не чем иным, как простым применением (конечно, уже запоздалым) положений канонического церковного права, предписывающих удаление из богозданной ограды «неисцельно и к смерти недугующих», то есть еретиков и растлителей веры. Ваше Святейшество! Что произошло: папа присоединился к Православию или Вы к католичеству? Если первое, то объявите об этом, «да все светло празднуем и друг с другом да ликуем». Если же второе, то исповедуйте это с полной искренностью и прямолинейностью, чтобы мы убедились в том, что после ветхого Рима пал и был поглощен ересью и Рим Новый 15 . Если же не имело места ни то, ни другое, но и Вы, и папа остаётесь каждый на своих позициях, то как тогда можно объяснить Ваши компрометирующие действия? Как возможно, чтобы папа был первым епископом христианства, а Вы – вторым? Когда наша Церковь причисляла еретических епископов к православным? На каком языке Вы говорите? На языке канонической точности или дипломатического легко лавирующего притворства? Епископ Вы или дипломат? Как можно снять канонические наказания Церкви, когда их объект (ересь) не только продолжает существовать, но и успешно умножается, разрастается и цветёт пышным цветом? Если бы не существовало мер отлучения для папистов за те изменения в вере, на которые они дерзнули, то их надо было бы провозгласить сегодня общим голосованием Православных Церквей, послушных ясным и четким предписаниям священных канонов. Как и почему отменяются уже существующие отлучения?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Геронда, если кто-нибудь, несмотря на все свои старания выбрать духовника, потерпит неудачу, как ему быть с послушанием? – Неужели, чадо мое, ты думаешь, что Бог оставит такого человека без Своей помощи? Видя его благое произволение, Он просветит духовника, и тот даст ему нужный совет. Даже если батюшка ошибется, Бог почтит оказанное послушание и этот совет будет иметь благие последствия. – Геронда, что делать, если духовник требует от нас того, что противоречит Священному Писанию или Святым Канонам? – Раз мы находимся под послушанием, то Бог не попустит, чтобы с нами произошло нечто худое. Я расскажу тебе две истории из жизни подвижников, которые послужат подтверждением моих слов. Вот первый случай. Некий отец, взяв своего малолетнего сына, пошел с ним поступать в монастырь. Игумен обители, следуя посетившему его внутреннему извещению, дабы испытать послушание родителя, велел ему бросить ребенка в горящую печь. Но, когда тот безоговорочно кинул дитя в печь, она немедленно погасла. Второй случай. Игумен повелел одному человеку бросить свое чадо в реку с крокодилами, но при этом послал на реку монаха, чтобы остановить отца, когда тот готов будет исполнить послушание. Таким образом Бог одновременно явил полное послушание будущего монаха и не допустил произойти убийству. Если оказывается послушание, пусть даже оно содержит в себе нечто противное Закону Божию, как, например, убийство в описанных выше случаях, оно никогда не вызовет пагубных последствий. И наоборот. Преслушание в подобных случаях подлежит наказанию. Вот тебе пример из Ветхого Завета: некий пророк по повелению Божию велел одному человеку ударить его, но тот отказался это сделать. Тогда пророк сказал ему: «За то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня» ( 3Цар. 20, 36 ). Так и произошло. Одна женщина, впервые исповедавшись у отца Епифания, уходя, сказала ему: – Я, батюшка, предпочла бы исповедоваться у старого и слепого духовника. – А если бы еще и у глухого, было бы совсем хорошо, – с готовностью продолжил батюшка. О МОЛИТВЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Господин редактор! По вашей просьбе я даю нижеследующий ответ, но прошу иметь в виду, что не несу ответственности за достоверность содержания пришедшего Вам письма кипрского богослова. Я пишу то, что пишу, исходя из того, что в письме точно переданы слова, которые были произнесены. 1. Если, как было публично заявлено, «брак – это таинство не в том смысле, что он узаконивает отношения двух людей, а в том, что через него два человека принимаются в церковную общину как супруги» (!!!), тогда – ни много ни мало – у нас нет Таинства Брака! В этом случае мы имеем дело лишь с церковным обрядом, каким, например, является хиротесия пресвитера в эконома или такое относительно новое явление в жизни Церкви, как возведение епископа на новую кафедру, то есть его интронизация в кафедральном храме новой епархии. Зачем вообще нужно Таинство, то есть передача особой Благодати Святого Духа, если единственная цель в том, чтобы два человека были приняты в церковную общину «как супруги»? Для этого было бы достаточно простой бюрократической формальности (например, записи в метрической книге прихода) или, на худой конец, какого-нибудь простого церковного обряда. Но ведь брак совершается через особое моление о ниспослании Духа Святого! Если, как было сказано выше, новый епископ, отец и глава церковной общины, принимается ею не через Таинство, а просто через обряд, то как можно требовать совершения Таинства для того, чтобы ею же (общиной) были приняты «как супруги» два простых верующих человека? Не будет ли это и в самом деле «достойным смеха»? (Необходимо подчеркнуть, что епископ может быть рукоположен не в той епархии, куда его назначают, а в другой, как это бывает и в случае перевода архиереев на другую кафедру или выбора и назначения на кафедру находящихся на покое или титулярных епископов.) 2. Если «брак – это таинство не в том смысле, что он узаконивает отношения двух людей, а в том, что через него два человека принимаются в церковную общину как супруги», то для супругов он не является необходимым. Они уже члены церковной общины как отдельные личности, и какая необходимость в том, чтобы они были приняты в общину вместе и как супруги? Я не говорю, что было бы плохо, если бы произошло и это. Это хорошо, но не необходимо. Что же из этого следует? Просто-напросто «супругам» дается возможность решать, будут ли они официально представлены церковной общине как отдельные лица или как единая супружеская чета... Таким образом, совершение Таинства Брака становится делом добровольным и для самих «супругов»!

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Ещё один ключевой термин – φιλοσοφα, философия, который часто переводится как «любомудрие». Такой перевод в принципе верен, потому что как для святых Отцов, так и для античных философов философия была, в первую очередь, руководством к правильной жизни, «любовью к мудрости», а не оторванным от жизни теоретизированием. При этом главным доводом Отцов здесь был тот, что античные философы, при всём обилии и разнообразии своих учений, не смогли никого сделать «любомудрым», тогда как у христиан даже самый последний простец ведёт жизнь лучшую, чем любой из древних философов. В нашем переводе мы везде переводили φιλοσοφα как «философия», чтобы дать читателю прочувствовать этот фронт полемики святых Отцов. Кроме того, в дореволюционных переводах есть и другие недочёты, не устранённые, к сожалению, в новых отредактированных изданиях, как то: отсутствие унификации в написании имён (например, Дий вместо Зевс), употребление латинских имён вместо греческих (Геркулес, Меркурий), паронимы и прочее. Эти недостатки исправлялись нами по мере сил. При этом представленная здесь редакция не претендует на звание нового перевода (это задача иных масштабов и возможностей); её можно считать лишь адаптацией уже существующего перевода для лучшего понимания читателем смысла полемики святых Отцов с «внешней мудростью». Чтобы помочь читателю лучше понять текст, мы сопроводили его кратким комментарием. Помимо указанных в примечаниях, для перевода и комментария использовались следующие источники и пособия: комментарий Псевдо-Нонна (далее – просто Нонн) на свт. Григория Богослова 4 ; «Греческая патрология» Ж.-П. Миня (PG); издание и французский перевод Слов свт. Григория Богослова в серии «Христианские источники» (Sources chrétiennes, SC); новогреческие переводы в серии «Греческие Отцы Церкви» (λληνες Πατρες τς κκλησας, ΕΠΕ); «Сокровищница греческого языка» (Thesaurus Linguae Graecae, TLG), словари и энциклопедии (древнегреческий словарь И. Х. Дворецкого, древнегреческий словарь Г. Лидделла и Р. Скотта, патристический словарь Дж. Лэмпа, Большой словарь греческого языка «Папирос», «Новая философская энциклопедия» под ред. В. С. Степина, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Российский энциклопедический словарь, БСЭ и другие), а также открытые источники в интернете.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«За пять минут» до епископской хиротонии нареченный во епископа – простой пресвитер, который не может рукополагать клириков; «спустя пять минут» в ходе божественной литургии он уже рукополагает пресвитера и дьякона. Но можно и не углубляться в Божественное и сверхъестественное, то есть в церковные Таинства, и в житейских делах действуют подобные законы. «За пять минут» до подписания договора и приложения печати это не договор, а простая бумажка; «спустя пять минут» – это официальный документ, создающий определенные правовые последствия (права и обязанности). «За пять минут» до подписания завещания оно ничем не отличается от оберточной бумаги; «спустя пять минут» оно определяет судьбу имущества, оценивающегося в сотни миллионов. «За пять минут» до принесения присяги президент – обычный гражданин, не имеющий никакой особенной власти; «спустя пять минут» он может отправить в отставку правительство и распустить парламент… 5 . Если мужчина и женщина могут, не опасаясь греха, иметь плотское общение до брака, в то время как по причине разногласий дело может вообще не дойти до свадьбы (не раз уже обрученные люди расставались, когда уже были разосланы приглашения на свадьбу!), то что из этого выйдет? Наверное, и тот, и другая будут искать новых «супругов». А если и в этом случае повторится все то же самое (плотская связь, ссоры, развод до брака), неужели они всю жизнь будут оставаться безбрачными? Конечно, нет. Оба они снова будут искать очередного сожителя. А если несчастье повторится… в третий раз, что не так уж невероятно, то они вновь выйдут на поиски «супруга». Но чем же такое положение дел отличается от так называемой «свободной любви»? Мы еще можем говорить о браке «во Христе» или мы имеем дело с обычным плотоугодием, или, если хотите, с «бесплатной проституцией»? 6 . А тем временем Церковь официально и недвусмысленно выразила свою точку зрения. И она ясно и категорично заявила, что плотское общение мужчины и женщины «за пять минут» до брака – не простой, а великий грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Кроме того, хотелось бы выяснить, кто же, в конце концов, этот самый «Великий Архитектор Вселенной»? Если Триединый христианский Бог , Отец, Сын и Святой Дух, то, как Его исповедуют буддист или мусульманин (ведь в масонство принимаются последователи различных религий)? Если же это кто-то другой, то, как масоны-христиане могут принимать двух Богов, христианскую Троицу и ВАВ («Великого Архитектора Вселенной»)? Конечно, нас могут спросить: «Разве нельзя, скажем, чтобы общественная организация требовала от своих членов просто веры в Бога, в соответствии с понятиям той религии, которой каждый из них принадлежит?» Безусловно, можно, ответим мы, но при одном условии: вся деятельность этой организации не должна иметь религиозного характера. В масонстве же всё происходит совершенно наоборот: присутствие ВАВ ощущается здесь на каждом шагу. Всё в масонстве делается во славу ВАВ. Всегда и всюду слышится: «Великий Архитектор Вселенной». Даже религии по сравнению с масонством, можно сказать, менее богоцентричны. Достаточно одного взгляда на масонские «Ритуалы»: на обложке, там, где обычно помещаются имя и фамилия автора, написаны первые буквы слов: «Во славу Великого Архитектора Вселенной». Все заседания в ложах начинаются и заканчиваются, согласно ритуалу, словами: «Во славу Великого Архитектора Вселенной». Статья 171 «Общего регламента Мирнейшего Великого Востока Эллады» определяет: «Всякий документ исходящий из ложи должен наверху иметь надписание: В.С.В.С.В. – “Во славу Великого Строителя Вселенной”». То же самое определяет и «Общий регламент Верховного Совета 33-го градуса Греции» (статья 24) относительно «любого документа, диплома или печатного документа, издаваемого Верховным Советом». Даже документы, издаваемые Священным Синодом, чисто религиозной структурой, не несут на себе печати такого... «богопочитания». А тут вдруг оно присутствует в простом этико-философском объединении? В какой другой (нерелигиозной) организации можно встретить подобную теократичность ? Да не обольщаемся – только в религии!

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Совет недоумевающим от Златоуста «Церкви грозят две опасности, пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем». Немногочисленные примеры, в которых архиереи и клир прекращали поминовение священноначалия, всегда были вызваны чрезвычайной крайностью обстоятельств. Например, в обстановке жестоких советских гонений 1920–1930-х и неопределённости с наследованием поста Патриаршего Местоблюстителя некоторая часть Русской Церкви под началом митрополита Кирилла (Смирнова) отказалась подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому). Монастыри Афона после самовольного «снятия» Патриархом Афинагором анафем с католиков в 1965 г. прекращали на некоторый срок возношение его имени за литургией. Тем не менее Афон сегодня продолжает признавать каноническую юрисдикцию над собой Патриарха Варфоломея (Архонтониса), ведущего подчас рискованную экуменическую политику. Риторике ультиматумов большинство святогорского братства предпочитает тон братского вразумления своего Первоиерарха. Не секрет, что для Русской Православной Церкви экуменизм, соглашательство также представляют проблему. Приходят на память размытые формулировки по церковно-дипломатическим и церковно-политическим вопросам, высказывания либерально настроенных священников и отдельных официальных лиц. Естественно не соглашаться с подобными заявлениями и оппонировать им. Однако не меньшее беспокойство вызывают назойливая раскольничья агитация и демарши «непоминающих». Необычайно легкомысленно и опасно отважиться на разрыв с Церковью в условиях, когда допускающие модернистские, расходящиеся с духом Предания сентенции находятся в меньшинстве, а соборный голос Поместной Церкви выражает здравое учение. Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами – А. Р.) не ставьте», говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя. Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.

http://pravoslavie.ru/107304.html

3. Если «брак – это таинство не в том смысле, что он узаконивает отношения двух людей, а в том, что через него два человека принимаются в церковную общину как супруги», то нет совершенно никакой причины для того, чтобы он предшествовал по времени совместной жизни и сожительству супружеской четы, а не был бы заключен на три, пять или десять лет позже. В последнем случае было бы даже два преимущества: во-первых, в случае развода не было бы потери времени и дорогостоящей и болезненной процедуры получения разрешения на развод; а во-вторых, вместо того, чтобы быть официально принятыми в церковную общину как «супружеская чета», они были бы приняты уже как " семья», что было бы еще впечатлительнее и торжественнее... Представьте себе венчание, во время которого супружеская чета при пении «Исайе, ликуй...» ходит вокруг аналоя вместе со своими тремя, четырьмя или даже восемью детьми, одетыми в белые одежды и несущими свечи! Какое прекрасное зрелище! Так зачем же нам спешить с заключением брака? Однако время оставить все эти действительно «достойные смеха пустяки» и посмотреть на вещи более серьезно или, вернее, более церковно и богословски. 4. Итак, природа, сила и достоинство Таинств нашей Церкви и заключаются именно в том, что они прелагают одно в другое, изменяют состояние, преображают события, делают греховное святым, запрещенное – благословенным, земное возносят до Небесного. Действительно, плотская близость мужчины и женщины «за пять минут до» брака – это грех , а «пять минут после» – уже нет. «За пять минут до» благословения иерея на святом престоле находятся лишь обычные хлеб и вино, а «через пять минут (читай – одну секунду) после » – уже сами обоженные Тело и Кровь нашего Господа! «За пять минут до» Крещения оглашенного его приобщение божественной Евхаристии является великим грехом, а «через пять минут после » это приобщение – уже необходимое и святое дело. «За пять минут до» рукоположения во епископа нареченный – еще пресвитер, и не может совершать рукоположение священника, а «через пять минут после», во время Божественной литургии, на которой совершается его собственное рукоположение, он уже сам рукополагает пресвитера и диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан. С какого возраста не нужен крёстный? Согласно документу «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» обязательное наличие крестного предполагается только для детей до 7ми лет. Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против? Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно. архимандрит Епифаний (Феодоропулос) «Восприемник действует по поручению, выступая как доверенное лицо несущего ответственность пастыря. Он представляет его и является его доверенным лицом. Но само собой разумеется, что для любой «доверенности» требуются определенные предпосылки. Недостаточно, чтобы кто-то имел полную правоспособность, чтобы быть назначенным представителем и доверенным лицом того или иного человека в том или ином деле или во всех порученных делах. Мы, разумеется не отрицаем, что и родители имеют право на выбор восприемника, и знаем также, что восприемника почти всегда ищут родители, а не священник (епископ), но подразумевается, что на это дается его молчаливое согласие, что неким образом он дает им разрешение самостоятельно искать кандидатуру его представителя и доверенного лица в деле должного просвещения младенца. Однако это никак не означает, что священник лишается своих прав и должен волей-неволей принять в качестве восприемника (то есть своего доверенного лица) всякого, кого приведут родители, тем более, если тот не отвечает элементарным требованиям для выполнения этой задачи. Пастырь (епископ или священник) имеет полное право сказать родителям: Господа, я не доверяю представлять меня, не доверяю мое дело, за которое я несу огромную ответственность перед Богом, первому встречному только потому, что в его паспорте написано, что он православный христианин . Этого человека я не принимаю, так как он – богохульник. Другого я не принимаю, так как он – пьяница. Третьего я не принимаю, так как он заключил гражданский брак и тем самым на деле отверг одно из Таинств Церкви. Пятого я не принимаю, так как в представлениях о Православной Вере у него царит полный хаос. Шестого я не принимаю, так как он болтун и сквернослов, и т.д. и т.п. Я не могу доверить им замещать меня в деле научения православным догматам и православной нравственности.

http://azbyka.ru/krestnyj

Ваше Святейшество! Говорят, что Вы действуете так для того, чтобы привлечь на свою сторону по-мирски всемогущий Ватикан, противопоставить его союзническую славу и силу турецким угрозам и таким образом поддержать находящийся в опасности и теряющий своё устойчивое положение престол древле царствующего града 16 . Если это действительно так, то Вы заблуждаетесь и трудитесь напрасно. Имеем ли мы, Ваше Святейшество, союзником Бога или нет? Если имеем, тогда «один изгонит тысячу, и двое победят тьмы», тогда «востанут яко волны морския» и турецкая звериная ярость будет пред нами как тонкая паутина, тогда «процветёт и прозябнет и возрадуется пустыня Иорданова» и «скачет хромый яко елень, ясен же будет язык гугнивых», тогда... О, тогда «разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог»! Если же нет, то «к чему уповаем на князи и на сыны человеческия, в них же несть спасения»? Тогда, Ваше Святейшество, к нам скорее применимы слова пророка: «Горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело: и не беша уповающе на Святаго Израилева, и Бога не взыскаша. Тойже премудре наведе на них злая, и слово Его не отринется, и востанет на домы человеков злых и на надежду их тщетную, египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку Свою на ня, и утрудятся помагающии, и вей вкупе погибнут» ( Ис. 31:1–3 ). Ваше Святейшество! Пусть лучше исторический константинопольский престол будет вырван с корнем и пересажен на какой-нибудь пустынный морской островок или даже потоплен в глубинах Босфора, чем будет предпринята попытка даже малейшего уклонения от «золотого пути» отцов, которые в один голос взывают: «снисхождения в делах веры не бывает». Семь светильников Апокалипсиса за наши грехи уже давно погасли. Семь апостольских Церквей, Церквей, удостоившихся высочайшей чести принять через богодухновенного патмосского тайнозрителя написанные именно для них послания с Неба 17 , исчезли с лица земли, и там, где прежде совершалась престрашная Жертва и воспевалась Троическая песнь 18 , теперь, может быть, каркают ночные вороны и бродят дикие ослы.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010