Предисловие переводчика Перед вами перевод цикла статей, посвящённых проблеме «эллинохристианского синтеза». Автор их – выдающийся греческий духовник и писатель архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (1930–1989). Отец Епифаний, почитаемый в Греции как старец, – духовная личность огромного масштаба, крайне одарённый, образованнейший и глубоко церковный человек, а также плодовитый писатель, с которым мало кто может сравниться по верности церковному Преданию, богословским познаниям, ясности и точности выражения мыслей, остроумию и неопровержимости аргументации. Всё это заставило современников называть о. Епифания « Василием Великим XX века» – эпитетом, с которым, надеемся, согласится и наш читатель после прочтения этой и других книг дорогого геронды. Цикл статей «Об эллинохристианских синтезах» был опубликован о. Епифанием на страницах периодического издания «Три святителя» (Ο Τρες ερρχαι) в начале его священнического пути, в 1958–1962 гг., в качестве полемики с популярной в то время теорией об «эллинохристианской культуре». Суть этой теории заключается в том, что в раннехристианскую эпоху греко-античные («эллинские») и христианские элементы сочетались, смешались, соединились, образовав некую новую реальность, «эллинохристианскую культуру» 1 , а сам факт этого сочетания получил название «эллинохристианского синтеза», причём его основоположниками, «невестоводителями» и «мистагогами» (тайноводцами) были названы святые Отцы Церкви. Немногими краткими, но неопровержимыми аргументами и ссылками на святых Отцов, тех самых «тайноводцев», о. Епифаний показывает всю несостоятельность этой теории. Сегодня в определённых кругах христиан-интеллектуалов и богословов считается необходимым синтезировать элементы православного богословия и светской внешней культуры, чтобы сделать слово Церкви более слышимым и убедительным. Существует отдельное богословское направление – контекстуальное богословие, главный принцип которого заключается в том, что современное богословие должно выражаться в терминах конкретной культурной среды и конкретного времени, то есть в современном культурном и социально-политическом контексте. Считается, например, что православное богословие не может формулироваться вне экуменических рамок. Этот принцип проникает и в чисто богословские вопросы, когда, например, западный персонализм претендует на центральное место в православной триадологии. Ещё одна распространённая сегодня тенденция – некритически принимать все современные естественно-научные теории, пытаясь перетолковать в их ключе священные тексты Церкви. Всё это выдаётся за синтез современной культуры и христианского богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ О ПОСЛУШАНИИ Недоверие к себе и спасение Если мы хотим спастись, никогда не будем доверять себе. Послушание и логика На службе у послушания должно находиться сердце, а не логика. Не думайте: «Отец Епифаний сказал так, но имел в виду совсем иное, или же он сказал неверно». Рассуждая так, вы даете в себе место лукавому. Добродетель послушания только тогда имеет цену, когда мы ради нее делаем нечто противоречащее нашей логике. Если же послушание отвечает нашим собственным намерениям, то это уже будет не послушание, а согласие. И в этом случае было бы странно, если бы кто-нибудь проявил непослушание. Послушание христианское и коммунистическое – Геронда, чем отличается послушание коммуниста своей партии от послушания христианина своему духовнику? – Послушание христианина несет ему освобождение от страстей. Предоставь Богу руководить тобой Совет одному юноше, который самоуверенно составил план своей помощи Церкви и хотел знать, есть ли воля Божия на то, чтобы осуществить его: – Дитя мое, не доверяй своей логике. Предоставь Богу руководить тобой. Если человек стремится исполнить волю Божию, то Бог найдет возможность открыть ему Свою волю. Бог не имеет в нас нужды. Он заботится о Своей Церкви и может из камней сделать людей, которые поведут Его народ. Умиление и послушание Некий послушник, преуспев в послушании отцу Епифанию, часто испытывал на молитве сильное умиление. Оно не покидало его даже в пути, когда он творил Иисусову молитву. Однажды по действию диавола он проявил непослушание батюшке и отправился на Святую Гору Афон, чтобы узнать, кто был прав в том, что произошло. Естественно, умиления на молитве он уже не испытывал. На Святой Горе Старец, разумеется, указал на его ошибку, посоветовав ему вернуться назад и попросить прощения у отца Епифания. По дороге послушник говорил себе: – Приду, поклонюсь батюшке и попрошу у него прощения за те переживания, которые я ему причинил. И прежде чем он осуществил это намерение, Господь посетил его на пути и вновь даровал утраченное умиление. Посмертное послушание

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Часть первая Открытое письмо ко всечестной иерархии 1 Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства! 2 Известно, что настоящий журнал, так же как и всё братство во имя Трёх Святителей, является выразителем традиционных церковных взглядов. Как и следовало ожидать, журнал неоднократно выступал против участия православных представителей, а в особенности клириков, в номинально вселенских, в действительности же всепротестантских 3 , Советах Церквей. Мы выступили с протестом, потому что были убеждены в том, что подобное участие не принесёт нашей Церкви ничего доброго, но, скорее, напротив – один лишь вред. Мы не могли понять, что побудило представителей Элладской Церкви участвовать в этих собраниях? Может быть, подготовка почвы и создание предпосылок, пусть даже самых минимальных, для будущего объединения? Но такое оправдание было бы, по меньшей мере, забавным. Возможно ли существование хотя бы самой слабой надежды на объединение, когда протестантизм, раздробленный на различные группы числом чуть менее двухсот, не может решить проблему собственного единства? Возможно ли существование хотя бы самой слабой надежды на объединение, когда с течением времени число этих исповеданий не только не уменьшается, но, напротив, увеличивается? Если в несчастном протестантизме когда-нибудь и повеет духом единства, тогда естественным будет осуществление и констатация этого единства сначала в его собственных недрах и после этого – стремление уже к ещё большему единству. И если мы когда-нибудь увидим, что в протестантизме появилось единомыслие, и он стал составлять одно исповедание, то тогда любое наше действие, направленное на достижение единства, будет иметь смысл. Единство в самом протестантизме явится неопровержимым аргументом, доказывающим искренность его расположения к объе­динению с другими христианскими конфессиями. Но до этого времени многоглавому протестантизму, бесполезно стремящемуся к единству, нужно давать лишь один ответ: «Врачу, исцелися сам». Что же сверх этого, то от лукавого...

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Православие 14.09.2010 Мне вспоминается из тех лет еще одна сценка: ...праздник Введения во Храм в одном из наиболее популярных среди столичной интеллигенции приходов в самом центре Москвы, чуть не половина молящихся - молодые люди, немало еврейских лиц, но и прочие по большей части явно пришли к вере сами, во взрослом возрасте; и перед такими-то слушателями влиятельный иерарх толкует в хорошо построенной проповеди, что-де все вы, братья и сестры, были принесены во храм в должный день после рождения вашими благочестивыми родителями... Поскольку проповедующий никак не был человеком тупым, такую проповедь невозможно понять иначе, как совершенно сознательный отказ от реальности в пользу условного, искусственного мира... 20.08.2010 Епифаний Феодоропулос - до сих пор является одним из ведущих богословов Элладской Церкви. В России он совершенно неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе и канонической трезвости... - www.isihazm.ru Легендарный «диалог любви» с католиками бла­гополучно завершился, и мы наконец... приступили к «богословскому диалогу»! Но возможно ли отде­лить любовь от богословия, которое и есть свиде­тельство истины? Может ли существовать диалог любви без истины, или диалог истины без любви! Бог есть и любовь (1 Ин. 4, 8) и истина (Ин. 14, 6). Итак, как же мы можем отделить любовь от ис­тины? 16.08.2010 Мы должны хорошо понимать, что папизм защищает и будет защищать главным образом первенство и непогрешимость! Это самое уязвимое и болезненное место. Во всём же остальном (может быть, не исключая и Filioque) католики демонстриру ют большую терпимость и снисходительность... 10.08.2010 Лозунг «Православие или смерть» весьма популярен в современном православном мире. Тем не менее, чаще всего в эти понятия вкладывается разный смысл. А что если взглянуть на лозунг «Православие или смерть» с точки зрения афонских монахов? 08.08.2010 Жил себе человек и все ему говорили: «Не спеши, еще успеешь! У тебя все впереди!» Так он и жил, не торопился – зачем спешить, если все впереди? Но как-то все глянули, а у него давно уже все позади...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=34&pid=8

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос Не на сан обращай внимание, а постарайся узнать дела его...     Епифаний Феодоропулос       Не на сан обращай   внимание, а  постарайся   узнать дела его     Брат, если видишь, что имеет кто богоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечён ли он в овечью шкуру, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли...     Публикуется впервые Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – один из знаменитых проповедников и апологетов Элладской Православной Церкви ХХ века. Епифаний Феодоропулос интересен как величайший богослов Элладской Церкви и вообще как человек. Обратите внимание, насколько благородно он ведет полемику.  - Гора Афон     Ты пишешь, что я «примиренческий против­ник и, безусловно, моим следующим шагом будет продажа (выделено нами —   Гора Афон ) отстаиваемых мною сегодня ценностей ради некоторого внимания сильных мира сего».   Я не знал, что приняв мона­шеский постриг, ты получил и дар пророчества (или, по крайней мере, прозорливости). Иначе как бы ты предугадал с такой точностью мой следую­щий шаг?   Дорогой отец Феодорит! Как старший по возрасту и как священник (хоть и недостойный, но священник) Господень, я хочу дать тебе один совет:   Обрати внимание на себя!     Дойдём ли мы, я или кто-либо ещё, завтра до «продажи ценностей или же станем мучениками за веру, — знает только Все­ведущий Господь.   Меня нисколько не задевают твои оскорбления, но меня огорчает свойственная тебе самоуверенность. «Не гордись, но бойся».   Бойся, чтобы твоя самонадеянность не была посрамлена, как случилось с апостолом Петром. Оставь свои пророчества о безусловном следующем шаге к пре­дательству того или другого человека и стяжи сми­ренномудрие.   Если Благодать Господня покинет меня по причине множества моих прегрешений, я, возможно, перейду даже не в католичество, а в идо­лопоклонничество. Вспоминая одного из сорока мучеников , трепещу. (   Сорок мучеников Севастийских Гора Афон )  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=759

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Святая Гора Афон: старый и новый стиль Святая Гора Афон: старый и новый стиль Мы получили такое содержательное письмо и хотели бы пояснить, что на Афоне нет сторонников нового стиля. Мы на Святой Горе храним старый стиль, несмотря на то, что Элладская Церковь перешла на новый. Мы учим не осуждать Церковь, если она не нарушает догматических канонов. Почему так нужно, мы не знаем. Мы просто живем в Традиции, родились в Ней и выросли, и она нас учит так поступать. А суд мы оставляем мирянам. Нас это не касается. Наш портал показывает - что такое живая традиция Афона. Такова наша позиция по этому вопроосу. Письмо: Конечно распространение святоотеческих поучений дело благое, но очень смущает то обстоятельство, что о новостильном расколе и старостильном движении практически ничего не пишется или выкладываются сочинения лишь сторонников новостилия, например о. Епифания Феодоропулоса. Например у нас никто практически не знает, что один из лидеров " старостильников " Матфей (Карпафакис) до раскола был известным афонским подвижником, очень успешно миссионерствовал в Аттике, был близко знаком со св. Нектарием Эгинским, тот даже ему свою палицу подарил и вообще еп. Матфей был святой жизни, а когда открыли его могилу, то его мощи оказались нетленными и мироточивыми.   Ему часто ставят в упрек, что он совершил единоличные хиротонии епископов, хотя такое часто было во время гонений в истории Церкви, например свт. Иоанн Златоуст рукополагал  и другие святые отцы, даже есть правила разрешающие это во время гонений. Тем более многие старцы тогда встали на сторону " старостильников " (у нас разумеется неизвестные - якобы " раскольники " ), тот же Иосиф Исихаст сначало был в одном синоде " старостильников " , потом какой-то голос сказал ему идти в другой, а потом вдруг сказал, что Церковь вообще у Константинопольского Патриарха-еретика (кто хоть немного читал о прелести может понять, что Бог не может так самому себе противоречить, но старец Иосиф почему-то поверил).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1377

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Епифаний Феодоропулос Благодать и суд Епифаний Феодоропулос     Благодать и суд  Перевод иром. Агафангела           Афины, 23 ноября 1969 года Его Преподобию, монаху Феодориту (Мавросу), богослову, Святая Гора Афон     Возлюбленному отцу Феодориту, всегда о Госпо­де радоваться.     Я узнал о твоём письме на пятидесяти страницах от 22. 09. 1969, с которого было снято много копий, адресованном некоему отцу Нестору. В этом письме ты отвечаешь на предыдущее моё послание свято-горскому монаху. Меня сильно, во-первых, огорчи­ла смысловая путаница, видная невооружённым глазом, а во-вторых, расстроило пристрастное ко мне отношение. Разумеется, я не буду тебе подра­жать в этом, однако считаю невозможным для себя оставить без ответа твоё письмо. Вот что я хочу на­писать, следуя очерёдности твоих ответов и стара­ясь избегать многословия и повторений:   1. Ты пишешь: «С чего взял (отец Епифаний -Е. Ф.), что в догматических вопросах есть времен­ные границы ожидания и что не стоит сразу же на­чинать противодействие, а прерывать общение лишь после извержения из сана и удаления из Церкви еретиков?» (стр. 3). Далее ты пространно пишешь о том, что в вопросах догматов никогда не было мес­та икономии, и приходишь к следующему выводу: «Наша Церковь никогда не допускала икономии в области догматов и благочестия» (стр. 4).   Дорогой мой, ты смешиваешь все понятия без разбора.   Признание Церковью, по икономии, ка­кого-либо инородного Ей учения и включение его в догматику как истинного — это одно, и совсем другое — проявление терпимости к людям, кото­рые, заблуждаясь в вопросах веры, проповедуют еретические учения. Первое — немыслимо, никог­да не имело места в прошлом и невозможно в бу­дущем, поскольку Церковь есть «столп и утверж­дение а не собрание заблуждений и ересей.   Что же касается второго, то есть проявле­ния терпимости к людям заблуждающимся, то та­кое случалось часто. Ты спрашиваешь: «Из каких источников я черпаю информацию об этом?» Из церковной истории, любезнейший! Исследуй её хорошенько, и ты увидишь, признаёт Церковь или нет «временные границы ожидания». Является ли неправдой отмеченный в моём «Эпистолярном трактате» факт, что Церковь, из икономии, столе­тиями терпела еретичествующих латинян? Есть даже примеры того, что эта терпимость не ограни­чивалась рамками, но выказывалась постоянно неограниченной.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=218

Диалог с атеистом Архимандрит Епифаний / Архимандрит Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – один из знаменитых проповедников и апологетов Элладской Православной Церкви ХХ века. На русском языке читателям уже известны его книги «Две крайности: экуменизм и зилотство» (М., 2006), «Масонство в свете истины» (М., 2009) и «Церковь о добрачных связях и абортах» (М., 2004). Между тем среди полемического наследия отца Епифания есть и запись диалога с одним молодым атеистом, которая позволяет узнать, как отвечал на вызовы атеистической идеологии этот выдающийся греческий апологет. Однажды утром архимандрит Епифаний разговаривал с тремя гостями у себя дома. Один из них был атеистом и коммунистом. В это время пришел еще посетитель, который сообщил, что все Афины обклеены фотографиями Мао Цзе Дуна с надписью: «Слава великому Мао!». Это был день, когда китайский диктатор умер. Отец Епифаний сказал тогда: Вот как обстоят дела, чада. Атеистов не существует. Есть лишь идолопоклонники, которые удаляют с престола своего сердца Христа и на Его место водворяют своих кумиров. Они говорят: «Слава великому Мао!» Выбирай, кого ты предпочитаешь. Атеист : Вы тоже, старче, выбираете свой наркотик. Единственная разница в том, что вы называете его Христом, а другие называют Аллахом, Буддой и так далее. Отец Епифаний : Чадо мое, Христос не наркотик. Христос есть Создатель Вселенной. Он единственный премудро управляет всем – от множества беспредельных галактик до мельчайших частиц микромира. Он дал жизнь всем нам. Он Тот, Кто привел тебя в этот мир и подарил тебе так много свободы, что ты можешь сомневаться в Нем и даже отвергать Его. Атеист : Старче, ваше право – верить во все эти вещи. Но они от этого не становятся истиной. У вас есть какие-нибудь доказательства? Отец Епифаний : Ты думаешь, что это всего лишь сказка, не так ли? Атеист : Конечно. Отец Епифаний : А у тебя есть доказательства, что это лишь сказка? Можешь ли ты доказать, что то, во что я верю, – ложь? Так как атеист в затруднении молчал, отец Епифаний продолжил: Ты ничего не ответил, потому что у тебя нет никаких доказательств. Это означает, что ты веришь в то, что это сказки. Я говорил тебе как верующий, когда ссылался на Бога; ты же, хотя отвергаешь мою веру, по сути веришь в свое безверие, что очевидно после того, как ты не смог привести доказательств. Однако я должен сказать тебе, что моя вера не есть нечто спонтанное; имеются определенные сверхъестественные события, на которых она основана.

http://pravoslavie.ru/41658.html

Архимандрит Андрей (Конанос): Чтобы стать Божиим, нужно быть естественным А не убирать икону из спальни и еду со стола 12 мая, 2017 А не убирать икону из спальни и еду со стола Почему не надо разделять свою жизнь на духовную и бездуховную, размышляет архимандрит Андрей (Конанос). Она решила убрать икону из супружеской спальни Архимандрит Андрей (Конанос) Как-то на исповедь к архимандриту Епифанию (Феодоропулосу) пришла молодая женщина, недавно вышедшая замуж. Она рассказала, что раньше в ее комнате всегда находилась икона Спасителя, а после замужества она убрала ее оттуда. «Мне кажется, что теперь, когда я живу с мужем, – сказала она отцу Епифанию, – нехорошо, если в нашей спальне будет находиться икона Спасителя». – «Почему ты так думаешь?» – спросил ее старец. А надо сказать, что и эта женщина, и ее супруг ходили на все службы, строго постились – в общем, были церковными людьми. Но при этом женщине казалось, что быть православным означает быть бесстрастным. И что любые радости и наслаждения, дарованные Богом, в том числе и «законные» наслаждения, – под запретом. Поэтому после свадьбы ее начали терзать угрызения совести, и она решила, что Христу не место в супружеской спальне. А отец Епифаний – кстати, очень строгий духовник в вопросах веры и канонов, – сказал ей: – Это – духовная прелесть. Ты впала в прелесть. Верни икону на место. И если ты считаешь грехом то, что делаешь, – тогда прекрати это делать. А если понимаешь, что это благословение и дар от Бога, то помни, что посреди вас – Христос, и твои действия не являются ни грехом, ни блудом, ни развратом. Ты – законная супруга своего мужа. Часто мы, будучи православными, начинаем самоугрызаться по тому или иному поводу, и чувство вины буквально душит нас. А Церковь говорит нам: «Чадо, успокойся. Господь прощает тебя. Он тебя любит и дает возможность посмотреть на всё другими глазами, с благодарностью и признательностью Богу. Вместо того, чтобы постоянно истязать себя, прославляй Господа». Почему батюшка покупает еду, а не молится?

http://pravmir.ru/arhimandrit-andrey-kon...

Икона «Похвала Пресвятой Богородице». Фото: mon-paisiy.ru В данной статье мы разберем некоторые моменты, которые помогут читателю по-новому взглянуть на знакомый, казалось бы, текст . В этом нам поможет толкование архимандрита Епифания (Феодоропулоса) , а также обращение к греческому тексту. В данной статье мы постараемся не повторять то, что уже было сказано до нас разными комментаторами, но указать на некоторые важные моменты, которые не были учтены ранее, в том числе переводчиками акафиста на русский язык. Начнем с рефрена «радуйся, Невесто Неневестная» (χαρε, Νμφη νμφευτε). Если понимать это выражение при современном значении слова «невеста», то оно ни о чем нам не говорит, ведь невестой мы называем «девушку или женщину, вступающую в брак» (Толковый словарь Ушакова). Согласно наиболее вероятной этимологии, «невеста» происходит от соединения отрицательной приставки «не» и «веста» - «знакомая, известная». Таким образом, «невеста» - «незнакомая, неизвестная». Но что тогда значит «неневестная» - слово с двойным отрицанием? Этот вопрос можно решить только обращением к греческому оригиналу. Дело в том, что греческое νμφη может означать, помимо прочего, не только невесту, но и вообще женщину, недавно вступившую в брак, т. е. новобрачную. Русское слово «невеста» как раз исключает такое понятие: «невестой» можно быть только до брака. Заглянем также в церковнославянский словарь свящ. Г. Дьяченко. Там указано, что невеста имеет следующие значения: 1. женщина, сговоренная (сосватанная) замуж; 2. молодая девица; 3. невестка или сноха; 4. Церковь Христова (с. 341). Но также она имеет «общее значение жены» (там же, с. 1056). Итак, слово «невеста» является в данном случае паронимом , так как, будучи переводом греческого νμφη, включает в себя оба понятия (невеста и новобрачная), в отличие от современного русского «невеста». Соответственно, νμφευτος (неневестная) означает «не состоявшая в браке, не познавшая брака». «Невеста Неневестная» означает «новобрачная, не познавшая брака»

http://pravoslavie.ru/159686.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010