Когда юноша рассказал о своей скорби другу, духовному чаду Старца, тот посоветовал ему поговорить с отцом Епифанием. Но молодой человек из-за недоверия к неженатым клирикам не хотел обращаться к нему. В конце концов, после бесчисленных колебаний, все-таки отправился к батюшке. Отец Епифаний высказался в пользу их брака и дал юноше несколько советов. Однако, видя, что эта давняя история может омрачать их супружескую жизнь, батюшка рассказал о возникшей проблеме одной верующей женщине, гинекологу, не называя имен. Врач, обследовав девушку и убедившись, что она невинна, позвонила батюшке, а он, со своей стороны, успокоил молодых. Таким образом, эта проблема при участии целибатного клирика была решена, и это послужило к вразумлению молодого человека. И плотскую любовь Бог «эгоистичен», Он требует от нас любви. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» ( Мф. 10, 37 ). Итак, не потребует ли Он, чтобы мы принесли Ему в жертву и плотскую любовь? Внимание и молитва Больше молитесь о том, чтобы Бог сохранил вас от блудной брани. Этот грех входит, как река, а выходит по каплям. Нужно всегда и везде быть внимательным. И я, даже в моем возрасте, подвергался бы падениям, если бы на исповеди не соблюдал дистанцию и не держался с надлежащей строгостью. Благодать Божия нас поддерживает. Но если мы ослабим над собой контроль, то – горе нам! Чтобы найти хорошего жениха или невесту, надо положить много поклонов. Права и обязанности У неженатого человека есть равное количество как прав, так и обязанностей. После женитьбы прав у него становится меньше, а обязанностей больше. Когда же пойдут дети, тогда он уже полностью лишается всяких прав и у него остаются одни лишь обязанности. Я не дурак Один молодой человек, духовное чадо отца Епифания, познакомившись с замужней женщиной, по легкомыслию попал в ее сети. Мать этой женщины всячески поддерживала новое знакомство. Узнав, что отец Епифаний – духовник молодого человека и тот во всем слушается батюшку, она пришла к нему в храм Трех Святителей. От своего духовного сына батюшка уже знал о случившемся. Лицемерно-притворным тоном, которым ей хотелось показать уважение к Старцу и подчеркнуть свою тревогу за судьбу дочери, пожилая женщина стала рассказывать, что у нее хорошая, ангелоподобная дочь, которой не повезло, так как она вышла замуж за плохого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«Не якоже аз хощу» К каждому нашему прошению будем добавлять: «...не якоже аз хощу, но якоже Ты» ( Мф. 26, 39 ). Эти слова излишни только в одном случае, когда мы молимся о своем спасении, так как Бог «всем человекам хощет спастися и в разум истины прийти» ( 1Тим. 2, 4 ). Молитва и внимание Когда творите Иисусову молитву, вникайте в каждое произносимое вами слово. Работа и молитва Во время работы позволительно, и даже необходимо, молиться. Но во время молитвы ничем другим заниматься нельзя. Доказательство существования бесов Любой человек может часами сосредоточенно обдумывать свои проблемы. Раньше, когда не было калькуляторов, бухгалтеры трудились по восемь часов, часто без перерыва, и ничто, даже работающие рядом отбойные молотки, не рассеивало их внимания. То же самое бывает со школьниками и студентами, когда они готовятся к занятиям. Но как только человек встанет на молитву, все трудности, с которыми он сталкивается в семье, на работе, начинают притягивать к себе его внимание. Это и служит доказательством существования диавола. Молитва его попаляет, поэтому он всеми силами и восстает против нее. Никогда не оставляйте молитву – Геронда, – сказали батюшке супруги, работающие на предприятии, – когда мы вечером, усталые, возвращаемся с работы, у нас уже нет никакого желания молиться. – Но вы же не теряете аппетит? Какими бы усталыми вы ни были, вы никогда не отказываетесь от ужина. Точно так же, и даже больше, мы должны заботиться о пище для души. Этой пищей является общение с Богом. Никогда не оставляйте молитву. Молитесь перед едой и после еды, утром, днем, вечером. Особое внимание обратите на чтение повечерия. Какими бы занятыми или уставшими вы ни были, не опускайте его. Это ваша жертва и, в первую очередь, выражение вашей любви. Так, когда поздней ночью вам звонит по телефону близкий человек, вы, забыв о своей усталости, можете часами говорить с ним. И ничуть не негодуете на него из-за позднего звонка, но, напротив, вы счастливы, разве не так? Побуждение к молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Никому и в голову не пришло возразить мальчику. Его слово было законом. В другой раз Феодоропулосам сообщили, что их наемный рабочий приторговывает из урожая владельцев, оставляя выручку себе. Рабочего пригласили в дом и строго предупредили, чтобы подобного больше не повторялось. Случайно услышав этот разговор, Этеоклис немедленно вмешался: – С сегодняшнего дня, господин N, кроме зарплаты, Вы будете брать на продажу половину урожая, а вырученные за него деньги оставлять себе. С тех пор его дом стал помогать этому человеку, трудившемуся ради своих бедных многодетных родственников. Оригинальный обогрев Дитя мое, – говорила Этеоклису тетушка, когда тот был школьником, – ты читаешь допоздна, и огонь в печке гаснет. Разбуди меня, я снова растоплю печь, чтобы ты не замерз. – Я придумал одну хитрость, и теперь у меня нет проблемы с обогревом, – ответил он. – Что ты делаешь? Растапливаешь печку сам? – Нет. Когда печь гаснет, а мне еще много остается прочитать, я поступаю так: выхожу во двор и гуляю там, пока не привыкну к ночному холоду. Вернувшись в дом, чувствую, что в комнате еще достаточно тепло, и продолжаю читать. Когда же вновь замерзаю или меня начинает клонить в сон, опять выхожу на улицу, и так несколько раз за ночь. Осведомленность Уже в старших классах Этеоклис читал роман Пападиамантиса 3 «Женщина-убийца». Тетушка в ужасе сказала ему: – Дитя мое, что за книги ты читаешь? Я немного прочла и ужаснулась. Ну и ну! – Послушайте, тетушка, – ответил он. – Я буду делателем Евангелия и должен читать то, что читают другие. Чтобы беседовать с людьми и отвечать на их вопросы, мне нужно это знать. Посредник Кроме того, что Этеоклис был отличником, он имел, по свидетельствам одноклассников, замечательный характер и ему полностью доверяли как преподаватели, так и учащиеся. Он был между ними неким связующим звеном. Каждый раз своей неотразимой аргументацией он убеждал одноклассников в правильности тех или иных шагов, а затем, объявляя об этом на собрании преподавателей, лично ручался за школьников. Характерны слова преподавателей и учащихся: «Это сказал Этеоклис!» «С мясом покончено!»

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Однажды, отправляясь в школу, Этеоклис сказал тете Александре: – С сегодняшнего дня с мясом покончено! Приготовьте мне, пожалуйста, на обед что-нибудь другое. Не придав большого значения его словам и посчитав их мимолетным чудачеством, тетушка приготовила ему котлеты, которые, нужно заметить, он очень любил. Когда в обед Этеоклис вернулся домой и увидел котлеты, он спросил: – Разве я не предупредил Вас, тетушка, что с сегодняшнего дня прекращаю есть мясо? – Дитя мое, я подумала, не поджарить ли котлеты, поскольку есть фарш. Поешь сегодня, а с завтрашнего дня покончишь с мясом. – Нет, тетушка! Когда мы что-то обещаем, то должны держать свое слово. Он не прикоснулся к котлетам и с того дня навсегда отказался от мяса. Воскресный день и уроки Будучи школьником и студентом, он никогда в воскресный день не делал уроки, даже в этом исполняя заповедь Божию: «...шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» ( Исх. 20, 9,10 ). Делиться последним Как-то, будучи студентом, Этеоклис отдал деньги, на которые собирался поужинать, какому-то нищему. Когда он по секрету рассказал об этом своему другу, то заметил: – Да, друг мой, никогда в жизни я не спал так хорошо. Из его письма к духовнику от 14 апреля 1956 года: «На мне тяжким бременем лежит забота о двух очень бедных студентах, что выше моих сил. Всю трудность этого знает лишь Тот, Кто испытует сердца и утробы. Он знает, что, когда у меня с утра бывает достаточно денег, большую часть их я раздаю и возвращаюсь домой пешком, потому что нечем заплатить за проезд». Никого не соблазнить Однажды в бытность свою студентом он ехал с отцом в Каламу. Тогда Этеоклис только что вышел из больницы. Была пятница. Отец сказал ему: – Съешь, дитя мое, немного сыра и не переживай из-за этого, ведь ты же болен. – Нет, отец, – ответил он. – Людям, которые на меня смотрят, неизвестно, что я болен. Может быть, некоторые из них знают, что я студент богословского факультета, кандидат в клирики, и это послужит для них соблазном.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Он: Как это? Я: Послушай, ты стал жертвой искусных пропа­гандистов: старостильники до хрипоты в голосе кри­чат, что даже одна совместная молитва с патриархом и его единомышленниками делает нас подобными им, даже если мы думаем иначе, чем проповедуют они. Но если бы они были хоть немного последовательны в этом своём утверждении! Но где там, последова­тельны! Побывай, дорогой мой, в монастырях старостильников, прежде всего в Лаковриси, в Аттике.   Там ты увидишь автомобили, из которых выходят ново-сттильники, приехавшие сюда помолиться на ли­тургии. (Я слышал даже, что в воскресные дни но-востильников на службу съезжается намного больше, чем старостильников!) Даже в журнале, издаваемом монастырём, напоминается паломникам, желающим помолиться в обители, чтобы они были благопристой­но одеты и неприлично одетые люди в обитель не приходили. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам и детям. Ни слова не сказано о том, что­бы не приезжали новостильники. Нет!   Единственная просьба — не приезжать в неподобающей одежде. Ес­ли просьба выполняется, вас больше ни о чём не спросят. Если просьба выполняется, то новостильни-ков радушно принимают для совместной молитвы и участия в богослужении. Мне известно немало случа­ев, когда старостильные священники, без всяких ог­раничений, допускали новостильников к Таинству Исповеди и даже к Божественному Причащению. То есть Таинства (Исповеди и Причащения) преподава­лись лицам, которых в другое время лидеры старос­тильников характеризовали как далеко отстоящих от истины и спасения, поскольку те принадлежат Эллад­ской Церкви, имеющей общение с патриархом. Полу­чается чудовищная неразбериха!     Итак, поскольку твои единомышленники участ­вуют в совместных молениях и общаются с нами, молящимися и имеющими общение с патриархом, ты, следовательно, имеешь опосредованное общение с последним! Так что же ты выиграл? Ты не толь­ко не избежал опосредованного общения с экуме­нистами, но оказался в непосредственном общении с еретиками другого рода...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=178

Сноски и примечания о. Епифания помечены инициалами а. Е.; остальные принадлежат переводчику. В качестве приложения в настоящий перевод включена также глава соответствующей тематики из книги архим. Епифания (Феодоропулоса) «Христу Богу предадим»: πιφνιος (Θεοδωρπουλος), ρχιμ. Χριστ τ Θε παραθμεθα. Τροιζνα: ερν συχαστριον Κεχαριτωμνης Θεοτκου, 2004 4 . Σ. 135–142. М. А. Вишняк Сокращения SC Sources chrétiennes. Paris: Éditions du Cerf, 1940–. «Эллинохристианская культура» и Василий Великий Досточтимый г-н главный редактор! Передо мной лежит текст уважаемого и дорогого моего учителя, г-на Панайотиса И. Брациотиса 5 , посвящённый защите и воспеванию «эллинохристианской культуры» (см. газету «Эллинохристианское воспитание» (λληνοχριστιανικ γωγ) за март-апрель 1958 г.). Моё смирение, конечно, не обладает и одной тысячной эрудиции г-на профессора и многих других поборников сочетания эллинизма и христианства и смешения эллинских и христианских элементов в некое новое образование («эллинохристианскую культуру»), но это не означает, что я не могу иметь недоумений на этот счёт. К сожалению, несмотря на всё доброе желание, с которым я изучал и изучаю периодически появляющиеся тексты последователей этой теории, я не смог убедиться, что действительно произошло (или что даже было бы возможным) таковое сочетание и смешение. Как моё смирение, так и многие другие видят между эллинизмом и христианством не сродство и сочетание, но пропасти и бездны. Второе, как мы полагаем, есть отрицание и осуждение сущности первого. Христианство с эллинизмом имеет почти столько же общего, сколько оно имеет общего со всеми народами. И это потому, что некоторые элементы христианства (как, например, богопочитание) являются общечеловеческими . Сверх этого, какое действительное сродство мы можем найти между ними? Какой конкретный элемент (существенный, разумеется) христианство приняло от эллинизма? И по какой причине не самодостаточно понятие «христианство», когда христианство имеет в себе и из себя все здравые и хорошие элементы эллинизма (которых ничтожно мало), но вместе с тем имеет и бесконечно многие иные, божественнейшие и превосходнейшие, о которых эллинизм не мог и помыслить? Да простят мне это высказывание, но я считаю, что синтез эллинских и христианских элементов может произойти только через духовную алхимию. Этот синтез, такое сочетание кажется мне странным и незаконным, а лучше сказать, противоестественным. Если мы заблуждаемся, то пусть нас просветят.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«А это (христианское), конечно, намного уважительнее, нежели ненасытность мудреца и законодателя Солона, которую Крез обличил лидийским золотом, нежели любовь Сократа к красоте (стыжусь сказать – педерастия, хотя она прикрывается приличным наименованием), нежели Платоново лакомство в Сицилии, за которое философ продан и не выкуплен ни одним из учеников, даже никем из эллинов... и философия Эпикура, не признающая никакого блага выше удовольствия...» (Ibid. Col. 593 и далее) . А в своем похвальном слове Афанасию Великому он говорит, что Афанасий «рано был напоен Божественными правилами и уроками, употребив немного времени на изучение наук общеобразовательных, с тем только, чтобы и в этом не казаться совершенно неопытным и не знающим того, что почитал достойным презрения. Он не потерпел, чтобы благородные и обильные дарования души упражнялись в предметах суетных; не захотел подвергнуться участи неопытных борцов, которые, поражая чаще воздух, нежели противников, не достигают наград» (PG. 35. Col. 1088). И в 25-м своем Слове он много говорит против «внешней философии (любомудрия)» и в § 4 характеризует ее как «под видом и личиной любомудрия играющую тенями истины» (Ibid. Col. 1204). В своем 11-м письме, адресованном Григорию Нисскому, он называет книги внешней мудрости «солеными и негодными для питья» и обличает своего одноименного друга в том, что он занимается ими и оставил «священные и напояющие» книги, то есть Священное Писание. Он призывает его «одуматься, наконец, и прийти в себя» (PG. 37. Col. 41), что тот и сделал. Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) А прп. Иоанн Дамаскин, хотя и пишет в «Точном изложении православной веры» эту в высшей степени невинную вещь: «Если же мы могли бы извлечь что-то полезное и из внешних [писаний], то и это не запретно» (PG. 94. Col. 1177) , – тем не менее не только в начале своей книги «О ересях» (PG. 94. Col. 680 и далее) причисляет к ересям эллинские философские системы, но и в своем 2-м Слове о святых иконах говорит, что мы обнимаем и приветствуем учение «всего Ветхого и Нового Завета и слова святых и превосходных отцов. Постыдное же, и отвратительное, и нечистое писание проклятых: и манихеев, и эллинов, и остальных ересей, как содержащее то, что ложно и суетно, и как выдуманное для славы диавола и его демонов и для их радости, отвергаем с презрением и бросаем от себя прочь, хотя бы оно и заключало [в себе] имя Божие» (PG. 94. Col. 1293).

http://pravoslavie.ru/120750.html

2 . Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то он не обязателен для супругов. Раз они уже являются членами церковной общины как частные лица, по отдельности, что за необходимость принимать их вместе «как супругов»? Я не говорю, что это плохо. Это хорошо, но в этом нет необходимости. В таком случае решение о том, будут ли супруги «официально числиться» в церковной общине по отдельности или как «супружеский союз», оставляется на их собственный суд… Таким образом, совершение Таинства брака зависит от выбора самих супругов! 3 . Если «Брак является таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги», то нет никакой причины связывать его по времени с совместной жизнью супругов, а не совершать через 3, 5 или 10 лет. Последний случай был бы даже более предпочтителен, по двум причинам. Во-первых, в случае развода было бы гораздо меньше проблем. Во-вторых, вместо того, чтобы быть принятыми в церковную общину как «супруги», они могли бы быть приняты как »семья», а ведь это было бы еще более впечатляюще и торжественно. Представляете себе брак, когда вслед за новобрачными вокруг аналогия идут со свечами трое, четверо или восемь одетых в белое детей? Прекрасное зрелище! Итак, к чему спешить? Однако пора оставить эти поистине «смешные» рассуждения и порассуждать более серьезно, или, лучше, более церковно и богословски. Итак. 4 . Именно такова природа, сила и ценность Таинств, что они претворяют и изменяют состояние, преображают события, вместо греха даруют святость, вместо запретного – благословенное, возвышают земное на Небеса. Да, «за пять минут» до брака плотское соединение мужчины и женщины – грех; а «спустя пять минут» – нет. «За пять минут» до священнического благословения на святом престоле находятся «хлебушек» и «винцо»; «спустя пять минут (а на самом деле спустя секунду)» – это уже обоженные Тело и Кровь Господня! «За пять минут» до крещения преподание крещаемому святой Евхаристии – тягчайший грех; «спустя пять минут» – это необходимое и святое действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

    Я знаю, что среди старостильников есть люди, ко­торые не соглашаются с подобными богохульствами, но что толку, раз есть и другие, и, в первую очередь, это лидеры старостильников, придерживающиеся ере­тических взглядов? Послушай диалог, который мне   Ревнителям искренним, но «ревнителям не по ра­зуму». Какими могут быть симптомы этой болезни церковного созна­недавно пришлось вести с одним замечательным юно­шей, присоединившимся к старо стальникам: Я: Почему ты ушёл из Элладской Церкви? Он: Чтобы не находиться в общении с еретиками-экуменистами. Я: Неужели все греческие епископы экуменисты? Он: Нет, нет! Но они состоят в общении с патри­архом-экуменистом. А я не хочу поддерживать общение с теми, кто находится в общении еретиками-экуменистами. Я: Ты считаешь, что календарь — это догмат ве­ры и что новостильники лишены благодати и нуж­даются в повторном миропомазании, как обращаю­щиеся из еретиков? Он: Боже сохрани! Я нисколько не верю в эти бе­зумства старости л ьников. Я присоединился к ним только ради того, чтобы избежать, хотя бы косвен­но, общения с еретиками-экуменистами. Я: Однако ты не избежал общения с другой ересью: утверждение старостильников, что кален­дарная реформа лишила Церковь благодати, — это не просто безумие (говоря твоими собственными словами). Это ужаснейшее богохульство и ересь. Он: Но лично я не верю в эти вещи. Я: Но ты всё-таки имеешь общение с теми, кто верит в них. Он: Что же делать? Я вынужден из икономии терпеть их. Я: Тогда почему же ты не терпел, пусть, из ико­номии, греческих епископов, состоявших в общении с патриархом? Я: Видишь, к какому противоречию ты пришёл? Ты признаёшь, что большинство греческих еписко­пов являются православными. Однако избегаешь общения с ними, потому что они имеют общение с патриархом. Общения с экуменистами, пусть да­же опосредованного, ты не признаёшь. Но призна­ёшь в это же время самое что ни на есть непосред­ственное общение с теми, кто проповедует иную ересь и утверждает, что спасение зависит от кален­дарей! Так что же ты выиграл? Кроме того, не ду­май, что ты избежал косвенного общения с экуме­нистами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=178

  Вот как, дорогой отец Феодорит, поступали соборы. Рассказывая об этом, Афанасий Великий не только заявляет о своём согласии с произошедшими собы­тиями и приветствует их, но и побуждает своего духовного сына и сослужителя Руфиниана, как и сам он свидетельствует, придерживаться принятых решений и не порицать соборы за проявление чрез­мерной снисходительности.   Святой Афанасий дажепобуждает Руфиннана довести эти соборные реше­ния до сведения клира и народа, чтобы и они узна­ли истинное положение вещей и не выступали с кри­тикой против него (Руфиниана) за то, что слишком мягок по отношению к еретикам. (Как ты видишь, твои коллеги — сверхревнители и сверхправослав­ные — были во все времена.)   Вот что пишет святи­тель Афанасий:   «...после прекращения засилия был собор при участии епископов внешних областей, также был собор сослужителей наших в Греции и епископов в Испании и Галлии. Как у нас, так и повсеместно, постановили падших и предводителей нечестия прощать, если покаются, но не давать им места в клире; а тем, кто к главарям нечестия не принадлежал, но был увлечён нуждой и силой, ре­шено давать как прощение, так и место в клире, тем более что они предоставили убедительное оправдание, и оказалось, что они действовали по икономии.   Ибо они утверждали, что не обращались в нечестие, но, чтобы на их места не были поставле­ны неизвестные нечестивцы и не растлили учение Церкви, согласились скорее содействовать насилию и взвалить это бремя на себя, чем погубить народ. Сказанное ими звучало правдиво, потому что они ссылались на пример Аарона, брата Моисея, кото­рый в пустыне способствовал народу в нарушении заповеди, оправдывая себя тем, что сделал, чтобы удержать народ от возвращения в Египет: пребывая в пустыне, народ мог бы отказаться от нечестия, а если бы вернулся в Египет, то снова погряз бы во тьме идолопоклонства.     По этой причине было признано дозволенным их восстановление в клире, а обманутым и насильно пострадавшим дано прощение. Имею дерзновение полагать, что и твоё боголюбие одобрит принятое решение и согласившись с этим не станет осуждать за примирение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=218

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010