Годы шли, и те изменения, которые совершала во мне Божественная благодать, направили мои помышления, надежды и желания с правоведческих скамей к подножью лестницы, ведущей к Святому Престолу. Тектонические сдвиги, шедшие в моей душе, подвели меня наконец к диаконской хиротонии. Перед ней во время моей многочасовой беседы с одним почтенным старцем-митрополитом вновь возник недоуменный вопрос об отказе о. Епифания (Феодоропулоса) от митрополичьего сана, несмотря на заманчивые предложения, которые ему по временам поступали. Естественно, я уведомил об этом разговоре о. Епифания, прибавив: «Геронда, я лично чувствую мир рядом с Вами, и мое многолетнее проживание возле Вас и обучение при Ваших ногах опытно научило меня, что Ваш земной путь и то, что Вы выбираете в жизни, – одобряются и благословляются Богом. Но мне кажется, Вы должны дать обоснованный ответ всем тем, кто вопрошает себя и недоумевает, почему Вы упорно и как бы с некой твердой и непреклонной волей никак не соглашаетесь стать епископом». Он бросил на меня короткий взгляд, спокойный и в то же время пристальный, и тихо сказал: «Ладно, раз так, я помолюсь и отвечу тебе развернуто…». Я попросил у него прощения, потому что почувствовал, что невольно затронул чувствительные струны его души. Он дал мне прощение с отеческой улыбкой, и я удалился в квартиру, где тогда проживал (она находилась рядом с его собственной). Через несколько дней, возвратясь вечером домой и открыв дверь, я нашел на полу записку от геронды, в которой он просил меня зайти к нему, как только вернусь. Оставив дверь полуоткрытой, я, с написанным на лице любопытством, позвонил в звонок его квартиры, которая, как я сказал, находилась рядом с моей. Когда он открыл, то, прежде чем я успел о чем-либо спросить его, он успокоил меня: «Не волнуйся, у меня есть кое-что для тебя», – и, зайдя в свой кабинет, взял из папки и вручил мне закрытое письмо. «Возьми это и изучи на досуге, – сказал он. – Но это строго для тебя лично». Но стал бы я, в самом деле, ждать, когда у меня будет «досуг»?! Как только он благословил меня, я тут же удалился и, естественно, сразу же вскрыл конверт и стоя начал читать письмо. Глубочайшее умиление охватило меня! Прочитав письмо на одном дыхании, я тут же вновь побежал к нему, хотя время было уже позднее. Когда он открыл дверь, я сделал ему нижайший поклон и, запинаясь, пролепетал: «Геронда, этот текст принадлежит святоотеческой литературе и должен стать достоянием всех православных. Я не могу держать его в секрете за семью печатями. Этого не хочет Бог». Его первая спонтанная реакция была совершенно отрицательной. Он не хотел, чтоб кто-то узнал его «из глубины» исповедь. Но и я со своей стороны не сдавался… пока, наконец, по прошествии нескольких месяцев он не разрешил мне опубликовать текст через несколько лет после его кончины…

http://pravoslavie.ru/157694.html

Однажды батюшка доверительно сказал своим духовным чадам: – Часто, когда вы исповедуетесь и рассказываете о своих трудностях, я стараюсь подготовить для вас какой-то ответ. Но, начиная говорить, произношу совсем иное. Вот свидетельство того, что здесь действительно совершается Таинство. Подготовка к исповеди – Геронда, о чем мы должны молиться перед исповедью? – Перед исповедью молитесь, чтобы Бог открыл вам ваши грехи, дал дерзновение исповедовать их и принял ваше покаяние. Исповедь за невестку Одна женщина, придя на исповедь, начала осуждать свою невестку. Батюшка неоднократно ее останавливал: – Оставь в покое свою невестку. Рассказывай о своих грехах. Но та, как будто ничего не слыша, продолжала говорить свое. Тогда батюшка поднялся и произнес: – Скажи своей невестке, пусть придет ко мне, я прочитаю ей разрешительную молитву. Женщина в недоумении спросила: – А мне? – А тебе я прочитаю тогда, когда ты расскажешь мне о своих собственных грехах. Бог ждет нас Однажды в исповедальню к отцу Епифанию пришел старик, который исповедовался впервые. Он рассказал, что много лет назад задушил своего собственного новорожденного ребенка. – Геронда, простит ли Бог мне это зверство? – взволнованно спросил он. – Дедушка, Бог прощает всякий грех, о котором человек искренно сокрушается и который исповедует. Когда произошло это? – Много лет назад. – Подумайте, как человеколюбив Бог , Который столько лет ждал вашего покаяния! Истинное покаяние Ты обратил внимание на человека, который сейчас вышел из исповедальни? – спросил как-то батюшка у одного юноши. – Да, – ответил тот, – меня удивила произошедшая с ним перемена. – Его исповедь, – продолжил батюшка, – всякий раз поражает меня, потому что в ней каждый грех омыт слезами покаяния. А ведь он занимает один из высших государственных постов. Есть ли у меня такое смирение? Выбор духовника Один известный богослов как-то признался батюшке, что у него были проблемы с выбором старца. Тогда отец Епифаний сказал ему: – Дорогой мой, у тебя проблемы не со старцем, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, свернул на право, прошел сто метров, затем свернул бы налево, прошел еще пятьдесят метров, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание, без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание. Вот чего нам не хватает. Разве все великие святые нашей Церкви имели святых старцев? Нет! Но они имели святое смирение и святое послушание, поэтому и стали святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

      Что же мы имеем в виду, говоря о «диалоге люб­ви в истине» и о «диалоге истины в любви»? Может быть, то, что мы «в любви» будем искать исти­ну? Такой «диалог» имел бы смысл только в том случае, если бы беседовали два безбожника или аг­ностика. Но в нём нет никакого смысла, если пра­вославный верующий беседует с кем-либо другим. Мы, православные, истину не «ищем», она нам просто преподносится. И преподносится потому, что она существует, а существует потому, что она передана и хранима. Именно поэтому «диалог исти­ны в любви» (или «...любим в истине», что по сути одно и то же) для православного означает следую­щее: я беседую с инакомыслящим из любви к нему, чтобы показать ему его ошибки и помочь прийти к истине.     Конечно, «диалог» — это не проповедь и не лек­ция; другая сторона выскажет свои возражения, не­согласия. Но православный всегда будет иметь одну незыблемую цель: свидетельствовать об истине без компромиссов и уступок, с непоколебимой вер­ностью истине! Если есть согласие в истине, то это хорошо; если же истина не принимается, то право­славный со скорбью отступает, говоря: «война более похвальна, чем мир, разлучающий нас с Богом» (святитель Григорий Богослов).     Итак, за «диалог» ли мы с католиками?   И да, и нет. Да, если нам предстоит беседовать при вышеуказанных условиях. И тысячу раз нет, если под «диа­логом» подразумевается поиск («изыскание») исти­ны, то есть если мы исходим из предпосылки, что абсолютной и цельной истины нет нигде, однако вез­де существуют обломки истины и частицы заблужде­ния, и, следовательно, нам надо потрудиться, чтобы, соединив все эти, разбросанные повсюду, кусочки истины, составить её тело целиком и на этом прийти к согласию... Такой «диалог» не может одобрить ни один по-настоящему православный человек, так как православные изначально принимают и объявляют, что Дух Святой, непрерывно пребывая в Церкви (Христос основал одну, а не много Церквей), настав­ляет её «на всякую (Ин. 16, 13).     Имеет ли верные основания и здравые предпо­сылки происходящий сейчас «диалог»? Отвечаем прямо: нет, нет и нет У него не было ни хороше­го начала, ни благого развития. Мирскими, а не церковными, человеческими, а не богочеловечссни­ми были мотивы, движущие его вдохновителями. «Все объединяются в блоки, коалиции и экономи­ческие сообщества, — подумали они, — почему же мы, христиане, отстаём? Объединившись, мы ста­нем крепче и влиятельней»... В ходе самого «диало­га» было совершено множество антиканонических действий. А выходило ли что-либо хорошее из нару­шения священных канонов? «Еда объемлют от тер­ния грозды, или от репия смоквы?» (Мф. 7, 16).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=127

    «Зане аще преслушаеши в сие время, отинуду помощь и покров будет иудеом, ты же и дом отца твоего погибнете: и кто весть, аще на сие время воцарится еси?(Есф. 4, 14).   Конечно, это гово­рится не для тех, кто уже доказал, что веруют не по-православному, а по-экуменистически, и от кого, по-человечески, ничего хорошего ожидать не прихо­дится. Говорится это для других. Пусть они ни на мгновенье не забывают, что истина веры находится над всякой мирской целесообразностью!     И там, где речь идёт о вере, нет места для компромиссов. Дале­ки от них всякий страх, всякое малодушие, всякое желание угождать человекам, жертвуя истиной. Дух Святой взывает: «не бойтеся поношения от челове-ков, и злословия их не страшитеся» (Ис. 51, 7).       Так что же, надо расстроить при «добрых» пред­знаменованиях начавшийся диалог? Да, если он бу­дет и впредь вестись на богословски шатких основаниях, игнорируя предписания священных канонов. Нет, если он будет проведён догматически и канони­чески безупречно. И, прежде всего, с самого начала мы должны его направить в нужное русло, не на пе­риферию, а в центр, на обсуждение двух главных ус­тановок папизма — первенства и непогрешимости…     Если в этом наметится тенденция к уступкам, если будет выражено желание отбросить оба этих заблуж­дения, и будут санкционированы исправления, — тогда «веселыми ногами и взыграющим сердцем» продвинемся дальше: обсудим остальные вопросы и последним — вопрос совершения Таинства Божест­венной евхаристии, который богословски необосно­ванно был поставлен первым среди прочих вопросов «диалога».   Вне всякого сомнения, это было сделано не случайно. Только наивные не видят» с каким умыслом этот вопрос был выдвинут на первое место.   Цель тех, кто определял последовательность вопро­сов для обсуждения, предельно ясна: давайте придём к соглашению относительно божественной евхарис­тии, для того чтобы скорее причащаться от общей ча­ши, а потом можно будет обсуждать и остальные су­ществующие между нами различия, обсуждать ещё долго... до скончания веков.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=14...

    Что же сказать о тех многочисленных ошибочных шагах, которые уже совершила православная сторо­на в этом «диалоге»? Предпочтительнее умолчать….   Конечно, Бог дал ростки сухому жезлу Аарона (см.: Числ. 17, 1-11) и плод неплодной утробе (см.: Быт. 18, 9-15; 21, 1-2; 1 Царств, 1, 1-19; Лк. 1, 5-25) и воду извёл из бесплодного камня (см. Исх. 17, 6; Числ. 20,10-11), но это не значит, что всякий сухой жезл расцветает, всякая неплодная утроба плодоно­сит и всякий камень источает воду. Мы несомненно веруем: «якоже устремление воды, тако сердце царе­во в руце Божией: аще восхощет обратити, тамо ук­лонит е» (Притч. 21, 1). Однако нам неизвестно, в каких именно случаях Бог решает вмешаться и из­менить естественный ход вещей, отводя Своей все­сильной десницей умы различных вождей от «лука­вых путей их» и обращая их туда, «куда Он хочет».     «Так что же, — скажет кто-нибудь, — в данном случае нет места чуду?» Нет, чудо не исключается, но и не предвидится. С безусловной математической точностью можно предвидеть только одно: несмотря на все ошибки, несмотря на все падения, несмотря на все неосторожные и неразумные действия и даже несмотря на любые безумства и предательства, пра­вославие останется в живых, поскольку о его несо­крушимости (см.: Мф. 16, 18) сказал Сам Христос, а Христос не заблуждается и не говорит лжи!     Но не будем долго останавливаться на теории, поскольку... мы уже в пути: «диалог» начался. Бу­дем практиками: перейдём к делу и «вложим перст в язву гвоздинную» (см.: Ин. 20, 24-29)... Большой (и, думаю, роковой) ошибкой стало то, что первым для обсуждения в «диалоге» был поднят вопрос о таинствах. Назвать это ловушкой? Не знаем, Бог весть...   Мы страшимся «страхом велиим», мы объ­яты большой тревогой. Почему? Известно, что ка­толики не отрицают, что мы, православные, стоим ближе, чем они к практике Древней Церкви в воп­росе о Таинствах. Кроме того, у них есть папа, ко­торый может своим авторитетом вязать и решить, всё может «искоренять, разрушать до основания, и уничтожать, и строить, и насаждать», которому никто не может дерзнуть противостать, ибо через него говорит... Бог!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=127

– Боженька, если еще раз в среду или пятницу тетушка будет просить меня выпить молока, отними у нее голос и верни здоровые ноги (они были искалечены). Тетушка, естественно, сильно испугалась, услышав такую молитву ребенка. «Литургия» Будучи учеником средней школы, Этеоклис прислуживал священнику в алтаре и после службы брал себе антидор на всю неделю. Дома он каждое утро натощак ел антидор и два раза в неделю, по собственной инициативе и вдохновению, «служил» Божественную литургию, подражая тому, что он видел и запомнил в церкви. Прихожанами же были все домашние. Признание вины Когда по детской неосторожности он что-нибудь ломал, то всегда мужественно перед всеми признавал свою вину. – Да, это сделал я! – всякий раз говорил он еще прежде, чем начинали искать виновного, чтобы его вину не приписали другому. Священство и математика С первого класса Этеоклис по всем предметам, кроме математики, к которой у него не было никакой склонности, имел отличные оценки. На замечание тетушки, что хорошо бы подтянуть математику, он ответил: – Зачем мне нужна эта математика? Я что, буду торговцем? Я буду священником! Однако он прислушался к словам тетушки, когда та объяснила ему «опасность»: без математики он не сможет перейти в старшие классы, а затем поступить на богословский факультет университета, к чему Этеоклис пламенно стремился. Смиренные и уничиженные Однажды деревенский сторож постучал в дверь их дома и сказал, что в их винограднике он поймал вора. –      Подать на него жалобу? – спросил он. –      Конечно, подай! – согласился кто-то из домашних. Тогда в разговор вступил двенадцатилетний Этеоклис: – Что вы сказали? Подать на него жалобу? У этого несчастного ничего нет, а нам Бог дал и виноградник, и масличный сад, и поля, и дом! И, обращаясь к сторожу, продолжил: – Не подавайте на него жалобу. Напротив, скажите, что Феодоропулосы разрешили ему пойти в виноградник и взять столько винограда, сколько ему нужно. Пришлите, пожалуйста, его сюда, чтобы мы еще и лично сказали ему это.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«Брак является Таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги». Поскольку эти взгляды явились для многих соблазном, я очень прошу редакцию «Ортодоксос типос» просветить нас по этому вопросу. С любовью о Господе, Кипрский богослов. Прим. ред.: Настоящее письмо мы передали архимандриту Епифанию (Феодоропулосу) и попросили его взять на себя труд ответить его автору. Он направил нам публикуемое ниже ответное послание, которое расставляет все по порядку и за которое мы его благодарим. Господин главный редактор! В ответ на Вашу просьбу направляю Вам следующее письмо. Однако сначала я заявляю, что не несу никакой ответственности за точность сведений, содержащихся в письме, отправленном Вам кипрским богословом. Я пишу, принимая a priori, что письмо точно передает слова, сказанные в ходе публичного выступления. Итак: 1 . Если, как было провозглашено перед аудиторией, «Брак является Таинством не в том смысле, что он узаконивает связь двух людей, но в том смысле, что эти двое принимаются в церковную общину как супруги» (!!!), то, ни много ни мало, он вообще не является Таинством! Это – всего лишь церковное чинопоследование, как, например, хиротесия пресвитера в протоиерея или возведение нового епископа на кафедру, то есть его интронизация в кафедральном соборе. (Разумеется, предполагается, что епископ принимает свою кафедру, будучи первоначально рукоположен на другую, как бывает в случае перемещения архиерея или назначения на кафедру епископа, пребывающего на покое). Зачем нужно Таинство, то есть получение особого дара Святого Духа, когда речь идет о таком простом деле, как прием в церковную общину «двух людей как супругов»? Было бы достаточно обычного бюрократического акта (например, записи в приходской книге). Пусть даже какого-нибудь чинопоследования. Но зачем призывать Духа Святого? Если, как было сказано выше, новый епископ – отец и глава церковной общины – принимается в нее не через Таинство, а через простой чин, то зачем требуется совершение Таинства для того, чтобы принять в нее как супругов двух простых мирян? Вот это действительно «смешно»!

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Как-то раз, – рассказывает некто из духовных чад отца Епифания, – мне надо было подписать одно заявление. Однако я затруднялся писать все начистоту, так как в этом случае расстраивалось одно очень важное для меня дело. Я поведал Старцу, что собираюсь сделать заведомо ложное заявление. Он сказал, что не следует писать ложь, так как, во-первых, это противно христианской нравственности, а во-вторых, может вызвать судебное расследование. Я сильно колебался, однако решил все-таки последовать совету Старца. И вот, о чудо! В последний момент нашелся выход. Мое дело ничуть не пострадало, и мне не пришлось лгать. В подобной же ситуации я оказался вновь уже после смерти батюшки. Но и здесь, когда я проявил уже как бы посмертное послушание Старцу, вопрос разрешился сам собой. ОБ ИСПОВЕДИ О тайнах Если вы хотите преуспеть в духовной жизни, ничего не держите в тайне от своего духовника. Бог и духовник Лучше быть в плохих отношениях с Богом, чем с духовником, так как в этом случае духовник примирит тебя с Ним. Разойдясь же с духовником, ты пресечешь свой путь к Богу. «Се ныне день спасения» Тем, кто из стыда откладывал исповедь «на потом», батюшка говорил: – Если уже сейчас ты стыдишься исповедоваться в своих грехах, что же будет потом, когда ты еще больше закоснеешь в них? – Зачем ты весь цвет своей молодости даришь греху, а Господу оставляешь одну лишь старость? Что ты сказал бы, увидев дряхлого старичка, который просит царя принять его себе в услужение? «Если, – говорит блаженный Августин , – ты каешься, уже состарившись, то не ты оставляешь грех, а он оставляет тебя». Ответственны прежде всего мы сами Справедливы строгие слова преподобного Никодима Святогорца 32 . В своем «Эксомологитарии» 33 он говорит, что прежде всего мы сами несем ответственность за свою духовную жизнь. Конечно, и одно «простите» спасает человека, как, скажем, благочестивого разбойника или святую Таисию, но они долгое время пребывали вне Церкви. Что же касается членов Церкви, то они связаны определенными обязательствами, и этого для них недостаточно. Это действительно Таинство

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

С грустью слушал я рассказ своего знакомого о его беседе со Старцем. В моей голове крепко засела мысль: почему батюшка, всегда такой рассудительный, не смог «подцепить на крючок» моего друга и он ушел разочарованным? На другой день я рассказал отцу Епифанию о своем смущении. – Смотри, дитя мое, – сказал он. – Исповедь есть Таинство Покаяния. Это значит, что тот, кто приступает к нему, считает себя достойным смерти, и он с радостью готов принять строгие слова и наставления духовника. Если же кто-либо не осознает, что значит Таинство, и полагает, что Исповедь – это возможность обсудить с духовником свои трудности, рассказать о своей боли, чтобы услышать слова утешения, или же что исповедь есть нечто подобное встрече с психологом, – тогда все меняется, потому что такой человек не понимает настоящей цели и настоящего смысла этого Таинства. Скажи ему, пусть зайдет ко мне, мы с ним поговорим. Наконец я нашел своего знакомого. Передав ему свою беседу с отцом Епифанием и предложив снова сходить к нему, я услышал следующий ответ, подтверждающий мудрость батюшки и его правильную позицию: – Зачем мы пойдем, что мы ему скажем? Он прав. Наша встреча будет бессмысленна, поскольку я не намерен прекратить свои встречи с женщинами. Без Бога – все позволено – Геронда, я ни во что не верю. Какой же мне смысл воздерживаться? – Да, дитя мое, это совершенно бессмысленно. Без Бога – все позволено. Но скажи мне, ты считаешь меня безумцем? – Конечно, нет! – Корыстолюбцем? – Тоже нет! – Итак, ты не подозреваешь меня ни в корыстолюбии, ни в глупости. А нет ли у тебя подозрения, что все, чего я придерживаюсь и чему учу, в частности в вопросе о целомудрии, и есть истина? Причем тут моя сестра? Один духовный сын батюшки поведал нам о беседе со Старцем, которая состоялась, когда молодой человек еще был абитуриентом. – Геронда, один студент постоянно подговаривает меня завести любовницу. Конечно, я его не слушаю, но он мне сильно надоедает. Что ему сказать, чтобы он отстал? – У твоего друга есть сестра?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Отец Никанор — известный в Хабаровской и Приамурской епархии и за ее пределами миссионер и богослов. В 2006 году в Москве в издательском доме «Святая Гора» вышла книга архимандрита Епифания Феодоропулоса «Две крайности: экуменизм и зилотство», богословскую редакцию которой осуществлял отец Никанор.  Преподавал в Хабаровской семинарии. Автор ряда богословских полемических статей. Вел успешную миссионерскую работу среди молодежи. Источник: Православие на Дальнем Востоке . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/v-xabarovskoj-eparxii-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010