Дополнительной причиной его колебаний являлось то, что Ватопед был в сильном упадке, и духовном и материальном, а дело реабилитации требовало много сил и времени в ущерб безмолвной жизни братства. Старец Иосиф был известен своей строгой жизнью, аскезой, которым он был научен своим духовным учителем, старцем Иосифом Исихастом. До сих пор некоторые святогорцы упрекают его в необщительности, так как он избегал многих выходов в общество, паломничеств, хождений на престольные праздники и т.п. Немного опередим события: о. Ефрем был одним из его первых и любимых учеников, который почти неразлучно жил с ним целых тридцать лет и как никто иной впитал в себя дух своего старца, независимо от того, что им пришлось подвизаться на разных поприщах: одному как духовнику маленькой монашеской общины, другому как настоятелю самого большого греческого монастыря, прославленного в истории выдающимися исихастами и миссионерской деятельностью. Иеромонах Ефрем — ученик старца Иосифа, был единогласно избран игуменом монастыря . На Святой Горе игуменов в монастырях не назначают, а избирают. Процедура – тайное голосование. Срок избрания – пожизненный. Основным критерием при выборе является духовное преуспевание кандидата и его способность духовно окормлять других. Административные дарования имеют второстепенное значение. По сути – выбирают отца на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому святогорские игумены как правило пользуются искренней любовью и единодушным уважением среди монахов. Исходя из этого тот факт, что братство выбрало именно иеромонаха Ефрема своим игуменом, хотя были между ними братья и постарше по монашескому чину (например нынешний митрополит Лимасольский Афанасий) , красноречиво свидетельствует о высоких нравственных и монашеских качествах избранника. Вся жизнь Василия Куцу это семинария, университет, церковь – биография безупречная. То, что не пишется в судебной документации: о. Ефрем имел очень близкие отношения с такими духовными личностями как архимандрит Епифаний Феодоропулос (его духовный отец в миру) , старец Паисий Святогорец, старец Ефрем Катунакский, архимандрит Софроний Сахаров, архимандрит Харалампий Дионисиат, архимандрит Эмилиан Симонопетритский и др., которые лучшими словами отзывались об о. Ефреме. Некоторые из них имели дар прозорливости и не обманулись бы притворной духовностью молодого монаха.

http://pravmir.ru/vatoped-mify-i-istina-...

«Многодетность… – писал греческий старец Епифаний (Феодоропулос), – это свидетельство и мученичество. Свидетельство, потому что многодетный христианин постоянно исповедует свою веру: он исполняет заповедь Божию о чадородии. Мученичество же потому, что среди мирских людей он неизменно становится объектом насмешек и шуток, а также потому, что жертвует собой, будучи постоянно обремененным заботами о семье» . Любопытный факт. Зачастую рождению новых детей в православных многодетных семьях, мягко говоря, в гораздо большей степени радуются знакомые этим семьям монахи, чем ближайшие родственники. «Мягко говоря», поскольку в современных семьях рождение более двух детей, как правило, вызывает не радость, а возмущение, помноженное на количество потомков. Автору этих строк пришлось быть свидетелем встречи покойного ныне наместника Оптиной пустыни о. Венедикта (Пенькова) с семьей, в которой воспитывалось семь детей: «Нынче у меня праздник, – ликовал о. Наместник, – утром я встречался с шестидетной семьей, а теперь с семидетной!» Что касается новомучеников, то если мы пытаемся почитать их, не подражая им своей жизнью, перед нами возникает опасность уподобиться тем книжникам и фарисеям, к которым обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 29–32). Рейтинг: 9.7 Голосов: 395 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей Горбачев 15 августа 2022, 14:17 Анастасия 14 августа 2022, 06:56: " Рассудительность-очень важная ценность " . Уважаемая Анастасия! Рассудительность - не просто " очень важная ценность " , а по слову прп. Антония Великого - главная добродетель. Но она имеет своего порочного двойника - лукавство, которое по прп. Иоанну Лествичнику " есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, … превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, … упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение, словом, оно есть бесовское житие " . А выставляется зачастую как рассудительность.

http://pravoslavie.ru/147422.html

Может быть, эти контакты происходят ради ознакомления протестантов с учением нашей Церкви? Но они знают это учение, пожалуй, лучше наших представителей. В этом убеждают нас труды многих протестантских богословов. Им недостаёт не знания православного учения, а признания его единственным непосредственно апостольским учением. Неужели, в конце концов, эти связи имеют своей целью обеспечение поставок голландского сыра? Но да умолчим об этом... Таким образом, честные отцы, мы, не видя никакого основания для подобных контактов, с болью наблюдали за частыми встречами с инославными делегациями и просили Бога просветить наших руководителей и положить этому конец. Однако, несмотря на это, мы никогда не допускали мысли, что участники конференции, в своём подавляющем большинстве, не являются горячими защитниками и исповедниками основных христианских истин, величайшая из которых – Воскресение Господне. Но вот из недавно выпущенной брошюры митрополита Самосского Иринея «Православная Восточная Церковь перед экуменическим христианским движением» мы узнаём о вещах, которые более чем поражают. Мы узнаём о том, что на Амстердамской конференции 4 наше предложение о введении в догматическую основу 5 Всемирного Совета Церквей пункта о вере в Бога Отца, а также предложение ввести в название главной темы: «Распятый Господь – надежда мира» слово «и Воскресший» на Эванстонской конференции 6 были отвергнуты протестантским большинством! (Неважно, что они отвергнуты по причине той или иной целесообразности – вера не знает целесообразностей). И после этого наши представители сочли возможным остаться на конференции и не обратились в бегство, отрясая прах со своих ног! Может ли, честные отцы, Ваше воображение представить апостола Павла, пламенного проповедника Воскресения, участником подобной конференции после принятия последней подобного решения? Однако Церковь апостола Павла 7 смогла остаться членом этого «суетного собора», который, «исполнив свои десницы» отрицательными голосами, «скрыти мняше Воскресение Господне»! 8

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

«Не проси Бога облегчить твои страдания от болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но со стойкостью и терпением переноси свои недуги — и увидишь, какую от этого получишь пользу». (Преподобный Порфирий Кавсокаливит) «Самый большой дар, который мы можем дать нашим детям, — это гармония в нашей семье. Ради этой гармонии мы должны пожертвовать делами, которые мы делаем. Даже теми, которые нам могут казаться обязательными, потому что нужно понять: самое необходимое — это мир, он есть то богатство, которое не зависит от наших дел». (Митрополит Лимасольский Афанасий) «Силой нельзя заставить человека измениться, нельзя навязать ему добро. Изменить можно только себя. Поэтому так часто наши слова не бывают услышаны, не убеждают и никак не влияют на остальных людей. Попробуй изменить себя. Стань немного отшельником. Ничего, что ты живешь в городе, где шум и сумасшедший ритм жизни, живи немножко так, будто ты монах. Старайся заниматься собой, взращивай душу, копи в ней спокойствие, тишину и счастье». (Архимандрит Андрей (Конанос)) «Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение». (Архимандрит Герман Ставровуниот) «Больше говорите Богу о своих детях, чем своим детям о Боге». «Христианское воспитание детей больше нуждается в примере, чем в словах, а еще больше — в молитве». (Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)) Апостол Павел был первым из апостолов, пришедшим в Грецию для проповеди Евангелия. Во время своих путешествий он основал и утвердил христианские общины в Филиппах, Фессалониках, Афинах и Коринфе. О жизни, трудах и проблемах этих общин мы знаем из посланий к ним апостола Павла. В Греции проповедовали также святые апостолы Лука, Андрей и Филипп, а святой Иоанн Богослов, сосланный на остров Патмос, получил там Божественное Откровение. На греческом острове Крит епископом был ученик апостола Павла Тит, которому святой апостол заповедовал довершить недоконченное и поставить по всем городам пресвитеров (см. Тит. 1, 5).

http://pravoslavie.ru/113758.html

Необходимо сказать несколько слов о переводах святых Отцов, из цитат которых по большей части состоит цикл данных статей. Мы воспользовались существующими на сегодня переводами трёх святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , которые, хотя и переиздаются, были выполнены более ста лет назад. Хотя эти переводы обладают многими достоинствами, для целей настоящего издания потребовалось внести в них определённую правку. Причины к тому следующие. Во-первых, старый перевод имеет тенденции к смягчению и эвфемизации, из-за которых читатель не всегда улавливает накал полемики Отцов, неподражаемые язык и стиль их обличений, их самобытный юмор. По этой же причине читатель с трудом проводит связь между тем, о чём пишут святые Отцы, и знакомыми ему реалиями античного мира. В нашем переводе мы предпочли следовать более буквальному и точному чтению текста. Во-вторых, неточный перевод некоторых ключевых терминов, который затемняет смысл полемики Отцов в целом. Одним из таких ключевых терминов является слово λλην – «эллин», которое в старом переводе почти всегда передаётся как «язычник». Это самоназвание греков, употребляемое ими и поныне, первоначально носило узкий национально-географический характер; затем, с колонизацией и распространением эллинистической культуры, особенно с эпохи Александра Македонского, слово «эллин» стало применятся вообще ко всем говорящим на греческом языке и принадлежащим к греческой культуре, даже если по происхождению они не были греками. В этом смысле слово «эллин» соответствовало понятию «культурный, цивилизованный человек» и противопоставлялось понятию «варвар» («бормочущий на непонятном языке»). Далее, при встрече эллинов с иудеями, у последних это слово стало обозначать все нееврейские народы, позаимствовавшие у эллинов язык и обычаи. В этом значении слово «эллин» действительно было синонимом слова «язычник, идолопоклонник» и перешло с таким значением и в христианство . Но нужно понимать, что, когда святые Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст обрушиваются на эллинов и «эллинскую мудрость», они имеют в виду отнюдь не язычников-«варваров» за пределами Римской империи, а именно всё то, что принято сегодня называть эллинской культурой, носителями которой были их языческие соотечественники, с которыми они жили бок о бок, быть может, вместе росли и воспитывались, изучали классических авторов… Поэтому мы переводим везде λλην как «эллин», а λληνικς как «эллинский» – понятиями, которые должны восприниматься с учётом изложенного выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Обычный довод сторонников такого синтеза заключается в том, что и великие Отцы Церкви своей эпохи совершили так называемый эллинохристианский синтез. Но поскольку в святоотеческой литературе в действительности нельзя усмотреть синтеза языческого эллинизма и христианства, но лишь использование определённой терминологии и образа выражения, что само по себе не составляет синтеза, мы сочли нужным перевести на русский язык статьи о. Епифания, в которых он убедительно показывает и доказывает невозможность эллинохристианского синтеза в таком понимании. Наша цель – противостоять не тем теориям об эллинохристианском синтезе, которые начали появляться около 100 лет назад, но сопровождающей всю историю Церкви тенденции к синтезам, повреждающим чистоту христианского Откровения 2 . С другой стороны, данная публикация поможет светским исследователям увидеть чисто православный, церковный, святоотеческий взгляд на проблему отношения христианства и культуры. В то же время нам не хотелось бы, чтобы данная публикация была понята как попытка «унижать учёность», по слову свт. Григория Богослова . Античная культура сама по себе не отвергается ни архим. Епифанием, ни цитируемыми им Отцами; напротив, они признают ту пользу, которую она может принести. Чтобы понять, какого рода может быть эта польза, приведём такой пример. Около 30 лет назад в средней школе Греции было отменено изучение древнегреческого языка. В результате этого сегодня среднестатистический «эллин» не в состоянии читать в оригинале Новый Завет , не говоря уже о гимнографии и Отцах Церкви! Точно так же сегодня в России отказ от классического образования (если понимать под классическим образование, основанное на изучении классиков, то есть определённого набора текстов) приведёт к выпадению из общего историко-культурного контекста, в котором создавались тексты нашего общего христианского наследия, а значит, к неспособности воспринимать эти тексты. Соотношение светской и духовной «мудрости» филигранно выразил один из величайших святых Православия – прп. Варсонофий Великий (V–VI вв.): «Если человек не имеет данной свыше духовной премудрости, то бесполезна ему первая (мирская); если же имеет ту и другую, то таковой блажен» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Светлой памяти святой женщины нашего времени, новой Фивы, Тавифы, Олимпиады, моей тети по отцу Александры Феодоропулу (1904 – 1983) смиренное приношение глубокой и неизменной благодарности «Вручаю же вам Фиву сестру нашу, сущу служительницу церкве яже в Кегхреех: да приймете ю о Господе достойне святым и споспешствуйте ей, о нейже аще от вас потребует вещи: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне». Послание святого апостола Павла к римлянам (16, 1–2) «Во Иоппии же бе некая ученица, именем Тавйфа... сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяше». Деяния святых апостолов. (9, 36) " Аз бо вем твоих помыслов благородство, вем благоговейныя души твоея крепость, вем разумения множество, любомудрия силу». Святитель Иоанн Златоуст . Послание второе к Олимпиаде Часть первая. Добрачные отношения До брака и после брака или о «достойных смеха пустяках»... Господин редактор! Говорят, что известный философствующий богослов, профессор одного высшего учебного заведения, побывавший на днях на Кипре, утверждал в публичном выступлении следующее: «Брак не является таинством в том смысле, что если мы вступаем в сексуальную связь за пять минут до брака, то это – грех , а если мы делаем то же через пять минут после заключения брачного союза – то все в порядке. Это же достойные смеха пустяки/" Выражение «достойные смеха пустяки» он с пренебрежением повторил три раза! И затем добавил: «Брак – это таинство не в том смысле, что он узаконивает отношения двух людей, а в том, что через него два человека принимаются в церковную общину как супруги». Так как подобные взгляды смутили многих, я убедительно прошу газету «Ортодоксов типов» более подробно осветить эту проблему. С любовью о Господе преподаватель богословского факультета N, о. Кипр. Прим, газеты «Ортодоксов типов»: Это письмо мы показали архимандриту Епифанию Феодоропулосу и попросили его принять на себя труд написать ответ нашему читателю. Он прислал нам публикуемый ниже ответ, который все ставит на свои места и за который мы приносим ему благодарность .

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Честные отцы! Вы лучше чем кто бы то ни было знаете, что христианство есть вера, неотделимо связанная с Личностью своего Основателя. Истинность или неистинность христианства прямо зависит от Его истинности или неистинности. Истинность же Основателя (или Его неистинность) проистекает из события Воскресения. Если Христос воскрес, то Он действительно Сын Божий, и то, что Он сказал, есть истина. Если Христос воскрес, то действительно «падоша демоны и мир свободися». Если Хрис­тос воскрес, то «небеса да веселятся, земля же да радуется». Если Христос воскрес, то «от смерти бо к жизни, и от земли к небеси нас преведе, победную поющия» 9 ... Если же Христос не воскрес, то ничего не было, и нас страшно обманули. Если Христос не воскрес, то никто не воскреснет. Если Христос не воскрес, то тщетна проповедь , тщетна же и вера. Если Христос не воскрес, то мы самые жалкие и несчастные из всех людей... Честные отцы! Чаша терпения благоговейных иереев и значительной части верных мирян готова переполниться. Снисхождение к столь многим отступлениям и соглашательству день ото дня истощается. Не должно, чтобы полнота Церкви ещё больше печалилась, беспокоилась и стенала, сравнивая вашу исполненную компромиссов линию с несгибаемо твердым поведением римско-католической церкви. Устранитесь от всякого соприкосновения с отрицающимися от мироспасительного события Воскресения. Не огорчайте Господа, участвуя в совместных заседаниях и беседах с ними на равных. Вы – представители Единой и Единственной Истинной Церкви. Расторгните всякий союз с поправшими веру в Воскресение. И провозгласите urbi et orbi 10 : «Кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения, ни суда, тот первенец сатаны!» 11 (Святой Поликарп Смирнский . Послание к филиппийцам). А с первенцами сатаны Православная Церковь , конечно же, не может иметь никаких контактов 12 . С глубочайшим уважением. Источник: «И ТРИС ИЕРАРХЕ», апрель 1958 года. Открытое письмо святейшему вселенскому патриарху 13

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Я недоумеваю, почему этот человек не родился прямо в рясе? Как-то мы спросили батюшку: – Геронда, что Вы будете делать, если Церковь примет решение упразднить ношение рясы? Он ответил: – Уйду в затвор. План посещения церкви Однажды, когда Этеоклис был маленьким и еще не ходил в школу, он узнал, что на следующий день его тетушки собираются на Божественную литургию в храм, находящийся недалеко от села. Еще с вечера малыш начал упрашивать взять его с собой. Тетушки пообещали, но он, догадавшись, что они хотят, как это уже не раз бывало, пойти без него, составил свой план. Утром его будит возмущенная тетушка и говорит: – Этеокли, мы не можем найти наши туфли, ты их спрятал? – А-а-а, попались? Вы бы ушли без меня. А теперь сначала я соберусь, а потом отдам вам туфли. Таким образом он добился того, чего хотел, и с радостью пошел с тетушками в храм. «От стражи утренния» Как-то раз в воскресенье, ранним утром, когда было еще темно, сельский батюшка пошел открывать храм. У церкви он заметил устремленные прямо на него «горящие глаза». Испуганный батюшка постучал в дом маленького Этеоклиса. Дверь открыла тетя Александра. Узнав причину такого раннего посещения, она с улыбкой сказала: – Э, батюшка, чего Вы там испугались? Это же Этеоклис с зажженными угольками для кадила. Он приходил в храм еще затемно, часто даже раньше священника. Пост Уже в пять лет, по словам блаженной памяти тети Александры, он неукоснительно посещал Божественную литургию и другие церковные службы, причащался Святых Христовых Таин, соблюдал посты наравне со взрослыми. Он был очень худ, и однажды в воскресный день тетя, прежде чем отправиться в церковь , попыталась заставить его выпить стакан молока. Маленький Этеоклис настойчиво сопротивлялся: – Что будем делать в церкви с набитым желудком? Как мы будем молиться и подойдем за антидором? Или пойдем только лишь для того, чтобы прослушать службу? Когда в другой раз в среду утром тетя, прежде чем отправить его в детский сад, попыталась дать ему стакан молока, Этеоклис стал решительно сопротивляться. Он побежал в угол к иконам и упал на колени со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

– Есть, Геронда. – Поступи так, как поступил один современный епископ со своим другом в подобной ситуации. Скажи ему: «Ты знаешь, что я хороший парень. Будь другом. Одолжи мне на один вечер твою сестру». Скажи ему это, и посмотрим, что он ответит. На следующий же день, когда студент снова стал приставать, я исполнил совет батюшки. – Послушай, друг мой, – говорю я ему, – зачем я буду искать себе подругу? Не одолжишь ли ты мне сегодня на вечер свою сестру. Тот в ужасе отпрянул: – Почему же мою сестру? Причем тут она? – А почему же нет? – ответил я. – Ты полагаешь, что та, которую я найду, не будет чьей-нибудь сестрой или дочерью? Почему же ты хочешь, чтобы чья-то сестра развлекалась, а свою бережешь? С этого случая N перестал говорить о подругах. Радостный, я сообщил отцу Епифанию: – Геронда, план сработал великолепно! – А ты как думал, малыш! Молись о том, чтобы забыть У одного юноши была «любовная история», которая закончилась крайне плохо, гибельно для его души. На вопрос юноши, может ли он хотя бы молиться за бывшую подругу, отец Епифаний строго ответил: – Молись, чтобы Бог избавил тебя даже от воспоминаний о ней! Оставь мне ее имя, я помолюсь за нее. «Давай-ка проверим, что у тебя в папке?» Этот же юноша как-то раз зашел к батюшке на квартиру с папкой, в которой лежал журнал неприличного содержания. Он подошел под благословение батюшки и сел, ожидая, когда тот освободится. Вдруг отец Епифаний с улыбкой сказал: – А ну-ка, давай хоть раз проверим, что у тебя в папке? Не стоит говорить, что юноша от стыда готов был провалиться сквозь землю. Бог сохранил тебя Один из духовных сыновей Старца, испытывая сильную плотскую брань, был уже близок к падению. Друг юноши рассказал батюшке об этом и добавил, что, вероятно, несчастный не устоит перед желанием плоти. На вечерней молитве отец Епифаний особенно усердно молился за этого юношу. Окончив свое правило и взглянув на часы, батюшка автоматически отметил, который час. На следующий день молодой человек позвонил отцу Епифанию и рассказал следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010