Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

11:36).    Блаженный Феодорит говорит, что «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих», однако благоговение и восхищение разумных творений Божиих величием Его дел не может не выражаться в возношении Богу сердечной хвалы и благодарения. Вознося своему Творцу, по примеру Ангелов, славословия и хвалебные гимны, человек склонен и всю вселенную побуждать к прославлению Господа:    : «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его; хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет… Хвалите Господа от земли… огонь, град, снег… горы и все холмы, древа плодоносна… царие земстии и все люди… да восхвалят имя Господне»    «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его; хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет… Хвалите Господа от земли… огонь, град, снег… горы и все холмы, древа плодоносна… царие земстии и все люди… да восхвалят имя Господне»    (Пс. 148:1-13).    В послании к Евреям апостол призывает христиан «непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13:15). Вместе с тем он убеждает их прославлять Бога всей своей жизнью, всеми своими способностями: «Прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).    Прославление Бога жизнью, делами составляет главное назначение человека как причастника любви Божией. Святитель Григорий Богослов говорит, что мы «сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворшего и, сколько возможно, подражать Богу».    Хорошим комментарием на эти утверждения Священного Писания и святых Отцов может служить следующее рассуждение, находящееся в книге «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека», где содержатся труды профессора Московской духовной академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского и профессора Димитрия Григорьевича Левитского.    «Последняя цель всего сотворенного есть слава Божия Что же такое, спросите, слава Божия? И неужели Бог, если не дерзко так выразиться, славолюбив? — Слава Божия есть всевозможное проявление Божественных совершенств в существах, возведение существ разумных к вечному единению с Богом и выражению Его совершенств в своей деятельности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый и последний… Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов 30.11.2019 2003 Время на чтение 7 минут Бога бойтесь, Царя чтите (1 Пет. 2, 17) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога!» Старец Николай Гурьянов Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8). «Альфой и Омегой», всё содержащей, всему имеющей начало и конец, безначальной и бесконечной, называет Себя Господь, открывая нам в этом имени Свою Божественную природу. Земным образом Божиим – альфой и омегой Русского Православного Царства промыслительно явились на Земле Русской первый Царь Иоанн Васильевич Грозный и последний император Российской Империи – святой Царь-мученик Николай II. Они двое из сонма благочестивых правителей России исполнили всю полноту царского служения и стали живым орудием в руках Промысла Божия, не дав восторжествовать тайне беззакония на нашей земле. …По слову святых отцов, царская власть несет в себе одушевленный образ Царя Небесного. И, как утверждает христианское учение о царской власти, именно Царь-Богопомазанник есть глава земной воинствующей Церкви, на которую Господь возлагает труднейшую миссию устроения земного царства по образу Царства Небесного (свт. Димитрий Ростовский). Об этом же свидетельствуют и законы Российской Империи, гласящие о том, что «Император, яко Христианский Государь, есть верховный Защитник и Блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой Благочиния. В сем смысле Император именуется Главою Церкви» (параграф 64, ст. 42. Осн. Зак. Рос. Имп.). Более того, как говорит апостол Павел, до тех пор не явится на земле и не откроется человек греха, сын погибели, – антихрист, – и тайна беззакония… не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Сол. 2, 7). «От великих и богомудрых отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть Самодержец Христианский» (сщмч. Иоанн Восторгов). «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею, – говорит о царской власти святитель Григорий Палама. – Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/pe...

Прот. Димитрий Смирнов: Это вы сказали. Евгений Ямбург: Я обострил. Прот. Димитрий Смирнов: Я к ним не отношусь, потому что я потомственный. Евгений Ямбург: Я не понимаю, что это за тетка, которая не понимает методику. Ее просто в школу нельзя пускать. Прот. Димитрий Смирнов: Мы в Москве. Евгений Ямбург: Я за Садовым кольцом много езжу по России, много одаренных, умных и, кстати, молодых людей. Как ни странно, они появились. Прот. Димитрий Смирнов: Подготовить много сотрудников ДПС – это много. А как получается с педагогами, это штучный товар, я их ищу днем с огнем, причем все двадцать лет. Евгений Ямбург: Уважаемый коллега, мы все их ищем. Вы священник, и не мне Вам говорить, что у Христа было не так много учеников. А хватило на 2000 лет, поэтому хорошего много не бывает. Вопрос: как это люди делают? И люди в состоянии многие сегодня решать. Прот. Димитрий Смирнов: Вот представляете, кипение котла достигло 25 градусов. Пока мы будем готовить, учить. Если динамику закипания котла переложить на ось временную… Евгений Ямбург: Это физик говорит, а не священник? Прот. Димитрий Смирнов: Извините, в школе проходил, до сих пор помню. Александр Архангельский: Хорошо учились в школе. Прот. Димитрий Смирнов: Тогда мы просто не успеем, мы сейчас поговорим, пока это дойдет до Андрея Александровича, пока это спустится вниз. То есть не будет ли того, чего мы не хотим. Александр Архангельский: Динамика общественного строения – это вещь довольно подвижная. И многие факторы могут сильно повлиять. Лев Гудков: Подвижная, действительно. Но я хочу сказать, что проблема – это не проблема иммигрантов. Это проблема российского общества. Они рано или поздно впишутся, у них нет другого выбора. Либо уехать, либо остаться. А если остаться, то они так или иначе впишутся. Проблема в качестве наших университетов, которые будут готовить учителей. А это совершенно другое. Это проблема наших моральных авторитетов, культурных авторитетов. Валерий Тишков: Качество текстов учебных. Лев Гудков: Качество учебных текстов и общей среды. Конечно, я думаю, что мы сейчас переживаем некоторый острый период. Действительно, развал Союза. Трансформация идентичности национальной, травма от распада – это продлится еще по крайней мере одно поколение.

http://pravmir.ru/migranty-sverxnovye-ru...

Протоиерей Артемий Владимиров: Связать Левиафана, порубать его на сегменты и выслать его на Аляску, пусть там подморозят. Сергей Калугин: Это уже Церетели сделал на Поклонной горе. Протоиерей Димитрий Струев: Может быть, какие-то вопросы из зала есть, пока пауза возникла? Евгений Плоткин (Рязань), гость фестиваля: Отец Димитрий, не то, чтобы вопрос, а, скорее, рекомендация. Не приходилось ли смотреть фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь»? Это история про католического святого, итальянского хирурга-медика, и он как раз очень хорошо в пару идет к фильму «Остров», он как раз из той когорты фильмов, которые скорее спасают, чем погружают на дно. Хотя там тоже происходят различные вещи – и землетрясения в Неаполе, обрушение больницы там… Иеромонах Димитрий (Першин): Знаете, я киношник очень плохой. Я вот в кино почти ничего не знаю, не разбираюсь в фильмах. Протоиерей Артемий Владимиров: Не верим, батюшка, не верим. Вы хорошо компетентны. Иеромонах Димитрий (Першин): Это так. Поэтому я этот фильм тоже, увы, не смотрел. Протоиерей Димитрий Струев: Раз фильм незнаком, то, наверное, можно дальше перескакивать, да? Тут несколько раз «Остров» был упомянут. Лет, наверное, восемь назад, когда этот фильм только вышел, липецкий паренек, поступивший во ВГИК, позвал меня на свой зачет. Его руководителем был Сергей Александрович Соловьев. Я пришел на этот зачет, Соловьев, когда увидел человека в подряснике с крестом, сразу была реакция – вопрос: «Скажите, как вы относитесь к фильму «Остров»?» Я что-то невнятное промычал, потому что не был готов что-то сформулировать, но Сергей Александрович задал вопрос  даже не с целью узнать мое мнение, сколько чтобы не совсем с пустого места начать говорить самому, он увидел человека, с которым надо было поделиться эмоциями, которые его, видимо, долгое время переполняли. Он сказал: «Там Паша Лунгин – мой хороший товарищ, у нас очень хорошие отношения, но этот фильм…» И дословно было следующее: «Это совершенно недопустимая попытка соединить веру и масс-культуру в единое целое». Потом было еще несколько реплик в том же направлении.

http://pravmir.ru/dialog-cerkvy-i-obsche...

Димитрий рано научился читать. Его любимой книгой была «Училище благочестия». Эта книга, простым и ясным языком рассказывавшая о жизни и подвигах древних подвижников, оказала большое влияние на впечатлительную душу будущего подвижника. Юный Димитрий Брянчанинов весьма рано возлюбил уединенную сосредоточенную молитву. В ней он находил отраду и утешение. Очень способный и не по годам серьезный отрок получил прекрасное домашнее образование. Когда Димитрию исполнилось 15 лет, отец повез его в Петербург для продолжения образования. По дороге в столицу Димитрий впервые открыто высказал желание стать монахом, но отец не обратил на это внимания. В Петербурге молодой Брянчанинов блестяще сдал вступительные экзамены в Военное Инженерное училище и при значительном конкурсе первым был зачислен сразу же во 2-й класс. Все годы учения Димитрий Брянчанинов был первым учеником, отличался редкой скромностью, искренней набожностью и пользовался всеобщей любовью соучеников и преподавателей. Но много и скорбей пришлось претерпеть будущему святителю в училище. Светлой звездой, блеснувшей в этой чуждой ему мгле, явилась дружба с Михаилом Чихачевым, который учился в том же Инженерном училище и, подобно своему юному другу, с детства мечтал о молитве и подвигах. Их дружба затем продолжалась всю жизнь и являет прекрасный образец истинно христианской дружбы, потому что основой ее были не какие-нибудь земные интересы, а единое стремление служить Христу Спасителю и взаимная поддержка на пути этого служения. Они вместе ходили в храм Божий, вместе молились. В годы учения Димитрий Александрович был желанным гостем во многих великосветских домах. Родственные связи ввели его в дом президента Академии художеств и члена Государственного Совета Алексея Николаевича Оленина. В его доме на литературных вечерах Брянчанинов был любимым чтецом и декламатором, а своими литературно-поэтическими дарованиями он приобрел благосклонное внимание А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова и Н. И. Гнедича. Светское общество заманчиво распростирало навстречу Брянчанинову свои объятия, но не смогло уловить его. Не мирскими развлечениями, а молитвой, посещением храма Божия и изучением наук был занят пытливый юноша. Более двух лет провел он в усердном изучении наук, и вот, когда перед миром ума его открылась обширная область эмпирических знаний человеческих, когда изучил он химию, физику, философию, географию, геодезию, языкознание, литературу и другие науки, он поставил перед собой вопрос: что, собственно, дают науки человеку? «Человек вечен и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, — говорит он, — которую я мог бы взять с собою за пределы гроба». Но «науки молчали».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Способности Димитрия Александровича были весьма многосторонни: кроме установленных занятий в науках он с большим успехом упражнялся в каллиграфии, рисовании, нотном пении и даже музыке, притом на самом трудном инструменте, какова скрипка. Выучивая очень скоро свои уроки, свободные часы он употреблял на чтение и разные письменные упражнения, в которых также начинало выказываться его литературное дарование. Наставниками его в это время были профессора Вологодской семинарии и учителя гимназии. Домашним учителем был студент семинарии Левитский, живший в семействе Брянчаниновых. Он же преподавал и закон Божий. Левитский отличался замечательным благонравием и основательным знанием своего предмета. Он так хорошо умел ознакомить своего ученика с начальными истинами богословия, что Димитрий Александрович сохранил навсегда благодарное воспоминание о нем. Жизнь Димитрия Александровича в доме родительском продолжалась до 16-го года его возраста. Этот первый период жизни уже был труден для него в духовном отношении тем, что внешние и внутренние условия домашней жизни не допускали возможности открывать кому бы то ни было заветные желания и цели, наполнявшие тогда его душу. Скрытность перед родителями простиралась до того, что сын не смел в присутствии отца допустить себе иногда самых позволительных поступков или высказать самых требовательных желаний. Доказательством этого служит один весьма обыкновенный, но резко характеризующий семейные отношения случай. Димитрий Александрович купался однажды с родителем своим в речке Талице, которая протекает вблизи села Покровского, и так настудился от продолжительного купания, что дрожал в воде всем телом, несмотря на это, он не посмел выйти из воды прежде отца, даже не дерзнул испросить у него на то дозволения. Это купание так вредно повлияло на его здоровье, что расстроило его на весь век, после него Димитрий Александрович, как он сам признавался, сделался очень чувствителен к простуде. В заключение детского периода жизни автора «Аскетических опытов» весьма назидательно привести собственное его поведание о своем детстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Засадный полк в Зеленой дубраве на Куликовом поле. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 798) Летом 1371 г. в Москву прибыло литов. посольство с целью продлить заключенное в кон. 1370 г. перемирие. На сей раз стороны заключили мир. Дочь Ольгерда Елена была обручена с В. А., в нач. 1372 г. в Москве была сыграна свадьба. Между тем родство между московским и литов. княжескими домами не привело к миру между их представителями. Москвичи не выполнили условий договора лета 1371 г. Поэтому литовцы и союзный с ними кн. Михаил Александрович в апр. 1372 г. напали на Дмитров и Переяславль Залесский, сожгли их посады, ограбили и пленили жителей, а 31 мая 1372 г. правитель Твери нанес жестокое поражение новгородцам - союзникам Москвы у Торжка и захватил город. Назревала новая масштабная война с Литвой и Тверью. Потерпевший поражение Вел. Новгород уже не мог помочь москвичам. В этих условиях Димитрий Иоаннович и В. А. заключили между собой новое соглашение. Последний признавал Димитрия братом старейшим и отцом, т. е. сюзереном, а тот В. А.- «братом молодшим», т. е. вассалом. Правитель Боровска обязывался сохранять в целости все владения вел. князя, не претендовать на них ни при жизни Димитрия, ни после его смерти. Аналогичные обязательства в отношении владений брата брал на себя Димитрий. В. А. должен был помочь Димитрию Иоанновичу восстановить власть на всей территории Владимирского великого княжества. Димитрий, со своей стороны, расширял владения В. А. Ему было передано неск. волостей в бассейне р. Протвы, а самое главное - города Дмитров и Галич и их волости. Со 2-й пол. 40-х гг. XIII в. оба города входили в состав одного княжества, в XIV в. стали центрами самостоятельных княжеств. Как внук галичского кн. Ивана Федоровича по жен. линии, В. А. имел определенные владельческие права на данные города. Учитывая это, вел. кн. Димитрий передал Дмитров и Галич младшему брату. При этом великокняжеская власть не забывала и о своих интересах: ей не нужно было тратить средства на восстановление сожженного тверским князем Дмитрова, кроме того, между В. А., с одной стороны, и тверским и литов. князьями, разорившими не только Дмитров, но и его земли, с другой, возникали неприязненные отношения. В. А. должен был поддерживать сохранение Владимирского великого княжества за московским правителем, ибо его переход в иные руки мог привести к потере Галича, вошедшего в 1363 г. в состав великокняжеских владений. Сплочение князей московского дома, их заинтересованность друг в друге ярко проявили себя в последующее время.

http://pravenc.ru/text/159088.html

В этом договоре всего любопытнее то, что тверской великий князь не позволяет Витовту никакого вмешательства в отношения свои к удельным тверским князьям - знак, что в описываемое время все великие князья в отношении к удельным преследовали одинакие цели, все стремились сделать их из родичей подручниками, подданными. Борис говорит в договоре: " Дядьям моим, братьям и племени моему - князьям быть у меня в послушании: я, князь великий Борис Александрович, волен, кого жалую, кого казню, и моему господину деду, великому князю Витовту, не вступаться; если кто из них захочет отдаться в службу к моему господину деду вместе с отчиною, то моему господину деду с отчиною не принимать; кто из них пойдет в Литву, тот отчины лишится: в отчине его волен я, князь великий Борис Александрович " . Вследствие этого договора тверские полки находились в войске Витовта, когда последний в 1428 году воевал Новгородскую землю. Но по смерти Витовта начинается беспрестанное колебание тверского князя между союзом литовским и московским, причем Борис Александрович сохраняет равенство положения, пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, т. е. тем, что оба сильнейшие князя были заняты внутренними смутами и не имели возможности действовать наступательно на Тверь. Так, дошел до нас договор тверского князя с великим князем Василием Васильевичем и двоюродными братьями его - Димитрием Шемякою и Димитрием Красным. Борис Александрович выговаривает, чтоб московский князь не принимал тверских областей в дар от татар. Оба князя клянутся быть заодно на татар, на ляхов, на литву, на немцев; Борис обязывается сложить целование к Сигизмунду литовскому, объявив ему, что Тверь в союзе с Москвою, и без князя московского не заключать договоров ни с каким князем литовским. Мы видели, что тверской князь, находившийся в близком свойстве с князем можайским, соединился с последним и Шемякою против Василия, но тотчас же и принял сторону его, увидавши, что все Московское княжество против Шемяки; мы видели также, что Борис в награду за помощь выговорил у Василия согласие на брак его старшего сына и наследника, Ивана, на своей дочери Марии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Шли дни, недели, а отец не подымался. Лежал покорно на своей кровати, не страдал, но угасал. Всем это было очевидно. Мы не подымали разговоров. — Мама, — сказал мне Андрюша, — это все они… Дедушку уморили. Как убили Чокрака, он слег. Я и сама так думала. Вообще, с Андреем мы о многом полагали одинаково — быть может, плоть от плоти, да и рос средь нас… В Москве квартиру нашу захватили, и Марфуша неизвестно куда канула. Маркел устроился у Георгия Александровича, на Земляном валу. Я рада была этому. И тоже очень я порадовалась, когда сообщил Георгиевский, что едет к нам. «Надеюсь обменять две старых своих пары у крестьян на хлеб», писал. «И нас с Маркелом это поддержало бы». Я очень улыбнулась, прочитавши. Помнит ли Георгий Александрович, как некогда приезжал к нам, в белых брюках, с Дмитрием, в коляске? Не эти-ль брюки он везет и продавать? Димитрий только что покинул нас, а у коляски утащили все колеса, и безногий кузов заседает безнадежно на земле промерзшей. Но все-таки за ним послали, розвальни, ездила Прасковья Петровна, я же за нее готовила. Она ждала поезда семь часов. В дороге пассажиры вылезали, и Георгий Александрович рубил дрова, потом путь чистили, но — одолели. Георгий Александрович также прямо и невозмутимо заседал на мешке с сеном, как в коляске, и автомобиле сэра Генри. Так же выглажены, и со складкой были брюки. Лишь усы над византийским подбородком побелели вовсе. Обогревшись, и оттаявши, прошел к отцу. — Ну, как вы живете? Отец ответил тихо: — Умираю. Я подошла, поцеловала его в лоб, и поласкала руку — бедную, больную руку с кожей обваренной, мне милой с детства. Он слабо гладил пальцы, и смотрел. Я не забуду взгляда этого. «Ах, я ведь умираю, помоги же, защити». Я обняла его. — Ты нынче много лучше выглядишь. Вздохнул, двинулся на подушке. Георгий Александрович сидел недвижно и рассказывал. На отца глядел с тем же спокойствием, точно какой-нибудь Габиний Марцеллин времен Сенеки наблюдает уход друга, неизбежный. Взор же отца — ко мне. Я его дочь, меня он знает с люльки.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010