20 сентября/3 октября 1904. Понедельник. Была свадьба катехизатора здесь, в Канда, Никона Мацуда; сочетался с Дарьей Оокава, дочерью катехизатора, кончившей курс в Женской школе пред каникулами. По Церквам все благополучно; только проповедь везде малоплодна; внимание всех войною занято, не слушают небесной вести – священники и катехизаторы в письмах постоянно жалуются на это. 21 сентября/4 октября 1904. Вторник. Писал письмо к Санкт-Петербургскому Губернатору, Александру Димитриевичу Зиновьеву, в ответ на его вопросы об обстоятельствах боевой смерти его сына, сотника 2-го Читинского казацкого полка Александра Александровича Зиновьева. В письме перевод выписки, полученной из Военного Министерства, рассказ гвардейца Минамидани, убившего Зиновьева, и перевод выдержки из записной книжки солдата из партии, обделывавшей могилу, выдержки очень трогательной. Всё вместе рисует и Зиновьева, и его противников в весьма добром свете. Письмо пошлется завтра чрез Французское Посольство, из которого мне было доставлено и письмо Зиновьева. 22 сентября/5 октября 1904. Среда. «Japan Daily Mail», не перестающая в каждом номере оплевывать Россию, должно быть, по некоторому застою ныне военных дел, начинает поносить ее с религиозной точки зрения. В сегодняшнем номере, например, угощает ее такими отборными фразами, как: «Россия еще в веке крестовых походов; ее религия – религия Ислама, распространяемая мечом " … «бесполезно рассуждать о таких проявлениях свирепого ханжества (ferocious bigotry)» – и подобное. Бессовестней клеветать невозможно. А Порт-Артур все еще не сдается. Японцы испепелились от нетерпения; даже и «гогвай» перестали выкрикивать; вот уже несколько недель город почти совсем спокоен от этих неистовых криков. Стоит отметить для поучения в будущем, что на самых, по-видимому, надежных японцев нельзя полагаться вполне, а нужно наблюдать за ними, чтобы не напортили. Арсения Ивасава и Ивана Акимовича Сенума, кандидатов, я считал самыми надежными по их преподавательскому в Семинарии делу. Сегодня Сенума приносит ко мне список книг, которые нужно выписать для Семинарии; первым стоит «Догматическое Богословие» Малиновского 20 экземпляров – выписывается как учебник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Так говорят, умирая, великие князья Димитрий Донской и Михаил Александрович тверской в составленных современниками сказаниях о них. В этих словах картина торжественного заседания боярского совета при князе и лучшая политическая характеристика боярина-советника. По условиям русской жизни тех веков он не был ни представителем сплоченного местного общества привилегированных землевладельцев, который в силу этого, независимо от князя, имел политическое значение, ни ученым законоведом с выгодной для князя политической теорией, призываемым на совет в качестве эксперта для разрешения важных государственных и юридических вопросов. Но он большой, «старейший человек» в земле, «старец земский», который, служа то в том, то в другом княжении по личному «ряду» с князем, везде становясь у важных дел, как «нарочитый поставленик» князя, изведал правительственные порядки, приобрел навык в искусстве строить и водить полки, судить и рядить людей. Он правительственный «сведок» и «знахарь», ответственный свидетель и сотрудник князя по делам управления, давший ему слово на том и крест целовавший. Князь слушает его и думает с ним «добрую думу, коя бы пошла на добро», потому что он лучше других знает «добрые нравы и добрую думу и добрые дела», ведает, как князю «безбедно прожити» и «како княжити, чтобы его христианом малым и великим было добро» 96 . Первый князь, умирая, вероятно еще не мог завещать детям вполне устроенного центрального управления, ни постоянных отдельных ведомств, ни постоянной организованной боярской думы во главе их. При дворе его по утрам всегда можно было встретить несколько думных людей, бояр введенных, которым давались временные и случайные поручения по текущим делам и из которых составлялся совет князя по отдельным экстренным случаям; но этот совет не имел ни определенного круга дел, ни постоянного состава. Притом и весь двор князя разбивался после его смерти: старые бояре и слуги отца, с разделением отчины между сыновьями, расходились по дворам молодых князей. Но где жизнь устраивалась, там отверждалось, расчленяясь, и управление: текущие дела, усложняясь, распадались на отдельные постоянные ведомства; случайные и изменчивые поручения превращались в постоянные приказы пока еще только в смысле постоянных правительственных должностей, а не сложных правительственных присутствий и канцелярий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

в баню свою — в письмах из Медвежьей горы Лосевы называли «баней» небольшое строение, которое по освобождении из лагеря они примерно год снимали под жилье. 187 Гистр — сокрашенное название главного инженера строительства (примечание А. Ф. Лосева) 188 Димитрий Александрович — возможна контаминация с именем Дмитрия Андреевича Успенского, начальника отделения строительства, впоследствии начальника Белбаттлага; в годы пребывания А. Ф. Лосева на Беломорканале «гистром», то есть главным инженером строительства, был Николай Иванович Хрусталев. 189 Далее в рукописи отсутствуют две страницы. 190 Далее в рукописи имеется знак вставки, но сам текст вставки не сохранился. 191 А. Е. Варламов (1801—1848), известный композитор, автор романсов и песен, многие из которых стали народными («Красный сарафан» и др.). 192 На этом рукопись обрывается. 193 у меня в Арнольдовском поселке — по разрешению лагерного начальства, а затем и после освобождения Лосевы снимали жилье по адресу: ст. Медвежья гора, Арнольдовский поселок, ул. Фрунзе, д. 10; поначалу это была «банька» (с осени 1932), потом, после отъезда В. М. Лосевой в Москву А. Ф. Лосев примерно месяц (сентябрь–октябрь 1933) занимал освободившуюся комнату в доме квартирной хозяйки Е. Антоновой, где уже была упоминаемая далее «терраска». Часть дома до сих пор сохранилась и занята жильцами. 194 по статье Уголовного Кодекса 58» " — 10–му пункту 58–й статьи Уголовного Кодекса РСФСР 1926 г. соответствовали обвинения в антисоветской или контрреволюционной агитации. 195 у Зубрика Вержбицкого — упомянуты «бывшие вредители», инженеры Проектного отдела Климент Михайлович Зубрик и Константин Андреевич Вержбицкий, изобретательно реализовавшие основную экономическую идею Беломор-строя: повсеместно заменять обычные железные конструкции на хитроумные деревянные, из подручного материала (вроде «косых ряжей»). 196 Ягода Г. Г. (1891–1938) - заместитель председателя ОГПУ (с 1934 г. — председатель), руководил стройкой Беломор-канала. 197 В подлиннике «Семен Васильевич», но далее всюду «Константин Дмитриевич». 198

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

62 И чистая, стремящаяся к Богу душа поняла, что только Он Один может помочь ей, только Он Один всеблагой десницей Своей может указать ей «правый путь, по которому она могла бы направить к Нему невидимое шествие умом и духом, 63 и юноша начал часто со слезами умолять Бога, чтобы Он «не предал его в жертву заблуждению». Всеблагий Бог , «хотящий всем человекам спастись и придти в познание Истины» услышал горячую молитву Своего будущего служителя и осветил яркой путеводной звездой «многотрудный и многоскорбный; тесный, невидимый путь ума и сердца его к Богу». От горнего престола Божественной Милости и Премудрости ниспослано было, рано почувствовавшему тленную суету мира юноше, «нетленное сокровище, наставляющее, в блаженную вечность», «основной камень для духовного созидания его души»: ему внезапно предстала мысль, к которой сердце устремилось, как в объятия друга. «Эта мысль внушала изучить веру в источниках – в писаниях Св. Отцов. Их святость, говорила она ему, ручается за их верность; их избери себе в руководители». 64 Повинуясь этой мысли и найдя способ получать сочинения Св. Отцов, он с жадностью начал читать их, глубоко исследовать; прочитавши одних, брался за других, читал, перечитывал, изучал... Что же прежде всего поразило Димитрия Александровича в писаниях Отцов православной Церкви? – Их согласие, согласие чудное, величественное! Это согласие, это дивное, гармоническое единство произвело необычайное впечатление на его жаждущую Истины и стремящуюся к ней душу, и много лет спустя (в 1847 году),он так поэтично выразил свое настроение, вызванное этим единогласием: «Когда в осеннюю ясную ночь гляжу на чистое небо, усеянное бесчисленными звездами, столь различных размеров, испускающими единый свет, тогда говорю себе: таковы писания Отцов. Когда в летний день гляжу на обширное море, покрытое множеством различных судов с их распущенными парусами, подобными белым лебединым крылам судов, бегущих под одним ветром, к одной цели, к одной пристани, тогда говорю себе: таковы писания Отцов! Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания Отцов!» 65 В писаниях Отцов православной Церкви будущий поборник Православия нашел повторенное всеми Отцами учение, что единственный путь к спасению – последование неуклонное наставлениям Св. Отцов, которые говорят человеку: «Видишь ли ты кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов – знай, он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов, из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви; им она, как бесценным имуществом, препитывает чад своих». 66

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Весельчак, говорун, с душой нараспашку, никогда прежде не раздумывавший над религиозными вопросами и имевший «весьма темное понятие о вере», Миша Чихачов, как отмечает, он сам в своих «Записках», «ни в нраве, ни в благочестии, ни в склонностях», не был похож на серьезного, задумчивого углубленного в себя Дмитрия Брянчанинова, «привыкшего дома к строгой нравственной жизни и к набожности». Но Господь, Ему Единому ведомыми судьбами, соединил на всю последующую жизнь теснейшими узами истинной угодной Ему дружбы этих двух людей, по-видимому так непохожих, один на другого, слил их вместе в столь редкое на земле, «единодушие и единомыслие», в чем Чихачов прозревал впоследствии «смотрение Божие, приводящее его на путь покаяния». 75 «Необычайная чистота души, как бы озаряющая своим немеркнущим светом всю благообразную привлекательную наружность молодого Брянчанинова и налагающая на него отпечаток чего-то «особенного», невольно привлекала Чихачова «говорить с ним о вере и быть с ним в близких отношениях», и, не надеясь подружиться с этим замкнутым, серьезным юношей, Миша все же тянулся к нему всем своим сердцем, ибо в глубине этого сердца, под грубой корой земляности, таился никому не заметный живой родник той же беззаветной искренней любви к Всемогущему Создателю, той же несокрушимой веры в Него и непоколебимой надежды, целое море которой было в душе его молодого товарища. И Димитрий Александрович, который впоследствии отличался редким умением распознавать людей и обладал даром, как бы, читать внутренними очами в книгах их душ, увидел в Чихачове родного и близкого себе по духу человека и понял, что его долг – пробудить от сна эту спящую душу, вывести ее из темницы, привести ее к её истинному источнику – Богу. Однажды, слушая веселую болтовню Чихачова, Брянчанинов прервал его словами: «Будь ты христианином!» – Я никогда не был татарином, возразил ему недоумевающий товарищ. – «Так, но надо это слово исполнить делом и углубиться поприлежнее в него». – Согласен и на то, отвечал Чихачов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В первый день сентября я простился с ним, а на другой день он писал мне: «Еще раз прощаюсь с вами, почтеннейший и любезнейший о. архимандрит, прося вашей памяти, благословения и молитв. Мне больно было расставаться с вами вчера по чувству преклонности лет моих и неизвестности вашего будущего назначения. Но Господь Иисус всем нам путь, и истина, и живот и тихим да будет пристанищем. Прилагаю здесь статью мою о Карамзине для Москвитянина 114 . Из приписки изволите усмотреть, отче, чего надеюсь и чего требую от редакции. Благоволите принять на себя и это поручение. Я еду завтра утром. Жена моя прощается также с вами заочно, но от души. Она пришлет вам завтра письмо к её высокопревосходительству баронессе Фредерикс, или же по почте отошлет. А вам советую побывать у этой доброй христианки, которая будет предуведомлена о вас. Если признаете полезным, я напишу и к графу Николаю Александровичу от себя. Во всяком случае, пишите нам из столицы. Приют. Сентября 2. 1846 года. Χαρε ν Κυρ 115 Вам преданный А. Стурдза». Сентября 4 дня приехал в Одессу из Константинополя благонамеренный о Христе юноша грек, Димитрий Гумаликов, и я представил его в здешнюю семинарию и поручил вниманию и руководству наставников. Слава Господу за сие доброе дело! В 23-й день Сентября подарены мною Одесскому обществу истории и древностей 550 монет греческих, римских, персидских и др., в числе коих золотых 7, серебряных 109 и медных 434, и разные египетские древности, между коими особенно замечательны: мумия женщины из катакомб Фивских и большой свиток папируса, исписанный внутри, с глиняной печатью на нем, из тех же катакомб. Общество с благодарностью приняло это усердное приношение мое. А я чувствовал в себе чистую радость от того, что по возможности услужил знанию. 25, Середа. Одесса 116 . Всему есть свое время: и покою, и движению. Покой мой прекратился. Спешу действовать в средоточии власти. Господи, благослови меня и управи путь мой. 117 Сегодня вечером я выехал из Одессы. Этот город есть как бы солнце, около которого суждено мне вращаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Постановка этих школ в Подольской епархии, за последнее время, прочна и плодотворна. Преосвященный Димитрий, весьма внимательно относится к делу преподавания в церковных школах; всегда он при посещениях своих, экзаменует школьников и отмечает трудящихся с особенной ревностью, в этом великом деле, учителей. Юные питомцы церковной школы почти всегда встречают и окружают преосвященного при его посещениях приходских церквей; они встречают его пением, они же составляют из себя хоры для пения при архиерейском служении в сельских храмах. Такое участвование (т.е. пением), в церковной жизни юного поколения, представляет здесь, вообще, в высшей степени отрадное явление, имеющее иногда, свои характерные особенности. Так, в описании посещения с. Михаловцов, замечается: « К встрече преосвященного, хотя и неожиданной, собралось в Михайловской церкви, огромное количество прихожан. При рассмотрении документов, всё было найдено в надлежащем порядке; между документами находился богослужебный журнал для записи мальчиков (учеников церковно-приходской школы), читавших при богослужении, с отметками достоинства чтения. Заведение подобных журналов – дело весьма похвальное. Из богослужебного журнала с. Михайловец видно, что и под праздник Пасхи, чтение Апостольских Деяний, было распределено между школьниками. Из богослужебного журнала (причтового), с удовольствием было усмотрено, что Михайловский причт совершал богослужения в течении всей пасхальной недели». 15 В описании посещения с. Боровки, читаем: «По окончании всенощной, преосвященный испытывал учащихся в церковно-приходской школе с. Моевки (имение г. Маньковского). Эта школа, благодаря щедрому вознаграждению от г. Маньковского, (выдаётся по 300 р. жалованья), имеет учителем студента семинарии (В. Лосятинского). Незначительная она, по количеству учащихся, но в учебном плане поставлена хорошо; ежегодно из неё бывали выпуски мальчиков с льготными по воинской повинности свидетельствами. После испытания моевских учеников, были испытаны в знании Закона Божия, учащиеся в местном народном училище (в коем обучалось более 50 детей); ответы этих были хорошие, видно, что и учитель, и законоучитель, (священник Пётр Смерчинский), с усердием занимались в школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

И живёт при том один, а семья его проживает в другом приходе, ввиду чего и новоназначенный священник обращается к Епархиальному начальству о перемещении его в другой приход. Строительный комитет нашел в Габжиевке причтовые помещения весьма ветхими и признал необходимым заменить оные новыми, но ни причт, ни прихожане, по причине низкой цены (1400 р.) на причтовые домостроительства, не принимают на себя обязательства строить новые. В других приходах, к ассигнуемой нормальной цене (1400 р.), прихожане прибавляют от себя недостающую сумму, или же безмездно, трудом, облегчают постройку церковных домостроительств, но в Габжиевке, некоторые из недовольных на прежнего священника, отклоняют и тех, которые решились бы взять на себя подряд на постройку домов для причта. По стенам церкви много освящённых изображений, но они, от времени и небрежного содержания церкви, потускнели и требуют возобновления». 13 « Прихожане Кукавской церкви (с. Кукавка), – читаем в другом месте описание посещений пр. Димитрия – слишком равнодушно относятся к своему храму, мало заботятся о благолепии оного, хотя довольно зажиточны. Кроме того, по заявлению настоятеля, они имеют до 6000 руб. своего запасного капитала, но неохотно жертвуют на содержание и ремонт храма, в 1893 году, священнику с большим усилием удалось выхлопотать 200 р., из коих 180 р. употреблены на покраску церкви, а остальные, на исправление ограды. Священник предлагал прихожанам выстроить сторожку на церковном погосте, но прихожане не только не отнеслись сочувственно к его заявлению, но даже воспрепятствовали этому, и в настоящее время, думают разобрать начатое здание церковной сторожки, а между тем, в церкви, кроме драгоценных икон, много дорогих вещей, пожертвованных графами Морковыми и другими землевладельцами». 14 Неблагоприятные условия и обстоятельства, подобные вышеуказанным, тем более рельефно выделяют значительные успехи пастырей – борцов православия и ревнителей церковного просвещения. Усилия этих ревностных пастырей приносят благие плоды, особенно в среде юного поколения – питомцев церковных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

По настоянию князя во Владимиро-суздальской Руси исчисление произошло спокойно, и Александр поспешил в Орду, чтобы склонить на милость хана, довольного послушанием русских людей и их князя. Но в Орде решено было подвести под число и Великий Новгород, где особенно сильно была развита ненависть к поработителям Руси. Зная о таком возбуждении новгородцев, великий князь с тяжелою, озабоченною думою возвращался на родину. И его опасения оправдались. Как только в Новгороде услышали о готовящейся переписи, в народе началось брожение, начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию. Новгородцы не хотели согласиться на перечисление и потому, что Новгород не был завоеван татарами, и многим казалось, что уже поэтому татары не имеют права распоряжаться над областью святой Софии так, как хотят. «Умрем за святую Софию и за домы ангельские (св. обители)», – раздавались клики на улицах города, и горожане готовились к восстанию. Александр Ярославич, чтобы предотвратить от Новгорода страшную татарскую месть, поспешил сюда. Он надеялся, что новгородцы послушают его благоразумного совета. Но еще до приезда князя в городе начались несогласия: в то время, как чернь хотела бороться против татар, богатые люди предпочитали уплатить требуемую дань, чтобы не раздражать и татар, и великого князя. Александр Ярославич воспользовался этим и своею твердостью успел склонить новгородцев на перепись. Однако появление татарских чиновников и злоупотребления, которые происходили во время переписи не только от татар, но и от зажиточных новгородцев, снова возбудили движение в Новгороде. Сторону волновавшихся принял на этот раз и новгородский князь Василий Александрович, но, боясь отца, он убежал в Псков. Благоверный князь Александр приказал схватить непокорного сына и, лишив его новгородского княжения, отправил в Суздальскую Русь. Были строго наказаны и зачинщики мятежа, а так как и после этих строгих мер новгородцы не хотели успокоиться и согласиться на ханские требования, то благоверный князь Александр вместе с татарами немедленно оставил Новгород, предоставляя самим новгородцам считаться с гневом хана. Отъезд великого князя подействовал сильнее всяких убеждений: новгородцы смирились, приняли ханских чиновников, и таким образом разгром Новгорода татарами был предупрежден.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Здесь была необыкновенная зима, а теперь наступила необыкновенная весна: и холодно и очень грязно. По этой причине я не мог еще выехать для обозрения Епархии. Принимаю лекарство, которое гонит золотушные мокроты, но вместе с тем держит в довольно трудном положении. Призывая на Тебя и твое семейство благословение Божие, с чувствами сердечной преданности остаюсь навсегда Тебе преданнейший брат   Епископ Игнатий. 20 апреля 1859 г. Любезнейший Друг и Сестра Елизавета Александровна! Письмо Твое от 8-го июня я получил, и искренно поздравляю Тебя с устроением дочери твоей, которую да благословит Милосердый Господь благословением Свыше; поздравляю также и с сыном Камер-пажем. Передай мое усерднейшее поздравление Димитрию Тихоновичу: Бог видимо благословляет его в детях его. Теперь Ты свободна, и на свободе можешь чаще и больше молиться Богу о себе и детях твоих. Чтоб молитва твоя о детях была услышана Богом, надо, чтоб Ты была ближе к Богу. Подобно земным царям Царь Небесный наиболее внимателен к Своим приближенным. Тот делается приближенным Богу, кто часто с сердцем сокрушенным и смиренным молится Богу. Бог вездесущ. Всякое место одинаково близко к Нему, и на всяком месте Он может явиться человеку: место, на котором Он обыкновенно является, есть сердце сокрушенное и смиренное. Он и производит присутствием Своим умиление в сердце. В настоящее время я нахожусь в Тамани, городе моей Епархии, между морями Черным и Азовским. Для купанья в море я еще не созрел, а принимаю на дому подогретые морские ванны. Здоровье мое восстанавливается: оно так было расстроено, что только ныне летом я мог ощутить пользу от прошлогоднего лечения на минеральных водах; в течение зимы очень ломало. И теперь ванны сильно действуют; оттого, кажется, и пишу так дурно. Глаза мои лучше, но в них чувствую брожение, а в руках трясение. Брат Петр Александрович лечится в 60-ти верстах от меня на грязях Темрюкских и чувствует от них большую пользу. Это очень сильное и тяжелое лечение: мне оно не под силу. Будь здорова и благополучна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010