Сильным отвлекающим средством для народа от посещения им адвентистских собраний явились, без сомнения, веденные приезжими и местными миссионерами, начиная с 14-го и по 18-е число включительно, публичные беседы в трех отдаленных один от другого пунктах города: в аудитории Крестовоздвиженской церкви на Пересыпи, в Рождество Богородичной церкви на Слободке-Романовке и в городской аудитории. Народа с каждой беседой прибавлялось все больше и больше, так что последние беседы были очень многолюдны. Все с понятным нетерпением ждали бесед миссионеров с адвентистами. Но когда ревнители православия, явившись в собрание съезда сектантов, сделали им предложение вступить со мною в публичное собеседование в городской аудитории, вожаки адвентистов после совещания передали мне через братчиков записку с следующим лаконическим ответом: «Смотри Неемии 6; 3». В этом стихе читаем следующее: «Но я послал к ним послов сказать: я занят большим Делом, не могу пойти: дело остановилось-бы, если бы я оставил, его и пошел к вам»... Чтение в аудитории этого лицемерно-малодушного ответа вызвало в народе целую бурю восторга: ведь для всех было очень понятно бессилие защитить свое лжеучение тех, кто по-за углами проповедует его темным и «неутвержденным в вере» людям. Последняя беседа, веденная мною в городской аудитории 8-го числа, против адвентистов, до 10 душ из которых молча, присутствовали на ней, закончилась могучим пением многочисленного народа молитвы за Царя и троекратного многолетия тому, кто уже не раз, особенно в годину тяжелого испытания для миссии (1905 г.), высказал ей свою любовь и просвещенное благопопечение не только словом, ни и делом – высокопреосвященному Димитрию, архиепископу Херсонскому и Одесскому, приславшему еще в начале съезда из Петербурга следующую ободряющую миссионеров телеграмму: «Призываю благословение Божие на собравшихся миссионеров сразиться с наступающими врагами Церкви». Желание Архипастыря исполнилось: враги Церкви, не приняв даже сражения, постыдно бежали, ничего не успев в замыслах своих против чад её, ибо встретили в Одессе прочно сорганизованную боевую миссионерскую дружину, проникнутую бодрым желанием всегда и везде стать, когда нужно, на защиту Христовой истины от врагов её.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Расположение и покровительство, оказываемые Вашим Высокопреосвященством монашеству, Ваше усердие и ревность к поддержанию его и к возведению в преуспеяние, предначертанное церковным преданием, внушили мне дерзновение представить взорам Вашим составленную мною книгу. Экземпляр её, равно как и записку о местах продажи по цене её – цена назначена книгопродавцом, отпечатавшим книгу на свое иждивение – представит Вашему Высокопреосвященству мой родной брат, Петр Александрович Брянчанинов. Может быть благоугодно будет Вашему Высокопреосвященству, по рассмотрению книги, оказать Архипастырское содействие к распространению её в монастырях епархий Ваших. Испрашивая себе Ваше Архипастырское благословенье и поручая себя Вашим Святительским молитвам с чувствами глубочайшего почтения и совершенной преданности, имею честь быть Вашего Высокопреосвященства милостивейшего Архипастыря и Отца. 263. Письмо к Мельникову Милостивейший Государь, Димитрий Алексеевич! За посещение Ваше в Ставрополь не могут заплатить личным приходом к Вам. Прихожу моею книгой. Примите её с любовью и в минуты свободы заглядывайте в неё. Эта книга – книга самовоззрения. Книга возвещает христианство не извне – из исследования человеком самого себя. Все земные положения срочны. Земная жизнь наша – школа, в которой мы должны приготовиться к вечности. Неупражнение во всякой науке служит причиной незнания её, и близкая к нам вечность становится в бесконечную даль, облекается в глубокий мрак для тех, которые, не рассматривают её. В изучении всякой науки требуется, чтобы изучение было правильным; без этого приходим к пустым или ложным результатам: точно так и в изучении христианства, необходима правильность; без неё человек непременно уклонится в многообразное заблуждение там, где господствует истина нет места для запечатленных ложью. Желая Вам благ временных, еще более желаю благ вечных. С чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности, имею честь быть Вашего, Высокопревосходительства. 264. Письмо к князю Горчакову

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Под пушечной обоюдной стрельбой два дни войска его покушались всходить на стены, но всегда сильно были отбиваемы. Между тем узнал он, что сзади его приближаются уже Московские и Новгородские войска. Сие заставило его не медля отступить от города и дабы затруднить переход помянутым войскам, сжег он на реке Черех мост, а сам опять на Бродах перешел за Великую реку. Как скоро пришла вспомогательная сила, то по прежней своей дороге удалился он вовсе от Пскова на 30 верст, но Воеводы Московские Даниил Васильевич Щеня и Василий Васильевич Шуйский, не теряя времени, соединились со Псковскими войсками, поспешили вслед ему и обошли его за Изборском. Там сентября 13 встретились они с ним при озере Смолине на Могильнике. В целый день четыре раза окружали они неприятеля, который однако же каждый раз пробивался. Наконец Плетенберг употребил военную хитрость, показав вид, будто- бы уклоняется от сражения и бросает Свои обозы. Русские ратники безрассудно бросились тотчас на обозы для добычи, перерубили всех обозных Чухонцев, а при грабеже начали даже драться и между собою. От сего всех почти полков ряды расстроились; многие вышли из повиновения, и когда Псковской Князь Иван Иванов Горбатой начал своих разбежавшихся по кустам загонять в строй, то они обругали даже его и дали ему прозвище опремом и кормихном. А между тем Плетенберг открыв сильную стрельбу из артиллерии, смутил еще более Русские войска, которые в беспорядке наскакивая на его стройные ряды, сами от них падали толпами. Между ними пали также на поле сражения храбрые Русские вожди, Князь Федор Александрович Кропокин, Григорий Димитриевич Давидович, Юрий Тимфеевич Юрлов и многие дети Боярские. Наконец Русские устроились, напали дружно и отбили неприятеля с великим уроном. 1500 человек его пехоты совершенно рассеяны, а около 400 положены на месте. Наступившая уже ночь заставила разойтись обе стороны. Лифляндские Летописи приписывают все преимущество и победу своим, считают всего бывшего тогда нашего войска, кроме 30 тысяч Татар, одних Русских 90, а иные до 100 тысяч, из коих якобы побито 40 тысяч, а своих только 400 пехоты и нескольких конных с немногим числом Офицеров, и говорят, что таковая потеря принудила Русских отступить, а Орденмейстеровы войска якобы на месте сражения три дня отдыхали, от усталости не в силах будучи преследовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Дорогой отец Димитрий, – писал Н.А. Бердяев . – Меня очень тронуло Ваше письмо. Я привык к тому, что меня часто плохо понимают и бывают невнимательны к моей мысли. Отрадно было услыхать обратное, отклик на некоторые свои заветные мысли. А я высказал свою заветную мысль, хотя слишком кратко и, наряду с более раскрытыми мыслями, вторичного значения» 52 . Особая душевная чуткость и способность к глубокому пониманию мысли собеседника, отмеченные в этом письме Николаем Александровичем, подтверждаются многочисленными свидетельствами, из которых наиболее ярким являются собственно письма о. Димитрия, в которых он отвечает на переживания близких и делится своим мыслями. Ниже приводятся фрагменты из переписки о. Димитрия с разными лицами в 30–40-е гг. Письма Дмитрия Клепинина к С.С. Шидловской 1 июля 1930 г. – 25 марта 1931 г. Примечание Софьи Сергеевны Вернувшись из Америки, Дима говорил со мной о своей любви ко мне. Я просила его подождать, чтобы я смогла проверить себя. Уехала я в летний лагерь РСХД, которым заведовала, и Дима писал мне. Осенью 1930 года я опять встретилась с Никитой Куломзиным, с которым была дружба с детства. А он неожиданно получил место в Африке и уехал туда. Все было неясно. Я чувствовала себя очень виноватой перед Димой, а ему было очень тяжело, и душевно и материально, и здоровье его было плохо. 1 .7. 1930 Дорогая Соня! Сегодня у меня праздник – Ваше письмо. Большое спасибо! Все последние дни жил одной мыслью получить его и узнать, что с Вами все О. К. Сегодня я ночевал не дома и, придя домой, не нашел Вашего письма, и от этого скис и не хотел браться за работу, но, пересилив себя, вышел из дому в типографию, и внизу у консьержа получил Ваше письмо, которое было моей наградой за преодоление кисельности. Я рад, что знаю, когда Вы молитесь, буду стараться молиться в то же время, а если не смогу, то где застанет меня этот час. По случаю 1 августа, хоть на меня не напали коммунисты, но напали родственники, у которых ночевал, и потребовали ключи обратно за позднее возвращение домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели нашя душевныя и телесныя язвы, грехом же нашым прощение и дешевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство и душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Февруариа 11. Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому. Из акафиста О священная главо, предивный чудотворче, преподобне и богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви нам смиренным и грешным многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших не имамы дерзновения ко Господу, просити Его даров нам благопотребных, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем, и просим: умоли нам от Его благости вся, яже на пользу душам и телесем нашым: веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, во благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и да не во зло обратим дары Его, но во славу имени Его святаго и в прославление твоего о нас ходатайства. Испроси, угодниче Христов, у Царя царствующих и Господа господствующих, благочестивейшему, самодержавнейшему, великому государю нашему, императору Николаю Александровичу всея Россиии здравие, долгоденствие, на враги же победу и одоление, и всему богохранимому царству его тишину и благостроение. Не забуди, чудотворче святый, милостивно присещати град твой и обитель твою и вся грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякаго зла.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Немцы-рижане, феллинцы, юрьевцы, услыхавши о таких сборах, отправили в Новгород послов, которые объявили гражданам: «Нам с вами мир, переведывайтесь с датчанами-колыванцами (ревельцами) и раковорцами (везенбергцами), а мы к ним не пристаем, на чем и крест целуем»; и точно – поцеловали крест; новгородцы, однако, этим не удовольствовались, послали в Ливонию привести к кресту всех пискупов и божиих дворян (рыцарей), и те все присягнули, что не будут помогать датчанам. Обезопасив себя таким образом со стороны немцев, новгородцы выступили в поход под предводительством семи князей, в числе которых был и Довмонт с псковичами. В январе месяце вошли они в Немецкую землю и начали опустошать ее, по обычаю; в одном месте русские нашли огромную непроходимую пещеру, куда спряталось множество чуди; три дня стояли полки перед пещерою и никак не могли добраться до чуди; наконец один из мастеров, который был при машинах, догадался пустить в нее воду: этим средством чудь принуждена была покинуть свое убежище и была перебита. От пещеры русские пошли дальше к Раковору, но когда достигли реки Кеголы 18 февраля, то вдруг увидали перед собою полки немецкие, которые стояли как лес дремучий, потому что собралась вся земля немецкая, обманувши новгородцев ложною клятвою. Русские, однако, не испугались, пошли к немцам за реку и начали ставить полки: псковичи стали по правую руку; князь Димитрий Александрович с переяславцами и с сыном великого князя Святославом стали по правую же руку повыше; по левую стал другой сын великого князя, Михаил, с тверичами, а новгородцы стали в лице железному полку против великой свиньи и в таком порядке схватились с немцами Было побоище страшное, говорит летописец, какого не видали ни отцы, ни деды; русские сломили немцев и гнали их семь верст вплоть до города Раковора; но дорого стоила им эта победа: посадник с тринадцатью знаменитейшими гражданами полегли на месте, много пало и других добрых бояр, а черных людей без числа: иные пропали без вести, и в том числе тысяцкий Кондрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Значение этих поездок моих в места земного пребывания Епископа Игнатия – и в отношении оживления впечатлений, и со стороны ознакомления с архивным материалом – весьма понятно, достаточно отмечено в моей книге и, в виду краткости времени и из опасения чрезмерно утрудить ваше внимание, может быть оставлено без дополнительных пояснений. С особой и постоянной признательностью автор исследования о Епископе Игнатии Брянчанинове хранит благодарную память о родном племяннике Святителя – сенаторе Н.С. Брянчанинове, передавшем в распоряжение автора значительную часть семейного архива, благодаря чему возможным оказалось существенное восполнение материла для изображения личности Святителя Игнатия и напечатание, с разрешения Н.С. Брянчанинова, некоторых, ещё доселе неизданных, сочинений Епископа – подвижника. При изучении морально-аскетических воззрений Епископа Игнатия я имел ввиду полное собрание сочинений Святителя в издании И.Л.Тузовский и те рукописные труды его, которые я в подлиннике получил в бумагах сенатора Н.С. Брянчанинова, или нашёл в архивах Кавказской Консистории и Троице-Сергиевой Пустыни. Общая и основная идея, которая руководила мной на всё время моего труда, являлась для меня господствующей в личности и воззрениях Святителя Игнатия, есть идея душевного спасения, как величайшего блага и радости жизни христианина. Идея спасения, как величайшее благо и радость христианина, – вот, по нашему мнению, главная мысль всех творений Святителя Игнатия, вот – главное содержание его подвижнически настроенной души за всё немалое время его многоболезненной и многотрудной жизни, вот – господствующий тон его жизни и деятельности, его личности и морально-аскетических воззрений. Идея эта, вложенная в природу человеческую Богом, возгретая и усиленная в душе Димитрия Брянчанинова, святыми тайнами крещения и миропомазания, нашла своё выражение, очевидное для окружающих, ещё в пору его благочестивого и чистого детства в родном доме села Покровского, когда он стал живой совестью для своих братьев и сестёр, справедливо убеждённых, что всё, что посоветует Митенька, хорошо, а всё, что он не одобряет, почему-нибудь да худо; когда его чистая и правдивая душа переживала святую радость Богообщения в сосредоточенной молитве под шум деревьев Брянчаниновского сада или под звуки церковных песнопений в родном Покровском храме, и в размышлениях о том, как человеку построить свою жизнь богоугодно, как спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Sokolov...

Он напоминает им о многих видениях, в которых Бог уже ясно свидетельствовал свою к ним милость, указывает им на небесное блаженство, ожидающее их в будущем, и, наконец, решительно предсказывает им в предстоящей битве явную божественная помощь. «Ободритесь, – говорит он им, и будьте благоразумны, ибо Господь пошлет легионы святых своих, которые отомстят за вас врагам вашим. Сегодня вы увидите их своими глазами, и когда придут они, не страшитесь их ужасного шума». Битва была тяжёлая. Несмотря на всю храбрость и стойкость христианских воинов, неприятель подавлял их своей многочисленностью. Турки слетелись в великом множестве, как навозные мухи, и сколько их не убивали, их становилось всё более. В это самое время, спускаясь с соседних гор, показалось многочисленное воинство одетых в белое воинов, знаменосцами и предводителями которых были, как говорят, св. Георгий, Маврикий и Димитрий. Епископ Адемар первый увидел это чудесное войско и закричал громким голосом: « О воины, вот идет помощь, которую обещал вам Бог!» 186 . Само собой разумеется, что христиане ободрились, среди турок распространился трепет и ужас, и победа крестоносцев была блестящая. Во время последнего приступа к стенам Иерусалима опять дело не обходится без сверхъестественного содействия. Мусульмане так упорно и искусно защищали свои укрепления, что все усилия осаждающих оказывались тщетными. К половине дня крестоносцы утомились настолько, что даже пришли в совершенный беспорядок и стали предаваться отчаянию. Некоторые из начальников начали уже совещаться о том, чтобы отвести от стен осадные машины, из которых одни были поломаны, а другие пострадали от огня. Одним словом, неудача была полная, и приступ нужно было считать отбитым. В это именно время, « в минуту такого изнеможения наших, – повествует Раймунд Ажильский 187 , – и торжества врагов, проявилась среди нас милосердие Божие, которое печаль нашу превратила в радость» , а именно: с Масличной горы явился какой-то неизвестный чудесный рыцарь с блестящим, сверкающим щитом; он махал этим щитом, указывая на город и как бы приглашая осаждающих продолжать их усилия и ворваться за укрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

—82— ности, по своим достоинствам приближающиеся к образцовым изданиям древних авторов 1723 . В сфере истории Египта неоцененные услуги науке оказали современные исследователи Бристэд (см. выше) и Эд. Мейер. Последний, превосходно владея и археологическим материалом, удачно разрешил сложные и запутанные вопросы египетской хронологии (Aegypt. Chronologie, 1904; Nachtrge z. g. Chronol. 1907; французский перевод первого труда, сделанный Л. Moret, появился в 1912 г.), а І-ый том его Истории древнего мира (Geschichte des Altertums) в новом издании (второе вышло в 1909, третье в 1913) – представляет собой кодификацию современного востоковедения, дающую, вместе с тем, глубокую и всестороннюю картину культуры древнего Востока 1724 . Наряду с такой интенсивностью египтологических исследований, характерную черту современной египтологии составляет ее экстенсивность, т. е. внешний рост и умножение очагов, в коих эта наука культивируется. Возникают новые ориенталистические институты (например, Institut d’archéologie orientale, 1888; Deutsche Orientgesellschaft, 1900; Deutsches Institut für âgypt. Altertumskunde,1907), учреждается ряд новых кафедр египтологии, и не только в крупных университетах (Лион, Геттинген Гейдельберг), но и во второстепенных (Бреславль, Кенигсберг), предпринимаются новые капитальные издания, снаряжаются археологические экскурсии, создаются роскошные музеи и умножаются частные коллекции египетских древностей. Глядя на громадный прогресс, сделанный египтологией за последние десятилетия, нельзя не преклоняться перед самоотверженной деятельностью ее пионеров: не легок был тот путь, который они проложили. Но беспокойный, вечно мятущиеся ум человеческий, в своем неуклонном стремлении к светочу Истины, не остановится, нужно надеяться, на достигнутых результатах. И скоро, быть может, мы станем свидетелями еще более пышного расцвета нашей юной науки, науки грядущих поколений. P. S. Поправка. В мартовской книге «Богословский Вестник» за 1915 г. на с. 594 в жаргонной фразе, по недосмотру, напечатаны подстрочные вокалы, которых не должно быть. Хилков Д.А., кн. Письма князя Димитрия Александровича Хилкова 1725 /Сообщил М.А. Новоселов//Богословский вестник 1915. Т. 2, 5, с. с. 84–109 (2-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но недолго пришлось быть в недоумении. Скоро начался суд, продолжавшийся почти целый месяц – с 10 июня по 5 июля (по нов.ст.) 1922 г. Исход его известен. Этот месяц суда был в высшей степени тяжел морально. Июль 1928 г., дача, деревня Черново. Воспоминания " смертника "   Пояснение С 10 июня по 5 июля (нов.ст.) 1922 г. в Ленинграде происходил громкий процесс " церковников " во главе с митрополитом Вениамином. Судили до ста человек, главным образом – священников, но были и миряне – мужчины и женщины. Судили в военном трибунале по делу о неотдаче церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, но по статье 62-й Уголовного Кодекса, обвиняя в контрреволюции – " в содействии международной буржуазии в целях низвержения Советской власти " . Обвиняемые были присуждены к различным наказаниям. Между прочим десять человек были присуждены к расстрелу, а именно: митрополит Вениамин, еп. Венедикт, Ковшаров, архимандрит Сергий (Шеин) – из профессоров правоведения и член Государственной думы, Ю.П. Новицкий, прот.Л.К. Богоявленский, бывший настоятель кафедрального Исаакиевского собора, прот.Н.К. Чуков, бывший настоятель Казанского собора, Николай Александрович Елачич, бывший секретарь Государственного совета, Димитрий Флорович Огнев, бывший сенатор последнего времени, и я, Чельцов Михаил Павлович, бывший настоятель Троицкого Измайловского собора и председатель Петроградского Епархиального совета. Главным основанием для суда и осуждения было выдвинуто то, что вышепоименованные лица были членами Правления Общества приходских советов Ленинграда, т.е. входили в организацию хотя существовавшую легально, но обратившую свою работу в деле отдачи церковных ценностей будто бы во вред Советской власти. Меня все время трактовали тоже как члена Правления, хотя всем, и судьям в том числе, хорошо было известно, что членом Правления я не был и все время стоял в открытой оппозиции сему Правлению; приплели же меня, как близкого по своей общецерковной работе к митрополиту и видного протоиерея. После произнесения приговора, нашими защитниками была послана в Москву кассация на приговор, оставленная Москвой без последствий, а нашими родными посланы ходатаи в Москву во ВЦИК с просьбами о нашем помиловании. Ездила туда и моя дочь, семнадцатилетняя девочка Аня, с одной моей знакомой дамой – бывшей начальницей одной женской гимназии, где я был долгое время законоучителем. Ответ из Москвы пришел только в начале августа, а нам был объявлен 14 августа. Все это время, т.е. с 5 июля по 14 августа – эти сорок дней мы находились как " смертники " в ожидании известий из Москвы, окончательно решающих наше дело: расстрелять нас или нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010