—373— кова и служат вместе с ним в Археографической Комиссии. Представление о награждении хромоздателя нашего Алексея Васильевича 2378 дня три тому назад поступило к Обер-Прокурору, но еще не доложено ему директором. Письмо Вашего Высокопреподобия к Графу Димитрию Андреевичу 2379 было-бы теперь весьма благовременно. Говорит Иван Александрович, 2380 что Графом Государю это дело может быть доложено или вскоре, так как он вскоре должен иметь доклад у Государя, или же пред Пасхою. Представление о награждении наших академических наставников, не имеющих духовного сана, получено в Канцелярии Обер-Прокурора и будет подлежать рассмотрению в великий пост с тем, чтобы быть внесенным или в пасхальный список, или же направленным по обычному пути в Комитет Министров. О лицах священного сана представление, говорит Иван Александрович, должно пойти мимо его Канцелярии прямо в Синод. Рассмотрение и там бывает в великий же пост. Слух о ревизии Академий, по собранным мною сведениям, совершенно не имеет основания. И.А. говорит, что никаких ревизий Академий быть не может, как нет никаких ревизий Университетов. Наши дела идут обычным, медленным путем, и конца еще не видно. Дело о цензуре 2381 на днях доложено в Синоде и прошло. Синод согласился с выводами, с мотивами же, помещенными в начале, не согласился. Я не имел этого доклада. Вашему же Высокопреподобию, без сомнения, ясно и известно – в чём состоят выводы и мотивы. Препровождают во II-e Отделение и командируют туда Ивана Александровича для объяснений. Конец и этого дела, вероятно, еще далек. – Говорят, при рассужде- —374— ниях в Синоде была речь и о том, чтобы наши цензора, сколько их будет состоят при общей светской цензуре, были рясоносцы. Если бы не пришлось мне писать Вашему Высокопреподобию на сырной неделе – земное поклонение творю Вашему Высокопреподобию и со слезами прошу простити ми вся, елика согреших пред Вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почитанием и преданностью имею честь быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" ТИХИЙ ПЕРЕВОРОТ " В СОЮЗЕ Обвинением Дубровина в причастности к уголовному преступлению и его отъездом в Ялту воспользовались противники лидера Союза Русского Народа, считавшие, что его политика губительна для Союза и страны в целом. Группа влиятельных правых деятелей - депутаты Государственной Думы Николай Евгеньевич Марков и Святослав Александрович Володимеров, сенатор Александр Александрович Римский-Корсаков, член Государственного Совета Михаил Яковлевич Говорухо-Отрок, граф Эммануил Иванович Коновницын и другие - решила отстранить Дубровина от руководства Союзом. Им удалось привлечь на свою сторону товарища председателя Главного Совета Виктора Павловича Соколова, который в отсутствие председателя руководил текущей работой. Противники Дубровина выдвинули тезис о необходимости обновления руководства Союза, поэтому их стали называть " обновленцами " (в ту пору это слово не имело той негативной коннотации, какую оно приобрело после церковного обновленчества 20-х годов прошлого века). Первым шагом " обновленцев " стал переезд Главного Совета из дома Дубровина, где он размещался со времени основания Союза, в Басков переулок, это произошло уже 20 июля 1909 года, т.е. вскоре после вынужденного отъезда из Петербурга председателя Союза Русского Народа. 3 ноября 1909 года состав Главного Совета пополнился влиятельными противниками Дубровина, в него были избраны: бывший Ярославский губернатор, сенатор А.А.Римский-Корсаков, член Государственного Совета М.Я.Говорухо-Отрок, член Государственной Думы о. Димитрий Машкевич. Тогда же вторым товарищем председателя был избран давний недоброжелатель Дубровина председатель Петербургского столичного совета Союза Русского Народа граф Э.И.Коновницын, который стал фактическим главой Главного Совета. Судя по всему, именно Коновницын был мотором антидубровинской кампании, и мотивом его действий было, видимо, честолюбие. В конце концов, Коновницын занял в новом обновленном Главном Совете должность Дубровина, - он стал почетным председателем Союза, а реальное руководство Союзом было сосредоточено в руках Н.Е.Маркова.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Представление о награждении храмоздателя нашего Алексея Васильевича 119 дня три тому назад поступило к Обер-Прокурору, но еще не доложено ему директором. Письмо Вашего Высокопреподобия к графу Димитрию Андреевичу 120 было бы теперь весьма благовременно. Говорит Иван Александрович 121 , что графом Государю это дело может быть должено или вскоре, так как он вскоре должен иметь доклад у Государя, или же пред Пасхою. Представление о награждении наших академических наставников, не имеющих духовного сана, получено в Канцелярии Обер-Прокурора и будет подлежать рассмотрению в Великий пост с тем, чтобы быть внесенным или в пасхальный список, или же направленным по обычному пути в Комитет Министров. О лицах священного сана представление, говорит Иван Александрович, доолжно пойти мимо его Канцелярии прямо в Синод. Рассмотрение и там бывает в Великий же пост. Слух о ревизии Академий, по собранным мною сведениям, совершенно не имеет основания. И.А. говорит, что никаких ревизий Академий быть не может, как нет никаких ревизий Университетов. Наши дела идут обычным, медленным путем, и конца еще не видно. Дело о цензуре 122 на днях доложено в Синод и прошло. Синод согласился с выводами, с мотивами же, помещенными в начале, не согласился. Я не имел этого доклада. Вашему же Высокопреподобию, без сомнения, ясно и известно – в чем состоят выводы и мотивы. Препровождают во II-e Отделение и командируют туда Ивана Александровича для объяснений. Конец и этого дела, вероятно, еще далек. – Говорят, при рассуждениях в Синоде была речь и о том, чтобы наши цензора, сколько их будет состоять при общей светской цензуре, были рясоносцы. Если бы не пришлось мне писать Вашему Высокопреподобию на сырной неделе – земное поклонение творю Вашему Высокопреподобию и со слезами прошу простити ми вся, елика согреших пред Вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почитанием и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия всепокорнейшим слугою

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Здесь, я думаю, благовременно спросить о том: где же находился в это тяжелое и бедственное для Москвы и для всего отечества нашего время местный духовный пастырь, каким в то время был священник Матфей Александрович Добров? Но об этом нет никаких прямых и точных исторических сведений. Мы можем говорить в этом случае только более или менее предположительно. Вообще, историческое предание ничего не оставило нам о деятельности тогдашнего настоятеля Евпловской церкви. Мы хорошо знаем, что священник Матфей Александрович Добров был настоятелем Евпловской церкви в продолжение целых тридцати восьми лет. Поступив на это место из диаконов Воскресенской, что в Монетчиках, Замоскворецкого сорока, церкви 29 от роду, он был произведен во священника Евпловской церкви преосвященнейшим Платоном, Архиепископом Московским и Калужским, 21-го мая 1784 года и служил в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1823 году, на 67 году от рождения. Таким образом, в 1812 году, судя по клировым ведомостям Евпловской церкви, ему было 55 лет. Возраст, как надо полагать, не особенно старческий для того, чтобы продолжать служить и трудится по мере сил своих на пастырском поприще в такую трудную годину 15 . Но у него был в это время сын, по имени Николай, который, как это видно из ревизской сказки той же Евпловской церкви за 1816 год, выбыл в военную службу в 1812 году. Нельзя ли предположить, что и отец вместе с сыном отправился также на войну, не желая расстаться с ним. Может быть, он выехал вместе с прихожанами своими, которым и отправлял требы на месте их нового временного поселения. А, может быть, он, потрясенный событиями личной и общественной жизни, заболел в это время и находился где-нибудь у родственников вблизи Москвы. Во всяком случае, нужно признать за несомненный факт отсутствие из прихода священника о. Матвея Доброва в означенное время. Память об этом священнике и об отношении его к 1812 году сохранилась в клировых ведомостях Евпловской церкви, где значится, между прочим, что он получил за 1812 год наперсный крест на Владимирской ленте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

Закрыть В рамках Рождественских чтений состоится круглый стол «Русская мечта и образ будущего России» 24.01.2024 35 Время на чтение 3 минуты В пятницу, 26 января, в рамках XXXII Международных Рождественских чтений в историческом парке «Россия – моя история» состоится круглый стол «Русская мечта и образ будущего России», говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Организаторы: Общероссийское общественное движение поддержки и реализации социально значимых инициатив и проектов «Русская мечта»; Изборский клуб; Общество развития русских национальных видов спорта и этнической культуры «Богатырская Русь». Председатель: митрополит Симферопольский и Крымский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, постоянный член Изборского клуба. Сопредседатель: Проханов Александр Андреевич, писатель, лидер Общероссийского общественного движения «Русская мечта», председатель Изборского клуба. Кураторы: Кильдяшов Михаил Александрович, поэт, публицист, литературный критик, кандидат филологических наук, постоянный член Изборского клуба, секретарь Союза писателей России; Сагал Димитрий Алексеевич, кандидат педагогических наук, секретарь Общероссийского общественного движения «Русская мечта». Время проведения: 17:00–20:00. Место проведения: ВДНХ, павильон 57, Исторический парк «Россия – моя история», конференц-зал. Проезд: м. «ВДНХ». Мероприятие проводится в смешанном формате. 1. Розанов Олег Васильевич (Москва), первый заместитель председателя Изборского клуба, председатель правления Общероссийского движения «Русская мечта». Приветственное слово. 2. Аверьянов Виталий Владимирович (Москва), доктор философских наук, заместитель председателя Изборского клуба. Русское самосознание как лаборатория для выработки мировой альтернативы. 3. Кильдяшов Михаил Александрович (Оренбург), поэт, публицист, литературный критик, кандидат филологических наук, постоянный член Изборского клуба, секретарь Союза писателей России. Грядущий Ной. 4. Вайц Алексей Евгеньевич (Москва), член Комиссии по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Высшие ценности в социальной динамике как условие устойчивого развития самоорганизующихся сообществ.

http://ruskline.ru/anonsy/2024/01/24/v_r...

Юродство в пастырстве и творчестве. Протоиерей Артемий Владимиров и Псой Короленко в гостях у протоиерея Димитрия Струева + ВИДЕО Нужно уметь по волнам житейского моря как уточка переплывать и снимать напряжение с острых ситуаций примерно так, как это делал Сирано де Бержерак – известный литературный герой. Когда внезапно перед ним появился человек со шпагой и говорит ему: «Подлец! Мерзавец!» — он ответил: «Очень приятно. А я – Сирано де Бержерак». 1 апреля, 2013 Нужно уметь по волнам житейского моря как уточка переплывать и снимать напряжение с острых ситуаций примерно так, как это делал Сирано де Бержерак – известный литературный герой. Когда внезапно перед ним появился человек со шпагой и говорит ему: «Подлец! Мерзавец!» — он ответил: «Очень приятно. А я – Сирано де Бержерак». Липецкий молодежный культурный центр «Экклезиаст», возглавляемый протоиереем Димитрием Струевым, ежегодно, в конце зимы, собирает друзей – поэтов и музыкантов, проповедников и просто хороших людей на цикл встреч, бесхитростно названный «Фестивалем Друзей “Экклезиаста”». В рамках фестиваля, прошедшего перед постом, состоялась эта беседа… Чудо от отца Димитрия Смирнова Протоиерей Дмитрий Струев. Мне «возмечталось» познакомить очень любимых мною людей – дорогой батюшка отец Артемий Владимиров и замечательный поэт, музыкант, лингвист, переводчик Псой Галактионович Короленко, которого еще называют Павел Эдуардович Лион. И захотелось познакомить, наверное, потому, что при их совершенно разных, в чем-то даже противоположных взглядах, настроениях, вкусах, при этом различии, я обнаружил очень интересные переклички. И идея, которая мне пришла – попробовать это обсудить всем вместе. Я, наверное, даже вместо заявления темы обсуждения вспомню историю. Вместо заявления темы, вспомню историю. У меня есть замечательный друг, поэт и музыкант Сергей Александрович Калугин, лидер рок-группы с милым названием «Оргия праведников». Так вот, Сергей Александрович мне рассказывал историю – рассказывал, как бывшую в реальности. Как некий молодой человек, очень сердитый, зло так в упор на батюшку глядя, гневно сказал: «Отец Артемий, скажите честно, вы – правда идиот, или придуриваетесь?».

http://pravmir.ru/yurodstvo-v-pastyrstve...

В августе того же 1883 г. ростовский поч. гражд. Капитон Александрович Мальгин пожелал возобновить переход, соединявший Белую Палату с «Княжими теремами», находившийся в разрушенном виде и без свода; на это он пожертвовал 500 рублей. В осень 1883 года Комиссия успела сделать новый свод, крышу и рамы, но окраску стен, за поздним временем, отложила до весны 1884 года. В начале 1884 года Комиссия, расследуя южную сторону Кремля, отыскала ход в древнейшее здание «Княжих теремов», относимое знатоками старины к постройкам не позже XVI века. Терема эти были несколько переделаны митрополитом Ионою Сысоевичем, который пристроил к ним галерею или палатку, носящую название Ионинской. Княжии терема (до реставрации). Внутренность теремов представляет собою несколько, тесных, довольно мрачных комнат, с малыми окнами и заостренными сводчатыми потолками; узкие проходы и извилистые тёмные лестницы дополняют общий древний план здания. Первоначальные обитатели этих теремов были ростовские князья, потом в них жил митрополичий штат, а при св. Димитрии Ростовском здесь помещалось духовное училище. Здание Княжих теремов восстановлено было с тою же тщательностью, как и Белая Палата и Комиссия руководилась в своих работах тем же принципом сравнительного метода, который дал вполне удовлетворительные результаты. Остатки прежней крепостной стены, примыкающей к теремам, с видными еще прежними бойницами, дали возможность сделать вновь верхние ряды кирпичной кладки, а по всей стене проведена крытая галерея с кувшинообразными колонками, где, очевидно, стояли орудия и исполнялась постовая служба. Едва видные детали одной дымовой трубы послужили образцом для возведения остальных труб с прапорами на вершине их, взятыми с малых башен Московского Кремля. Основанием для устройства крыши послужили образцы прежних чугунных отливных плит, которыми, вероятно, некогда было покрыто здание теремов; согласно этому, Комиссия приняла способ покрытия листовым железом в форме полукоробки. Узор установленного на коньке крыши гребня взят из рукописей XVI века. Оконные рамы исполнены по образцу слюдяных рам ярославских церквей, тоже XVI и XVII вв. Дверные полотна представляют подобие железных дверей здешних кремлёвских церквей и прекрасных решетчатых, вырезанных из дерева и находящихся в Борисоглебском монастыре. Большинство дверей подвешены на уцелевших прежних крюках. Тайники, проходы в стенах и каменные лестницы исправлены без малейшего отступления от их прежнего устройства и вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Истинная вера, ярким светом озарившая душу будущего подвижника, взяв его за руку, как бы поставила его перед Богом, и уже с этих пор он «вознесся превыше мира; под ногами его остался мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствования напыщенных и вместе суетных, как под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы, остаются облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады». 70 И двадцатилетний юноша теперь уже твердо и бесповоротно решился стать в число слуг Христовых, «оставить мир, и земную жизнь посвятить для познания Христа, для усвоения Христу», ибо теперь уже он «смел и умел желать», так как «нашел Истину, увидел Её ясно, чтобы пожелать Её!» Вот чем окончилась внутренняя борьба в душе будущего Игнатия, вот к какому решению пришел он, блистательно проходя курс учения в Инженерном училище, заведении чисто-светском, откуда воспитаннику гораздо легче было выйти светским развязным инженером, смело прокладывающим себе дорогу и быстро восходящим по ступеням жизненной лестницы, чем смиренным слугой Господа, носящим в сердце своем Одного только Всемилостивого Творца своего. Немудрено, что с таким настроением ума и воли, переживая сложную душевную борьбу с ополчившейся на него всею своею силой наукой, Димитрий Александрович во все время своего обучения в училище избегал шумных развлечений молодости, доставлявшим, удовольствие жившими с ними на одной квартире братьями его и товарищами по училищу, настроенными совершенно иначе. Немудрено также и то, как отмечается в одной из его биографий, что среди разнообразной и разнохарактерной толпы школьных товарищей нелегко было найти одинаково настроенного с ним человека. Но такие существа не могут оставаться одинокими: невидимым магнитом привлекают они к себе сочувствующую душу и властно пробивают в ней родник, таящийся под грубой корой земляности. 71 Так было и с Димитрием Брянчаниновым; Господь не только направил его всеблагой десницей Своей на правый путь, «ведущий в живот», но уже здесь, в училище дал ему друга на всю жизнь, уже здесь, «в юдоли скорбей и плача» соединил его с этим последним «в благоугодное Ему единомыслие и единодушие»; 72 уже здесь, в училище начали исполняться те слова, которые много лет спустя (в 1847 году) написал Димитрий Александрович: «Друзей дал мне Бог: эту мзду принял я от всесвятой десницы Его за мысль самоотвержения, которой последовал с дней юности моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В результате осенью 1368 г. О. с большим войском (в него входили его сыновья и брат Кейстут, сын последнего Витовт «и вси князи Литовьстии», Михаил Александрович и силы Смоленского вел. княжества) подступил к юго-зап. рубежам Московского княжества. Вел. кн. Владимирский Димитрий Иоаннович, не успев собрать войско, вместе с двоюродным братом, серпуховским кн. Владимиром Андреевичем, и митр. Алексием укрылся в недавно отстроенном белокаменном Московском Кремле. О. разбил отряд стародубского кн. Симеона Димитриевича Крапивы, прошел через союзное московским князьям Оболенское княжество, убив его правителя - кн. Константина Юрьевича, а 21 нояб. 1368 г. на р. Тростне нанес поражение московскому сторожевому полку. Путь на Москву был открыт, но 3-дневная осада Московского Кремля окончилась безрезультатно: О. ограничился разорением окрестностей и вынужден был отступить. Следствием похода стали серьезные политические уступки, сделанные московскими правящими кругами вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу. Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) В 1369-1370 гг. вел. кн. Димитрий Иоаннович попытался взять реванш: он укрепил свои позиции в Новгороде и Пскове, совершил походы на Брянское княжество и союзное ВКЛ Смоленское вел. княжество, в результате к-рых под его контролем оказались территории в бассейне верхней Оки с Мценском и Калугой. После того как в авг. 1370 г. москвичи разорвали мирный договор с Тверским вел. княжеством и начали против него боевые действия, вел. кн. Михаил Александрович вновь обратился за помощью к О. (одновременная попытка вел. кн. Тверского заручиться поддержкой ордынского темника Мамая успеха не принесла). Несмотря на активизацию борьбы ВКЛ с Тевтонским орденом, а также с Польшей и Венгрией за Волынь, в нояб.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

(С Епархиального съезда миссионеров Херсонской епархии с 12 по 19 октября 1909 года). Протокол 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Первоначально предполагалось устроить в Одессе обычный годичный съезд миссионеров Херсонской епархии в конце сентября 1909 г., исключительно для более близкого ознакомления местных миссионеров с учением двух новых сект – адвентизма и иоаннитства – и выработки мер борьбы с ними путем миссионерских бесед. Но когда определено уже было время для съезда, получилось официальное известие о том, что с 14 по 18 октября имеет быть в Одессе съезд адвентистов седьмого дня. В виду этого было решено приурочить епархиальный миссионерский съезд ко времени съезда сектантов, назначив время для первого с 12 по 19 число октября, причем резолюцией архиепископа Димитрия поручено было мне пригласить на съезд деятелей миссии и других епархий, особенно тех, где уже успели свить себе гнезда адвентизм и иоаннитство. На этот съезд были приглашены миссионеры многих епархий, но, к сожалению, немногие явились: одних удержало наступившее время поездок по миссии (октябрь месяц), других – почти одновременный съезд в Ростове на Дону, третьи не были отпущены своими архиереями по некоторым, чисто формальным, причинам. О последнем обстоятельстве приходится крепко сожалеть: до сих пор у нас в святом деле миссии буква угашает дух. На братский призыв приехать на съезд охотно откликнулись миссионеры соседних южных епархий, как более всех, конечно, связанные общностью интересов миссии и условий борьбы с сектантством. Кроме епархиальных, уездных и окружных миссионеров Херсон. епархии, на съезд прибыли: из Таврической епархии епархиальный миссионер, протоиерей о. И. Бортовский, севастопольский миссионер, о. А. Юрьев; из Кишиневской епархии – епархиальный миссионер о. архим. Γурий; из Полтавской епархии – епархиальный миссионер, прот. о. Иустин Ольшевский, уездный миссионер о. Вит. Димара, о. М. Зленко и о. М. Коропов. Всех явилось на съезд до 20 человек. Съезд носил чисто деловой характер; участники съезда не занимались теоретическими изысканиями по вопросам о желательности тех или иных мероприятий в деле миссии, что обычно бывает почти на всех съездах и что, по большей части, остается, однако, только лишь добрыми пожеланиями, по различным причинам мало осуществляемыми в жизни. Члены съезда занялись практическим изучением вероучений двух новых и потому очень мало исследованных, но крайне вредных сект – адвентизма и ионнитства – и способов опровержения их лжеучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010