что если бы представилась возможность, назначить в семинарию в один из университетских городов. Искренно Вас уважающий и почитающий Е. Голубинский 1 Апреля, 1892 III Многоуважаемый Александр Александрович! Извините, обеспокою Вас покорнейшею просьбой. В истекшем году состоял практикантом в нашей Академии некий Илья Громогласов 1846 . После вакации он имеет быть назначен куда-нибудь на место. Нельзя ли, пожалуйста, назначить его в Москву или поблизости Москвы, – разумею Перерву, в которой будто бы есть или будет место, а если не в Москву и не по близости Москвы, то в какой-нибудь университетский город. Дело в том, что ему, во-первых, нужно иметь возможность пользоваться хорошей библиотекой для магистерской диссертации, которую он пишет, а во-вторых, – он имел бы искреннейшее желание стать книжным человеком. Я сам не знаю его хорошо, но знающие его наши отзываются о нём с великими похвалами (все четыре года он был первым студентом). Если окажется возможными исполнить просьбу, то будьте милостивы – не откажитесь исполнить. Искренно Вас уважающий Е. Голубинский 24 Июля, 1894 Письма А.П. Лебедева I Достоуважаемый Отец Протоиерей Александр Алексеевич ! На днях я послал в учебный комитет мою книгу: «Очерки развития протестантской церковно-исторической науки» – на Макариевскую премию. —458— Не уверен, чтоб за книгу дали премию, но думаю – не беда, что решился представить её. Во всяком случае, она может быть объектом для какого-либо серьёзного критика, который за рецензию и получить положенное по правилам вознаграждение. Осмеливаюсь просить Вас: не найдёте ли возможным уведомить меня в своё время, – принята ли моя книга на соискание премии митрополита Макария и кому дана на рецензию. Я бы очень желал, чтобы книгу дали на рассмотрение профессору Новой Церковной Истории в Киевской Академии Александру Димитриевичу Воронову 1847 , одному из лучших знатоков своего предмета. Нельзя ли Вам содействовать осуществлению этого моего желания? Надеюсь, что Ваши добрые отношения к нашей Академии извинят меня в том, что я осмелился обратиться к Вам с просьбой и докукой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. It depends – это зависит от того, в каком формате странненький человек существует. На этот вопрос каждая конкретная личность по-разному отвечает. Достаточно часто подходят сейчас люди и спрашивают об участи Ивана Охлобыстина. Очень умный человек. Те, кто знает его поближе, не откажут ему в остроте ума, но харизма священства, раз излившаяся на сердце, переводит в иную плоскость облагодатствованное лицо. Поэтому все зависит от того, какую нишу занимает человек среди людей, каков его message, послание, его служение. Мне нравится пушкинское определение искусства. Он говорит, что искусство должно быть величаво. Безусловно, хотя жизнь наша соткана из парадоксов, важен результат: с чем человек уходит, соприкоснувшись со странненьким? Каково звучание души? Какое эхо, обертоны? Мы знаем, что сейчас смеховая культура, о которой писал еще литературовед Бахтин, заполонила официальную эстраду. Эти вечера смеха – это гогот, это то, что сопряжено с понятием «всесмехливый ад». Можно со смехом не только собственную гастроэнтерологию изблевать, но и собственную душу — когда высмеивается, вышучивается абсолютно все. Старцы Нектарий и Амвросий Оптинские всегда носили в душе огонек, но их прибаутки и шутки не лишены были нравственной соли. Все их действия спасительны. Старец Нектарий, который играл с куколками, уподобляя себя мальчику в песочнице, заходит в келью, где живут супруги Нилусы. В отсутствие этой четы, гулявшей где-то вдоль Жиздры, старец на мольберте видит зарисовку ландшафта, и каким-то штрихом очень искусно, одним движением, пририсовывал облачко на чисто небосводе. Потом он появляется вечером, признается с детской улыбкой, что это он нашкодил. Но Сергей Александрович Нилус знал, что если старец облачко нарисовал, значит, быть какому-то искушению. Был провиденциальный смысл, духовный посыл со стороны странненького и загадочного батюшки. Все у нашего собрата, у священства, должно определяться нравственной пользой. Мы, за малым исключением, а они имеются, конечно, в жизни Русской Церкви, призваны быть в хорошем смысле классичными.

http://pravmir.ru/yurodstvo-v-pastyrstve...

orientalischen Kirsche Wien, 1864, S. 7. примеч.) весьма важные для тогдашней истории болгар и сербов. Пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, именно тем обстоятельством, что император и патриарх Константинопольские находились тогда в отдаленной Никее, он стремился поставить власть архиепископа ахридского на возможно высокую степень независимости. В 1222 году деспот или удельный владетель епирский, Феодор Комиен, решившись присвоить титул императорский, обратился с просьбою о возложении на него императорского венца к митрополиту Солунскому; когда последний самым решительным образом отказал в незаконной просьбе, он обратился к архиепископу ахридскому; последний – Димитрий Хоматен – немедленно изъявили свою готовность, „потому что – пишет Георий Акрополит – архиепископ ахридский, как сам он утверждали, был совершенно независимый ( ατον μος) и не обязан был никому давать отчета в своих делах, почему и имели право кого бы, когда бы и где бы то ни было помазывать на царство». Упоминаемый здесь Мюнхенский кодекс 62 был в 1891 году издан Питрою в Analecta Sacra et classica spicilegio Solesmensi. По этому изданию мы и представляем свой перевод трех упомянутых бракоразводных решений Архиепископа Димитрия Хоматена. 23 По требованию ныне практикуемого процесса о расторжении брака по безвестному отсутствию Духовная Консистория прежде всего озабочивается вопросом действительно ли был заключен брак, о расторжении которого идет дело, затем озабочивается вопросами: когда именно отсутствующие муж или жена выбыли из места своего жительства и было ли подано явочное о том прошение; в сем последнем случае прилагается засвидетельствованная с прошения копия. Когда Епархиальное начальство не встретит сомнения о действительности брака просителя с лицом отсутствующим, то относится к местному гражданскому начальству о спросе при депутате с духовной стороны, родственников отсутствующего и жителей, как местных, так и окольных: не знает ли кто из них о местопребывании его, не приходило ли о нем каких либо слухов, когда он отлучился, как вел себя, и не подал ли сам проситель повода к оставлению его».– С открытием достоверного известия о месте пребывания отлучившегося дело прекращается: в противном случае епархиальное начальство налагает решение о расторжении брака просителя и о дозволении ему вступить в новое супружество».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Фамилия и титул Димитрия Александровича – говорят о его высоком аристократическом происхождении. Родился он в шестидесятых годах прошлого столетия. Окончив Пажеский Корпус, он поступает на службу в Лейб-Гусарский полк, что стоит в Царском селе. И в Корпусе, и в полку Д. А-ч заметно выделяется своей интеллигентностью, набожностью, талантливостью, удивительным изяществом манер, прекрасным даром речи, «Он замечательно умеет всем нравиться», – говорили о нем везде. Ему легко можно было сделать «блестящую карьеру». Но его совершенно не тянет в эту сторону. В его душе развивается то самое критическое отношение к жизни нашего «общества», которое имело место у Л. Толстого. Здесь, по-видимому, надо искать точек психического соприкосновения между этими двумя личностями. Они не выносили этого «общества» по одинаковым побуждениям. Вообще, и к Толстому, и к Хилкову много общих ключей. Они начали одинаково, только кончили по-разному. – «Впрочем, будь Толстой более свободен от угнетающего влияния некоторых своих поклонников, – говаривал Д. А-ч, – у которых так тупы были и ум и сердце, будь он не связан своею «толстовскою славою», он, несомненно, раньше выехал бы из Ясной Поляны в Оптину пустынь»... Когда началась турецкая война (1877 г.), Д. А-ч с величайшей радостью принимает приглашение принца Ольденбургского и князя Г. Орбелиани ехать в Кавказскую действующую армию. Он проявляет на войне большое мужество и блестящие способности по командованию, становит- —742— ся у начальства на отличном счету. Д. А-ч просит дать ему отряд из штрафованых казаков, предназначавшихся чуть ли не в исправительные роты, создает из них охотничью команду, совершает с нею ряд великолепных военных дел, главным образом, по разведке, из штрафованных делает «людей» и образцовых солдат, заслуживает всеобщую любовь... Дальше начинаются его увлечения духоборчеством, с которыми он познакомился на Кавказе. Духоборы пленяют его строгостью своей жизни. Это, – может быть, в связи с некоторыми личными эпизодами военной жизни, – весьма располагает увлекающуюся и в то же время очень экспансивную натуру Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

читатель 24 марта 2015, 15:11 Тратить время можно по-разному: читая детективы, сидя на трибуне стадиона, сидя в кинотеатре, сидя на лавочке с выпивкой, лёжа на пляже... Почему интернет-то так беспокоит автора? Очередной поиск " врага " ? Ника Мягкова 24 марта 2015, 14:53 Огромное спасибо за статью. Это о наболевшем...Дай Бог, чтобы ее прочли именно те, кто уже зависим от интернета и игр. Да, именно так и есть, то что Вы написали, о.Дмитрий, происходит с моим родным ... Екатерина 24 марта 2015, 13:38 Очень хорошая статья, полностью согласна в этом! Интернет нужно использовать во Благо, здесь много полезного и интересного. Серега? 24 марта 2015, 13:28 Максим Александрович, Вы не совсем правы: " рассуждения в целом правильны, но для кого написан текст? Кто " играет в войнушку " , его читать явно не будет " -- ну прочитал же один из таких. Раньше я капитально заигрывался и одновременно читал этот сайт (не мне судить в каком состоянии я сейчас, скачусь ли потом в полное забытье -- не знаю). Не разделен в интернете народ на противоборствующие стороны, да так, чтобы под страхом чего-то не читать " чужие " сайты -- нет такого на самом деле. Потому, надо надеяться, что статью прочитают те, о ком статья, а еще -- их близкие, озабоченные проблемой -- им тоже статья будет интересна. Надежда 24 марта 2015, 13:18 Спаси и помилуй и вразуми Господи!! Евгений 24 марта 2015, 12:59 Могут прочесть те кто и играет и порно смотрит и в храм ходит. И подумать над тем что лучше это время провести с большей пользой и с близкими. Хотя бы попытаться. Спасибо! Любовь Украина 24 марта 2015, 12:19 Спаси Господи, отец Димитрий, прекрасная и своевременная статья. Храни Вас Господь. Елена Панова 24 марта 2015, 12:17 Недаром интернет назвали всемирной паутиной. Как часто люди задумываются над своими отношениями с ним? Но, слава Богу, что есть пастыри, которые помогают нам, православным христианам, задуматься и предпринять конкретные действия для спасения душ наших. Спаси, Господи!!! Анна В. 24 марта 2015, 12:10

http://pravoslavie.ru/78109.html

Дальше веселей – увидел лицемерие, ложь, интриги, сребролюбие и т.д., которое было вокруг в протестантских общинах и что все это ретушируется, замалчивается и прикрывается всякими благовидными отговорками. Я впал в депрессию... К тому моменту я руководил крупным фондом и как-то, проходя мимо Храма, решил зайти, а там, в Храме, решился на «безумный» (с точки зрения протестанта) поступок – освятить офис... подошел к батюшке и договорились о дате освящения. Это была суббота (потому, что в офисе, кроме бухгалтера, никого не оказалось) и после освящения мы с отцом Димитрием (который теперь мой духовник) остались и долго общались... Несмотря на то, что у о. Димитрия были еще какие-то важные дела в тот день, он отменил их и уделил мне время... я тогда многое узнал о православии, хотя сам немало говорил и немного слушал... Потом познакомился с настоятелем Храма – он мне порекомендовал начать мое знакомство с Православием с книги Аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Должен признаться, я был поражен глубиной прочитанного... Я вдруг увидел Православие в том виде, какое оно есть на самом деле, а не то, которое создавалось в моем сознании коммунистической пропагандой. Для меня произошло «воссияние истины православия» я вдруг осознал, что вся «духовность» протестантизма и в подметки не идет... Все «духовные откровения» в одночасье потеряли всякую ценность... По истечении какого-то срока я прошел чин воцерковления с отречением от ереси (забыл, как называлась ересь...) С тех пор я все больше и больше укреплялся в православии... Я очень мало до сих пор знаком с православием , но то, что я уже узнал для себя, оказало невероятное по своей силе влияние на все мои ценности и взгляды. Конечно же, были вопросы, но благодаря моим наставникам в православии я стал тем, кем являюсь... Надеюсь, буду помилован Господом за свои грехи и ереси, которыми не просто был увлечен, но и многих увлек, будучи служителем и проповедником... Виктор Беликов, Краснодарский край Здравствуйте, Сергей Александрович! Пишет вам осуждённый, зовут меня Руслан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Калужане дали обещание идти из-под Калуги к Москве разом с другими, которые пойдут из Рязани и из Тулы, и вместе с ними сойтись под Москвою в один день. К Ляпунову пристала и Кашира. Тамошний воевода Михайло Александрович Нагой, также из прежних сторонников вора, 10 февраля написал Ляпунову, что каширяне, служилые и неслужилые люди, будут стоять за православную веру заодно с Ляпуновым и против богохульных еретиков, польских и литовских людей. 40 Тогда в ополчение русской земли готовился войти Ян Сапега. Стоя под Мещевском, он услыхал, что собираются московские люди идти на поляков. На ту пору он с своими сапежинцами был недоволен королем. Не хотели им заплатить жалованье за те годы, которые они провели на службе вору. Рассерженный на короля и на панов Сапега писал и в Калугу и предлагал свои услуги русскому делу. «Мы хотим, – выражался он, – за православную веру и за свою славу отважиться на смерть, и вам было бы с нами советоваться; сами знаете, что мы люди вольные, королю и королевичу не служим; стоим при своих заслугах; мы не мыслим на вас никакого лиха, не просим от вас никакой платы, а кто будет на Московском государстве царем, тот нам и заплатит». Калужские бояре не кинулись сразу доверчиво в объятия бывшего врага Московского государства, не раз он принужден был писать к ним о том же, предлагал заклад, извещал, что бояре, сидевшие в Москве, приглашают его идти на Ляпунова за королевское дело, но он не хочет и просил, по крайней мере, сообщить о его желании Прокопию Ляпунову. Калужане, наконец, послали к нему боярина Димитрия Мамстрюковича Черкасского и дворянина Игнаты Ермолаевича Микулина. Переговоры их с Сапегою не повели к согласию. Посланные не могли не припомнить, что сапежинцы оскорбляли православную веру, разоряли церкви, ставили в них лошадей. «Это неправда, – возражал на это Сапега в новом письме своем к калужанам, – у нас в рыцарстве половина русских людей; мы запрещаем им бесчинство; мы смотрим накрепко, чтобы не было никакого разорения церквей Божиих, но от воров везде не убережешься: иное сделают в отъезде» 41 (то есть, когда выедут из воинского стана). Как ни старался Сапега прильнуть к русским, ему не поверили калужане, и он обратился к Ляпунову прямо. Ляпунов велел передать ему, чтобы он шел, если хочет сразиться за православную веру, только не в одном полку с русскими, а особно, сам по себе, на Можайск, и старался бы не допускать помощи от короля в Москву полякам. Но Ляпунов не иначе приглашал этого союзника, как потребовавши лучших людей в заложники. «Надобно, – писал Ляпунов, – чтобы такая многочисленная рать во время похода в Москве не шла бы у нас за хребтом, и не чинила бы ничего дурного над городами». 42 В то же время к Сапеге обращался Гонсевский 43 и приглашал его с войском на помощь к Москве против угрожающего восстания. Сапега отвечал, что рыцарство не имеет ничего твердого и ручательного от короля, и не хочет идти, а пойдет тогда, когда от короля увидит себе какую-нибудь верную пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

,Из памятников отечественной старины – говор. он – усматриваем, что уже в XVI, XV и XIV столетиях предки наши судились пред третьими. Но на XIV столетии и прекращаются свидетельства истории; далее встарь нейдут они. «А чего ми будет искати на твоих боярех, или чего искали тобе на моих боярех, нам отослали от собе по боярину, те тому учинят исправу, а ци о какови деле сопрутся, ехати им на третий, кого себе изберут, тамо ехав перемолвятся», – вот древнейшее (сколько я знаю) известие о третейском суде, сохранившееся до нас в договорной грамоте Б. К. Димитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым. (1362) Некоторые изследователи нашего древняго юридического быта видят еще посредников в 12 человеках, упоминаемых в одной статье 24 Русской правды и высказывают с большею пли меньшею уверенностью различные предположения о порядке выбора этих посредников, роде дел, подлежавших разбирательству и т. д. Но все эти предположения нисколько не подкрепляются самою статьею Русской правды, как не подкрепляются и никаким другим положительным указанием, а только может быть. Потому, не отвергая возможности, что 12 мужей действительно были посредники, избиравшиеся каждый раз тяжущимися дня решения их спора (а если присяжные?), мы не можем положительно говорить о них, как о третейских судьях, и в темной статье краткой Правды видеть свидетельство о существовании третейского суда во время ея составления. Нет однако же и никакого основания заключать, что суд третейский явился впервые у нас только в XIY веке; напротив есть основания относить начало его к временам более отдаленным. Вот они: в древнейшей грамоте, в которой упоминается о третейском суде, о нем говорится как об учреждении известном, вслед за нею видим множество примеров третейского суда, чего не могло бы быть, еслиб он не был в обычае ранее; новые обычаи так скоро нс распространяются. В договорных граматах князей, древнейших памятниках пашего учреждения определяется вообще только обязательство идти на суд третьяго, редко способ образования самого суда и никогда порядок производства дел в нем, след. то и другое предполагалось известным, следов. и учреждение было известно, прилагалось к делу и т д. 25 ”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Св. Игнатий Брянчанинов (в света Димитрий Александрович Брянчанинов, 1807–1867) – епископ, светител, аскет, църковен писател и публицист, учител на християнски живот. Роден на 5 февруари 1807 г. в Русия. Завършил военно инженерно училище, но скоро след това напуснал света и се оттеглил в манастир. Настоятел на Троице-Сергиевия манастир (1834–1857) в Санкт Петербургска губерния в Русия в архимандритски сан, Кавказки и Черноморски епископ от 1857 година, оттеглил се през 1861 г. «на покой» по здравословни причини в Николо-Бабаевския манастир в Костромска епархия, където и починал в 1867 година. Св. Игнатий е бил деятелен учител на монасите не само в своите богословски съчинения по аскетика; целият му живот представлява пример на самоотверженост, борба със страстите, скърбите и болестите. В своите съчинения «Аскетически опити», «Аскетическа проповед», «Принос към съвременното монашество», Отечник» (сборник с мисли и примери от живота на древното монашество), «Слово за смъртта» и в множество по-късно издадени писма св. Игнатий изложил аскетическото учение на св. отци и са признати за класически произведения на православната богословска и аскетическа мисъл. Канонизиран от Руската Църква през 1988 година. Паметта му се почита на 30 април (13 май ст. стил). Извън речника: Св. Игнатий (Брянчанинов) . Игумен – монах със свещенически сан, предстоятел или ръководител на манастир. Званието в по-високо от иеромонах, но по-нисше от архимандрит. Към игумена (и архимандрита) е прието да се обръщаме с «Ваше Високопреподобие». Игуменка – настоятелка на женски православен манастир. Идолопоклонство – грях против втората Божия заповед, състоящ се почитането като божество на нещо, което не е Бог, в обоготворяване на кумири или идоли. Освен грубото идолопоклонство, което е било характерно за езичниците, има и друго вътрешно, слабо забелязвано идолопоклонство, на което могат да се отдават хора вярващи в истинския Бог. Към греховете на вътрешното идолопоклонство се отнасят всички греховни страсти, които, като завладяват душата ни, стават нейни идоли, и на тия идоли ние служим вместо на Бога, забравяйки своите задължения към Него и ближните. Виж ст. Втората Божия заповед.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Понятия мои были уже зрелее, я искал в религии определительности. Безотчетные чувствования религиозные меня не удовлетворяли, я хотел видеть верное, ясное, Истину. В то время разнообразные религиозные идеи занимали и волновали столицу северную, препирались, боролись между собою. Ни та, ни другая сторона не нравились моему сердцу; оно не доверяло им, оно страшилось их. В строгих думах снял я мундир юнкера и надел мундир офицера. Я сожалел о юнкерском мундире: в нем можно было, приходя в храм Божий, стать в толпе солдат, в толпе простолюдинов, молиться и рыдать сколько душе угодно. Не до веселий, не до развлечений было юноше! Мир не представлял мне ничего приманчивого: я был к нему так хладен, как будто мир был вовсе без соблазнов! Точно их не существовало для меня: мой ум был весь погружен в науки и вместе горел желанием узнать, где кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений, и догматических и нравственных» [ 9 ]. Глава II Начало духовной деятельности, когда она предпринимается с определенной целью и становится преобладающей, чтобы затем сделаться вполне исключительной, сопровождается обыкновенно внутренней бранью помыслов и страстных чувствований. Брань эта столь сильна, что противостоять ей собственными силами нет никакой возможности, нужна помощь Свыше. Димитрий Александрович обратился к молитве, творя ее внутренно, внимательно и непрестанно. Такая молитва, образуя внутреннего монаха, настраивает сообразно себе всю душевную деятельность человека, но такой молитве необходимо правильно обучаться, что и составляет предмет монашеского духовного делания. Он занимался умной молитвой, и столь рачительно упражнялся в ней, что она творилась у него самодейственно. «Бывало с вечера, — рассказывал он впоследствии о себе, — ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не изменяя положения, не прекращая молитвы, встанешь утром идти на службу, в классы». Таким образом, будучи монахом по душе и еще на 16 году жизни испытав благодатное действие молитвы, набожный сей юноша не мог довольствоваться установленным в училище обычаем — только однажды в год приступать к Таинствам Исповеди и Святого Причастия, а нуждался в более учащенном подкреплении себя этой духовной пищей, потому для удовлетворения своего желания он обратился к законоучителю и духовнику училища.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010