Продолжая с неутомимою ревностию пастырские свой труды, Святитель Божий, венчанный благоволением небесного Владыки, обрел благодать и у земных Властей, светских и духовных. В 1696 году Патриарх Иоаким, грамотою своею от 30 января, распространил его Епархию, дабы множайшее число душ христианских подвести под его благоуспешное руководство ко спасению, и позволил Святителю Воронежскому ведать в своей Епархии еще поселившихся по рекам: Осереду, Битюгу и Икорцу с верховья и до устья. И Государь Петр Первый нередко снабдевал от щедрот своих Святителя Божия, даруя ему чрез сие возможность быть утешением нищих и безкровных; и, для изъявления милости своей к достоублажаемому Пастырю Церкви, избрал для сего знатные церковные праздники, дабы муж Божий дары царские почитал ниспосланными ему свыше от Самого Царя царей. Сию царскую щедроту, яко залог дружелюбия к нему помазанника Господня, Святитель Божий, принимая с благодарением, не прилагал однакоже к богатству погибающему сердца своего, которое всеми желаниями своими стремилось горе, туда, идеже бе истинное его сокровище, котораго ни тля тлит, ни тати подкапывают, ни крадут. Возлюбивший яко Давид благоволение дому Божия, Святитель Митрофан, вскоре по прибытии своем на паству, вознамерился создать, вместо обветшавшего деревянного, новый каменный соборный Благовещенский храм; ибо издревле главная в Воронеже церковь была всегда во имя Благовещения Божией Матери. Таковая церковь деревянная, с приделом Святителя Николая, в 1620 году сооружена была от щедрот Царя Михаилаа Феодоровича и отца его Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Потом, по времени, была поновлена, придел в ней устроен был во имя Архангела Михаила и прочих Сил безплотных. Но и сия поновленная уже ветшала. Почему угодник Божий, испросив на дело сие благословение от Святейшаго Патриарха Иоакима, приступил немедленно к созиданию, которое и продолжалось пятьнадесять лет. Напоследок в 1699 году, когда уже оставалось токмо поставить изготовляемый иконостас, нечаянно, по неискусству художников каменного дела, оказалось новое здание сие ненадежным, ибо в стенах появились разселины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

С 4-х часов на елке в Семинарии. Были посланник и посланница, раздавшая подарки всем ученикам и учителям. Много пели ученицы и ученики. Потом была представлена японская комедийка – «Дворец соловья»; играли одни русские ученики, причем оказали очень хорошие успехи в японском языке. Кончилось это в 6 часов, и посланник с супругой уехали. Я просидел до 8 часов и видел представление японскими учениками трагедии «Смерть Бенкея»; играли весьма недурно, в самодельных кольчугах, с деревянными саблями. В антрактах пели и играли на фортепьяно. 29 декабря 1907/11 января 1908. Суббота. Встал в 3 часа, чтобы в тишине написать письмо о постройке храма в Мацуяма жертвовательнице на него Ксении Феодоровне Колесниковой, в Москву. Послал ей фотографию освящения фундамента, совершенную о. Фомою Маки 13-го декабря старого стиля; на ней видны положенные два венца основания из прекрасно отесанного гранита и приготовленные камни на третий. Rev. Jefferys прислал для прочтения письмо Клинтона к Mrs. Гордон, где, между прочим, описывается с дурной стороны архимандрит Технопулос, оставивший Общество Un. A. and Е. О. Ch., но говорится, что Общество все растет и растет. Дай Бог! Прочитал и отослал обратно. Горло где-то простудил, и оно так разболелось, что одна хрипота вместо голоса. Не мог и ко всенощной идти. 30 декабря 1907/12 января 1908. Воскресенье. Горло хуже; к Литургии нельзя было идти. Позвал доктора; кстати, и уши надо полечить – совсем заложило, и шум такой, точно прибой моря. Болезнь эта не мешает заниматься – потому переводил расписки к Отчету; а когда надоело, читал «Московские Ведомости». Слава Богу, в России делается спокойнее, и третья Дума, кажется, работоспособная. Только одну весьма печальную повесть вычитал: о. Иоанн Кронштадтский очень болен; посетили его три архиерея вместе, в числе которых был Московский Митрополит Владимир, и это описывается очень трогательно. Дай Господи ему еще пожить, на благо Святой нашей Церкви! Известили сегодня, что о. Павел Савабе болен. Вчера пошел он в дом родителей о. Якова Тоохей, по случаю смерти матери его; на обратном пути попал под лошадь кавалериста; кричали ему свернуть с дороги, но он за глухотою не слышал, а тот не остерегся; подняли о. Павла в бессознании, с раненою головою, и теперь он лежит. Итак-то старик едва жив, а тут еще такое несчастье с ним! Очень жаль бедного. Вместо меня, тоже больного, посетил его, со словами соболезнования от меня, секретарь Давид Фудзисава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

С вероятностью можно думать, что последняя составлена вместе с житием и по тому же благословению митр. Феодосия и повелению великого князя Василия Васильевича. Благоверный князь Смоленский и Ярославский Феодор и чада его – Давид и Константин, жившие в конце XIII и начале XIV вв. 251 , погребены были вместе в Ярославле, в монастыре св. Спаса. Прославление их начинается со времени открытия мощей их, совершившегося в 1463 году. Самый процесс открытия по многим чертам настолько интересе и типичен, что мы рассмотрим его подробнее. До 1463 года тела св. князей покоились во гробе на верху земли. По какой-то неизвестной причине в 1463 году «совет же сотвори игумен и весь священный собор с благоверным великим князем Александром Феодоровичем да сошедшися положат мощи их в землю с великою честию в той же церкви св. Спаса, где они и прежде лежали». Но когда приступили к исполнению этого намерения, то от святых мощей совершилось несколько чудес, которые всехпоразили и удивили. Прежнее намерение было оставлено: мощи опять оставили лежать поверх земли, и над ними стали петь молебны. Об этих новоявившихся мощах донесено было местному епископу Трифону Ростовскому, который отнесся с недоверием к ним. Между тем чудеса от святых мощей продолжали совершаться все более и более и, слыша об них, Трифон, наконец, вынужден был послать в Ярославль Ростовского протопопа для обследования дела. Этот протопоп, именем Константин «иже бе муж честен и сановит и божественных писаний рачитель, но естеством горд бе», отправляется в Ярославль, чтобы «дозрети чудотворцев, како будут в телеси лежат, и како исцеления многа творят, истинна ли то будет или лжа на прелесть человеком». Явившись в храм, где лежали мощи чудотворцев и «яряся на игумена, мня сим чудотворением игумен много богатство приобрете, еже приношаху гражане не молебны к раце их приходяще», протопоп с дерзостью приступил к освидетельствованию мощей, но был поражен невидимою силою, повержен на землю и онемел. Архиепископ Трифон, услышав об этом, также за свое неверие наказан был расслаблением всех своих членов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Северный придел св. благоверного князя Александра Невского полностью посвящен православному государству Российскому. В росписи представлены церковные и государственные деятели, собиратели земли Русской, родственники св. князя Александра Невского, его современники и преемники, утверждавшие в России православную веру и канонизированные Церковью, а также святые мученики, пострадавшие или павшие в битвах за Отчизну. Здесь изображены и особенно чтимые в России 28 чудотворных икон Божией Матери, через которые Она спасла от бедствий и Москву, и многие русские города. Это и Боголюбская икона, и Феодоровская, Страстная, Грузинская, Печерская, Гребневская, Тихвинская. В монументальных настенных образах представлены сюжеты из жития Александра Невского, восхваляющие святого князя как твердого исповедника православия и радетеля о русской земле. Образ «Послы Папы пред Александром» восславляет верность русского князя Православной Церкви, что, всегда, во все времена, являлось и сохранением национальной независимости. Здесь изображено, как князь отказывает папским легатам принять на Руси католичество: «Мы знаем истинную веру и церковь от Адама до Христа и от Христа до VII Вселенского собора, содержим то самое учение, которое преподано Апостолами, и вашего учения принимать не желаем». Аналогичная сюжетная линия развивается в наружном образе храма, на его уникальных фасадах. Здесь также связаны в единой мысли образы Господа, Богоматери, Небесных Сил, Вселенской и Русской Церкви, священная история, история России и Отечественная война. Композиция фасадов развивает идею преемственности России Риму, Византии и Иерусалиму. Первой и главной темой стали образы Господа, Богоматери и Сил Небесных, хранивших Россию всю ее историю. За ними следуют персонажи Ветхого Завета, явившие истинную веру и связанные со строительством Иерусалимского храма, как иудейские цари Давид и Соломон, которым уподоблялись императоры Александр I и Николай I, воздвигшие в России храм имени Господа. Следующую группу составляют изображения русских иерархов, святых, ратников за Отечество, небесных покровителей русских государей-храмоздателей, всех тех, кто просвещал Россию во Христе и укоренял в ней Православную Церковь. Наконец, на фасадах храма запечатлены картины священной и русской истории, а также образы тех святых, в чьи праздники состоялись победоносные сражения Отечественной войны. Общая идея всех горельефов согласуется с предназначением храма свидетельствовать о богохранимости и богоизбранности России. Скульптуры на фасадах имеют одинаковую схему расположения (поясами: в верхних медальонах, у дверей, у оконных арках, на углах), но отличаются сюжетами в зависимости от стороны света, на которую ориентирован данный фасад: каждый из них несет свою идею.

http://pravoslavie.ru/362.html

Симеон, священник Подсосенский, 179. Симон, митрополит Московский, 81. Симон Азарьин, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Симон Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Сирах, Давид, иконописец, 259. Скобельцын, Иона, Троицкий старец, 203. Скуратова, Евдокия Петровна, 16, 22. Скуратов, Дмитрий Феодорович, 16. Соломония Юриевна, великая княгиня, 73, 87. София Алексеевна, царевна, 21. София Фоминишна, великая княгиня, 81. Стефан, митрополит Рязанский, 314. Стефан, протодиакон, монах, 182. Стефан Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Стоговский, Игнатий, Троицкий соборный старец, 26. Строгонова, Евдокия Нестеровна, жена Семёна Аникиевича, 66. Строгонов, Андрей Семёнович, 66. Строгонов, Григорий Дмитриевич, именитый человек, 244. Строгонов, Дмитрий Андреевич, именитый человек, 66, 145, 244, 253. Строгонов, Семён Аникиевич, 66. Сукин, Иван Осипович, стольник, 60. Сукин, Осип Иванович, окольничий, 60. Суханов, Арсений, Троицкий келарь, 12, 137, 215. Т Татиана Михайловна, царевна, 12. Теуторн, Стефан, ректор Рижской школы, 276. Тимофей Клементьевский, старец, 306. Тимофей Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Тольский, Мисаил, строитель Казанского монастыря, 230. Тормосов, Арефа, Троицкий старец, 175. Трубецкая княгиня Анна Васильевна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 62, 208, 228. Трубецкая княгиня Ксения Семеновна (в схиме Капитолина), 50, 140. Трубецкая княгиня Мария Борисовна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 50, 140. Трубецкой, князь Георгий Петрович, боярин, 140. Трубецкой, князь Дмитрий Тимофеевич, боярин, 50, 62, 64, 75, 140, 183, 208, 228, 265. Трубецкой, князь Меркурий Тимофеевич, 50, 140. Трубецкой, князь Тимофей Романович (в ин. Феодорит), боярин, 64, 140. Трубецкой, князь Феодор Михайлович, боярин, 248. Тюфякин, князь Григорий Васильевич, 163. У Ушакова, Евфимия, 2. Ушакова, Феврония, 2. Ушаков, Петр Симонов, 2. Ушаков, Симон (Пимен Фёдоров), иконописец, 2, 3, 7, 161, 256. Ушаковых род, 2, 3, 161. Ф Феодор Алексеевич, царь, 3, 4, 26, 48, 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Спасибо вам, общины, давшие и раз, и два, и три Спасибо тебе, четырехлетка Давид, давший на собор 2 сена (2 копейки), — не беспокойся: собор готов Спасибо глубокое и тебе, русская святая душа, которая поддержала мои руки, будучи сама без родины…” 58 . В декабре 1933 года владыка Нестор совершил паломничество в Иерусалим, где смог не только приложиться ко Гробу Господню, но и сподобился увидеть преподобномученицу Елизавету. В 1920 году, когда епископ Нестор побывал в Чите, где в то время находились мощи великой княгини, он уже однажды имел счастье на мгновение увидеть святую. Согласно воспоминаниям монахини Сергии (Клименко), «в конце обедни епископ говорит настоятелю: “…Елизавета Федоровна жива! Все неправда!” Тогда настоятель заплакал. “Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов”. Но Владыка не верит: “Я видел ее живую!..”» 59 . Архиепископ Сергий (Тихомиров) и епископ Нестор (Анисимов) в Харбине “В первый же день после нашего приезда в Иерусалим мы пошли к Святому Гробу Господню и со слезами умиления поклонились великой святыне. Я плакал там и молился, молился за Россию, за русских людей за своих близких и недругов В Рождественскую ночь, по приглашению Местоблюстителя Патриаршего Престола, я имел великую радость совершать Божественную литургию в 12 часов ночи в Вертепе Христовом в Вифлееме…”, — вспоминал Владыка Нестор 60 . На третий день после ночной Рождественской литургии епископ Нестор служил в Гефсиманской церкви святой равноапостольной Марии Магдалины, где покоились мощи великой княгини. “…Когда перед началом литургии, во время третьего часа, я стоял на кафедре, я удостоился увидеть дивное видение, наполнившее мою душу страхом, трепетом и умилением. Я увидел мученицу Великую княгиню Елисавету Феодоровну, одухотворенно-прозрачную, в одеянии Обители милосердия, прошедшую по солее и молившуюся перед местными иконами. Потом Она подошла к левой колонне в храме, помолилась перед иконой Михаила Архангела и исчезла. Видение было чрезвычайно явственно до полной реальности” 61 .

http://pravmir.ru/iz-yaponii-v-ierusalim...

Сразу после пострига инок Иннокентий (Сибиряков) уехал на Афон, в то время как отец Давид оставался в Санкт-Петербурге, неся свое послушание. В Свято-Андреевском скиту инок Иннокентий пробыл менее года и вернулся на подворье в Санкт-Петербург, чтобы уже больше никогда не расставаться со своим духовным руководителем c. 517]. 1897 г. прошел для брата Иннокентия не только в иноческих, но и в благотворительных трудах. Он жертвует Литейно-Таврическому кружку Общества для пособия бедным женщинам свою дачу в Райволо (ныне Рощино) для устройства сиротского приюта для девочек от четырех до десяти лет c. 15]. Выделяется приюту и капитал в размере 50 тыс. рублей. Этот приют уже после смерти схимонаха Иннокентия стал носить имя И.М. Сибирякова c. 4]. Забота о детях проявилась в иноке Иннокентии и в том, что на его средства был устроен храм во имя Святителя Николая в 7й гимназии Санкт-Петербурга. По его предложению церковь в 7й гимназии создавалась в память коронования Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Феодоровны c. 7]. Обычно такие поступки характерны для людей монархических убеждений, а потому мы можем говорить о коренном изменении мировоззрения Иннокентия Сибирякова и о возвращении его не только к Православию, но и к исконным державным устоям родного Отечества – Самодержавию. По Афонскому времени Будет Бог твой славою твоею. ( Ис. 60:19 ) Соблюдающий правду найдет славу. ( Прит. 21:21 ) Слава всякому, делающему доброе. ( Рим. 2:10 ) Добрая слава лучше серебра. ( Прит. 22:1 ) Иноку Иннокентию пришлось приезжать вслед за своим духовным отцом в Санкт-Петербург еще дважды, пока, наконец, они не обосновались на Святой Афонской Горе c. 518]. Там, недалеко от стен Свято-Андреевского скита, был устроен небольшой, но уютный, в два этажа скит с церковью во имя великомученицы Варвары, преподобного Михаила Клопского и преподобного Давида Солунского – небесных покровителей родителей и архимандрита Давида. В этом месте и поселился брат Иннокентий со своим духовным отцом – для жизни в строгом монашеском подвиге c. 412]. «Как полный энергии и сил, – сообщает о возвращении Иннокентия (Сибирякова) из Петербурга на Святую Гору монах Климент, – он спешил не на покой, но для иноческих подвигов, кои усугубил…» c. 518].

http://azbyka.ru/fiction/blagotvoritel-i...

Такое почтение к иконе Афанасьевского монастыря вызвало недоброжелательство клирошан церкви соседнего села Веретеи: ими был послан донос архиепископу ростовскому и Ярославскому Самуилу, в котором указывалось, что даже «молебствия тому образу от разного звания людей совершаются от прочих святых икон отлично». 16 мая 1780 года в Мологский городской магистрат пришло послание владыки Самуила, который требовал «от всех оного города Мологи обывателей, купцов и мещан взять известие». т. е. допросить, давно ли Тихвинская Богоматерь находится в упраздненном Афанасьевском монастыре и почему ей оказывают «отличное против протчего святых божия матере икон почтение и молебствия». И вот начался «розыск по делу». В первую очередь призвали к ответу священника Алексея Афанасьева и весь клир бывшего монастыря, допросили купечество и мещан города Мологи, крестьян сел Боронишино, Шумово, Станово, Феодорицкого. Все они «в сущую правду согласно показали», что икона Тихвинской Богоматери «из давних лет» находилась в монастыре, а как она там появилась, «того они сказать не могут», а почитают ее за «первообразную». Упорствовали лишь крестьяне и церковнослужители села Веретеи, откуда был послан донос, и по-прежнему отстаивали свое обвинение. Дело, тем не менее, было закрыто «за отсутствием состава преступления». Когда монастырь был вновь учрежден, но уже как женский «под управлением игуменьев», икона Тихвинской Богоматери стала именоваться его чудотворной святыней. Настоятельница и прочие насельницы обители при вступлении в монастырь в 1797 году получили словесные сведения об этой иконе от 112-летнего старца воина Лазаря Иванова, который передал им, что «сия икона дана на благословение от святаго благоверного ярославскаго князя Феодора Ростиславовича сыну его св. благ, князю Давиду Феодоровичу (ок. 1298 г.). Давид же Феодорович благословил ею младшаго сына своего Михаила на удельное княжение в Мологу (ок. 1321 г.), а Михаил благословил сына своего Феодора Михайловича, который ок. 1370 г. и принес сию икону в древний Афанасьевский монастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Теперь под тяжестью бед и скорбей в душе его совершилась решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых; скорби души, кающейся в соединении со скорбями заключения темничного, истощили силы его, и он поспешил просить себе милости – отречения от мира. – «Брат! Я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я того, когда еще был князем; а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых» – так послал он сказать от себя в. князю. Изяслав сжалился и велел передать ему: «если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен; а я тебя и без того выпускаю для твоей болезни». Его вынесли из темницы до того больного, что восемь дней не мог он ни пить, ни есть, но постриженный с именем Гавриила святителем Евфимием выздоровел; привезенный за тем в киевский Феодоров монастырь, он просил игумена облечь его в схиму и стал жить для молитвы и труда. О его молитвенных подвигах говорит поздним потомкам икона Богоматери, пред которою молился он в последние дни свои. Блаж. Игорь расстался навсегда с миром и мечтами, но не расстались родичи его. Брат его Святослав не столько по любви к брату, сколько по расчетам власти и гордости, хотел во чтобы то ни стало, возвратить Игоря на престол в. князя. Еще хуже были двоюродные братья Давидовичи. Сперва они положили отнять у двоюродных братьев их уделы и возбуждали в в. князе ненависть к Игорю. «Игорь зол и до тебя, и до нас, держи его крепко», говорили они Изяславу; а к Святославу послали сказать: «ступай вон из Новгорода–северского в Путивль». Началась кровопролитная война, в которую вовлекли Давидовичи и Изяслава. Война сперва шла счастливо для Давидовичей: но потом, с помощию сильного Юрия, Святослав приобретал победу за победой. Давидовичи переменили план действий. Они помирились с Ольговичем и хитростью хотели схватить и убить Изяслава. Коварные замыслы открылись. Изяслав, стоявший на Супое, послал бросить Давидовичам договорные грамоты; а киевлянам дал знать о ковах Ольговичей и звал их на войну. Это было в 1147 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Храм заложили, но построить его удалось только к лету 2003 г. 16 июля состоялось освящение. Уникальный церковный музей: Храм на Крови — целый архитектурный комплекс, объединенный в «Святой квартал». На его территории большой культурно-просветительский центр «Царский» с Музеем святой царской семьи, где хранятся уникальные документы и личные вещи мучеников. Кроме того, в самом храме есть музейная галерея, действуют выставки и экспозиции. Храм на Крови в Екатеринбурге (фото Мазур Владимир/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-4.0 DEED с пояснениями): Верхний храм выстроен в русско-византийском стиле; Высота   храма — 60 м. На главном куполе — 10-метровый крест; Колокольня: Самый большой колокол весит 9 тонн; «Троеручница»: Перед этой иконой царская семья молилась в доме Ипатьева. Сейчас она находится в Храме на Крови(фото); Красный цвет в убранстве и архитектуре храма — символ мучеников и царей; Нижний храм находится в стилобате. Здесь, на месте гибели мучеников, находится «Царская комната». За алтарем — мозаика с изображением царственных страстотерпцев и убиенных с ними (фото). Тут же — Феодоровская икона Божией Матери, фамильная икона Романовых; Место, где был подвал дома Ипатьева //Фома. - - ноябрь 2023. - С.28-31. - (раздел «Вера», рубрика «Дорога к храму»). Говорят, что :      Говорят, что. Фото Елены Кудрявцевой//Фома. - – ноябрь 2023. - С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что молиться лежа — это грех. На самом деле... - С.32. Почему в Церкви во время чтения Евангелия перед ним горит свеча? Потому, что. - С.32. Часто спрашивают: что значит «служить мамоне»? Отвечаем. Ил.: Аллегория жадности. Давид Тенирс Младший. 1660. - С.33.  [Ответ священника:] Как отвечать на хулу в чате?/ Спрашивает Ксения. Отвечает протоиерей Андрей Ефанов. Фото Becca Tapert/Unsplash//Фома. - – ноябрь 2023. – С.33. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru .

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010