Духе возлюбленнаго брата и сослужителя нашего смирения и богомольца вашего Царскаго Величества. Он то видел и слышал подлинно во святых местах. А мы, богомольцы великаго и святаго вашего Царствия, стоим сперва Божиею помощию, а потом, силою и помощью вашего Царскаго Величества и всяким радением и любовию, покамест живем, да соблюдем святыя и божественныя места, как соблюли и прежде меня Святейшие Патриархи, имея надежду и упование на великое и святое ваше Царствие; ибо ты всегда распространяешь благочестивую и высокую святую державу и царскую десницу ко святому Живодавцеву гробу Христову, чтобы соблюдать от всякой измены сопротивных врагов. Мы же не имеем куда прибегнуть и помощь получить, во многих наших бедах и напастях, как только к человеколюбию и милосердию Царствия вашего, благочестивый и святый Царь». Весьма утешительна грамота к Царю протопопа Иерусалимского Иоанна и прочих священников с Митрополитом Симеоном: «благочестивому славному тихомирному, Богом хранимому и Богом венчанному, единому Великому Царю и Самодержцу Государю Михаилу Феодоровичу всея России. Прочитали мы книгу библию и в царственной книге видели сие слово: «спасе Бог Давида над всеми пребывающими и воцарися Давид над всеми, творя суд и правду» и видится нам, что хотя сие глаголется о древнем Давиде, но исполняется ныне и в новом Давиде: это есть венчанная твоя глава, потому что Бог сохраняет Царя за добрыя деяния его, как Царствие ваше. Кого имеем земным правителем над всеми православными Христианами? Истинно иного не имеем, токмо тебя благочестиваго Царя Михаила Феодоровича всея России; кто творит правду по закону Божию вельможам и богатым и князьям и бедным, великим и малым, вдовам и сирым? Истинно иного нет кроме тебя, верный в тихомирный Царь Государь Михаил Феодорович всея России. Чья милостыня в концы вселенной, как лучи солнечныя? – только ваша, Богом венчанный и Богом соблюденный Царь наш Михаил Феодорович всея России; сего ради имя Царствия вашего всегда во веки будет в великую славу и похвалу роду благочестивых и православных Христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Царь Михаил Феодорович снисходя на просьбы царя Теймураза и прочих помянутых князей, отправил посла к шаху Аббасу в Персию с требованием, дабы он не утеснял Грузинскую нацию. Требование Российского двора было во всем удовольствовано. Шах Аббас писал дружественную в ответ к Российскому государю грамоту, и царь Теймураз не только возвратился по-прежнему в Кахетию, но к своему царству присовокупил еще в 1695 году и Карталинию. Потому что карталинский царь Луарсаб, взят будучи в плен Аббасом шахом, убит в Персии в 1622 году и наследников по себе не оставил; а за Теймуразом в супружестве была родная его сестра. Однако ж чрез несколько времени персиане отняли у него Карталинию и в оной поставили в 16З4 году царем Ростома сына Давидова, содержавшего магометанскую веру, а Теймураз остался паки в прежнем своему Кахетинском царстве. В 16З9 году апреля 25 при Российскому после, отправленном в Грузию, дал он и сын его Давид формальную присягу в подданстве и верности навсегда и с потомками Российскому престолу, а Государь царь Михаил Феодорович с своей стороны обещал ему подать помощь противу нападавших на него Кумычан и выстроить в Душецких горах российский город. Не задолго же пред тем (1638 года) и Дадианский князь Леон предался также Российскому покровительству со всею своею областью. По восшествии на Всероссийский престол Государя царя Алексея Михайловича, Теймураз в 1646 году присылал паки послов к Российскому Двору, для исходатайствования помощи и защиты; а между тем просил, чтобы позволено было ему прислать в Москву внука своего царевича Георгия Давидовича, а за другого бы внука благоволено было выдать в замужество одну из царевен российских. На все это от Российского Двора ответствовано было только тем, что позволено ему обоих внуков прислать в Москву, а если самому ему трудно жить в Грузии от утеснения персиан и лезгинцев, то может со всеми своими людьми переселиться на житье в Россию. В 1651 году, последуя примеру царя Теймураза и зять его Имеретинский царь Александр в присутствии Российского посла дал сентября 14 с сыновьями своими царевичами Багратом и Мамукою и со всеми духовными и светскими чиновниками присягу, быть также в верности и преданности Всероссийскому престолу неотступно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Я предлагал Марабути сказать от моего имени совет здешним наместникам, чтобы они устроили в храме Воскресения и около часовни Гроба подвижной и складной помост, возвышенный над народом, и чтобы духовенство совершало процессии по этому помосту и раздавало благодатный огонь. Но он, похвалив эту меру, сказал, что можно было бы сделать при христианском правительстве, а теперь лучше оставить по прежнему. Ответ его ужасно не понравился мне, но я промолчал. Можно ли ожидать добра и порядка в Иерусалиме, когда агент российского правительства (впрочем природный грек, заодно торгующий с архиереями здешними) предпочитает старый беспорядок всякому новому порядку? В нашем Феодоровском монастыре жил вместе с поклонниками один старый греческий священник-духовник, белый, как лунь. Нередко я видал его и слыхал его приветствие: καλ’ μρας, γροντα! 318 Сидя на креслах в храме, он исповедовал всех приходивших к нему не здесь, а на его родине, и епитрахилью заработал себе порядочные денежки. Под старость ему захотелось помолиться у Гроба Господня и, если возможно, остаться жить в здешней патриархии, и за благословением патриарха опять зарабатывать гроши епитрахилью. Он объявил свое желание, но с него запросили 16000 пиастров за то только, чтобы он жил, пил и ел в патриархии до смерти. Если же он захочет надевать епитрахиль, то должен внести в казну Гроба 32000 пиастров. Скупой старик не согласился и вот завтра едет домой. Апреля 1 , Суббота. Дождь и ветер утихли. Но холодно. Апреля 2 , Воскресенье. День ясный, но холодный. Сегодня я правил должность дьячка и пропел всю обедню в Феодоровском монастыре. В прошлом феврале месяце в моих глазах заваливали невольники и совсем завалили искусственный небольшой пруд или водоем, недалеко от Яффских ворот, внутри города. Поклонники называют его тем водоемом, в котором мылась жена Урия, – Вирсавия, которую видел Давид с террасы своего дома. На днях (до Пасхи) арабы срубили сухое дерево, на котором, по преданию, удавился Иуда. Оно находилось за Гефсиманией, по дороге на Елеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского (†1299; память 19 сентября) от его первой супруги Марии, дочери благоверного князя Ярославского Василия. Супруги воспитали сына в благочестии и любви к Церкви. Блаженная кончина святого князя Михаила последовала в раннем возрасте (†1290). Память благоверного князя Михаила совершается 19 сентября. Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитавшегося русскими князьями-воинами. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (†1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил (память 19 сентября), но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 70-х годах он жил в Орде, где благодаря храбрости и мудрости вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, выдавшего за благоверного князя Феодора свою дочь, названную в Крещении Анной. В Орде у благочестивых супругов родились сыновья – святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Большое влияние, которое святой князь Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди монголо-татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру. В 1290 году благоверный князь вместе с семьей возвратился в Ярославское княжество. Не порывались его связи и с родиной – Смоленском. 18 сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле он принял монашеское пострижение, 19 сентября последовала его блаженная кончина. После него в Ярославле правил его сын святой князь Давид (†1321), второй сын, Константин, вероятно, почил ранее. 5 марта 1463 года совершилось обретение мощей святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина, память их празднуется 19 сентября и 5 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Насколько совершенны могли быть издания книг, благодаря таким справщикам, видно из того, что изданный Логгином в 1610 г. устав, должны были повсюду отобрать и сжечь. Тяжесть ошибок, обременявших первопечатный книги, сознавалась всеми; поэтому, необходимо было тщательно исправить их Первый опыт такого тщательного исправления первопечатных книг представляют нам труды архимандрита Дионисия. Архимандрит Дионисий (в мире Давид) родился в городе Ржеве, Тверской губ. Первоначальное образование получил в Старицком монастыре, куда отдан был под руководство двух иноков. Кроткий Давид с юных лет склонен был к монашеской жизни, но, покоряясь воле родителей вступил в брак и назначен был священником. Только спустя шесть лет, по смерти жены и двух сыновей, он в том-же Старицком монастыре принял пострижение с именем Дионисия. В монастырском уединении Дионисий ревностно предался чтению книг и за свою примерную иноческую жизнь вскоре удостоился быть казначеем, а потом и настоятелем в том-же Старицком монастыре. Но не долго пришлось ему управлять обителью в Старице. Своим умом, благочестием и ревностию, к долгу он обратил на себя внимание царя и патриарха и назначен был настоятелем Троице-Сергиевой лавры.. Это назначение совпало с печальным временем междуцарствия и архимандрит Дионисий с келарем Авраамием Палицыным ревностно стояли за св. веру и церковь . По вступлении на престол Михаила Феодоровича, печатание церковно-богослужебных книг, как и их исправление, продолжалось. В 1616 году царь повелел архимандриту Дионисию, как человеку книжному, заняться исправлением Потребника. В сотрудники ему назначены были троицкий старец Арсений Глухой и священник Иван Наседка. Дионисий и его сотрудники ревностно принялись за исправление имея под руками не только древние славянские списки, но и греческие. Работали они усердно, без устали, просидев над исправлением Потребника полтора годя. Тщательно проверив его списки, они нашли не мало погрешностей. Так, напр., в чине освящения воды, на день Богоявления Господня, напечатано было в молитве: „Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем“. Во многих других молитвах оказались искаженными конечные славословия; молитвы, обращенные к одному лицу Св. Тройцы, часто оканчивались словами: „и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Св. Духу“. Конечно, это противоречило и содержанию молитв и даже их православию. Далее, в печатном потребнике оказались некоторые молитвы прибавленными. Исправляя эти ошибки в потребнике, Дионисий и его сотрудники проверили и многие другие книги (Цветную, Триодь, Октоих, Минею общую и пр.). В 1618 г. исправленный Потребник был представлен заведовавшему тогда патриаршеством митрополиту Ионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Около 4-го часа ночи Блаженный начал видимо изнемогать, и уразумевая, что время шествия его к Богу настало, велел постричь себя в схиму, просил от всех прощения и сам преподал всем присутствовавшим мир и благословение. За сим, во время всенощного бдения, напутствован был в жизнь вечную Св. Причастием Божественных Таин, осенил себя крестным знамением, приложил руки к персям и смиренно предал душу свою в руде Божии, – 19 Сентября 1299 года. Стрелою промчалась по граду печальная весть, и с нею все облеклось в глубокий траур. А что чувствовали вдова с детьми и бояре Великокняжеские, видевшие Державца бездыханным лежащего не в чертогах, а в монастырской кельи, не в порфире, а в убогом схимническом одеянии? Но горечь чувства не оставалась без услаждения свыше. Храмина, в которой лежало тело Блаженного, как бы от некие благовонные масти, наполнилась благоуханием; украшенное сединами лице являло дивную лепоту и светозарность; самый покров принимал нечто от света сего и давал видеть, что смертное сие облечеся уже в бессмертие. Погребальный чин совершен в той же Преображенской церкви, которую прилежно посещал он, которой царски благотворил и в которой принес последние свои иноческие Богови обеты. Близ ее, под сводами Входо-Иерусалимской церкви, и тело усопшего положено было. Достойным преемником Феодора был старший сын его Давид. Наследовав престол отца, он наследовал и все добродетели его. Младший же брат, Константин, не будучи сам правителем, был для всех образцом благопокорности и той совершеннейшей любви, которая, по Апостольскому слову, долготерпит милосердствует, не гордится не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся терпит и николиже отпадает ( 1Кор.13:4–8 ). Для вящшей же полноты всех сих боголюбезных добродетелей, Константин, до конца жизни пребыл девственным, да последует Агнцу, аможе аще пойдет: якоже купленный от людей первенец Богу и Агнцу ( Откр.14:4 ). Плодом доброты сея были правда и милость, мир и благоденствие, которыми в правление Св. Давида наслаждались грады и веси Ярославского Княжества. Державствуя около 22-х лет, Давид преставился смертию праведника в 1321 году. О Святом же Константине хроники наши то одно возвещают, что он с миром почил о Господе. Оба брата желали быть положены там, где покоился блаженный отец их Феодор, т. е. в Спасо-Преображенской обители. Там водворились они телесами своими, ждуще блаженного уповании и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит.2:13 ). По Господу Богу угодно было прославить их еще на земле. Совершилось это в 1463 году, при державе Александра Феодоровича, последнего Великого Князя Ярославского, при Архиепископе же Ростовском Трифоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

По окончании обряда иноческого пострижения вынесли князя к игумену на двор и он пробыл здесь весь день. Князь исповедал грехи свои перед всеми, против кого согрешил, кого обидел; примирился с теми, с кем был в вражде, прося прощение у Бога и людей и сам прощая всех. Наконец, позвав княгиню и детей своих, святых Давида и Константина, св. Феодор простился с ними, умоляя их не забывать и исполнять его наставления. «Дети мои, — говорил он сыновьям, — если кто соблюдет слово мое, благословение мое пребудет на нем; если же кто из вас не соблюдет моего слова, не послушает наставления, тот будет лишен моего благословения». Около 10 часов вечера, уже совсем изнемогая, князь попросил игумена облечь себя в великую схиму и сказал, чтобы кроме игумена и немногих из братий, все вышли. Во время пения заутрени святой князь оградил себя крестным знамением и тихо предал дух свой Богу. Кончина св. Феодора последовала 19 сентября 1299 г. Тело благоверного князя, горько оплакиваемое всем народом, было погребено в Спасском монастыре. Сыновья его Давид и Константин наследовали благочестие отца. Старший из них, св. Давид, княжил в Ярославле 22 года и скончался в 1321 г., оставив после себя двух сыновей — Василия и Михаила. Младший же, св. Константин, по прозванию Улемец, умер бездетным. Богу угодны были добродетели и благочестивая жизнь благоверного князя Феодора и детей его Давида и Константина. И Господь вскоре прославил праведников в лике святых открытием их святых мощей и многими чудесами, совершавшимися по молитвам их у их гроба. Открытие цельбоносных мощей св. Феодора и чад его произошло неизвестно когда, но до 1463 г. Мощи святых князей покоились поверх земли в Спасо–Преображенском монастыре под церковью Входа Господня в Иерусалим. В 1463 г. игумен Христофор с братией, по совещанию с соборными ярославскими священниками, решили положить мощи тут же в землю, в самой церкви. Когда известили об этом князя ярославского Александра Феодоровича, он не только согласился на это, но даже хотел устроить над могилой каменную гробницу, покрыть ее дорогим покровом и поставить большие свечи. В присутствии самого князя, при большом стечении народа 5 марта 1463 г. духовенство открыло мощи святых князей. Во время пения панихиды молитвами святых получили исцеление священник и его сын. Все видевшие это чудо вознесли благодарственную молитву и славословие Богу, дивному во святых Своих, и тотчас же начали петь молебен. От окропления водою, освященною при святых мощах, прозрели две слепые женщины. Тогда зазвонили во все колокола; сошлось множество народа. Все плакали от радости и целовали святые мощи. После этого их решили не опускать в землю, а положить открыто в Спасо–Преображенской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

ЦЕРКОВЬ в нём СОБОРНАЯ каменная, а монастырские строения деревянные. См. Устьшехонский Троицкий. Белоколодский Преображенский монастырь Мужской находился до 1764 года, в Воронежской Епархии в бывшем городке Белоколодске, ныне находящемся в Тамбовской Губернии и обращённом в слободу, почему и название своё монастырь Белоколодского имел, расстоянием от уездного города Задонска в 35 вёрстах, на устье речки Белоколодезей, впадающей в реку Воронеж. Белониколаевский или Белоникольский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгороде в Неровском конце или как значится в описи оного, сочинённой в 1763 году, Новгородской Епархии Вотской Пятины в Заверяжском погосте, при реке большом Волхове, от Новгорода в двух вёрстах. Когда, кем и по какому случаю построен этот монастырь, и почему название своё Белоникольским имеет, сведения в Летописцах не находится. Упоминается только, что в 1134 году, а потом паки через десять лет в 1144 поставлена в нём церковь каменная во имя св. Николая Чудотворца; а в 1165 году Архиепископ Иоанн учредил общежительство. Потом, в 6320/1318 году, возобновлён, вероятно, после пожаров или моровых поветрий, и учреждено Строительское начальство Архиепископом Давидом; в Новгородской летописи, изданной в Москве в 4 доли листа в 1781 году, на стр. 169, так о сем обстоятельстве записано: «того же (6820/1312) лета Владыка Давид заложил церковь каменную в Неревьском конце на своём дворищи во имя св. Отца Николы». Далее на той же странице: «того же (6821/1313) лета священа бысть церквы каменая святаго Николы в Неревьском конци, юже созда Архиепископ Давид, и сотвори в ней вседеньнную службу и черньци совъкупи». После сего до 1595 года нигде о монастыре сем ничего не значится, а в 1595 году упоминается Игумен Антоний. В 1615 году при общем опустошении Новгорода от Шведов и этот монастырь претерпел равную участь с прочими, т. е. был опустошён и выжжен; почему в 7131/1628 году, Мая 27, грамотой Государя Царя Михаила Феодоровича велено для возобновления оного быть в монастыре Белоникольском старцу Зосиме, строить ему оный и церкви, и призывать братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1170.             Знамение, бывшее от иконы Богоматери в Новгороде. 27 ноября. 1173.             Евфросиния, княжна Полоцкая. 23 мая. 1182.             Поликарп преп., архимандрит Печерский. 24 июля. 1186.             Иоанн, архиеп. Новгородский. 7 сент. Никита, столпник Переяславский. 24 мая. 1192.             Михаил, князь Муромский. 21 мая. 1200.             Самсон, преп. Сербский. 13 февр. 13 век Иноки Печерские: Еразм. 24 февр. Исакий затворник. 14 февр. Иоанн многострадальный. 18 июля. Лаврентий. 29 янв. Нестор летописец. 27 окт. Никон Сухой. 11 дек. Спиридон н Никодим, просфорники. 31 окт. Тит.27 февр. Перенесение мощей Илариона, еп. Меглинского, в Тернов. 21 окт. Аврамий, преп. Смоленский. 21 авг. Празднование иконе Боголюбовой Пресвятой Богородицы. 18 июня. 1205.             Константин, князь Муромский, с чадами. 21 мая. 1220.             Симон, еп. Владимирский. 10 мая. 1228.                  Петр, князь Муромский, и супруга его Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния. 25 июня. 1229.             Аврамий, муч. Болгарский. 1 апр. 1192–1230.       Варлаам, преп. Хутынский. 6 ноября. 1233.             Феодор Ярославич, благоверный князь. 5 июня. 1237.             Савва, архиеп. Сербский. 12 янв. 1237.             Меркурий, муч. Смоленский. 24 ноября. 1238.             Василько, князь Ростовский, убиенный татарами. 4 марта.       Георгий, великий князь Владимирский. 4 февр. 1239.             Явление Феодоровской иконы Пресв. Богородицы в Костроме. 14 марта. 1245.            Михаил, князь Черниговский, и Феодор, его боярин, мучч. от Батыя. 20 сент. 1263.            Александр Невский, великий князь. 23 ноября. 1264.            Афанасий, затворник Печерский. 2 дек. 1270.            Роман, князь Рязанский. 19 июля. 1288.             Нгнатий, еп. Ростовский. 28 мая. 1290.             Петр блаж., Ордынский царевич, Ростовский чудотворец. 30 июня. 1299.             Феодор, князь Смоленский. 19 сент. 14 век       Перенесение мощей Михаила, Черниговского князя, и его боярина, в Москву. 14 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010