Б. умер вскоре после закрытия Костромской ДС (1918) и церковно-исторического об-ва (1919). Его отпевание совершил еп. Севастиан (Вести) . Ученый был погребен на Нов. Фёдоровском кладбище в Костроме (уничтожено в 1980). В 1996 г. в Костроме на доме, где жил Б. в 1887-1920 гг., по инициативе епархии установлена мемориальная доска. Сын Б., В. И. Баженов (1889-1939), был одним из основоположников отечественной радиопеленгации и радионавигации. Соч.: Благоверная кнг. Анна Кашинская. СПб., 1890; Кашинский Сретенский женский мон-рь. СПб., 1893; Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; Костромские городские церкви и мон-ри по писцовым книгам XVII в.//Костромские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 5, 17-19; 1902. 2; Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин. Кострома, 1900; Воскресенская, что на Дебре, церковь в г. Костроме. Кострома, 1902; Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Костромской кремль: Ист.-археол. очерк//Костромская старина. 1905. Вып. 6. С. 90-116; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Каз., 1907; Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1909; Вифезда: Библейско-апологетический этюд//ПрибЦВед. 1910. 19/20; Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их//Рус. паломник. 1911. 6; Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Костромы. Кострома, 1911; Обозрение упраздненных мон-рей и пустынь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 6, 10, 11. Лит.: Богдашевский Д. Рец. на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия//ТКДА. 1910. 9; Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Костромская обл. М., 1976. С. 33-34; И. В. Баженов: Некролог//Губернский дом. 1996. 2. С. 27-28; Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария: Вехи истории, к 250-летию со дня основания (1747-1997). Кострома, 1997. С. 15. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77350.html

Описание иконы Толгская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери. Чтимый список с этой иконы находится в Нежинском девичьем монастыре. В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Феодорович, явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епис[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Молитва первая О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифо[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Тропарь, глас 4 Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богороди-це, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, Егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко ник[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Толгская Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Толгская " Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, осенившей страну Российскую огнезрачным Своея иконы на Толге явлением, похвальное возглашаем пение: Ты же, о Богомати, яко имуща[...]

http://pravicon.com/icon-318

Арсений Москвин в мае 1830 перев. из Рязанского Троицкого, а в 1831 – в Колязин мнтрь. Феодотий Озеров 23 сент. 1831 перев. из Уфимского Успенского, а 11 июля 1837 хирот. в Новгородского викария. Афанасий Дроздов в дек. 1837 перев. из Костромского Богоявленского, а в 1840 – в ректора Одесской семинарии. (После еписк. Винницкий). Антоний Смолин 29 нояб. 1840 определён из ректоров Вифанской семинарии, а 21 сент. 1858 хирот. в еписк. Одесского (викария Херсонского). Макарий Миролюбов в 1858 – из инспекторов Пермской семинарии, а 5 окт. 1860 – в Новгородский Антониев мнтрь. Ювеналий Знаменский 6 окт. 1860 перев. из Вологодского Спасо-Прилуцкого; в 1867 уволен; после – в каком-то на Волыни; с 1868 – в Зилантове. 2 Солотчинский Рождество-Богородичный, от Рязани в 15 верстах, основан великим кн. Олегом в исх. XIV века. Ныне второклассный. [VI, 179.] Игумены Феодор , около 1400. Мартирий (при кн. Феодоре Ольговиче и Иване Феодоровиче. Акт. Ист., II, 79). Иларион , около (1408) 1430. (При Иване Феодоровиче). Арсений . Ефрем , 1483. Антоний (при кн. Василии Ивановиче). Архимандриты Пахомий , 1501 и 2. Досифей , 1510–12. Феодосий , в янв. 1537. Дионисий , 1547. Тихон , 1555. Гурий , 1556. Макарий , 1558. Хрисанф . Аввакум , 1567. Исаак , 1570. Вассиан , 1572 и 73. Пимен , 1577–80. Иосиф , 1584. Андроник , 1589. Алексий , 1597. Адриан , 1598–1607. Митрофан , в апр. (sic) 1613. Трифон , 1613–21. Дионисий , 1622. Макарий , 1630–33. Митрофан , в мар. 1644. Иосиф , 1650–52. Сергий , 1652–59, мар. Дионисий , 1659–62. Протасий , в февр. 1663–80. Павел , 1681–87. Игнатий , 1687–97, 21 нояб. хирот. в еписк. Тамбовского. Кирилл , 1700. Исаакий , в сент. (sic) 1702. Сергий , 1703–10. Исаакий , 1717–23. Софроний Лихуд , с 1723 по 1729; уволен, за дряхлостью, на покой в Москву; † 15 июня 1730, в Греческом мнтре. Аркадий определён 9 мая 1729; упом. 1732. Иоасаф , 1737–1739, в янв. перев. в Радовицкий. Досифей , 1739. Давид Данилевич в сент. 1739 перев. из Московского Андреевского, а 27 нояб. 1741 перев. в Спасский Рязанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отправил зимой, в январе, В её костромское поместье. И вот монастырь костромской Макарьев на Унже. Здесь старец Давид дал совет им такой, Чтоб тетка и мальчик расстались. «Оставь Михаила у нас... Пока этот ирод у власти, В твоей деревеньке как раз Недолго случиться напасти. А мы его здесь сбережем, Научим церковному чтенью, Молитве, и после вернем Родителям на утешенье». Три года здесь жил Михаил; Он, старцеву слову внимая, Смиренным послушником был, В любви ко Христу возрастая. Учил его старец читать По древнему списку Псалтири, На правило рано вставать, Молиться, быть с братией в мире. Он пел и свечу выносил При чтении Божьего слова, - И так монастырь полюбил - Сильнее родимого крова. Суд Божий свершился - угас Романовых злобный гонитель, - Сам Бог, видно, отрока спас, Вселив его в эту обитель. Отсюда взяла его мать, Монахиня Марфа, что в ссылке Готовилась уж умирать, Но вот не дошло до могилки. Муж Марфы - монах Филарет - По сильным супруги молитвам Спасен, - испытав столько бед, В Ростове стал митрополитом. Вот как их судьба развела, Но, видно, и Божьим веленьем, - И сына она повезла К владыке на благословенье. Но вот уж и польская рать Идет с Лжедимитрием-вором, - Отнял от Руси благодать Господь, да вернет, но не скоро. То время мы Смутой зовем. Пал Шуйский, царивший недолго, - Вся Русь под мечом и огнем, Но держится матушка Волга, - Там крепко стоят города, Врагу недоступны селенья, - Господь призовет, и тогда Оттуда придет избавленье. Поляки в Московском Кремле Католика метят на царство, - Пока же на Русской земле Ни правды нет, ни государства. В заложники, попросту - в плен Бояр и священников взяли, И сам патриарх Гермоген Был в Чудове заперт в подвале. И будущий царь Михаил Томился здесь в келье смиренной, - Он тоже заложником был В ту пору у шляхты надменной. Он видел, как дым застилал, Бушуя, московское небо, Как русский народ погибал Без крова, одежды и хлеба. Молясь о спасенье Руси, Он так говорил со слезами: «Спаси нас, о Боже, спаси! Будь Ты, Богородица, с нами!»

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

Согласно Амасийскому договору (1555), Грузия была поделена на сферы влияния Османской империи (зап. часть) и Ирана (вост. часть). Груз. цари неоднократно пытались освободиться от протектората этих стран и избежать угрозы исламизации, Грузия стремилась наладить отношения с единоверной Россией и с христианской Европой. Заинтересованность была обоюдной: Россия нуждалась в союзнике в Закавказье, способном противостоять Османской империи и Ирану ( Джамбурия. 1964. С. 18), Европа, в частности Римско-католич. Церковь, старалась расширить границы своего влияния. По Стамбульскому мирному договору 1590 г. Иран признал владычество осман в Закавказье, но затем, уладив внутренние дела, персид. шах Аббас I начал готовиться к походу против Османской империи и завоеванию Вост. Грузии. В 1601 г. Давид I, воспользовавшись болезнью отца, потребовал царские инсигнии и взошел на престол. Сохранились дарственные грамоты мон-рю Ниноцминда , подписанные Давидом I и К., о пожертвовании крестьян с. Патардзеули и с. Твали ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 432; Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 479). Сторонники его брата, царевича Георгия, устроили заговор, были разоблачены, нек-рых казнили. Александр II и Давид I проводили пророссийскую политику: в 1602 г. они и наследник престола царевич Теймураз «крест целовали» (т. е. приняли присягу верности) российскому царю Борису Феодоровичу Годунову ( Белокуров. 1889. Вып. 1. С. 362). Когда царь Александр II выздоровел, Давид I принудил его к постригу, и отец предал сына анафеме. Через год царь Давид I умер. Трон занял Александр II, но фактическим правителем Кахети стал Георгий. Овдовевшая К. боялась мести деверя и отослала малолетнего сына Теймураза к Аббасу I (по др. версии, это сделал Александр II по требованию шаха), где, согласно установленной Ираном традиции, воспитывались многие груз. царевичи (напр., принявший ислам и преданный шаху сын Александра II Константин I, царь Кахети в 1605). Теймураз вырос при персид. дворе, однако мусульманства не принял.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Благоверный князь Михаил Феодорович был сыном святого благоверного князя Феодора Смоленского († 1299; память 19 сентября/2 октября) от его первой супруги Марии, дочери благоверного князя ярославского Василия. Супруги воспитали сына в благочестии и любви к Церкви. Блаженная кончина святого князя Михаила последовала в раннем возрасте († 1290). Память благоверного князя Михаила совершается 19 сентября/2 октября. Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 гг., и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8/21 февраля), особо почитавшегося русскими князьями-воинами. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3/16 июля), и стал князем ярославским. У них родился сын Михаил (память 19 сентября» 2 октября), но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 70-х годах он жил в Орде, где благодаря храбрости и мудрости вызвал к себе особое расположение хана Менгу-Темира, выдавшего за благоверного князя Феодора свою дочь, названную в крещении Анной. В Орде у благочестивых супругов родились сыновья – святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин. Большое влияние, которое святой князь Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди монголо-татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие, культуру. В 1290 году благоверный князь вместе с семьей возвратился в Ярославское княжество. Не порвались его связи с родиной – Смоленском. 18 сентября 1299 года в Преображенском монастыре в Ярославле он принял монашеское пострижение, 19 сентября последовала его блаженная кончина. После него в Ярославле правил его сын святой князь Давид († 1321), второй сын, Константин, вероятно, почил ранее. 5 марта 1463 года совершилось обретение мощей святого князя Феодора и чад его Давида и Константина, память их празднуется 19 сентября/2 октября и 5/18 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.) Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный. Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным. В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль

Не все знают, что не только Елизавета Федоровна, но и ее младшая сестра – Императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери были сестрами милосердия. Их не пугали кровь, гной, вши, отрезанные конечности солдат и офицеров. Во время концертов мы будем распространять литературу и фильмы о Романовых. Но помимо культурно-просветительской цели, есть и задача помощи конкретным людям. Так как мы гастролируем по всей России и разным странам мира, то имеем возможность посетить все места, где последние Романовы бывали при жизни, или места, где действуют общества, сестричества и фонды, носящие их имена. На наших благотворительные концертах мы будем объявлять сбор средств для нуждающихся, проживающих в данном регионе. Надеюсь, что сбор средств для них продолжится и после нашего отъезда, ведь главное – начать дело, привлечь внимание к конкретному человеку. И, наконец, третья наша цель – поддержка юных талантов, у которых еще нет громкого имени, но есть дар от Бога. Елизавета Федоровна покровительствовала и многим деятелям культуры, и творческим коллективам, например, Филармоническому обществу. Об этом пишет профессор И.К.Кучмаева в своей книге «Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны».Давид, Вы ведь вы и раньше проводили благотворительные концерты? Что же нового в этом проекте? – Теперь такие концерты будут проходить более регулярно. Кроме того, мы будем включать в репертуар произведения, которые любили слушать Августейшие особы. Гессенские принцессы Элла и Аликс, ставшие впоследствии русскими святыми, росли в семье, где любили музыку Баха, Бетховена, Мендельсона, Брамса, других композиторов. Эта музыка звучала и в Дармштадте, и в имение Ильинское, и в Санкт-Петербурге, и Москве. Особое внимание уделим работе с детьми и молодежью, чтобы к 2013-2014 году эти святые имена были у всех на устах и в сердцах. Мы собираемся объявить конкурс молодых вокалистов, посвятив его юбилейным датам, пригласив в жюри таких выдающихся оперных певцов, как Елена Образцова и Зураб Соткилава, а по итогам конкурса проведем Международный фестиваль.

http://pravmir.ru/david-gvinianidze-poez...

Но все поручать женщине нельзя. От начала не было так. Это, скорее, исключение из первоначального правила, не отменяющее само правило. Видимо, для правильной гармонии «государственный оркестр» должен иметь прежде всего настоящих «музыкантов», как советовал И.А. Крылов. То есть чтобы за словами стояла их истинная сущность. Если говорить о семье, то тут ярким примером для нас являются царственные страстотерпцы. Императрица Александра Феодоровна, конечно, была единодушна с царем во всех вопросах. Женщина поставлена в послушание мужу, такова воля Божия. Когда муж живет по воле Божией, он – настоящий глава. В противном случае может ли он быть главой? – Если шея правильная… – Да, если шея может повернуть голову. Бывает и так. Как сказано у преподобного Иоанна Лествичника, «кто не обижается на оскорбления – тот великий человек, кому не приносит вреда похвала – тот святой». Поэтому власть опасна для любого человека, если он далек от истинной веры. И не всегда выдающиеся личности стояли во главе государств. Случались жестокие правители, и когда молились – отчего он такой? – Господь отвечал: «Искал более жестокого, но не нашел». Иногда Бог для того и ставит кого-то (женщину или бывшего раба), чтобы понимали, что не люди правят, а Господь. Давид, бывший пастух, стал царем. К тому же он еще и «богоотец», как воспевает Церковь (Догматик, гл. 4. – Ред.). Если бы Господь действовал только через мужчин, то женщин затюкали бы. А так и Бог их возвеличил. Помните пример Макария Великого, который размышлял: кто же достойный найдется и даст мне поучение? И вот он видит: идет блудница. Он спрашивает: «Что ты на меня смотришь? Я монах». А она говорит: «Я-то из мужского ребра сотворена, я могу на тебя смотреть. А ты сотворен из земли, вот иди и смотри в землю». Так что тут – как сказать: женщина женщине рознь. Так же, как и мужчина мужчине. Школа жизни: слушаться, не лениться, с плохими друзьями не водиться – Батюшка, осень – не только время «покровских» свадеб, но и начало нового учебного года, дети идут в школу. Что нужно сделать для своих детей в этот важный момент?

http://pravoslavie.ru/97794.html

Основан Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским, в 1439 году. Обитель эта – скудная до конца XVI века – состояла тогда из незначительных деревянных строений и не была ничем особенно замечательна. В царствование Феодора Иоанновича, как кажется, начались чудотворения от мощей св. Макария; по сему-то поводу, вероятно, царь обратил внимание на обитель: ибо прислал сюда в 1596 году строителем бывшего боярина Хвостова (в иноч. Давида), и приказал ему доносить о всех нуждах монастырских. Но кончина царя, вскоре последовавшая, а за тем смутные времена отдалили на долго совершенное благоустройство Унженского монастыря. Старец Давид построил новые церкви, но также деревянные, а каменных, как видно, не мог, по неимению пособий, хотя и удалось ему испросить у царя Василия Иоанновича Шуйского право на владение никоторыми близлежащими селениями. – В начале XVII века, когда Филарет Никитич томился в плену у поляков, Великая Старица Марфа Иоанновна посетила обитель, вместе с малолетним сыном Михаилом Феодоровичем, и молилась у гроба св. Макария о возвращении Филарета. По вступлении на престол царя Михаила и чрез два месяца по восприятии родителем его Патриаршеского сана, царь совершил в 1620 году торжественное шествие в Унженский монастырь для поклонения мощам св. Макария и принесения благодарности Угоднику Божию за минование всех бед молитвами его. Для сего заблаговременно построен был в обители деревянный дворец. День прибытия царя, 4 октября, празднован был при жизни его особенным торжеством до 1645 года, а с того времени до ныне, совершается здесь соборная панихида. – В то время обитель именовалась уже Лаврою, и управляема была игуменом. В 1669 году все ее деревянные церкви и строения, в том числе и Царский Дворец, погорели; после чего церкви уже сооружены каменные. Ныне здесь находятся семь великолепных церквей, из коих: 1) Соб. Живоначальной Троицы, в которой почивают мощи св. Макария Желтоводского, в богатой раке. Храм этот построен был прежде над могилою Преподобного Макария деревянный; Строителем Давидом сооружен новый в 1596, также деревянный, с приделом Флора и Лавра, а каменный воздвигнут в 1669 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010