125 Прот. Иоанн приводит имена современников свт. Ермогена, твердо стоявших за веру, царя и Отечество. Священномученик Феоктист – архиепископ Тверской и Кашинский. Рукоположен в январе 1603 г.; пленен поляками в 1608 г. Убит ими в 1609 г. Память 29 апреля. Священномученик Галактион – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1593 г. из архимандритов Казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1609 г. лишен кафедры. В том же году умер. Погребен в Суздальском соборе. Герасим – архиепископ Суздальский и Кашинский. Рукоположен в 1612 г. Умер не ранее 1615 г. Сергий – архиепископ Смоленский и Брянский (1608–1611). При захвате Смоленска поляками взят в плен. Упоминается еще в 1623 г. Иосиф – епископ Коломенский и Каширский. Рукоположен в 1586 г. Умер 27 января 1615 г. Погребен в Коломенском соборе. Филарет (Романов) – митрополит Ростовский и Ярославский. Рукоположен в мае 1606 г.; взят поляками в плен 17 августа 1610 г., где находился до 1619 г. С 22 июня 1619 г. – патриарх Московский и всея Руси. Иоиль – архимандрит Печерского Вознесенского монастыря под Нижним Новгородом (1607–1610). Преосвященный Матфей – 2 июля назначен игуменом Кирилло-Белозерского Успенского монастыря. 7 февраля 1615 г. рукоположен в епископа и поставлен митрополитом Казанским. Преподобный Дионисий Радонежский. В миру – Давид Феодорович Зобниновский. Родился ок. 1570 г. в г. Ржеве. Принял монашество в Старицком Богородском монастыре. Около 1605 г. возведен в сан архимандрита. С 1610 г. – архимандрит Свято-Троицкого Сергиева монастыря. Автор патриотических посланий, в которых убеждал всех «постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Умело и самоотверженно руководил обителью во время 18-месячной осады ее поляками. После изгнания поляков царь поручил архимандриту Дионисию вместе со старцем Арсением и священником Иоанном исправить напечатанный в 1602 г. типографщиком Андроником Невежею Требник. Правщики сличали до двадцати различных старых Требников. В результате работы они исключили из молитвы Великого освящения воды в день Богоявления прибавление в Требнике 1602 года слова «и огнем», добавленные типографщиком и не встречавшиеся в более древних Требниках. За это преподобный Дионисий и его помощники незаслуженно подверглись обвинению в ереси. На преподобного Дионисия была возложена епитимья. Он был запрещен в священнослужении и заключен в Новоспасском монастыре. Ежедневно он должен был класть тысячу поклонов. Смиренный Дионисий добавил от себя еще тысячу. Иногда его привозили на патриарший двор. Он клал поклоны перед толпами народа. Некоторые ругались над мнимым еретиком. Избранный в 1619 г. Собором патриарх Филарет оправдал преподобного Дионисия и помощников его. Скончался он мирно 10 мая 1633 г., приняв перед кончиной схиму. Отпевал преподобного патриарх Филарет (Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996. С. 116). Память святого празднуется 12 мая (по ст. ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

14 мар.), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав Ростиславич († 1180 г., пам. 14 июня), известный под именем Храброго; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174 г., пам. 30 июня), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученическою смертию; правнук Глеб Андреевич († 1175 г., пам. 20 июня), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношею; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299 г., пам. 19 сент.), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черного; сыновья Черного; князья Давид и Константин Феодоровичи (память обоих 19 сент.). Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!.. В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238 г., пам. 4 мар.), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238 г., пам. 4 мар.), по характеристике современника – красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской орде за имя Христово; другой внук Феодор Ярославич († 1233 г., пам. 5 июня), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263 г., пам. 23 ноябр.), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303 г., пам. 4 мар.), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249 г., пам. 3 июля) и Константин Всеволодович († 1257 г., пам. 3 июля), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

16 мая 1780 года в Мологский городской магистрат пришло послание владыки Самуила, который требовал «от всех оного города Мологи обывателей, купцов и мещан взять известие», т. е. допросить, давно ли Тихвинская Богоматерь находится в упраздненном Афанасьевском монастыре и почему ей оказывают «отличное против протчего святых божия матере икон почтение и молебствия». И вот начался «розыск по делу». В первую очередь призвали к ответу священника Алексея Афанасьева и весь клир бывшего монастыря, допросили купечество и мещан города Мологи, крестьян сел Боронишино, Шумово, Станово, Феодорицкого. Все они «в сущую правду согласно показали», что икона Тихвинской Богоматери «издавних лет» находилась в монастыре, а как она там появилась, «того они сказать не могут», а почитают ее за «первообразную». Упорствовали лишь крестьяне и церковнослужители села Веретен, откуда был послан донос, и по-прежнему отстаивали свое обвинение. Дело, тем не менее, было закрыто «за отсутствием состава преступления». Когда монастырь был вновь учрежден, но уже как женский «под управлением игуменьев», икона Тихвинской Богоматери стала именоваться его чудотворной святыней. Настоятельница и прочие насельницы обители при вступлении в монастырь в 1797 году получили словесные сведения об этой иконе от 112-летнего старца воина Лазаря Иванова, который передал им, что «сия икона дана на благословение от святаго благовернаго ярославскаго князя Феодора Ростиславовича сыну его св. благ, князю Давиду Феодоровичу (ок. 1298 г.). Давид же Феодорович благословил ею младшаго сына своего Михаила на удельное княжение в Мологу (ок. 1321 г.), а Михаил благословил сына своего Феодора Михайловича, который ок. 1370 г. и принес сию икону в древний Афанасьевский монастырь» «Рассказ сей весьма согласен с хронологией, историей и преданием» – отмечает протоиерей Иоанн Троицкий, чьи «Материалы для истории Ярославской епархии» были опубликованы в 1901-м году в газете «Ярославские епархиальные ведомости». «Икона сия древнего письма, – подтверждает он.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

30 См. Российскую Историю Г. Татищева, ч. IV, стр. 252, 308 и 311. Русскую Летопись по Никонову списку, ч. IV, стр. 145. 31 В Царской грамоте 7132 года об освобождении этого монастыря от платежа податей написано, что по взятии Новгорода Немецкие люди (Шведы) Ситецкий монастырь разорили до основания, а братию и слуг многих на правеже замучили. 32 Санкт-Петербургская дорога в летнее время идёт подле озера, окружающего монастырь, а зимой – через озеро под самым монастырём с западной стороны. Московская же по восточной стороне на расстоянии около 8 вёрст лежит к Емецкой волости, отстоящей от монастыря в 15 вёрстах. 40 Летописец Новгородский, начинающийся от 68?? (1???) года и кончающийся 6860 (1352) годом, издание 1781 в 4, в Москве, стр. 21. [стр.08]. 46 Имена их: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий. Ещё двух братьев Посадников Алфановых (имена их не известны) мощи почивают в часовне при церкви св. Ипатия на улице Роготице. 49 Статья эта помещается здесь в дополнение к напечатанной в III ч. Истории Российской Иерархии на стр. 94 и далее. 50 Стены сии первоначально расписаны были трудами знаменитых в своё время иконописцев Священников Андрея Рублёва и спостника его Даниила Чёрного. См. о них в житии Пр. Сергия Радонежского и Пр. Никона. 55 Он существовал ещё в конце XIII столетия; в нём пострижен и по кончине его (1299) погребён Св. Князь Давид, а сын его, Князь Василий пожаловал этот монастырь своей грамотой. См. ниже. 56 Семинария эта здесь учреждена в конце XVIII столетия переведением оной из Ростова, где была заведена в 1747 Преосвященным Митрополитом Арсением. 57 Сын Святого Благоверного Князя Давида Феодоровича, коего мощи в этом монастыре почивают. Он княжил в Ярославле в конце XIII века. См. родословную книгу Князей и Дворян, М. 1783, ч. I, стр. 114. 58 Монастырь этот описан под словом Горнецкий Спасский, но здесь в дополнение к тому предлагается. 61 До Штатов 1764 года во время пребывания Преосвященных Архангелогородских в Холмогорах, до переселения их в Архангельск, в этом монастыре была Епархиальная Семинария, которой западная сторона монастыря и была занимаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

374 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частью же сочинению Епифания Славеницкого Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в синодальной ркп. XV в. Славеницкого опсание в прологе 12 февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 375 По летописи (Карамз. 5, пр. 254) в 1393 февр. 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия, дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98, 100, 178, 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Феодоровича Даниил родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. костромской воевода. См. Лакьера стр. 481, 568, 570. 376 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. к. Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 379 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3, 30; 4, 55–58, 209, 210. В Никон. лет. 4, 58, 65 сказано, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес., в иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за 3 месяца до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217; 8, 27. Никон. лет. 3, 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449, 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа, прошло около 33 лет. Таким образом св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностью, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3 февраля 1912 года на 76-м году жизни апостол и просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу и погребен в Токио. 10 апреля 1970 года святитель Николай причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Память его совершается 3 февраля. Святой мученик князь Глеб (Давид) был родным братом великого князя Киевского Ярослава Мудрого (†1054). Он мученически пострадал вместе со своим братом Борисом (Романом) от Святополка, прозванного Окаянным за коварное убийство, недалеко от Смоленска, у Смядыни. Тело князя было погребено в пустынном месте «между двумя колодами», то есть в простом деревянном гробу (†1015). В 1019–1020 годах могилу святого Глеба разыскал его брат Ярослав, нетленное тело страстотерпца было перенесено в Вышгород Киевский и погребено рядом со святым князем Борисом. Затем мощи братьев были перенесены (память 2 мая) в церковь святителя Василия Великого . Память святого мученика князя Глеба совершается 5 сентября. Святой благоверный великий князь Ростислав (Михаил) Смоленский, сын князя Мстислава Великого, внук князя Владимира Мономаха , родился в первой половине XII века. С юных лет он отличался храбростью и неоднократно принимал участие в спорных делах между родственными князьями Мономаховичами и Ольговичами. После смерти князя Мстислава благоверному князю Ростиславу досталось в удел Смоленское княжество, поэтому он считается родоначальником Смоленских князей. Благоверный князь Ростислав содействовал распространению христианства в своем княжестве, в его правление была учреждена Смоленская кафедра. В Смоленске святой князь Ростислав оставил по себе добрую память как о благочестивом, кротком и добросердечном князе. Проникнутый чувством благочестия, он возводил храмы и содействовал устроению монастырей. При его участии в Смоленске были построены храмы апостолов Петра и Павла, святого пророка Илии, святых бессребреников Космы и Дамиана, которые были освящены епископом Смоленским Мануилом (1169). Кончина его последовала 14 марта 1167 года, тело благоверного князя Ростислава было погребено в Киеве, согласно завещанию, в «отнем» Феодоровском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

42 . Давид, посвящен в 1574 г.; за ересь, кажется, расположение к Западной Церкви, отлучен в 1583 году. 43 . Евфимий, известен по Актам 1583–1585 года. В 1585 г. Леонид, Епископ Рязанский, жаловался письменно Царю Феодору Иоанновичу на Евфимия за то, что он ему, за царским столом, в Рождество Христово «с собою ести с блюда не дал и конечно позоровал». – Он же бранил «Осифовлян» (иосифовских постриженников), называя их «Жидовлянами» 197 . 44 . Иов, Архимандрит Симоновский, с 1575 года Новоспасский 198 , в 1581 г. Епископ Коломенский, в 1586 г. Архиепископ Ростовский, с 11-го Декабря, 1587 года, Митрополит, а с 26-го Генваря, 1589 г., первый Патриарх Московский и всея Руси. 45 . Варлаам, в мире Василий Рогов, родом из Карелии, инок Новогородский и мастер церковного пения 199 посвящен от Митрополита Иова в Архиепископы в 1587 году, а в 1589 г., по учреждении Патриархии Всероссийской, и вместе с нею четырех Митрополий в Новгороде, Казани, Ростове и на Крутицах, от того же Иова Патриарха возведен в сан Митрополита. Время кончины его неизвестно. 46 . Uoha II , Митрополит, поставлен от того же Патриарха Иова, около 1604 года. Узнав Отрепьева в Чудове, предсказывал о нем Патриарху и Царю Борису, что «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским» 200 . Время кончины его неизвестно. Между рукописями Новгородского Софийского Собора находится его окружное послание к Ростовскому духовенству 201 . 47 . Кирилл IV, Митрополит, упоминается в 1605 году, при кончине Царя Бориса 202 . Лишен престола Лжедимитрием в 1606 г. и удалился на покой в обитель Сергиеву. Во время плена преемника своего, Митрополита Филарета, призван снова Ростовцами; в 1613 году подписался под грамотою о избрании на Царство Михаила Романова и встречал его на пути из Костромы. Скончался в 1619 году. 48 . Филарет, в мире Феодор Никитич Романов, Боярин, родной племянник Иоанна Грозного по первой супруге его, добродетельной Царице Анастасии, заточенный в 1601 году, по повелению Царя Бориса, в Антониев Сийский монастырь, и невольно постриженный там под именем Филарета. В 1605 г. по воле Лжедимитрия посвящен в сан Митрополита Ростовского; в 1610 г. участвовал в посольстве для предложения Русского престола Польскому Королевичу Владиславу, и содержался в плену в Польше, до воцарения сына его Царя Михаила Феодоровича; в 1619 году возвращен в отечество и, 24-го Июня того же года, возведен на Патриаршеский Всероссийский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

961 Стефан (I в.), архидиакон. Его имя названо первым в ряду семи диаконов, избранных для помощи апостолам в хозяйственной деятельности Иерусалимской общины и служения общим трапезам. Архидиакон Стефан ревностно проповедовал христианство , первым из последователей Христа принял мученическую кончину; иудеи забили его камнями (см.: Деян. 6:3–5, 8–15; 7;1–60 ). 962 Преподобный Дионисий (Зобниковский Давид Феодорович, около 1570–1633), архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры (1610). Был сельским священником; овдовев, принял монашество. Настоятель Старицкого Богородичного монастыря с возведением в сан архимандрита (ок. 1605). В 1610 г. переведен в Троице-Сергиеву лавру. Грамотами призывал русский народ к борьбе с поляками, восстанавливал Лавру после польской осады. В ноябре 1616 г. привлечен к «книжным справам» (пересмотру напечатанных богослужебных книг); обвинен по наговору в ереси, заточен в Новоспасский монастырь. В 1619 г. оправдан и возвращен в Лавру. Перед смертью принял схиму. Память 12/25 мая. См.: Скворцов Д.И. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицко-Сергиева монастыря (ныне лавры). Тверь, 1890; Горский А. В. С. 109–117. 963 Святитель Серапион (†1516), архиепископ Новгородский (1506). Был священником, овдовел, принял монашество; настоятель Дубенского Успенского монастыря; перешел в Троице-Сергиеву лавру, ее игумен (1495–1505). Возведен в сан архиепископа (1506). На церковном соборе 1509 г. по настоянию Великого князя Василия Ивановича осужден, уволен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь в Москве. В 1511 г. решением Архиерейского собора был освобожден из заключения, жил в Троице-Сергиевой лавре, перед смертью принял схиму. В 1517 г. мощи обретены нетленными. Память 16/29 марта. См.: Там же. С. 80. 965 Речь идет об иконе святителя Николая чудотворца, которой прп. Сергий благословил сербского боярина Воейка Войтеговича Терновского (родоначальника Воейковых) при крещении его митрополитом Киприаном в 1384 г. в Чудовом монастыре. С.Ф. Воейков пожертвовал икону в Лавру в 1895 г. См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский… С. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

g. Видимо, ошибка набора и должно быть – иконописному. Приложение Библиография Поскольку ссылки автора на упоминаемые им издания не всегда исчерпывающе ясны, приводим здесь список полных названий указываемой И.В. Баженовым литературы. – Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. – Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Тома 3 и 6. (Разные издания). – Филарет [Гумилевский], архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861–1864 (1-е издание), в трех отделениях (книгах). Отделение третье. Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. – Книга степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича. М., 1775. – Карамзин Н.М. История государства Российского. Том IV. (Разные издания). – Полевой Н.А. История русского народа. Том 4. М., 1833. – Летописец русский (Московскаялетопись 1552–1562 гг. По рукописи,принадлежащей А.Н. Лебедеву). Чтения в Императорском Обществеистории и древностей Российских при Московском университете. М., 1895. – Срезневский И.И. Дополнения к общему повременному обозрению древних памятников русского письма и языка. Известия Академии наук по Отделению русского языка и словесности. Том X. СПб., 1861–1863. – Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Кн. 1–2.СПб., 1849. – Полное собрание русских летописей. Том пятый. V. VI. Псковские и Софийские летописи. СПб., 1851. – Полное собрание русских летописей. Том седьмой. VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. – Курбский А.М.Сказания князя Курбского. СПб., 1868. 1 19 дня сентября преставление преподобного Феодора, 5 дня марта перенесение честных мощей из-под сводов Входоиерусалимской церкви в Преображенскую по обретении, и 22 дня июня переложение честных мощей в кипарисную раку святителем Димитрием в 1704 году. 3 Для определения времени появления первого жития ярославских святых князей следует обратить внимание на то, что биограф рассказывает об удалении епископа Трифона с кафедры в 1467 году, а о последнем самостоятельном князе ярославском Александре Феодоровиче ( 1471 год), при котором произошло открытие мощей его предка, выражается так, как будто его уже не было в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Алексия Митрополита, Даниил (в иноч. Давид) Феофанович, старейшей боярин и любимец В. К. Василия Дмитриевича; Илья Иванович Морозов, дядька, свояк и любимец царя Алексея Михайловича, боярин Иродион Матвеевич Стрешнев и сын его, стольник Иван Иродионович; Казанский царь Едигер Махмет Касаевич, во св. крещении Симеон; Тимофей (Архипов), 28 лет юродствовавший в доме царицы Прасковьи Феодоровны, супруги царя Иоанна Алексеевич а; боярин и смоленский воевода, князь Иван Григорьевич Куракин; обер-шталмейстер, князь Александр Борисович Куракин; генерал-лейтенант князь Борис Александрович Куракин; действительный камергер, князь Иван Юрьевич Трубецкой; генерал-лейтенант князь Никита Юрьевич Трубецкой; многие из фамилий Стрешневых, князей Щербатовых, князей Хаванских, князей Оболенских, Собакиных, и других. Монастырь Чудов как обитель Ставропигиальная, издревле назывался Митрополичьим и состоял всегда в их ведении, а потом патриархов всероссийских; в XVI и XVII веках, он известен был под названием Великой Лавры. – В 1744 г., по указу императрицы Елисаветы Петровны, учреждена здесь кафедра московских архиереев – и с тех пор Чудов монастырь именуется кафедральным архиерейским, до ныне. Пред учреждением штатов, в 1764 году, к обители этой принадлежало, кроме других угодий, около 18600 душ крестьян, по разным губерниям. В 1775 году был приписан к Чудову монастырю и подмосковный Перервинский. НОВОСПАССКИЙ, муж. 1 класса; Ставропигиальный, в Москве, за Таганскою площадью, на высоком берегу Москвы-реки; находится под управлением архимандрита. Три эпохи этого монастыря, т. е. его начало и двукратное перенесение с одного места на другое, совпадают с тремя важнейшими эпохами русской истории: первоначальное основание этой обители положено в XIII веке (на том месте, где ныне Данилов мон.) первым Московским князем, св. Даниилом Александровичем, когда Москва едва возникала из ничтожества и Русь была под Владычеством монголо-татарским; когда же Москва сделалась столицею Великокняжескою, тогда монастырь Спасский переведен Иоанном Калитою в Детинец, или Кремник, к собору Спаса на Бору, откуда, чрез 160 лет, в 1490 году, по освобождении России от Ордынскаго ярма, перенесена, В. К. Иоанном III, с именем Спаса Нового, на нынешнее место, называвшееся в древности Васильцовым, или Васильевским станом. В последствии монастырь Новоспаский сделался родовым кладбищем фамилии Романовых, и в царских грамотах XVI века он называется Пресловутою и великою обителью, Первостатейным, Дворцовым, Царским и комнатным монастырем. Это последнее наименование придано ему даже и в указах императрицы Елисаветы Петровны. При вступлении на престол царя Михаила Феодоровича, монастырь этот исключительно находился в ведении Приказа Большого Дворца. Здесь прежде существовали и Царские чертоги, уничтоженные в начале XVIII века; в них, по преданию, иногда пребывала Великая инокиня Марфа Иоанновна.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010