книги Чисел, о чем смотри примеч. к правилу 28 того же Василия. 171 Я сказал «или даст ей полную свободу» потому, что, по словам Никиты Фессалоникийского, те хозяева, которые знают, что их рабы и рабыни блудодействуют друг с другом, по канонам заслуживают отлучения, если не разрешают им вступать в законный брак. Хозяева не должны необоснованно думать, что если позволят рабам вступить в церковный брак, то потеряют их, потому что церковный брак якобы освобождает от рабства. Нет, император Алексий в своей новелле предписывает, чтобы рабы и рабыни венчались, оставаясь при этом в рабстве (согласно книге «Греко-римское право»). Смотри также рассказ божественного Златоуста о том, что вступившие в брак рабы не получают свободы (Беседа 11 на Первое послание к Фессалоникийцам в т. 4, с. 217) (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. I ad Thessal. 11. 3//PG 62, 464.). 172 Василий Великий , толкуя слова только в Господе (в слове о девстве), говорит, что значение их таково: первейшей целью брака должно быть не удовлетворение супругами сладострастия и плотской похоти, но духовная помощь друг другу на жизненном пути; следующая же цель брака – это деторождение. Василий приводит в пример слова, сказанные Богом Адаму перед созданием Евы: Сотворим ему помощника, подобного ему ( Быт.2:18 .), – это и означает, что в браке на первом месте стоит душевная и духовная помощь. Кроме того, и Феодорит говорит, что Бог из-за этого дал предписание захватившему жену (Имеется в виду предписание Втор.21:13 том, что женщина, захваченная на войне, должна в продолжение месяца оплакивать свое разлучение с родными, а потом может стать женой того, кто ее захватил.): «Приказал, обуздывая его вожделение, чтобы в общении первенствовало не сладострастие, а рассудок» (Theod. Cyr. Quaest. in Deut. 19 //PG 80, 425В.) (Пятикнижие. Т. 1. С. 1537; Втор.21:13 ). 173 При этом, согласно гражданским законам, вдова должна выждать год траура, т. е. полный год после смерти своего мужа, во-первых, ради почтения к умершему, а во-вторых, чтобы не оказалось, что она вышла замуж, будучи беременной, и не произошло смешения рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Надгробные надписи той эпохи 1165 , в той мере, в какой они служили не просто данью традиции, выражали не лицемерную «вечную скорбь» вдов, быстро утешившихся и повторно вышедших замуж: они весьма трогательны и знаменательны и соединяют в смерти тех, кто был един в жизни. «Гайе Фебе, верной супруге, и самому себе. Капитон, ее муж»; «Сукцесс своей супруге Евсевии, дражащей, целомудреннейшей, воистину безупречной, за которую помолитесь, прохожие» 1166 . К сожалению, зачастую возникают большие трудности в датировке этих надписей, поскольку христиане первого поколения, не желавшие разглашать свои религиозные убеждения, использовали традиционные языческие формулы, встречающиеся в различные эпохи эпиграфики. Евангелие придало ценность личности ребенка, что явилось настоящим переворотом в царивших тогда нравах, ибо римское право позволяло отцу подкидывать своего отпрыска. Первоначальная Церковь определила место ребенка в семье. Дети всегда упоминаются, когда речь идет о «христианских домах» 1167 . Аристид восхваляет их невинность 1168 , Минуций Феликс умиляется их первым лепетом 1169 , а Климент в своем «Педагоге» пространно трактует евангельские положения о духовном детстве 1170 . В христианских семьях одинаково воспитывались мальчики и девочки, что резко контрастировало как с иудаизмом, так и с греко-римским миром, которые отдавали явное предпочтение мужскому полу. Еще и в наши дни в Израиле отца поздравляют только с рождением сына. Если рождается девочка, то ему деликатно желают рождения в следующий раз мальчика. Эпитафия, правда, относящаяся к более позднему времени, содержит в себе нечто большее, нежели выражение чувств матери: Магус, доброе дитя, ты средь невинных младенцев. Ты блажен, защищен от превратностей мира. Ты ушел, и Церковь тебя приняла, с радостью, по-матерински. О, мое сердце, не надо страдать, и плакать не надо, глаза 1171 . В других городах, не таких значительных, как Александрия, упор делался на необходимость обучения детей, привития им навыков дисциплинированного поведения, привычки избегать праздности; старались дать им профессию и орудия труда, контролировали круг их общения 1172 , рано женили и выдавали замуж, «дабы уберечь их от юношеского распутства» 1173 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Никодима была возможность убедиться в правильности или ошибочности изданного текста, прибегая к рукописям, которыми богаты библиотеки афонских монастырей и келий. 2 . Диалог между рецензентом и автором носил, по сегодняшним понятиям, научный характер. Они оба являлись знатоками правил и постановлений. Перед ними стояла цель – составить и опубликовать канонический сборник, в котором не было бы ошибок и который, после одобрения и утверждения Патриаршим Синодом, стал бы общецерковным сборником. Диспут между ними оказался в сущности полезным для «Пидалиона», несмотря на то что разногласия по отдельным вопросам иногда принимали острый характер. А то обстоятельство, что «прп. Никодим смело распространял плоды римо-католической мысли среди греческого народа, если они не содержали в себе ничего противоречащего православным догматам, показывало, что люди, которые способствовали развитию филокалистического движения, оставаясь до конца верными православному преданию, в то же время были чужды непримиримости и ненависти» 51 . Тем более прп. Никодим был свободен от какого бы то ни было предрассудка по отношению к трудам западных ученых тогда, когда речь шла о полезных изданиях текстов, выражающих восточное предание (изучением таких текстов усердно занимались западные ученые), или о непререкаемых и неоспоримых выводах их исследований. Кроме двухтомного «Синодикона» Беверегия при работе над «Пидалионом» были использованы также другие издания канонических текстов, перечень которых заимствуем из обстоятельного труда митрополита Шведского Павла 52 : 1) «Греко-римское право» И. Леунклавия (Leunclavius I. Juris graeco-romani tarn canonici quam civilis... T. 1–2. Francofurti, 1596); 2) «Толкование Феодора Вальсамона на священные и божественные правила», вышедшее в Париже в 1620 г. 53 ; 3) «Деяния Соборов», изданные Северином Бинием (Concilia generalia et provincialia, graeca et latina/Ed. S. Binius. T. 1–9. Parisiis, 1636); 4) «Библиотека древнего канонического права» Веля и Жюстеля (Bibliotheca juris canonici veteris.../Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но стремление пап к захвату верховной власти над всею церковью встретило противодействие со стороны восточных патриархов, которые не обнаруживали ни малейшего желания подчиниться власти римского владыки; патриархи города Константинополя или нового Рима сами обнаруживали стремление к вселенскому господству. На этой почве и произошел разрыв между восточною греческою и западною римскою церквами. В 857 году Варда, всесильный дядя византийского императора Михаила, низложил Константинопольского патриарха Игнатия и на его место поставил прославившегося своей ученостью Фотия; римский папа вмешался в это дело и отлучил Фотия от церкви; но в Константинополе этому не придали значения, что и повело к временному прекращению сношений между папой и константинопольским патриархом, хотя потом они отчасти опять возобновились. Окончательный разрыв совершился в середине 11-го века при константинопольском патриархе Михаиле Керуларие, который в своем послании осудил все новшества латинской церкви и этим подал повод к полному прекращению общения между Востоком и Западом. Отличительную черту греко-восточной или православной церкви составляет стремление к неизменному сохранению древнейшего церковного учения, как оно изложено не только в священном Писании, но и в постановлениях вселенских соборов и вообще в священном предании. Однако при таком стремлении православие не устраняет научного раскрытия христианского вероучения и предоставляет человеческому разуму в делах веры больший простор, чем римское католичество, хотя и подчиняет этот разум нормам, установленным церковью; таким образом в этом отношении православие чуждо крайностей и латинской церкви, признающей право выяснения вопросов веры только за иерархическими лицами и поэтому запрещающей даже мирянам читать Библию, и протестантизма, допускающего для каждого верующего слишком широкую свободу в толковании слова Божия и вследствие этого очень далеко отступающего от древнего общецерковного предания. В настоящее время православие исповедуется русской, греческой, сирской, абиссинской и многими славянскими церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«О всем нашем «Номоканоне,» - отмечал Павлов, - следует сказать, что он есть не более как новая для своего времени хорошо продуманная редакция Постникова Номоканона.» Однако в «Номоканоне» ссылки на правила св. Иоанна Постника встречаются весьма редко, причем каждый раз они даны не непосредственно на Иоанна Постника, а на «Синтагму» Матфея Властаря, в которой помещены правила Иоанна Постника. Сроки епитимий, предусматриваемые «Номоканоном при Большом Требнике,» почти во всех случаях соответствуют не тем, которые предлагаются у Иоанна Постника, а установленным в правилах, вошедших в основной канонический кодекс Православной Церкви - в «Синтагму» Фотиева «Номоканона.» А. И. Алмазов вполне резонно замечает, что «состав самого Законоправильника при Требнике находится в прямом противоречии с пониманием этого канонического сборника А. С. Павловым не более, как особою редакциею пенитенциала Постника.» С «Покаянным номоканоном» Иоанна Постника «Номоканон при Большом Требнике» связан в основном лишь тематически, епитимийным характером большинства его статей. Славянский перевод «Номоканона при Большом Требнике» появился уже в начале XVI века. К этому столетию относится довольно большое число его южнославянских списков. Язык перевода отличается обильным употреблением сербизмов. По мнению А. С. Павлова, переводчиком был один из монахов сербского монастыря на Афоне Хиландаря. В эту эпоху упомянутый монастырь являлся центром духовного просвещения южного славянства. С Балкан документ был завезен на Русь. В 1620 г. в типографии Киево-Печерской Лавры вышло первое печатное издание «Номоканона» - «Законоправильника» с предисловием иеромонаха Памвы Берынды. Памва Берында текст «Номоканона» дополнил выписками из французского издания Леунклавия «Jus graeco-romaimm» («Греко-римское право») 1596 г., которое в православном мире получило название «Арменопула» из-за помещенного в этот свод Арменопулова сокращения канонов. Книга, изданная Памвой Берындой, быстро разошлась, и в 1624 г. иеромонах Захария Копыстенский предпринял повторное издание «Номоканона.» Иеромонах Захария очистил язык документа от сербизмов, которые сохранялись в издании Памвы Берынды, отредактировал его и дополнил новыми пояснениями и статьями, заимствованными из других источников.

http://sedmitza.ru/lib/text/432368/

Обрати внимание на то, что упомянутый святейший и мудрый в Божественных предметах Сисиний со своим собранием из 30 епископов строго запретил заключать второй из этих браков, хотя прежде его бесстыдно заключали, и постановил, что если такой брак будет заключен, то вступивших в него не должно принимать в Церковь , пока они не разведутся, даже если у них есть дети, а венчавший их иерей должен быть лишен сана. Это решение святейшего Сисиния утвердил и Михаил Керулларий, бывший после этого патриархом Константинопольским (блаженной памяти Досифей Иерусалимский в «Двенадцатикнижии» восхищается им как мужем святейшим и добродетельнейшим), и притом он восхвалял божественного Сисиния за то, что тот собрал постановления богоносных мужей и установил строжайший порядок относительно браков. Его решение Михаил Керулларий называет столпописанием, поистине неложным и безукоризненным (Греко-римское право. С. 209). Если же Мануил Комнин и постановил не расторгать такой брак, если его уже заключили без предварительного дозволения, но наказывать за него, а Неофит Константинопольский и Феофан Иерусалимский определили, что такой брак заключать можно, что с того? Неужели святым и богоносным отцам должно предпочесть тех, которые не являются ни святыми нашей Церкви, ни богоносными отцами? Да не будет! Великий святой Церкви, небоявленный Василий, который испытал, согласно Богослову, глубины Духа и слово которого, согласно св. Сисинию, – закон для Церкви, а звук речей – скрижали, исписанные перстом Божиим, говорит, как мы сказали выше, что где смешиваются родственные отношения, там и брак недозволен. То же самое говорит и Сисиний, которого и самого восхваляет Керулларий как святейшего и мудрого в божественных предметах, о чем мы сказали. Михаил Керулларий и сам, как свидетельствует Досифей, – святой муж. Эти три святейших и богоносных мужа запрещают такой брак, поскольку он смешивает родственные отношения и делает мутной родственную кровь. Кого другого, кроме них, можно предпочесть послушаться? Или кого счесть высшим законодателем? Ведь древние требовали от браков по свойству только того, чтобы не происходило смешения родственных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Одной из косвенных, но значимых причин усиления иконоборческих тенденций в VIII в. несомненно стали постановления так называемого Пято-Шестого, или Трулльского, Собора, состоявшего в сентябре 692 г. в зале (in trullo) императорского дворца. Собор был посвящен целому ряду канонических вопросов дисциплинарного характера, которые призваны были устранить многие беспорядки в отправлении церковного богослужения, в поведении клириков, монахов и мирян, которые повсеместно распространились к концу VII в. Для нас имеют особое значение 82-е и 100-е правила этого собора. Правило 100 фактически официально запрещало христианам писать картины на мирские сюжеты, т. е. греко-римское изобразительное искусство, как растлевающее души. Оно дословно гласит: «Очи твои право да зрят и Всяцем хранением блюди твое сердце ( Притч. 4, 25; 23 ), завещает Премудрость: ибо телесные чувства удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на досках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертывати. Аще же кто сие творити дерзает: да будет отлучен» 417 . И хотя здесь не сказано прямо, что запрещается писать изображения на любую мирскую тематику, но фактически все известное нам изобразительное искусство греков и римлян по характеру своего эмоционально-эстетического воздействия на зрителей подпадает под этот запрет. 82-е правило, напротив, имеет разрешительный характер. В нем утверждается необходимость перехода от символико-аллегорических древних христианских изображений к антропоморфным, особенно применительно к образу Иисуса Христа. «На некоторых изображениях, – гласит оно, – находится показуемый перстом Предтечи агнец, который принят во образ благодати, через закон показуя нам истинного Агнца. Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, как знамения и предначертания истины, преданные Церкви, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную как исполнение закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобным образом и свекор считается отцом своей невестки и, следовательно, находится с ней в первой степени, как и со своим сыном, потому что его сын стал одной плотью с ней. И кратко сказать, соединенные воедино супруги считаются детьми как родителей мужа, так и родителей жены и братьями и сестрами как братьев и сестер мужа, так и братьев и сестер жены. Во-вторых, следует знать, что когда рассматривается, положим, сестра жены моего брата, т. е. моей невестки, по отношению ко мне, деверю ее сестры, тогда она не находится со мной во второй степени и не считается моей сестрой, поскольку мой брат не становился с ней одной плотью, но она находится со мной в четвертой степени. Ведь в таком случае супруги рассматриваются отдельно: муж и мой брат при подсчете соотносится со мной, своим братом, и мы, как два брата, составляем две степени, а его жена и моя невестка соотносится со своей сестрой и они, как две сестры, составляют другие две степени. Действительно, по словам святейшего патриарха Михаила Керуллария (Греко-римское право. С. 218), оттого что я считаюсь братом своей невестки, т. е. жены моего брата, по причине соединения моего брата в одну плоть с ней, ее братья и сестры не должны также считаться моими братьями и сестрами, ее двоюродные братья и сестры – моими двоюродными братьями и сестрами, ее дяди – моими дядями и, вообще, вся ее родня – моей собственной родней, и наоборот, моя родня – ее собственной, как будто мы кровные родственники. Нет, потому что две степени, которые мы с моей невесткой составляем, называются степенями по примышлению и только в определенном смысле, а не действительными степенями, подобно степеням кровного родства. Поэтому на примышлении не следует выстраивать целое родословие. 503 Смотри с. 219 названной книги, где Михаил Керулларий с его Синодом замечательными похвалами восхваляет святейшего Сисиния за его «Томос». Смотри также самый «Синодальный томос» Сисиния на с. 197 той же книги. 504 Закон запретил браки в двухродном свойстве по прямой линии до третьей степени, как мы сказали, а в дальнейшем такие браки были запрещены до седьмой степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Помимо того, если обратить внимание на совет Христа отдельным личностям разделить все их имущество с ближними, то должно в этом видеть, как указание Его относительно приобретения церковного имущества для поддержания церковной общины, так и направление, которому церковь должна следовать в приобретении имущества, нужного ей для достижения определенной ее общей цели. Примеры апостольского времени свидетельствуют, что церковь , по руководству своего Основателя, начала действовать в этом направлении в самом начале своего существования 1889 . Приношения алтарю, постоянные и чрезвычайные сборы, деньги, опускавшиеся в церковные сокровищницы, выставленные при молитвенных местах, значительные пожертвования, получавшиеся от богатых семейств, переходивших в христианство, – все это составляло достаточно богатый источник церковного имущества. Употребление этого имущества, после удовлетворения потребностей богослужения и содержания клира, состояло главным образом в помощи бедным членам церкви. Последнее обстоятельство представляло основание, побуждавшее церковь к большему приобретению имущества, ибо, помогая бедным, больным, вдовам, сиротам и подобным лицам, церковь непосредственно стремилась к достижению одной из своих главных задач, а вместе с тем, и устраняла из общественной жизни неравенство между богатым и бедным классом, существовавшее в языческом римском государстве. Тем же объясняется и отношение, в которое стало греко-римское законодательство к церковному имуществу, начиная с Константина Великого . В этом законодательстве часто отмечается, что так как бедные получают помощь, главным образом, из церковного имущества, то должно заботиться об умножении этого имущества и освобождении его от государственных и других повинностей 1890 . § 132. Владение церковным имуществом I. Церковное имущество само по себе назначается исключительно для целей церкви и потому не может быть употребляемо ни на какую другую цель. Этим церковное имущество отличается от обыкновенного имущества, которое владелец его может по своей воле употребить, на что ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Постановили также не позволять никакому временно управляющему епископу (μεστ) удерживать за собой кафедру, на которую он был назначен временно управляющим из-за каких-либо волнений или распрей в народе, но он должен постараться в течение года найти этому народу епископа. Если же он пренебрежет этим, то пусть по прошествии года будет избран другой временно управляющий. (Апост. 58; IV Всел. 25; VI Всел. 19; Двукрат. 16; Сардик. 11; Карфаг. 79. 86, 131–133) Толкование В древности существовал обычай: когда епископ умирал или епископская область оставалась вдовствующей по иной причине и в народе поднимались волнения, туда отправляли епископа, который назывался μεστης, (посредник) (вероятно, потому, что он занимал промежуточное положение между умершим епископом и тем, кого рукоположат на его место), чтобы успокоить ее бунтующий и возмущающийся народ или для других целей. Итак, настоящее правило определяет, чтобы этот временный епископ в течение одного года позаботился о поставлении в эту епископскую область ее собственного законного епископа. Если же он пренебрежет этим, пусть по истечении года будет назначен другой временный епископ, более усердный. Этот временный епископ, по всей вероятности, пользовался, как и законный архиерей, всеми архиерейскими правами в этой епископии и во всей ее области, кроме права восседать на священном сопрестолии, согласно соборному постановлению Мануила Константинопольского Харитопула (Греко-римское право. С. 241) 274 . Смотри также Антиох. 13 [ 275 ] и Апост. 58. Правило 83 (75) Все решили просить императоров, из-за дурного обращения с бедными, которые своими жалобами непрестанно беспокоят Церковь , чтобы для них были избраны, по усмотрению епископов, экдики для защиты от насилия со стороны богатых. (Апост. 27; Двукрат. 9; Антиох. 5; Карфаг. 57, 62, 76, 99. 100, 106, 107.) Толкование Поскольку епископы обязаны не только наставлять, но по мере возможности и защищать свой народ, когда его обижают, а обидчики благодаря своему могуществу с епископами не считаются, то настоящим правилом Собор просит императоров назначить экдиков [ 276 ] , т. е. чиновников, которые получали бы от императоров власть пресекать вместе с епископами насилие беззаконных богачей. Таким образом бедняки не беспокоили бы Церковь ежедневными просьбами помочь им и защитить их от тяжких обид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010