Византия Византия (Βυζντιον) в классическую эпоху представляла мегарскую колонию на европейской стороне Босфора, основанную в 658 году и имевшую великое торгово­промышленное значение, в силу своего положения на узком проливе между Черным и Мраморным морями, близ всемирно известной бухты Золотого Рога. В первые века христианской эры В., хотя и считалась второстепенным городом, однако по-прежнему имела, по своему положению, большие выгоды и преимущества, сравнительно с другими городами греческого востока. Эти выгоды вполне оценил император Константин Великий , который в 330 году перенёс в В. столицу Римской империи, назвав её Константинополем и Новым Римом; украсил её новыми храмами и дворцами, а также произведениями искусства, которые были свезены туда со всех концов греческого востока, привлёк сюда многочисленное население и вообще сделал центром гражданской и церковной жизни греко-римского мира. С того времени термин «Византия» перестал служить реальным наименованием древней мегарской колонии. В средние и особенно в новые века этот термин стал прилагаться ко всей восточно-греко-римской империи, за время её существования от императора Константина Великого (324–337 г.) и преимущественно от эпохи императора Юстиниана I (527–565 г.) и до завоевания Константинополя османскими турками в 1453 году, причём, наряду с наименованием «В.», в науке получило право гражданства и название «Византийская империя», в приложении к тому же государству. Насколько оправдывается научно-историческими основаниями этот вновь введённый в научный оборот термин, видно из представленного ниже анализа понятия византинизм, обозначающего целую группу новых культурных явлений, развившихся на почве Византийской империи. I. Византийское государство . История византийского государства, в интересах наилучшего её рассмотрения, с удобством может быть разделена на следующие девять периодов: 1) период до Юстиановский (330 – 518 г.), 2) век Юстиниана и его приемников (518 – 610 г.), 3) династия Ираклия и эпоха борьбы с мусульманством (610 – 717 г.), 4) династия Исаврийская и эпоха иконоборства (717 – 867 г.), 5) расцвет империи во время династии Македонской (867 – 1025 г.), 6) упадок государства (1026 – 1081 г.), 7) век династий Комнинов и Ангелов (1081 – 1204 г.), 8) империя в Никее (1204 – 1261 г.), 9) восстановление византийской империи при Палеологах и падение её (1261 – 1453 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Исторический этюд В числе привилегий, которыми пользовались патриархи средневековой Византии, одна заключалась в праве судить убийц. Эта привилегия возникла и развивалась на основе права церковного убежища (δκαιον τς συλας, jus asyli) Известно, что ещё в IV в. христианские храмы получили право давать под своим кровом неприкосновенное убежище лицам, которым грозила явная опасность сделаться жертвами людской злобы и несправедливости или даже подвергнуться законному наказанию за преступления. Все те, кто прибегал к церкви с просьбами о милосердии, когда терпели обиду от других, или за преступления были осуждены в изгнание и заключение, находили в храмах неприкосновенное asylum , при чем беглецы не могли быть извлечены из храмов силою, а местный епископ или патриарх брали их под свою защиту, оказывали помощь, если им грозила смерть или изгнание, и немедленно ходатайствовали перед василевсами о снисхождении к ним (срав. 8 пр. сард. с.) Право убежища было большим благодеянием для византийского общества, особенно во время политических волнений, дворовых смут, народных движений, когда слабая и побеждённая сторона оказывалась беспомощной и обречённой на неизбежную гибель и лишь во храме могла найти себе защиту от мести победителей и в покровительстве церковной власти встретить необходимую помощь для своего спасения. Затем в храме находили убежище – рабы, спасавшиеся от гнева и преследования господина, должники, подвергавшиеся притеснениям от жестоких и немилосердных заимодавцев, опальные придворные, имевшие основание опасаться, что первые опалы будут последними днями их жизни, невольные и случайные убийцы, над которыми внезапно разразилось великое бедствие, грозившее им гибелью, и другие беззащитные и несчастные члены общества. Во второй половине IV века jus asyli было регламентировано особыми законами греко-римских императоров. Прежде всего, император Феодосий I законом от 392 г. предписал брать из места убежища должников государственно казны, при чем епископы и клирики, если не желали выдать должника, обязаны были покрыть государственную недоимку из собственных средств 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Принимал активное участие в движении «за автономию Академии», входил в состав комиссии по выработке и принятию «Временных правил», которые «трансформировали академический устав в сторону большей самостоятельности академий от синодально-епархиального управления» ( Голубцов. Стратилаты. 1999. С. 177). 6 окт. 1906 г. в числе 5 профессоров И. выступил в газ. «Русские ведомости» против увольнения В. О. Ключевского из МДА. В 1906 г. представлял МДА в Предсоборном присутствии РПЦ , где выступал за широкое представительство белого духовенства и мирян в органах церковного управления (Там же). В ст. «Богословские факультеты» (1906) И. поддержал предложение профессора Киевского ун-та П. Я. Светлова о необходимости учреждения богословских фак-тов при рус. ун-тах. И. выразил согласие с мнением проф. Светлова о том, что такая необходимость отвечает интересам как ун-тов, так и Церкви и гос-ва. В университетском образовании разобщенность интеллигенции и Церкви, религии и науки приводит к одностороннему направлению и господству позитивизма. Без знакомства с богословием не могут обходиться мн. науки: философия тесно соприкасается с богословием по содержанию и исторической традиции; гос. право - в фундаментальном вопросе об отношении Церкви и гос-ва; естествознание соприкасается с религией в вопросах космологии и антропологии; медицина, в т. ч. психиатрия и невропатология, ставя вопросы о сущности и об основаниях психических явлений, о бессмертии, о происхождении жизни, о свободе воли, о нравственной ответственности и т. д., требуют от исследователя понимания богословских вопросов. Для Церкви, считает И., учреждение богословских фак-тов также является необходимостью: «...разобщение... веры и просвещения составляет истинное бедствие нашей религиозной жизни» (С. 394). Богословие не может быть научно разработано без методов и выводов др. наук: «Нельзя изучать каноническое право, не зная элементов юриспруденции. Церковная история и история церковной литературы требуют от исследователя глубоких познаний в восточных языках, в классической философии, в истории греко-римской культуры и в истории древней литературы. Для экзегета необходимо классическое образование. Христианский апологет должен быть хорошо знаком с математикой и естествоведением» (Там же). В свою очередь для гос-ва важно взаимопонимание между просвещенным духовенством и обществом, а также чтобы граждане, призванные к участию в гос. и церковном управлении, могли получить в высших школах достаточно богословских познаний для разрешения таких вопросов, как свобода совести, отношение Церкви и гос-ва, участие духовенства в политической деятельности, развод и церковный суд, права церковных приходов (С. 397).

http://pravenc.ru/text/469348.html

Архиепископ Аверкий (Таушев). Православие и его враги Широко распространенное, «ходячее» мнение наших дней – это то, что Православие представляет собою всего лишь одну из многих разновидностей христианства наряду с другими, имеющими полное право на существование и даже, в той или иной мере, равноценными. Но думать так – это или крайняя наивность, основанная на невежестве, или определенно злонамеренное искажение правды. Если мы обратимся к истории Христианской Церкви и дадим себе труд спокойно и беспристрастно, без всяких предвзятостей, основательно ознакомиться с нею, мы легко убедимся, что только Православие и есть истинное христианство – та Истина, свидетельствовать которую, по Его собственным словам, пришел на землю воплотившийся Единородный Сын Божий. Исконный враг человеческого спасения диавол, еще в яслях, как мы знаем, вознамерился погубить нашего Спасителя, дабы воспрепятствовать Ему совершить дело нашего спасения. Когда ему это не удалось, он всю злобу воздвиг на Него, использовав орудием для себя гордость, тщеславие, властолюбие и честолюбие иудейских первосвященников, старейшин, книжников и фарисеев. Когда и эти злые ухищрения его рушились и самая власть его была попрана Воскресением Христовым, он сначала чрез иудеев, а затем и чрез язычников поднял жесточайшие кровавые гонения на последователей Христовых, в надежде стереть христианство с лица земли. Но и эти козни врага не увенчались успехом, а даже наоборот: христианство сделалось в тогдашнем культурном греко-римском господствующим вероисповеданием. Лукавый враг не пал, однако, духом от понесенных поражений. Он воздвиг тогда новую брань против ненавистной ему Христовой веры – против той Божественной Истины, которую принес на землю, для спасения людей, воплотившийся Сын Божий, – брань, несравненно более трудную и опасную. По его наущению и вдохновению люди, обольщенные им чрез гордыню и честолюбие, стали среди самих христиан, внутри самой Церкви Христовой, как это предвидел еще св. Апостол Павел, возбуждать споры о вере, разные несогласия и разделения, ставя собственные, чисто человеческие домыслы и соображения, на место Богооткровенной Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

До воссоединения униатов в 1839 году, первенствующее значение в греко-униатской церкви принадлежало монашествующему духовенству базилианского ордена. Целью учреждения сего ордена было стремление к распространению унии и сближению её с латинством, при помощи и руководстве иезуитов. При самом своем учреждении, этот орден принял обычаи и порядки латинских монашеских орденов, причем было разрешено папами поступать в этот орден и лицам римского исповедания. Богатые фундуши монастырей, епископий и архимандрий в самом непродолжительном времени привлекли в униатский обряд большое количество лиц из знатнейших римско-католических фамилий. Эти новые пришельцы исходатайствовали у польского правительства привилегии, чтобы на архимандрии и епископии никто, кроме дворян, не мог быть возведенным, и, благодаря сему, если не совсем вытеснили из этих мест старых своих хозяев, то, по крайней мере, сделали оные совершенно от себя зависящими. Для преобразования же униатского монашества в желаемом направлении, монастыри были исторгнуты из власти епархиальных архиереев и отданы под власть базилиан. 314 А последние, состоя под властью своих генералов, сперва находившихся в подчинении униатским митрополитам, но потом освободившихся от сего подчинения, изменили совершенно прежнее образование униатского монашества и, кроме употребления в богослужении славянского языка, ничего почти не оставили из древнего греческого обряда. Для изменения белого духовенства считали достаточным употребить силу власти. У него отняли богатейшие фундуши, воздвигли из них монастыри, поставили монахов над ними даже в должности простых благочинных, и белое духовенство восстенало под тяжестью уже не внешнего, но внутреннего, от своих братий угнетения. 315 Чтобы отнять у белого духовенства самую возможность к занятию высших должностей, на которые бы оно имело право по своему образованию, базилиане мешали открытию епархиальных семинарий, захвативши в свои руки все фундуши, 316 предназначенные для сей цели. Впрочем, где эти семинарии и были открыты, как мы уже говорили, они были настолько дурно поставлены, что носили только название семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

(Речь, произнесённая в день годичного акта С-Петербургской духовной академии, 17 февраля 1883 г.) Из совокупности древних событий, нестареющих истин и вековечных установлений, составляющих вообще предмет библейской истории, которая даёт почётное право говорить в настоящем торжественном собрании, да позволено будет обратить ваше просвещённое внимание на предмет, соединяющий глубокую древность и научную важность с занимательностью некоторой новизны, обратить именно внимание на отношение добытых доселе важнейших данных египтологии к библейскому повествованию Пятикнижия. Египтология – весьма новая отрасль знания, считающая своё существование только десятилетиями; давно затерянный ключ к древним египетским письменам найден был только в начале настоящего столетия; но письменные памятники, которыми она занимается, принадлежат вообще седой древности, и есть между ними немало таких, которые существуют сорок и более столетий и получили своё происхождение во времена предшествующие или соответствующие пребыванию в Египте народа – носителя и хранителя ветхозаветной истины. Несмотря на недавность открытия, после столь многих веков совершенной неизвестности, правильное чтение и понимание древнеегипетских, в высшей степени своеобразных письмен, не только разгаданы, но и прочно установлены в настоящее время. Если египтологи и продолжают ещё встречать весьма большие трудности в некоторых из египетских текстов, и не всегда одинаково читают и переводят те или иные места в них, то это не может подрывать выработанной ими системы восстановления древнего языка, подобно, отчасти, тому, как неодинаковое понимание известного места у классических писателей не доказывает ошибочности существующего метода изучения древних языков. Действительная древность египетских текстов также не подлежит сомнению – и вследствие внутренних их свидетельств, и на основании согласных с ними указаний позднейших греко-римских писателей. Поддельность памятников исключается как незнанием древнего письма в течение столь долгого времени, так и самими обстоятельствами, при которых они были открываемы – их нередко находили в таких местах, вход в которые с незапамятных времён был совершенно затерян, или под такими грудами развалин, искусственное нагромождение которых трудно представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Униаты чувствуют себя забытыми Папой К итогам визита делегации греко-католических епископов в Ватикан 08.03.2016 1150 Время на чтение 3 минуты Секретариат Синода епископов Украинс кой греко-католической церкви (УГКЦ) распространил заявление по итогам визита делегации униатских епископов в Ватикан, где они встретились с Папой Римским Франциском. Визит был приурочен к 70-летию Львовского собора, который состоялся 8–10 марта 1946 года и на котором была упразднена уния, а большинство униатских священников и мирян перешли в Православие. Униаты, разумеется, называют собор «псевдособором» и почем зря костерят «кровавый сталинский режим». Однако главной темой визита епископов УГКЦ в Ватикан, очевидно, была Гаванская встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, которая вызвала ропот и раздражение униатов. В принятом по итогам встречи Совместном заявлении двух ведущих религиозных лидеров планеты предложено униатов, фактически, поместить в гетто. Именно об этом гласит 25-й пункт Совместного заявления, в котором говорится: «Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования». Иными словами, насильно, против воли переводить в Православие униатов никто не будет, но равноправными участниками процесса их никто не видит. Не меньше огорчил униатов и 26-й пункт Совместного заявления, где речь идет о современной ситуации на Украине. Причиной катастрофического положения в стране названо противостояние, «унесшеее уже множество жизней, причинившее бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшее общество в глубокий экономический и гуманитарный кризис». И ни слова, как надеялись униаты, про «российскую агрессию». Патриарх и Папа призвали «все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству». Было от чего огорчиться униатам.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/08/un...

Вселенскими Соборами (σνοδοι οκουμενικαι) называются соборы, которые при содействии светской (императорской) власти составлялись из епископов всей христианской церкви, стекавшихся из различных частей тогдашней греко-римской империи (οκουμνη, orbis terrarum) и так называемых варварских стран для суждения о предметах догматических и канонических. Император, как страж (custos) веры и церкви, созывал собор, делал ассигновку на расходы, назначал место его заседания, переводил из одного города в другой, лично присутствовал и пользовался почетным председательством) или назначал своих чиновников для наблюдения за порядком, распускал собор и по предложению собора скреплял акты собора своей подписью. Но императоры в сущности не принадлежали к составу членов собора и не имели права влиять на соборные решения в отношении к их содержанию, хотя они иногда и претендовали на это. Полноправными членами соборов, которым принадлежало право подавать решающий голос (лично или чрез заместителей), были только епископы, как преемники апостольской власти (следовательно, по апостольскому праву), присутствовавшие на соборе в качестве представителей епископства (епископата) и паствы из различных частей Вселенской Церкви, следовательно, в качестве выразителей голоса всей Церкви. Главной целью Вселенских Соборов было суждение о разных неправильных или еретических воззрениях и торжественное свидетельство об истинном учении и догматических воззрениях, содержимых церковью; но к этой догматической деятельности (учительства) присоединялись также и дела канонические, т. е. управления и суда. Догматические определения и каноны находятся в «Книге Правил»; определения, каноны и судебные решения – в «Деяниях» Вселенских Соборов. Догматические определения, правила или каноны, и судебные решения утверждались подписью всех епископов. Императорское утверждение состоявших постановлений давало им силу государственного закона, нарушение которого каралось законами уголовными. Истинными Вселенскими соборами были только те соборы, постановления которых действительно были выражением всеобщего голоса и сознания церкви и которые поэтому были признаны во всей Вселенской Церкви (даже вне греко-римской или византийской империи). Таких Вселенских Соборов, которые одинаково признаны восточной и римской церковью – семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Евграф Иванович Смирнов Период первый. От первого распространения христианской Церкви во время апостолов до торжества ее над язычеством при Константине Великом (34–313 гг.) § 5. Характер этого периода Появление в мире Христовой Церкви встречено было крайне враждебно со стороны религиозных и политических обществ того времени. Иудейский и языческий мир, не признавая за христианством значения единственно истинной религии, вступает в борьбу с Церковью и стремится уничтожить ее. Против Церкви издаются строгие законы, члены ее подвергаются кровавым преследованиям и тому подобное. Но Церковь не погибает. Сильная присущею ей божественною силою, она с необыкновенною быстротою распространяется в самом центре тогдашней исторической жизни, в Греко-Римской империи, и отчасти выступает даже за ее пределы; устраивает свой внутренний быт, насколько это было возможно при постоянных почти гонениях; наконец, выдержав трехвековую борьбу с миром иудейским и языческим, побеждает все препятствия к своему распространению и утверждается навсегда в Греко-Римской империи. Борьба Церкви с миром иудейским и языческим за право существования составляет характеристическую особенность первого периода ее исторической жизни. Глава I Распространение церкви §6. Условия, благоприятствовавшие распространению Церкви Христианская Церковь , как сказано выше, при своем появлении встретила ожесточенное сопротивление к своему распространению со стороны человеческих обществ того времени, но в самой жизни этих обществ, как политической, так и религиозно-нравственной, были условия, благоприятствовавшие ее успешному распространению. Политическое состояние вообще. Ко времени пришествия Христа Спасителя в мир и основания Им Своей Церкви почти все народы тогдашнего политического мира соединены были в одно государство, под одной политической властью римского народа. Рим назывался столицею всей вселенной. По праву победителей римляне относились к побежденным народам очень жестоко – забирали и отвозили награбленные в завоеванных странах богатства, отводили в плен толпы побежденных и делали их своими рабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010